Русские народные сказки в кинематографе
Нет ни одного ребенка, да и, наверное, взрослого в нашей стране, который не любил бы русскую народную сказку. Мы с детства слушаем мамины, бабушкины сказки, потом читаем их сами. Из сказок маленький ребенок узнает об окружающем его мире: о явлениях природы, о животных и о том, что хорошо и что плох. Сказка развивает детскую фантазию и воображение.
Сказки радовали, волновали, учили уму-разуму не одно поколение. Сказка передает нам мудрость нашего народа, которая накапливалась веками, сказка учит добру, любви, справедливости, смелости.
Современный человек не мыслит уже свое существование без кинематографа и телевидения. Сегодня мы наблюдаем небывалый расцвет таких жанров, как фантастика, «ужастики». Все это разновидности киносказки. Картины об инопланетянах, роботах, вампирах, динозаврах и прочих диковинках собирают рекордное количество зрителей во всем мире. Электроника, компьютерная графика и другие новинки «сказочной» техники дают возможность удивлять нас невиданными спецэффектами. Но многие не знают, что у истоков всех этих экранных чудес стоял добрый и мудрый сказочник - Александр Роу. Создатели «Звездных войн» без конца «крутили» на монтажных столах фильмы А. Птушко и А. Роу. Что же нам преподносят современные детские фильмы-сказки? На экране нет прекрасных, добрых, поучительных русских народных сказок. В настоящее время режиссеры – современники почти совсем забыли такой жанр, как сказка. Детям все больше нравится смотреть зарубежные фильмы – «фэнтези» или «ужастики».
Экранизация сказок началась в 1938 г. , когда появилась первая киносказка «По щучьему велению». Это была первая работа классика отечественной сказки Александра Роу.
Александр Артурович РОУ родился 8 марта в 1906 году в Сергиевом Посаде (Загорске). Беззаботное детство окончилось для Саши в 10 лет. Отец был ирландцем, приглашенным в Россию как инженер, крупный специалист мукомольной промышленности. Отец Роу вернулся в Ирландию, оставив семью в России. Семья осталась без средств, мать тяжело болела. Саша взвалил на свои хрупкие плечи непосильный груз забот.
Саша торговал сначала спичками, гребешками, которыми его снабжали ремесленники-кустари. Саша окончил семилетку, подкопил денег для дальнейшей учебы. По совету матери, поступил в промышленно-экономический техникум. Но его влекло искусство, и он стал студентом киношколы Б. Чайковского. Потом учился в Драматическом техникуме им. М. Ермоловой.
Александра Роу справедливо называют первым киносказочником страны. Не только потому, что он положил начало жанру игрового фильма-сказки, но и потому, что он всю жизнь оставался верным этому направлению в кино, популяризировал его и совершенствовал.
До него чудеса на экране осуществлялись с помощью рисованной или кукольной мультипликации. Роу первым доверил волшебный сюжет живым актерам. Работал изобретательно. К примеру, вспоминал, как не успели отснять зимние эпизоды - снег растаял: 'Придумали в 'щучье слово' внести новую сцену - 'Обернись, зима лютая, летом красным'. Так вышли из положения с зимней натурой, и картина обогатилась новым трюком - переходом из зимы в лето на глазах у изумленного зрителя'.
Во время съемок 'Василисы Прекрасной' Роу обратился к землякам-умельцам в загорских мастерских игрушек, и те изготовили макет Змея Горыныча 11 метров длиной, 5 метров высотой. Внутри размещалось 20 человек. На съемках лошадь Ивана отказалась приближаться к Змею - настолько тот был страшен.
От фильма к фильму совершенствовалась техническая сторона работы над сказками, увеличивалось количество спецэффектов, огромное внимание уделялось гриму и декорациям.
Он экранизировал, в основном, русский фольклор, народные сказки, их литературные обработки, старался донести не только содержание и «добрым молодцам урок», но и душу сказки, дух и нравственные традиции родной страны. Его картины проникнуты поэзией, оптимизмом, юмором, озорством, в них много музыки и необычных персонажей. Он покорил зрителей многих стран и взял несколько престижных призов.
Александр Артурович Роу был страстный путешественник, объехал со своими фильмами почти всю планету, побывал в 22 странах Африки, где больше всего интересовался самобытным народным творчеством.
В 1968 году Александру Роу было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.
Режиссерские работы А. Роу по мотивам русских народных сказок
1938 — По щучьему велению
В основе сюжета этого фильма лежат четыре русские народные сказки: «По щучьему велению», Царевна Несмеяна», «Плясовая гармонь», «Емеля-дурачок».
