Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Урал как природная зона

Вдоль границы Европы и Азии, протянувшись севера на юг более чем на 2000 км от берегов студеного Карского моря до сухих казахстанских степей, раскинулась огромная горная страна - Урал, край удивительной красоты, сказочных природных богатств и героической истории. Урал сыграл в жизни нашего государства роль выдающуюся, ибо здесь не только крепла экономическая мощь и независимость России, но и закаливался незаурядный народный характер. Отсюда пошел знаменитый русский «работный люд», хранитель секретов «чудесного мастерства», неистовый в труде, непримиримый к социальной несправедливости.

Вчерашний крестьянин становился рудознатцем, углежогом, камнерезом, гранильщиком, сталеваром, литейщиком, оружейником. Несмотря на то, что бывший крестьянин уже не являлся собственником феодала-помещика, казенный завод или рудник справедливо почитался им местом каторжным, проклятым. Отчетливо звучала тема подневольного труда в песнях-плачах.

Рабочий фольклор формировал сознание населения Урала. Именно в этой фольклорной стихии и происходило становление таланта одного из крупнейших российских писателей XX века – Павла Петровича Бажова, этого уральского чудодея, познавшего секреты словесного мастерства своего народа.

Познакомившись еще в детстве с удивительными сказками П. Бажова, я надолго сохранила интерес к их замечательным героям - Хозяйке Медной горы, Даниле-мастеру, старику Коковане, мастеру каменного дела Андрюхе из сказа «Две ящерки» и многим другим. Непривычные речевые обороты, новые слова и фразеологизмы, которыми пестрят рассказы и сказы П. Бажова, завораживают, приглашают отправиться в путь, который приведет к сказочному и в то же время реальному миру наших соотечественников-уральцев, познакомит с историей Урала и его природными особенностями.

В 8 и 9 классах мы изучаем курс географии России (ее природу, население, экономические районы). Я познакомилась с особенностями геологического строения, рельефом и полезными ископаемыми нашей страны и, конечно, Урала как крупной геологической провинции. Заинтересовал меня и материал о заселении территории и формировании особых миров в разных регионах России.

Поскольку я увлечена географией, историей и литературой, такое сочетание имеющихся и приобретаемых знаний подтолкнуло меня к выбору темы для исследовательской работы. «Урал», «минералы», литературные произведения П. Бажова, красота и своеобразие природы и населения России – вот те слова и словосочетания, которые легли в основу моей работы.

Выяснив для себя круг интересов по выбранной теме, я определила главные цели работы:

1. Создание цельной картины особенностей природы и богатств Урала, связанных с геологической историей формирования территории.

2. Освещение биографии Сказителя – уральского писателя П. П. Бажова.

3. Рассмотрение литературного творчество П. Бажова с точки зрения географических и исторических реалий.

Из целей вытекали следующие задачи:

1. Познакомиться с различными источниками информации, освещающими содержание работы.

2. Охарактеризовать Урал как крупную геологическую провинцию России, выделяя историю открытия и эксплуатации уральских месторождений и описывая малахит как наиболее привлекательный для меня минерал.

3. Осветить биографию писателя, сопоставив данные о жизни П. Бажова с географическими условиями формирования его литературного дара.

4. Проанализировать некоторые произведения П. Бажова с точки зрения географии, экологии и геологии.

Подбирая литературу по теме исследования, я выяснила, что творчество П. П. Бажова описано и проанализировано достаточно хорошо, особенно в литературе 70-80 гг. XX века. В настоящее время Интернет изобилует материалами о писателе. Особое место уделено П. Бажову и его сказам в географической литературе, в частности, в газете «География» издательского дома «1 Сентября». Таким образом, жизнь и творчество писателя подробно освещены в разнообразных источниках информации.

Моя работа не была направлена на литературные открытия в творчестве П. Бажова, и тем более, в геологии и географии Урала. Но все же она несет новизну, ведь, выполнив свое исследование, я, прежде всего, сделала множество открытий лично для себя, для своих родных, с которыми я делилась новой информацией и своими размышлениями, для моих друзей по школьной географической команде. Подготовив статью о П. Бажове для публикации в web-журнале «Географикус» на сайте команды, я рассказала о нем всем гостям нашего сайта.

Я думаю, что тот материал, который представлен в реферате, может быть интересен не только школьникам, но и учителям истории, географии, литературы. Он может послужить основой для подготовки сообщений, олимпиад, викторин.

Тезаурус, а также словарь слов, понятий и выражений, приведенные в приложениях, расширит лексикон читателей, познакомят с особенностями языковых средств, которые создают неповторимый уральский говор и так украшают произведения П. Бажова.

Глава I. Природа Урала

1. Урал как природная зона

УРАЛ - это территория между Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинами. В состав Урала входит Уральская горная система, вытянутая почти меридионально к югу от берегов Карского моря. Длина ее более 2000 км, ширина от 40 до 150 км. Состоит из главного водораздельного хребта и нескольких боковых хребтов, разделенных широкими понижениями. Делится на Полярный Урал, Приполярный Урал, Северный Урал, Средний Урал и Южный Урал. Наиболее высокая точка - гора Народная (1895 м).

Реки принадлежат бассейну Северного Ледовитого океана (Печора с Усой; Тобол, Исеть, Тура и др. относятся к системе Оби) и Каспийского моря (Кама с Чусовой и Белой, р. Урал). Много озер (Таватуй, Аргази и др. ).

«Замечательная эта река Чусовая. Как все настоящие красавицы, она хороша неувядающей красотой, которая в каждое время года имеет своеобразную прелесть. Весной — это дикий, неукротимый зверь, который играет с ревом и стоном, бросаясь на теснящие каменные громады; осенью — это суровая, угрюмая река, которая льется точно по высеченному в горах коридору; зимой — настоящая спящая красавица, скованная льдом и запушенная глубоким снегом. Теперь, летом, Чусовая катится в зеленых берегах, мимо бойцов, горных теснин и крутых мысов ленивой струей, которая бурлит и бунтует только на переборах. Что-то такое ленивое и сонное, ласковое и сильное чувствуется кругом. », - писал певец уральских красот писатель Д. Н. Мамин-Сибиряк .

Павел Петрович Бажов в своих рассказах «Демидовские кафтаны» и «Надпись на карте» отмечает озерную красоту Среднего Урала:

«От нашей заводской грани на полдень озеро есть. Иткуль называется. Слыхали, поди? Кому на той стороне на рудниках да приисках мытариться доводилось, тот, небось, не раз на том озере бывал. Близко тут, и рыбешки на том озере полным-полно.

В нашей-то заводской даче свои озерки есть, да что в них! Стоялая вода в низменном месте, берега резуном затянуло, — не подойдешь. А Иткуль-озеро на высоком местечке пришлось. Берега — песок да камень, сухим-сухохоньки, а кругом сосна жаровая. Как свечки поставлены. Глядеть любо. Вода как стеклышко — все камни на дне сосчитай».

