Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

История развития литературных объединений г. Норильска

К сожалению, творчество норильских авторов известно только узкому кругу людей, которые этим творчеством интересуются. На мой взгляд, необходимо знакомить молодёжь с творчеством таймырских поэтов и писателей. Этому способствуют литературные объединения г. Норильска. В этом заключается актуальность моей работы. А также актуальность работы состоит в том, чтобы популяризировать литературные объединения г. Норильска, их деятельность, привлекать учащихся к литературному творчеству, что способствует развитию интеллекта молодёжи, отвлечению от экстремальных группировок и пристрастий к вредным привычкам.

Гипотеза: Предположив, что литературные объединения, организованные ещё в 1943 году, существуют и сейчас, я решил изучить историю создания творческих групп города Норильска.

Цель: изучить, когда и с какой целью создавались литературные объединения г. Норильска.

Задачи: а) изучить архивные документы о первых литературных объединениях г. Норильска и их деятельности; б) выяснить, существуют ли в настоящее время литературные объединения и какую роль играют в жизни норильчан; в) познакомиться с работой молодёжного литературного объединения «Водолей»; г) проследить изменение тематики литературных объединений в разные промежутки времени.

Объект исследования: литературные объединения г. Норильска.

Предмет исследования: статьи, архивные документы, сборники, альманахи, произведения норильских поэтов и прозаиков.

Методы исследования: поисковый.

Новизна: попытка обобщить материал по литературным объединениям г. Норильска с момента их возникновения до наших дней, проследить участие молодёжи, в том числе учащихся гимназии №5, в литературных объединениях.

Литературная деятельность во времена ГУЛАГа.

Первые норильские литераторы начали собираться в 1943 году в Доме инженерно-технических работников (ДИТРе). И в 1944 году начальник строительства комбината Матвеев издал приказ, в котором отметил премией работу первых норильских литераторов. Это говорит о том, что даже в тяжёлые военные годы и в таком специфическом городе, каким был тогда Норильск, работу литераторов сочли необходимой и важной.

Это было время, когда цвет культуры, науки, технической интеллигенции страны находился в лагерях ГУЛАГа.

И кто же стоял у истоков норильской литературы тех лет? Это и Алексей Николаевич Гарри – личность легендарная, бывший адъютант Котовского, автор книги рассказов «Огонь. Эпопея Котовского», который написал на норильском материале несколько повестей о Севере. Это и писательница Елизавета Яковлевна Драбкина, бывший секретарь Я. М. Свердлова, впоследствии написавшая такие широко известные книги, как «Чёрные сухари», «Зимний перевал». Именно они стояли у истоков организации городской технической библиотеки. Это и народный поэт Калмыкии Давид Кугультинов, это поэтесса и детская писательница Нора Преффер – внучка католикоса Грузии, пишущая на немецком языке, это и писатель Сергея Снегов – автор книги «Норильские были», автор трилогии фантастических романов «Люди как боги» и многих других книг, и ставшая в последние годы широко известной благодаря публикации в «Огоньке» и в журнале «Знамя» Евфросиния Керсновская, и выдающийся философ, историк, сын Анны Ахматовой и Николая Гумилёва – Лев Николаевич Гумилёв.

Все они в своё время были репрессированы и нелёгкие норильские годы провели на севере не по своей воле.

Но мы знаем имена только тех, кто смог выжить и сумел реализовать свои творческие возможности в последующей жизни. А сколько их было, не дождавшихся лучших дней, от кого не осталось и строчек.

К сожалению, у нас в городе почти не сохранилось поэтических текстов бывших норильлаговцев, и поэтому поэзия 40-х -50-х годов представлена так скудно.

И не случайно впервые послегулаговские годы наш город отличался очень высоким уровнем духовности и культуры, потому что освободившиеся из Норильлага бывшие заключенные из среды интеллигенции оставались жить в Норильске.

