Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Образ колдуна в русском фольклоре и в произведениях писателей первой половины XIX века

Поверья о нечистой силе, колдовстве сыздавна ходили в народе. Описание магических ритуалов, обликов колдунов и ведьм, передавались из уст в уста. Согласно народным представлениям колдуны и ведьмы – реальные люди, живущие обычной жизнью, но при этом владеющие таинственным искусством – колдовать, то есть наводить порчу на людей или избавлять их от нее. Порча наводилась через вещи бытового значения – через посуду, одежду, предметы обихода, которыми пользовалась «жертва». Но основным «орудием» колдовства были заговоры – словесные формулы, с помощью которых передавался своеобразный «импульс», оказывающий влияние на человека. Колдун мог нести как зло, так и добро, однако все же имел отрицательный характер. В народе колдунов уважали и боялись, рассказывали о них страшные истории.

Неотделимая часть колдовского мира – различные потусторонние существа, например, оборотни, проклятые, еретики и покойники. В отличие от колдунов и ведьм это вымышленные персонажи, но религиозные крестьяне верили и боялись их. Оборотень – это человек, превращенный в волка. Им мог быть, как сам колдун, так и заколдованный им человек. Проклятые – это люди, которые в результате проклятья попали под власть нечистой силы. Еретики – это те же колдуны, но несущие людям только зло. О покойниках – оживших мертвецах (зомби) ходили отдельные поверья, обычно это были колдуны, восставшие из могил.

Человек во все времена стремился познать окружающий мир, разгадать тайны природных явлений. Развитие науки способствовало объяснению многих «мистических событий», реализации фантастики. Но далеко не сразу все стало понятно и ясно. Люди чувствовали себя бессильными перед могущественными силами природы, боялись и дивились природным явлениям, поэтому все что им было непонятно, относили к тайной высшей силе.

Восточные славяне считали колдуном человека, который способен нарушать естественные законы природы и действует с помощью помощников, данных ему нечистой силой – дьяволом.

Русский колдун всегда умел быть незаметным среди обычных людей, однако существует ряд признаков, по которым крестьяне узнавали колдуна. В Тульской губернии колдуна и ведьму признавали по наличию двух теней, а в Саратовском уезде человека, говорящего с самим собой вслух, считали колдуном, беседующим с нечистой силой.

Однако в некоторых местностях и легендах колдун значительно отличается от обычных людей и имеет характерные только для него особенности внешности. По описанию крестьян Грязовецкого уезда, Вологодской губернии, «глаза у колдуна пылают хищным огнем, как у кровожадных животных; во рту торчит два длинных зуба, похожих на клыки; ресниц нет, пальцы на ногах и на руках длинные, ногти кривые.

В народе все же существуют общие характеристики колдуна: он обязательно некрасив, даже уродлив, у него необычные глаза, длинная борода. Одеваются колдуны в темные одежды – балахоны, одним из главных атрибутов колдуна, как считает С. Максимов, является длинная палка с железным крючком на конце.

Черты характера колдуна обычно представляются одинаково. Колдун угрюм, молчалив, необщителен, он держится в стороне от людей, говорит часто двусмысленно и таинственно, хвастает своей силой: если ему не угодят – угрожает. Обычно колдун стар и одинок, однако встречаются и исключения – молодые и семейные.

Свою колдовскую, по воззрениям восточных славян, сверхъестественную силу для своего колдовства колдун получает либо наследственно, или преемственно, или по договору с нечистой силой. Обычно колдун «передает» совою силу через прикосновение, например, взяв преемника за руку. Часто колдун получает свою силу с помощью заключения контракта с нечистой силой. Человек, желающий стать колдуном, приносит кровавую жертву высшей силе, съедает часть жертвенного подношения, затем проходит искус и уже после этого заключается договор.

Свой колдовской контракт, по легендам восточных славян, колдун заключает с дьяволом, является дьявол колдуну два раза, по заключению договора и перед смертью колдуна.

Союзники колдуна обычно служители нечистой силы. Это бывают черти, кикиморы, нечистые покойники, коргуруши. Помощники колдуна боятся икон и святой воды, и служат колдуну все время, на которое заключен договор с нечистой силой. Если колдун умирает раньше срока, он продолжает колдовать, возвращаясь в виде оборотня или мертвеца, помощники остаются при нем.

Основные колдовские действия колдуна – превращения, заклинания, ворожба, конкретные (бытовые) – порча, приворот, отворот, лечение.

