Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Кумуляция как способ выражения авторской позиции

Всем нам с детства знакомы сказки <<Колобок>>, <<Репка>> и <<Теремок>>. Слушая и повторяя их, дети учатся говорить, сопереживать, удивляться. Повзрослев, мы вдруг замечаем, что любимые, такие простые сказки не так просто устроены. Их основой является прием неоднократного повторения, в них персонажи или действия как бы нанизываются, образуют цепь. Сказки, в основе композиции которых лежит принцип структурообразующего повтора, называются кумулятивными.

Когда я прочитала поэму Н. В. Гоголя <<Мертвые души>>, мне показалось, что в тех главах, где Чичиков посещает помещиков, наблюдается сходство с кумулятивной сказкой. Главный герой, словно колобок, прокатился по усадьбам: у одного купил мертвые души, у другого, а третий раскрыл его аферу, и пришел <<колобку>> конец. В сказках это называется <<веселая катастрофа>>. Но катастрофа, которую показывает Гоголь, совсем не веселая, она заключается в потере людьми самого главного - души, замене ее богатством, иногда доведенным до абсурда. Фольклорный прием кумуляции (повтора), помогает Гоголю создать сатирические образы <<бездушных>> помещиков.

Рассмотрим происхождение слова кумуляция: позднелат. cumulatio - скопление, от лат. cumulo - накапливаю.

В литературоведении - это способ построения композиций хроникальных и многолинейных повествовательных и драматических сюжетов.

В первую очередь, понятие кумуляции рассматривается исследователями в связи с фольклором, жанром сказки.

Сказка - это эпический жанр устного народного творчества: прозаический, устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов. Сказка целевым назначением нужна для подсознательного или сознательного обучения ребёнка в семье правилам и цели жизни, необходимости защиты своего <<ареала>> и достойного отношения к другим общинам.

Фольклорная сказка имеет внутрижанровые разновидности. Среди прочих жанров (волшебные сказки, сказки о животных, легендарные, бытовые сказки и т. д. ) в указателе сказочных сюжетов мирового фольклора, составленного Аарне-Томпсоном, представлены и кумулятивные сказки.

Особенности жанра кумулятивной (цепной, цепочной, цепочечной) сказки

Основной художественный прием состоит, по мнению В. Я. Проппа, <<в каком-либо многократном повторении одних и тех же действий или элементов, пока созданная таким образом цепь не порывается или же не расплетается в обратном убывающем порядке>>. Впрочем, и в этом В. Я. Пропп, по-видимому, не был первооткрывателем: в "многократном повторении одной и той же сюжетной морфемы" видел специфику такого рода сказок и А. И. Никифоров .

Приведем примеры, чтобы было понятно, о каких сказках идет речь: <<Репка>>, <<Колобок>>, <<Теремок>>, <<Петушок и бобовое зернышко>>, <<Разбитое яичко>>, <<Глиняный парень>>, <<Лисичка со скалочкой>>, <<Мена>> и т. п.

Типы кумулятивных сказок

Принципы создания цепи в кумулятивных сказках чрезвычайно разнообразны. Здесь необходимо иметь в виду не только цепь в прямом смысле, но и самые разнообразные формы присоединения, нагромождения или нарастания, которое заканчивается веселой катастрофой. Систематизированные В. Я. Проппом, эти формы построения дают основания для выделения нескольких типов кумулятивных сказок. Приведем примеры:

Сказки с рядом отсылок или насылок.

Сказки с рядом (осуществленных или избегнутых) пожираний.

Сказки с рядом мен или обменов.

Сказки, в которых персонажи напрашиваются в избу или изгоняются из нее (или не пускают в нее) и т. д.

Сюжетно-композиционные особенности кумулятивной сказки

Как считает В. Я. Пропп , кумулятивные сказки не имеют сюжета в точном значении этого слова.

Композиция кумулятивных сказок чрезвычайно проста: она состоит из трех частей: экспозиции, кумуляции и финала.

* В экспозиции, как правило, повествуется о каком-либо незначительном событии: дед сажает репку, баба печет колобок, девушка идет на реку полоскать белье, разбивается яичко и т. п. Событие, о котором говорится в экспозиции, не может быть приравнено к сюжетной завязке, поскольку дальнейшие события из него не вытекают и если и связаны с ним, то лишь формально.

* В основе кумуляции (цепи) лежит принцип случайности и неожиданности; создание цепи может быть мотивировано и внутренне необходимо, как в сказке "Репка", где для достижения цели нужно создать цепочку разных персонажей и соединить их усилия, однако логическая необходимость имеет место далеко не всегда, да она и не требуется по закону жанра (напр. , "Теремок", "Разбитое яичко" и т. п. ).

* Разрастающаяся цепь неизбежно ведет к финалу - положительному ("Репка"), комическому ("Мена", "Лисичка со скалочкой", "Хорошо, да худо") или катастрофическому ("Теремок", "Колобок", "Разбитое яичко").

Контаминация сюжетных цепочек в кумулятивных сказках

При анализе кумулятивных сказок необходимо помнить, что они часто используют не одну, а две или даже несколько цепочек, которые могут строиться по разным принципам. В результате в тексте одной сказки взаимодействуют разные типы кумуляции.