«И над всем этим густой настой горного соснового бора и неуловимая мелодия музыки вершин. Здоровым заводским парням, просидевшим зиму за учебой, и в возрасте двадцати лет доступна еще радость бегать по траве босиком. Мы и козликовали до самого озера Иткуль. Красивое озеро вовсе разнежило. Даже высунувшаяся из воды серая громада Шайтан-камня в игре светотеней и блеске водной равнины кажется согретой. Как будто старый Шайтан только что окунулся каменным лицом в воду, по-стариковски добродушно усмехается и говорит:

- Ай-яй, тепло. Старым костям хорошо. До того разнежил Иткуль, что совсем было собрались остаться здесь на ночь. » .

На большей части Урала преобладают лесные ландшафты; на западном склоне, главным образом, темнохвойные елово-пихтовые леса (на Южном Урале местами смешанные и широколиственные), на восточном склоне - светлохвойные сосново-лиственничные. На Южном Урале - лесостепь и степь, большая часть которой распахана.

В пределах Урала расположены Печоро-Илычский, Висимский, Ильменский, Башкирский заповедники.

Урал — это природный рубеж на границе Европы и Азии, что очень хорошо подметил Д. Н. Мамин-Сибиряк в путевых заметках «От Урала до Москвы»:

«Близость Урала чувствовалась во всем, но особенно резко проявлялась она в характере лесных пород: сосна быстро исчезла, уступая место траурным еловым лесам, пихтам и рябине. Екатеринбург составляет вообще самую резкую климатическую границу: на запад от него идет угрюмая неприветливая северная природа - почва глиниста, песчана или камениста, попадается много болот и озер, хвойный лес господствует; на восток, всего на расстоянии нескольких верст, все кругом носит на себе совершенно другой характер — почва представляет из себя богатейший чернозем, о болотах и еловых лесах нет и помину, кругом веселые сосновые боры, липа, береза и бесконечные пашни. «Точно ножом отрезало», - говорит народ» [8].

На Урале многочисленны месторождения железных, медных, хромовых, никелевых руд, калийных солей, асбеста, драгоценных камней, угля, нефти и др. На их основе давно действуют многочисленные металлургические и камнерезные заводы, шахты, нефтеперерабатывающие и химические заводы. Так, в г. Касли издавна работает металлургический завод, славящийся на весь мир своим художественным литьем.

П. П. Бажов в своем рассказе «Чугунная бабушка» очень образно описал процесс литья на этом заводе.

«Наше литье, поди ко, по всему свету на отличку идет. Одним словом, каслинское.

В чем тут главная точка была, сказать не умею. Кто говорил - чугун здешний особенный, только, на мой глаз, чугун — чугуном, а руки — руками. Про это ни в каком деле забывать не след.

В Каслях, видишь, это фигурное литье с давних годов укоренилось. Еще при бытности Зотовых, когда они тут над народом изгальничали, художники в Каслях живали. Народ, значит, и приобвык.

Тоже ведь фигурка, сколь хорошо ее ни слепит художник, сама в чугун не заскочит. Умелыми да ловкими руками ее переводить доводится. Формовщик хоть и по готовому ведет, а его рука много значит. Чуть оплошал — уродец родится. Дальше чеканка пойдет. Тоже не всякому глазу да руке впору. При отливке, известно, всегда какой ни на есть изъян случится. Ну, наплывчик выбежит, шадринки высыплет, вмятины тоже бывают, а чаще всего путцы под рукой путаются.

Это пленочки так по-нашему зовутся. Чеканщику и приходится все эти изъяны подправить: наплывчики загладить, шадринки сбить, путцы срубить. Со стороны глядя, и то видишь — вовсе тонкое это дело, не всякой руке доступно.

Бронзировка да покраска проще кажутся, а изведай — узнаешь, что и тут всяких хитростей-тонкостей многонько. А ведь все это к одному шло. Оно и выходит, что около каслинского фигурного литья, кроме художников, немало народу ходило. И набирался этот народ из того десятка, какой не от всякой сотни поставишь. Многие, конечно, по тем временам вовсе неграмотные были, а дарованье к этому делу имели» .

2. Урал - «царство минералов»

К камням-самоцветам на Урале относятся не только с любовью, но и с уважением. Этот край издавна считается уникальной кладовой подземных сокровищ: как говорится в уральских сказах Павла Петровича Бажова, их добывали «еще в те годы, когда тут стары люди жили».

Археологи обнаружили на Урале несколько стоянок времён неолита (8-3 тысячелетия до н. э. ), а так же поселения людей бронзового века (4-начало 5 тысячелетия до н. э), и установили, что почти 4 тыс. лет на зад племена чудь добывали здесь медь, а затем и железо. Обвалившиеся и за росшие лесом древние горные выработки получили название «чудские копи». Однако активные поиски и освоение месторождений полезных ископаемых начались в этих местах только с XVIII века.

Здесь сконцентрированы огромные природные богатства — железо, медь, хром, никель, марганец, цинк, бокситы, золото, платина, уголь, соль, редкоземельные элементы. Их залежи узкими длинными полосами тянутся через весь Южный, Средний и Северный Урал. Есть среди них и участки, где рудознатцы находили красивые камни и минералы. С той поры в обиход старателей вошло выражение «робить в горе» т. е работать в шурфе, яме или шахте. Причём, как правило, никакой горы на поверхности не было лишь заболоченная и покрытая лесом равнина.

Почти все сказы Бажова основаны на местных преданиях, связанных с добычей изумрудов, малахита, лазурита, золота, демантоидов. В этих преданиях и легендах сама природа оберегает подземные богатства от бездумного расхищения. Так, попытки завладеть малахитовой шкатулкой, полной дорогих украшений которую подарила одному из горщиков Хозяйка Медной горы, всегда заканчивались крупными неприятностями для похитителей, а иногда и смертью. Сказочная малахитовая шкатулка стала символом богатств Урала, доступных только труженикам-горщикам. И здесь скрыт глубокий смысл: многие старатели действительно знали особые места, где имеются залежи драгоценных камней и часто уносили эту тайну с собой в могилу.

Трудами талантливых мастеров были созданы шедевры камнерезного искусства. Но время, к сожалению, не сохранило для нас их имён. Сейчас трудно назвать и первооткрывателей уральских самоцветов. Местные старатели никогда не проводили разведочных работ и полагались лишь на собственные знания и случай. Поэтому на Среднем и Южном Урале встречаются бесчисленные шурфы, канавы и ямы, пройденные неизвестными собирателями сокровищ. Среди них изредка попадаются «именные» выработки, например, копи Стрижова, ямы Южакова, Шайтанские кони, копи Ватиха и др.

Классическими месторождениями самоцветов считаются копии у деревни Мурзинки в 120 км к северу от Екатеринбурга. Разнообразие и качество добытых там драгоценных камней поражает. Первые находки аметистов и топазов в этом районе относятся к 1668 г. При промывке речных песков старатели обнаружили также сапфиры и рубины. В начале 19 века в разрушенных выветриванием пегматитах к югу от Мурзинки добывали красновато-чёрные, зелёные и бурые турмалины.

