Социальные проблемы в творчестве астраханских поэтов на рубеже веков
Лучшая награда поэта за труд - это признательность читателя к его творчеству. Нет ничего ценнее, чем то, что твои стихи читают и уважают. Но ещё прекрасней, если твои произведения считают одними из лучших в стране и в мире. Именно с этой целью в 1958 году в Москве была создана организация под названием Союз писателей РСФСР, председателями которой сначала был знаменитый русский советский писатель Леонид Сергеевич Соболев, а затем - заслуженный писатель, поэт, баснописец и драматург Сергей Владимирович Михалков. В дальнейшем организация сменила своё наименование и с 1991 года стала общероссийской общественной организацией, объединяющей ряд российских и зарубежных литераторов, первым председателем которой назначили Юрия Васильевича Бондарева. А с 1994 года и по сей день Союз возглавляет прозаик, доктор исторических наук Валерий Николаевич Ганичев.
В Астрахани, как и во многих других городах, тоже создан филиал Союза писателей России. Почётными его членами не раз становились и астраханские поэты, например такие, как Борис Свердлов, Михаил Луконин, Дина Немировская, Юрий Щербаков, Владимир Филатов, Николай Ваганов, Леонид Чашечников, Павел Радочинский, Александр Сахнов, Юрий Богатов и многие-многие другие. С 1997 года в нашем городе стали создаваться и утверждаться различные литературные премии, в число которых входят: Литературная премия имени Велимира Хлебникова, премия имени Михаила Луконина, премия имени В. К. Тредиаковского и другие.
Поэты, душой болеющие за Родину.
Александр Владимирович Сахнов - поэт, бард, лауреат премии авторской песни, автор многочисленных книг - принадлежит к тому поколению литераторов, которое создало славу астраханской поэзии. В его стихах всегда прослеживается социально-бытовая тематика, которая тщательно завуалирована красотой и точностью образов. Кажется, что с первых строк все карты раскрыты, всё уже на поверхности, но, вчитываясь, видишь, как перед тобой открывается новый, совершенно иной смысл, например, как в его стихотворении <<Город меня оглушает.>>.
<<Город меня оглушает, как динамит - пескаря, воображенье ветшает, сохнет объём словаря.
Шины, киоски, бордюры - прочий словесный скелет - жертва тюрьмы-конъюнктуры общедоступных газет.
И убегает в деревню воображенья волна: там ещё, в чаще деревьев, гостья-синица слышна, там ещё жабры находят слова живой кислород, там ещё, в русском народе, дышит оно и живёт.>> В этом стихотворении автор поднимает проблемы, актуальные не только для астраханцев, но и для всей России: загрязнение окружающей среды, чрезмерная урбанизация и, как следствие, утрата своих корней и духовности, обеднение русского словаря. <<Словесный скелет>> - всё, что осталось от богатейшего русского языка! Всё больше становится иностранщины, да, что и говорить, мало осталось таких людей, которые бы <<перелопачивали тонны словесной руды>>, в поисках того самого, единственного нужного родного слова. И в данной ситуации он считает себя загнанным в бесконечный суетливый круг злободневности. Он пишет о том, что в городе, где есть свои границы и рамки, ему трудно творить, он ощущает себя пойманной в клетку птицей, которая и хотела бы петь, но не дают:
. жертва тюрьмы-конъюнктуры общедоступных газет.
В чистой воде поплескаться негде усталой душе.
Автор устал от городского шума. Он хочет улететь поскорее в деревню, от вечного движения, подальше от выстрелов, звонков, в мир безмятежной тиши, спокойствия и умиротворения, к настоящей, выжившей природе. Он хочет выбраться на свет из грязной душной коробки города, туда, где, несмотря на все старания, осталось русское слово, где его помнят и чтут:
И убегает в деревню воображенья волна:
. там ещё жабры находят слова живой кислород, там ещё, в русском народе, дышит оно и живёт.
