Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Жанровые модификации в творчестве Владимира Николаевича Крупина

Литературный процесс последней трети ХХ века стал этапом поисков и творческого самоопределения самобытного прозаика Владимира Николаевича Крупина. Его творчество развивалось в лучших традициях русской литературы. Ему присуща совестливость, душевная чуткость, философская глубина и нравственная прозорливость. Главной темой в его прозе и публицистике был и остается русский человек: его прошлое, настоящее и будущее.

Он более всего заботится о духовном начале в человеке. Писатель взял на себя проповедническую функцию: средствами литературы влиять на читателя, что сказалось и на характере его прозы, и на особенностях поэтики и стиля произведений. В творчестве В. Н. Крупина рубежа ХХ–ХХI веков отмечается стремление ослабить роль художественного вымысла в произведениях, что предопределяет специфику создаваемой им реальности. Эту особенность наследия художника я обосновываю, раскрывая публицистические аспекты прозы писателя.

Владимир Николаевич Крупин – русский прозаик, родился 7 сентября 1941 года в селе Кильмезь Кировской области. Окончив сельскую школу, работал слесарем, грузчиком, рабселькором районной газеты. Служил в армии, учился в Московском областном педагогическом институте, работал на Центральном телевидении, в различных литературно-художественных издательствах, преподавал в школе, был редактором нескольких журналов, таких как «Новый мир», «Москва», «Благодатный огонь».

Постоянными любимыми героями Крупина являются простые мужики–крестьяне, доморощенные философы, юродивые, которые неуклюже и наивно пытаются выявить коренную суть событий и объяснить ее другим.

В большинстве своих произведений Крупин использует частушки, поговорки, простую народную речь, отталкивает западные ценности, использует сочетания разных жанров. Об этом и пойдет речь далее.

Актуальность исследования определяется тем, что сегодня общество и современная филологическая наука все больше интересуются духовно-нравственными аспектами творчества писателей ХIХ-ХХ веков. В настоящее время происходит утрата нравственных ценностей, дегуманизация человека, наступает кризис личности. Поэтому очень важно сохранить лицо русской литературы, представленное именно такими писателями, как В. Н. Крупин.

В. Н. Крупин – автор многих рассказов, повестей и романов: «Зерна» (1974), «Живая вода» (1981), «Спасение погибших» (1989), «Великорецкая купель» (1990), «Свет любви» (1990), «Крестный ход» (1993), «Прощай, Россия, встретимся в раю» (1995), «Слава Богу за все» (1995), «Люби меня, как я тебя» (1998), сборников «Рассказы последнего времени» (2001), «Прошли времена, остались сроки» (2005), книг «Русские святые» (2003), «Незакатный свет» (2006), но до недавнего времени он оставался малоизученным писателем.

Одним из основных научных понятий историко-литературного процесса является жанр. Жанр определяется как исторически сложившееся понятие, как тип художественного произведения в единстве формы и содержания. Каждый жанр обладает определенным комплексом относительно устойчивых свойств. Даже вновь возникшие в собственно литературном опыте жанры представляют собой итог совокупной деятельности начинателей и продолжателей.

Однако, проблемы, продиктованные новой эпохой, возникшие на основе нового философско-эстетического опыта, зачастую не укладываются в традиционные жанровые формы. Таким образом, возникает необходимость в заимствовании отдельных художественных средств у других жанров. Процесс жанрового синтеза в русской литературе ХХ века обретает новую специфику и актуальность. Стремясь исследовать жанровые особенности прозы В. Н. Крупина, я использовала достижения отечественного литературоведения в области теории жанров и наблюдения, представленные в работах о творчестве писателя.

Традиции публицистики, безусловно, прослеживаются в русской литературе XX века. Здесь можно отметить постоянное расширение тематического и жанрового диапазона. Публицистические произведения свойственны творчеству совершенно непохожих и противоположных по миросозерцанию писателей XX века: Владимира Короленко, Ивана Бунина, Максима Горького, Михаила Шолохова, Александра Солженицына, Валентина Распутина и Владимира Крупина.

