Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

О пушкинском доме

В декабре 2005 г. наша страна торжественно отпраздновала чрезвычайно важное и значимое событие – 100-летний юбилей одного из крупнейших научных центров России – Института русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук.

Вспомнив слова А. М. Горького о том, что «русская литература – это лучшее, что создано нами как нацией», мы по праву можем назвать Пушкинский Дом «одним из лучших явлений русской гуманитарной науки, ярчайшим явлением русской духовности».

Собрание российской общественности, посвященное юбилею выдающегося историко-культурного феномена России, проходившее в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, приветствовали президент РФ В. В. Путин, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, вице-президент РАН академик Жорес Алфёров, директора крупнейших музеев страны: Государственного Эрмитажа, Всероссийского музея А. С. Пушкина и другие известнейшие деятели культуры.

Автору работы, к сожалению, не посчастливилось стать участником этого юбилейного собрания. Но желание хоть в малой степени быть причастным к этому большому торжеству подвигло нас к заинтересованному сбору, внимательному изучению и систематизации всех доступных нам источников информации о Пушкинском Доме: его истории, его коллекциях, о работающих в нем людях («пушкинодомцах»)

Заметим, что это оказалось не самой легкой задачей, т. к. массовому читателю, насколько нам известно (и это подтвердили в Пушкинском Доме), доступны лишь две книги: вышедший в 1983 г. сборник «Рассказы из Пушкинского Дома» Л. Добринской и книга В. Н. Баскакова «Пушкинский Дом» (1980 и 1988 гг. ).

Поэтому за материалами дважды пришлось съездить в Санкт-Петербург в Пушкинский Дом, где за два года до столетия была издана огромная, тисненная золотом книга «Пушкинский Дом», а за год до юбилея – книга-каталог выставки, посвященной столетию основания Пушкинского Дома, названной известной блоковской строчкой: «Имя Пушкинского Дома в Академии Наук». Кроме того, директор ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН Н. Н. Скатов любезно предоставил нам ксерокопию своей статьи «Имя Пушкинского Дома», а заместитель директора по научной работе Ю. М. Прозоров – историко-архивную справку о Пушкинском Доме, созданную для внутреннего пользования. Автор приносит им глубокую благодарность за предоставленные материалы.

Нашими невольными помощниками стали и авторы публикаций о «Пушкинском Доме», появившихся в дни празднования его юбилея в СМИ.

Кроме того, мы имели уникальную возможность, побывав в октябре 2005 г. в Пушкинском Доме (причем не только в пушкинском кабинете, литературном музее, но и в рукописном отделе. В том числе в святая-святых – комнатах, где хранятся библиотека А. С. Пушкина и его рукописи!), получить подробную консультацию по интересующим нас вопросам у научных сотрудников Пушкинского Дома: Любови Владимировны Герашко и Елены Владимировны Кочневой. Это было величайшим везением, т. к. именно они непосредственно готовили выставку «Имя Пушкинского Дома в Академии Наук», которая с 18 февраля по 18 мая 2005 г. была открыта в Москве в Государственном музее А. С. Пушкина.

Эта выставка произвела на нас потрясающее впечатление. После ее посещения желание написать работу о Пушкинском Доме переросло в потребность и дело чести.

Столь много прочитав, услышав, увидев и прочувствовав, имея о Пушкинском Доме и книги, и статьи, и личные впечатления, и материалы консультаций, - нельзя было не стать пропагандистом этого уникального научно-культурного центра нашей страны!

Начнем с краткого описания выставки, предваряющей празднование 100-летия «космодрома» культуры, показанной в Москве, в московском «Пушкинском Доме» - Государственном музее А. С. Пушкина. Будучи лишь «тонким срезом бесценных фондов Пушкинского Дома, объявленных национальным достоянием страны», она, безусловно, представляла собой уникальное, поражающее воображение явление. «Так широко и комплексно ИРЛИ еще не показывал свои коллекции вне своих стен». Здесь можно было увидеть рукописные (!) книги XV-XVI веков; материалы из легендарного собрания «русского парижанина» А. Ф. Отто-Онегина, из Александровского лицея (где был 126 лет назад открыт первый в нашей стране литературный музей), Лермонтовского и Толстовского музеев, из домов Аксаковых, Полонских, В. М. Гаршина, Л. Н. Андреева, А. А. Блока; фрагмент кабинета великого князя Константина Константиновича (основателя Пушкинского Дома); стол из гостиницы «Англетер» и написанную кровью предсмертную записку Сергея Есенина; локоны Шиллера и Гёте; переданное в Пушкинский Дом Академией наук собрание портретов академиков; многочисленные рукописи и прижизненные издания с автографами великих русских писателей XVIII-XX веков

