Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Русское зарубежье XX века

История России насыщена событиями, имеющими огромное историческое значение, но остается очень много нераскрытых «белых пятен». Одним из таких является русское зарубежье.

А что такое «Русское зарубежье»? Сегодня, когда мы переосмысливаем наше прошлое, мучительно избавляемся от стереотипов, переходя от узкоклассовых ориентаций к общечеловеческим критериям в оценке исторических событий, в этом актуальность работы.

В ходе работы выдвигались несколько целей. Во-первых, выяснить сущность « Русского зарубежья» на примере четырех выбранных событий истории России. Во-вторых, проследить цепочку развития событий на примере исторических личностей.

Для достижения целей были предоставлены задачи. Во-первых, показать борьбу противоположностей, борьбу нового со старым. Во-вторых, анализируя историю в лицах выделить тенденцию развития истории. В-третьих, преодолеть такой аспект, как недостаточное внимание человеческому фактору.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что можно ее использовать на уроках истории и естествознания, она может облегчить изучение исторического процесса.

В начале работы были выдвинуты гипотезы: уничтожение интеллектуального потенциала страны может привести к новым революционным потрясениям; судьбы изучаемых исторических личностей, противостоящих господствующему строю и идеологии, трагичны. Потому что постановка перед властью и обществом вопросов вынуждала их отвечать. Недарованные властью, а отвоеванное от нее независимость личности, стоило им дорогого: свободы или жизни.

]Основные вехи эмиграции

Русское зарубежье предстает перед нами во всем его многообразии. Это наша общая драма и трагедия, не до конца осознанная и раскрытая. Это часть русского сердца и разума, как злого, так и благородного. Немало людей в разные эпохи бежало из России - князь Курбский и писатель Герцен, духоборы, раскольники, враги царизма - народовольцы и социал- демократы. Однако переломленным рубежом, переиначивший смысл прежнего понятия «эмиграция», был октябрь 1917 г. Результат этого исторического катаклизма многогранен, в книге Л. К. Шкаренкова «Агония белой эмиграции», дается целостное и образное представление о Русском зарубежье: от фашистских организаций и их лидеров до величайших мастеров слова, сцены, кисти, многие из которых были настоящими великомучениками. Весной 1922 г. были проведены массовые аресты среди меньшевиков. Часть из них посажены в тюрьмы, часть сослана на восток, часть выпущена за границу. В июне-июле 1922 г. процесс над эсерами завершил разгром и этой партии. Особым нападкам подверглась интеллигенция, работавшая в кооперации, она тоже в массовом порядке высылалась из СССР. Самой крупной была высылка осенью 1922 г. большой группы религиозных философов: Н. Бердяева, С. Франка, Л. Карсавина, И. Ильина, Л. Шестова, Н. Лосского и многих других. Десятки профессоров, писателей по решению коллегии ГПУ были пожизненно высланы из страны на двух пароходах. Теперь об этой высылке говорят кратко: «философский пароход».

В 60-80-е годы «идеологическая борьба особенно обострилась». Существовал арсенал средств борьбы с инакомыслием: насильная высылка за границу; запрет на выезд для желавших покинуть страну; лишение советского гражданства уехавших добровольно; широкое использование психиатрических лечебниц для изоляции диссидентов; внедрение собственных агентов в диссидентские круги; организованные убийства, «самоубийства», «несчастные случаи» и т. д.

«Манипуляция»- ловкие, часто мошеннические действия по управлению кем-то или чем-то. Применительно к сознанию манипуляция - утонченный, менее прямой, а потом и более опасный способ влияния. Объект манипуляции считает, что действуя на основе свободного решения, но это-иллюзия. На самом деле им управляют, а его мнение манипулируют. Как пела «Машина времени» - одна из самых популярных групп 70-80-х годов: « Зайцы, волки, тигры в клетке - все они марионетки в ловких и натруженных руках». Цель манипуляции - заставить людей оказывать поддержку политическому строю либо не противодействовать ему. С помощью чего они манипулировали сознанием? Прежде всего, путем использования стереотипов, т. е. устойчивых, упрощенных образов и представлений о событиях и явлениях.