Самовыражение личности авторов проявляется как страстный отклик на острейшие проблемы современности. Вневременной характер придает публицистическим произведениям разных авторов обращение к «вечным» проблемам. Специфическое свойство публицистики в том, что она, как правило, волнует читателей, пока актуальны затронутые в ней проблемы, пока имеют смысл обобщения, выводы автора. На такие, ставшие уже классическими, образцы писательской публицистики ориентируются и современные писатели, в том числе Владимир Николаевич Крупин.

Важнейшим поворотным моментом в развитии литературы явилась смена жанров произведений, структуры которых восходят к определенным «вечным» образам, воспроизводящим уже существующие типы художественного произведения. Изучая творчество писателей ХХ века, не всегда можно точно определить, к какому именно жанру относится то или иное произведение. Это говорит о том, что для живого, красочного описания какого-либо события, народа, явления и др. автору приходится отойти от устоявшихся жанров. Для этого и нужны жанровые модификации.

Жанровые модификации – это видоизменения в рамках самого жанра, будь то повесть, рассказ, новелла, очерк. Процесс жанровых модификаций способствует изменению традиционного жанра, активизации вариативных жанровых форм. Это естественным образом приводит к расширению потенциала жанра.

2. 2. Сочетание художественных и публицистических элементов в прозе писателя

Как уже было сказано ранее, писатели заимствуют некоторые художественные средства других жанров или преобразуют уже сложившиеся. В творчестве В. Крупина можно привести массу примеров сочетания разных жанров:

- произведение «Чудеса» относят к рассказам, но оно же является и очерком, т. к. здесь ведется повествование, рисующее нравы и поведение мужской пьющей половины населения. Кроме того, здесь высмеиваются пьяные выдумки (чудеса) мужиков, которые делятся ими друг с другом, а это уже художественное средство комедийного жанра;

- в романе-завещании В. Н. Крупина «Спасение погибших» также прослеживается использование художественно-изобразительных средств комедийного жанра (высмеивание поведения членов Союза писателей, голосовавших за исполнение последней воли погибшего писателя И. А. Залесского, и их зацикленность только на своих мыслях и проблемах)

- в рассказе «С Наступающим» тоже используются художественно-изобразительные средства комедийного жанра. Читатель начинает смеяться в самом начале:- Ну, с наступающим, - говорит Коля, поднимая рюмку и наступая мне на ногу.

(. ) – Давай я тебя научу стряпать. Суп умеешь варить? – спрашивает он. – Я научу. Поставь воду, она закипит, а дальше я сам не знаю.

Хотя в самом конце этого рассказа В. Крупин просто шокирует смеющегося читателя судьбой молодого работяги Коли, напившегося в честь приезда друга: «До армии Коля не пил. Служил в Афганистане». Это говорит о том, что концовку данного произведения можно отнести к трагедии.

Процесс жанровых модификаций способствует изменению традиционного жанра, активизации вариативных жанровых форм. Оставаясь художником слова, В. Н. Крупин постоянно тяготел к публицистике, в течение всего продолжительного времени своей творческой биографии сотрудничал в редакциях газет, журналов. Публицистическое наследие писателя является неотъемлемой составляющей всего его творчества.

Публицистика, первоначально развиваясь внутри других видов словесности (ораторские выступления, устное народное творчество, памятники древнерусской письменности, скоморошеское искусство, полемические сочинения, переписка, другая эпистолярная литература), постепенно расширяет границы, реализуя свои непосредственные задачи – влияние на общественное мнение.

Вышесказанное подтверждает книга В. Крупина «Свет любви», раздел «Мысли по поводу». Туда входят: «Летящая вечность», «В согласии с совестью», «Душа обязана трудиться», «Мы живем или выживаем?», «Закон и святость», «Кто мы? Откуда мы?», «Душа дороже ковша», «Мы в ваши годы», «Расскажите нам о нем», «Свет любви» и др. Уже читая эти названия, понимаешь, что автор в этих произведениях будет делиться своими собственными мыслями о человеке, его душе, о смысле его жизни. А после прочтения самих произведений осознаешь и горькую правду, и иронию, и веру писателя в чистую, светлую любовь. Меткие выражения и восклицания заставляют реально задуматься над проблемами, поднятыми автором.

Говоря о сочетании художественных и публицистических элементов, я рассматриваем поэтику малых жанров: публицистику и рассказы.