А первым, что видел каждый приходящий на выставку, был альбом автографов, который решила вести для Пушкинского Дома в 1921 годупервая заведующая его библиотекой, ученица первого директора Пушкинского Дома Нестора Александровича Котляревского Евлалия Павловна Казанович. Альбом был открыт на первой и второй страницах – там, где 5 февраля 1921 г. А. А. Блок собственноручно написал стихотворение, ставшее теперь своеобразной визитной карточкой Пушкинского Дома

Александр Блок был другом Пушкинского Дома. Он посещал организуемые Пушкинским Домом выставки, был знаком с пушкинодомцами, заинтересованно беседовал с директором Н. А. Котляревским. В своем дневнике 1918 г. Блок записал: «В Академии наук утром. Знакомство с Модзалевским и другими. Много разговоров». Его волновала судьба Пушкинского Дома, поэту были близки и дороги новые исследования ученых в области русской литературы и особенно в пушкиноведении.

В день 84ой годовщины гибели А. С. Пушкина (1921 г. ) Блок выступил с речью «О назначении поэта» и сказал замечательные слова: «Перед нашими глазами с детства как бы стоит надпись: огромными буквами написано: «Пушкин». Это имя, этот звук наполняет многие дни нашей жизни»

За пять дней до этого выступления он и написал в альбоме автографов процитированное «Пушкинскому Дому». Это последнее законченное стихотворение Блока. То есть своеобразное завещание. Блок прощался с любимым поэтом, память о котором хранил Пушкинский Дом. Есть в стихотворении и нечто пророческое: спустя восемнадцать лет именно Пушкинский Дом примет в свое хранилище наследие самого Блока: рукописи, библиотеку, ставшие мемориальными вещи, обстановку его последней квартиры.

Проникновенными чувствами, выраженными Блоком в этом поэтическом посвящении, «жили и вдохновлялись в тяжелые, сегодня уже легендарные, годы все сотрудники Дома».

История Пушкинского Дома началась в 1899 г. – с торжеств по случаю 100-летия со дня рождения А. С. Пушкина и с открытой в Большом конференц-зале Академии наук юбилейной выставки, на которую было собрано от частных лиц и различных учреждений 703 бесценных экспоната: письма А. С. Пушкина, его рукописи, книги, вещи, иллюстрации к его произведениям, портреты родных, друзей, фотографии современников поэта.

Когда весь этот громадный и до того времени рассеянный по свету бесценный материал соединился, получилась яркая, красочная, впечатляющая картина жизни и деятельности Пушкина.

Необыкновенная выставка превратилась в волнующий праздник для почитателей поэзии Пушкина. Посетители впервые увидели рядом несколько портретов Пушкина. В них каждый художник отобразил свое понимание творчества поэта, выделил наиболее запомнившуюся черту внешности.

«Многоликость» изображений позволяла представить образ Пушкина более полно, живо.

Знаменитая певица П. Виардо прислала из Франции кольцо. Пушкин очень любил этот золотой перстень с резным восьмиугольным сердоликом и древнееврейской таинственной надписью. Иван Сергеевич Тургенев писал в 1880 году: «Перстень этот был подарен Пушкину в Одессе княгиней Воронцовой. Он носил почти постоянно этот перстень (по поводу которого написал свое стихотворение «Талисман») и подарил его на смертном одре поэту Жуковскому. От Жуковского перстень перешел к его сыну Павлу Васильевичу, который подарил его мне». После смерти Тургенева его близкий друг Полина Виардо возвратила России драгоценную реликвию.

У одного экспоната посетители стояли подолгу. Утихали разговоры, воцарялось горестное молчание: это была пуля, пресекшая дни великого сына России. В газете «Санкт-Петербургские ведомости» автор очерка, посвященного открытию выставки, писал о трагическом экспонате: «На вид это маленький, кругленький, темный шарик, изящно отделанный в золото в виде брелка, но без содрогания смотреть на него невозможно»!

Юбилей закончился, и собственники вновь разрознили драгоценные автографы поэта, рукописи, черновики произведений. Они могли их дарить, завещать, продавать, перевозить в разные города, хранить в неподходящих условиях. Это затрудняло издание сочинений поэта по подлинникам произведений, изучение его жизни и творчества и, в конце концов, могло привести к утрате национального достояния русского народа.

Как же сберечь весь этот ценный материал, который впервые после смерти Пушкина был собран воедино, помешать ему вновь распылиться, погибнуть?

Тогда-то впервые и возникла идея создания единого и постоянно существующего места, где собиралось бы, хранилось и изучалось все, что связано с Пушкиным и русской литературой. И, естественно, тогда же возникло желание сохранить всю эту великолепную коллекцию, так много могущую дать и изучению, и распространению пушкинского наследия.