Начинал в Норильске и широко известный журналист и писатель, автор многих книг о Севере, об Арктике – Евгений Рябчиков. Так, свою первую книгу Евгений Рябчиков издал именно в Норильске. В 1956 году в Норильск прибыли первые комсомольские десанты из Москвы и Ленинграда, влились новые силы и в городское литературное объединение, которое работало при редакции газеты «Заполярная правда».

Именно в редакции газеты «Заполярная правда» два раза в месяц бывало особенно тесно – собиралось литературное объединение. Здесь впервые «оценивались» новые стихи, рассказы, очерки, фельетоны. Самые взыскательные и самые доброжелательные слушатели оценивали поиски авторов, помогали увидеть недостатки.

Статистика показала, что в литературном объединении лишь каждый пятый – прозаик, а четыре из пяти – поэты, они разные по темам, по интонации, по опыту.

Развитие литературных объединение г. Норильска с 60-х по 80-е года.

В 1958 году А. Бондарев и С. Щеглов выпустили в Красноярском издательстве книгу - «Город Норильск». Этому изданию предшествовала огромная работа авторов книги.

В городском архиве сохранились документы двух литературных заседаний, на которых рассматривался вопрос об издании рукописи С. Щеглова и А. Бондарева «Свет на Таймыре». Из документов мы видим, что к вопросу об издании книги о Норильске подходили серьёзно, рассматривалась каждая деталь, обращали внимание на каждое слово. Например, Жуков высказался так: «В первой части авторызлоупотребляют красивостями. Пример: «Глыбы, корчась и визжа». Глыбы корчатся - это плохо сказано. Или: «План по жилью не выполнялся». А вернее было бы по строительству жильяОбщее впечатление о книге двойственновопрос, о чём книга, не случаен. Эта книга должна быть о людях, но она такой не стала».

Неравнозначно и восприятие города в стихах бывших норильлаговцев, в стихах коренных норильчан, детство которых прошло ещё при ГУЛАГе, и в стихах молодых литераторов, приехавших по комсомольским путёвкам строить город, который по сути дела уже был построен до них.

Из литераторов - норильчан 50-х-60-х годов следует назвать Всеволода Вильчека, Наталью Бармину, Вячеслава Шинкаренко, Ирину Червакову, Бориса Шустрова, Александра Смекалина, Михаила Колпакова.

В начале 60-х в город приехали поэт Эдуард Нонин из Донбасса, после окончания литинститута - Лира Абдуллина, после службы в рядах Советской армии – Павел Дырдин, молодой специалист Юрий Климов, Марк Сировский, журналист Валерий Кравец.

Город был на подъёме. Расширялся Норильск, строился Талнах. Это было время «оттепели».

В 1964 году Красноярское издательство выпустило книгу стихов Всеволода Вильчека «Высокие широты». Норильчане Н. Бармина, М. Колпаков, А. Копелевич написали пьесу «Город влюблённых».

Чаще всего литераторы выступали в общежитиях, школах, на заводах. Без участия поэтов не проходили ни одна комсомольская конференция. Традиционными были Дни поэзии.

При норильском Дворце пионеров работал литературный кружок, занятиями руководили члены литературного объединения.

В то время издавался сборник «69 параллель», в котором печатались рассказы, очерки, стихи, фотографии норильчан - заместителя главного механика комбината Владимира Лебединского и рабочего Ивана Козлова, журналистов Лиры Абдуллиной, Владимира Луцета, Михаила Колпакова, инженеров Бориса Бузова, Юрия Климова, геологов Виталия Гилькина, Александра Смекалина и преподавателя Марка Сировского, горного техника Эдуарда Нонина и рабочих Павла Дырдина и Владимира Ледорезова, журналистки Натальи Барминой и инженера Евгения Красносельского.

В середине 60-х пришли в литобъединение Валерий Литвинов, Михаил Левин, Юрий Лесков, Анатолий Назаренко, коренные норильчане Валентина Чепаксина, Галина Летягина, Сергей Селиванов. Приехал в город прозаик и драматург Виктор Левашов, ныне автор многих прозаических книг и около десятка пьес.

Это было поколение, пришедшее с внутренним чувством свободы, поколение, которое сейчас называют «шестидесятниками».

