Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Теоретические основы проблемы творческой самореализации читателей

В современном мире высоких технологий остро встает проблема поиска путей формирования творческой активности лицеистов, в том числе и средствами читательской деятельности. При чтении проявляются все стороны жизни лицеиста. Чтение несет свободу мысли, творчества, объединяет их интересы, раскрепощает, уводит от стрессовых ситуаций.

На протяжении всей истории России, с появлением первых книг на Руси, книге придавалось особое значение. Знаменитый “Изборник” Святослава (XI в) содержит “Слово о чтении книг” с советами как надо читать: “Читая, всей душой и умом вникай в прочитанное смысл каждого слова внедри в глубину сердца своего” .

Особое внимание необходимо уделить роли чтения художественной литературы в развитии лицеиста. Слово, художественное, образное, обладает еще большей силой воздействия на сознание человека, власть его умножается десятикратно. От творческого подхода к чтению лицеистом зависит вся последующая жизнь человека, реализация собственного «Я». Тем не менее, на сегодняшний день проблема создания условий для творческой самореализации лицеиста при чтении остается актуальной. Особую актуальность приобретает данная проблема с учетом того, что при прочтении книг возможна не только подготовка к будущей деятельности, но и продуктивное проживание отрезка лицеистской жизни как таковой, поскольку опыт творческой самореализации подросткового возраста задает траекторию будущих профессиональных и личностных проявлений лицеиста.

При изучении научно-методической литературы была выявлена проблема творческой самореализации подросткового чтения, которая побудила нас провести исследование «Творческая самореализация лицеистов МОУ «Лицей» через чтение художественной литературы».

Объект исследования – чтение художественной литературы лицеистами, а предмет исследования - условия творческой самореализации лицеистов МОУ «Лицей» через чтение художественной литературы.

Цель исследования – выявить и проанализировать эффективность творческой самореализации лицеиста через чтение художественной литературы.

Цель работы обусловила постановку и решение следующих задач:

1) выделить комплекс условий чтения, способствующих творческой самореализации лицеиста в учебном процессе лицея;

2) раскрыть сущность понятия «творческая самореализация», выявить показатели и уровни творческой самореализации лицеистов-читателей;

3) выявить место чтения в структуре творчества лицеиста как фактора самореализации личности;

Гипотеза исследования – ориентирование лицеиста-читателя на творческую самореализацию будет более эффективным, если реализуются условия: проявление творческой культуры библиотекаря как условие творческой самореализации лицеиста; поэтапная реализация творческой читательской программы как условие развития и развёртывания творческого потенциала лицеиста; подготовка творческой самопрезентации личных достижений. Данные условия способствуют освоению культурных способов, норм и образцов творческой деятельности и их реализации в чтении.

Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор совокупности методов исследования творческой самореализации лицеистов через чтение художественной литературы.

Теоретические методы включают: изучение и анализ научно-методической литературы по исследуемой проблеме, сравнение, обобщение.

Эмпирические методы: индивидуальные, групповые беседы с читателями; опрос с использованием анкетирования; изучение продуктов творческой читательской деятельности читателей.

Практическую значимость своей работы мы видим в использовании ее результатов на уроках литературы, для привлечения преподавателем лицеистов к творческому чтению книг, без которого невозможна плодотворная учеба.

Глава 1. Теоретические основы проблемы творческой самореализации читателей.

В научно-методической литературе рассматривается необходимость ориентирования лицеиста на творческую самореализацию (Жан Жак Пиаже, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Богоявленская, А. М. Матюшкина), а в библиотековедении на творческую самореализацию читателя (Н. Н. Сметанникова, И. И. Тихомирова, Е. В. Полевина, В. А. Бородина)

Еще Жан Жак Пиаже, обобщая педагогическую философию, сформулировал, цель образования: «Главной целью образования является формирование людей, которые созидают что-то новое (а не просто повторяют достижения предыдущих поколений), людей творческих, изобретательных и способных делать открытия».

