Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Фольклорные источники «Сказки про царя Салтана»

«Пушкина в настоящее время гораздо более хвалят, чем читают и ругают». Вы думаете, что это цитата из современной газетной статьи, посвященной чествованию Александра Сергеевича, ведь в этом году поэту исполнилось 210 лет? Вовсе нет! Эта фраза заимствована мною из статьи критика В. С. Соловьева «Значение поэзии в стихотворениях Пушкина», а написана она в 1889 году по поводу столетнего юбилея поэта. Неужели и тогда, сто десять лет назад, спустя лишь пятьдесят два года с того момента, как прозвучал роковой выстрел, оборвавший жизнь этого гениального человека, его уже читали меньше, чем при жизни? «Нет, любезный критик, - с обидой подумал я, - Пушкина читали, читают и будут читать всегда!» Мне захотелось доказать это, но не критику Соловьеву, а самому себе, моим сверстникам, соседу по парте Коляну, который, конечно, знает: кто такой Пушкин, но уверен, что можно прожить и без него. Колян, разумеется, вырастет и станет Николаем Петровичем, но будет ли нужен ему потом в его взрослой жизни «лиры глас?»Я открыл пушкинский томик наугад и прочел первые, знакомые с младенчества, но совершенно новые, неожиданные и волнующие, наполненные вечной жизнью строки: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет» Лети же и ты, маленький кораблик моего воображения!» Пусть простят меня те, кто будет читать мой труд, что выдержан он не в научном стиле. Но у меня цель несколько иная, поэтому я выбрал стиль научно-популярный, ибо без эмоций, добрых и положительных, мое исследование провести было нельзя. Пушкин интересен; его произведения полны тайн. Читая сказку о Салтане, я задавал себе множество вопросов: почему Гвидон нарекся на чудном острове именно Гвидоном и как его звали раньше; каким образом белочка могла разгрызть золотой орешек, не повредив хрупкий изумруд, что был внутри; и, наконец, кто же такая эта странная Бабариха? Ответ на последний вопрос я попытался найти в своей исследовательской работе.

. Кем же является загадочная баба Бабариха из «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина? Первоначально обратимся к фольклорным источникам, которыми пользовался поэт.

Основой замысла послужила сказка любимой нянюшки Арины Родионовны, дважды (несколько в разных редакциях) записанная Александром Сергеевичем в Михайловском в рабочих тетрадях. Эту версию мы прочли во 2-ом томе пушкинского собрания сочинений в примечаниях С. А. Фомичева. По поводу того, кем является таинственная баба Бабариха можно выдвинуть несколько предположений:

одна из родственниц со стороны трех сестер, но не мать, а по совместительству сваха;

мать ткачихи, поварихи, и, стало быть, мать самой жены Салтана;

родная мать ткачихи, поварихи, но мачеха царской избранницы;

мать Салтана, вдовствующая царица;

мачеха Салтана, вдовствующая царица.

Как сам автор объясняет, кто такая баба Бабариха? Обратимся первоначально к пушкинским строчкам:

А царевич хоть и злится,

Но жалеет он очей

Старой бабушки своей;

Он над ней жужжит, кружится –

Прямо на нос к ней садится,

Нос ужалил богатырь:

На носу вскочил волдырь

Значит, Бабариха - бабка Гвидона. Но с чьей стороны?

2. 1. В качестве основы для своей сказки Пушкин использовал фольклорные источники, в частности, сказку «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды». Обратимся к ней. Может быть, она поможет нам найти ответ?

Здесь никакой Бабарихи нет. В роли «вредителей» выступают две старшие сестрицы, позавидовавшие младшенькой. Дескать, удачно вышла замуж, а мы, более практичные и сметливые, могли бы лучше за царством-государством присматривать. Из родителей царевича Ивана фигурирует лишь царь-отец, (видимо, матушки-царицы уже нет в живых). Он, кстати, дал Ивану согласие на брак с младшей из трех сестер. Наверное, именно она приглянулась родителю.