В начале 70-х приехал в Норильск поэт Сергей Лузан, из бывших «СМОГовцев» (самое молодое общество гениев), пришла в литобъединение Людмила Знаева, после службы в рядах Советской армии приехали Леонид Сафонов, Александр Слижевич. Чуть позже пришли Наталья Сафина, Татьяна Букетова, Александр Сахно, Пётр Лебедев, Николай Михеев, Сергей Квитко, Елена Ягумова.

В 1983 году в городском литобъединении занималось около 40 человек – это литературно–одарённые рабочие норильских рудников, заводов и строек, представители интеллигенции города. В газете «Заполярная правда» от 18 марта 1983 года отмечалось, что за последние несколько лет значительно повысился творческий уровень членов объединения. В трёх краевых семинарах молодых писателей Сибири (в 1978,1980 и 1982 годах) приняло участие 24 молодых поэта и прозаика Норильска. По результатам этих творческих семинаров литературные работы норильчан были рекомендованы к изданию в Красноярском книжном издательстве. Так, вышли в свет книги Юрия Бариева, Леонида Виноградского, Эдуарда Нонина, Сергея Лузана, Леонида Сафронова.

На тот момент творчество норильчан было известно не только в нашем городе, но знакомо читателям края, страны: стихи и рассказы членов городского литобъединения печатались в центральных и краевых литературных журналах, звучали по центральному телевидению и всесоюзному радио, переводились на языки народов СССР.

1991 год оказался «урожайным» для норильских литераторов. С начала года уже вышли две поэтические книги – «Разорванное звено» Эдуарда Нонина в Красноярском издательстве и «Потерявши, плачем» Алексея Тыцких, изданная Норильским агентством информации и связи «Товарищ». На выходе из типографии в Красноярском книжном издательстве были «Морозные метаморфозы» Юрия Бариева.

Наиболее важным и значительным является сам факт издания книги норильских авторов в самом Норильске, так, с выходом сборника А. Тыцких открывается перспектива и для молодых норильских авторов, членов литературного объединения «Надежда».

Но не всё было просто в судьбах и творчестве норильских литераторов. В статье Юрия Бариева «Если ли надежда у «Надежды?» читаем: «Если обращаться к истории литературного Норильска, можно отметить, что на протяжении всех лет при наличии в городе талантливых и перспективных молодых авторов их творческие судьбы складывались не лучшим образом. Они могли состояться как литераторы только после выезда «на материк». Вспомним судьбы поэтов Владимира Трофименко, Лиры Абдуллиной, Михаила Колпакова, Леонида Сафронова, прозаиков Виктора Левашова, Валерия Сурова, Евгения Богданова и многих других.

Например, Владимир Трофименко за годы жизни на Таймыре не смог опубликовать ни одной строки ни в крае, ни в городе. И лишь после отъезда в Москву выпустил четыре поэтических авторских книги.

Молодому норильскому автору практически невозможно опубликовать свою книжку даже в краевом издательстве, не говоря уже о столице. Невостребованность таланта и невозможность практического выхода к широкому читателю губят поэтический дар. Сколько несостоявшихся литературных судеб – не подсчитает никто».

Необходимо, отмечает Ю. Бариев, издавать свои сборники и поэтических книг в Норильске.

Ведь есть очень талантливые авторы, творчество которых было бы интересно широкому кругу читателей. Стихи Елены Ягумовой, например, публиковались на страницах «Литературной газеты», в журналах «Октябрь», «Москва», в альманахе «Енисей». Кстати, всесоюзному читателю её творчество представлял известный писатель В. П. Астафьев. Стихи Татьяны Букетовой публиковались на страницах коллективных сборников, в московском выпуске «Дня поэзии».

Один из самых интересных поэтов нашего города Сергей Лузан в своё время был одним из «СМОГовцев» (самое молодое общество гениев), нашумевших в шестидесятые годы в Москве. Его творчество в разные годы поддерживали такие мэтры, как Павел Антокольский, Анатолий Жигулин, Феликс Кривин.