При изучении кумулятивных сказок необходимо помнить, что кумуляция как явление свойственна не только этому жанру. Нередко используют кумуляцию сказки животных, а в волшебных сказках, будучи редуцирована до цепочки в три эпизода, она выступает обязательным композиционным приемом - приемом троекратных повторов, "троичности".

Типы персонажей в кумулятивной сказке

Типы персонажей в кумулятивной сказке выделяются в зависимости от того, какой принцип лежит в основе кумуляции и какую роль играет персонаж в цепочке сказочных событий.

Выделяют четыре основных типа персонажей:

* -тупой болван (прожорливое чудище),

* -дурак (глупый путаник, глупец, чудак),

* -хитрый обманщик (плут, хитрец),

* -хранитель дома, семейного очага

Существует прямая связь между типом персонажа и цепочкой событий кумулятивной сказки.

Тип тупого болвана связан прежде всего с цепочкой пожираний, разрушений; его сюжетные истории - "непрошеные гости" и "подвези меня"; там, где главный персонаж - тупое чудище, он все разоряет, уничтожает, всех поедает.

Тип глупого путаника организует сюжеты, построенные на рядах отсылок, действий невпопад, рассыпающихся цепочек человеческих тел или тел животных, комических ситуаций, смешных катастроф и др. ; там, где главный персонаж - глупый путаник, случается переполох, неразбериха, путаница.

Тип хитрого обманщика реализуется в сюжетах, основанных на ряде мен, честных и нечестных обменов, коварных советов; там, где главный персонаж - хитрый обманщик, происходит цепь обманов.

Тип хранителя дома, семейного очага выступает организующим началом в сказках с разными цепочками, среди которых "отсылки", "непрошеные гости", "приобретения и награды" и др.

Изобразительно выразительные средства кумулятивных сказок

Прозаическая речь отличается ритмической и звуковой организованностью (рифмующиеся имена: <<мышка-норушка>>, <<лягушка-квакушка>>, <<зайчик-побегайчик>>, <<лисичка-сестричка>>, <<волк - зубами щелк>>, <<медведь - давай реветь>> и т. п. ).

<<Словесный наряд>> кумулятивных сказок, форма и стиль их исполнения имеют большое значение. Сюжетно-композиционная кумуляция, как правило, поддерживается в них кумуляцией синтаксической, вызывая постоянные повторы однотипных по строению или даже одинаковых фраз-<<звеньев>>, слагающих цепочку.

Рассмотрим кратко позиции исследователей кумулятивной сказки.

И. Ф. Амроян <<Типология цепевидных структур под кумуляцией понимал такой тип повтора, когда присоединение нового звена происходит при обязательном повторении всех предыдущих звеньев цепи. Он вводит термин <<нанизывание>>.

И. Ф. Амроян выделяет некоторые особенности кумуляции: прямую и обратную кумуляцию, нанизывание, статичные сказки. Интересными нам показались два приема:

* прием <<сбоя>>, резкой смены качественной характеристики персонажа последнего звена - нанизывание персонажей по принципу увеличения размера - от зайца к медведю - в последнем звене неожиданно сменяется "выделением по уму": лиса не велика по размеру, но она - олицетворение хитрости. Именно она и побеждает ловкого, но бесхитростного колобка, который действует по сложившемуся стереотипу поведения. Цепь однотипных ситуаций разрушается введением нового подхода к решению конфликта. Этот прием используется с целью подчеркнуть важность нанизывания персонажей.

* Словотворчество в названиях персонажей, их прозвища и характеристики. Даже когда в набор входят такие популярные в сказках о животных персонажи, как заяц, лиса, волк или медведь, они получают необычные, необщепринятые в сказочном фольклоре характеристики: заяц - на горе увертыш, на поле свертень, лиса - везде поскокиш, на поле краса и тому подобные. Пожалуй, только лиса как основной персонаж сказок о животных изредка сохраняет свое обычное прозвище - лиса Патрикеевна. Однако это редкое исключение только ярче оттеняет названную особенность сказки. Смысл словотворчества в этом случае заключается не в самом названии, ведь персонаж уже назван, а в том, чтобы по-новому увидеть уже известное и найти этому новому словесное соответствие.

А. А. Кретов вводит понятие <<рекурсивная сказка>>,

Автор предлагает продолжить и уточнить начатое В. Я. Проппом, но последовательно не проведенное обозначение структур сказок с помощью формул: a+(a+b)+(a+b+c). - для собственно кумулятивных и а+b+с+. - для цепных или цепочечных. Для развития этих подходов он предлагает классификацию РЕКУРСИВНЫХ сказок, структуры которых основаны на повторении сюжетных морфем.

Термин рекурсивные сказки, (от лат. recurso - бегу назад, спешу обратно, возвращаюсь; ср. термин рекурсивная последовательность - возвратная последовательность, когда в решении какой-либо задачи приходится использовать предшествующие элементы данной последовательности. , а термин "кумулятивные сказки" сохранить за одним из видов.