Но особенно известна была конь Ватиха - наклонная шахта глубиной более 70 м, богатая великолепными тёмно-фиолетовыми аметистами и золотистыми топазами. Некоторые кристаллы топаза весили больше 30 кг! Отдельные экземпляры и сегодня хранятся в самых известных музеях мира.

На глубинах более 15—20 м горные выработки быстро затапливались подземными водами, поэтому их постоянно откачивали ручными насосами. Со временем вокруг Ватихи скопились высокие отвалы извлечённой из шахты глинистой породы, из которой сильные дожди до сих пор иногда вымывают осколки аметистов. Сама Ватиха сейчас находится в затопленном состоянии и недоступна для изучения.

В 1830 г. были открыты уральские изумруды. За 100 лет эксплуатации месторождений их добыли почти 15 тонн, а глубина разработки превысила 100-метровую отметку. Академик А. Е. Ферсман, много лет посвятивший изучению уральских само цветов, писал, что на берегу реки Адуй старателям-горщикам удалось найти огромную жилу с изумрудом, оценённую в 46 тыс. золотых рублей.

Размеры найденных на Урале камней-самоцветов просто удивительны. Как сообщает Ферсман, отдельные кристаллы горного хрусталя, например, достигали почти 1 м, топазов 60-70 см, берилла 40-50 см. Вес наиболее крупных кристаллов изумрудов превышал 2 кг, александрита - 5 кг, родонита (орлеца) - 47 т.

Богатейшие уральские месторождения, как правило, подвергались хищнической эксплуатации. Та же участь грозила и Ильменским горам на Южном Урале. Уже в 1777 г. купец Лугинин построил в долине реки Миасс медеплавильный завод. Через шесть лет здесь же были открыты амазонитовые копи. Из голубовато зелёных камней мастера выреза ли необыкновенной красоты чаши. Предполагается, что зелёная окраска амазонита обусловлена особенностями строения самих кристаллов, а также значительными примесями рубидия, свинца, цезия и таллия. При разработке коней помимо амазонита удавалось извлечь также топазы и синие сапфиры.

Первыми обратили внимание на Ильменские горы учёные: они обнаружили здесь огромное число неизвестных науке минералов. Вскоре к их изучению приступил академик Пётр Симон Паллас. В ходе исследований выяснилось, что в горах имеются также залежи золота и камней-самоцветов, и это привлекло многих местных предпринимателей. С 1823 по 1914 г. только в районе Миасса золота было добыто почти 700 т. Однако учёные не остановили свои работы, а в 1912 г. академик В. И. Вернадский обратился к правительству России с предложением создать в Ильменских горах национальный парк.

Царское правительство не ответило на это предложение. И только в 1920 г. В. И. Ленин подписал декрет об организации Ильменского государственного минералогического заповедника. К тому времени здесь было открыто 85 видов минералов и проведена инвентаризация старых копей. В последние годы число минералов возросло до 189, причём многие из них встречаются только в Ильменском заповеднике.

На Северном и Южном Урале в 1940—1970 гг. были найдены крупные месторождения прозрачного кварца - горного хрусталя. Его кристаллы шли на изготовление табакерок пуговиц и т. д. На Урале встречаются и другие разновидности кварца: красивые кристаллы мориона, цитрина и авантюрина. Все они широко используются в ювелирном деле. А недалеко от города Златоуста изредка находят кристаллы кошачьего глаза - полосчатого кварца голубовато-серой и зеленовато-серой окраски.

Есть на Южном Урале места, где скрыты поистине уникальные минералы. Некоторые из них настолько редки, что специалисты учитывают каждую находку. Это, например, эвклаз - минерал голубого или зеленовато-синего цвета, встречающийся в кварцевых жилах и полостях пегматитовых тел. Кристаллы эвклаза высшего сорта напоминают бериллы. По данным А. Е. Ферсмана, на реке Санарке было найдено всего 25 кристаллов. Эвклаз имеется также в Индии, Заире и Бразилии. Он относится к самым дорогим ювелирным камням в 1862 г. один из кристаллов эвклаза размером 7, Зх2хI, 4 см был оценён в З тыс. царских рублей.

В XVIII веке «малахитовая шкатулка» пополнилась ещё одним сокровищем, найденным на Южном Урале. Им оказались изумительные по красоте яшмы. Это горная порода различных ярких цветов и оттенков, в которой, как писал Ферсман, «в диком смятении красок, в обломках черного, красного «мясного» камня извиваются. неясные чудища, изувеченные, сломанные, задавленные гадины. Кажется, что в них воплощен весь ужас, вся злоба, все преступления прошлого». Яшму относят к группе так называемых поделочных камней».

Залежи этого камня длинной полосой протянулись от Орска до Миасса, т. е. почти на 500 км. Ширина полосы достигает 50 км. Каждая из уральских яшм неповторима. В верховьях Миасса, например, добывают яшмы кирпичного, кроваво-красного, серо-жёлтого, черного и серо-синего цветов. Поблизости можно найти серо зелёные яшмы и камни с фиолетовым оттенком. В 30 км от Магнитогорска расположено месторождение пятнистых бело-красных яшм; еще южнее - ленточных яшм с красными, серыми и белыми полосами.

К 1927 г. добыча яшм на Орских месторождениях (горы Полковник, Калиновская, Шандаши) не превышала 20 тонн в год, однако уже через десять лет она достигла 230 тонн. В годы Великой Отечественной войны разработка этих месторождений была полностью прекращена и возобновилась лишь в 60-х гг. Постепенно геологи выделили среди уральских яшм несколько групп, отличающихся между собой по рисунку поверхности.

Для пёстро цветных яшм характерно сочетание розового, красного, коричневого и жёлтого цветов. Основной особенностью рисунка этих камней являются остроугольные очертания. Геологи называют такой рисунок брекчированием, поскольку по виду он напоминает брекчию - горную породу, состоящую из сцементированных угловатых облом ков различных камней. Наиболее эффектна пёстрая яшма с кубиками золотистого пирита. Пейзажные яшмы представляют собой некое подобие запечатлённой в камне картины. Здесь можно разглядеть закат солнца на море, или реку на фоне зелёного леса, или облака, плывущие по яркому голубому небу. Геологи объясняют «пейзажный эффект» влиянием горячих растворов, проникавших по микротрещинам в породу. Технические яшмы чаще всего одноцветны. Они залегают пластами и обычно бывают буро-красными, серыми или зеленовато-серыми.

Основу яшмы составляет кварц и лишь 10—20 % примеси различных минералов (оксиды железа, железо, пирит, магнетит и др. ). Зелёный оттенок яшмы, как правило, связывают с наличием в её составе «зеленых минералов» — хлорита, эпидота и актинолита. Буро красный цвет придают оксиды железа.

«Малахитовая шкатулка» Урала открывается людям постепенно — в награду за долгий, упорный труд. Количество новых самоцветов и минералов всё увеличивается, и дна волшебной «шкатулки» пока не видно.

3. «Малахитовая шкатулка» Урала

Ревностнее всего Хозяйка Медной горы в сказах Бажова охраняла малахитовые залежи, да и сама она была одета в платье из малахита. Почему же владелица несметных подземных сокровищ отдавала предпочтение именно этому камню?