В каждой местности колдун имеет свою отличительную деталь, однако функции везде одинаковы. Образ колдуна с издавна оброс легендами и мифами, но все же в основном колдун являлся отрицательным персонажем.

Цель моего исследования – раскрыть образ колдуна в фольклоре и в русской литературе первой половины XIX века.

Задачи моего исследования – раскрыть функции колдуна в русских сказках, быличках и бывальщинах; определить роль чародея в повести Н. В. Гоголя «Страшная месть»; отметить, какие формы введения фольклорного материала в канву литературных произведений характерны для названного писателя.

Актуальность исследования обусловлена вечным интересом человека к тайнам мира, к колдовству. Эта тема, несмотря на бурное развитие новых технологий и образования, актуальна и в наше время, так как встречается во многих произведениях русской литературы. Благодаря исследованию смысла и функций данной темы, мы познаем народную культуру и быт.

Образ колдуна в русских сказках, быличках и бывальщинах.

Во все времена в народе ходило много легенд о колдунах, ведьмах и существах потустороннего мира. Такие рассказы называются в фольклористике не сказочной прозой – быличками и бывальщинами, а их герои мифологическими персонажами. Вокруг мифологического персонажа «крутятся» сюжет и содержание быличек и бывальщин. В быличках существует четкая установка на достоверность, то есть рассказ преподносится как реальный случай. Бывальщина отличается более запутанным сюжетом, и в ней уже присутствуют элементы вымысла. Именно в форме быличек и бывальщин народ рассказывал о реальных людях, обладающих магической силой – колдунах и ведьмах.

Мифологические персонажи также встречаются во многих сказках, но здесь их роль иная. Сказка всегда воспринимается как вымысел, а сюжетная линия в ней более «закрученная», и не основывается на одной встрече с мифологическим существом, скорее эта встреча всего лишь часть сюжета. Колдуны и ведьмы в сказках совсем иные, чем в быличках и бывальщинах. Сказочные колдуны и ведьмы – это волшебники, с их великим сказочным могуществом, между тем как колдуны и ведьмы в быличках и бывальщинах реальные люди, умеющие колдовать в бытовом смысле этого слова, например, наводить порчу.

Иногда былички, бывальщины и сказки носят характер анекдота: ловкий обманщик выдает себя за колдуна и, пользуясь доверчивостью людей, обманывает их.

Через рассказы о колдунах и ведьмах мы можем проследить отношение народа к колдовству: уважение и страх перед реальными колдунами, боязнь существ потустороннего мира, отношение к ведьмам и колдунам, как к существам сказочным.

Огромное количество рассказов в народе ходит о мертвецах (покойниках). Вера в сохранение мертвецами способностей живых людей – двигаться, говорить, являться людям из могил, пугать, а так же мстить народу. Эта вера была сильно распространена во всех странах.

Мертвец – существо наполовину потустороннего мира, поэтому внушает страх к себе. Пока труп мертвеца не подвергся окончательному разложению, в него может вернуться душа и оживить к новой деятельности. Такое воззрение, мы можем видеть у египтян. Существует поверье, что после смерти душа доброго человека призвана охранять праведных живых, души же злых людей, особенно колдунов и ведьм, продолжают свое «нечистое» дело. Поэтому существуют легенды о мертвецах «добрых» и «злых».

Обычно в сказках мертвец является злым страшным существом, предвестником беды.

В наше время рассказы чудесного характера о разных сверхъестественных явлениях, существах, о чёрте и встающих из могил покойниках, потеряли свою актуальность. Это происходит с развитием образования, разрушающего мифические представления о природе «вещей». Однако и сегодня встречаются села, где население серьезно относятся к поверьям о колдунах и мертвецах. Причиной такого распространения мифических рассказов является степень религиозности, доверия опыту предкам.

Все меньше веры в поверья осталось в людях. Старые люди, слыша чудесные рассказы, повторяют обычную фразу: «В старину люди простые были, проще нас, оттого и выдели всякие чудеса, а теперь пошел хитрый народ, до всего сам дойти хочет».

Колдун – «антихрист» в повести Н. В. Гоголя «Страшная месть»

Произведение, наиболее ярко демонстрирующее оригинальность художественного стиля письма Н. В. Гоголя – «Страшная месть». Андрей Белый даже считал эту повесть характерным произведением «первой творческой фазы» Гоголя. «Все здесь подано наиярчайшее, нигде нет прописей; все надлежащее быть прочитанным, показано как бы под вуалью приема, единственного в своем роде. Не осознав его, ничего не прочтешь и только ослепнешь от яркости образов. Сила достижений невероятна в «Страшной мести».