Классификация рекурсивных сказок:

* Сингулярные ( а + а + а +. ) "Сказка про белого бычка>> * Радиальные (ab+ac+ad. ) <<Грибы>>

* Кумулятивные (a+(a+b)+(a+b+c). ) <<Теремок>>, <<Репка>>, <<Колобок>>

* Кумулятивно-цепочечные <<Смерть петушка>> * Цепочечные ( ab+bc+cd+. ) a+(a+b)+(a+b+c).>>За лапоток - курочку>> * Ступенчатые (а+b+с+. ) <<Глиняный паренек>> * Кольцевые (ab - be - cd - de - ef - fa - AB)

Рекурсивные структуры имеют большую практическую ценность. Они могут применяться в методике преподавания языков, при обучении детей монологической речи, при компьютерном моделировании и автоматическом порождении текстов. Предложенная классификация может послужить основой для упорядочения фольклорного материала на едином - структурном основании и приблизить нас к научному идеалу классификации сказок, намеченному В. Я. Проппом.

Малинов А. В. <<Образ смерти в русской сказке>>

Ссылаясь на труды Проппа, автор отмечает древность кумулятивной сказки, обращается к <<логике>> смерти, как к отражению мифологической картины мира (<<Курочка>>). Кумулятивная сказка растет из себя, как паук выпутывает изнутри липкую нить повествования, каждым словом, каждой буквой приближаясь к разражающейся катастрофой гиперболе - перманентному разрушению мира, достраивающего себя словом и тут же этим словом себя убивающего.

Кумулятивные сказки, населенные по преимуществу животными являются наиболее древними.

Вывод: мы видим, что исследователи сказок, основываясь на трудах ПроппаВ. Я. , приводят новые классификации, но при этом сохраняют понятие кумулятивной сказки, основываясь на ее родовом определении - многократное повторение единиц сюжета.

2. Исследовательская часть

2. 1 Гоголевское понятие <<души>> Авторский замысел тесно связан с названием поэмы - <<Мертвые души>>. Главным словом нужно считать слово <<душа>>. Именно душа волнует Гоголя, глубоко религиозного человека. Своим произведением он словно повторяет слова, произнесенные Герценом:<<Остановитесь, одумайтесь! Знаете ли, куда вы идете? Посмотрите - душа убывает>>.

Интересно мнение Смирновой , которая считает, что <<душа>> в системе гоголевской мысли связана с положительным идеалом. Именно душа - частица высшего, надматериального начала в человеке - означает у Гоголя те внутренние возможности личности, основанные на ощущении братства с другими людьми, которые позволяют ей противостоять господствующему вокруг нее отчуждению. Наличие души выражает у Гоголя полноценность человека. Пассивное же подчинение силе внешних обстоятельств и прежде всего антигуманной морали современного Гоголю общества писатель рассматривает как духовную смерть личности, или смерть души.

Хотя душа у Гоголя как будто и не имеет точек соприкосновения с социальной сферой, категория, с которой она сопряжена в произведениях писателя по принципу взаимоисключения, безусловно к этой сфере принадлежит. Речь идет о главном принципе нарождавшейся в России буржуазности, который Гоголь называл <<приобретением>> (<<Приобретение - вина всего.>> ). Поэтому гоголевскую душу можно определить от противного как антибуржуазное, антимещанское начало в духовном складе личности.

Так, борьба за живую душу - за духовно независимую личность, открытую людям и в то же время способную противостоять любым неблагоприятным обстоятельствам, стала главным пафосом творчества таких писателей наших дней, как Чингиз Айтматов и Валентин Распутин.

Автор <<Мертвых душ>> не только усвоил себе интонации пушкинского Пророка, недвусмысленно обозначившие роль, на которую он претендовал, но и продолжал играть эту роль уже по первоисточнику - той библейской Книге пророка Исайи, откуда заимствовал свои образы Пушкин: Исайя был одним из пророков, предсказавших Вавилону его страшную гибель. (Подобное предсказание исходило и от пророка Иеремии, чей стих <<Горьким словом моим посмеюся>> был начертан на первом надгробии Гоголя).

Библейская символика <<души>> подсказала столь необычную для своей эпохи обложку <<Мертвых душ>>. В самом центре рисунка, над буквой <<э>>, отчетливо различимы простертые крылышки, а ниже - крохотный крестик.

2. 2 Гоголевское понятие <<мертвой>> души

Взаимоисключающую природу души и <<приобретения>> Гоголь ярко демонстрирует на примере тех помещиков, которых посещает в его поэме Чичиков. По мнению Смирновой , привязанность к собственности убивает главное в человеке - привязанность к людям. Богач, накопитель, который фактически занимает важное место в социальной структуре общества, по Гоголю - выпадает из человечества, становится прорехой в нем. Этот процесс был показан еще в первой редакции <<Портрета>>, где намечена схема мертвой души богача-накопителя.

Важно подчеркнуть, что критерием, которым автор <<Мертвых душ>> определяет это оскудение, является связь человека с человечеством. И параллельно с ослаблением человеческих связей возрастает привязанность персонажей к собственности.

Таким образом, гоголевскую <<мертвую>> душу можно определить как буржуазное, приобретательское, накопительское, мещанское начало в духовном складе личности, отделяющее человека от человечества и усиливающее привязанность к собственности.