Малахит - минерал, содержащий углекислую соль меди, которая придает ему сочный зеленый цвет разных оттенков. Его игольчатые кристаллы и почковидные массы с концентрическим рисунком из волнистых зелёных полос всегда вызывали восхищение неповторимой игрой цвета.

Своё название этот красивый поделочный камень получил за характерный цвет (от греч. «малахе» - «мальва» род трав семейства мальвовых). Лучшие образцы малахита отличаются нежно-зелёной окраской и необыкновенным разнообразием узоров - от спокойных ленточных до концентрических и лучисто-звёздчатых.

Следует сказать, что большинство цветных камней не образует собственных месторождений, их добывают попутно, при разработке других видов полезных ископаемых. Именно поэтому интересна в этом отношении история образования и добычи малахита.

Малахит образуется при растворении медных руд и отложении получившихся соединений в трещинах и пустотах горных пород. Минерал сопутствует месторождениям меди. Выдающийся среднеазиатский учёный-энциклопедист Аль-Бируни (973 - около 1050 гг. ) в трактате о драгоценных камнях впервые описал залежи малахита в горах Кирмана (юго-восток Ирана), обнаруженные в медных рудниках. Аль Бируни отмечает, что в дни господства персов здесь находили большие куски малахита с рисунком в виде глаз и полумесяцев, из которых делали сосуды; затем эти проявления иссякли.

Настоящий малахитовый бум в России начался в период освоения медных рудников Урала. Самый первый ювелирный малахит был найден в 1731 г. на Меднорудянском месторождении в районе Нижнего Тагила, которое на все последующие годы стало основным источником российского малахита. Вторым по объёму добытого минерала (около 500 т. ) был Гумешевский рудник, расположенный вблизи города Полевской. В 1760 г. известный русский естествоиспытатель Пётр Симон Паллас, посетивший это месторождение, выделил два типа малахита — бирюзовый (скорлуповатый) и плисовый (лучистый). Последний, более тёмный и плотный, на изломе имеет атласную фактуру. Бирюзовый тип часто образует сталактитовые и почковидные натёчные формы. Обычно он в несколько раз дороже плисового.

На старом руднике

«Мне смолоду досталось. В наши-то годы я вон там на Гумешках руду разбирал. Порядок такой был — чуть в какой семье парнишко от земли подымется, так его и гонят на Гумешки. Самое, сказывают, ребячье дело камешки разбирать. Заместо игры. Вот я и попал на эти игрушки. По времени и в гору спустили. Еще подрос — дали кайлу, да лом, клинья, да молот, долота разные.

- Поиграй-ко, позабавься!

И довольно я позабавился. Медну хозяйку хоть видеть не довелось, а духу ее сладкого нанюхался, наглотался. В Гумешках-то дух такой был - поначалу будто сластит, а глотнешь - продыхнуть не можешь. Ну, как от серянки. Там, вишь, серы-то много в руде было.

В наших местах, известно, руду вразнос добывают, сверху берут. Так-то человеку вольготнее, только мне не часто это приходилось, больше в землю загоняли. Такая, видно, моя доля пришлась».

Павел БАЖОВ. Тяжелая витушка

В XIX веке на Меднорудянском и Гумешевском месторождениях Урала ежегодно добывали до 80 тонн этого камня. А в 1836 г. близ Нижнего Тагила была найдена глыба малахита весом около 250 тонн. Малахитом облицовывали колонны и стены, из него вырезали вазы и чаши. В Государственном Эрмитаже, в частности, хранится около 200 малахитовых ваз, столешниц и торшеров.

Наиболее ценные экспонаты собраны в Малахитовом зале Зимнего дворца. Для Всемирной выставки 1851 г. в Лондоне русские мастера изготовили велико лепные парадные двери малахитового кабинета. В числе других самоцветов этот камень использовался при строительстве Исаакиевского собора в Петербурге. Восемь больших колонн высотой около 10 м и диаметром 43 см в алтаре собора облицованы малахитом и лазуритом. И конечно, из малахита делали огромное количество ювелирных украшений. Не случайно известный российский минералог Александр Евгеньевич Ферсман назвал середину ХIX столетия малахитовой эпохой в истории камнерезного дела.

Пик разработки уральских месторождений малахита приходится на период активного строительства новой столицы государства Российского - Санкт-Петербурга. Знатные люди стремились перещеголять друг друга роскошью своих домов и стали использовать малахит в качестве отделочного материала.

Был разработан даже специальный метод «русской мозаики» Он заключается в следующем. При изготовлении крупных изделий - ваз, каминов, колонн сначала из мягкого камня (мрамора, сланца и других материалов) делали их точную копию, а затем покрывали её тонкими фигурными малахитовыми плитками. В особых случаях, например, при строительстве колонн алтаря Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, в качестве основы использовалась листовая медь. А архитектурные детали Малахитового зала Зимнего дворца наклеивались на цементную штукатурку.

Изящество и красота мозаики зависели от того, насколько искусно удалось распилить малахитовые монолиты. В самом общем виде принцип был таков: тонкие пластинки толщиной от 1 до 10 мм вырезались перпендикулярно натёчной структуре и затем в изделии разворачивались, подобно гармошке. В этом случае из небольшого количества камня можно получить законченное с художественной точки зрения облицовочное покрытие большой площади.

Расцвет малахитового искусства приходится на первую половину ХIХ в. Непревзойденным шедевром в этой области считается большая ваза с четырёхугольным верхом, созданная в Екатеринбурге по рисунку архитектора И. Гальберга и хранящаяся ныне в Эрмитаже (Санкт-Петербург). Вот как её описал известный исследователь камнерезного искусства Урала Б. Павловский: «На ножке малахитовой вазы переплетаются темно-зелёные узоры, напоминающие сердцевину дерева. Они прорезаны почти чёрными жилками и окаймлены светло-зелёной полосой. Выпуклые ножки, идущие по низу чаши, не имеют специально организованного узора камня. Здесь в самом причудливом сочетании даны яркие тёмные и светлые куски малахита, что создаёт впечатление мятого зелёного плюша. Борт чаши имеет тот же рисунок, но малахит для него взят более тёмный. Ножка - единственная большая свободная поверхность, и на ней размещён значительный по величине рисунок».

Мастерство художника-камнереза и декоратора проявлялось в создании причудливых композиций и целых мозаичных картин. После наклейки пластин всё изделие тщательно шлифовалось и полировалось. Для этих целей использовали мелкозернистый песчаник, глинистый сланец, жжёную кость и порошок, состоявший из пережжённого с крепкой водкой олова и некоторого количества серы.

Подлинным и шедеврам и архитектурного декоративного искусства могут служить Малахитовый зал Зимнего дворца, построенный в 1838 г. по проекту Александра Павловича Брюллова, и колонны алтаря в Исаакиевском соборе. Благодаря единому узору натёчной структуры в отделке колонн создаётся впечатление, что изделия эти вырезаны из одного монолитного блока.