Обильный материал из документов, книг, разнообразной иконографии и меморий, извлеченный из многих учреждений и частных собраний, умело организованный и представленный (руководство здесь осуществляли вице-президент Академии наук академик Леонид Николаевич Майков и секретарь Академии наук Борис Львович Модзалевский), уже в большой мере обозначил «контуры» Пушкинского Дома. Увы, эти уже определившиеся «контуры» нового учреждения расплылись и размылись: экспонаты после закрытия выставки вновь разошлись по разным местам. Но идея единого пушкинского центра, который мог бы вобрать все это богатство, тем более окрепла именно потому, что, по сути, некую реализацию уже получила. По справедливому замечанию известного пушкиниста Н. В. Измайлова, Пушкинский Дом сложился, не дожидаясь осуществления первоначальной идеи – дома-памятника: а это было, конечно, свидетельством органичной постоянной жизненной потребности в создании для страны такого учреждения.

С другой стороны, к идее такого учреждения подходила и Комиссия по возведению в Петербурге собственно памятника Пушкину. Она была создана тоже в юбилейном 1899 г. и тоже при Академии наук, и тоже при председательстве ее президента, то есть великого князя Константина Константиновича.

В 1905 г. на одном из заседаний Комиссии заведующий Пушкинским музеем Императорского Александровского лицея Павел Евгеньевич Рейнбот предложил «соорудить памятник Пушкину не в виде статуи, а в виде постройки особого музея, <> которому должно быть присвоено имя Пушкина» и где «будет сосредоточено все, что касается наших выдающихся художников слова, как-то: рукописи, вещи, издания сочинений и т. п. ». На заседании впервые прозвучало: «Дом Пушкина», «Пушкинский Дом».

Решение об учреждении Пушкинского Дома было принято 15 декабря 1905 года в заседании Высочайше учрежденной Комиссии по постройке памятника А. С. Пушкину в Санкт-Петербурге, которое проходило под председательством Президента Императорской Академии наук великого князя Константина Константиновича. В этом заседании «Комиссия пришла к заключению, что память великого русского поэта была бы увековечена еще более достойным образом, если бы был учрежден особый, посвященный имени Пушкина Пантеон русской литературы» (РО ИРЛИ, ф. 244, оп. 29, № 22, л. 1; представление № 11191 министра народного просвещения П. фон Кауфмана в Совет министров от 29 мая 1907 г. «Об учреждении Пушкинского Дома»).

14 июля 1907 г. было Высочайше утверждено «Положение о Пушкинском Доме», разработанное в Комиссии по постройке памятника А. С. Пушкину в Санкт-Петербурге. Оно, в частности, гласило:

«Пушкинский Дом учреждается в благоговейную память о великом русском поэте Александре Сергеевиче Пушкине для собирания всего, что касается Пушкина как писателя и человека.

Пушкинский Дом предназначается также для хранения всего, что касается жизни и деятельности представителей русской изящной словесности. (Т. е. Пушкинский Дом создавался как Пантеон всей русской литературы – А. П. )

Пушкинский Дом составляет государственное достояние и находится в ведении Императорской Академии наук».

До 1918 г. , как мы узнали во время своего визита в Институт, в Пушкинском Доме не было штатного расписания, все его сотрудники работали, не получая здесь денег, являя тем самым яркий и впечатляющий пример бескорыстного служения Пушкину.

Да и собственное постоянное помещение Пушкинский Дом обрел только в 1927 г. – великолепное, белоколонное, обширное здание бывшей Петербургской морской таможни, построенное по проекту архитектора И. Ф. Лукина в пушкинское время (в 1832 г. ).

В 1930 году Пушкинский Дом был преобразован в Институт русской литературы РАН (т. е. стал академическим институтом – институтом в рамках РАН).

С 1949 года Пушкинский Дом стал называться так, как именуется и теперь: Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Академии наук РФ.

В настоящее время Пушкинский Дом является крупнейшим научно-исследовательским учреждением, академическим центром хранения, собирания, издания памятников русской литературы.

В институте три фондовых подразделения: Рукописный отдел (с Древлехранилищем), Литературный музей, Библиотека, а также шесть научно-исследовательских отделов: Древнерусской литературы, Новой русской литературы (с входящими в него шестью творческими группами), Устного народно-поэтического творчества (с Лабораторией фонограммархива), Пушкиноведения, Новейшей русской литературы и Отдел взаимосвязей русской литературы с зарубежными. В институте ведутся научные исследования в области специальных литературоведческих дисциплин (текстология, источниковедение, библиография).

Указом Президента России № 64 от 24 января 1995 г. Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

А первым приобретением для создаваемого Пушкинского Дома стала библиотека Пушкина.