Творчество (в психологии часто его называют креативность от латинского слова creare, что означает – порождать, создавать, творить) – это создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей [10:791]. Важное дополнение к этому определению делает Л. Выготский в работе «Воображение и творчество в детском возрасте». Он считает творчеством не только овеществлённый результат, но и особое «построение ума и чувства, живущее и обнаруживающееся только в самом человеке». По его мнению, творчество мы наблюдаем там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое в своем сознании. Ученый рассматривает творчество как процесс самореализации личности, удовлетворяющей внутреннюю потребность человека.

В процессе творчества происходит мобилизация воображения, памяти, формируется духовный мир личности.

Автор статьи «О предмете и методе исследования творческих способностей» Д. Б. Богоявленская рассматривает эти способности как познавательную самодеятельность детей, а психолог С. Л. Рубинштейн говорит, что творческие способности есть максимальное выражение общих или специальных способностей ребенка». Каждый вид деятельности определяет и свой вид творчества.

Свой вид творчества определяет и чтение. В процессе чтения, в пространстве его свободы, ребенок обогащается новыми впечатлениями, которые, соединяясь с опытом переживаний и знаний, и одновременно с реальным миром, создают единственный в своем роде уникальный сплав образов, звуков, картин, идей.

Все, о чем говорилось ранее – аналогии, ассоциации, мечты, возникающие в момент чтения вопросы, и многое другое – все это элементы читательского творчества. Развитие каждого из них усиливает интерес к чтению.

В исследовании В. Асмуса «Чтение как труд и творчество» выдвинуто положение, которое состоит в том, что восприятие читателя – это вторичная жизнь произведения, которая обеспечивается не только авторским, но и читательским творчеством. В произведении даны лишь границы или рамки, внутри которых развертывается собственная работа воспринимающего читателя, пунктиром намечены и те «силовые линии», по которым направляется его фантазия, память, сила воображения и оценки. Чем сложнее образ, тем многообразнее раскрывается характер героев, тем неизбежнее читательские варианты понимания, представления, оценки. Содержание книги не переливается в голову читателя, а воспроизводится, воссоздается им – по ориентирам, данным в самом произведении, но с конечным результатом, определяемым умственной, душевной, духовной деятельностью читателя. Деятельность эта – творчество. Бывают не иссякающие в своей творческой силе читатели. Детальное представление о сущности и природе читательского творчества дал петербургский ученый А. М. Левидов в своей книге «Автор-образ-читатель» Одна из глав его книги так и называется «Творчество писателя и творчество читателя». В ней на многочисленных примерах сопоставляются эти виды творчества. Ученый находит, что при всей разнице путей (писатель идет от изучения жизни к произведению, читатель – в обратном направлении), природа их творчества едина – мышление в образах. Оно требует, как говорил Горький, «воображения, догадки, выдумки» . Писатель, наблюдая реальную жизнь, проникая в сущность человеческих характеров, силой фантазии создает произведение. Читатель эту созданную писателем жизнь пересоздает в своем внутреннем мире. Если созданный писателем образ зафиксирован в тексте, то читательский – всегда в движении, изменении. Он может быть разным у одного и того же читателя одного и того же произведения в разные мгновения жизни.

Пребывание в мире творчества само по себе способно давать радость читателю. Вспомним, как Тургенев в рассказе «Пунин и Бабурин» характеризует момент восприятия поэзии: «Невозможно передать чувство, которое я испытывал. Все вокруг исчезаетс нами поэзия, мы проникаемся, мы упиваемся ею, в нас происходит важное, великое, тайное дело». Можно с уверенностью сказать, что «важное, великое, тайное дело», о котором говорит тургеневский герой, и есть читательское творчество. Испытание эмоционального подъема, озарения, вдохновения в момент чтения великой книги побуждает человека вновь и вновь обращаться к ней.

