Литературное общество Арзамас
1) Арзамас(1815–1818) — название литературного кружка, объединявшего сторонников нового «карамзинского» направления в литературе.
2) «Арзамас» основали П. А. Вяземский, К. Н. Батюшков, Д. Н. Блудов и т. д. А поводом к созданию «Арзамаса» послужила премьера комедии А. А. Шаховского «Урок кокеткам, или Липецкие воды», состоявшаяся в петербургском Малом театре 23 сентября 1815 года. Известный своими выпадами против Карамзина и его молодых сторонников, Шаховский на этот раз высмеял балладника Жуковского. Приобретавшего широкую известность в литературно – читательских кругах. В окружении Жуковского появление «Липецких вод» было воспринято, как объявление открытой войны карамзинистам и вызвало мобилизацию всех «Внутренних резервов» этого лагеря. Для организации отпора «Беседе» было решено создать свое литературное общество, используя мотивы памфлета Л. Н. Блудова «Видение в кой- то ограде, изданное обществом ученых людей», адресованного Шаховскому и его приверженцам. Под видом тучного проезжего, заночевавшего на постоялом дворе в г. Арзамасе Нижнегородской губ. Блудов изобразил автора «Липецких вод», ополчившегося «на кроткого юношу» (Жуковского), «блистающего талантами и успехами». На этом же постоялом дворе памфлетист оказался случайным свидетелем собрания никому не известных молодых людей – любителей словесности. Эти воображаемые арзамасские собрания подали друзьям Жуковского мысль о создании литературного общества «безвестных любителей словесности», названного «Арзамасом».
3) «Арзамас» поставили себе задачей борьбу с устарелыми литературными вкусами и традициями, защитники которых объединялись «Беседой любителей русского слова». Членами «Арзамаса» были как писатели (В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, В. Л. Пушкин, П. А. Вяземский, А. С. Пушкин), так и лица, известные более по своей общественной деятельности (братья А. И. и Н. И. Тургеневы, С. С. Уваров, Блудов и другие). Большинство членов «Арзамаса» еще до его основания были тесно связаны между собой давними дружескими связями и принадлежали к одному поколению столичного дворянства, европейски образованного и в массе либерально настроенного после войны 1812. баллад Жуковского (Жуковский — Светлана, Пушкин — Сверчок и т. д. ).
4) Шутливые арзамасские послания и протоколы и в особенности речи арзамасцев явились живым стимулом к расцвету юмористических жанров русской литературы.
Несмотря на свою внешнюю «несерьезность», «Арзамас» отнюдь не был чисто развлекательным обществом. Члены его вели смелую и решительную борьбу с рутиной, с общественными и литературным консерватизмом, с устаревшими эстетическими принципами, со всем тем, что мешало утверждению новой литературы. На арзамасских заседаниях звучали лучшие произведения А. Пушкина, Жуковского, Батюшкова, Вяземского, В. Л. Пушкина и др. «Арзамас», по верному определению П. А. Вяземского, был школой «литературного товарищества», взаимного литературного обучения. Общество стало центром передовой русской литературы, притягивающим к себе прогрессивно мыслящую молодежь.
5) Творческая биография одного из арзамасцев, его роль в «Арзамасе».
П. А. Вяземский. Годы жизни (1792-1878).
Поэт, критик, мемуарист, переводчик, государственный деятель и просто аристократ, светский человек - он во всём пробовал свои силы, везде оставил глубокий след, ничему не посвятив себя целиком. Первый успех принесли Вяземскому его эпиграммы. «В Москве явилось маленькое чудо,- писал мемуарист Ф. Ф. Вигель. - Несовершеннолетний мальчик Вяземский вокруг выступил вперед и защитником Карамзина от неприятелей, и грозою пачкунов которые, покрывались именем и знаменем его, бесславили их Карамзин, никогда не любил сатир, эпиграмм и вообще литературных ссор, а никак не мог в воспитаннике своем обуздать бранного духа, любовью же к нему возбуждаемого».
