Развлечения  ->  Социальные сети  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Что такое счастье

СЧАСТЬЕ (со-частье, доля, пай) ср. рок, судьба, часть и участь, доля. Случайность, желанная неожиданность, талан, удача, успех, спорина в деле, не по расчету. Благоденствие, благополучие, земное блаженство, желанная насущная жизнь, без горя, смут, тревоги; покой и довольство; вообще, все желанное, все то, что покоит и доводит человека, по убежденьям, вкусам и привычкам его. - кому, удаваться, спорить, везти, таланить.

Кому счастье (кто счастлив) в игре, тому несчастье (тот несчастлив) в женитьбе. Эко счастье: два гриба на ложку, третий к стеблу пристал! Кому счастье, кому ненастье. На счастье, на авось, наудачу. На счастье мужик и хлеб сеет. Жить в счастии, во времени, благоденствовать. Счастье в нас, а не вкруг да около. Домашнее счастье, совет да любовь. Лады, в семье, большое счастье! Даст Бог здоровья, даст и счастья. Счастье мать, счастье мачеха, счастье бешеный волк. Со счастьем на клад набредешь, без счастья и гриба не найдешь. Счастье, что вешнее вёдро (ненадежно). Счастье - что палка: о двух концах. Счастье дороже богатырства. Счастье дороже ума, богатства и пр. В схватке, счастье великое дело. Ныне про татарское счастье только в сказках слыхать. Счастье велико, да ума мало. Дураку везде счастье. Счастье со счастьем сойдется, и то без ума не разминется. Счастье с несчастьем смешалось - ничего не осталось. Глупому счастье, умному Бог дает. Сегодня счастье, завтра счастье - помилуй Бог, а ум-то где? Не то счастье, о чем во сне бредишь, а вот то счастье, на чем сидишь да едешь. Не родись ни умен, ни красив, а родись счастлив. Не родись ни хорош, ни пригож, родись счастлив. Счастливому и промеж пальцев вязнет. Счастливому (богатому) не что деется: живет да греется. Счастливить кого, осчастливить, делать счастливым, наделять счастьем, чем-либо желанным. Жизнь мою счастливят дети. Ему счастливит во всем, в торговле, в картах.

Такое наше счастье, что на мосту с чашкой. Всякому свое счастье; в чужое счастье не заедешь.

Если бы счастье можно было купить, кто бы смог заплатить за него полную цену?

Американская пословица

СЧАСТЬЕ

В самом общем смысле счастье- это высшее состояние радости, чувство упоения от обретения желанного предмета, восторженная, глубокая удовольтворённость от того, что цель достигнута.

Поскольку желания и цели у людей различны, то и счастье каждый понимает по-своему как удачу, наслаждение, богатство, почёт и т. д. Таковы наиболее часто встречающиеся определения счастья.

Представители древнегреческого направления эвдемонизм (от греч. eudaimonia;дословно - «судьба человека, находящегося под покровительством богов») считали счастье, блаженство высшей целью человеческой жизни. Русское слово «счастье» имеет своим корнем «часть», что помимо прочего означает «судьба», «удел». Счастье поначалу и понималось как милость высших сил. Быть счастливым-значило быть удачливым, приобщенным к судьбе. Таково и одно из популярных толкований понятия «счастье» - удача, счастливый случай. Однако такое понимание означает, что счастье никак не зависит от воли человека.

Трудно согласиться и с распространённым мнением, будто бы счастье есть наслаждение или достаток. Как показывает жизненный опыт, и наслаждение и достаток могут быть как у тех, кто считает себя счастливым, так и у тех, кто ощущает себя несчастным. Значит, хотя и трудно чувствовать себя счастливым, не получая наслаждения или не будучи обеспеченным, следует признать, что не наслаждение и не богатство сами по себе являются условием или содержанием счастья, а что-то другое.

Счастье-состояние удовлетворения, но не мимолетное, а длительное, продолжительное во времени удовлетворение от пережитого. Счастье есть ощущение полноты удовольтворённости жизнью в единстве её разных сторон, жизнью как образом жизни, и в этом смысле-жизнью в целом. Это качественная характеристика счастья. Удовлетворенность уместно отличать от довольства, поскольку в довольстве проявляется обособленность «счастливца» от окружающих. Счастье как полное удовлетворение жизнью в целом предполагает не только желанность этого состояния для всех, но и универсальность этого состояния: испытывая счастье, инвид понимает, что каждый достойный человек на его месте был бы счастлив.