В своей работе мы предполагаем, что, формируя навыки чтения художественной литературы, лицеисты тем самым развивают такие качества творческой самореализации, как творческая активность, творческая самостоятельность и творческая самоэффективность. От того, насколько в процессе чтения ученик сумеет раскрыть свои способности и дарования, ощутить свою уникальность, значимость, осознать, что он может выступать строителем собственной жизни, будет зависеть его творческая самореализация. Творческая самореализация - стремление к признанию своего "Я" окружающими, самостоятельное создание условий для его полного проявления.

Ж. Сартр говорил, что бессмысленно искать в самом себе какое-то истинное чувство, побуждающее к действию, или мораль, предписывающую действие. Что будет выбрано человеком и реализовано в поступке, таково будет и его бытие. Качество бытия зависит от свободного выбора человека. Основная идея о становлении человека в теории Ж. Сартра заключена в формуле «человек становится таким, каким он сделает себя сам», человек такой, каким он хочет стать, какой «проект его бытия», а этого он может достигнуть только с помощью творческого мышления и самореализации.

1. 2 Творческое чтение как механизм самореализации великих людей

А. В. Суворов, А. Эйнштейн, Л. Толстой, Г. Гейне, С. Прокофьев, К. И. Циолковский - великое множество известных и неизвестных имён, представителей различных профессий проявивших творческий подход в чтении литературы и затем самореализовавшие свои способности на каком-либо поприще.

Закрепление на бумаге читательских образов, мыслей, ассоциаций, сопровождаемое подъемом чувств, при определенных условиях может перерасти в литературное творчество. Те, кто знаком с биографиями С. Маршака, Шварца, К. И. Чуковского, не говоря уже об А. С. Пушкине, И. Бунине или М. Горьком, знают, какое огромное значение имела их читательская деятельность для литературного творчества. Каждый из этих писателей вырос из читателя, развив в себе соответствующие задатки: наблюдательность, фантазию, метафорическое мышление, умение находить ассоциативные связи, создавать образы.

Известно, что наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности. Причём важно, чтобы осуществление этой деятельности было внутренней потребностью самой личности. Реализация её способностей в данной деятельности приобретает характер самореализации.

Становление человека сопровождалось формированием индивидуальности, а, следовательно, и потребности в самореализации. Таким образом, отсюда следует, что потребность, стремление к самореализации – родовая потребность человека.

Внезапно обрушившаяся на мальчика глухота дала мощный толчок его увлеченности чтением книг, что не только усилило потребность анализировать прочитанное, размышлять над ним, но и побудило к творчеству: юный Циолковский любил мастерить. Творчество Циолковского представляло собой совокупность фантазии, предвидения, интуиции, оно способствовало самореализации ученого и педагога. Творчество пронизывало разные виды деятельности ученого, оно базировалось на вдохновении и озарении в сознании, на стремлении к достижению новых целей. Это позволило в полной мере реализовать ему свои профессиональные и личностные качества.

Личность А. В. Суворова представляет собой редкое явление в современном русском обществе. В малорослом, хилом мальчике трудно было предугадать будущего великого полководца, пробившего себе дорогу к высшим почестям только исключительно благодаря своим личным дарованиям и железному характеру. С малого возраста Александр сроднился с русской армией. Чтение трудов по артиллерии, фортификации и иным военным наукам, сроднило его с русской армией, породило жажду знаний. Он уже в детском возрасте планировал военные действия. Знал много языков. В последствии он самореализовал себя как великий полководец незнавший поражений.

Будучи ребёнком нерелигиозных родителей, Альберт Эйнштейн посещал католическую начальную школу в Мюнхене и до 12-ти лет был довольно глубоко верующим подростком. Однако чтение научно-популярных книг вскоре сделало его вольнодумцем и навсегда породило в нём скептическое отношение к авторитетам.

Из детских впечатлений Эйнштейн позже вспоминал как наиболее сильные: компас, «Начала» Евклида и «Критику чистого разума» Иммануила Канта. Обучаясь в гимназии, Альберт Эйнштейн впервые обратился к самообразованию. В возрасте 12 лет в 1891 г. он начал самостоятельно изучать математику с помощью школьного учебника по геометрии. В гимназии он не был в числе первых учеников (исключение составляли математика и латынь). Укоренившаяся система механического заучивания материала учащимися он считал, наносит вред самому духу учёбы и творческому мышлению.

