Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Замысел создания образа Пугачёва

История России полна воспоминаний о народных волнениях, иногда глухих и малоизвестных, иногда — кровавых и оглушительных. Одним из наиболее известных таких событий является восстание Емельяна Пугачева. Рассмотрим для начала реальный исторический портрет Е. И. Пугачева

Что же нам известно о том, каким Е. И Пугачев был в реальной жизни?

Исторический портрет Е. И Пугачева

(1742—1775 гг. ) ПУГАЧЁВ Емельян Иванович происходил из казацкой семьи (уроженец донской Зимовейской станицы). Участвовал в Семилетней войне в составе команды донских казаков под началом полководца И. Ф. Денисова.

После войны неоднократно направлялся в различные места, например, в Польшу, в составе казачьих "партий". Принял участие в сражениях русско-турецкой войны 1768—1774 и за храбрость получил чин хорунжего. Примерно в 1772 у Пугачева родилась мысль объявить себя Петром III Федоровичем, спасшимся от преследований своей жены Екатерины. Тем самым был дан толчок развитию и распространению самозванчества как оппозиционным государственным структурам явления. Требовались "признания" и в др. р-нах. С 80 казаками П. выступил по направлению к Яицкому городку. По мере продвижения к Оренбургу силы восставших значительно укрепились отрядами казаков. В период осады Оренбурга П. организует высший орган управления — Воен. коллегию, которая являлась одновременно и военным штабом, и административной властью, и судебной инстанцией. Правительство части отвечали тем же. Определились и лозунги восставших: в своих незатейливых манифестах, адресов, и казакам, и калмыкам, и крестьянству, П. обещает землю, свободу, денное жалованье, оружие, отменяет все повинности и списывает долги. Борьба с правительств. войсками шла с переменным успехом.

В конце августа 1774 его отряды были разбиты, а сам вожак ушел на Волгу. Яицкие "домовитые" казаки захватили Пугачева и выдали его правительству. Казнен на Болотной площади в Москве.

I Интерес А. С. Пушкина к Пугачевскому бунту

Одним из важнейших вопросов, волновавших А. С. Пушкина как историка, публициста и художника слова, был вопрос о крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачёва (1773 – 1775 гг. ).

«Пугачёвская тема» появилась в творчестве А. С Пушкина в начале 1833 г. , когда он заканчивал писать вторую часть своей повести «Дубровский». Александр Сергеевич оставил «Дубровского» и решил обратиться к данному новому персонажу.

Тема крестьянских восстаний отражается в творчестве Пушкина в таких его произведениях, как «Дубровский», «Капитанская дочка» и, наконец, «История Пугачёвского бунта».

Сборы материала и путешествия по пугачевским местам

Александр Сергеевич Пушкин на протяжении всей своей жизни интересовался историей России Его обращение в своем творчестве к исторической теме и роли личности в судьбах России и в судьбах отдельных людей, в первую очередь, связано с реалистическим методом. Пушкин является основоположником историзма в русской литературе. В его произведениях наряду с традиционным описанием можно встретить глубокую авторскую оценку всему происходящему, в том числе роли личности в истории России, а также человечества. Отдавая предпочтение реалистическому методу, автор крайне объективен р своих суждениях. Наиболее широко проблема личности и истории поднимается и поздний период творчества, когда в его жизни преобладали философские настроения.

Разинско-пугачевская тема приковывает внимание Пушкина уже вскоре после его приезда г Михайловское. В первой половине ноября 1824 года в письме к брату Льву он просит прислать ему «Жизнь Емельки Пугачева». В следующем письме к брату Пушкин пишет: «Ах' Боже мой, чуть не забыл! Вот тебе задача: историческое, сухое известие о Стеньке Разине, единственном поэтическом лице русской истории» В Михайловском же Пушкин обрабатывает фольклорные песни о Разине По справедливому замечанию М. К Азадовского, песни Пушкина о Разине -кажутся как бы раскрытием замечания Пушкина о Разине как самом поэтическом лице русской истории», и здесь начало того пути, который позже приведет Пушкина к «Истории Пугачева» и к «Капитанской дочке». Интерес к разинско-пугачевскому фольклору не ослабевал у Пушкина и последующие годы: тема крестьянских восстаний прошлых столетий все время переплеталась

В 1833 году А. С. Пушкин, намеревался собрать материал о Крестьянской войне в Российской империи 1773 - 1775 гг. , отправился в путешествие по пугачевским местам, а именно в Казань, Оренбург и Уральск.