Представители стоицизма-направления античной философии-считали, что в счастье человек как бы беспечен. Он не беспокоится о преходящем, ибо ставит себя выше переменчивости обстоятельств, игры случая и легкомыслия фортуны. Он не боится потерять то, чем обладает, поскольку видит своё богатство не во внешних благах, а во внутреннем спокойствии и возвышенности духа. Одно из основных понятий этики стоицизма (Древняя Греция,III в. до н. э. ) - апатия (от греч. Apatheia- бесстрастие),т. е. полная свобода души от страстей и аффектов. Мудрец должен следовать бесстрастию природы, он предан разуму, его высказывания правильны и беспристрастны; он не возмутим. Стоический идеал счастья - это не просто беспристрастие, но и отрешенность от земных чувств. В принципе апатии получил завершение другой античный идеал счастья-атараксия (от греч. ataraxia-невозмутимость), согласно которому высшей ценностью является душевное спокойствие и безмятежность.

Иными словами, мудрец свободен от страстей, свободен в главном: он не страшится смерти и смертельных страданий, даже когда речь идёт о нём самом.

Всем известно, что есть философское понятие «счастье», но нет философского понятия «несчастье». Философы спорят о том, что понимать под счастливой жизнью, как её достичь и что необходимо человеку, чтобы противостоять неизбежным в жизни каждого страданиям. Ведь если счастьем называть то, что человек обретает благодаря своим усилиям, то несчастья, будь то огорчения, боль, мучения, приходят вопреки желанию человека. Как счастье нельзя свести к отдельному случаю, так и несчастье люди отличают от неудачи, «невезухи», нереализованного шанса и т. д. Более того, хотя в обыденной речи несчастьем называют горе, беду или чрезмерные страдания, действительное несчастье заключается не в этом. Несчастье трагично, оно состоит в невозможности (объективной или субъективной) человека реализовать себя, т. е. осуществить или обрести то, к чему он предназначен как человек вообще, или как гражданин, или как личность, потенциально способная к созиданию и творчеству.

Счастливой жизни нет, есть только счастливые дни.

Андре Терье

Описание слагаемых счастья

ЗДОРОВЬЕ

Что такое здоровье? Состояние организма, когда нет болезни? Интервал между болезнями? Наша медицинская практика, пожалуй, считает так: « если нет болезни, значит, человек здоров».

Здоровье – пока это чисто качественное понятие границ нормы: нормальные температура, содержание сахара в крови, кровяное давление, кислотность желудочного сока и т. д.

Подход к понятию здоровье должен быть количественным. Количество здоровья можно определить как сумму резервных мощностей основных функциональных систем организма. Резервные мощности организма нужны для того, чтобы дольше жить и сохранить возможность получать от жизни удовольствие: работать в полную силу, постараться заслужить уважение окружающих.

Отсутствие здоровья снижает уровень душевного комфорт. Значит, здоровье ценно тем, что составляет непременное условие эффективной деятельности человека, благодаря которой достигается счастье.

Здоровье человека во многом зависит от его иммунной системы и психики, потому что они воздействуют на регуляторы жизненных функций организма.

Здоровье - прежде всего личное дело каждого. Органы здравоохранения , медицина с её лечебными и оздоровительными мероприятиями не могут повысить уровень здоровья взрослого человека, потому что для этого нужна его воля. Для этого чтобы быть здоровым в современных условиях, нужны нагрузки и ограничения. Без них и спокойным людям хватает ресурсов лет до сорока, а неспокойными того меньше.

ОБРАЗОВАНИЕ.

Важнейшим, неотъемлемым условием становления человека является образование-процесс приобщения к культуре, процесс приобретения знаний. Именно с помощью образования от поколения к поколению передаются опыт, навыки, нормы поведения, моральные ценности.

Основная цель образования - подготовить человека для работы в различных сферах жизнедеятельности государства, приобщить его к культуре данного общества. Еще недавно стремление создать «гармонически развитую личность» обусловливало программы с определённым набором предметов, как в школе, так и в системе дополнительного образования. Ребенок должен был уметь читать, писать, считать, петь, плясать, быстро бегать и прыгать, быть политически грамотным, морально устойчивым и пр. Именно такой образ «разносторонне развитого человека» стремилась придать школа детям, подросткам, юношам и девушкам.