Таким образом, мы видим, что творческое чтение оказало значительное влияние на развитие и самореализацию великих людей.

Мы взяли интервью у профессора, кандидата технических наук Лесосибирского филиала Сибирского государственного университета, действительного члена Академии менеджмента в образовании и культуры, «Почетного гражданина г. Лесосибирска» В. Н. Трофимука он ответил: «Только благодаря чтению книг я добился в своей жизни самореализации своих планов. И сейчас я продолжаю читать книги не только по специальности, но и классиков русской литературы. Это доставляет мне удовольствие, развивает мою память и мышление».

Глава 2. Творческая самореализация лицеистов МОУ «Лицей» через чтение.

Творческое чтение – это не только путь к книге, но и путь к духовному развитию самого ребенка, к обогащению его внутреннего мира. Оно создает основу для развития творческой личности в целом: активность воображения, фантазии, способность самовыражения необходимы человеку в любых видах деятельности.

Дети на основе прочитанных произведений рисуют, играют, импровизируют, пишут стихи и отзывы, происходит творческая самореализация читателя.

Итак, говоря о читательской творческой самореализации, целесообразно выделить два его аспекта: творческая самореализация как процесс чтения и творческая самореализация как его продукт. Творческая самореализация как процесс чтения – это скрытая от внешнего наблюдения, подчас неуловимая смена мыслей, образов, фантазий, воспоминаний, рождаемых в сознании читателя в момент восприятия текста. Творческая «продукция» в этом случае остается не реализованной и часто не осознанной самим читателем. Полученные впечатления от книги закладываются в долговременную память и лишь при определенных ситуациях могут актуализироваться и проявляться. Вместе с воспоминаниями детства часто вспоминаются и читательские впечатления. Примером могут служить воспоминания о читательском опыте детства, изложенные в автобиографиях деятелей культуры и писателей. (А. М. Горький, С. Т. Аксаков, М. К. Тенишев, М. И. Цветаева и другие)

Анализ чтения читателей-лицеистов проводился с помощью анкетирования, опрошено 142 лицеиста 9-11 классов .

В итоге были получены следующие результаты.

На вопрос «Человек читающий» в вашем представлении - это 107 (75. 3%) человека ответили читатель, 29 (20,4%) человек - умный, начитанный, образованный

Мы попытались выяснить, что значит чтение для лицеистов 91 (64,0), человек ответили получение новых знаний, 27 (19%) человек для реализации себя в будущей профессии, 22 (15. 5%) это хороший способ проведения досуга.

Ответ на вопрос «Что вы цените в книгах?» многие ответили: увлекательность - 61чел. , жизненную мудрость - 9 чел. , развивающие умственные способности - 49 чел. , новизну 15чел.

С целью выявления стремления и способностей лицеистов к самореализации через чтение были заданы вопросы:

•  Мне интересно анализировать свое чтение (безусловно, да 37 чел. ; и да, и нет; (трудно сказать) 21 чел ; скорее нет, чем да 39 чел. ; разумеется, нет 45 чел. )

• Я умею анализировать свое чтение (безусловно, да 42; и да, и нет; (трудно сказать) 43; скорее нет, чем да 15 чел. ; разумеется, нет 42)

• Я нередко по своей инициативе анализирую свое чтение (безусловно, да 33; да, и нет; (трудно сказать) 30; скорее нет, чем да 39 чел. ; разумеется, нет 40)

Ответы показали, что лицеисты еще не совсем готовы реально оценить и анализировать свое чтение. Ответ положительный колеблется от 33 до 42 человек, колеблется в оценке от 21 до 43 человек, отрицательно к самоанализу относятся от 40 до 45 человек. Это говорит о том, что в своей работе библиотекарям, учителям, психологам необходимо обратить внимание на развитие у лицеистов творческой самореализации через чтение.