Деление персонажей по принципу живой или мертвой души представляет собой как бы дополнительную - более широкую - типологию, которая придает собственно гоголевскую окраску каждому из выведенных писателем социальных типов. В большинстве образов гоголевского творчества категория души обнаруживается лишь негативно, но само ее отсутствие играет важнейшую роль в художественной структуре образа.

Гоголь пишет, что ему <<хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь>>. Известно, что свое сочинение Гоголь планировал построить по аналогии с поэмой Данте "Божественная комедия". Это определило и предполагавшуюся трехчастную композицию будущего произведения Гоголя. Творение великого итальянца состоит из трех частей: "Ад", "Чистилище" и "Рай", которым должны были соответствовать задуманные Гоголем три тома "Мертвых душ". Теперь становится понятно, с какого "одного бока" должна была явиться "Русь" в первом томе поэмы. Гоголь стремился показать страшный лик российской действительности, воссоздать "ад" современной русской жизни. К несчастью, "Мертвые души" не были закончены, и лишь но черновым вариантам и наброскам мы можем теперь судить, как хотел художник показать путь духовного очищения и возрождения России.

Используя сатирические приемы, Гоголь создает <<чудовища>>, которые выходят из-под его пера. Даже тон первой дошедшей до нас редакции поэмы значительно более резок и саркастичен, чем в окончательном тексте: <<И в самом деле, каких нет лиц на свете. Что ни рожа, то уж, верно, на другую не похожа <.> А сколько есть таких, которые похожи совсем не на людей. Этот - совершенная собака во фраке.>> и т. д. Таким образом, уже знакомая нам категория мертвой души вошла в гоголевский замысел как нечто привычное и ясное для автора и сразу же заняла в этом замысле центральное место, общая же концепция произведения формировалась много дольше.

В <<Авторской исповеди>> Гоголь пишет, что сила смеха, которого у него << также был запас, поможет ему так ярко изобразить недостатки, что их возненавидит читатель, если бы даже нашел их в себе самом>>[6].

Уже после его выхода в свет поэмы Гоголь писал: "Первая часть, несмотря на все свои несовершенства, главное дело сделала: она поселила во всех отвращение от моих героев и от их ничтожности; она разнесла некоторую мне нужную тоску от самих себя".

Художественный язык обложки <<Мертвых душ>> дает понятие <<мертвой>> души. Первое, что бросается в глаза при взгляде на нее, - это большое количество изображений разнообразных бытовых предметов, среди которых мелькают и жанровые сценки. Здесь нам встретятся бутылки, окруженные рюмками, множество разных рыб на блюдах, воскрешающих в памяти того осетра, которого Собакевич <<доехал>> <<в четверть часа с небольшим>>. Приблизив же рисунок к глазам, мы замечаем, что он посвящен не одним только радостям плоти. В декоративных завитках, окружающих слова <<Мертвыя души>>, неожиданно начинают проглядывать черепа, а между ними - несколько скелетов.

Поэма расчищала дорогу для следующих поколений писателей, силой насмешки поражая бездуховных <<существователей>> и пробуждая в обществе гражданственность, ответственность каждого за свои слова и дела. Многие из недостатков, как человеческих, так и социальных, осмеянных Гоголем, до сих пор еще <<не вывелись из мира>>, так что автор <<Мертвых душ>> и поныне остается нашим нравственным учителем.

2. 3 Образы помещиков

С легкой руки Белинского в литературоведении бытует мнение, что порядок посещения Чичиковым помещиков есть ступени духовного оскудения, омертвения человека. Показ героев строится на последовательном усилении отрицательных черт, свойственных каждому из них. Сам Гоголь говорил об этом: <<Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого: Манилов, Коробочка и так далее до Плюшкина>>. Смена образов все более усиливает духовное оскудение владельцев крепостных душ.

Центральное место в 1 томе занимают пять " портретных" глав (образы помещиков). Эти главы, построены по одинаковому плану: вначале дается описание усадьбы, затем - дома, потом самого владельца дома, далее в описании помещиков следует обед, угощение и предложение Чичикова продать <<мертвые души>>.

Безхозяйственного помещика Манилова (2 гл. ) сменяет мелочная скопидомка Коробочка ( 3гл. ), безалаберного прожигателя жизни Ноздрёва ( 4гл. ) - прижимистый Собакевич ( 5 гл. ). Завершает эту галерею помещиков - Плюшкин - скряга, который довел свое имение и крестьян до полного разорения.

Этот традиционный для нас взгляд во многом обессмысливает поэму. Во-первых, понятие <<мертвый>> не имеет сравнительной степени: нельзя быть <<более>> или <<менее мертвым>>. А во-вторых, это приводит к выводу, что Манилов одухотвореннее Коробочки и куда более душевен, чем Ноздрев или Собакевич. Так ли это? Разумеется, нет. Все маниловское благополучие так же пусто и мертвенно, как тихое скопидомство <<степной помещицы>> или бурная активность Ноздрева.