«Отцы и дети эмиграции»

Среди тех, кто составляет плеяду крупных деятелей мировой культуры, наши соотечественники, жившие вдали от России,- певец Ф. Шаляпин; композиторы С. Рахманинов, А. Глазунов, И. Стравинский; писатели и поэты И. Бунин, А. Куприн, А. Ремизов, М. Цветаева, Д. Мережковский, З. Гиппиус; балерина А. Павлова; художник К. Коровин; литератор, художник, историк А. Бенуа. В начале 20-х гг. в Праге, Белграде, Париже, пользуясь государственной финансовой поддержкой, возникли объединения российских земских и городских деятелей (Земгор). В Париже Земгор возглавил Г. Львов - бывший премьер- министр Временного правительства. С помощью Земгора создавались русские школы по типу старых гимназий и реальных училищ. Русская гимназия в Париже, начавшая работать осенью 1920г. , просуществовала 40 лет. Русская эмиграция организовала различные научные общества: инженеров, химиков и т. д. С 1922 г. Во Франции жил и в течение 30 лет возглавлял агробактериологическую лабораторию в Пастеровском институте крупный ученый С. Н. Виноградский. В том же институте разрабатывал проблемы иммунитета С. Метальников - ученик И. Мечникова и И. Павлова. Большой вклад в науку внесли выходцы из России авиаконструктор И. Сикорский, кораблестроитель В. Юркевич, один из создателей телевидения В. Зворыкин. Ощутив удары русской эмиграции во многих странах. В том числе во Франции, нанес мировой экономический кризис 1929-1931 гг. В эти годы прекратилось вербовка рабочих на французские предприятия. Тысячи людей оказались без работы. Не все выдержали тяжелые испытания судьбы. Моральное опустошение, отчаяние приводило часто к трагедиям. Но здесь же рядом отдельные «удачники», люди напористые, не брезговали ничем. Один 25-летний эмигрант, промышлявший платными танцами, вдруг женится на 60-летней принцессе (сестре последнего германского императора Вильгельма). Другой, бывший кавалерист офицер, покорил сердце принцессы Бонапарт. Три грузина - братья Мдивани - прославились своими браками с голливудскими кинозвездами. Массовым явлением в Париже стали русские таксисты - бывшие казаки, офицеры и даже генералы. Их часто достигало в 30-е гг. 3 тысяч. Многие эмигранты, отправившиеся в поисках счастья в 30-е гг. в Южную Америку, пополнили армию нищих, голодных и безработных. Очень трудно было найти себе применение представителям интеллигентских профессий. Многие погибали на корчевке пней, рубке леса, кофейных и тростниковых плантациях. Русские эмигранты в первом поколении оказались малоспособными к ассимиляции.

Сменовеховцы

Еще в то время, когда заканчивалась гражданская война, среди эмигрантской интеллигенции возникло сменовеховское, или, как его еще называют, нововеховское, течение. Один из главных идеологов сменовеховства Н. В. Устрялов видный кадет, поддержавший, по его словам, Омское правительство Колчака «до последней минуты его существования», пришел к выводу, что в сфере политической практики сегодняшний враг может стать завтра другом, и наоборот. Н. Устрялов говорил: «После крушения власти адмирала Колчака и генерала Деникинаначинать сначала то, что трагически не удалось при несравненно лучших условиях, могут в лучшем лишь политические Дон-Кихоты. Следовательно, нужно искать другой выход». П. Милюков и его сторонники резко отмежевались от сменовеховцев, от их идеи возвращенства в новую Россию. Для милюковцев они были, чуть ли не «агентурой» большевиков. Однако большая часть эмигрантов, особенно молодежь, была затронута идеями сменовеховцев. Ф. Е. Кускова по этому поводу писала П. Н. Милюкову: « Нет, Павел Николаевич, еще и еще раз убеждаюсь, что против массовой психологии средств нет. А эта массовая психология ориентируется не на нас, на Россию в том виде, как она есть». Е. Кускова была выслана из СССР вместе со своим мужем С. Н. Прокоповичем. Они поселились на окраине Праги, и их квартира превратилась в своем роде политический «салон. Где по воскресеньям собирались эмигранты» и вели горячие споры о России, о ее прошлом и будущем. Ф. Е. Кускова своему старому приятелю Б. Савиникову писала: «А, в общем, друг мой,- тяжело. И знаете, что я поняла? Я поняла тягу в Россию, тягу, которая охватывает все более и более широкие массы простых, немудреных людей. Смотрят они, смотрят на то, как собачится «единый фронт», и заявят: будьте вы все прокляты. Там хоть большевики, да зато земля родная. А здесь - и земли нет, и души нет, прогнила вся»В русле «сменовеховского» подхода развивалось возвращенческое движение, хотя во многом это было самостоятельное явление и захватило, прежде всего, солдат и казаков. Возвращению на родину способствовала и объявленная Советским правительством амнистия части рядовых солдат по случаю4-й годовщины Октября, им представлялась возможность вернуться в Россию. Группа белых генералов в 1922 г. Опубликовала свое заявление « К войскам белой армии», в котором объявила о своей готовности перейти на службу в Красную армию такие винные руководители белого движения, как генералы Я. А. Слащев, В. Г. Болдырев. Всего за 1921-1931 гг. вернулось более 180 тыс. человек. Генерал Деникин, враждебно относившийся к Советской власти, не возвратился. Но именно он, оставшись в эмиграции, помогал собирать средства для помощи Красной Армии, сражавшейся с гитлеровскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны.