Сатирическое дарование Вяземского расцвело в литературном обществе «Арзамас», созданном в 1815 г. Для борьбы с «Беседой любителей русского слова» - прибежищем литературных «староверов». Всем арзамасцам давались имена героев баллад Жуковского. Вяземского прозвали Асмодеем- бесом из баллад «Громобой». Он разил «беседчиков» эпиграммами и пародиями. Жуковский говорил, что на эпиграммах Вяземский съел «целую свору собак». Были широко известны его эпиграммы на сенатора и поэта П. И. Голенищева Кутузова, породил на причти графа Д. И. Хворостова и особенно «поэтический венок Шутовского». Вот эпиграмма, где речь идет о произведениях Шаховского - поэме «Расхищенные шубы» и комедии «Липецкие воды»
«К журнальным благоприятиям» (1830 г. ) Вяземский посетовал, шутя на неблагодарность жертв своего острословия. Он писал и «легкие» стихи во вкусе французских поэтов 18 века - о наслаждениях жизни, о любовных приключениях. «Легкие» стихи отличались радостным настроением, изяществом; в именах и названиях присутствовал античный колорит. В России образцом «легкой поэзии» были стихи Батюшкова. Вяземский подрожал ему.
В традициях Батюшкова и Жуковского написаны и ранние элегии Вяземского. Однако неровности его слога, противоречившие правилам «гармонической точности» нес раз вызывали замечания учителей. Ученик же обычно стоял на своём, отстаивая право «писать как Вяземский». Чаще всего Вяземский обращался к дружеским посланиям в стихах. Этот жанр по природе своей допускал свободные переходы от предметов серьёзных к шутливым, острое слово, неожиданные точные мысли. Последнее Вяземский особенно ценил. В его посланиях звучат бытовые, обиходные словечки, слышатся отголоски веселой «арзамасской галиматьи» приятельских розыгрышей и артистичных нелепостей.
6) В деятельности «Арзамаса» нашли отражение глубокие внутренние перемены и в самой русской жизни и в общественно – литературной обстановке после Отечественной войны 1812 г. В боевых схватках арзамасцев с «покойниками» «Беседы», в насмешках над мертвой схоластикой их писаний. В колких выпадах арзамасских пародий и разящей остроте эпиграмм было нечто большее, чем вражда с уходящим в прошлое литературным направлением. За всем этим скрывались новые понятия о личности, постепенно освобождавшейся из – под власти узкой, сословно – феодальной морали, из - под идейного гнета представлений, выработанных в эпоху абсолютизма. В «Арзамасе» спорили не только о литературе, но и об историческом прошлом и будущих судьбах Росси. Горячо осуждали все то, что мешало общественному прогрессу. Участники общества любили называть свой союз «арзамасским братством», подчеркивая не только организационную общность, но и свое глубокое духовное родство.
7) Враги «Арзамаса» это — члены «Беседы». Были реакционерами и консерваторами в области политики и литературы. В противовес бюрократической торжественности заседаний «Беседы» заседания «Арзамаса» имели характер веселых дружеских сборищ. Название «Арзамас» было взято из пародии Батюшкова; все члены «Арзамаса» наделялись шутливыми прозвищами, заимствованными из баллад Жуковского (Жуковский — Светлана, Пушкин — Сверчок и т. д. ).
8) В 1817 г. Деятельность «Арзамаса» стала затухать. На то были свои причины. В – первых, в 1816 г. , вскоре после смерти Державина, прекратила свое существование «Беседа любителей русского слова» - главного противника «Арзамаса». Во – вторых, среди его членов обнаружились разногласия. Если Жуковский и Блудов хотели сохранить прежнюю литературную и преимущественно игровую направленность общества, то новые члены, в первую очередь Н. И. Тургенев и М. Ф. Орлов жаждали серьёзной деятельности. Но серьёзность решительно противоречила комической сущности «Арзамаса», и в начале1818 г. Он прекратил своё существование.
Комментарии