Обратимся к другой русской сказке с подобным сюжетом и системой персонажей. Это «Чудесные сыновья». Купец, имевший двух дочерей на выданье, рассылает афишки по всему государству: «Кто из царевичей возьмет замуж его младшую дочь, тому она родит троих сыновей – по колена в серебре, по грудь в золоте, во лбу светел месяц, по бокам часты звезды». Купец – человек расчетливый, знает, из чего можно извлечь выгоду. Любопытно, что такой «рекламы» для другой дочери отец не сделал. Видимо, нелюбимой она была. После женитьбы Ивана-королевича на младшей сестрице, та родила ему чудесных сыновей, что, в частности, наряду со столь удачным замужеством (из купчих – в королевны!) вызывает черную зависть старшей сестры. Тем более что, видимо, не зря существует в народе примета, что, если младшая из сестер выйдет замуж раньше старшей, последняя останется девкой-вековухой. Помните пословицу: «Нет злее осенней мухи и девки-вековухи?» Видимо, есть причина, по которой девка с такой горькой судьбиной становится «кусачей». Лиходейка в сказке действует не одна. Но о родителях королевича в сказке нет ни слова, скорее всего, он уже самостоятельно правит своим тридесятым королевством. Но, тогда, почему он до сих пор королевич, а не король? Здесь появляется персонаж, схожий с Бабарихой. Это подкупленная бабка, которая обращает младенца в голубя, а потом отпускает в «чисто поле», объявляя королевичу: «Твоя жена родила котенка!» Но злодейка не родственница королевича, не родня она и купеческим дочкам. Она старая колдунья, которую подкупила старшая сестрица. Кстати, именно в этой сказке рожденный сын обращается сначала в муху, затем в комара и жалит родную тетку-злыдню в нос.

Третья сказка, схожая с нашей, называется «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре». В царстве-государстве у царя с царицей есть три дочери. Далее события переносят нас на вечеринку к «бабушке-задворенке», где на «беседушке» сестры мечтают о замужестве. Как и Салтан, Иван-царевич подслушал девичье воркование, и, соответственно, выбрал себе в жены меньшую царевну, по имени Марфа. Оба новоиспеченных супруга получают благословенье и от родителей Ивана, и от родителей невесты. Однако цесаревич потом (целый год или даже два!) живет в доме у тестя. Странно, может быть, кто-то нашептал его родителям что-то нелестное о избраннице сына и ее родителях? Возвращается домой царевич только после кончины царя и царицы. Так как трон пустовать не должен. Прямо скажем, нечисто в этом государстве. Бабкой-повитушкой здесь становится Баба Яга, которая и вершит свои темные дела. О сестрах в сказке больше не упоминается. А вот Баба Яга явно метит на роль царицы, причем, имеет на Ивана влияние, ибо он легко поддается на ее уговоры не навещать новое царство: «Иван-царевич хотел было ехать – посмотреть, да Баба Яга не пустила; вот, молвила, невидаль! У меня в лесу у старого дуба восемь таких молодцов: у всех по колена ноги в золоте, по локти руки в серебре, по косицам часты мелки звездочки!»Думается, Баба Яга из этой сказки не была столь старой и уродливой. Просто завистливая и сварливая ворожейка, которой хотелось замуж за Ивана. «Ягать» - «ругаться, браниться». Кроме того, в сказке ясно сказано: «Баба Яга живет у царевича», а не в родном дремучем лесу. Но и в этом первоисточнике ничего нет про бабу Бабариху. Может быть, объяснение того, кто она такая, стоит искать у самого Александра Сергеевича? По мнению М. Азадовского, ряд деталей и образов Пушкин заимствует также из сборника Кирши Данилова: баба-бабариха, пятигорские черкесы, царевна Лебедь. Кем же являлась эта «бабариха» в легендарном сборнике? «Дурень неразумнои бабинъ тожебы ты слово нетакжебы молвилъ атыбы молвилъ будь врагъ проклятъ именемъ господнимъ вовеки вековъ аминь чертибъ убежали тебебы дурню денги достались место кладу доброты баба баба бабариха мать лукерья сестра чернава», - эти строки из сборника Кирши Данилова. Перевод находим у В. Г. Белинского: «Пришедши дурень домой-то, плачет, голосом воет; а мать бранити, жена пеняти, сестра-то также: «Ты глупой дурень, неразумной бабин!»». «Добро ты, баба, баба Бабариха, мать Лукерья, сестра Чернава! Потом я дурень, таким не буду», - рассуждает дурак и все-равно совершает очередную оплошность, за которую расплачивается собственной жизнью. «Не все дуракам удается в русских сказках; иным в них приходится очень дорого расплачиваться за глупость», - делает вывод В. Г. Белинский. Значит, у Кирши Данилова Бабариха – мать дурня. В словаре устарелых, диалектных и других малопонятных слов, встечающихся в сборнике Кирши Данилова находим толкование сочетания слов баба Бабариха. Бабариха – баба (шуточно). То есть, истинная баба, баба вдвойне, или баба, которой слишком много?