Развитие общества в будущем возможно только на основе повышения его интеллектуального потенциала, поэтому система образования должна быть такой, которая была бы способна подготовить специалистов, владеющих новыми социальными, экономическими, призводственными технологиями, умеющих реализовывать их.

При этом важнейшее значение имеют интенсификация самого процесса обучения, изменение его методов, компьютеризация всех видов образования. Сильные позиции в области образования позволяют государству выйти на передовой уровень и в других сферах.

Полученное образование является важным фактором, определяющим не только профессиональную карьеру и социальный статус, но в значительной мере будущую жизнь человека.

Счастье есть идеал не разума, а воображения.

ВНЕШНИЙ ОБЛИК.

Каждому знакома пословица- «По одёжке встречают, по уму провожают». И как любая пословица, она содержит более глубокий смысл, чем тот, что лежит на поверхности. Пословица имеет в виду не просто одежду как таковую. А многие внешние качества, черты человека, совокупность которых создаёт определённое впечатление о нём и составляет содержание того, что мы называем внешним обликом.

Внешние качества человека можно условно подразделить на две группы. В первую группу входят физические данные - рост, телосложение, цвет волос и глаз, форма носа, овал лица и т. п.

Сюда же относят примерный возраст человека, состояние его здоровья вообще и на данный момент, в частности. Далее, всегда бросаются в глаза физические дефекты и особые приметы - родимые пятна, шрамы и т. п. Затем, характеризуя внешний облик человека, обычно отмечают, насколько он соответствует общепринятым представлениям о людях данного возраста, профессии и т. д. Затем, характеризуя внешний облик человека, обычно отмечают, насколько он соответствует общепринятым представлениям о людях данного возраста, профессии и т. д.

Вторая группа признаков внешнего облика человека проявляется в его отношении к самому себе и в способах его поведения на людях. Здесь сперва отмечают особенности одежды. Затем уже оценивают походку, осанку, жесты и мимику, манеру обращаться к людям, произносить слова, смеяться и т. д. На основе этих впечатлений возникают суждения об уровне общей культуры человека, его образованности и воспитания, о его эстетическом вкусе; постепенно складывается представление о том, насколько внешний облик соответствует внутренним качествам человека.

Наконец, по штрихам, характеризующим поведение, внимательный наблюдатель может сделать выводы о психологическом состоянии человека в тот или иной момент-понять, спокоен он или взволнован, чувствует себя свободно или испытывает стеснение, уверен в себе или нет. Так начинает складываться суждение о характере человека и его жизненной позиции.

Из сочетания всех этих признаков составляется сначала общее впечатление о человеке как о представителе определённой социальной группы (включая национальную принадлежность, пол, возраст и т. п. ); затем это впечатление индивидуализируется применительно данной личности. В итоге внешний облик играет существенную роль в формировании общественной оценки человека-того, что называют «репутацией в обществе».

Во все исторические эпохи внешний облик человека был связан с образом жизни того общества, представителем которого он являлся. Поэтому в разные времена складывались различные представления о том, какой внешности облик и какой способ поведения наиболее соответствует общественным требованиям. Создавался общественный идеал, образец внешнего облика, к которому следует стремиться. Этот идеал формировался под влиянием господствовавших в данную эпоху философских и эстетических взглядов, на н6его ориентировались системы воспитания и образования, он отражался в произведениях искусства, в моде, правилах поведения. Если, например, для античного грека идеалом служил человек здоровый и независимый, то это сказывалось и на покрое его легкой, свободной одежды, и проявлялось в непринуждённой манере поведения. А типичного британца времён расцвета Империи, идеалом которого была упорядоченность, строгая организованность жизни, мы представляем себе не иначе, как застёгнутым на все пуговицы, в цилиндре и перчатках, зонтиком-тростью в руке.

Таким образом, всегда, в разных странах и слоях общества, люди, так или иначе, заботились о том впечатлении, которое они производят на окружающих,- о своём внешнем облике. При этом мотивы могли быть прямо противоположными: в одних случаях человек стремился ничем не выделяться среди окружающих, «быть, как все», в других, наоборот, старался, как можно больше отличаться от большинства людей, привлекать к себе внимание, «бросаться в глаза». Человек, абсолютно равнодушный к своей репутации в обществе, всегда был исключением из общих правил. Чаще всего такие исключения встречаются в научной среде. Обычно общество снисходительно прощает им странности во внешнем облике и поведении, называя их «смешными», «нелепыми», и рассказывая про них анекдоты.