«На поэтических вечерах и литературных встречах норильчане с большой заинтересованностью слушают стихи Татьяны Шайбулатовой, Марка Хасдана, Олега Ващаева. Считаю, что каждый из авторов достоин издания собственной книги», - писал в газете «Заполярная правда» в 1991 году Ю. Бариев, руководитель городского литературного объединения «Надежда».

Т. Крылевская в статье «Где интеллектуальная материя первична», посвящающиеся 55-летию литературного объединения «Надежда» писала, что «многие начинают писать от того, что город на них влияет. Интеллектуальная материя, «витающая» над Норильском, делает своё дело. В литературных кругах России считается, что самые яркие авторы в Красноярском крае. И достаточно большой пласт – в Норильске. В то время получили членские корочки в Союзе писателей Сергей Лузан, Галина Летягина. На рецензирование Виктору Астафьеву представлена рукопись Толи Савинова. Роман Солнцев благосклонно отзывался о наших. Ну а то, что молодой Бариев со своим переводом «Слова о полку Игореве» вошёл в серию «Библиотека мировой литературы», в которую при жизни попасть практически невозможно, комментариев вообще не требует».

В 1995 году Юрий Бариев передал бразды правления в руки обаятельной Галины Летягиной. Ее работа длилась три с половиной года. К сожалению, наступил упадок работы литературного объединения «Надежда», на сегодняшний день оно не функционирует.

Литературная деятельность во времена перестройки и в наши дни.

В 1991 году при одобрении Юрия Бариева Татьяна Шайбулатова и Олег Ващаев открывают литературный Клуб Поэтов и Прозаиков «Водолей». Первый вечера отдыха проходили в кафе «Дастархан», а с 1992 года вечера становятся регулярными, проходили в Городском Центре Культуры.

Год спустя, в феврале 1993 года Татьяна Шайбулатова и Олег Ващаев при одобрении и поддержке Юрия Бариева и Светланы Гудовской основывают при клубе одноимённое детско-юношеское литературное объединение «Водолей» при Городском Центре Культуры; а также с 1993 года детско - юношеское литературное объединение переносит свои занятия в центральную городскую библиотеку на Котульского 15, позже проводит свои вечера в Доме Культуры Комбината.

Затем в 1994 году детско-юношеское литературное объединение перебазировалось в библиотеку на Солнечном проезде. Там же проводились вечера КПП «Водолей»

В трудные для страны годы (1995-1996 год) вечера КПП приостановлены в связи с невыплатами зарплат, детско-юношеское литературное объединение стало работать при школе № 21.

С 1997 года литературное объединение базируется при Дворце творчества детей и юношества, что влечет за собой некоторые административные последствия: утверждается название творческое объединение «Водолей», Татьяна Шайбулатова написала образовательную авторскую программу по обучению детей теории прозы, поэзии литературной критики.

В 1998 году «Водолей» меняет географическое расположение. Теперь он находится в Детско-юношеском центре «Алькор» по улице Московской 28.

Уже в 1999 году на деньги родителей юных авторов выпущен тиражом 300 экземпляров первый альманах «Водолей» 99 в красноярском издательстве «Кларетианум», также проведен первый городской поэтический конкурс «Экология».

Спустя год, в 2000 году издан альманах «Водолей» 2000, проведен общегородской поэтический конкурс «2000 лет христианства» и воспитанница «Водолея» Анна Воро издает книгу своих произведений «Вечерняя сказка», также в красноярском книжном издательстве «Кларетианум».

В 2001 - 2004 году издаётся следующий альманах «Аквариум», включающий в себя произведения взрослых и юных авторов Норильска, выпущена серия книжек-малышек, издана книга стихотворений Каролины Беккер «Трехмерность». В эти годы выпускаются воспитанники юношеского отделения. Среди них Наталья Графеева, Анна Воро и Наталья Огорилко, выпускница МОУ «Гимназия № 4» и ТО «Водолей», в настоящее время проживает в Японии, где проходит стажировку. Публиковалась в альманахах «Аквариум» (Норильск), альманахе «Семейка» (Германия), СМИ Норильска.