2. 2. В пушкинской сказке ясно сказано, что Бабариха – сватья. Посмотрим, как дается объяснение этого слова в словарях. В толковом словаре С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой говорится, что сватья – мать одного из супругов по отношению к родителям или родственникам другого супруга. У Т. О. Ефремовой в современном толковом словаре русского языка находим: «Сватья – мать или родственница одного из супругов по отношению к родителям или родственникам другого». Стало быть, Бабарихе вовсе необязательно быть матерью царя или царицы, чтобы именоваться сватьей. Здесь же указано и второе толкование: «Сватья – то же, что сваха». Кстати, на русском севере до сих пор сваху именуют именно сватьей. То есть, Бабариха, вообще, может быть просто бабой-свахой, и по совместительству, какой-никакой родней для трех сестриц. Вполне возможно, что три девицы-красавицы сели прясть поздно вечерком именно у Бабарихи, и именно она научила своих любимиц, старших сестер, чем именно можно покорить государя. Конечно же, государственным умом и практичностью! Да и царь оказался на окраине своего государства не просто так. Уж не сваха ли Бабариха подсказала ему? Сходи, мол, посмотри, послушай. Есть у хитрой бабы на примете две девушки, и умницы, и красавицы, а уж какие мастерицы! Что еще нужно, чтобы обогатить государственную казну, ведь одна «на весь мир способна наткать полотна», а другая накормить все государство! Но тут внезапно вслух стала мечтать и младшая сестра, видимо, считавшаяся «белой вороной». Она то и нарушила планы свахи. Тут есть на кого и за что осерчать!

Но почему царь вынужден искать себе жену в собственном государстве, да еще среди простолюдинок? У Пушкина есть объяснение: «В те поры война была». Некогда было Салтану искать себе суженую в других странах, да и, судя по всему, жил он с соседями немирно. Кроме того, видимо, Салтан уже «не мальчик, но муж», не зря же его именуют еще и батюшкой, ведь юного правителя так не нарекут. А наследника у него до сих пор нет. Погибнет государь в очередном бою, кто останется на престоле? Вспомним, что на следующий день после свадьбы Салтан простился с молодой женой и стремительно отбыл на войну. Сразу после очного знакомства и предложения быть царицей, следует приказ, а не просьба: «И роди богатыря мне к исходу сентября». Вот так-то.

Если Бабариха, действительно, сваха, то самовольный выбор царя – удар по ее профессиональной чести. «Я докажу тебе, что ты был не прав в своем выборе», – злится она и придумывает байку о том, что родился у Салтана не долгожданный богатырь, а «неведома зверушка». Дескать, выбрал бы ты, царь, мою невесту, родился бы у тебя здоровый наследник, а теперь пожинай плоды собственной неразумности с такой-то женой. Поэтому и не жалко бабусе ни царицу, ни царевича-малютку, которых безжалостно обрекли на смерть в морской пучине. Тем более что бабушкой может быть названа любая женщина соответствующего возраста, о чем тоже говорится в любом словаре. Если считать, что Бабариха - особа нецарского происхождения, то вполне очевидно, что среди простого люда ее именовали именно так. Кроме того, в толковом словаре живого великорусского языка В. Даля дается следующее толкование: «Баба – замужняя женщина низших сословий, особенно после первых лет, когда она уже была молодкою, молодицею, или вдова». В пользу простого происхождения Бабарихи говорит и толкование имени-прозвища, втреченное нами в том же словаре. «Бабариха - шуточн. Баба, женка, женщина».