1940 — Василиса Прекрасная
Прекрасный, добрый кинофильм по мотивам русской народной сказки «Царевна-Лягушка».
В некотором царстве, в тридесятом государстве задумал отец женить трех своих сыновей. Вышли они в чисто поле, взяли лук и стрелы и решили, куда стрела упадет, там и невесту искать.
1941 — Конёк-Горбунок
В тридесятом царстве жил-был царь. И задумал тот царь взять в жены девицу-красу. А чтобы заполучить ее, послан за ней Иванушку, крестьянского сына. А если не выполнит Иван царского задания, не сносить тогда ему головы. Тут-то и пришел на помощь к Иванушке сказочный и волшебный Конек-Горбунок
1945 — Кащей Бессмертный
Фильм снят по мотивам русских народных сказок. Эта сказка про Марью Моревну, богатыря Никиту Кожемяку и его друга Булата Балагура, которые отправились на битву с Кащеем Бессмертным.
1952 — Майская ночь, или Утопленница
1959 — Марья-искусница
Отставной солдат-барабанщик помогает Иванушке вернуть его маму — Марью-искусницу, похищенную водяным царём Водокрутом Тринадцатым (по мотивам русских народных сказок). Эта сказка о взаимной ответственности членов семьи, о том, как из-за разногласий между ними рвутся родственные связи.
1965 — Морозко
Этот музыкальный, великолепно костюмированный фильм, снят по мотивам русской народной сказки. Жила-была хорошая добрая девушка Настенька. Злая мачеха заставляла её работать, не давая продыху. Однажды она решила избавиться от падчерицы и отправила ту замерзать в зимний лес. В этих же краях жил паренёк Иван. Он полюбил Настеньку, да вот только был он большим хвастуном, потому лесной колдун и превратил его в медведя. И Настеньке, и Ивану пришлось пройти через много испытаний, прежде чем соединить свои судьбы. И помог им в этом добрый волшебник — дедушка Морозко
1968 — Огонь, вода и медные трубы
Есть такая поговорка: «пройти огонь, воду и медные трубы». Это означает — пройти жизненные испытания, набраться ума-разума, повидать в жизни всякое, закалить свою волю. Герой фильма Вася как-то отправился в лес, чтобы жечь уголь. И там, на полянке, ему повстречалась Алёнушка, которая пасла своего козлёнка. Молодые люди влюбились друг в друга с первого взгляда. Но слуги Кащея Бессмертного похитили девушку прямо на глазах у Васи. В поисках возлюбленной Вася в буквальном смысле проходит сквозь огонь и воду. Но труднее всего устоять перед медными трубами, перед сверкающим сиянием славы
1969 — Варвара-краса, длинная коса
Жил да был царь Еремей. Отправился он в годовой поход, чтобы составить опись своего царства-государства. Наклонился он как-то к колодцу напиться, но тут его и схватил подводный царь Чудо — Юдо. Да потребовал выкуп за освобождение — такой, о чем Еремей не ведал и не гадал, что оно есть в его царстве. Царь согласился, еще не зная, что в его отсутствие царица родила ему сына. Фильм рассказывает о том, как несмотря на всевозможные коварства и интриги, Андрей рыбацкий сын и Варвара повстречались и полюбили друг друга, как царю Еремею пришлось краснеть за своего ленивого и глупого наследника, и как в конце концов все закончилось хорошо.
Практическая часть
Мною было проведено анкетирование среди учащихся 3-х классов. Одним из вопросов анкеты был вопрос «Знаете ли вы такие сказки, как «По щучьему велению», «Василиса Прекрасная», «Кащей Бессмертный» и т. д. ?»
Почти 100 % опрошенных смотрели эти сказки, но только 22 % знают, что режиссером этих сказок был А. Роу.
По результатам анкетирования большинство (72%) детей любят сказки и только 20 % предпочли бы посмотреть фильм-сказку, нежели посмотреть мультфильм (61%) или прочитать сказку в книге (19%).
Основываясь на этих результатах, можно сделать вывод, что дети мало знают и смотрят фильмы-сказки. Не знают режиссеров этих сказок.
60 % детей предпочли посмотреть фантастику, 15 % - «ужастик» и только
25 % опрошенных детей сделали бы свой выбор в пользу фильма-сказки.
Изучая, литературу об экранизации сказок в отечественном кинематографе, мы составили список фильмов-сказок с указанием года выпуска и режиссера.