Показывая духовное оскудение, Гоголь достигает удивительной сжатости и психологической глубины, пластичности в изображении помещиков за счет использования различных художественны приемов:

* Говорящие фамилии;

* речевые характеристики;

* сатирическая и юмористическая тональность;

* деталь ит. д.

Мы рассмотрим такой композиционный прием как кумуляция, который наравне с другими является средством создания образов и выражения авторской позиции.

2. 4 Кумуляция как средство выражения авторской позиции

Прежде чем утверждать, что в поэме <<Мертвые души>> есть сходство с кумулятивной сказкой, рассмотренной нами выше, обратим внимание на некоторые аспекты, выделяемые исследователями, и соотнесем их с произведением Гоголя:

1. В. Я. Пропп выделяет тип сказок с <<рядом мен и обменов>>, что соответствует сюжетной линии поэмы

2. Л. Е. Стрельцова выделяет четыре основных типа персонажей, которые можно соотнести с героями Гоголя: тупой болван - Манилов, дурак - Ноздрев, хитрый обманщик - Собакевич, хранитель дома (в переносном смысле) - Коробочка и Плюшкин.

3. И. Ф. Амроян пишет о приеме <<сбоя>>, характерном для этого вида сказок, таким <<сбоем>>, нарушением логики является Ноздрев, т. к. Чичиков заезжает к нему не по своей воле.

4. Словотворчество в назывании персонажей характерно как для кумулятивных сказок, так и для поэмы Гоголя: в сказке - мышка-норушка, мышка-хвост захлыстень; в поэме - говорящие фамилии помещиков.

5. А. А. Кретов пишет о формулах цепочных или кумулятивных сказок: а+в+с+. , именно такую цепочку выстраивают образы помещиков, дополнительно образуя повторы внутри каждого кольца цепи. При этом иногда повтор (кумуляция) усложняется) и соответствует формуле: а+(а+в) +(а+в+с).

Итак, в поэме Гоголя <<Мертвые души>>, действительно, есть сходство с кумулятивной сказкой. В данной работе мы рассмотрим кумуляцию как особый композиционный принцип, выражающийся в <<многократном повторении одной и той же сюжетной морфемы>> , представляющий собой "последовательное, цепочное соединение сюжетных элементов. Причем каждый последующий элемент значительнее предыдущего".

Для чего же <<многократно повторяются одни и те же действия или элементы, пока созданная таким образом цепь не порывается>>? Зачем это делается? Смысл и цель сказок этого типа при всей неразвитости сюжета - в их педагогической направленности . Сказки с повторами содействуют пониманию и запоминанию. Эту же структуру имеют детские игрушки: пирамидки и матрешки. Сказка целевым назначением нужна для подсознательного или сознательного обучения ребёнка в семье правилам и цели жизни. Гоголь, безусловно, используя кумуляцию на подсознательном уровне, своими неоднократными повторами, словно детей, учит читателей, недаром он берет на себя функцию пушкинского Пророка. Словно кольца пирамидки нанизываются главы о помещиках.

Представить кумуляцию в общем виде можно следующим образом: это цепь из посещаемых Чичиковым помещиков.

Второй уровень кумуляции связан с повторяющимся порядком знакомства Чичикова с помещиками, о котором мы уже упоминали: Усадьба, дом, портрет, обед, продажа мертвых душ. Мы видим повторение пяти точек в каждом звене цепи.

К Усадьба

Портрет

Опираясь на основные точки кумулятивных линий, мы попробуем выделить разные способы создания Гоголем образа <<мертвых>> душ помещиков.

Портрет. <<Зоологические сравнения>> <<Мертвость>> души проявляется в потере человеческого облика. Как отмечает Ю. Манн , <<зоологические сравнения>> не редкость в поэме Гоголя. В. В. Гиппиус пишет: <<Рисунок Гоголя достигает карикатурности, у него еще небывалой, он откровенно рисует не лица, а рожи, причем рожи человеческие переходят в звериные.>> Попробуем рассмотреть данную кумулятивную цепочку, выяснить суть кумуляции.

Манилов

<<. зажмурил глаза, как кот, у которого слегка пощекотали за ушами пальцем >> Коробочка

<<. окно глядело едва ли не в курятник. ; по крайней мере находившийся перед ним узенький дворик весь был наполнен птицами.>> Чичикову сказал на своем странном языке индейский петух <<желаю здравствовать>> (<< Вся птица, как заметно, уж так приучена заботливою хозяйкою, составляет с нею как будто одно семейство и близко подходит к окнам ее дома>> Шевырев)

Ноздрев

<<Ноздрев был среди них (собак) совершенно как отец среди семейства>> Собакевич

<<Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя>>.

<< фрак на нем был совершенно медвежьего цвета>>, <<Медведь! Совершенный медведь!>> Плюшкин

<<Маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда, высунувши из темных нор остренькие морды, насторожа уши и моргая усом.>> <<Прореха на человечестве.>> Вывод: Во всех случаях это не отожествление с животным, не прямое название зоологического признака, а косвенное - с помощью сравнения, описания психологической реакции другого персонажа или же потока деталей и ассоциации.