2. 3. Но с другой стороны, у поэта ясно написано: «Но жалеет он (Гвидон) очей старой бабушки своей». [6] Значит, Бабариха может быть простолюдинкой, но родственницей царевича. Стало быть, она является матерью новоиспеченной царицы, ткачихи и поварихи. Не стоит оставлять без внимания тот факт, что на любое творение автор накладывает отпечаток собственной судьбы. Произведение создано в период сватовства и женитьбы самого Пушкина, а будущая жена, как-никак, одна из первых красавиц столицы. У маменьки Натальи Гончаровой были на выданье еще две дочери. Есть над чем призадуматься. Явное сходство с персонажами сказки вполне очевидно. Бабариха очень напоминает маменьку Натальи, будущей супруги поэта, Гончарову Наталью Ивановну, урожденную Загряжскую. Знакомство поэта с его будущей тещей произошло в 1829 году, когда поэт, влюбившийся в ее дочь, через Ф. И. Толстого был введен в московский дом Гончаровых. Отношения А. С. Пушкина и Н. И. Гончаровой были натянутыми из-за сомнений последней в политической благонадежности Пушкина, из-за ее материальных претензий, светских предрассудков и, позднее, из-за прямого вмешательства тещи в семейную жизнь Пушкина. Это вызвало отъезд семьи Пушкина из Москвы в середине мая 1831 года и разрыв поэта со старшей Гончаровой. Со временем конфликт уладился, но мнение А. С. Пушкина о Наталии Ивановне по существу осталось неизменным. А сама Наталья, будущая супруга поэта, очень напоминает третью девицу-пряху из сказки. Когда маленькой Наташе минуло восемь лет, все стали обращать внимание на редкое, классически-античное совершенство черт ее лица и шутливо пугали мать - саму замечательно красивую женщину, - что дочь со временем затмит ее красоту и от женихов отбоя не будет. Суровая Наталья Ивановна в ответ говорила: «Слишком уж тиха, ни одной провинности! В тихом омуте черти водятся!» Может быть, это была, своего рода, ревность стареющей красавицы к своей расцветающей дочери? Ведь Бабариху тоже не порадовало внезапное увлечение Салтана скромницей-пряхой? А тот влюбился, стремительно и быстро, как мальчик. Наверное, девица была прекрасна так, что «ни в сказке сказать, ни пером описать».

Гончаровы владели обширнейшими имениями, управлять которыми Наталье Ивановне, когда-то блиставшей при дворе императрицы Елизаветы Алексеевны, было тяжело. Ее супруг был не в состоянии ей помочь - в результате ушиба головы после падения с лошади Николай Афанасьевич Гончаров страдал помутнением рассудка. Как напоминает все это ситуацию в Салтановом царстве-государстве, где Бабариха тоже пытается всегда быть правящей силой, «блистать», исключая возможность присутствия во власти мужчины, так как тот «неразумен еще», да к тому же, править то, фактически, некому: Салтан постоянно находится за пределами страны, ведь он воюет! Таковы сказочные передряги у царева трона. В реальности же мать юной Натали, и так не отличавшаяся мягким нравом, после несчастья с мужем, стала истеричной и даже жестокой к детям. Сестры Гончаровы боялись матери и не решались вымолвить слова в ее присутствии, она же могла запросто отхлестать дочерей по щекам. Но, несмотря на все свои недостатки, детей Наталия Ивановна любила. Бабариха, как персонаж литературный, очень близка реальной Наталье Ивановне.

Кроме того есть еще один примечательный факт в истории взаимоотношений Пушкина со своей будущей женой, о котором он, как и положено истинному мужчине, умалчивал. Наверное, многих из читателей сказки изумил тот факт, что женой царя может стать простолюдинка, то есть, девица-бесприданница. А ведь все разворачивающиеся в сказке события напрямую связаны со сватовством и свадьбой самого Александра Сергеевича на красавице Наталье Гончаровой, ведь она тожебыла бесприданницей!

Поэт изо всех сил старался устроить свои денежные дела, что в конечном итоге позволило обеспечить приданое невесте - дело в свадебной традиции нечастое. Наконец в начале апреля 1830 года согласие матери Гончаровой было завоевано. Никогда позднее ни словом, ни намеком Пушкин не давал понять ни жене своей, ни кому-либо еще из близких, что женился на бесприданнице. А для молоденькой Наташи ее жених, а затем и супруг, всегда был тем человеком, о котором принято говорить « царь и бог». Еще в детстве она старательно записывала полюбившиеся ей стихи поэта в свою тетрадь, не догадываясь, наверное, о том, что станет когда-то его законной и горячо любимой супругой, не ведая еще, сколь много он сделает для нее. Скорее всего, царица молодая тоже смотрела на своего Салтана очами, «полными любви». Салтан со своей избранницей и Пушкин с Натальей Николаевной в данном случае просто неразличимы. Государю-батюшке Салтану было приблизительно столько же лет, что и сватающемуся к Гончаровой в 1830 году Пушкину, тридцать с небольшим. Возраст Натали не отличался от приблизительного возраста самой младшей из трех девиц, что «пряли поздно вечерком» в ожидании суженого. Но, вернемся вновь к нашей Бабарихе. Если эта странная особа – родная мать трех сестер, непонятно, откуда у родной матери столько ненависти к родной, пусть не самой любимой дочери, и к маленькому внуку? Все-таки, своя кровь. А, может, и не своя?