«Садко» 1952 г. Режиссер А. Птушко
Один из шедевров мировой киносказки. Фильм снят по мотивам русского (Онежского) фольклора о новгородском торговом человеке Садко. Был он красив на лицо, душой и телом мужественен и голосом певуч, завораживал слушателей игрой на гуслях. На пиру средь купцов Господина Великого Новгорода посетовал гусляр, будь де у него злато да прочее богатство, то накупил бы товара красного, снарядил бы корабли и поехал бы искать путей к синему морю и далее По далёким морям, по раздолью земли пронес бы он славу Новгорода!
«Ильи Муромец» 1956 г. Режиссер А. Птушко
Это широкоэкранный художественный фильм по мотивам русских народных былин о легендарном богатыре Илье Муромце.
«Снегурочка» 1968 г. Режиссер П. Кадочников
«Снегурочка» — художественный фильм-сказка по одноимённой пьесе А. Н. Островского из цикла «Весенние сказки».
«Аленький цветочек» 1977 г. Режиссер И. Поволоцкая
Кинофильм по мотивам русских народных сказок о красавице и чудовище. Собрался купец с товарами за море и спросил каждую из трех своих дочерей, что им привезти в гостинец. Две старшие попросили вещи материальные, а младшая, Алена захотела цветочек аленький, из-за которого папаня ее чуть было и не пропал. На далеком острове нашел он редкий цветок, да принадлежало то растение чудищу.
«Водяной» 1961 г. С. Сиделов
«Раз, два – горе не беда» 1988 г. Режиссер М. Юзовский
Тридевятое царство ликует. Солдат Иван вернулся с войны, победив страшного дракона. Царь очень доволен. Он наградил Ивана орденом с жемчугами, назначил фельдмаршалом и предложил в жены собственную дочку Марию-Луизу. Но солдат отказался от царской дочери и наград, он хочет вернуться домой, и жениться на Марье, с которой они давно уже уговорились. Царь дико обиделся, и назначил младшего брата Ивана специальным богатырем. И все бы ничего, только оскорбленный царем принц Жан-Жан Заморский объявил войну, прикатив неуязвимое страшилище
«Финист – Ясный сокол» 1975 г. Режиссер Г. Васильев
В стародавние времена жил на Руси простой пахарь, звали его Финистом. Дружил он с соколом. Предупреждал сокол Финиста о всей нечисти стремившейся захватить Русь. Финист оборонял Русь, прогонял иноземных захватчиков. За дружбу с соколом прозвали его люди Финист — Ясный Сокол. Глава нечисти Картаус ( посылает своего прихвостня Кастрюка извести богатыря. Тот заманивает Финиста обманом в подземелье, где заколдовывает и превращает в чудище. Заколдовал с условием, что вновь станет Финист человеком, если полюбит его в облике чудища прекрасная девушка.
«Как Иванушка - дурачок за чудом ходил» 1977 г. режиссер Н. Кошеверова
Музыкальный фильм по мотивам русских народных сказок. Чтобы спасти свою любимую от злого недуга, Иванушка отправляется за тридевять земель, побеждает коварство богатого купца Марко, жульничество Феди-конокрада, недоверие волшебника Лукомора и завоевывает любовь Насти.
«Иван да Марья» 1974 г. Режиссер Б. Рыцарев
О Сказочный фильм по мотивам русских народных сказок. О житье-бытье в царстве невезучего Царя Евстигнея XIII и о государевой службе Ивана — русского солдата. Поспорил царь с солдатом Иваном, как жить правильно
«Мама» 1976 г. Режиссер Э. Бостон
Незатейливый сюжет русской народной сказки «Волк и семеро козлят». Эта сказка о Волке, который обманул козу и выкрал её козлят — в новой и занимательной интерпретации.
Если произвести сравнительный анализ, то можно сделать заключение, что в периоды: с 40 -50 г. г. было снято 4 русские народные сказки;
50-60 г. г. – 5 сказок;
60-70 г. г. -8 сказок;
70-80 г. г. – 6 сказок;
80-90 г. г. – 1 сказка.
С 1998 года не было снято ни одного фильма по мотивам русских народных сказок.
Заключение
Итак, на основе вышесказанного, мы можем сделать заключение о том, что одной из причин того, что современные дети любят смотреть фантастику и 'ужастики' - это отсутствие в прокате классических фильмов-сказок и тот факт, что современные кинорежиссеры перестали снимать сказки.
Еще в 1986 г. Ролан Быков критиковал киностудию детских и юношеских фильмов им. Горького за то, что она практически перестала снимать картины для детей, в том числе и сказки.
Но мы надеемся, что «Сказочный» жанр возродится в России и появятся сценаристы и режиссеры, имеющие желание и способности создавать сказку.
Потому что сказка учит нас, подсказывает, направляет нас на мысль, заставляет нас думать и побуждает принимать правильные решения.
Комментарии