Еще в юбилейном 1899 году вице-президент Академии наук, выдающийся пушкинист-академик Леонид Николаевич Майков предложил выкупить ее у потомков А. С. Пушкина. В 1900-м ее «обследовал» Б. Л. Модзалевский и перевез из подмосковного села Ивановское, где она хранилась в имении внука великого поэта Александра Александровича, в Петербург, в Библиотеку Академии наук.

В апреле 1906-го по высочайшему повелению были выделены из казны 18 тысяч рублей на приобретение Академией этой библиотеки, которая и была передана Пушкинскому Дому, по сути, положив тем самым начало его деятельности.

Бесценное книжное сокровище, ныне насчитывающее 3700 томов (1523 названия) на 14 языках, хранится в Рукописном отделе Пушкинского Дома.

С этого времени Пушкинский Дом стал, говоря словами нынешнего директора Государственного Русского музея Владимира Гусева, «местом, где хранится, может быть, самая загадочная, самая важная и неуловимая субстанция, самая фундаментальная основа нашего бытия, - где хранятся слова».

Библиотека Пушкина стала «притягивать» к себе книжные редкости XVIII-XX веков, которые с течением времени образовали единственное в своем роде собрание – библиотеку Пушкинского Дома.

С самого начала библиотека расположилась в главном здании Академии наук.

Пополнялась она главным образом за счет целых коллекций: собрания московского книголюба и основателя знаменитого театрального музея А. А. Бахрушина; перекупленной части собрания П. А. Ефремова, библиотеки П. А. Плетнева (в 3000 томов); в 1914 г. С. Б. Вревская (дочь Евпраксии Николаевны Вульф – дочери соседки Пушкина по Михайловскому П. А. Осиповой-Вульф) передала Пушкинскому Дому библиотеку села Тригорского.

В смутное время после революции 1917 г. сотрудники библиотеки Пушкинского Дома очень ее пополнили, спасая частные коллекции и книжные собрания в оставленных квартирах, брошенных особняках, типографиях и книжных магазинах. (То есть – подчеркнем это особо – Пушкинский Дом явился своеобразным спасителем и хранителем уникальных коллекций и вещей!)

Так были сохранены и вошли в библиотеку Пушкинского Дома дворцовые библиотеки герцога Мекленбургского, Великого князя Константина Константиновича Романова (Президента Академии наук) и его сына, князя Олега.

Сотрудники библиотеки Пушкинского Дома отыскали и спасли и богатейшие коллекции М. И. Семевского, и библиотеку основательницы Народного дома в Петербурге С. В. Паниной. Особо ценной находкой стали книги, рукописи и личные вещи Ф. М. Достоевского, обнаруженные в одном из ломбардных складов. Среди них и семейная реликвия Достоевских – родовое Евангелие «Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле» Парфения, инока (М. 1856) с рисунками Ф. Достоевского и другие книги его библиотеки. В мае 1920 года сыном поэта Я. П. Полонского Б. Я. Полонским была передана в дар Пушкинскому Дому хранившаяся в его квартире библиотека отца.

В поле зрения Пушкинского Дома оказывались и находившиеся в провинции собрания. Из Карабихи были доставлены книги Некрасова, а в 1921 году в выделенном Петросоветом специальном вагоне прибыла библиотека и архив В. Гаршина в сопровождении вдовы писателя.

Существенные поступления в библиотеку Пушкинского Дома обеспечивала связь Пушкинского Дома с известными деятелями искусств и художниками, например, с Натальей Гончаровой. Удалось Пушкинскому Дому сохранить, часто предпринимая специальные усилия, становившиеся раритетами книги писателей, так или иначе оказавшихся не в фаворе у новой власти: Н. Гумилева, Л. Андреева, В. Миролюбова, Ф. Сологуба.

В 1928 году произошло эпохальное событие - из Франции в Пушкинский Дом поступила, вместе со всей коллекцией, библиотека А. Ф. Отто-Онегина: 3420 книг, брошюр, альманахов и журналов.

Большую роль в обогащении библиотеки прежде всего книгами русских писателей в переводах на другие языки сыграл ставший под конец жизни директором Пушкинского Дома А. М. Горький.

Громадное значение для работы исследователей имеют книжные собрания ученых-литературоведов, в частности, и членов Российской академии наук, которые были переданы в Пушкинский Дом. Это и коллекция С. А. Венгерова (18 тыс. томов) и – позднее – библиотека В. В. Виноградова (10 тысяч томов, среди которых книги, отсутствовавшие в фондах ИРЛИ), и собиравшаяся 70 лет библиотека Н. А. Пиксанова.