Кот - петух - собака - медведь - мышь

К - П - С - М - М

Мы наблюдаем возрастающую кумуляцию <<зоологических сравнений>> в описании портретов помещиков, заканчивается все <<катастрофой>>. Безусловно, наблюдается поразительное сходство с кумулятивной сказкой: герои-животные, располагаются по возрастанию величины (по возрастанию дикости животных). Затем наступает <<сбой>>, т. к. последний элемент цепи <<мышь>> - самый маленький по величине, ведет к катастрофе - исчезновению, ведь герой, которого он ассоциирует уже даже и не зверь, и не человек, а просто пустое место - прореха.

Деформация человеческого лица и овеществление

Исчезновение человеческого в человеке наблюдается в замене личности отдельной частью лица или неодушевленным предметом. Конечно, это характерно для гротеска и карикатуры. В ранней редакции можно прочесть: <<Что ни рожа, то уж, верно, на другую не похожа. У кого исправляет должность командира нос, у другого губы, у третьего щеки, распространившие свои владения даже насчет глаз, ушей и самого даже носа, который через то кажется не больше жилетной пуговицы; у этого подбородок такой длинный, что он ежеминутно должен закрывать его платком, чтобы не оплевать>>. В поздней редакции описание различных деформаций в человеческом лице остается, но рассредоточивается, так появляется известное лицо, <<которое называют в общежитьи кувшинным рылом>>.

Манилов

Сахарная голова, <<выражение не только сладкое, но даже приторное>>, <<глаза его делались чрезвычайно сладкими>>, <<в эту приятность было передано сахару>> Коробочка

Коробочка - сама фамилия обозначает предмет, который служит для накопления

Ноздрев

Ноздря. Фамилия обозначает часть лица, носа, что характерно для Гоголя, ведь Нос у него может жить отдельно, иметь должность и т. д.

Собакевич

Медный пятак. <<Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке.>> Деревянная чурка, над которой природа не долго мудрила, <<>>просто рубила со всего плеча: хватила топором раз - вышел нос, хватила в другой - вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза>> Плюшкин

Подбородок - <<подбородок только выступал очень далеко вперед, так что он должен был всякой раз закрывать его платком, чтобы не заплевать>> сахарная голова - коробочка - ноздря - медный пятак - подбородок

Интересно чередование предметов с частями лица, оно объяснимо: у Манилова, Коробочки и Собакевича идет нарастание замены личности предметом в сторону все большего накопления. К Ноздреву Чичиков едет не по своей воле, поэтому его в списке и не должно было быть, этот персонаж из серии <<Вдруг>>, слово <<ноздря>> имело ругательный смысл. Логичен Плюшкин в конце цепочки, ведь перед нами практически описание сказочной Бабы-Яги или самой Смерти. Как известно, Баба-Яга была костяная нога, т. е. была связана с царством мертвых.

Вывод: наблюдается линейная кумуляция, т. е. стойкая, проходящая через все образы потеря человеческого в человеке, характеристика личности заменяется неодушевленным предметом или деформируется до части лица.

Разъединение с людьми.

Одним из важнейших показателей <<живой>> души у Гоголя является связь с людьми, человечеством. Следовательно <<мертвость>> души будет характеризоваться разъединением с людьми. Это происходит при усилении привязанности к собственности, т. е. увеличению богатства. Рассмотрим несколько кумуляций: взаимоотношения с людьми, семья.

Манилов

Дружелюбно встречает Чичикова, хорошего мнения о чиновниках и губернаторе, любит свою жену и детей Фемюстоклюса и Алкида, доверяет Чичикову в деле продажи мертвых душ.

Коробочка

Знает только не слишком богатых соседей, с которыми ведет торговлю (Бобров, Свиньин, Харпакин, Трепакин и т. д. ). Недоверчиво относится к продаже мертвых душ. Вдова без мужа и детей.

Ноздрев

Легко заводит дружбу, но отзывается о всех дурно, Чичикова называет <<фетюком>>, с ним никто не хочет иметь дело, вдовец с двумя детьми.

Собакевич

Настороженно относится к людям, ругает всех, <<такой дурак, какого свет не производил>>, <<первый разбойник в мире>>, <<христопродавцы>>, <<мошенники>>. Жена Феодулия Ивановна.

Плюшкин

Когда-то были жена, две дочери и сын. Жена умерла, старшая дочь сбежала с штабс-ротмистром, вторая дочь умерла, сын определился в полк. <<Одинокая жизнь дала сытую пищу скупости>>. Когда дочь с двумя детьми приехала к нему, ничего ей не дал. С соседями не общался:<<Я давненько не вижу гостей, да, признаться сказать, в них мало вижу проку>>.