2. 4. Тогда напрашивается предположение о том, что Бабариха – родная мать ткачихе и поварихе и неродная, то есть, мачеха, молодой царской жене. Тогда понятна и объяснима ее ненависть по отношению к несчастным. Хотела пристроить собственных деток, но не получилось. Кстати, нигде в пушкинской сказке мы не встретим обращения к Бабарихе как к теще или к свекрови. Свекровью названа в финале лишь мать Гвидонова по отношению к царевне Лебедь. Это очень странно. И все же, неужели баба Бабариха – мачеха царицы? Подобное отношение мачехи к падчерице, обскакавшей родных дочек, мы встречаем во многих фольклорных источниках. Это история Хаврошечки, Машеньки из сказки «Чернушка», стариковой дочери из «Морозко». Мачеху, мечтающую о счастье для родной дочери и несчастье для падчерицы, мы встречаем в сказках «Баба Яга», «Падчерица и мачеха», в «Сказке о двух сестрах» и многих других. Бабариха, похоже, тоже стремится протолкнуть к трону именно своих родных дочерей. Но у Пушкина написано следующее: «Слуги, сватья и сестра с криком ловят комара».

2. 5. Значит, Бабариха – сватья. Но по отношению к кому? Сватами именуют также родителей своих названных детей, крестников, крестные отец и мать. Если предположить, что наш Салтан имеет сватьей Бабариху именно потому, что он крестный отец? Если у твоего чада крестный отец – царь, несомненно, это очень хорошо. Дитя под доброй защитой, ибо перед Богом его представляет не простой смертный, а сам государь! Но, если Бабариха – сватья Салтану, то есть, последний является крестным для сестер, он не имеет права брать кого-либо из них в жены, ибо это преступление перед Богом. Значит, Бабариха - сватья сестер царицы. Если она одновременно родная бабушка Гвидона, то кем же ей еще быть, как не матерью царя Салтана? Какие факты говорят нам в пользу того, что Бабариха – старая царица? Во-первых, она мастерица плести дворцовые интриги. Вспомним историю с подметным письмом. Простой бабе до этого не додуматься. Да и кто же позволит ей сделать это? Гонец, убоявшись гнева злой старухи, побоялся ей перечить, да и напился он потом со страха. Очевидно, что Бабариха во дворце имеет больший вес, чем молодая жена, и гонец повинуется воле первой. Почему же царь не доискался правды, когда вернулся домой? Ведь пытался же он найти того, кто ослушался царского указа и бросил царицу с приплодом в море? И испуганный гонец, и бояре не смогли признаться, что это дело рук его матери, очевидно, найден был «виноватый стрелочник», скорее всего, он и был наказан. И кто писал подметную грамоту? Естественно, не ткачиха с поварихой. Они, темные, грамотой не владели. Но кто-то, на кого своей волей надавила Бабариха. Подлинное письмо было написано от лица молодой царицы, продиктовано ей с радостью и любовью, дескать, «сына бог нам дал с аршин». Аршин – старинная русская мера длины, равная 0,71 м! Царица выполнила обещанное, конечно же, не стоит забывать про Божью помощь. Есть, чем восхищаться и гордиться. А второе письмо не похоже на любовное. Это, скорее, официальный доклад некоего очень важного человека о состоянии дел в государстве. Написано оно от третьего лица: «Родила царица (она) в ночь» Значит, письмо, якобы, написано влиятельным человеком, которому доверяет царь, (хотя депешу сочиняла Бабариха и знала, от чьего лица она должна быть составлена) и который, между Салтаном и Бабарихой выбирает последнюю, стало быть, боится ее больше, чем действующего царя. А значит, Бабариха – царица. Не следует забывать, что особа эта живет во дворце, туда же забирает своих любимиц, двух сестриц-неудачниц. Кто бы позволил это простой бабе? Ей, как персоне государственной, не до «розовой» чепухи, что «цветет» у Салтана в голове. Решил он по любви жениться! Тут о державе радеть надо, а ткачиха с поварихой – девицы практичные, тоже мыслят масштабно, что Бабарихе очень нравится. Одна страждет прославить державу ткачеством и обогатить ее этим. Другая предлагает прославиться при помощи поварского мастерства. Бабариха была жесткой правительницей, и старшие сестры напоминают ей себя в молодости. За что она и любит их. А сам Салтан, по ее мнению, мямля, видимо, весь в покойного отца. Какое наследство он получил от почившего родителя? Страна находится в состоянии войны со всеми соседями. Почему? Видимо, бывшего царя не считали за сильного властителя, заставляющего прислушиваться к себе, уважать его державу. Государством правила вздорная баба Бабариха. Уж не по ее ли вине держава в ссоре со всеми соседями? Вспомним реакцию гостей-купцов, посещавших Салтана и рассказавших ему о чудесах на острове Гвидона. После ответа Бабарихи о том, что есть «чудеса почудесней вашей ерунды», они реагируют следующим образом:

Гости умные молчат,

Спорить с нею (Бабарихой) не хотят.