Характерно, что родные и близкие писателей стремятся передать в Пушкинский Дом доставшееся им в наследство. В 1929 году М. М. Шателен передает Пушкинскому Дому библиотеку деда – великого драматурга А. Н. Островского. А через десять лет вдова А. А. Блока передала Пушкинскому Дому вместе с архивом и личными вещами и его библиотеку – около 2 тысяч томов.

Личные библиотеки, несущие на себе печать их великих собирателей и хранителей, придают особый колорит библиотеке Пушкинского Дома как памятника культуры.

Сегодня библиотека Пушкинского Дома, насчитывающая семьсот тысяч томов (!), - одно из крупнейших специализированных книгохранилищ, снабженных оригинальной системой каталогов и обеспечивающих научную работу по широкому кругу литературоведческих проблем.

Наряду с библиотекой Пушкина, положившей начало библиотеке Пушкинского Дома и всему Пушкинскому Дому в целом, почти сразу стали формироваться коллекции, отразившие многообразный литературный быт эпохи, то есть собственно музейные экспонаты.

Из самых первых были подаренные А. А. Кулижанской портрет ее бабушки Анны Петровны Керн. А также два портрета знаменитого переводчика «Илиады» Н. И. Гнедича, которые преподнес Пушкинскому Дому его внук П. П. Гнедич.

Таким образом, создатели Пушкинского Дома как музея литературы с самого начала «столкнулись с полной невозможностью отделить эту литературу от окружающего ее быта, а столкнувшись с этим обстоятельством, должны были, в пределах необходимости, пополнять свои историко-литературные коллекции не только портретами писателей и иллюстрациями к их произведениям, но и различными принадлежащими им и характеризующими их вещами и по возможности той обстановкой, среди которой жили и работали писатели той или иной эпохи. Эти соображения и привели к тому, что в коллекции музея Пушкинского Дома были введены отделы реликвий и отчасти предметов быта».

Поток рукописей, книг, разнообразных меморий быстро расширялся. В музей поступали семейные реликвии Вревских, Плетневых, Араповых, Вяземских, Раевских, Лонгиновых. Обширные материалы были переданы Литературным фондом, Обществом Толстовского музея, Отделениями языка и словесности Академии наук. И если выставка 1899 года помогла рождению идеи Пушкинского Дома, то в 1913 году первая большая пушкинодомская выставка, развернувшаяся в главном здании Академии наук, засвидетельствовала успешную реализацию этой идеи.

После 1917 года Пушкинский Дом стал особенно быстро прирастать, так как был включен в число академических научных учреждений и через государственный музейный фонд стали поступать разнообразные материалы из многих частных собраний. Вообще же именно после 1917 года Пушкинский Дом обогащался уже не отдельными реликвиями, а целыми коллекциями. Тем более, что при всей скудности средств государство все же изыскивало существенное финансирование для новых приобретений. Среди обширных поступлений этого времени следует прежде всего назвать коллекции Пушкинского музея Александровского лицея и Лермонтовского музея Николаевского кавалерийского училища. Существенно приросло музейное собрание за счет мемориального наследия А. Е. Кони, Н. Н. Врангеля, Я. П. Полонского, С. С. Абамелек-Лазарева, Великого князя Константина Константиновича

Активизировалась и приобрела целенаправленный характер работа Литературного музея Пушкинского Дома.

В настоящее время Литературный музей Пушкинского Дома – крупнейшее в России хранилище иконографических, мемориальных и историко-бытовых материалов, относящихся к жизни и творчеству русских писателей XVIII-XX вв. В нем насчитывается более 140 тысяч предметов основного фонда, имеющих первостепенное музейно-художественное и документальное значение, и свыше 100 тысяч единиц материалов справочного характера, представляющих научно-историческую ценность.

Сегодня обильный материал музея таков, что позволяет строить самостоятельные историко-культурные сюжеты - такие, например, как: акварельный портрет пушкинской эпохи, русская портретная живопись XIX века, мир русского альбомного рисунка (в Пушкинском Доме находится великолепное собрание русских альбомов), живопись и графика русских писателей, иконография Москвы и Петербурга, жизнь Петербурга в видовых жанровых гравюрах и литографиях, русская усадьба XVIII-XIX вв. и ее обитатели, история русской фотографии XIX – начала XX вв. , русские литературные кружки и салоны XIX - начала XX веков

При всем том, что запасники Пушкинского Дома дают возможность развернуть широкие временные экспозиции, иногда достаточно необычные, например, посвященные К. Р. (Великому князю Константину Романову) или теме «Пушкин и православие», постоянные экспозиции тяготеют к монографическому исполнению.