«Философский пароход»

Год 1922-й обещал быть плодотворным в интеллектуальной жизни страны. Возвратились музыканты, поэты, писатели. Москва забурлила лекциями, кружками. В этом же году в Москве было зарегистрировано официально 143 частных издательств. Среди тех, кто составляет плеяду крупных деятелей мировой культуры, наши соотечественники, жившие вдали от России,- певец Ф. Шаляпин; композиторы С. Рахманинов, А. Глазунов, И. Стравинский; писатели и поэты И. Бунин, А. Куприн, А. Ремизов, М. Цветаева, Д. Мережковский, З. Гиппиус; балерина А. Павлова; художник К. Коровин; литератор, художник, историк А. Бенуа. Его сын Николай 35 лет проработал главным художником театра «Ла Скала» в Милане. Среди биографий соотечественников, которые жили за рубежом, выделяется своей необычностью история жизни художника Н. К. Рериха. Видя его репродукции, вы можете ощутить великое чудо гармонии человеческой души и космоса. Н. К. Рерих побывал во многих странах, покинув Россию еще в 1916 г. Последние 20 лет он жил в Индии, где им был основан Гималайский институт исследований. В 1926 г. Рерих с женой и старшим сыном Юрием с разрешения советских властей приехал в Москву. Здесь он встречался с Чичериным и Луначарским. В хореографическом искусстве велики заслуги С. Дягилева. Он был неутомимым пропагандистом русской культуры. После смерти Дягилева его дело продолжил С. Лифарь, более 30 лет, руководивший французским балетом. Интерес иностранной публики к русской культуре использовали и всякого рода дельцы. Так, например, белогвардейский генерал Шкуро, заключив контракт с французским предприятием, организовал группу казаков- джигитов, в которую входили также песенники и танцоры. Всех одели в черкески алого и белого цвета, папахи, бешметы, и на одном из ипподромов Парижа начались представления. Это предприятие, по мнению многих наблюдателей, обеспечило джигитам и танцорам заработок года на полтора. Сказочно разбогатевший Ф. И. Шаляпин писал Горькому: «Валюта вывихнула у всех мозги, и доллар затемняет все лучи солнца. И сам я рыскаю по свету за долларами и хоть не совсем, но по частям продаю душу дьяволу». Свои воспоминания Федор Шаляпин закончил так: «Моя мечта неразрывно связана с Россиеймилая моя, родная Россия! Всю свою жизнь я прожил в театре и для театра. И теперь я задаю вопрос: - Где же мой театр? И убеждаюсь, что он там, в России!. » Широкую известность в 20-30-е гг. получили песни А. Вертинского, который создал на эстраде свой, особый стиль. Среди художников были яркие и самобытный индивидуальности: Л. Бакст - известный декоратор; И. Билибин - график и театральный художник (вернулся на родину накануне войны); В. Кандинский - художник-абстракционист. Не так давно умер Марк Шагал - крупнейший художник, график, декоратор. Он жил и работал во Франции с 1923 г. , он всегда оставался русским художником. В 70-е гг. Марк Шагал передал серию своих работ в дар Музею изобразительных искусств имени А. Пушкина в Москве, который был основан отцом известному поэтессы Марины Цветаевой. И. Бунин, А. Куприн жили воспоминаниями о той России, которая была им так близка и знакома. Первым из Русских писателей получил Нобелевскую премию в 1933 г. И. Бунин. Он так и не решился, в отличие от Куприна, вернуться на родину. Умер Бунин в Париже в 1953 г. К. Бальмонт, поэт- символист, писал: « Я живу здесь призрачно, оторвавшись от родного. Я ни к чему не прилепился здесь». Он дожил до глубокой старости и закончил свою жизнь в нищете полузабытый и больной. Писатель А. Н. Толстой возвратился на родину в 1923 г. Перелом в его душе произвела война с белополяками в 1920 г. , когда он почувствовал, что стал желать победы красным войскам. В « Известиях» 25 апреля 1922 г. А. Толстой писал: « Совесть меня зовет не лезть в подвал, а ехать в Россию и хоть гвоздик свой собственный вколотить в истрепанный бурями русский корабль». По данным общества «Родина», в 1990 г. численность наших соотечественников за рубежом составляла около 20 млн. человек. Только в США проживало около 7 млн. , из них 2 млн. русских.