В середине XIX веке малахит широким потоком хлынул в Европу (его называли там «русским камнем») Изобилие этого минерала привело к тому, что он мало цёнился в России. Трудно представить, но в те времена малахит использовался, например, в качестве руды для получения меди, им покрывали крыши домов в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле. Кроме того, из огромных глыб (самая крупная находка весила 250 т. ) изготовляли грандиозные вазы, столы, малахитом облицовывали колонны в приёмных залах дворцов. На первой Всемирной выставке в Лондоне (1851 г. ) Россия среди многочисленных экспонатов представила огромные парадные двери, полностью выполненные из уральского малахита.

По мере отработки верхних частей месторождений находки ювелирных малахитов становились всё реже и реже, и в последние десятилетия XIX века на Урале добывали всего несколько десятков килограммов малахита в год. Сейчас единственным мировым поставщиком этого камня остались медные рудники Катанги и Заире.

Глава II. Биографические сведения о П. П. Бажове

П. П. Бажов. Портрет

Павел Петрович Бажов родился 27 января (15-го старого стиля) 1879 г. в семье рабочего Сысертского завода Екатеринбургского уезда, Пермской губернии (ныне Сысертский район Свердловской области).

У писателя была счастливая судьба. Благодаря случаю и своим способностям Павел Петрович он получил возможность учиться. Учился в духовном училище (1889-93 гг. ) в Екатеринбурге, затем в Пермской духовной семинарии (1893-99 гг. ). В годы учебы принимал участие в выступлениях семинаристов против преподавателей-реакционеров, в результате чего получил аттестат с пометкой о «политической неблагонадежности». Это помешало ему поступить, как он мечтал, в Томский университет. Бажов 18 лет работал учителем русского языка и литературы в Екатеринбурге, затем в Камышлове. В эти же годы увлекся уральскими народными сказками.

Он принял Октябрьскую революцию как возможность покончить с социальным неравенством. В 1918 г. вступил добровольцем в Красную Армию, принимал участие в боевых операциях на Уральском фронте. В 1923-29 гг. жил в Свердловске и работал в редакции «Крестьянской газеты», с 1924 г. выступая на ее страницах с очерками о старом заводском быте, о гражданской войне. В это время собирал фольклорные записи, им было написано свыше сорока сказов на темы уральского заводского фольклора, книги по истории Урала.

Всегда много работал, как сказали бы в советские времена, был «рядовым тружеником». П. П. Бажов счастливо женился на своей ученице и стал главой большой семьи, в которой было семеро детей.

Судьба Павла Петровича повернулась таким образом, что вдруг, что называется в одночасье, пришла к нему известность, да еще какая В 1939 выходит самое знаменитое произведение Бажова - сборник сказок "Малахитовая шкатулка", за которую писатель получает Государственную премию. В дальнейшем Бажов пополнял эту книгу новыми сказами. Его книги и сказы стали печататься большими тиражами, издаваться за рубежом. Писатель стал лауреатом Государственной премии СССР (1943 г. ), был награжден орденом Ленина за литературную работу.

В годы Отечественной войны Бажов принимает на себя заботы не только о свердловских писателях, но и о писателях, эвакуированных из разных городов Союза. После войны зрение писателя стало резко слабеть, но он продолжал и редакторскую работу, и собирание, и творческое использование фольклора.

В 1946 г. был избран депутатом Верховного Совета: «. занимаюсь теперь другим - приходится много писать по заявлениям своих избирателей».

В январе 1949 года торжественно был отмечен 70-летний юбилей П. П. Бажова. В зале Свердловской государственной филармонии собрались друзья, читатели. Много торжественных и смешных подарков. Юбиляр растроган, благодарен, взволнован. Он благодарил своих близких, друзей, литераторов, журналистов, издателей и читателей за внимание к его работе и за помощь и вновь повторил то, что говорил всегда: «Это внимание, разумеется, не ко мне, а к тем безвестным творцам, материал которых дошел до меня и стал доступен читателю. Моя роль в этом второстепенная».

«10-го декабря 1950-го года в морозный день мы похоронили отца на высоком холме, с которого виден Урал - леса и перелески, горы и пруды - все, что он любил, что всегда было дорого его сердцу, и вернулись домой. Еще пахло табаком, на столе лежала его трубка, а в машинку заправлено незаконченное письмо, но дом опустел», - писала дочь П. Бажова А. П. Бажова в своих воспоминаниях об отце. И дальше: « вечером у нас собралось много народа. Сначала было тихо, потом выпили, голоса стали громче, заговорили о том, что волновало каждого. Маршала Георгия Константиновича Жукова расспрашивали о днях войны, напоминали о встречах на фронтах, уговаривали писать мемуары.

Мама сидела ко всему безучастная, да вряд ли слышала что-нибудь, а мне стало обидно, что вот уже забыли отца, забыли по какому поводу собрались в нашем доме. А в ушах зазвучал голос отца:

- Что приуныла, доченька? Не надо, жизнь ведь продолжается.

И она действительно продолжается в его книгах, в памяти людей, в произведениях искусства, созданных по мотивам сказов, в его детях, внуках и правнуках, среди которых есть строители, горные инженеры, историки, социологи, экономисты, рабочие и журналисты и те, кому еще предстоит выбрать профессию и определить свой путь в жизни».

Павел Петрович скончался в Москве, но похоронен в Екатеринбурге.

Родной город Павла Бажова несет на своем геральдическом щите ящерку — частого персонажа бажовских сказов. В серебряном щите располагается зеленый каменный цветок с золотой коронованной золотой ящерицей. В углах щита - клейма: в левом верхнем - восьмиугольная звезда, в правом нижнем — знак Венеры (Венерино зеркало). Каменный цветок и ящерица — исконно полевские символы. Они уже воспринимаются как символы всего Среднего Урала. Но родина сказов П. П. Бажова — Полевской. Именно здесь родились легенды о коронованной ящерице — хозяйке Медной горы, о цветке из камня, который мечтал создать Данила-мастер. Причем создавалась чаша, как следует из сказа, по образу «дурман-цветка» (белены).

Клейма на гербе соответствуют старинным товарным клеймам заводов, давших жизнь городу. Придуманы эти клейма были, как полагают, в 1735 г. В. Н. Татищевым (1686—1750), историком и географом, управителем казенных заводов на Урале. Значение клейм таково. Знаком Венеры в алхимии обычно обозначали медь. И естественно, что этот знак выбрал Татищев для Полевского медеплавильного завода. Восьмиконечной звездой (символ Полярной звезды) на старинных картах обычно обозначали север. Созвучие в словах «Северский» и «север» и подвигло Татищева сделать символом Северского железоделательного завода Полярную звезду.

Имя П. П.  Бажова неотделимо от Урала, от уральской природы, истории, культуры и самосознания уральцев. В произведениях П. П.  Бажова воплощена душа этого могучего края, образ которого через творчество писателя раскрывается для всех россиян.