Такова тургеневская «тема», исполненная за счет материалов из пушкинодомских собраний А. Отто-Онегина, П. Дашкова, Ф. Витберга, С. Венгерова. Обильна тургеневская иконография, представленная работами Л. Харламова, В. Боброва, Н. Дмитриева-Оренбургского, и такими скульпторами, как А. Беляев, М. Антокольский, Ж. Полонский. Тургеневская коллекция Пушкинского Дома – одна из самых значительных.

Самой же значительной является сегодня Толстовская коллекция музея, фактически являющая целый самостоятельный музей.

Гордостью институтского музея является и самая полная в стране лермонтовская коллекция, поступившая из лермонтовского музея, существовавшего при Николаевском кавалерийском училище с 1883 года.

Кроме собственных, постоянных и сменных, выставок, материалы Пушкинского Дома неизменно насыщают многие другие выставки многих других культурных центров: пушкинских музеев, Русского музея, Эрмитажа, Музея истории Ленинграда-Петербурга.

Многие музеи есть в сущности дочерние по отношению к Пушкинскому Дому учреждения: скажем, музей Александра Блока с пушкинодомскими его экспонатами, временно переданными (мебель, рисунки и т. п. ).

Неоценима роль Пушкинского Дома (его Литературного музея) в создании новых литературных музеев. На протяжении пяти десятилетий почти все мемориальные писательские и литературные музеи в стране создавались при его участии, консультациях и помощи. Литературный музей принял участие в создании экспозиций мемориального музея М. Ю. Лермонтова в Пятигорске, музеев И. С. Тургенева в Орле и Спасском-Лутовинове, Аксаковых в Абрамцеве, А. П. Чехова в Таганроге и Ялте, Ф. М. Достоевского в Москве и в Петербурге, М. Горького в Куйбышеве, А. Н. Островского в Костромской обл. , Глеба Успенского в Чудове, В. В. Капниста и В. Г. Короленко в Полтаве, К. Н. Батюшкова в Вологодской обл. и др.

И все главные пушкинские музеи страны были созданы именно Пушкинским Домом и до поры до времени входили в его состав, лишь позднее разрастаясь и отпочковываясь. Так, еще в 1925 году в ведение Пушкинского Дома была передана квартира на Мойке, 12. Именно экспонаты Пушкинского Дома легли в основу и Всероссийского музея Пушкина

Пушкинский фонд, конечно же, был и остается предметом основных забот Пушкинского Дома.

Его начало было положено в 1911 году – пожертвованным В. Б. Бертенсоном письмом поэта его будущей жене Н. Н. Гончаровой. В дальнейшем он включил автографы и документы других собраний: П. А. Плетнева, П. Я. Дашкова, Я. И. Грота, кн. З. И. Юсуповой, и, конечно, собрания А. Ф. Отто-Онегина. Уже в 1924 году Пушкинский Дом занимал третье место по количеству пушкинских рукописей, которыми он владел, в 1927 году – второе. После правительственного постановления (1938) и решения Президиума Академии Наук (1948) почти все пушкинское рукописное наследие было воссоединено в Пушкинском Доме. Сейчас в нем находится 7734 единицы хранения, из них 1773 единицы хранения – пушкинские автографы как таковые – это более 12000 тысяч страниц текстов.

Кроме того, начинают эту драгоценную коллекцию первые лицейские стихотворения Пушкина, а замыкает ее последнее письмо великого поэта, написанное им за несколько часов до роковой дуэли (к писательнице А. О. Ишимовой). Более пятидесяти автографов поэта (пометы, замечания, подчеркивания) содержат книги его библиотеки.

В Пушкинском фонде находятся черновые и беловые рукописи его стихов и поэм; рукописи «Евгения Онегина», произведений прозаических и исторических таких, как «История Пугачева» и «История Петра», письма Пушкина (627) и письма к Пушкину (более 500), его дневник, рисунки и пр.

Одно из последних крупных приобретений в Пушкинский фонд – письма Пушкина невесте Наталье Николаевне, находившиеся в коллекции Сергея Лифаря. (По завещанию Лифаря они, прежде чем уйти на аукцион, должны были быть представлены Пушкинскому Дому. )

Хранятся в Пушкинском фонде в виде самостоятельных фондов и документы, связанные с его жизнью и творчеством: данные о предках поэта, о его лицейском пребывании и о его лицейском окружении, деловые бумаги, связанные с его службой, полицейскими наблюдениями, дуэлью с Дантесом, дело об опеке над детьми и имуществом после смерти, материалы по псковскому Пушкинскому заповеднику, переводы его произведений, изобразительные и музыкальные материалы, библиографические указатели и т. п. Естественно, представлено все, что связано с увековечением его памяти.

