Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Изображение в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» народных традиций

Для русской литературы 20(30-х годов XIX века характерен интерес к истории. В это время Пушкин пишет «Арапа Петра Великого» и «Капитанскую дочку», Лермонтов работает над романом «Вадим», Загоскин печатает «Юрия Милославского», создаются другие произведения. Такое пристальное внимание к историческому прошлому не случайно. Оно обусловлено временем, изменениями, происходившими в российском обществе. Декабристская эпоха в русской жизни поставила перед прогрессивными людьми много вопросов: о силах и законах, управляющих обществом, об общественном развитии, о роли народа в историческом процессе. Обращение к прошлому помогало найти ответы на многие вопросы, вставшие перед людьми, понять происходящее в настоящем и предугадать будущее.

События, изображенные Гоголем, относятся ко времени освободительного движения на Украине XV(XVII веков. Польская шляхта, турки, захватывающие и продающие в плен людей, татарские полчища ( со всеми ними вело борьбу украинское казачество. Защита национальной независимости, государственной самостоятельности часто была неотделима от борьбы за веру, за утверждение православной церкви. Украинская национальная тематика была достаточно представлена в русской литературе, в частности, в творчестве поэтов-декабристов. Интерес к украинской истории возник у самого Гоголя давно, в 1833(1834 годах. Он занимался историей Украины, собираясь написать научный труд. Материалы, относящиеся к жизни казачества, были использованы им в работе над «Тарасом Бульбой».

Интерес к истории казачества впервые воплотился в творчестве писателя в цикле повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки», в которых описана украинская народная жизнь и украинские народные характеры. В «Вечерах. » отражен народный взгляд на жизнь и намечены темы, которые получат развитие в «Тарасе Бульбе»: тема борьбы украинского народа с врагами, мечта о справедливом общественном устройстве, изображение народной жизни, тема вольности, свободы.

Возвратимся к мысли об идейно-художественной соотнесенности двух повестей, входящих в сборник «Миргород»: «Тараса Бульбы» и «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Объединение столь разных повестей в одном сборнике обоснованно. В чем же смысл этого объединения? В повести «Тарас Бульба» Гоголь рисует яркие, сильные, героические характеры, а в «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» показаны мелкие, ничтожные люди. Что делает людей такими разными? Почему в одном времени живут Тарасы и Остапы, а в другом — Иваны Ивановичи и Иваны Никифоровичи? Время действия в «Тарасе Бульбе» отнесено к прошлому. Именно в прошлом видятся Гоголю духовно свободные и могучие люди. Идея отнесения идеала в прошлое характерна для романтического мировосприятия, и героическая эпопея «Тарас Бульба» романтична и своей идеей, и своими характерами. Объединив в цикле две разные повести, Гоголь противопоставляет настоящую жизнь той мечте, которая видится писателю в прошлом. В прошлом были сильные и прекрасные люди, в настоящем их нет. Но могут ли они быть? Этот вопрос писатель задает и себе, и читателю. Показывая, какими были люди, Гоголь внушает читателю мысль: настоящие люди (те же Иваны) могут и должны быть другими. Герои гоголевской Сечи — это высокий идеал, но каждый человек, живущий позже, имеет достаточно достойных качеств, чтобы приблизиться к этому идеалу.

Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба»

Знаний груз у русского тощ –

Тем, кто рядом, почета мало,

Знают, – вот украинский борщ,

Знают, – вот украинское сало.

И с культуры поснимали пенку:

Кроме двух прославленных

Тарасов - Бульбы

И известного Шевченко

В. В. Маяковский «Долг Украине»

Интерес Гоголя к истории России и Украины как ее колыбели (вспомним, что Древняя Русь называлась Киевской) и составной части объяснялся еще и преподавательской работой Гоголя: сначала он вел всеобщую историю в Педагогическом женском институте, а затем, в 1831-1835 годах, историю средних веков на кафедре всеобщей истории Петербургского университета. В написанной Гоголем статье «О всеобщей истории» будущий великий писатель так определил задачи всеобщей истории как научной дисциплины: «. собрать в одно все народы мира, разрозненные временем, случаем, горами, морями, и соединить их в одно стройное целое; из них составить одну величественную полную поэму». Созданию такой художественно-исторической поэмы Гоголь-преподаватель и собирался посвятить всю свою жизнь. Но всеобщая история не единственный предмет дум еще не осознавшего свое истинное художественное призвание педагога и писателя. Другой предмет, не менее увлекавший Гоголя, ( история Украины. В пору работы над вторым циклом украинских повестей ( «Миргородом» ( писатель отмечает в письме к своему знакомому М. А. Максимовичу: «Теперь я принялся за историю нашей бедной, единственной Украины. ничто так не успокаивает, как история. Мои мысли начинают литься тише и спокойнее. Мне кажется, что я напишу ее, что скажу много нового, чего до меня не говорили».