При создании публицистического образа писатель опирается на определенные факты, характеризующие явление с разных сторон и дает их образную трактовку посредством ресурсов выразительно-изобразительных средств языка – использует такие синтаксические конструкции и стилистические фигуры, как: обращения, прямые вопросы, риторические вопросы, параллелизм предложений, инверсию, анафору, эпифору, эпитеты, антитезу, восклицания.

Одной из характерных черт современной системы эпических жанров становится подвижность границ их элементов на разных уровнях жанровой системы. Из синтеза лирического и эпического начал возникает стилистическая разновидность художественной прозы – лирическая проза, куда входит большое число жанров с разной степенью соотношения эпики и лирики.

Например, повествование в рассказе В. Н. Крупина «Отец, я еще здесь» (2006) начинается с описания пейзажа, который не осложнен восприятием какого-либо героя, а, скорее, передает ощущение автора-повествователя, его непосредственные впечатления. «Закрою глаза – черемуха цветет за околицей.

Памятью слуха слышу слабый лепет лесных ручейков, шуршание лиловых колокольчиков, шум берез и переплеск осин, слышу трепещущего в синеве жаворонка <> Памятью зрения, которого оказалось очень много во мне, я вижу в подробностях улицы и переулки моего села, берега реки, заречные дали, тропинки, почерневшие от времени, необхватные березы по сторонам Великого Сибирского тракта, избы и дома под тесовыми крышами, вижу молодых родителей, братьев и сестер, друзей.

Биографическая линия, нередко присутствующая в произведениях В. Н. Крупина, помогает обнаружить связь времен, служит дополнительным аргументом достоверности и правдивости описанного в произведении и проявлением лирического начала.

Другой характерной приметой современной системы эпических жанров является жанровая насыщенность, многообразие. Оно возникает в результате различных процессов, порожденных возможностями, которые задает подвижность жанровых границ. Это обусловлено тем, что современная система жанров русской прозы формируется во взаимодействии с системами других национальных культур во всех временных координатах, а также несет в себе «память предшествующего жанрового опыта в русской литературе.

Жанровые модификации наблюдаются как в творчестве автора в процессе его эстетической эволюции, так и в истории определенного жанра, когда под влиянием внешних и внутренних факторов он меняет свои черты, сохраняя жанровую доминанту, и одновременно обретает различные модификации. Творчество В. Н. Крупина внесло в литературу яркие примеры жанровых модификаций. В жанровом отношении интересны все его произведения эпического рода: и ранние миниатюры, и очерки, и рассказы, и повести.

2. 3. Использование писателем фольклорных компонентов

В прозе В. Н. Крупина применяется народный фольклор: пословицы, поговорки и крылатые выражения – что придает повествованию образность, лаконичность, меткость, некоторую оценочность, нацеленность на обобщения. Например:

«Председатель на трубе,

Бригадир на крыше.

Председатель говорит:

- Я тебя повыше». (повесть «Живая вода»).

Все герои писателя– люди простые, выходцы из народа, поэтому и говорят, используя элементы фольклора.

Кроме этого в композицию произведений автор вводит элементы жития, поучения, притчи (повести «Живая вода», «Великорецкая купель», «Крестный ход», рассказы «Чудеса», «Прошли времена, остались сроки», «Первая исповедь» и другие). Так, в повести «Живая вода» главный герой, Александр Иванович Кирпиков, рассказывает своей внучке Маше сказку о том, как захожий человек сказал мужикам, что хуже них никто не живет. Те задумались об этом («а вдруг в самом деле живут хуже всех? Обратно, и живой воды не пивали. ») и решили забросить на небо Саньку Кирпикова затем, чтобы тот попросил у Бога живой воды. Забросили. Спросил. Дали. Вот только разницы между живой водой и водкой не обнаружили. Но главное, что проявили интерес, не хотели быть хуже других.

В произведении «Свет любви» В. Крупин использует отрывок из былины как эпиграф:

А иной как хвастает несчетной золотой казной,

А иной хвастает как добрым конем,

А иной хвастает силой могучей, богатырскою,

А иной хвастает славным отечеством,

А иной хвастает молодым да молодечеством,

А-й безумный дурак уж как хвастает

А-й своей да молодой женой;

А как умный - разумный как хвастает

Старым батюшкой да старой матушкой.