В произведении «Страшная месть» мы встречаемся с фантастикой органически вплетенной писателем в реальную жизнь людей. Гоголь подчинял фольклорно-этнографические материалы задаче воплощения духовной сущности, нравственно-психологического облика народа, как положительного героя его приозведения. Волшебно-сказочные элементы отображаются Гоголем не мистически, а согласно народным представлениям, более человечно. Например, русалкам, мертвецам, а так же самому колдуну придаются вполне реальные конкретные человеческие свойства (мертвецы – « все мертвецы потянулись от разных сторон земли грызть его за те муки, что он наносил им», русалки – « уста чудно усмехаются, щеки пылают, очи выманивают душу она сгорела бы от любви, она зацеловала бы»).

Основная патриотическая тема раскрывается в образе украинского народа, а именно в образах Данилы, Катерины, казаков и осуществлена стилевыми средствами народно-героического эпоса. Эти образы, представляющие собой праведных и честных людей, являются положительными. Роль предателя – отрицательного персонажа предоставляется колдуну – отцу. Образ данного героя разрешен писателем в плане романтически ужасного гротеска.

В повести мы сталкиваемся с контрастом двух планов, с одной стороны «целостный», православный народ, с другой – человек, отпавший от коллектива, изменивший вере и своему народу. Так в чем же заключается вина колдуна, отца Катерины?

Обратимся к заметке А. Белого, в которой он описывает то, что называется «приемом» «Страшной мести»:

«Явлению колдуна на пире предшествует рассказ о том, как не приехал на пир отец жены Данилы Бурульбаша, живущего на том берегу Днепра: гости дивятся белому лицу пани Катерины; «но еще больше дивились тому, что не приехал с нею старый отец»

Отец подан при помощи «не».

Есаул Горобец поднимает иконы – благословить молодых: «не богата на них утварь, не горит ни серебро, ни золото, но никакая нечистая сила не посмеет прикоснуться к тому, у кого они в доме»

Таким образом, колдун уже в начале повести подан нам при помощи отрицания «не».

Что же представляет собой колдун-отец?

С самого начала, рисуя такую «показательную изюминку» как использования «не» по отношению к отцу Катерины, Гоголь создает легкие оттенки скрытой иронии. При этом у читателя сразу вызываются негативные эмоции, такие как недоверие и подозрение к отцу, хотя пока не известен тот факт, что он колдун. Гоголевская усмешка преподносится нам в говорящей характеристике показанного коллектива видящего в непонятных действиях чужака «колдовское деяние».

А. Белый хочет разгадать, что же скрывалось за всеми этими необъяснимыми действиями.

«Сомнительно, что «легенда» о преступлениях колдуна не бред расстроенного воображения выродков сгнившего рода, реагирующих на возрождение; мы вправе думать: знаки, писанные «не русскою и не польскою грамотой», писаны по-французски или по-немецки; черная вода – кофе; колдун – вегетарианец; он занимается астрономией и делает всякие опыты»

Таким образом, А. Белый перетолковывает события и факты повести. Однако все факты и события являются частью повествовательной системы и создают религиозно-фантастический характер произведения; они даны не отдельным героем, а автором. А. Белый пытается свести всю «фантастику» повести на нет: таинственные знаки – французские слова, странный черный напиток – кофе, такой подход можно сравнить с методами старших мифологов (например, русского фольклориста прошлого века А. Афанасьева), распознавших в Илье Муромце модификацию бога-громовика, в пиве, которое он пьет, - «старинную метафору дождя».

Вероятнее всего такое толкование фантастических элементов «Страшной мести» не правильно. Гоголь не стремился создать «полностью реалистичное» произведение, писатель намеренно обогащал реализм, достижениями романтизма, создавая в своем творчестве сплав сатиры и лирики.

Главный прием в обрисовке колдуна заключается в системе исключений, элементы, характеризующие образ колдуна принадлежат только ему. Автор дает нам конкретные признаки и характеристики героя.

« Вдруг все лицо его переменилось: нос вырос и наклонился в сторону, вместо карих, запрыгали зеленые очи». На наших глазах колдун отчуждается от народа, принимает нелицеприятный вид. Его новая внешность не похожа на «признанную казачью» (человек с карими глазами свой, зеленые же очи признак нечистой силы). Сразу же видна реакция народа: «Это он! – кричали в толпе, тесно прижимаясь, друг к другу», - люди боятся колдуна.