Вопрос о том, насколько серьёзно следует относиться к своему внешнему облику, порой очень обострялся в морально-этическом плане.

В белизне уйма оттенков. Счастье, как и весна, каждый раз меняет свой облик.

ЛЮБОВЬ.

Из всех человеческих страстей самая глубинная, всеохватывающая, безусловно, любовь. Ею одухотворена вся основа нашего бытия, сила её не знает ни границ времени, ни границ пространства, это чувство человека вечно и неизменно.

Любовь- это такое состояние человека, при котором он ощущает всю полноту своего существования. Без гармоничного единства этих начал в человеке подлинная любовь невозможна. В реальной жизни такая полнота предполагает соединение двоих - мужчины и женщины.

Природа человеческой любви.

Во взаимоотношениях двух людей любовь есть беспричинное и часто неосознаваемое стремление к объединению. Любовь нередко возникает «как-то вдруг», «с первого взгляда», в буквальном смысле нечаянно, т. е. неожиданно. Её появление не зависит от воли и сознания человека, он не может себя заставить кого-то полюбить. Любовь «сама приходит». Она настолько властна над влюбленными, что это даёт повод сравнивать её с некоторого рода помешательством. Иногда любовь уподобляется огню, буквально обжигающему человека. Ее огненное воздействие оставляет в душе человека след, который сохраняется навсегда, даже если само чувство любви давно ослабло или исчезло. Несмотря на то, что любят друг друга земные люди, природа любви имеет, скорее всего, сверхчеловеческие истоки. Проявляется это в том, что сила любви побуждает людей к совершенству поступков и созданию творений, которые человек в обычном состоянии сделать, не способен.

Чувство любви вызывает напряжение всех человеческих сил, активно воздействует на личность, формирует её мироощущения. Так, в юношеском возрасте именно романтическая любовь, с её мощью и энергией, способна создавать совершенно идеальный образ возлюбленного, пробуждать в молодых людях творческие силы, находящие выход, как правило, в поэтическом выражении.

Именно в романтическом периоде формируется и развивается его способность к воображению, лежащая в основе любой творческой деятельности, к сопереживанию, из которой вырастает чувство сострадания. Люди с подавленным воображением и отсутствием умения сострадать, как свидетельствует жизнь, не готовы принимать чужую точку зрения, чувствовать чужую беду, для них наиболее характерны стереотипы поведения и мышления, низкий уровень и т. п.

Греческий философ Платон посвятил анализу любви диалог «Пир». Согласно Платону, низшей формой любви является простое чувственное влечение к красивому телу, а высшей формой - идеальная любовь, предметом которой служит не «красивое тело», «а «абсолютная красота». Именно такое понимание высшей формы любви дало повод впоследствии назвать её платонической любовью.

В эпоху Ренессанса получают развитие зародившиеся в античности, преимущественно платоновские, мотивы понимания любви. И вновь появляются «Диалоги о любви» (Леоне Эбрео). Многие черты античного, и, прежде всего платоновского понимания любви были восприняты немецкими романтиками, а через них и русскими писателями и философами ХIХ столетия. Любовь явилась одним из центральных понятий философских взглядов многих русских мыслителей. Поэтическому перу Соловьёва принадлежит бессмертное стихотворение, в котором есть строки, по праву могущие считаться гимном любви:

Бедный друг, истомил тебя путь.

Смерть и Время царят на земле,-

Ты владыками их не зови;

Всё, кружась, исчезает во мгле,

Неподвижно лишь солнце любви.

Христианство видит в любви сущность Бога и его отношение к человеку. В древнегреческом языке никакому пониманию любви более всего соответствует «Агапе» - любовь жертвенная, способная на подвиг во имя возлюбленного. Падший греховный мир сам по себе не достоин любви, как, впрочем, не достоин её и падший человек. Но из сострадания к человеку Бог протягивает ему руку надежды. Поэтому любовь христианская - сострадающая, жертвенная. Из любви к человеку Бог пожертвовал своим Сыном. Одна из главных заповедей христианства гласит: «да любите, друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга». И наоборот: «Не любите мира, ни того, что в мире». Иногда считают, что именно такое отношение к миру привело, в конечном счете, к экологическим проблемам (загрязнению среды обитания человека, нарушению природного баланса одр. ).