И в эти годы на общественных началах один раз в неделю ведутся встречи городского литературного объединения в библиотеке на Котульского 15. Там же проводятся и поэтические вечера «Февральское вино», и капустники, и творческие вечера норильских поэтов.

В августе 2004 года происходит реструктуризация объединения - работа концентрируется в одном месте в Городской библиотеке на Котульского 15,.

С августа 2004 по 2006 год центр налаживает новые формы общения и обучения, за период существования в новом статусе происходит следующие:

- Участие в международном фестивале русскоязычных писателей (участие за счет авторов). Стоит отметить, что было три лауреата.

- Участие в сетевом конкурсе «Золотая осень» - одно лауреатство.

- Участие в международном сетевом конкурсе женской прозы – одно лауреатство.

- Публикации в московском альманахе «ЛитКлуб»; греческом литературном альманахе «Родомысл»; «День и ночь» (Красноярск); Аквариум (Норильск).

Проведены конкурсы: «Чаемания», «Турнир поэтов» (победитель – Татьяна Еленина).

Сегодня Центр литературного творчества «Водолей» имеет статус: Муниципальное учреждение «Централизованная библиотечная система» Центр литературного творчества «Водолей», расположенный по адресу: г. Норильск, Ленинский проспект 20а. Руководит литературным объединением Ващаева (Шайбулатова) Татьяна Ленцовна. Родилась в 1960 году в Елабуге. Выросла в Тольятти. Живёт и работает в Норильске. Выпускница института им. Горького. Член Союза писателей России с 2000 года. Лауреат конкурса «Уникум» в номинации «Поэтическая свеча» (Норильск 2001г. ). Лауреат международных сетевых конкурсов: женской прозы – «Искусство быть свободной» (2003 г. ), поэтического – «Золотая осень» (2004 г. ). Лауреат первого международного фестиваля русскоязычных писателей в Греции (номинация проза и поэзия) (2005 г. ). Публиковалась в газетах «Заполярная правда», «Заполярный вестник». В журналах «День и ночь» (Красноярск), «Юность» (Москва). В альманахах «Полярное сияние». Участник антологии норильской поэзии «Гнездовье вьюг». Автор поэтического сборника «Мой Ангел».

Всего в центре зарегистрировано 171 человек, из них: группа «Альфа» (от 5 лет), группа «Бета» (1-3 класс), группа «Сигма» (5-7 класс), группа «Дельта» (9-11 класс), городское литературное объединение.

В течение последних лет ЦЛТ была проведена следующая работа:

1. Регулярные занятия Городского литературного объединения (взрослые):

По пятницам литературное городское объединение собирает авторов как маститых, так и начинающих, идет творческое общение, чтение стихотворений «по кругу», проводятся поэтические дуэли, создаются творческие этюды.

Кроме этого, два раза в месяц для желающих проводятся учебные семинары по теории поэзии.

2. Регулярные занятия юношеского литературного объединения (четыре возрастных группы):

Занятия юношеского литературного объединения проводятся в игровой форме, ребята читают свои произведения, обсуждают прочитанную литературу, выполняют творческие этюды. Так, в дошкольной группе «Альфа» ведется работа, направленная на активизацию и пополнение словарного запаса, развитие вариативного, фантазийного мышления. По итогам проведенной работы и отобранных произведений – публикации в СМИ Норильска, изданиях ЦЛТ, зарубежных изданиях.

3. Творческие вечера авторов:

С целью возможности реализации творческого потенциала авторов, популяризации норильских авторов творческие вечера проводятся в различных формах. Из тех, что проведены, не дублировался ни один.

11 июня 2007 года, впервые в истории литературной жизни Таймыра прошел фестиваль «Северная поэзия». Гости из Дудинки и поэты городов большого Норильска впервые встретились все вместе, читали стихи, пели песни. Самой юной поэтессе недавно исполнилось 9 лет. Решено объявить фестиваль традиционным и проводить ежегодно накануне Дня России.