« Вдруг вошел Катерины отецс заморской люлькой в зубах», у старика «висела сабля с чудными каменьями». Такие вещи опять же отчуждают колдуна от простого народа.

Также прием исключения использован – и в описании фамильного кладбища колдуна, где «гниют его нечистые деды». Совершенно не похоже на обычное «людское» кладбище: «Ни калина не растет меж ними (крестами), ни трава не зеленеет, только месяц греет их».

Образ колдуна не находит место не в одном мире, он не с православными и не с католиками, и тем более его не следует приписывать, как это сделал А. Белый, к инонациональному европейскому миру. Колдун отделен от всех и вся. Это проявляется, например, в еде, колдун питался своеобразным ассортиментом блюд, что удивляло «доброго казака» Данилу: «не захотел выпить меду!», «Горелки даже не пьет». Однако Данила вспоминает, что «католики даже падки до водки, одни только турки не пьют». Старик не есть галушки: «знаю тебе лучше жидовская лапша», - подумал Данила, однако колдун и лапшу отвергает. Также старик не есть свинины, которою отвергают, по мнению Данилы, одни турки и «жиды». Только лемишку с молоком есть колдун, да попивает из фляжки «какую-то черную воду».

Также необычно оружие колдуна. «Висит оружие, но все странное такого не носят, ни турки, ни крымцы, ни ляхи, ни христиане, ни славный народ шведский» - то есть практически, ни один народ. Это свидетельствует о связи колдуна с нечистой, дьявольской силой, подарившей ему такое оружие. Причем колдуна нельзя отнести к «ляхам», с которыми он выступал против Данилы. Скорее всего, это наступление он использовал в личных корыстных целях, чтобы убить Данилу. Колдуна нельзя причислить ни к одной общности.

В повести мы наблюдаем интересный момент, относящийся к особому виду исключения в повести, - осмеяние колдуна другими людьми (либо действительное, либо кажущееся). Функция смеха заключается в том, что осмеянный автоматически становится изгоем, дорога назад в коллектив исчезает. Осмеяние перерастает в преследование, чувство дикого страха, паранойю.

В начале повести Катерина пересказывает слух о колдуне: «Говорят, что он родился таким страшным и никто из детей сызмала не хотел играть с нимкак страшно говорят: будто ему все чудилось, что все смеются над ним. Встретится ли под темный вечер с каким-нибудь человеком, и ему тот час казалось, что он открывает и скалит зубы. И на другой день находили мертвым того человека». То есть колдун уже с детства был отделен от общности.

Впоследствии происходят, похожие ситуации: смех коня, мнимы смех схимника и, наконец, всадника Ивана. Перед колдуном всегда возникает одинаковый образ смеющегося – открытый рот, белеющие зубы. Однако чувство страха преследования нарастает, колдун мечется, возникает страшный образ режущего коня: «Вдруг конь на всем скаку остановился, затворил к нему морду и, чудо, засмеялся! Белые зубы страшно блеснули двумя рядами во мраке! Дико закричал он и заплакал, как иступленный. Ему чудилось, что все со всех сторон бежало ловить его». Дальше ему чудится смех схимника: «Ты смеешься, не говори, я вижу, как раздвинулся рот твой, вот белеют рядами твои старые зубы!. ». В этой сцене колдун убивает своего обидчика, так как старик не в силах преодолеть свои страхи.

Определяя вину колдуна, нужно учитывать две позиции: субъективное мнение отдельных персонажей, а так же позицию повествователя – автора. Для представителей праведного народа, а именно для Данилы, сначала отец Катерины, далее колдун, носитель злой воли, жестокий и хитрый человек: « Отец твой не хочет жить с нами в ладу», «Нет, у него не казацкое сердце». Колдун же для него высшая степень зла, антихрист и грешник: «Знаешь ли, что твой отец антихрист?».

Отношение повествователя к колдуну неоднозначно. В целом автор разделяет позицию положительных героев – народа, что мы можем наблюдать в сцене боя, автор подбадривает казаков: «Коли казак! Гуляй казак!». Несомненно, причиной такой позиции стала близость и благосклонное отношение автору к украинскому быту и казачеству.

В сцене колдовства: «Нечестивый грешник, уже и борода давно поседела, и лицо изрыто морщинами а все еще творит благопротивный умысел», - автор, казалось бы, поддерживает отношение Данилы к колдуну. Однако, когда колдун сидит в подвале, «закованный в железные цепи», автор описывает его чувства, а позже появляется скрытое сравнение грести колдуна с Днепром: «Пусто во всем мире. Уныло шумит Днепр. Грусть залегает в сердце».