Все это изучается, описывается, комментируется, публикуется в общих, специальных, серийных изданиях. По сути, фонд во многом обслуживает все мировое, а не только российское пушкиноведение.

Обильно представлена в Пушкинском Доме и вся пушкинская эпоха. Особо должно отметить фонды В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова, Н. И. Гнедича, архив Е. А. Баратынского. Сосредоточена в Пушкинском Доме и самая существенная часть лермонтовского наследия: в частности, рукописи «Мцыри», «Демона», «Испанцев», многих стихотворений. А также многочисленные материалы, касающиеся его биографии, служебных дел, дуэлей с Де Барантом и Мартыновым.

Значение творческих рукописей Гоголя тем более возрастает, что их сохранилось немного; обширна коллекция его писем: более 300.

Конечно, те или иные писатели и деятели культуры представлены в архивных собраниях Пушкинского Дома неравномерно. При наличии огромных фондов Я. П. Полонского (почти 300 тыс. единиц), Ф. М. Достоевского (около 1500), обширных собраний В. М. Гаршина, Н. С. Лескова, И. С. Тургенева, П. И. Мельникова-Печерского и др. , нет рукописных фондов А. П. Чехова, Л. Н. Толстого.

Замечательным приобретением Пушкинского Дома (и прежде всего, именно его Рукописного отдела) стали переданные в соответствии с желанием Л. Д. Менделеевой-Блок архив А. А. Блока и его библиотека, а также архив М. А. Волошина – в полном своем составе предоставленный его вдовой.

В последние годы интенсивно пополнялись архивные фонды, связанные с жизнью и творчеством Вячеслава Иванова, М. А. Булгакова, М. М. Зощенко, М. И. Цветаевой, А. А. Ахматовой, Н. С. Гумилева Передавали и продолжают передавать в Пушкинский Дом свои архивы и наши современники: С. Залыгин, Ю. Бондарев, А. Битов, В. Белов

Пушкинодомские архивы – отнюдь не только литературные. Например, только коллекция и архивы Пушкинского Дома могут воссоздать объемную картину жизни и творчества таких деятелей культуры (художников, композиторов, скульпторов рубежа XIX и XX веков), как А. С. Аренский, М. Л. Балакирев, П. И. Чайковский, И. Я. Гинцбург, Е. Г. Гуро

Сегодня Рукописный отдел Пушкинского Дома – один из крупнейших в стране литературных архивов. Имея своим ядром и гордостью полное собрание автографов Пушкина, унаследовав колоссальные коллекции П. Ефремова, П. Плетнева, П. Дашкова, М. Семевского, огромный архив С. Венгерова, архивы писателей новейшего времени и наших непосредственных современников, он сосредоточил в себе около трех миллионов рукописей и документов, представляющих историю русской литературы с древних времен до современности.

/Для сравнения: в Англии не сохранилось ни одного автографа Шекспира; из всего, что было написано собственной рукой Мольера, во Франции сохранился только его счет портному. !!!/

Рукописный отдел Пушкинского Дома – это не только крупнейшие представители русской литературы, но и Гёте! и Байрон! и Диккенс! и Бах! и Моцарт!

Практически ни одна мировая значимая культурная акция не минует Пушкинского Дома: будь то японская в Ниигате, посвященная Мусоргскому, или французская в Париже, посвященная Бальзаку; или американские выставки в Вашингтоне, посвященные Малевичу и старообрядческим рукописям

Кроме того, в Рукописном отделе хранятся широко известные в гуманитарном научном мире уникальные биобиблиографические картотеки: С. А. Венгерова, Б. Л. Модзалевского, А. Д. Алексеева и др. Без них сегодня не обходится ни один серьёзный исследователь русской – да и не только русской – истории и культуры.

В созданном в 1948 г. Древлехранилище Пушкинского Дома хранится богатейшее собрание древнерусских рукописей: более двенадцати тысяч (!) рукописных и старопечатных книг XII-XIX веков.

Одним из крупнейших в мире является Фонограммархив Института. В нем хранится ныне более ста тысяч (!) звукописей (т. е. здесь можно услышать, например, живые голоса крупнейших деятелей русской культуры: П. И. Чайковского, Л. Н. Толстого).

Наконец, в Пушкинском Доме сложились научные коллективы, филологические школы, которые выращивались десятилетиями и которые в этом смысле есть тоже национальное достояние: именно здесь работали выдающиеся медиевисты академики В. Орлов, В. Перетц, Д. Лихачев; крупнейшие текстологи В. Томашевский, Б. Эйхенбаум, Н. Измайлов; выдающиеся представители русской компаративистики академики В. Шишмарёв, В. Жирмунский, М. Алексеев Не говоря уже о том, что «Пушкинский Дом долго играл роль, которую можно сравнить с ролью Ивана III как собирателя русских земель. Пушкинский Дом много лет собирал лучшие силы пушкинистов по всей России и консолидировал усилия исследователей разных республик, областей, городов в одну мощную силу».

