Портрет в литературном произведении
Филологический анализ литературного произведения, по мнению ученых-филологов, предполагает взаимодействие литературоведческого и лингвистического подходов к нему: «Художественный текст в этом плане рассматривается и как эстетический феномен, обладающий цельностью, образностью и фикциональностью (от лат. fictio – выдумка, вымысел); и как форма обращения к миру, т. е. как коммуникативная единица, в которой, в свою очередь, моделируется определенная коммуникативная ситуация; и как частная динамическая система языковых средств». Очевидно, что филологический анализ обращается, прежде всего, к слову в художественном произведении как первоэлементу литературы, в нашем случае, к словесному изображению портрета персонажа.
Портрет – это изображение внешнего облика человека, то есть его физических признаков, манеры поведения, одежды, мимики, с целью раскрытия характера, психологического состояния героя, с целью создания его образа.
Являясь прямым средством изображения внешности человека, портрет при этом косвенно выражает разнообразную информацию о герое произведения: о его национальности, происхождении, социальном положении, чертах характера, психологическом состоянии.
При всем многообразии портретов персонажей в разных произведениях принципы их построения обнаруживают определенное сходство, это позволяет выделить различные типы портретов: статистический, динамический, характерологический, социальный, психологический, символический и т. д.
Искусство авторов словесных портретов проявляется по–разному.
На наш взгляд, Л. Н. Толстой – мастер создания портретов, его портреты имеют свои особенности и закономерности в построении.
Проанализируем словесное построение портретов персонажей рассказа «После бала»: Вареньки и ее отца, полковника Петра Владиславовича.
Прежде всего, следует сказать, что этих героев мы видим глазами рассказчика Ивана Васильевича, который описывает один случай из своей жизни: блестящий бал у губернского предводителя и сцена жестокого избиения человека после бала.
В эпизоде бала мы видим девушку, в которую влюблен рассказчик, Вареньку:
1) «в молодости, восемнадцати лет, была прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная. Держалась она всегда прямо – как будто не могла иначе, - откинув немного назад голову, и это давало ей, с ее красотой и высоким ростом, несмотря на ее худобу, даже костлявость, какой- то царственный вид. »;
2) «Она была в белом платье с розовым поясом в белых лайковых перчатках немного не доходивших до худых, острых локтей, и в белых атласных башмачках»;
3) «ее сияющее, зарумянившееся, с ямочками лицо и ласковые, милые глаза»;
4) «пожимала худыми плечами».
Автор создает перед нами светлый, чистый, волшебный образ Вареньки, не способной сделать зло, излучающей молодость, красоту и радость. С этой целью несколько раз Л. Н. Толстой использует фразы и слова: «в белом платье с розовым поясом», «перышко», «белый».
Иван Васильевич «счастлив», «блажен» и восторжен, он любуется ею, но при этом замечает и ее недостатки: костлявость и худобу.
Он любуется и ее отцом:
1) «был красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми, a la Nicolas I подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками, и та же радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах. Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по-военному грудью, сильными плечами и длинными стройными ногами. Он был воинский начальник типа старого служаки, николаевской выправки»;
2) «вынул шпагу из портупеи,. натянул замшевую перчатку на правую руку»;
3) «он бойко топнул одной ногой, выкинул другую, и высокая, грузная фигура его. задвигалась вокруг залы»;
4) «его сапоги, обтянутые штрипками, - хорошие опойковые сапоги, но не модные, с острыми, а старинные, с четвероугольными носками и без каблуков»;
5) «с его домашними сапогами».
Таким образом, Л. Н. Толстой изображает в сцене бала красивого, милого полковника, человека домашнего, хорошего отца, нежно любящего свою дочь и отдающего ей последнее. С этой целью писатель особенно тщательно описывает сапоги полковника: «не покупает модных, а носит домодельные», чтобы «одевать любимую дочь».
Иван Васильевич умилен, он испытывает к полковнику «восторженно-нежное чувство».
Проанализируем эпизод после бала, сцену жестокого наказания человека. Иван Васильевич видит «что-то страшное», «оголенного по пояс человека», на которого сыпались с обеих сторон удары, рядом он видит знакомую фигуру отца Вареньки, полковника:
1) «шел твердой, подрагивающей походкой»;
2) «он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицусолдата»;
3) «шел подле и, поглядывая то себе под ноги, то на наказываемого, втягивал в себя воздух, раздувая щеки, и медленно выпуская его через оттопыренную губу».
После бала полковник удивительно преображается: он становится жестоким, грозным и злобным. Иван Васильевич от увиденного испытывает почти физическую, доходящую до тошноты, боль.
Итак, портрет полковника с течением времени меняется под влиянием обстоятельств жизни, в зависимости от того, где он находится: в кругу людей своего сословия или перед своими подчиненными, людьми более низкого социального статуса. Такой портрет называется динамическим.
Но одна деталь в описании Петра Владиславовича присутствует в обоих эпизодах: замшевая перчатка. На балу он танцует с дочерью, надев замшевую перчатку, после бала он рукой в той же замшевой перчатке бил солдата. Эту вещь в портрете героя можно назвать символической: замшевая перчатка – это сам полковник, двуличный, двоедушный человек, на балу он – в маске доброты и благородства, после бала – без маски, подлец, исполняющий свои служебные обязанности.
Л. Н. Толстой считает, что очень часто в нашей жизни человек вынужден носить «маски»: в одних жизненных ситуациях быть хорошим, в других – плохим, а повинно в этом общество, в котором искажены понятия о долге, чести, ответственности. Писатель заставляет нас, читателей, задуматься над проблемой ответственности человека за все, что происходит в обществе.
Таким образом, проанализировав портреты персонажей рассказа Л. Н. Толстого «После бала», можно сделать следующие выводы:
1) словесные портреты помогают создать определенный образ героя литературного произведения;
2) словесные портреты помогают раскрыть характеры персонажей;
3) портрет способен выражать изменения в характере персонажа;
4) портрет может выражать авторское мнение;
5) портрет может иметь символические детали.
Комментарии