Молчат, потому что дурная слава о сварливой и вздорной старухе-царице идет далеко за пределы царства, тут и до войны рукой подать. А если учесть, что она царица, то перечить ее воле – лишиться головы.

Бабариха действует исходя из интересов государства. Сын ослушался ее воли и привел в дом неугодную мамаше невестку. Она привыкла управлять отпрыском, по привычке забывая, что последний уже не царевич, а царь. Вчерашний мальчик уже вырос и даже оброс бородой. Сам царь ей, как маменьке, уступает до последнего. Терпению повзрослевшего сына приходит конец:

Тут уж царь не утерпел,

Снарядить он флот велел.

А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой

Не хотят царя пустить

Чудный остров навестить.

Но Салтан им не внимает

И как раз их унимает:

«Что я? Царь или дитя?-

Говорит он не шутя –

Нынче ж еду!» - Тут он топнул,

(совсем, как в детстве, когда, видимо, хотел напомнить маменьке, кто он)

Вышел вон и дверью хлопнул.

Тут Бабариха должна была понять, что сын вырос и более управлять и править за него у матери не получится. Любопытен и тот факт, что Пушкин ни слова не говорит о родительском благословении Салтана и его избранницы на брак:

Царь недолго собирался:

В тот же вечер обвенчался.

Царь Салтан за пир честной

Сел с царицей молодой

А где же родительское благословение? Среди гостей нет лиц, напоминающих радостных родителей. «Собрать, срядить есть кому, благословить некому», - говорят в народе о сироте, вступающей в брак. Либо брачующиеся – сироты, (хотя бы один из них) либо родители не рады выбору своих чад, следовательно, на брак их не благословили. В случае молодой жены это не обосновано. Кто из простого люда не мечтает о том, чтобы его дитя породнилось с царем? Значит, против этого родительница царя? Ведь, если Салтан не царевич, а царь, отца его уже нет в живых, а благословение должна дать маменька. Напомним, что, когда Гвидон надумал жениться, он ведет свою избранницу «скорей к милой матушке своей»:

Князь ей в ноги, умоляя:

«Государыня родная!

Выбрал я жену себе,

Дочь послушную тебе.

Просим оба разрешенья,

Твоего благословенья:

Ты детей благослови

Жить в совете и любви[6]

Если же обратить внимание на дату, когда должен был появиться на свет будущий царевич Гвидон, и отсчитать положенные девять месяцев, получаем предполагаемое время сватовства Салтана. Это конец декабря.

Обратимся к русским свадебным обрядам. С 20 января, начала зимнего мясоеда, до самой масленицы у христиан было принято засылать сватов и играть свадьбы, именно тогда начиналась пора свадебных недель, с 20 по 31 января. К кому сваты не пришли, кто не выбрал невесту, начинали беспокоиться, то есть, теряли надежду до масленицы сыграть свадьбу. Салтана время торопит, вернее, военное положение его отечества. Масленица в разные годы проходит в период с февраля по март. Значит, за январь он должен не только определиться с выбором невесты и жены, но и получить надежду на рождение будущего наследника! Но царь решает сделать это еще до традиционной свадебной поры. А именно в декабре. Сроки не просто поджимают царя-батюшку, они заставляют его форсировать события. С 24 декабря по 6 января – колядки, 18 – крещенские гадания, в эту ночь незамужние девушки гадают о суженом. Это время строгого поста. В сочельник нельзя венчаться! Стало быть, у Салтана катастрофически мало времени, чтобы найти жену от Бога и мать будущего наследника! Если царевич родился в конце сентября, то венчаться царь с царицею должны были все-таки в декабре! Набожен ли царь Салтан? В отличие от описания чудо-острова Гвидона, где всюду поблескивают маковки церквей и льется колокольный малиновый звон, в Салтановом государстве таких упоминаний не встречается. Конечно, не до этого Салтану: война идет. Тут не до церемоний. Прослеживается явное сходство его имени с тюркским «султан». В арабском языке это имя (Салтан) означает «властитель». Но мы понимаем, что он все-же православный царь. А как же запрет на венчание во время святок? Интересно отметить, что в Православной Церкви венчание не разрешается в Великом посте, начиная с Сыропустной недели до вторника Светлой седьмицы, то есть - в Светлую среду уже можно. Также, разрешается приходским священникам венчать в дни со 26 декабря до 4 января без специального разрешения архиерея. Значит, венчание могло свершиться именно в эти сроки. Любопытно, что в цензурной рукописи писец, переписывая этот текст, заменил сентябрь на «исход октября». Пушкин исправил – «сентября» - почему-то это ему принципиально важно. Исследователи обычно истолковывают эту реплику царя Салтана как «шутливую». Но герои сказки относятся к «исходу сентября» вполне серьезно: царь поспешил в своем решении и, соответственно, «в тот же вечер обвенчался».