]Эмигранты «серебряного века»

Иван Бунин - первый лауреат Нобелевской премии

Самое трудное для писателя в эмиграции — это остаться самим собой. Бывает так, что, покинув Родину из-за необходимости идти на сомнительные компромиссы, он опять вынужден умерщвлять дух, чтобы выжить. К счастью, эта участь миновала Бунина. Несмотря ни на какие испытания, Бунин всегда оставался верен себе. Каждое поколение читателей заново открывает для себя Бунина, — первого русского лауреата Нобелевской премии. Он возвращается к нам из своего далекого, добровольно-вынужденного изгнания. Об этом изгнании широкому кругу читателей рассказал литературовед В. В. Лавров в книге "Катастрофа". В эпиграф книги вынесены проникновенные слова Бунина о любви к родной земле: "Разве можем мы забыть Родину? Может человек забыть Родину? Она — в душе. Я очень русский человек. Это с годами не пропадает". Жизнь Бунина сложилась трудно. Октябрьскую революцию Бунин не принял решительно и категорически, отвергая как "кровавое безумие" и "повальное сумасшествие" всякую насильственную попытку перестроить человеческое общество. Свои чувства он отразил в дневнике революционных лет "Окаянные дни" - произведении яростного неприятия революции, опубликованном в эмиграции. « Я не сразу смог вернуться к творчеству,- позднее вспоминал Бунин. – Всё оказалось не то и не так. Всё чужое, не своё. Всё, что я писал в то время, наполнено грустью и горечью. Всё моё творчество за границей построено на русском материале. На чужбине я вспоминал Родину, её поля, деревни, природу. У меня был богатый запас наблюдений и воспоминаний о России. Я не мог писать о другом. Я не мог обрести свою вторую Родину здесь».

Вышедшая в 1929 году в Париже книга Бунина-поэта "Избранные стихи" утвердила за автором право на одно из первых мест в русской поэзии. В эмиграции была написана повесть «Митина любовь», она повествует о власти любви, с ее трагической несовместимостью плотского и духовного, когда самоубийство героя становится единственным «избавлением» от обыденности жизни. В 1927-1933 годах Бунин работал над своим самым крупным произведением - "Жизнь Арсеньева".