Детство и юность Павла Бажова прошла в г. Сысерти и Полевском, которые являются типично промышленными центрами Урала с особенным укладом жизни населения, определяемым историческими реалиями. События, отраженные в сказах писателя, разворачиваются на его малой родине, в пределах Сысертского заводского округа. Вот как описывает свою малую родину писатель: «По документам, в Сысертской заводской даче считалось 239 707 десятин 426 квадратных сажен, то есть около 2 500 квадратных километров*. Небольшие увалы, отроги Уральского хребта, густо покрытые сосновым лесом, со всех сторон окружали завод и так «ловко стали» около речки, что дали возможность легко ее запрудить. Четыре заводских пруда имеются на этой маленькой речке: Верхнезаводской - самый большой, Сысертский, на котором стоит главный завод округа, Механический и Ильинский.

Кроме группы фабрик, расположенных по речке Сысерти, в состав округа входили Полевской медеплавильный и железоделательный завод - в сорока пяти верстах от Сысерти, и Северский чугуноплавильный и железоделательный - в сорока верстах» (Уральские были).

Это поистине сказочные места Среднего Урала. Тут и овеянная легендами Азов-гора, и Марков камень, и Думная гора, где, по преданию, думал думу сам Пугачев. Неподалеку одно из богатейших в прошлом месторождений медного колчедана и малахита - Гумешевский рудник. На Думной горе маленький Павел Бажов слушал поэтические сказы дедушки Слышко — караульщика В. А.  Хмелинина. Старик рассказывал о Хозяйке Медной горы, о девке Азовке, о волшебном змее Полозе. Эти образы стали основой сказов «Малахитовой шкатулки».

* В настоящее время это территория двух муниципальных образований на юге Свердловской области — Сысертского района и г. Полевского. Здесь проживает 155 тыс. человек, в том числе в г. Полевском 68,5 тыс. и в г. Сысерти — 21,5 тыс.

Глава III. Литературное творчество П. П. Бажова

В семье Бажовых, как и в каждой рабочей семье трудового Урала, бережно хранились и передавались из поколения в поколение воспоминания о дедах и прадедах, которые дело свое знали крепко и труд почитали как единственный смысл своей нелегкой жизни. Трудовой русский человек помнил свое первородство. Вслушивается будущий писатель в рассказы о трудовом мастерстве, о проволоке, толщиной в нитку, о «звонком» угле, о чугунных «кружевах» каслинцев, об удачливых рудознатцах — и растет понимание смысла труда «с полетом», как его определяют бывалые рабочие, формируется особое мировоззрение рабочего человека, понимание того, что лишь трудом велик человек. А сколько нравственной глубины в бесконечных пословицах и поговорках о труде и своей профессии, которыми так и пересыпана речь старших, или в ехидных прозвищах, которые метко определяли человеческие характеры.

Долгими зимними вечерами с трепетом слушают ребята рассказы о таинственных фантастических помощниках в работе, о встречах рудознатцев с самой Хозяйкой, Горной маткой или же даже с Золотым Полозом, которые иногда добры, а иногда и откровенно враждебны человеку, и сам того не ведаешь, сулит ли встреча с ними удачу или же погибель. Конечно, сказка, но всё же страшновато.

До ноября 1917 года Бажов проработал учителем русского языка и все 18 лет нелегкого учительского труда посвятил еще одному занятию, которое считал главным в своей жизни. Фольклористика стала смыслом его существования, именно ей отдавал он все свои силы. Фольклорные исследования в интереснейшем регионе России, не только обогатили его представления о природе фольклора горнозаводских рабочих, но заставили более пристально вглядеться в этнографические реалии, в быт простого народа. В центре его внимания оказалось не только русское на селение Урала, но и многочисленные народности, которые жили в постоянном контакте с русскими - башкиры, удмурты, татары, коми-пермяки и другие. Контакты эти создавали неповторимую уральскую культуру, на интернациональное содержание которой молодой исследователь стал обращать все более пристальное внимание.

В 1936 году в журнале был опубликован первый сказ Павла Петровича «Девка Азовка». В 1939 г. в «Сведлгизе» вышел первый сборник сказов «Малахитовая шкатулка». В 1942 г. и 1944 г. «Малахитовая шкатулка», заметно пополневшая, выходит в Москве в центральных издательствах. В 1944 году «Малахитовая шкатулка» была переведена на английский и вышла в Лондоне и Нью-Йорке, потом в Праге, в 1947 г. - в Париже. Переведена на немецкий, венгерский, румынский, китайский, японский языки. Всего, по сведениям библиотеки им. Ленина, - на 100 языков мира.

Павел Петрович Бажов не любил, когда его называли писателем. «Ведь я занимаюсь только обработкой фольклорного материала, - писал он одному начинающему литератору, - правда, состою членом писательского союза и даже веду организаторскую работу, но подлинным писателем, в высоком смысле этого слова, то есть человеком, который художественными средствами решает важнейшие проблемы жизни, считать себя не могу».

Слова эти прозвучали в октябре 1946 года, когда писательская слава Бажова стала всенародной. Незадолго до этого, в суровом 1943 году, страна удостоила Бажова высокой Государственной премии за книгу самую мирную, за знаменитую «Малахитовую шкатулку», и то, что эта награда была присуждена в нелёгкое военное лихолетье, говорит о многом. Произведения Бажова были так же нужны стране, как пушки, снаряды, самолеты, танки. В послевоенные годы сказы уральского писателя стали еще более необходимы победившему народу, ибо несли в себе огромный заряд народного оптимизма. Страна решала задачи восстановления разрушенного войной хозяйства, и тема труда, причем труда творческого, воспетая в произведениях Бажова, находила живой отклик в самой широкой читательской среде.

«Малахитовая шкатулка» была в те годы одной из самых читаемых народом книг, причем популярность ее не ведала возрастных границ, сказами зачитывались как взрослые, так и дети. А скольких живописцев, композиторов и поэтов вдохновили бажовские сказы на создание интереснейших произведений театра, музыки и кино. Вокруг книги П. П. Бажова возник яркий букет художественных шедевров, которые стали гордостью нашей национальной культуры.

Павел Петрович Бажов, к восторженным оценкам своего творчества относившийся с некоторой долей иронии, скромно причислял себя всего лишь к «обработчик» фольклора. Как правило, «обработчик» не творец, а Бажов являл собой особый тип российского писателя, ориентированного на фольклор своего народа не как на некий экзотический субстрат, а как на живую творческую традицию.

«Малахитовая шкатулка» осталась незаконченной книгой: писатель работал над ней с 1936 года до последнего дня своей жизни (Бажов умер 3 декабря 1950 года). Однако жанр ее обладал той особенностью, которая фактически исключала какую-либо завершенность. Бажовская шкатулка хранила редкостные самоцветы, и в ней всегда оставалось место для нового редкого камня. Первое издание 1939 года объединило четырнадцать произведений, но каждое последующее издание пополнялось все новыми и новыми сказами. Так, в 1942 году в «Малахитовую Шкатулку» вошли горные сказки и «Ключ-камень», в 1943 году «Сказы о немцах» в 1944—1945 гг. «Сказы о Ленине», в 1945—1950 гг. сказы-были. «Малахитовая шкатулка» — открытая миру книга, явление редкостное в литературе, не имеющее исторических аналогов.