4. Литературные конкурсы:

Организованные ЦЛТ: Турнир поэтов «Гурмания» - «Сезон бабочек», «Сыромания», «Кофемания».

Литературные конкурсы «Перформенс-блюз» и «Чиркните каблучком мне пару строк» были задуманы и проведены, как эксперимент, который, несомненно, состоялся. В процессе работы над конкурсными произведениями авторы показали видео-звуковые инсталляции. Трудность состояла в том, что многие из авторов не знали, каким образом можно показать, например, стихотворение. Однако опыт самых пытливых показал, что эту форму работы можно и нужно внедрять и практиковать с целью популяризации как нового жанра, так и местных авторов.

5. Участие в литературных конкурсах:

- Международный конкурс стихотворений о родном крае – 1 место (Татьяна Шайбулатова);

- Конкурс в рамках «Марша парков и аллей» - международный – 1, 2, места среди взрослых (Елена Пронина, Николай Черенков); 1 место среди детей (Карина Новак).

6. Публикации:

В течение года авторы ЦЛТ публиковались в

- СМИ Норильска; альманахе ЛитКлуб (Москва) 4 человека;

- альманахе «Семейка» (Германия) 3 человека;

- сборнике поэзии для русской кафедры Болгарского университета 3 человека;

- сайте www. stihi. ru

7. Издания:

- «Да не покинет вас любовь» - сборник лирической поэзии;

- «Укладываю перышки слова» - поэтический сборник Татьяны Елениной»;

- «Быль» - поэма Николая Горошанского;

- «Седина» - сборник стихотворений Сергея Лузана;

- «Аквариум» - №2, №3 – городской литературный альманах, в последним их них было опубликовано стихотворение Бердиной Светланы, ученицы 11 «Б» класса МОУ «Гимназия №5».

Презентация шести изданий состоялась в декабре 2006 года.

8. Проведена встреча с норильским писателем Вадимом Денисовым

9. Вечера национальной культуры в рамках проекта «Содружество»:

- День независимости Австралии;

- День памяти жертвам «Холокосты»;

- День рождения «ОКНО Украина»

10. Вечера в рамках сотрудничества с городским КСП:

- вечер гитарной музыки;

- литературно-музыкальный вечер «Бард-блюз».

Также члены ЦЛТ «Водолей» активно посещали мероприятия КСП, принимали участие в Таймырском фестивале авторской песни.

11. Центр активно сотрудничал с учебными заведениями, библиотечными филиалами, проводя встречи, мастер классы, литературные конкурсы.

Например, «Цветаевские чтения», проводимые уже три раза. На последних чтениях побывал и я. Место проведения - Центральная детская библиотека. Публика - от старшеклассников до пенсионеров. Началось всё почти часовым моноспектаклем по «Поэме конца» Марины Цветаевой. Постановщик спектакля – поэтесса и руководитель Центра литературного творчества Татьяна Шайбулатова.

А потом на сцену выходили дети и взрослые, чтобы представить свою Цветаеву. Без счёта попыток прочесть любимое женское стихотворение - «Мой милый, что тебе я сделала» или «Уж, сколько их упало в эту бездну». Дух Цветаевой витал во всепобеждающей искренности и любви к особенному поэтическому выражению чувств. Благожелательное жюри, которое возглавила знаток поэзии актриса Заполярной драмы Алевтина Александрова, отметило чтецов разных поколений, попытавшись найти в их исполнении отзвук цветаевской оригинальности. В этих чтениях приняли участие и мои одноклассницы, ученицы 11 «Б» класса МОУ «Гимназия №5», Уварова Наталья и Карелина Ксения, прочитавшие стихотворения Марины Цветаевой «Я с вызовом ношу его кольцо» и «Осыпались листья над вашей могилой».