     Это единственное место пушкинской сказки, которое вызвало недовольство высочайшего цензора – Николая 1, отчеркнувшего приведенные стихи: подобное «обещанье» показалось ему непонятным и неприличным. Но для Пушкина был важен именно этот срок венчания. Все дело в святочном настроении.

Русские святки были «многофункциональным» праздником, воплощавшим разные уровни «праздничного» поведения. Они, при всей исходной «святости», издавна считались временем наибольшего разгула инфернальной («нечистой») силы, - временем «светлым» и одновременно опасным. Они оказывались на «календарном» рубеже «старого» (уходящего) и «нового» (нарождающегося) - и осознавались временем, когда можно узнать (и даже разом переменить) свою судьбу. Именно поэтому для Пушкина так важен был тот факт, что Салтан женился в декабре! Царь ждал чуда, способного все изменить. Должен был родиться новый государь, с которого начнется новая жизнь старого несчастливого государства. По Божьей милости в истерзанном войной и внутренней смутой Салтановом отечестве появляется новорожденный Гвидон. А каким он оказался правителем, мы уже знаем. Его остров – своеобразный рай, где нет нищих, сирых и убогих, а всюду царит благоденствие: «изоб нет, одни палаты». В чудесном граде - мир и благодать, а войны не было и не будет. Как устал от этой военной жизни сам Салтан! Вокруг него - тайные интриги и измена. Не случайно он обещает купцам навестить дивный остров только в одном случае. Он говорит:

Если только жив я буду,

Чудный остров навещу.

Эту фразу он повторяет не единожды, а трижды! Царь не сомневается, что будет убит, уж если не на войне, то в собственном дворце!

Вернемся к обряду венчания. Можно сделать вывод, что венчание проходило с разрешения церкви и, стало быть, рождение наследника должно свершиться по Божьей воле. Против события только кто-то, кто должен благословить на брак. А именно - родитель или родительница.

Может, Бабариха, отправляя с гонцом весточку о рождении «неведомой зверушки», давала понять строптивцу, каково вступать в брак вопреки родительской воле, минуя родительское благословение? Бог, мол, не Ерошка, видит немножко.

2. 6. А если предположить, что Бабариха – мачеха Салтана? Тогда и о благословении царь долго думать не станет. Пусть строптивая мачеха поартачится, а пасынку некогда, его ждут на войне.

Эту гипотезу подтверждает одна из записей народных сказок, сделанная самим Александром Сергеевичем. Она начинается так: «Некоторый царь задумал жениться, но не нашел по своему нраву никого. Подслушал он однажды разговор трех сестер». После скорой женитьбы на младшей сестрице речи о двух других вообще не идет, а козни против царицы строит мачеха царя, которая, завидуя своей невестке, решила ее погубить. Баба Бабариха действует подобным образом. Дальнейшее содержание сказки во многом совпадает с пушкинской. Есть, за что ненавидеть молодуху: быстро родила наследника, бывшей царице пришлось уступить место на троне. Своих детей, очевидно, вдовствующая правительница так и не завела. Вероятно, во второй раз отец Салтана вступил в брак уже немолодым, и скоро умер, оставив только одного наследника, Салтана. Положение у Бабарихи довольно шаткое. Она у власти, пока не появится новая царица, то есть, пока царь холост. Бабариха лишает Салтана даже привилегии вдовства. Поскольку «пропал без вести» и «убит» - юридически различные вещи. Второй раз жениться государь уже не может, ибо нет доказательств, что первая жена мертва. Значит, он вынужден быть неженатым! Именно мачехе это может быть выгодно. «Салтан не является родной кровинушкой, чего его жалеть, пусть помрет без наследника, а я буду править государством на правах полноправной царицы»! - думает злодейка.