Этот эпиграф говорит о том, что молодое поколение обязано чтить и уважать традиции старого, то есть своих бабушек и дедушек. Автор раскрывает эту проблему на примере урока литературы, где девятиклассница Марина пыталась рассказать одноклассникам традиции свадебного обряда. Урок не получился потому, что ребята не захотели слушать об этих традициях. Не захотели потому, что не поняли. Посмеялись над Мариной, обидели зря девчонку. А ведь она одна из класса принесла бабушкино подвенечное платье, выписала из книг о народных обрядах прощания невесты с домом.

Кроме того, в начале главы «До смерти, матушка» Княгине Евдокии, родившей мужу одиннадцать детей и постригшейся в монахини после смерти мужа. Ее детям внушили, что она не соблюдает монашеский сан. «Тогда она, призвав к себе всех детей, разделась перед ними, и они увидели страшное, иссохшее, изможденное постом и молитвой тело родившей их матери. Тогда они устыдились и упали ей в ноги.

В «Свете любви» есть еще много таких историй. И все они говорят о том, что необходимо чтить старших, любить их.

Творческий процесс создания произведений основывается, по словам автора, не только на жизненных впечатлениях и литературной начитанности. В повести «Люби меня, как я тебя» В. Н. Крупин четко выражает свою главную мысль в народной мудрости, вложив ее в уста одного из героев: «Жить надо по истине, а не по общественному мнению».

В этом прослеживается своеобразие творческой эволюции писателя, актуальное для культуры нашего времени.

Заключение

Итак, в работе представлено исследование художественных принципов прозы В. Н. Крупина в контексте жанровых процессов развития русской литературы второй половины ХХ века. Писатель принадлежит к числу авторов, которые умеют и считают необходимым влиять на читателя с помощью убеждения и доказательства, максимального приближения героев к жизни, использования документального и фольклорного материалов.

Процесс формирования жанровых модификаций в творчестве писателя определяется разными причинами: активизацией роли повествователя в тексте, стремлением к максимальной достоверности изображения, намеренному смещению границ, разделяющих повествователя и персонажей (повесть «Крестный ход», сборник «Незакатный свет», книга «Русские святые»), акцентированием внимания на внутреннем мире автора – синтезом лиризма и публицистики («Рассказы последнего времени», «Отец, я еще здесь») и использованием народных слов и выражений в повести «Люби меня, как я тебя»

Таким образом, можно сделать следующие выводы по работе:

1. Обратившись к теоретическим аспектам осмысления эпических и публицистических жанров, я раскрыла понятие жанровой модификации как видоизменение в рамках самого жанра, будь то повесть, рассказ, новелла, очерк.

2. Процесс жанровых модификаций способствует трансформации традиционных жанров, активизации вариативных жанровых форм. Это естественным образом приводит к расширению потенциала жанра. Причиной возникновения данного явления в русской литературе рубежа ХХ–ХХI веков служит то, что идеи, продиктованные новой эпохой, требуют новых жанровых подходов, актуализации другого пласта жанровых традиций, что вызывает процесс заимствования отдельных художественных средств у других жанров и обусловливает процессы взаимодействия разнообразных жанровых элементов. Творчество В. Н. Крупина воплощает эту специфику.

3. Проблема взаимопроникновения художественных и публицистических элементов в жанровой системе произведений В. Н.  Крупина конца ХХ века свидетельствует о тенденции все более явственного преобладания публицистического начала в творчестве этого писателя. При создании публицистического образа автору важно не только опираться на определенные факты, характеризующие явление с разных сторон, но и дать их образную трактовку выразительно-изобразительными средствами публицистики.

4. В основе творческой эволюции писателя лежит глубинная и основополагающая связь с фольклорными элементами, проявляющаяся в тематике, проблематике и использовании художественных и жанровых элементов, характерных для прозы.

Считаю, что данные выводы подтверждают рабочую гипотезу: если в жанровой структуре произведений сочетаются художественные и публицистические элементы, соединяются лирические и эпические начала в рамках современных повествовательных форм, используются фольклорные компоненты, то это свидетельствует о жанровых модификациях в творчестве писателя.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)