Также можно отметить встречу студентов профессионального лицея с юными поэтами Центра литературного творчества «Водолей». Два автора читали свои стихи: Шишкина Наталья, в творчестве которой превалирует светлое начало и ангельская тематика, и Александр Корнев – поэт-сатанист. Это было похоже на дуэль добра и зла, правда, без агрессии. После того, как были прочитаны стихотворения, завязалась беседа о светлом и темном в творчестве. После этого – гости, а затем и хозяева взялись за гитару. Вместо запланированного часа, общение в литературной гостиной длилось около трех часов.

12. В рамках сотрудничества с Заповедником «Большой Арктический»:

Было принято участие в поездке экологической школы «Умка» на Енисей (три человека). На базе проводились литературные вечера, вечера авторской песни, конкурсы, мастер - классы. По итогам поездки – участие в научной конференции школьников. По итогам поездок предыдущего года (2005) – публикация в альманахе «Аквариум» № 3 – научной работы Ксении Холоповой (Лекарственные травы Таймыра), в «Альманахе №2,3 – стихи участников экспедиции; очерки полярных исследователей – семьи Лубниных.

Также члены центра активно участвовали в конкурсах проводимых заповедником (см. участие в литературных конкурсах).

13. Вечера неформального общения клуба «Водолей»:

Клуб возник 15 лет назад, собирая поэтов, писателей, любителей этих жанров. Проводится один раз в два месяца (исключая летние) в кафе «Янтарь». В программе традиционны: свободный микрофон, конкурс буриме, гость КСП – «Гитара «Водолея».

14. Сотрудничество с социальными организациями:

Выступления в обществе инвалидов (творческие вечера) (три человека). Сбор литературы в библиотеки КТОСов и общества инвалидов и пенсионеров, вовлечение их в мероприятия центра.

15. Сбор фондов в литературный музей:

С 2006 года организован сбор материалов в фонд Литературного музея «Норильские кухни» им. Ю. А. Бариева (основателя норильской писательской организации), который решено организовать на базе Городской Публичной библиотеки. В настоящее время набрано около 200 единиц хранения, включая рукописи, фотоматериалы, личные предметы, предметы быта, характеризующие десятилетия – 1930-1940; 1940-1950; 1950-1960 и т. д.

16. Участие в подготовке материалов книги «Планета культуры «Норильск».

17. Участие в «Астафьевских чтениях» (г. Красноярск).

Заключение.

Итак, литературные объединения работают, начиная с 1943 года, со времён ГУЛАГа, и по сей день. Объединения выпускают сборники и альманахи, в которых публикуются произведения и стихотворения участников творческого объединения, благодаря альманахам ребята могут показать своё творчество широкому кругу читателей и реализовать себя как личности. Эти публикации осуществляются за счёт бюджета города Норильска и за собственные средства писателей. Хотя была идея реализации программы создания «Норильской библиотеки», ведь, я думаю, многие искренние патриоты северного города захотят иметь на своих полках хорошо оформленные, небольшие по формату книжечки «Норильской библиотеки», представляющие творчество наших поэтов, прозаиков, журналистов, фотохудожников. Предварительная подписка определит тираж выпускаемых книг, решит вопросы с реализацией и в принципе сделает выпуск «Норильской библиотеки» доходным, ведь в нашем городе есть достаточно серьёзные творческие силы для реализации такой программы книгоиздания. Но, к сожалению, эта программа пока не реализовалась.

Сравнивая тематику первых произведений норильских авторов с произведениями современных авторов, можно отметить, что такие «вечные» вопросы, как любовь и природа, – остались неизменны, а вот смысловая нагрузка остальных пластов творчества меняется в зависимости от социальных условий в стране, в частности, жёсткая критика, существовавшая до 1990 года, отошла на второй план, нет того контроля, какой был в период создания первых литературных объединений, сейчас в нашем городе пишут на любые темы и в любых жанрах: концептуалистика, абсурд, фэнтези и, конечно, все классические жанры.

Также я бы хотел выразить благодарность работнику городского архива Перфильевой Ирине Александровне за предоставление архивных документов по первым литературным объединениям г. Норильска и особую благодарность руководителю литературного объединения Шайбулатовой Татьяне Ленцовне за предоставление материала литературного объединения г. Норильска.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)