До тех пор пока человек существует как разумное, а главное, одушевленное существо, любовь будет оставаться таким его состоянием, в котором, как сказано, было в самом начале, человек достигает полноты своего существования.

Поверь мне - счастье только там, Где любят нас, где верят нам!

М. Ю. Лермонтов

КАРЬЕРА.

Говоря о карьере, мы всегда имеем ввиду некий процесс, приводящий, как правило, к положительному результату: человек занимает более высокое, чем прежде, положение в общественной, производственной или какой-либо иной иерархии. Понятие карьеры имеет такие характеристики, как тип и темп, которые определяются. С одной стороны, обществом, представляющим человеку объективные возможности, а с другой - самим человеком, его личностными качествами. Интеллектом и волей.

Темп карьеры обусловлен многими факторами. Наряду с полученными знаниями и умениями значительную роль играют место жительства человека, связи в обществе или в той или иной сфере, где человек предполагает делать карьеру, его настойчивость, упорство, умение выстраивать отношения с людьми, состояния здоровья и т. д.

Карьера возможна там, где есть определённые механизмы социального отбора наиболее способных людей в различных сферах жизнедеятельности общества. Любое прогрессивное общество стремится к тому, чтобы максимально уменьшить роль материального фактора на всех этапах такого отбора, поскольку появление большого числа недостаточно компетентных специалистов на ключевых позициях ослабляет любую организацию и общество в целом

Будь справедлив, и будешь счастлив.

Жан Жак Руссо

ЛИДЕРСТВО.

Лидерство - универсальный феномен человеческой деятельности и социальной истории, но его проявления в разных сферах жизни общества сильно отличаются друг от друга. В социологическом плане можно выделить лидерство на уровне малой группы, объединенной общими интересами. Члены такой группы обычно лично знают своего лидера, доверяют ему, подчиняются его приказами распоряжениям, подвергаясь с его стороны прямым поощрениям и наказаниям. «Естественность» лидерства здесь часто служит ступенькой для достижения контроля над более обширными группами. Так, клан, род или семья могут стать ключевой структурой для лидерства в этнической группе, профессиональной или политической.

Наиболее близко тайне лидерства подходит социальная психология. В основном она исследует отношения влияния (включая психологическое воздействие) и следования. При этом у лидера выделяют различные роли, обусловленные:1)профессионализмом (знание специфических особенностей сферы деятельности, в рамках которой осуществляется лидерство, умение решать проблемы) и 2)социально-эмоциональным настроем (основной акцент здесь делается на умение управлять людьми). В любом случае лидер или объединение занимают ключевое место в системе межличностных или социальных отношений, и произвольно или регламентировано признаётся справедливым, что такое место должен занимать именно он. При этом наиболее приближен к тайне властвования харизматический лидер, отмеченный некоей ниспосланной свыше «благодарностью».

Феномен лидерства не устраним из жизни любого индивида, социальных групп различной степени общности, а уж тем более из истории.

Желание счастья в человеке столь велико, что он способен сделать других людей несчастливыми.

Тадеуш Гицгер

СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС.

Каждый человек занимает в обществе определённое место, принадлежит к какой-то социальной группе.

Понятие «социальный статус» имеет два основных значения.

Во-первых, это устойчивое положение индивида или группы в общественной системе, которое связано с определёнными ожиданиями со стороны общества от деятельности индивидов и предполагает наличие у них определённых прав и обязанностей. В этом смысле «статус» равнозначен социальной роли.

Во-вторых, в рамках разделения общества на слои и группы «статус» непосредственно характеризует занимаемую индивидом позицию.

Все социальные статусы можно подразделить на два вида: те, что предписываются индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий, и те, которые личность достигает своими собственными усилиями.

Статус приписанный-социальное положение, данное человеку при рождении или непосредственно вследствие семейного происхождения, которое он не может с лёгкостью изменить собственными усилиями. Достигаемый статус не даётся от рождения, его приобретает личность в процессе достижения своих целей, реализации способностей и задатков.

Согласно одной из распространённых классификаций, существует 4 важнейшие статуса: образование, доход, профессиональный престиж, этническая принадлежность. Согласованность различных статусов индивида называется «статусной кристаллизацией». Возникновение противоречий между статусами способствует появлению чувства неудовлетворённости у людей.