На вопрос «Книги по каким отраслям знаний вас интересуют?» 68(47,8%) лицеистов ответили, которые необходимы для получения будущей профессии, 25 (17. 6%) - по истории, 15(10. 6%) – политике, 11(7. 7%) философии, остальные художественную классические произведения , фантастику и детективы. Как видно из таблицы 1 «Чтения по отраслям знаний», предпочтение отдается книгам, которые необходимы для получения будущей профессии, что абсолютно не удивительно, потому что большинство опрошенных задумываются о поступлении в профессиональные учебные заведения.

Таблица 1

Знания для будущей История Политика Философия Художественная литература профессии

68 человек 25 человек 15 человек 11 человек 23 человек

На вопрос «При чтении интересной книги вы бы хотели (написать свое произведение, нарисовать, принять участие в театрализации)» только 21% анкетируемых изъявили желание какого-то вида творчества. Необходимо библиотекарям развивать у читателей творческую активность и побудить их творчеству.

В заключение нашей анкеты мы просили ребят написать, кому из авторов книг они сказали бы: «Браво!». Результаты показали, что наряду с современными литературными жанрами подростки любят и читают классическую литературу. Например, в качестве своих любимых авторов указали Пушкина, Гоголя, Усачева. Максимальное количество голосов из классической литературы получило произведение Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» и А. С. Пушкина («Он очень близок мне» так ответил один из опрошенных). Было очень приятно узнать, что дети любят поэзию и поэтов серебряного века. Из современных авторов произведения Дмитрия Емца из серии «Таня Гроттер» и «Мефодий Буслаев», книги из серии «Заветная мечта», Э. Блайтона «Тайна девочки с пуделем», «Синяя птица», детективы Дарьи Донцовой и так далее. Все эти книги по признанию ребят развивают их воображение.

И последний вопрос был задан «Как бы вы охарактеризовали себя как читателя?» Ответы были следующими: активным 35, по программе 44, от случая к случаю 49, ленюсь 18. Такие ответы должны насторожить библиотекарей, учителей и необходимо приложить усилия для привлечения лицеистов к чтению.

Мы взяли интервью у наших выпускниц «Какую роль играет чтение в их жизни». Они ответили, что помогает им в выборе будущей профессии, развивает мышление, помогает себя реализовать в учебе и научной деятельности.

Творческая самореализация читателя-лицеиста – это создание читателем творческого продукта. Наиболее часто детям предлагают сделать рисунок на тему прочитанного произведения. Через рисование читатель в доступной форме выражает свои чувства и представления, рожденные прочитанным. Превращая свои зрительные образы в рисунок, осмысляя свой опыт читательских впечатлений, читатель создает объект заново, каким он видит и чувствует его сам. Неслучайно Л. Выготский назвал детский рисунок застывшей, изображенной речью.

Задача взрослых – нацеливать ребенка не на копирование красивых иллюстраций, не на рисование по «правилам» техники, композиции, цвета и т. п. , а на выражение своих индивидуальных образов, рожденных в ходе чтения.

Надо сказать, что работа по проведению конкурсов детских рисунков и других видов изобразительного творчества, стимулированных чтением, убеждает в художественной одаренности многих лицеистов.

Так Бибилотечно-информационным центром был разработан и реализован мини-проект среди лицеистов-читателей «И рады мы проказам матушки зимы» к 210-летию А. С. Пушкина, посвященный произведениям о зиме.

После прослушивания произведений, детям было предложено написать и нарисовать творческие работы. Рисунки вошли в творческий сборник стихов, сочинений, сказок, рисунков читателей (Приложение 3, несколько страниц как образец), посвященный 210-летию со дня рождения А. С. Пушкина и была оформлена выставка «Зимний Вернисаж».