Получив «высочайшее дозволение» царя, А. С Пушкин 17 августа 1833 года выезжает из Петербурга. Прибыв 5 сентября в Казань, он осматривает место главной ставки Пугачева, пункты важнейших сражений, записывает рассказы старожилов о взятии Казани, о расправе карателей над восставшими.

Во время поездки в Заволжье, Оренбург и Уральск он интересовался фольклором и в нем искал материал для понимания характера Пугачева, для объяснения причины его поступков и действий, рассматривая их как типичные черты всякого русского человека.

II Сопоставление исторического портрета Е. Пугачева и литературного образа в творчестве А. С. Пушкина

Было ли всё это известно А. С. Пушкину в ту пору, когда он начал писать о Е. Пугачеве?

2)Образ Е. И Пугачева в «Истории Пугачевского бунта»

Именно в это время А. С. Пушкин заявляет о себе как профессиональный историк. Плодом его тщательных архивных изысканий, поездок, расспросов бывалых людей, изучения мемуарной литературы явилась под названием «История Пугачевского бунта», который вышел в свет в декабре 1834 года в двух томах. К работе над «Историей. » Пушкин приступил, в связи с возникшей у него идеей романа, из эпохи Пугачевского восстания, впоследствии осуществленного в «Капитанской дочке». Пушкин 7 февраля 1833 года обратился к военному министру Чернышеву с просьбой предоставить ему архивные документы из истории Пугачевского восстания. Предлогом к такой просьбе Пушкин выдвинул намеренье писать биографию Суворова. По ознакомлении с материалами, Пушкин приступил к писанию. Гоголь писал 8 мая: «Пушкин почти кончил историю Пугачева». Шесть глав были написаны к 22 мая (помета в рукописи). Вместе с тем Пушкин продолжал изыскания. Не довольствуясь знакомством с официальными документами, он обращается к разным лицам, обладавшим мемуарами. Весь собранный материал Пушкин приводил в порядок в Болдине, где пробыл весь октябрь и половину ноября. Здесь 2 ноября он закончил черновой текст «Истории». Уже после выхода статьи в свет «Истории» Пушкин получил доступ к Следственному делу.

В «Истории Пугачевского бунта» Пушкин решительно отошел от концепции пугачевского движения, которая была заявлена еще екатерининским правительством и покорно принята, всеми официозными историками. Нельзя забывать, что образ Пугачева, образ живой, героический, величавый, а главное – правдивый. В своей монографии Пушкин восстановил, кроме того, истинный масштаб событий и вскрыл их истинную природу. «Весь черный народ был за Пугачева, - говорит в замечаниях, поданных Николаю I после выхода книги, - одно дворянство было открытым образом на стороне правительства». В его книге пугачевщина была впервые правильно истолкована, как явление классовой борьбы. Возможность примирения борющихся сторон исключалась. Таков окончательный итог пушкинского анализа крестьянской войны.

Ко времени создания « Истории Пугачева» Пушкин в своем историческом мышлении успел далеко уйти от воззрений «просветителей» 18 века, признававших индивидуальную «волю» и «разум» решающими факторами исторического процесса. В краткой информационной заметке, напечатанной в начале 1835 года, вскоре после выхода в свет «Истории Пугачева», Белинский сразу же определил новую книгу Пушкина, как «примечательное явление в области нашей ученой литературы».

И, наконец, в 1846 году, за два года до смерти, Белинский произносит окончательное суждение об исторической монографии Пушкина: - «Об «Истории Пугачевского бунта» мы не будем распространяться, - говорит он, явно намекая на цензурные препятствия, к тому времени еще усугубившиеся: - Скажем только, что этот исторический опыт - образцовое произведение и со стороны исторической и со стороны слога». Мы увидели, что Белинский так же оценивает Пушкина не только как поэта, но и как историка.