Наряду с упомянутыми существует множество других предписанных и ещё больше достигаемых статусов. В любом обществе существует иерархия статусов. В этом случае статус человека непосредственно связан с его социальным престижем. Приспособление индивидов к постоянно меняющимся возрастным статусам и в связи с этим к новым ролям - извечная проблема.

Счастье можно найти лишь на проторенных дорогах.

А. С. Пушкин

СМЫСЛ ЖИЗНИ.

В наиболее общей трактовке понятие «смысл жизни» означает всеобщую разумность и одушевленность окружающего человека живого мира. В более узкой трактовке понятие «смысл жизни» есть характеристика существования человека как родового существа. Например, согласно одной из гипотез, такой продукт природы. Как нефть. Имеет органическое происхождение, т. е. возник вследствие разложения живых организмов. И для того чтобы в земной коре сформировались современные нефтеносные слои, на протяжении сотен миллионов лет должны были рождаться, жить и умирать, превращаясь в «нефть», триллионы и триллионы живых организмов. Если же учесть, что единственным живым существом, которому понадобилась нефть для воспроизводства, стал человек, то, значит, сотни миллионов и даже миллиарды лет эволюции природы ушли только на то, чтобы обеспечить «всего лишь двести лет» технической цивилизации. Дело в том, что подобное обращение со «смыслом живой природы» требует своего логического завершения: если за двести лет технической цивилизации заплачена такая колоссальная цена, то естественно спросить: «А не является ли и сам человек таким же точно «подготовительным средством» для будущей, более совершенной формы жизни в общей эволюции природы?» Другими словами, мы вправе задать следующий вопрос: «В чём смысл жизни человека как биологического вида?»

Конечно, в реальной жизни мы крайне редко задаёмся вопросами «о смысле жизни вообще» или «смысле жизни человека как родового существа». Они слишком общие и почти не касаются жизни конкретного человека, которому необходимо что-то сделать.

В жизни конкретного человека и вопрос о смысле жизни ставится не обобщенно, а конкретно: «В чём смысл моей жизни?»- и, причём не однажды. Обычно это происходит в переломные периоды жизни, когда наиболее вероятно появление так называемых «жизненных кризисов». Они происходят в периоды приблизительно от 16 до 22,от 28 до 33 и от 37 до 44 лет. По мнению специалистов, кризисные периоды обусловлены естественными процессами: первый - формированием личности, второй - созданием семьи и процессом самореализации, третий - итогами прожитого времени.

Первый раз о смысле жизни человек задумывается в юности. Действительно, в 16 лет человек становится «взрослым», начинает сам отвечать за свои поступки. Однако помимо внешней, формальной стороны он взрослеет и внутренне. В этот период заканчивается формирование личности; человек впервые осознаёт себя личностью и выделяет себя из окружающего мира именно как родовое существо: он - разумный человек. Юноша или девушка осознает, что и среди всех людей он-единственное в своём роде существо - неповторимая личность, никогда доселе не существовавшая и никогда в будущем не воспроизводимая, с уникальным сочетанием физических, биологических и психологических качеств. Конечно, нормальный человек в этом возрасте не станет задавать самому себе вопросы типа: «Какая я личность?», «Какое сочетание качеств во мне существует?» и т. п. Никто в реальной жизни не говорит на подобном специфическом языке. Вопросы будут иметь куда более приземлённую форму: «Почему я не такой как все?», «Почему на меня никто не обращает внимания?» ит. д. Любой психически здоровый человек становится в юности личностью, однако далеко не каждый осознаёт это. Осознать, в данном случае, значит «посмотреть на самого себя в зеркало». Внутри человека таким зеркалом является душа, снаружи в качестве зеркала выступает весь окружающий мир, и, прежде всего окружающие человека люди. Чем раньше наступает осознание себя как неповторимой личности, тем раньше человек определится со своим предназначением и тем раньше начинает реализовывать заложенные в нём задатки (неповторимый набор качеств). Нет такого человека, который бы появился в этом мире «без задания», т. е. без определённого предназначения (смысл). Вся сложность состоит в том, чтобы понять, «в чём заключено это задание», а, поняв, ответить на другой вопрос: «Как его выполнить?» Именно невозможность ответа на эти два вопроса порождает первый жизненный кризис и приводит к решительной постановке вопроса «о смысле жизни». Если человек задаёт вопрос «Стоит ли мне жить?», значит, он ещё «не обнаружил своего задания-предназначения», а если обнаружил, то не видит путей его осуществления. Чаще всего этот страшный вопрос задают себе люди, оказавшиеся в одиночестве. Стать одиноким может как очень общительный, так и совсем необщительный человек. Это означает, что одиночество имеет не физическую или общественную, а психологическую природу. В действительности, существуют только три выхода из состояния одиночества: общение с близким человеком, занятие любимым делом или то и другое вместе.