М (Ж+Ф+А) - К (-М) - Н (-Ж+2д) - С (Ж-д) - П (-Ж-Д-2в-Д-С)

У Манилова есть любовь к жене и дети, которые даже имеют имена, имеется надежда на продолжение рода. Коробочка - вдова, без детей и продолжения рода. Ноздрев - вдовец, его дети лишь упоминаются, но, мы уже высказали мнение, что это герой-<<сбой>>, ведь Чичиков попадает к нему не по своей воле. Собакевич - при жене, но бездетен. Последний в этом ряду, Плюшкин - человек, окончательно утративший все связи с миром. Гоголь настойчиво подчеркивает полное отъединение Плюшкина от людей. У него фактически нет семьи, так как он сам разорвал связи со своими детьми. Своих детей Плюшкин стал воспринимать как расхитителей своего имущества, не испытывая никакой радости при встрече с ними. Знакомые с ним <<раззнакомились>>, купцы перестали к нему ездить, крестьяне от него бегут. В итоге, он оказывается в полном одиночестве. Скупость Плюшкина доведена Гоголем до своих пределов. Разрыв с человечеством дошел у Плюшкина до такой степени, что нельзя даже понять, к какому полу он принадлежит. Эти люди, теряя человеческие связи, умертвляя душу, не имеют права жить дальше - такой вывод предлагает Гоголь.

Вывод: наблюдается убывающая кумуляция связи с людьми, герои выстроились по принципу убывания дружеского отношения к людям и уменьшения состава семьи и продолжения рода.

Художественное пространство героев

Лотман [9]отмечает, что пространство в <<Мертвых душах>> рассматривается в оппозиции <<направленное>> - <<ненаправленное>>. <<Стремление бесцельно растечься во все стороны и стремление замкнуться в точечной скорлупе одинаково воспринимаются как варианты ненаправленного и, следовательно, неподвижного пространства>>. А неподвижность, отсутствие <<дороги>>, движения к цели есть показатель <<мертвенности>> души. Пространство героев приземленное, <<дорога>> останавливается на них, упираясь в их усадьбы. <<Для того чтобы стать возвышенным, пространство должно быть не только обширным (или безграничным), по и направленным, находящийся в нем должен двигаться к цели. Оно должно быть дорогой.>> Итак, пространство всех героев-помещиков ненаправленное, неподвижное, не зависимо от <<открытости>>, <<безграничности>> или <<огороженности>>.

Манилов

<<Дом господский стоял одиночкой на юру, т. е. на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть>> Коробочка

<<Ворота отперлись. Бричка, въехавши во двор, остановилась перед небольшим домиком. Между тем псы заливались всеми возможными голосами>> Ноздрев

<<Повел гостей осматривать все, что ни было у него в деревне, и в два часа с небольшим показал решительно все.>> Осмотрели конюшню, вышли в поле к границе владений. <<Все, что ни видишь по эту сторону, все это мое, и даже по ту сторону, весь этот лес, который вон синеет. И все, что за лесом, все мое>>.

Собакевич

<<Двор окружен был крепкою и непомерно толстою деревянной решеткой>>.

Плюшкин

<<Каким-то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок>>. <<Ветхая зелень уже покрыла ветхое дерево на ограде и воротах>>. <<В другое время они были заперты наглухо, Ибо в железной петле висел замок-исполин>>.

- М - [К] - -Н- - [С] [П]

Открытость всем ветрам пространства усадьбы Манилова говорит не о познании хозяином этого мира, а скорее, о неорганизованности, неумении создать <<скорлупу>>, поставить <<забор>>, как это сделали Коробочка, Собакевич и Плюшкин, пространство которых съежилось. Гоголь говорит в связи с Плюшкиным: <<Должно сказать, что подобное явление редко попадается на Руси, где всё любит скорее развернуться, нежели съежиться>>. Плюшкин съежился до пустоты - <<прорехи>>. Даже опять дающий <<сбой>> Ноздрев, хвастливо расширяющий границы усадьбы, демонстрирует этим не движение к цели, а основу своего характера: стремление перейти границы приличий, правил игры, любых норм поведения.

Вывод: существует линейная кумуляция пространства героев.

Продажа мертвых душ. Привязанность к собственности. Накопительство.

А. А. Кретов пишет, ссылаясь на Проппа, о существовании формулы в каждой сказке. Для кумулятивной характерна такая формула: a+(a+b)+(a+b+c).

В эту формулу укладываются визиты Чичикова к помещикам и процесс купли-продажи мертвых душ. Для нас элементы формулы будут иметь следующее значение:

* а - процесс продажи мертвых душ;

* в - предложение попутно другого товара;

* с - торг;

* d - проблемы при оформлении бумаг.

Сцены купли-продажи мертвых душ привносят новое в характеристику героев, подчеркивая мертвенность их душ.

Манилов

Продажа душ:

- Я полагаю, это будет хорошо.

-Со своей стороны я передаю их вам безынтересно и купчую беру на себя.

Коробочка

Продажа душ:

-Право, я боюсь на первых-то порах, чтобы как-нибудь не понести убытку.

-Ну да изволь, я готова отдать.

Предложение др. товара:

- Лучше я вам пеньку продам

-Только смотри, отец мой, насчет подрядов-то: если случится муки брать ржаной, или гречневой, или круп, или скотины битой, так уж, пожалуйста, не обидь меня

Ноздрев

Продажа душ (сделка не состоялась - сбой):

- Да зачем они тебе?

- Продать я не хочу.

Предложение др. товара:

-Купи у меня жеребца.

- Ну, купи каурую кобылу.

Собакевич

Продажа душ:

- Извольте, я готов продать.