В этой "вымышленной автобиографии" автор восстанавливает прошлое России, свое детство и юность. Произведения Бунина эмигрантской поры построены на русском материале, окрашены в ностальгические тона. 3 В 1933 году Бунину «за правдивый артистичный талант, с которым он воссоздал в художественной прозе типичный русский характер» ему вручена папка с Нобелевским дипломом, медаль и чек на 715 тысяч французских франков. Возвратившись во Францию, Бунин чувствует себя богачом и, не жалея денег, раздает "пособия" эмигрантам, жертвует средства для поддержки различных обществ. Наконец, по совету доброжелателей, вкладывает оставшуюся сумму в "беспроигрышное дело" и остается ни с чем. Друг Бунина, поэтесса и прозаик Зинаида Шаховская в мемуарной книге "Отражение" заметила: "При умении и малой доле практичности премии должно было хватить до конца. Но Бунины не купили, ни квартиры, ни виллы. " В отличие от М. Горького, А. И. Куприна, А. Н. Толстого, Иван Алексеевич не вернулся в Россию, несмотря на увещевания московских "гонцов". Не приезжал на Родину никогда, даже туристом. К концу 30-х годов Бунин все больше ощущает тоску по Родине. С болью переживал он события на родине во время Великой Отечественной войны, радовался успехам и победам советских и союзных войск. С огромной радостью встретил победу. В эти годы Бунин создает рассказы, вошедшие в сборник "Темные аллеи", рассказы только о любви. Этот сборник автор считал самым совершенным по мастерству, особенно рассказ "Чистый понедельник". В послевоенные годы Бунин доброжелательно относился к Советскому Союзу, но так и не смог смириться с общественно-политическими переменами в стране, что и помешало ему вернуться в СССР. В эмиграции Бунин постоянно перерабатывал свои уже опубликованные сочинения. Незадолго до смерти он просил печатать его произведения только по последней авторской редакции. Бунин спит вечным сном в окружении тех, кто был близок ему своей судьбой. На кладбище Сент-Женевьев де Буа похоронены Шмелев, Тэффи, Георгий Иванов. Все они страстно любили Россию. И мечтали вернуться

Марина Цветаева: «Моя неудача в эмиграции - в том, что я не эмигрант, что я по духу, по воздуху и по размаху - там»

Годы Первой мировой войны, революции и гражданской войны были временем стремительного творческого роста Цветаевой. Она жила в Москве, много писала, но почти не публиковалась. Октябрьскую революцию она не приняла, видя в ней восстание «сатанинских сил». В литературном мире М. Цветаева по-прежнему держалась особняком. В мае 1922 ей с дочерью Ариадной разрешили уехать за границу — к мужу, который, пережив разгром Деникина, будучи белым офицером, теперь стал студентом Пражского университета. Сначала Цветаева с дочерью недолго жили в Берлине, затем три года в предместьях Праги, а в ноябре 1925 после рождения сына семья перебралась в Париж. Жизнь была эмигрантская, трудная, нищая. Жить в столицах было не по средствам, приходилось селиться в пригородах или ближайших деревнях. Марина Цветаева прожила сложную жизнь. Несколько лет ей пришлось провести за границей в эмиграции. Но, даже живя за пределами России, она оставалась истинно русским человеком. На чужбине её съедала тоска по родине, но поэтесса пыталась издеваться над этой тоской, быть гордой. Она прохрипит, как “раненное животное, кем-то раненное в живот»: «Мне совершенно все равно - где совершенно одинокой быть, по каким камням домой брести с кошелкою базарной».

Большинство из созданных ею во время эмиграции произведений остались неопубликованными: если поначалу русская эмиграция приняла Цветаеву как свою, то очень скоро ее независимость, ее бескомпромиссность, ее одержимость поэзией определяют ее полное одиночество. Она не принимала участия ни в каких поэтических или политических направлениях. Ей «некому прочесть, некого спросить, не с кем порадоваться», «одна всю жизнь, без книг, без читателей, без друзей. ». Последний прижизненный сборник вышел в Париже в 1928 — «После России», включивший стихотворения, написанные в 1922 — 1925. К 1930-м годам Цветаевой казался ясным рубеж, отделивший ее от белой эмиграции: «Моя неудача в эмиграции — в том, что я не эмигрант, что я по духу, т. е. по воздуху и по размаху — там, туда, оттуда. » В 1939 она восстановила свое советское гражданство и вслед за мужем и дочерью возвратилась на родину. Она мечтала, что вернется в Россию «желанным и жданным гостем». Почему Москва встретила Цветаеву настороженно? И ведь не просто «парижанкой», не просто «из бывших», а именно – клеймёной. Есть версия, что возвращения поэтессы-изгоя испугались именно собратья «по поэтическому цеху». После возвращения муж и дочь были арестованы, сестра Анастасия была в лагере. Цветаева жила в Москве по-прежнему в одиночестве, кое-как перебиваясь переводами. Начавшаяся война, эвакуация забросили ее с сыном в Елабугу. Измученная, безработная и одинокая поэтесса 31 августа 1941 покончила с собой.