Жанр сказа приобрел у Бажова новые качества. Ювелирная работа над словом, отточенность литературной формы, лаконичность и образность языка, тщательно выстроенный сюжет - все это выводило жанр литературного сказа в сферу высокой литературы. Однако ни о каком забвении фольклорной первоосновы в данном случае не может быть и речи, ибо народная стихия в бажовских сказах не экзотика, но живая творческая традиция. О том, как возникал этот органический сплав фольклорного и индивидуального творчества, причем сплав творчески жизнеспособный (в отличие, например, от так называемых «новин»), остается лишь строить предположения и догадки. Сам Бажов, объясняя этот художественный феномен, подчеркивал, что поэтические образы сказов возникают «в тех глубинных лабораториях, где сплавляется чудесное, недоступное отдельному человеку, как бы ни был он талантлив».

Литературный сказ, традиционно ориентированный на устный народный рассказ, был одним из самых сложных типов повествования. Как особая форма авторской речи, сказ, по образному выражению Ю. Н. Тынянова, делал слово «физиологически ощутимым - весь рассказ становится монологом, он адресован каждому читателю - и читатель входит в рассказ, начинает интонировать, жестикулировать, улыбаться, он не читает рассказ, а играет его».

«Малахитовая шкатулка»— гимн труду свободному, когда раскрепощается человеческая душа и творит по законам высшей красоты. Все сказы Бажова пронизаны идеей служения творчеству, которое мыслится как антипод труду ремесленника.

2. Экологические аспекты взаимодействия человека с природой в произведениях П. Бажова

Павел Петрович воспевает творческий труд и человека труда, а в процессе труда - особенно в таких его отраслях, как горнодобывающее, металлургическое производство и камнерезное искусство - человек вступает в непосредственный контакт с природой. Этот контакт может носить разные формы: покорение природы, подчинение природе, содружество с ней. Именно форма содружества с природой наиболее целесообразна с экологической точки зрения, и это проходит красной нитью по всем сказам «Малахитовой шкатулки». Мастер находит себя, чувствует удовлетворение от своего труда именно в тех случаях, когда он действует в согласии с окружающей природой.

Данило-мастер в «Каменном цветке», задумавший воплотить в камне красоту простого лесного цветка, печалится о том, что нет жизни в изготовленной им малахитовой чаше, а следовательно, красоты. «То и горе, — жалуется мастер, — что похаять нечем. Гладко да ровно, узор чистый. а красота где? Вон цветок, самый что ни есть плохонький, а глядишь на него — сердце радуется. Ну, а эта чаша кого обрадует?»

Для того чтобы «понять полную силу камня самому, поглядеть и показать ее людям», молодой мастер учится у природы. «С той поры и стал чуть не каждый день в лес бегать. Время как раз покосное, ягодное. Травы все в цвету. Данилушко остановится, где на покосе, либо на полянке в лесу и стоит, смотрит. А то опять ходит по покосам да разглядывает траву-то, как ищет что. Придет домой и сразу к станку да до утра и сидит, а с солнышком опять в лес да на покосы. Листки да цветки всякие домой притаскивать стал. » Но этого оказалось мало.

С помощью Хозяйки Медной горы, показавшей Даниле «живую» красоту камня, он проник в тайную красоту природы (природную красоту камня). Но материал не может показать всего того, что должен найти сам мастер, опираясь не только на свои наблюдения над природой, но и обязательно на способность к образному обобщению, возникающему в результате сотрудничества с природой. Это сотрудничество и есть та живительная сила, которая оживляет результаты труда мастера.

« -  Ну, Данило-мастер, поглядел? - спрашивает Хозяйка.

-  Не найдешь, - отвечает Данилушко, - камня, чтобы так-то сделать.

-  Кабы ты сам придумал, дала бы тебе такой камень, а теперь не могу, - сказала и рукой махнула».

Эта же мысль является центральной в сказе «Малахитовая шкатулка». Медной горы Хозяйка дарит Танюшке волшебную пуговку: «Прими-ко, доченька, от меня памятку, - говорит она, - как забудешь по работе, либо трудный случай подойдет, погляди на пуговку. Тут тебе и ответ будет».

И пуговка помогает девушке: она показывает ей новый диковинный узор, яркие краски, но вышивать должна сама Танюшка.

В тесном сотрудничестве с природой работает и герой сказа «Железковы покрышки» - Евлаха. На вопрос французского мастера, как ему удается изготавливать столь различные по узору и цвету малахитовые «досочки», Евлаха отвечает: «Я из окошечка на ту вон полянку гляжу. Она мне цвет и узор кажет. Под солнышком одно видишь, под дождиком другое. Весной так, летом иначе, осенью по-своему, а всё красота. И конца-краю той красоте не видится».

Читателя поражает цветовое богатство сказов П. П.  Бажова. В них дается богатое переплетение цветов: вохряные блики и пламенеющая киноварь, певучий синий цвет рядом с мерцающим золотом, многообразные оттенки и переливы зеленого и, наконец, контрастные сочетания черного и белого — такова гамма красок в сказах «Малахитовой шкатулки». Все это открывает глаза внимательного читателя на красоту русской природы, красоту Урала и заставляет по-новому взглянуть на привычное природное окружение, понять его ценность.

В сказах поэтически выражено отношение человека к природе через дружбу горщиков с «тайной силой» - Хозяйкой Медной горы, которая обучала горных мастеров; с ящерками, с Великим Полозом — огромным змеем, во власти которого находится всё золото, с его дочками Змеевками, с бабкой Синюшкой, которая охраняет колодец, а в нем камни-самоцветы, Голубой змейкой, Огневушкой-Поскакушкой, козликом Серебряное Копытце. Эти образы рисуются пером писателя как проявления природы, одушевленные человеческой фантазией. Герои сказов не преклоняются перед тайнами природы, не объявляют их непознаваемыми. Они не противостоят силам природы, а работают с ними в тесном содружестве, используют их, чтобы показать, насколько богата и разнообразна природа, сколько благ она может подарить человеку при правильном, бережном отношении к ней.

Лейтмотив сказа «Про Великого Полоза» — бери от природы столько, сколько она может дать без ущерба для себя. Великий Полоз выступает в данном случае как «тайная сила» природы, познать которую и пользоваться которой во благо себе может только тот, кто бережно относится к ее богатствам. Семеныч, доверенное лицо Великого Полоза, наставляя малолетних старателей, и говорит: «И о том старайтесь, чтобы золото не рвать. Не на то он [Великий Полоз] вам его указал, чтобы жадничали. Это не забывайте первым делом».

И Семеныч, и Кокованя из сказа «Серебряное Копытце», и дед Ефим из сказа «Огневушка-Поскакушка», и бабка Лукерья из «Синюшкина колодца» связаны с «тайной силой» природы. Они выступают как бы посредниками между «тайной силой» и людьми. Они хранят и передают молодым жизненный опыт, накопленный поколениями уральцев, в том числе и экологический. Их рассказы раскрывают красоту природы, радость труда, зовут узнавать новое, неизвестное — этим они и приносят огромную пользу молодым и взрослым слушателям.