Уже после выхода в свет «Истории. » Пушкин получил доступ к следственному делу. Обращаясь по этому вопросу к Бенкендорфу, он писал: «В свободное время я мог бы из оного составить краткую выписку, если не для печати, то по крайней мере для полноты моего труда, без того не совершенного и для успокоения моей исторической совести». Из этого его письма мы видим, что Пушкин сам подтверждает, зачисляет себя в историки.

«Политическая оценка»

«История Пугачёвского бунта» Пушкина вышла в свет в 1834 г. , вскоре после того, как по стране прокатилась очередная волна крестьянских восстаний. По мнению Р. В. Овчинникова, «приступая в 1833 г. к изучению Пугачёвского восстания, Пушкин руководствовался стремлением осмыслить на историческом фоне Крестьянской войны 1773 – 1775 гг. острейшие политические проблемы российской действительности 1830-х годов. По мнению Г. Блока, «История Пугачёва» была для своего времени книгой не только или не столько исторической, сколько политической». Я отчасти соглашусь с данной точкой зрения, так как о важности этого труда, безусловно, говорит хотя бы тот факт, что цензором «Истории Пугачёвского бунта» был сам император Николай I.

Необходимо сказать также несколько слов и о том, как отнёсся к «Истории Пугачёвского бунта» Николай I, будучи личным цензором труда А. С. Пушкина. Император внимательно прочитал основной текст, сделал ряд замечаний и разрешил её к печати, т. к. , скорее всего, рассматривал данный труд поэта как «своеобразную крестьянскую «записку» по крестьянскому вопросу».

Вышедшая в свет «История Пугачёвского бунта» не пользовалась широким успехом, более того, вызвала яростную критику со стороны официальных кругов. Тема крестьянских восстаний отражается в творчестве Пушкина в таких его произведениях, как «Дубровский», «Капитанская дочка» и, наконец, «История Пугачёвского бунта». Пушкин не мог отказаться от оценки Пугачёвского восстания, ему удалось сделать новые, весьма оригинальные выводы о характере Крестьянской войны 1773 – 1775 гг. Под влиянием французских историков Тьерри, Гизо и Тьера А. С. Пушкин рассматривал в «Историю Пугачёвского бунта» классовую борьбу как один из ключевых факторов, влиявших на историю.

Образ Пугачева в романе А. С Пушкина «Капитанская дочка»

«Капитанская дочка» - повесть Александра Сергеевича Пушкина, посвящённая событиям Крестьянской войны 1773—1775 годов под предводительством Емельяна Пугачёва. Впервые была опубликована в 1836 году в журнале «Современник» без подписи автора.

Фигура Емельяна Пугачева стала знаменитой не только благодаря размаху самого народного движения, но и таланту А. С. Пушкина, создавшего сложный образ этого удивительного человека.

Историчность Пугачева закреплена в романе казенным приказом о его поимке (глава «Пугачевщина»), подлинными историческими фактами, которые упомянуты рассказчиком Гриневым. Образ Пугачева ― сложный сплав исторических, реально‑бытовых, символических и фольклорных элементов. Человеческий облик Пугачева также сложен и противоречив. В нем уживаются жестокость и великодушие, лукавство и прямота, желание подчинить человека «готовности ему помочь». В повести постоянно говорится о глазах Пугачева: «живые большие глаза так и бегали», «прищуривал левый глаз с удивительным выражением плутовства и насмешливости». Эта деталь необходима для создания его динамического портрета. Пугачев непредсказуем. Важнейший принцип создания его образа ― превращение. Он постоянно перевоплощается, как бы ускользая от однозначных определений: он и казак ― человек, имеющий подлинное имя, и самозванец, присвоивший имя покойного Петра III. В сюжете произведения он из «бродяги» превращается в «великого государя». Пугачев ― фигура трагическая. В жизни ему тесно так же, как и в детском заячьем тулупчике, подаренном Гриневым. Гринев пытается понять роль Пугачева в своей судьбе, в судьбе Маши. Гринев осознает, что этот человек почему‑то выделил его из толпы, спас, помог, устроил его личное счастье. Немалую роль сыграло чувство человеческой близости, возникшей между ними. Но Гринев прозревает во всех отношениях другой, высший смысл. Фигура Пугачева соизмерима только с фигурой Петра I. Среди русских исторических деятелей своей эпохи личности такого масштаба А. С. Пушкин не находил.