Почему же она поначалу хотела женить Салтана на простолюдинках? Видимо, сама была из безродных, потому и осталась бабой Бабарихой. В ее имени звучит грубоватый простенький суффикс –иха-, который многое может поведать о происхождении Бабарихи. Мы понимаем, что Бабариха, ткачиха, повариха - одного поля ягоды. «Будешь есть на злате-серебре, только слушайся во всем меня!» – так, на наш взгляд, могла поучать Бабариха свою будущую невестку-чернавку. А если эта невестушка - особа царских голубых кровей, то с ней договориться труднее. Если представить, что она, как истинная цесаревна, никогда не уснет на горошине, спрятанной под несколькими перинами, никогда она не уступит и Бабарихе. Очевидно, покойный царь-батюшка, женился тоже по любви, а не из государственных соображений. Салтан весь в него! Сердцем думает, а не разумом государственного мужа, когда суженую выбирает. Но Салтан, в отличие от папеньки, видит государственную пригодность своей будущей жены. Это рождение (по любви) здорового наследника! Если вернуться к предыстории, вернее, к истории предшественника Салтана, его избранница, не взирая на свое бабье происхождение, оказалась сметливой и быстро подчинила все своей воле. Очевидно, что и красавицей была - «кровь с молоком», да и только! Есть от чего потерять голову царю-старику.

Может, именно таким образом Бабариха стала царицей? Когда ее злодеяния оказались разоблаченными, и все встало на свои места, она вместе с ткачихой и поварихой решила повиниться, чтобы не потерять «теплое местечко». Вот трутни то все трое! Лучше бухнуться в ноги и повиниться сердобольным царю и новой царице, авось, простят. Но все же, стоит ли прощать такое преступление, можно ли понадеяться на «русский авось»? Если это преступление перед властью, то возможно, простить попытку убийства царицы и царевича нельзя, иначе, как отреагирует народ на такое попустительство? Тут и до бунта, «бессмысленного и безобразного», недалеко. Но если в дело вмешивается Бог, тут другой случай. Баба Бабариха может быть крестной бабкой Гвидона! Может, поэтому он смягчился, когда ужалил ее, глупую, в нос, ибо та «не ведает, что творит». Гвидон был крещеным, подтверждение есть в самом тексте. Гвидон, оказавшись на острове, в поисках пищи для себя и матери решает изготовить лук:

Со креста снурок шелковый

Натянул на лук дубовый.

Стало быть, с Гвидоном был проведен обряд крещения. Так как только в завершение этого обряда возлагается на крещаемого нательный крестик, который будет служить видимым знаком его веры в Господа Иисуса Христа. Обряд не может проводиться без воспреемников, то есть тех, кто будет представлять младенца Богу (крестных). Мать может снова войти в церковь только на сороковой день после рождения ребенка, после того, как над ней будет прочитана очистительная молитва. Царица, следовательно, при обряде отсутствовала. Значит, Бабариха могла стать участницей данного таинства. (Да и повивальной бабкой она тоже вполне могла быть, ведь принимал же кто-то роды у молодой государыни). Быть крестным - не только почетно, но и очень ответственно. Не случайно на Руси всегда глубоко чтили и уважали своих крестных родителей, по-церковному именуемых восприемниками (в смысле восприятия человека от купели Крещения). На наш взгляд, это событие и могло послужить условием для прощения провинившихся лиходеек. Наверное, признаваясь во всем, эта троица во главе с Бабарихой в качестве козыря для смягчения сердец царских упомянула именно это важное событие.

Итак, Бабариха – мачеха Салтана. Именно этой последней версии мы склонны придерживаться.

. Заканчивая свою работу, я вдруг осознал, что не смогу остаться равнодушным к любому несправедливому замечанию по поводу неактуальности Пушкина, не смогу более остановиться, не отыскав ответ на очередную пушкинскую загадку. Вот и Светлана Владимировна уже заинтриговала меня, поведав, что есть у Александра Сергеевича фантастическая модель мироустройства, зашифрованная в нескольких произведениях. Но это еще слишком для меня сложное заданиеДо свидания, Бабариха! Здравствуй, «племя младое, незнакомое»! Приветствую вас, жду с нетерпением встречи «на неведомых дорожках», чудесные «неведомые звери»! Здравствуйте, милый Александр Сергеевич, я не прощаюсь с Вами, я Вас люблю

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)