Генерал-лейтенант царской армии А. Деникин (1872-1947) в первую мировую войну командовал бригадой, дивизией, корпусом; в 1917 году был начальником штаба Верховного главнокомандующего, главнокомандующим Западным и Юго-Западным фронтами. В 1918 году А. Деникин стал главнокомандующим Добровольческой армией, в 1919 году - главкомом вооруженных сил Юга России, а с января 1920 года – "верховным правителем Российского государства". Не находя дальнейшей возможности оставаться во главе армии и назначив генерала Врангеля своим преемником, Деникин с женой и дочерью покидает Россию. Он отвергает предложение безбедного существования в Англии и начинает тяжелую эмигрантскую жизнь. Весь его "капитал" в переводе на английскую валюту составил. около 13 фунтов стерлингов. Дома он ходил в военной одежде, а на улицу надевал военный плащ без погон и кепку. Нелегкая эмигрантская жизнь забрасывает Деникиных в Бельгию, где они прожили с августа 1921-го по май 1922 года, а затем снова переезд — в Венгрию, здесь жизнь была дешевле. Еще в Англии Антон Иванович начал работу над пятитомными "Очерками русской смуты". В середине 1925 года Деникины переезжают в Бельгию, а весной 1926-го — в Париж, ставший к тому времени центром культурной жизни русской эмиграции. Последовали встречи с Иваном Буниным, Александром Куприным, Иваном Шмелевым, Константином Бальмонтом и Мариной Цветаевой. Вся "писательская братия" довольно тепло встретила Деникина. В 1928 году выходит книга "Офицеры", начата работа над "Старой армией", выходит автобиографический "Путь русского офицера", Деникин читает лекции в разных странах Европы. Продолжая оставаться убежденным врагом советской власти, Антон Иванович ведет и большую антибольшевистскую работу, проявив себя незаурядным конспиратором, и принимает участие в издании антибольшевистского журнала "Борьба за Россию". Деникин предупреждал еще в 1933 году, что Гитлер является злейшим врагом России, и предостерегал эмиграцию от ошибочной теории "пораженчества". Суть теории заключалась в иноземном походе с целью освобождения России от ига большевиков. В годы Второй мировой войны он отвергает всякое сотрудничество с немцами, которых продолжал недолюбливать до конца своих дней. После освобождения Франции ситуация для русских эмигрантов складывается не лучшим образом, и 21 ноября 1945 года Деникины покидают Францию и переезжают в США. В начале 1946 года Деникин выступает в Америке с двумя лекциями: "Мировая война и русская военная эмиграция" и "Пути русской эмиграции". По-прежнему у него практически ни копейки за душой. Новая книга "Вторая мировая война, Россия и зарубежье" осталась уже незаконченной. Антон Иванович продолжает выступать с лекциями и работает в нью-йоркской библиотеке, съедая там же на обед свой скромный бутерброд. Начало беспокоить сердце Повторный сердечный приступ 7 августа 1947 года оборвал его жизнь на 75-м году.

Последними словами жене были: "Вот не увижу, как Россия спасется!". После отпевания в Успенском соборе Детройта Деникин был временно погребен с воинскими почестями американской армии на местном кладбище. Почести ему были оказаны как бывшему Главнокомандующему одной из союзных армий Первой мировой войны. Его прах покоился на русском кладбище св. Владимира в местечке Джаксон штата Нью-Джерси. Последним его желанием было, чтобы гроб с его останками был перевезен на родину, когда она сбросит коммунистическое иго Останки генерала Антона Деникина и философа Ивана Ильина были доставлены из Парижа в Москву. Они были захоронены на кладбище Свято-Донского монастыря. М. Деникина подчеркнула, что ее отец "с детства влюбился в Россию и в юности решил бороться за нее. Он боролся оружием, но на чужбине оружие пришлось отложить, и до конца своей жизни он боролся за Россию словом и пером".

Часть 6. Солженицын: «В тоске по гражданскому обществу»