Предложение др. товара:

- А женского пола не хотите?

- Нет, благодарю.

- Да чтобы не запрашивать с вас лишнего, по сту рублей за штуку!

- По сту!

- Что ж, разве это для вас дорого?

Плюшкин

Продажа душ:

Чичиков тут же изъявил готовность платить подати за всех крестьян, умерших такими несчастными случаями.

- Для удовольствия вашего готов и на убыток.

- Ах, благодетель мой!

Предложение др. товара:

- А не знаете ли вы какого-нибудь вашего приятеля, которому бы понадобились беглые души?

- А у вас есть и беглые?

-Только, батюшка, ради нищеты-то моей, уже дали бы по сорока копеек.

Проблемы при оформлении бумаг:

Чичиков заметил Плюшкину, что ему нужно будет для совершения крепости поехать в город.

- В город? Да как же?. а дом-то как оставить? Ведь у меня народ или вор, или мошенник: в день так оберут, что и кафтана не на чем будет повесить.

Таким образом, складывается кумулятивная формула: a + (a+b) + 0 + (a+b+c) + (a+b+c+d)

M К Н С П

Расшифруем формулу:

Продажа душ + (Продажа душ + Предложение др. товара) + 0+ (Продажа душ + Предложение др. товара + Торг) + (Продажа душ + Предложение др. товара + Торг + Проблемы при оформлении бумаг)

0 - это поездка Чичикова к Ноздреву, т. е. своеобразный сбой, о котором говорил И. Ф. Амроян.

Манилов, меньше всего привязанный к собственности, стоит первым в этой цепочке, у него сохраняются человеческие реакции: ничего не стоящий товар он отдает бесплатно, поступает бескорыстно. Накопительница Коробочка уже совсем не бескорыстна: она пытается извлечь выгоду не только из самой продажи душ, но и предлагает попутный товар. Ноздрев - сбой, он не продает душ вообще, вместо них пытается продать другой товар. Собакевич преследует свои корыстные цели (торгуется, продает души женского пола) и его привязанность к собственности достигает максимальной отметки. Накопительство Плюшкина, последнего в цепи, приводит к разрушению не только хозяйства, но и личности.

Вывод: Накопительство, привязанность к собственности, по мнению Гоголя, приводит к оскудению души. Наблюдается возрастающая кумуляция по этому признаку

Утрата человеческих эмоций. Корысть при продаже мертвых душ:

Манилов

* Манилов выронил тут же чубук с трубкою на пол и как разинул рот, так и остался с разинутым ртом в продолжение нескольких минут

* Манилов сконфузился и смешался

* Совершенно растерялся

Коробочка

* Выпучила глаза

* Старуха задумалась, она видела, что дело, как будто выгодно, да только уж слишком новое да небывалое:

<<Я боюсь на первых порах, чтобы как-нибудь не понести убытку>> Ноздрев

* << А на что тебе?>> * << Продать! Да ведь я знаю тебя, ты же много не дашь за них?>> * <<Не хочешь играть на души?>> Собакевич

* Собакевич слушал все по-прежнему, нагнувши голову, и хоть бы что-нибудь похожее показалось на лице его

* Казалось, в этом теле совсем не было души.

* Не производило решительно никакого потрясения на поверхности.

Плюшкин

* Предложение, казалось, совсем изумило Плюшкина.

* Он вытаращил глаза

* <<Ах, батюшка, ах, благодетель мой! Вот утешили старика!>> - вскрикнул Плюшкин.

Манилов искренно изумился просьбе Чичикова. Коробочка не изумилась, а задумалась о выгоде. Для нее нет разницы между одушевленным и неодушевленным существом. Ноздрев не изумлен - он готов играть на души, преследуя свои корыстные цели. Для него крепостные люди и имущество - равнозначные понятия. Оба являются источниками прожигания жизни. Собакевич не проявил никаких эмоций, <<казалось, в этом теле совсем не было души>>. Он думал только о цене душ. Собакевич лишен каких бы то ни было духовных запросов, далек от мечтательности, философствования и благородных порывов души. Смысл его жизни состоит в насыщении собственного желудка. Изумление Плюшкина противоположно изумлению Манилова, это радостное чувство вызвано корыстными мыслями о выгоде от продажи мертвых душ.

М - К - Н - С - П

Вывод: В данном случае наблюдаем убывающую кумуляцию по признаку проявления естественных человеческих эмоций.

Заключение

Проведенное нами исследование показало, что в поэме <<Мертвые души>> Гоголь, действительно, использует композиционный принцип структурообразующего повтора, заимствованный из древней кумулятивной цепочной сказки. Этот прием, наравне с другими, помогает выразить отношение автора к понятию <<душа>>, показать ее оскудение

1. Кумулятивная сказка носит педагогическую направленность и Н. В. Гоголь учит читателей, как детей, с помощью кумуляционных повторов;

2. Выразить авторскую позицию помогают следующие кумулятивные ряды:

* Зоологические сравнения,

* Деформация человеческого лица и овеществление;

* Разъединение с людьми;

* Художественное пространство;

* Привязанность к собственности;

* Утрата человеческих эмоций

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)