Его душа, как и душа каждого поэта, тянется к простой и чистой атмосфере прекрасного. А в каменном городе, где всё погрязло под слоем бесполезной пыли и скуки, нет уже места для чего-то нового, интересного, будоражащего кровь, нет простора для мечтаний, творчества - всё одинаково, серо и однообразно. <<Лунный пятак>> еле светится там, где забывают свои традиции, корни, родное слово. Кажется, даже солнце не хочет освещать эту унылую картину, нарисованную Сахновым многочисленными анафорами <<разве что пахнет акация//разве что каркнет ворона//разве что в створе оконном>> и метафорами <<город оглушает>>, <<воображение ветшает>>, <<поплескаться негде усталой душе>>, <<светится лунный пятак>>, <<убегает воображенья волна>>, с целью показать всю опустошённость и безысходность реального мира, в котором мы живём и который создали сами.
В стихотворении Александра Владимировича можно найти достаточное количество символов, по которым можно более подробно вникнуть в истинный смысл написанного, например, деревья и птицы. Дерево является олицетворением жизни, бессмертия, а птица - душа, помощник фантазии. Я считаю, что под птицей автор подразумевал себя, своё вдохновение и творчество:
. разве что пахнет акация, пылью прибита уже.
Разве что каркнет ворона - всё-таки птица, никак.
Этими строками он показывает, что в нашей реальности, перегруженной проблемами, не осталось ничего ценного, ничего святого, что могло бы поддерживать русскую словесность. В городах уже не найти тех бессмертных исконно русских эпитетов, которыми можно было бы описать нечто прекрасное, как рассвет, закат, любовь. Вот и приходится поэтам только <<каркать>> на одном, полузасохшем дереве, лишь напоминая о том, что поэзия пока ещё не умерла.
Но всё-таки автор надеется, что всё должно измениться к лучшему, окунаясь в мир мечты, где всё свободней и проще. Он уверяет читателя, что такой мир возможен и где-то существует:
. там ещё, в чаще деревьев, гостья-синица слышна, там ещё жабры находят слова живой кислород, там ещё, в русском народе, дышит оно и живёт.
Александр Сахнов не единственный, кого волнует настоящее и будущее всей страны, и нашего города в отдельности.
Юрий Николаевич Щербаков член Союза писателей России. Родился и вырос в Астрахани. Сегодня Юрий Николаевич возглавляет областную писательскую организацию, продолжая традиции писателя-интернационалиста Адихана Измаиловича Шадрина. Именно Щербаков был инициатором соединения в единую организацию Союза писателей России и Союза российских писателей, что бы ни говорили злопыхатели. <<Мы крепки <<не числом, а умением>>, - ни к чему нашему городу несколько писательских союзов, как ни к чему такое количество поэтов, расксерокопированных, как грибы после дождя, всё тем же добрым сказочником>>.
Юрию Николаевичу, отец которого прошёл всю Великую Отечественную, тема войны особенно близка.
Воздастся ли адской геенною,
За русскую муку в Чечне?
За наш бесконечный Чернобыль,
За русских полей недород,
За то, что вселенскою злобой
Уже заразили народ?
Воюет Россия. С пошлостью. С бездуховностью. С Бездушием. Это главные проблемы отмечаемые автором в своём стихотворении, от которых он старается защитить нашу страну. Кому же, как не российскому литератору, вступиться за свою родину, спасти её от звероподобных воплей <<надсадно орущей заокеанской заразы>>? Щербаков в своей книге публицистики <<Очерки смутного времени>>, изданной в серии <<Библиотека газеты <<Астраханские известия>>, делает это мастерски.
Щербаков обладает редким талантом внести в одно стихотворение целую человеческую судьбу, рассказав, к примеру, про нищую <<просто бабку Марию>>, отстоявшую за подаянием <<последнюю смену в обед в обезлюдевшем Братском Саду>> под Новый год, чтобы скопить денюшку на турецкий батон, да откупиться бутылкой дешёвого портвейна от забулдыги-сына. Пока по телеэкранам Отечества, по радио, шествуют мексиканские, бразильские и российские сериалы, наши бабульки, проработавшие всю жизнь, стоят за милостыней, а люди спешат мимо, и не сжимаются сердца многих. Многих, но не поэта:
Одинокая старуха умерла
Незаметно, тихо - как жила.
Стало пусто в маленькой избе -
Всё соседи унесли к себе.
Фотографии остались на стене
Сыновей, убитых на войне.
Действительно, сейчас многие люди преклонного возраста, ушедшие на пенсию, совершенно не имеют никакой поддержки, и не получают никакой заботы со стороны своих детей и внуков, государства, поэтому некоторые старики живут впроголодь в маленьких кибитках. Но самое обидное, что в таких условиях живут и ветераны войны, о которых, к сожалению, вспоминают лишь на празднование дня Победы.