Особое место в жизни Пушкинского Дома заняла практика организации кабинетов. Пушкинский кабинет является основной источниковедческой базой для исследователей-пушкинистов как в нашей стране, так и во всем мире.

«Естественно, что приходящие идеологические “накаты” и те или иные конъюнктурные ситуации сказывались на работе Института (особенно отдела новой и новейшей русской литературы), но неизменной была ориентация на фундаментальные разработки в источниковедении, библиографии, текстологии».

Результаты теоретических, историко-литературных и сравнительно-исторических исследований сотрудников Пушкинского Дома издаются в форме монографий, коллективных сборников, биобиблиографических словарей, факсимильных изданий рукописного наследия, альбомов, каталогов и путеводителей по архивным и музейным фондам.

В числе важнейших научных достижений последних лет – подготовка академических изданий полных собраний сочинений русских классиков, которая сопровождается комплексом научных мероприятий и специальных изданий (монографии, сборники, конференции). В последние годы Институт вел подготовку 11 академических многотомных собраний, среди них: Свод русского фольклора. Былины Печоры; Памятники литературы Древней Руси (в 2- т. ); полные собрания сочинений А. С. Грибоедова (в 3 т. ), А. С. Пушкина (в 20 т. ), Н. А. Некрасова (в 15 т. ), И. А. Гончарова (в 20 т. ), И. С. Тургенева (в 30 т. ), К. Н. Леонтьева (в 12 т. ), А. А. Блока (в 20 т. ), Н. С. Гумилева (в 10 т. ), А. М. Ремизова (в 10 т. ). К числу важнейших направлений работы Пушкинского Дома относится создание словарно-справочных трудов по русской литературе XI-XX столетий. Институт выпустил 6 томов «Словаря книжности и книжников Древней Руси», 2 тома «Словаря русских писателей XVIII века», 4 тома фундаментального биографического справочника «Русские писатели. 1800-1917», 5 томов «Энциклопедии “Слова о полку Игореве”», двухтомный словарь для учителей «Русские писатели ХХ века». Отдел пушкиноведения продолжает подготовку «Пушкинской энциклопедии». Международное признание в филологическом мире получили серийные издания Института: «Русский фольклор», «Труды Отдела древнерусской литературы», «Книжные центры Древней Руси», «Пушкин. Исследования и материалы»; «Временник Пушкинской комиссии»; «Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома»; ежеквартальный журнал «Русская литература» и др.

Событием книжного 1997 года (а по сути событием многих лет) стало факсимильное в восьми томах издание рабочих тетрадей Пушкина – сердцевины рукописного наследия поэта, хранящегося в Пушкинском Доме. Это было событием не только национального, но европейского и даже мирового масштаба. Тем более, что и совершалось оно при содействии Форума лидеров европейского бизнеса под эгидой наследника британского престола принца Уэльского Чарльза.

Комплекты этого издания, подаренные Пушкинским Домом крупнейшим библиотечным, университетским и музейным центрам России и стран Содружества Независимых Государств, позволяют теперь широкому кругу профессиональных исследователей и заинтересованных любителей приобщиться к рукописям великого поэта.

Все это и есть результат фундаментальной филологической науки.

И дело не только в этих изданиях самих по себе: на них будет теперь ориентирована вся мировая практика изданий русской классики. Так же, как ориентирована мировая русистика на ее пушкинодомские исследования, предстающие в монографиях, сборниках, периодических и серийных изданиях, на пушкинодомские выставки, конференции, семинары и чтения.

«Ныне Пушкинский Дом продолжает энергично и последовательно осуществлять свою историческую миссию – хранить, изучать и являть миру одно из величайших достижений человечества – русскую литературу – лучшее, что “создано нами как нацией”: от вековых глубин до злободневной современности

Когда-то замечательный русский литератор и мыслитель Аполлон Григорьев произнес фразу, которой предстояло стать знаменитой: “Пушкин – наше всё”. Собственно, по этому принципу воздвигался и продолжает воздвигаться живой памятник великому поэту – Пушкинский Дом», отметивший в декабре 2005 года свой вековой юбилей.

Сто лет служения русской литературе и культуре, осененных именем Пушкина, сделавших Пушкинский Дом выдающимся историко-культурным феноменом России, уникальным явлением русской духовности!

Мы счастливы, что, написав данную работу, выступив с ней на городских Пушкинских чтениях, посвященных юбилею Пушкинского Дома, мы смогли хоть в малой степени стать пропагандистами этого служения!

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)