Самое удивительное заключается в том, что «История Украины» Гоголем была написана! К сожалению, она не дошла до нас. Поэтому все, что Гоголь сказал в «Истории Украины», мы узнаем в самой замечательной и самой «вальтер-скоттовской» из украинских повестей писателя ( в «Тарасе Бульбе».

Несколько слов о самой проблеме и взгляде на нее Гоголя. Панская Польша все более теснила попавших в неволю украинцев и белорусов. Все дальше и дальше бежал народ от царящего произвола к границам татарских степей. За порогами Днепра возникла казацкая вольность ( Запорожская Сечь. Польша пыталась распространить свою власть и на Запорожье. В пору создания «Тараса Бульбы» и «Истории Украины» Гоголь, согласно распространенному тогда представлению, считал запорожское казачество и его потомков не одним из племен русской народности, а особым славянским народом. Он сложилсяся в эпоху татаро-монгольского разорения Руси из представителей разных народностей, искавших укрытия в приднепровских, недоступных ордынцам степях.

Кабале панской Польши или неизбежному крепостничеству в составе России писатель противопоставлял энергию и красоту национального духа и патриотических деяний запорожской вольности, ее борьбу против польского господства. Это противопоставление составляет общую идею «Тараса Бульбы» и «Истории Украины», выражает философское убеждение автора в том, что героическое прошлое народа есть залог его прекрасного и величественного будущего.

Главный герой повести Тарас Бульба, персонаж, в честь которого и названо само произведение, не является реальным лицом, а представляет собой художественный тип, собирательный образ казацкого героя. По мнению некоторых критиков, образ Тараса обрисован Гоголем с поистине шекспировским искусством, писатель умело развивает характер и в этом отношении не уступает Борису Годунову А. С. Пушкина.

В статье «О русской повести и повестях Гоголя», назвав повесть о Тарасе Бульбе «дивной эпопеей. резким очерком героической жизни младенчествующего народа. огромной картиной в тесных рамках, достойных Гомера», В. Г. Белинский писал: «Бульба - герой, Бульба - человек с железным характером, железной волею; описывая подвиги его кровавой мести, автор возвышается до лиризма и в то же время делается драматиком в высочайшей степени, и все это не мешает ему по местам смешить вас своим героем. Вы содрогаетесь поступком Бульбы, хладнокровно лишающим мать детей, убивающим собственной рукою родного сына, ужасаетесь его кровавой тризны над гробом детей, и вы же смеетесь над ним, дерущимся на кулачки со своим сыном, пьющим горилку с своими детьми, радующимся, что в этом ремесле они не уступают батюшке, и изъявляющим свое удовольствие, что их добре пороли в бурсе. И причина этого комизма. заключается не в способности или направлении автора находить во всем смешные стороны, но в верности жизни».

Запорожская Сечь

(история происхождения казаков)

Запорожская Сечь (Низовое войско Запорожское), социально-политическая и военная организация украинских казаков в 16-18 веках за Днепровскими порогами.

Казаки появились в Запорожье в начале 16 века. Для защиты от нападений крымских татар они строили небольшие деревянные укрепления ( сечи. В 1530-х годах запорожцы объединяются вокруг главной Сечи, которая стала местом пребывания кошевого атамана и сечевой рады. Казаки подразделялись на курени, вели активную борьбу с «нехристями»: крымскими татарами, турками, польскими и литовскими католиками, еврейским населением Украины. Запорожская Сечь сыграла важнейшую роль в формировании самосознания украинского народа, в его освободительной борьбе в 16-18 веках. В 1709 году по указанию Петра Великого в связи с восстанием Кондратия Булавина Запорожская Сечь ликвидирована, сами казаки в значительной массе переселились в пределы Крымского ханства. В 1734 году русское правительство разрешило казакам вернуться в Запорожье, где была создана так называемая Новая Сечь, окончательно ликвидированная в 1775 году.