Дина Немировская - член Союза писателей России с 1996 года. Она родилась и выросла в Астрахани, и её любовь к родному городу искренняя, невыдуманная, это привязанность на всю жизнь, обогатившая поэтессу циклом лирических признаний <<лучшей из всех провинций>>. Прогулки по Астрахани - это нескончаемое путешествие в глубь родной истории, в сегодняшний день города и в глубь себя. Она небезразлична к тому, как меняется родной город. Её сердце обливается кровью при мысли о том, что всё здесь продано <<новым русским>>, что скоро не останется мест для отдыха горожан , и пока только по Семнадцатой пристани можно спокойно бродить, наслаждаясь видами старой Астрахани:
Астраханские старые дворики
<<Новым русским>> давно по карману.
Выметают усталые дворники
Лепестки отгоревших романов.
Чернышевского, дальше - Бакинская,
Фиолетова слева, поодаль.
Я брожу по Семнадцатой пристани -
Пристань эту никто не распродал.
Гражданственность Д. Немировской - это искреннее переживание того, что происходит с людьми, страной, активное неприятие несправедливости, глупости, вражды, духовного обнищания:
В синих чернилах трехцветное знамя.
Полуневерие. Полусвобода.
Визг. Сквернословие улиц и скверов.
Кто-то по-прежнему дорого продан.
Кто-то по-старому дешево предан.
<<Крик души>> Немировской, её боль за то, что происходит с нами, как все вокруг продается и покупается, теряет логику жизни, выражены во многих её стихотворениях, и <<Реклама>> - одно из них.
Реклама нас вгоняет в транс.
Плоть восхваляя, травит душу.
В этом стихотворении, как никогда актуальном в наши дни, Дина Немировская показывает весь наш сумбурный мир, состоящий из одной рекламы. Поэтесса пишет, что все уже настолько перестали замечать окружающую природу, словно находясь в трансе, что никто уже не видит тот ужас, который твориться вокруг нас: всё замусорено, невесело и постыло. Рекламодатели тоже не спешат выносить реальность на суд завороженных зрителей:
Помойки. Пьянки. Срам и стыд.
Стране невесело и грустно.
А в телевизоре - "Элит"
И постоянный праздник вкуса.
Поэтесса открыто заявляет, что реклама, хоть и освещает различные проблемы нашей нынешней жизни, но они настолько малы и ничтожны, по сравнению с реальными проблемами человека, и общества в целом.
В России только два врага.
И это - кариес и перхоть.
Кислотно-щелочной баланс
У всех в моей стране нарушен.
Всё это так угнетает людей, что даже у такой патриотической натуры, как Немировская, появляется желание убежать в другой, более красочный мир, подальше от фальшивого бытия.
Куда отправиться в бега,
Чтоб тонкий вкус не исковеркать?.
Охота перебить хрусталь!
Экран поёт фальшивой нотой,
Покуда думает "Тефаль"
О нас с отеческой заботой.
Но, несмотря на всю безысходность ситуации, Дина Немировская, всё же пытается открыть глаза обществу на проблемы. Проблемы всей страны. И решать их нужно всем вместе, сплотившись.
Доколе воронью кружить
Над сирым и притихшим домом?
Ведь ржавчину рекламной лжи
Не смогут смыть ни "Тайд", ни "Комет".
Подведём итоги.
Социальные проблемы, поднимаемые поэтами.
Загрязнение окружающей среды. Неуважение к старшему поколению. Вечная <<проблема отцов и детей>>.
Утрата своих корней и духовности, обеднение русского словаря. Неуважение к истинной красоте города.
Торговля памятниками старины. Реклама - враг реальности.
Окунувшись поглубже в темы, поднимаемые современными астраханскими поэтами, я пришла к выводу, что проблемы, с наступлением нового века, остались те же, и решать их нужно как можно скорее. Что они не только личностного характера, но и общественного, всемирного. Чем раньше мы подойдём к решению этих вопросов, чем больше будем заботиться о нашем будущем, и будущем наших потомков, тем быстрее мы сможем уберечь наш мир от разрушений и войн, тем самым дать возможность бесконечному существованию нашей Планеты.
Комментарии