Одной группе детей было дано задание нарисовать работы до прослушивания стихов, а другой во время творческого урока, через восприятие художественного изображения зимы в стихах А. С. Пушкина. Лицеисты после прослушивания нарисовали рисунки, которые отличались своим творческим подходом в изображении от рисунков нарисованных дома. То же самое мы можем сказать и о литературном творчестве ребенка, продиктованном впечатлениями от прочитанных книг. Опыт многих начинающих поэтов и прозаиков показывает, что первые импульсы к самостоятельному творчеству они получили в момент чтения.

Чужая поэзия дает ребенку возможность заглянуть в глубину своей собственной души, уловить сложные, скрытые переживания и выразить их в слове. В интервью о том, как она пишет стихи, сказала одинацатиклассница Настя М. : «Стихи пишу тогда, когда душа переполнена какими-то событиями, впечатлениями, когда нельзя сказать обыкновенными словами, а можно лишь стихами». Такими сильными впечатлениями душа ребенка нередко обогащается в процессе захватывающего чтения конкретной книги или в результате знакомства с творчеством того или иного поэта в целом, поразившем воображение читателя. Интересны в этом плане стихи читателей-лицеистов нашей школы, вошедшие в выше указанный сборник творческих работ.

Остановимся еще на одном продукте читательской творческой самореализации – театрализации, неразрывно связанной с игрой ребенка. Игра, как известно, заложена в природе ребенка. Через неё он познает мир, учится вступать в общение с другими. Это обучение через действие, через взаимоотношение личности с компонентами окружения. В игре ребенка с самим собой возникает очень важное внутриличностное общение, в котором он открывает себя и свои возможности. Игровое поведение как раз и лежит в основе театрализации. Она отвечает потребности его в перевоплощении, в активном действии, в котором реализуются знания, умения, впечатления. Преимущество театрализации перед другими продуктами читательского творчества состоит в том, что она:

- отвечает потребности ребенка в перевоплощении;

- побуждает к интенсивному, творческому чтению инсценируемого произведения;

- посредством заучивания наизусть текста роли стимулирует развитие памяти ребенка;

- развивает психологическую культуру через проникновение в глубину характера играемого персонажа;

- дает навык коллективного творчества и общения с партнерами по сценическому действию;

- через участие в создании декораций, костюмов, грима и другого антуража спектакля развивает разнообразные творческие способности.

Среди читателей нашего лицея такое творческое перевоплощение в героев любимых сказок мы наблюдали у лицеистов 5-8 классов при проведении сказочного путешествия «Что за прелесть эти сказки» для первоклассников при посвящении их в читатели; проведении игры-путешествия в «Сказкоград А. С. Пушкина», одна из станций была театрализованной. Игра сказочных персонажей доставила читателям-лицеистам не мало удовольствий. Участники сказочного путешествия стали чаще посещать библиотеку, читать книги и журналы .

Заключение

Социологи и психологи всего мира давно сошлись во мнении, что именно чтение развивает интеллект. Способность к самовыражению, приобретенная в процессе реализации творческого чтения, важна в любой ситуации. В творчестве лежит ключ к гармонизации личности с самим собой и с окружающим миром.

Творческая активность в литературной и художественной деятельности создавала условия для творческой самореализации лицеистов, помогала им обрести чувство самоуважения и значимости выполняемой работы.

Какие бы виды творческих работ, рожденных чтением, не возникали у лицеистов, все они ведут – творчеству самой жизни, то есть к творческой самореализации. В результате творческого чтения поменялась мотивация самого чтения. Чтение становится радостью, а рисунки, литературное творчество, театрализованное представление героев любимых произведений становится источником вдохновения. Это позволило добиться повышения уровня творческих работ всех без исключения детей и выявить среди них наиболее способных к тому или иному виду деятельности: литературной, художественной, сценической.

Таким образом, исследования, проведенные в данной работе и анализ творческой самореализации в процессе чтения подростков, позволил мне определиться с выбором будущей профессии (психолога) и реализовать свои творческие читательские способности в исследовательской деятельности, написании стихов, рассказок, участия в театрализованных постановках.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)