Традиции

1. «Не в обычае было позволять школярам ездить верхом».

2. «У них были только длинные чубы, за которые мог выдрать их всякий козак, носивший оружие».

3. «А признайтесь, сынки, крепко стегали вас березовым и свежим вишняком по спине и по всему, что ни есть у козака?»

4. «Не было ремесла, которого бы не знал козак: накурить вина, снарядить телегу, намолоть пороху, справить кузнецкую, слесарную работу и, в прибавку к тому, гулять напропалую, пить и бражничать, как только может один русский, - все это было ему по плечу».

5. «Две красивые девки-прислужницы в червонных монистах, прибиравшие комнаты хотели соблюсти свой женский обычай: вскрикнуть и бросится опрометью, увидевши мужчину, и потом долго закрываться от сильного стыда рукавом».

6. «В самом деле, она была жалка, как всякая женщина, того удалого века. Она миг только жила любовью, только в первую горячку страсти, в первую горячку юности, - и уже суровый прельститель ее покидал ее для сабли, для товарищей, для бражничества. Она видела мужа в год два-три дня, и потом несколько лет о нем не бывало слуху. Да и когда виделась с ним, когда они жили вместе, что за жизнь ее была? Она терпела оскорбления, даже побои; она видела, из милости, только оказываемые ласки, она была какое-то странное существо в этом сборище безженных рыцарей, на которых разгульное Запорожье набрасывало суровый колорит свой».

7. Во время учебы в бурсе были «частые наказания голодом».

8. «Ректор и профессоры-монахи не жалели лоз и плетей, и часто ликторы по их приказанию пороли своих консулов так жестоко, что те несколько недель почесывали свои шаровары».

9. «Если козак проворовался, украл какую-нибудь безделицу, это считалось уже поношением всему козачеству: его, как бес-честного, привязывали к позорному столбу и клали возле него дубину, которою всякий проходящий обязан был нанести ему удар, пока таким образом не забивали его насмерть. Не платившего должника приковывали цепью к пушке, где должен был он сидеть до тех пор, пока кто-нибудь из товарищей не решался его выкупить и заплатить за него долг. Но более всего произвело впечатление на Андрия страшная казнь, определенная за смертоубийство. Тут же, при нем вырыли яму, опустили туда живого убийцу и сверх него поставили гроб, заключавший тело им убиенного, и потом обоих засыпали землею».

10. При выборе кошевого «четверо самых старых, седоусых и седочупринных козаков, взявши каждый в руки земли, которая на ту пору от бывшего дождя растворилась в грязь, положили ему на голову. Стекла с головы его мокрая земля, потекла по усам и щекам, и все лицо замазало ему грязью. Но Кирдяга стоял, не сдвинувшись, и благодарил козаков за оказанную честь».

11. «Сабля, ружье–самопал, короткочубная трубка с медными бляхами, железными провертками и огнивом были неотлучно при каждом козаке».

12. «Козацкие ряды стояли тихо перед стенами. Не было на них ни на ком золота, только разве кое-где блестело оно на сабельных рукоятках и оружейных оправах. Не любили козаки богато выряжаться на битвах; простые были на них кольчуги и свиты, и далеко чернели и червонели черные червоноверхие бараньи их шапки».

13. « - Ну, так поцелуйтесь же и дайте друг другу прощанье, ибо, бог знает, приведется ли в жизни еще увидеться. Слушайте своего атамана, а исполняйте то, что сами знаете: сами знаете, что велит козацкая честь.

И все козаки, сколько их ни было, перецеловались между собою. Начали первые атаманы и, поведши рукою седые усы свои, поцеловались навкрест, и потом взялись за руки и крепко держали руки. Хотел один другого спросить: «Что, пане-брате, увидимся или не увидимся?» - да и не спросили, замолчали, - и загадались обе седые головы. А козаки все до одного прощались, зная, что много будет работы тем и другим».

1. Внешний облик героев.

«Бурсаки вдруг преобразились: на них явились, вместо прежних запачканных сапогов, сафьяновые красные, с серебряными подковами; шаровары шириною в Черное море, с тысячью складок и со сборами, перетянулись золотым очкуром; к очкуру прицеплены были длинные ремешки, с кистями и прочими побрякушками, для трубки. Казакин алого цвета, сукна яркого, как огонь, опоясался узорчатым поясом; чеканные турецкие пистолеты были задвинуты за пояс; сабля брякала по ногам. Их лица, еще мало загоревшие, казалось, похорошели и побелели; молодые черные усы теперь как-то ярче оттеняли белизну их и здоровый, мощный цвет юности; они были хороши под черными бараньими шапками с золотым верхом».