III Отражение «Пугачевского бунта» в творчестве С. А Есенина

Сергей Есенин не только закрыл последнюю страницу старой крестьянской поэзии, он оказался еще и тем поэтом, который нашел в себе силы открыть страницу новой поэзии, шедшей навстречу революционной энергии русского народа.

Обращаясь в «Пугачеве» к большой исторический теме, С. Есенин собирался поправить Пушкина и дать свое собственное изображение пугачевского движения и пугачевцев.

Прежде всего, сам Пугачев. Ведь он был почти гениальным человеком, да и многие из его сподвижников были людьми крупными, яркими фигурами, а у Пушкина это как-то пропало. Кроме Пугачева, никто почти в трагедии не повторяется: в каждой сцене новые лица. Это придает больше движения и выдвигает основную роль Пугачева»

Есенин долго и напряженно работал над пьесой, изучал литературу о пугачевском движении, совершил поездку в Самару и Оренбург. Таким образом, историческая фигура героя поэмы Емельяна Пугачева, была транспонирована Есениным в поэтический, окрашенный трагическим лиризмом образ. Есенинский Пугачев— воплощение идеи русского бунта.

Стихийный мятеж, «бессмысленный и беспощадный», не входит в замыслы Пугачева. Он упрямо отстаивает идею разумной войны. Образ его сложен и противоречив: степной дикарь, с «медвежьим» темным нутром, он наделен светлым разумом, «светильником» мысли; он — мечтатель, чудак, «как в решето просеивающий плоть», и свирепый мятежник, любимый чернью «за буйство и удаль». Поэма написана под влиянием художественной эстетики имажинистов и обычно рассматривается как программное произведение этого направления.

Исторические сведения использованы в пьесе скупо и на них поэт не сосредоточивает внимание, отношение его к географии событий свободное, речь персонажей не соотнесена со временем и характерами. С самого начала в пьесу врываются трагедийные мотивы, которые и определяют ее тональность и лирико-философский колорит.

Откровенная и точная характеристика мелкособственнической психологии крестьянских масс, свидетельствует о разочаровании поэта в надеждах создать на земле рай вольных мелких хозяев. Вождь крестьянского восстания был схвачен сообщниками и ими же предан во имя спасения собственной Жизни.

Упоминая об общественных причинах пугачевского движения, Есенин не раскрывает социального облика героя, его историческую роль, а сосредоточивает внимание на его биологической природе. Мятежник и бунтарь от природы, Пугачев не может быть иным, как не могут быть иными предавшие его сообщники. Устами своего героя поэт высказывает характерные для него самого настроения, возникшие в результате осознания пролетарского содержания совершившейся в России революции.

Стремление Пугачева воодушевить своих сподвижников идеалами «степных станиц», его страстный призыв не встречают одобрения, наоборот, чем ярче рисуется перед взором участников движения образ осени, тем решительнее они отказываются от призывов своего вождя.

По-видимому, поэт хочет сказать символами, что после ночи пролетарской революции бунтарские порывы Пугачева уже не могут увлечь крестьян. Поэтому-то осень и хмурая октябрьская ночь воспринимаются Пугачевым враждебно.

Такое восприятие осени не характерно для пугачевцев. Для них она — знак предупреждения, символ возмездия за безрассудный и бесперспективный мятеж. И если в воображении Пугачева осень превращается в силу, погубившую движение, то его сподвижники ощущают ее в конце пьесы как союзника и приветствуют буйные краски осени.

Взяв в качестве сюжета пьесы исторический факт, Есенин перенес его в послереволюционные условия, заполнив монологи героев характерными для первых советских лет авторскими переживаниями, ассоциациями и оценками. Пугачев развенчан автором морально, он гибнет под тяжестью собственной души, анархические порывы которой несовместимы с новой жизнью и не находят отклика у его сподвижников в силу неустойчивости их мелкособственнической психологии. В этом Есенин и видит трагедию крестьянского бунтаря, душевный мир которого близок самому поэту, перенесшему в пьесу мотивы и настроения собственной лирики этих лет.