Произведение «Один день Ивана Деникина», напечатанный в 1962 г. В «Новом мире», сделал Солженицына известным, но попытки публиковаться в СССР наталкивались на сопротивление высшего партийного руководителя и Союза писателей, из которого Александра Исаевича в итоге исключили. Писатель отправил открытое письмо исключившим его чиновникам «по литературному ведомству»: «Простите циферблаты! - ваши часы отстали от векаСлепые поводыри слепых!. В эту кризисную пору нашему тяжелобольному обществу вы не способны предложить ничего конструктивного, ничего доброго, а только свою ненависть-бдительность. Расползаются ваши дебелые статьи, вяло шевелится ваше безмыслие»Каково?! А требования: отмены цензуры, полная гласность - как первые шаги к выздоровлению общества! Но чего бояться ему – фронтовику, испытавшему на себе 11 лет лагерей и ссылки? Как чего - да тех же лагерей! Однако распрямился человек. Уверился Александр Исаевич - уготована ему роль не простая, а пророческая. Солженицын убежден: не может быть «социализма с человеческим лицом», система Ленина-Сталина порочна с самого ее рождения. Миллионы узников ГУЛАГа вдохновили Солженицына на подвижнический поступок-создание книги «Архипелаг ГУЛАГ». Напечатанная за рубежом, она попадала в СССР нелегально, в виде меленьких томиков. За чтение, хранение, распространение книги того же Нобелевского лауреата давали «семь плюс пять лет». Но те, кто прочитал ее в первой половине 70-х, не могли вернуться в блаженное состояние неведения. Тысячи писем ученых, рабочих, доярок, солдат, пенсионеров «выразили мнение страны»: «Литературному власовцу» (как теперь именовали Солженицына) не место в СССР!» Нет, никто из авторов писем не читал «ГУЛАГа» и других его книг, но. Запихнув Солженицына в самолет, офицеры КГБ выдворили писателя за пределы Родины. Вскоре его лишили и советского гражданства. Андропов стал широко применять одно из ленинских предложений: в качестве замены высшей меры наказания использовать высылку за границу. Нас будут интересовать взгляды Солженицына. Правда, они неоднократно менялись, и каждый раз с нетерпимостью пророка он отстаивал очередную Истину. В сентябре 1989 года в СССР был опубликован его манифест «Как нам обустроить Россию». В свое работе Солженицын говорит об армии, милиции, судебной системе, большинстве вопросов законодательства, экономики и о профсоюзах. В своем манифесте «Как нам обустроить Россию» Солженицын писал следующее: «Кто из нас теперь не знает наших бед, хотя и покрытых лживой статистикой? Семьдесят лет, влачась за слепородной и злокачественной марксо-ленинской утопией, мы положили на плахи или спустили под откос бездарно проведенной, даже самоистребительной, "Отечественной" войны - треть своего населения. Мы лишились своего былого изобилия, уничтожили класс крестьянства и его селения, мы отшибли самый смысл выращивать хлеб, а землю отучили давать урожаи, да еще заливали ее морями болотами.

Отходами первобытной промышленности мы испакостили окружности городов, отравили реки, озера, рыбу, сегодня уже докончено, губим последнюю воду, воздух и землю, еще и с добавкой атомной смерти, еще и прикупая на хранение радиоактивные отходы с Запада. 7 Разоряя себя для будущих великих захватов под обезумелым руководством, мы вырубили свои богатые леса, выграбили свои несравненные недра, невосполнимое достояние наших правнуков, безжалостно распродали их за границу. Изнурили наших женщин на ломовых неподымных работах, оторвали их от детей, самих детей пустили в болезни, в дикость и в подделку образования. В полной запущи у нас здоровье, и нет лекарств, да даже еду здоровую мы уже забыли, и миллионы без жилья, и беспомощное личное бесправие разлито по всем глубинам страны, - а мы за одно только держимся: чтоб не лишили нас безуемного пьянства. Но так устроен человек, что всю эту бессмыслицу и губление нам посильно сносить хоть и всю нашу жизнь насквозь - а только бы кто не посягнул обидеть, затронуть нашу нацию! Тут - уже нас ничто не удержит в извечном смирении, тут мы с гневной смелостью хватаем камни, палки, пики, ружья и кидаемся на соседей поджигать их дома и убивать. Таков человек: ничто нас не убедит, что наш голод, нищета, ранние смерти, вырождение детей - что какая-то из этих бед первей нашей национальной гордости! И вот почему, берясь предположить какие-то шаги по-нашему выздоровлению и устройству, мы вынуждены начинать не со сверлящих язв, не с изводящих страданий - но с ответа: а как будет с нациями? в каких географических границах мы будем лечиться, или умирать? А уже потом – о лечении». Он предлагает отдельные соображения, не претендующие ни на какую окончательность, а только предоставив почву для обсуждений. Разумное и справедливое построение государственной жизни - задача высокой трудности, и может быть достигнуто только очень постепенно, рядом последовательных приближений и нащупываний. Он считал, что на западные страны надо смотреть глазами не восторженными, а ясно открытыми. Непосильно трудно составлять какую-либо стройную разработку вперед: она, скорее всего, будет содержать больше ошибок, чем достоинств, и с трудом поспевать за реальным ход вещей. Но и вовсе не пытаться тоже нельзя. В основу его работы положены мысли многих русских деятелей разной поры – и, он надеялся, что их соединение сможет послужить плодоносной порослью.