2. Речь героев.

В любых произведениях чрезвычайно важную роль играет речь героев, ее стилистические особенности. Каждое слово в повести выполняет особую роль, отражает живое движение души писателя, вот почему все слова безжалостно остры, метки.

Каждая фраза любого героя точна, в ней отсеяно все лишнее, на каждом слове лежит печать кропотливой работы автора. Из неисчерпаемой сокровищницы общенародного языка писатель отбирал самые точные, весомые, выразительные слова и обороты, достигая поразительного соответствия речи каждого персонажа его социальному и служебному положению, образованию, характеру, профессии, полу, возрасту, конкретной ситуации.

Речь гоголевских героев разнообразна по лексике, фразеологии, общему строю, стилистическим принципам, что делает персонажей индивидуально неповторимыми и вместе с тем типичными.

Языковое мастерство писателя достигает такого совершенства, что при чтении из разнообразного интонационного звучания речи невольно возникает зрительный образ того, как эти слова произносятся.

1. «Ваша нежба – чистое поле да добрый конь: вот ваша нежба! А видите вот эту саблю? Вот ваша матерь!»

2. «Полно, полно выть, старуха! Казак не на то, чтобы возиться с бабами. Ты бы спрятала их обоих себе под юбку, да и сидела бы на них, как на куриных яйцах».

3. «Теперь благослови, мать, детей своих. Моли бога, чтобы они воевали храбро, защищали бы всегда честь лыцарскую, чтобы стояли всегда за веру Христову, а не то - пусть лучше пропадут, чтобы и духу их не было на свете!»

4. «Терпи, козак, - атаманом будешь! Не тот еще добрый воин, кто не потерял духа в важном деле, а тот добрый воин, кто и на безделье не соскучит, кто все вытерпит, и хоть бы ему что хочь, а он все-таки поставит на своем».

5. «Есть ли еще порох в пороховницах? Крепка ли еще казацкая сила? Не гнутся ли еще казаки?»

6. «Так продать? продать веру? продать своих?. Я тебя породил, я тебя и убью!»

7. «Думаете, есть что-нибудь на свете, чего бы боялся козак?»

1. «Да хоть и батька. За обиду не посмотрю и не уважу никогоа как будешь смеяться, то, ей-богу, поколочу!»

2. «Вишь, какой батько!. все, старый собака, знает, а еще прикидывается».

3. Интерьер жилища.

«Светлица была убрана во вкусе того времени, о котором живые намеки остались только в песнях да в народных думах, уже не поющихся более на Украине бородатыми старцами-слепцами в сопровождении тихого треньканья бандуры, в виду обступившего народа; во вкусе того бранного, трудного времени, когда начались разыгрываться схватки и битвы на Украине за унию. Все было чисто, вымазано цветной глиною. На стенах - сабли, нагайки, сетки для птиц, невода и ружья, хитро обделанный рог для пороху, золотая уздечка на коня и путы с серебряными бляхами. Окна в светлице были маленькие, с круглыми тусклыми стеклами, какие встречаются ныне только в старинных церквах, сквозь которые иначе нельзя было глядеть, как приподняв надвижное стекло. Вокруг окон и дверей были красные отводы. На полках по углам стояли кувшины, бутыли и фляжки зеленого и синего стекла, резные серебряные кубки, позолоченные чарки всякой работы: венецейской, турецкой, черкесской, зашедшие в светлицу Бульбы всякими путями, через третьи и четвертые руки, что было весьма обыкновенно в те удалые времена. Берестовые скамьи вокруг всей комнаты; огромный стол под образами в парадном углу; широкая печь с запечьями, уступами и выступами, покрытая цветными, пестрыми изразцами».

Заключение. Значение повести.

После выхода в свет «Вечеров на хуторе близ Диканьки» каждое новое художественное произведение Гоголя становилось событием в литературной жизни России. Известный художественный критик Владимир Васильевич Стасов вспоминал, с каким воодушевлением встречали читатели, особенно молодежь, произведения Гоголя. «. Новое поколение, ( писал он, ( подняло великого писателя на щитах с первой же минуты его появления. Тогдашний восторг от Гоголя ( ни с чем не сравним. Его повсюду читали точно запоем. Необыкновенность содержания, типов, небывалый, неслыханный по естественности язык, отроду еще не известный никому юмор ( все это действовало просто опьяняющим образом».