Но имеете с тем «Пугачев» — не простое повторение мотивов лирики Есенина. В трагедии громко слышны иные тона. Она знаменует собой идейное осознание поэтом неодолимости новой жизни, утвержденной Октябрем, развенчание анархического бунтарства, признание популярности пролетарской революции. Вероятно, так понимая свою пьесу, Есенин называл ее «действительно революционной вещью», на что указывает в своих воспоминаниях В. Кириллов [1].

Такая усложненность речи, перенасыщенность ее образами наблюдается в каждом монологе трагедии. Труд земледельцев поэт уподобляет «цежению молока соломенного ржи», овес у него, «сломав зари застенок, гонится на водопой рысцой». Громоздкие уподобления — не единственная дань имажинизму.

«Опыт эпической поэмы «Пугачев» не был удачным. Лирические излияния действующих в ней лиц не имеют ничего общего с исторической правдой. В поэме «Пугачев» мы получаем пример глубокого несоответствия между темой и ее художественным оформлением. Энергия лирической формы тратится впустую, потому что художественной сущностью поэмы является совсем не пугачевщина а настроение поэта, его чувства, связанные с созерцанием русского пейзажа. Поэма в целом, являя разлад между сущностью и формой, не теряет своей ценности в отдельных частях, как собрание лирических стихотворений. Поэт был «чувством жизни» болен, как говорит один из героев поэмы — Бурнов. Поэт выводит историческую роль народного вождя не из его социальной общественной значимости, нет, поэт ставит своей целью показать, что бунтарь, мятежник — это явление биологическое, природа создает людей такими, иными они быть не могут»,— писал Георгий Якубовский в статье «Поэт великого раскола».

В книге Г. Лелевича «Сергей Есенин» отмечено: «Крупнейшим произведением имажинистского периода творчества Есенина является драма «Пугачев». В ней остро чувствуется влияние художественной теории имажинизма. В «Пугачеве». образов больше, чем нужно. Строгие критики правы в одном: «Пугачев», конечно, не историческая драма и, вообще, не драма. Процитированные нами высказывания о пьесе «Пугачев» типичны для критики двадцатых и тридцатых годов. Современники видели в «Пугачеве» поворот поэта к большим эпическим темам и приветствовали этот его шаг, но они отмечали и неудачу поэта на вновь избранном пути.

Не являясь исторической драмой, пьеса «Пугачев» знаменовала собой отход поэта от характерного для него в годы имажинизма анархического бунтарства, а поэтический образ, который поэт утверждал в «Ключах Марии» как непременное и самое главное условие художественного творчества, не выдержал испытания в столкновении с исторической темой. Это и стало началом разрыва Есенина с имажинистами, началом поисков новых идейно-творческих путей.

IV Выводы

Образ Е. И Пугачёва, отраженный в народном сознании, до сих пор продолжает меняться. Некогда бунтовщика предавали церковной анафеме; в советские же годы его воспевали как защитника всех угнетенных, в недавние годы уничижения России и русской истории его опять очернять, умалять его историческое значение.

Два великих поэта – А. С. Пушкин и С. А Есенин, обратившись в разное время к образу легендарного бунтаря, по-разному подошли к оценке его личности и исторической значимости.

А. С. Пушкин создал подлинно реалистическое произведение, в котором вымышленное повествование органически срослось с исторической действительностью того времени, когда жил сам А. С. Пушкин. Он подчеркивает черты, которые совпадают с реальным историческим портретом Е. И. Пугачева, но с другой стороны Пугачев был в глазах Пушкина не только вождём крестьянского восстания, потрясшего дворянское государство, но и просты казаком «Емелькой» Пугачевым.

Автор «Капитанской дочки» хорошо изучил исторические данные, связанные с Е. Пугачевым, интересовался ими, придавал большое значение вольному духу и воспитанию восставших казаков и, прежде всего, самого Е. Пугачева.

С. А Есенин говорил, что «Капитанская дочка» и «История Пугачевского бунта» А. С Пушкина наполнены любовной лирикой, в которой никак не нуждаются исторические произведения. Обращаясь в «Пугачеве» к большой исторический теме, С. Есенин собирался поправить А. С Пушкина и дать свое собственное изображение пугачевского движения и пугачевцев. Он называет его «почти гениальным человеком». Он создает образ сильного, смелого, способного на решительные, обдуманные действия. Он поет ему славу.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)