Русское зарубежье предстает перед нами во всем его многообразии. Это наша общая драма и трагедия, не до конца осознанная и раскрытая.

Выдвинутые в исследовательской работе гипотезы нашли свои подтверждение. Судьбы изучаемых исторических личностей, противостоящих господствующему строю и идеологии, трагичны. Потому что постановка перед властью и обществом вопросов вынуждала их отвечать. Недарованная властью, а отвоеванная от нее независимость личности, стоило им дорогого: свободы или жизни.

«Эмиграция»: от фашистских организаций и их лидеров до величайших мастеров слова, сцены, кисти, многие из которых были настоящими великомучениками. Часть посажена в тюрьмы, часть сослана на восток, часть выпущена за границу. Десятки профессоров, писателей по решению коллегии ГПУ были пожизненно высланы из страны на двух пароходах. Идеологическая борьба с инакомыслием: насильная высылка за границу; запрет на выезд для желавших покинуть страну; лишение советского гражданства уехавших добровольно; широкое использование психиатрических лечебниц для изоляции диссидентов; внедрение собственных агентов в диссидентские круги; организованные убийства, «самоубийства», «несчастные случаи» манипуляцией коммунистическая идеология хотела заставить людей оказывать поддержку политическому строю либо не противодействовать ему.

Трагичны оказались судьбы генерала Деникина; певца Ф. Шаляпина; композиторов С. Рахманинова, А. Глазунова, И. Стравинского; писателей и поэтов А. И. Солженицына, И. Бунина, А. Куприна, А. Ремизова, М. Цветаевой, Д. Мережковского, З. Гиппиуса, А. Н. Толстой; балерины А. Павловы; художника К. Коровина, Л. Бакст, И. Билибин, В. Кандинский, Марк Шагал; литератора, художника, историка А. Бенуа; религиозных философов Н. Бердяева, С. Франка, Л. Карсавина, И. Ильина, Л. Шестова, Н. Лосского; ученого С. Н. Виноградского; авиаконструктора И. Сикорского; кораблестроителя В. Юркевича; одного из создателей телевидения В. Зворыкина; Е. Кускова. Оказавшись за границей, они создавали свое творчество, но всегда с мыслями о Родине. Федор Шаляпин восклицал: «Моя мечта неразрывно связана с Россиеймилая моя, родная Россия!» Бунин пишет с грустью и горечью: « Всё моё творчество за границей построено на русском материале. На чужбине я вспоминал Родину, её поля, деревни, природу. У меня был богатый запас наблюдений и воспоминаний о России. Я не мог писать о другом. Я не мог обрести свою вторую Родину здесь». Цветаева живя за пределами России, оставалась истинно русским человеком. На чужбине её съедала тоска по родине, но поэтесса пыталась издеваться над этой тоской, быть гордой. Она прохрипит, как “раненное животное, кем-то раненное в живот»:

«Мне совершенно все равно - где совершенно одинокой быть, по каким камням домой брести с кошелкою базарной».

Последними словами Деникина были: "Вот не увижу, как Россия спасется!»

Миллионы узников ГУЛАГа вдохновили Солженицына на подвижнический поступок-создание книги «Архипелаг ГУЛАГ». За чтение, хранение, распространение книги того же Нобелевского лауреата давали «семь плюс пять лет».

Не все выдержали тяжелые испытания судьбы. Моральное опустошение, отчаяние приводило часто к трагедиям. Многие пополнили армию нищих, голодных и безработных, закончив свою жизнь полузабытые, больные. Очень трудно было найти себе применение представителям интеллигентских профессий.

Русское Зарубежье- это часть русского сердца и разума, как злого, так и благородного. Самое трудное в эмиграции — это остаться самим собой. Солженицын надеялся, что при возвращении на родину, краху коммунизма будет сопутствовать подъем гражданского сознания.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)