Восторженно была принята повесть «Тарас Бульба». Белинский назвал ее «колоссальным созданием». Это было смелое, новаторское произведение, впервые с такой поэтичностью, с таким художественным совершенством открывшее русской литературе героическую атмосферу народной жизни, силу и обаяние народных характеров.

Такой книги еще не знала история мировой литературы.

В «Тарасе Бульбе» нашла свое наиболее яркое отражение в русской и украинской литературе героическая борьба украинского народа за свое национальное освобождение.

Свободно распоряжаясь историческим материалом, не воспроизводя ни одного конкретного исторического события, ни одного реально-исторического деятеля, Гоголь создал произведение искусства, в котором с гениальной художественной мощью раскрыл доподлинную историю народа или, как говорил Белинский, исчерпал «всю жизнь исторической Малороссии и в дивном, художественном создании, навсегда запечатлел ее духовный образ».

Некоторые исследователи полагали, что в Тарасе Бульбе Гоголь запечатлел какой-то конкретный исторический образ и что сюжет повести воспроизводит определенный исторический эпизод. Но это были неверные предположения. Гоголь даже не заботился о точной хронологии изображаемых событий. В одних случаях действие отнесено к XV веку, в другом ( к XVI веку. В действительности писатель имел в виду нарисовать такую картину, в которой отразились бы наиболее типические, коренные черты всей национально-героической эпопеи украинского народа. Тарас Бульба воплощает в себе всю народную Украину. Именно в этом состояло величайшее художественно- обобщающее значение образа, созданного Гоголем.

Новаторское значение повести Гоголя заключалось, прежде всего, в том, что главной силой исторических событий выступает в ней народ. Автор превосходно раскрывает атмосферу могучего народного движения. «Поднялась вся нация, ибо переполнилось терпение народа, ( поднялась отомстить за посмеянье прав своих, за позорное унижение своих нравов, за оскорбление веры предков и святого обычая, за посрамление церквей, за бесчинства чужеземных панов, за угнетение, за унию. »

Основная идея, пронизывающая повесть, ( признание нерасторжимого единства двух братских народов: украинского и русского. Гоголь называет казачество «широкой разгульной замашкой русской природы». В этой «русской природе» отразилась душа и русского, и украинца.

«Тарас Бульба» ( это страстный гимн родине. Это гениальная песнь о любви к родному народу и ненависти к иноземным захватчикам.

«Тарас Бульба» ( одно из самых совершенных творений Гоголя. Оно стоило писателю огромного труда. Много времени положил он на ознакомление с историческими источниками. Гоголь считал необходимым изучить эпоху, которой посвящена его повесть, со всей тщательностью. И он для этого не щадил усилий. Предметом изучения писателя были специальные исторические исследования, даже летописи. Следы этого изучения мы легко можем найти в тексте повести.

Но среди источников, которые помогли Гоголю в работе над «Тарасом Бульбой», был еще один, важнейший: народная украинская песня. Гоголь был знатоком и ценителем народной песни. Он считал украинскую народную песню драгоценным источником для историка и поэта, желающих «выпытать дух минувшего века» и постигнуть «историю народа». При этом писатель высказывает замечательную мысль о том, что далеко не всякий народ способен создать такую поэзию, по которой можно было бы изучать его историю. Только тот народ способен создать такую поэзию, который имеет великое, героическое прошлое, «если натиски насилий и непреодолимых вечных препятствий не давали ему ни на минуту уснуть и вынуждали из него жалобы ( и если эти жалобы не могли иначе нигде выразиться, как только в его песне». Чем содержательнее и героичнее история народа, тем более достоверна и художественна его устная поэзия. Такую поэзию создал украинский народ.

«Моя радость, жизнь моя, песни! Как я вас люблю! ( писал Гоголь в одном письме. ( Что все черствые летописи, в которых я теперь роюсь, перед этими звонкими дивными летописями?» Эти «звонкие дивные летописи» помогли автору «Тараса Бульбы» правдиво воссоздать живую историю народа. Гоголь черпал в народной песне сюжетные мотивы, порой ( целые эпизоды.