Во время сцены колдовства старику показывается незнакомое лицо, которое по непонятным причинам вызывает у него панический страх. Кто это и почему этот человек явился колдуну, мы узнаем лишь из эпилога. Таинственное лицо принадлежит Ивану, мстителю, обиженного дальним предком колдуна. Выясняется, что колдун не безнаказан и не всесилен, на его род наложено божье проклятье, от которого не убежать. Следовательно, колдун получил по заслугам наказание хуже смерти.

Композиция повести построена так, что «завязку» читатель получает лишь в эпилоге произведения. Дочитав повесть до конца, мы понимаем смысл наказания колдуна, старик несет вину его далекого предка Петро, предавшего своего названного брата и убившего его. Мститель, Иван наложил проклятье на весь род Петро, что подвеет нам мысль: а не была, ли «заложена» судьба колдуна заранее?

Вымысел и реальность в повести «Страшная месть» взаимно дополняют друг друга. Мы видим несколько событий, различных по характеру, но органично сочетающимися друг с другом: реальные – смерть Катерины и Данилы, фантастические – месть Ивана колдуну. Само название подсказывает нам тему произведения, однако их связь мы понимаем, только дочитав «Страшную месть» до конца.

Складывая реальные и вымышленные события, сравнивая детали, мы можем увидеть. Что характер вины колдуна может восприниматься с различных сторон.

Заключение

Во всем мире и во все времена люди стремились познать тайны мира. Однако до сих пор, несмотря на развитие новых технологий и образования, в природе остались не постигнутые человеком тайны. В деревнях и сейчас сохранилась вера в колдовство.

Действия колдуна довольно разнообразны, в современном мире мы часто сталкиваемся с гадалками – «разновидностью колдунов». Самыми распространенными и важными действиями колдунов является наведение порчи, вреда человеку. Колдун может наслать порчу одним взглядом или словом, также через прикосновение к жертве или произнесения магических формул.

К колдунам часто обращаются за помощью, дабы снять порчу или нанести, за приворотом. Колдуны также имеют способность ссорить, разъединять людей, сильные – могут не только совершать колдовство, но и исправлять действия. К ним обращаются как к врачам (при тяжелых заболеваниях), рассчитывая на помощь магической силы.

Жилье колдуна находится на месте его смерти – могилы, что свидетельствует о его нечистой силе. Умершие колдуны превращаются в волков, свиней, собак, сорок.

Так как в народе бытовало множество рассказов о колдунах и существах потустороннего мира, поэтому эти образы присутствовали во многих быличках, бывальщинах и сказках.

Н. В Гоголь часто обращался к фольклору. Для своих произведений он собирал предельно близкие к источникам различные народные предания, песни, обряды, бытовые явления.

Обращение к народной поэзии именно со стороны ее фантастического, таинственного и загадочного составляло основу произведений писателя. Оно было созвучно вкусам и образу мыслей Н. В Гоголя. 10 сентября 1831 года Н. В. Гоголь писал Жуковскому: «О, с каким бы я восторгом ловил бы жадным ухом сладчайший нектар из уст ваших, приуготовленный самими богами из многочисленного количества ведьм, чертей и всего любезного нашему сердцу».

Гоголь умело сочетал в своих произведениях реальную действительность и фантастику. Фантастика становилась частью народной жизни людей, неотделимой его частью.

Повесть «Страшная месть» занимает особое место в цикле «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Здесь колдун представляется в ином свете, чем в «веселых» повестях цикла. Однако образ Катерины и Данилы, образ колдуна, колдовские обряды и магические предметы имеют, несомненно, народную основу.

«облако то не облако, то стоит женщина; только из чего она: из воздуха, что ли выткана?. Ах это Катерина!»

Н. В. Гоголь «Страшная месть»

«Крест на могиле зашатался, и тихо поднялся из нее высохший мертвец. Борода до пояса; на пальцах когти длинные, еще длиннее самих пальцевСтрашную муку видно терпел он «Душно мне! Душно! – простонал он диким нечеловечьим голосом»

Н. В. Гоголь «Страшная месть»

Во всем мире и во все времена люди стремились познать тайны мира. Однако до сих пор, несмотря на развитие новых технологий и образования, в природе остались не постигнутые человеком тайны

Люди чувствовали себя бессильными перед могущественными силами природы, боялись и дивились природными явлениям, поэтому все что им было непонятно, относили к тайной высшей силе

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)