Дед Ефим учит старателей, где искать золото: «Слыхал, дескать, от стариков, что есть такой знак на золото — вроде маленькой девочки, которая пляшет. Где такая поскакушка покажется, там и золото. Не сильное золото, зато грудное и не пластом лежит, а вроде редьки посажено. Сверху, значит, пошире круг, а далее все меньше и меньше и на нет сойдет. Выроешь эту редьку золотого песку — и больше на том месте делать нечего. Только вот забыл, в котором месте ту редьку искать: то ли где Поскакушка вынырнет, то ли где она в землю уйдет».

Говорит писатель и о ценности природного богатства, связывая его с потребностями человека: «Земельное богатство по-разному считается: что человеку больше надобно, то и дороже Если дедовские отвалы перебрать, так много полезного найдем, а внуки станут наши перебирать и подивятся, что мы самое дорогое в отброс пустили. Вот и выходит, что земельное богатство не от горы, а от человека считать надо».

3. Творчество П. Бажова глазами современников

О творчестве Бажова написано гораздо больше, чем написал он сам. Долгое время критики спорили между собой, что за явление «этот Бажов» - фольклорист, писатель, краевед, историк? А современники писали: «В волшебный мир старых уральских сказов Бажов погружал живых русских людей, и они своей реальной, земной силой побеждали условность сказочной волшебности. Как земная любовь простой русской девушки победила волшебную силу Хозяйки Медной горы»

«я вновь и вновь их (сказы) перечитываю, подлинно наслаждаясь и богатством выдумки, и слаженностью сказов, и сладкозвучным русским языком" А. Сурков.

«С пожеланием творческого настроения и душевного покоя Ваш неизменный почитатель» Игорь Грабарь.

«Обладателю волшебной Малахитовой шкатулки от очарованного Федора Гладкова».

«Самому лучшему, самому настоящему из всего, что я «добыл» на Урале»

Лев Кассиль.

«Автору «Малахитовой шкатулки», который открыл секрет создания сказки, тысячелетиями хранившийся втайне. Не много открытий равных по значению Вашему. Спасибо Вам за это от одного из тех, кому сказка близка и мила» Дмитрий Нагишкин.

«Бажов принес нам в личине сказа величие высокой простоты, любовь к одному краю, прославление труда, гордость и честь рабочего человека, верность долгу. Целомудрие. Неуспокоенность исканий и стремлений. Стойкость. Дух времени» Евгений Пермяк.

Сам же Бажов оценивал свое творчество более чем скромно. На все похвалы в свой адрес он отвечал одинаково: «Говоря хорошие слова в адрес отдельного лица, не нужно забывать, что за ним стоит то огромное, что называется рабочим фольклором. Не нужно забывать, что я только исполнитель, а основной творец - рабочий. А в действительности Бажову просто посчастливилось: он вырос в таких условиях, в таком месте, где оказалось большое скопление фольклорных сплетений. У него создалось преимущественное положение».

От похвал в свой адрес он всегда ежился и старался их тот час же снять или шуткой, или переведя разговор на другую тему. « Большое спасибо за фотографии и приятное письмо. За пожелания. Словом за все кроме заключительного комплимента, - писал он, - это лишнее. Мы, журналисты, должны обходиться без этого. Все же знаем, что всякий, кто не ленив, по хорошему материалу может сделать вещь, если предоставят время. Рассказы наших старых рабочих, как вы знаете, представляют редкий по качеству материал. И моя задача здесь сводится лишь к тому, чтобы не отклоняться от народного в изложении и подчеркнуть те точки, которые занимательны для современного читателя. Время и труд, конечно, требуются, но говорить об одаренности излишне и даже вредно. Поднимая одного автора, можно оттолкнуть других. А ведь собирать эту уходящую народную историю труда надо как раз многими руками и надо с этим спешить».

Не позволяя хвалить себя ни письменно, ни публично, Бажов делал упор на необходимость даже при наличии таланта труда в литературе. «Когда видишь небрежное отношение к историческим фактам, становится не по себе», - писал он. «Да еще хотят, - говорил он о некоторых авторах скороспелых однодневок, - всего достичь, не утруждая ни глаз, ни зада - за счет «голого таланта», а не выходит. И никогда не выйдет без большого участия глаз и сидения даже при самой большой одаренности. У стариков надо учиться именно этому непривычному для нас искусству.

У писателя Бажова было позднее цветение. Очевидно, потому что он очень серьезно относился к понятию «настоящая литература», слишком высоко ставил звание писателя и не считал его применимым к себе. Образцом, мерилом для писателей, работающих в жанре сказки, он считал А. С. Пушкина, «у которого сказка представляет тот чудесный сплав, где народное творчество неотделимо от личного творчества поэта», и Л. Н. Толстого, «сказки и детские рассказы которого - неизмеримый образец простоты, ясности, занимательности, отсутствия языковых ухищрений. У него это выходило хорошо, потому что он был Львом Николаевичем Толстым».

Заключение

«Немного найдется таких уголков на Руси, где сохранилась бы во всей своей неприкосновенности суровая красота дремучего северного леса, где перед вашими глазами в такой величайшей панораме развертывались бы удивительные картины гор, равнин и скал, где, наконец, само население, образ его жизни, историческое прошлое, нравы, условия труда — все было преисполнено такой оригинальности и своеобразной поэзии. Грядущий турист отдохнет в этих горах и лесах, художник найдет обильный материал для своих альбомов, ученый без сомнения встретит много интересного по части геологии, ботаники и этнографии, в обширном смысле слова преисполнено такой оригинальности и своеобразной поэзии .

На Урале сама земля рождала легенды и сказки. Горняки, рудокопы, камнерезы, словом, все, кто был связан своим трудом с природой Урала, искали объяснения земным богатствам и создавали легенды, в которых нашла поэтическое выражение любовь русских людей к родной земле. Эти легенды передавались из поколения в поколение.

Главная тема сказов Бажова - это радость творчества, умение жить в гармонии с природой, находить счастье в самой жизни. Счастье для героев Бажова не в богатстве (хотя добрых и трудолюбивых ждет награда по заслугам), а в творчестве, труде, познании природы, в простых житейских радостях.

Удивителен и поэтичен язык произведений Бажова. Возможно, современному читателю он покажется довольно сложным и местами непонятным, но это-то и придает непревзойденное очарование его сказам, как бы перенося нас в те давние времена, когда в горах водились сказочные персонажи, во власти которых было помогать добрым людям или сурово наказывать тех, кто заслужил это.

В литературе любого народа есть книги актуальные лишь своего времени, и так называемы «вечные книги» Сказы Бажова раз из числа этих последних, ибо каждое поколение всякий раз «открывает» своего Бажова, произведения которого созвучны ритму сегодняшнего дня. Они не стареют, потому что помимо высоких художественных достоинств обладают еще одним, пожалуй, наиболее важным качеством — они славят рабочего человека. Именно поэтому сказы созданные человечным писателем Павлом Петровичем Бажовым, никогда не стареют. Они славят вечное и юное в душе народа.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)