В повести широко использован былинно-песенный прием распространенных сравнений:

«Оглянулся Андрий: пред ним Тарас! Затрясся он всем телом и вдруг стал бледен. Так школьник, неосторожно задравши своего товарища и получивши за то от него удар линейкою по лбу, вспыхивает, как огонь, бешеный выскакивает из лавки и гонится за испуганным товарищем своим, готовый разорвать его на части, и вдруг наталкивается на входящего в класс учителя: вмиг притихает бешеный порыв и упадает бессильная ярость. Подобно ему, в один миг пропал, как бы не бывал вовсе, гнев Андрия. И видел он перед собою одного только страшного отца».

Создавая героический образ Тараса Бульбы, Гоголь нисколько не пытается идеализировать его. В нем, как и в других персонажах повести, перемешаны нежность и грубость, серьезное и смешное, великое и малое, трагическое и комическое. В таком изображении человеческого характера Белинский видел замечательный гоголевский дар «выставлять явления жизни во всей их реальности и истинности».

Гоголь мечтал о сильном, героическом характере. В многовековой истории борьбы украинского народа за свое освобождение от гнета польской шляхты он находит такие характеры. Человеческое обаяние героев повести, красота их нравственных принципов, величие их национальных и патриотических идеалов ( все это не могло не выступать контрастом современной писателю действительности, пошлому миру Иванов Ивановичей и Иванов Никифоровичей. «Тарас Бульба» ( свидетельство поразительного многообразия гоголевского гения. Ни в одном писателе мира не совмещались возможности столь разнообразного отражения жизни, столь разнохарактерные художественные краски в изображении сатирических и героических образов, как это мы видим у автора «Ревизора» и «Тараса Бульбы». В «Тарасе Бульбе» поэтически запечатлены лучшие черты русского национального характера. Недаром бессмертная повесть Гоголя является одной из любимейших книг советских людей.

Словарь

Епанча ( длинный и широкий плащ.

Жупан ( теплая верхняя одежда.

Казакин – мужское верхнее платье в виде кафтана на крючках, со сборками сзади.

Кафтан ( старинная мужская долгополая верхняя одежда.

Кожух ( верхняя одежда из кожи; овчинный тулуп.

Кунтуш – старинное верхнее платье.

Мелизетка ( кофта, блузка.

Оксамит – бархат.

Онуча – длинная широкая полоса ткани для обмотки ноги.

Очкур ( шнурок, затягивающий шаровары.

Паволока – дорогая шелковая ткань.

Парча ( плотная узорчатая шёлковая ткань с переплетающимися золотыми, серебряными нитями.

Подрясники ( долгополая одежда церковнослужителей, поверх которой надевалась ряса.

Свитка ( длинная верхняя одежда со сборками сзади.

Сорочка ( одежда из лёгкой ткани, надеваемая на верхнюю часть тела (мужская) или как нижнее бельё (женская).

Узорчатый пояс – лента, шнур, ремень или прошитая полоса ткани для завязывания, застёгивания по талии.

Червонное монисто – ожерелье из бус, монет, камней.

Чебот ( сапог.

Чуприна – длинный клок волос на голове.

Шаровары ( широкие казацкие штаны.

Предметы домашней утвари

Бандура - украинский народный струнный щипковый музыкальный инструмент.

Запястье - украшение в виде охватывающего запястье кольца, цепочки.

Корчик – ковш.

Круглая балалайка – трёхструнный щипковый музыкальный инструмент.

Куль – большой рогожный мешок (использовалась как подушка).

Курень – общежитие запорожцев и вместе с тем войсковое объединение во главе с куренным атаманом; также помещение, в котором жили казаки в Сечи.

Кухоль – глиняная кружка.

Люлька – трубка для курения.

Мазница – ведро для дегтя.

Серебряный ковш – округлый сосуд с ручкой для зачерпывания жидкости, сыпучего [в старину—сосуд для питья вина].

Сулея – плоская бутыль.

Турбан – народный струнный инструмент.

Национальная еда

Корж – сухая лепешка из пшеничной муки, часто с салом.

Кулиш – жидкая каша с салом.

Маковник – пирог с маком.

Медовик – медовый пирог.

Пампушка – оладья, пышка.

Пундик – сласти.

Горелка – водка.

Саламата – жидкая каша из муки с салом или маслом.

Толченое просо – хлебный злак с метельчатым соцветием и твёрдыми зёрнами, очищаемыми для получения пшена.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)