Второй кризис наступает в период проявления творческих задатков личности. Человек в этом возрасте, как правило, уже узнает, чего он хочет достичь в жизни. На период от 25 до 35 лет приходится пик активности в осуществлении «своего задания», т. е. в реализации себя как неповторимой личности. Однако у кого-то оказалось недостаточно способностей, у кого-то не хватило воли, у кого-то смелости, а у кого-то, наоборот, слишком много лени, много способностей и т. д.

Кризис самореализации возникает именно от того, что человек не смог воплотить данный ему природой, судьбой неповторимый набор качеств. Важно отметить, что испытывает кризис и считает себя несостоявшимся не тот, кто имеет «непрестижную профессию», а тот, чьи мечты значительно превосходят по своему содержанию результат их реализации. Если человек любит животных и занятие с ними считает своим любимым делом, то он является полностью реализовавшимся и никаким кризисам не подвержен. В истории есть множество примеров, когда «кризис реализации» побуждал людей возмещать свою несостоятельность иными средствами. Нереализовавщиеся люди становятся иногда даже социально опасными. Однако чаще всего несостоявшиеся личности становятся политиками. ХХ век знал несколько «выдающихся отрицательных примеров» подобного рода: Ленин - несостоявшийся юрист, Сталин - несостоявшийся священник, Гитлер - несостоявшийся художник.

На период от 25 до 35 лет приходится и максимальная активность человека в продолжение рода. Для успешного воспроизведения рода необходимо создание устойчивой семьи, ибо человек, в отличие от многих других живых существ, нуждается в длительном периоде передачи социального опыта.

Дело в том, что каждому явлению в мире положена своя мечта, превысить которую никто и ничто не может, поэтому, отвечая самому себе на вопрос о «смысле жизни», человек должен всегда помнить о том, что «могло бы быть сделано и гораздо меньше».

Счастье - это шар, за которым мы гоняемся, пока он катится, и который мы толкаем ногой, когда он останавливается.

Пьер Буаст

ГАРМОНИЯ.

Гармония в самом широком смысле означает соразмерность всего окружающего мира. Можно сказать, что «всякое общество имеет своё неповторимое звучание», и чем гармоничнее это «звучание», тем «гармоничнее» устройство самого этого общества. Однако гармоничность общества в целом возможна лишь при условии гармоничности каждого отдельного его члена, вот почему гармония имеет самое непосредственное отношение к каждому человеку.

Гармония человеческого бытия.

Понятие «гармония» имеет онтологический смысл, касающийся бытия каждого человека. Наиболее явно это отражается в пении. Давно подмечено, что в минуты своего наивысшего душевного подъёма человек непроизвольно начинает петь. Почему? Потому что в этот момент он становится единым органом-«инструментом», на котором играет его душа, выражая свою радость или страдание. Человеческие органы, ответственные за дыхание, в известном смысле являются совершенным «духовным инструментом». И именно такое безотчётное пение человека, рожденное его «хорошим настроением», «успехом в труде», то же свидетельствует о гармонии, т. е. о созвучии его личного бытия и бытия всего окружающего мира. Именно в такие минуты человек, даже не имеющий специального музыкального образования, впервые ясно осознает, что весь мир гармоничен и что к этой гармоничности причастны все люди.

Гармония в обыденном понимании.

В современной повседневной жизни понятие гармонии утратило свой первоначальный смысл. Под гармонией понимают, как правили, все то, что обладает «видимой целостностью» и лишено уродства.

СОВЕРШЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК.

Совершенным можно назвать человека, который находится в гармонии с собой и с миром, который неизмеримо превосходит других по своим способностям и качествам. Он самодостаточен, но и открыт людям и миру.

На протяжении веков понятие о совершенстве менялось, порой драматически. Образ совершенства то приближался к человеку, и оказывалось, что совершенство доступно многим, то удалялся, и недосягаемость идеала становилась очевидной. И всё же сложились относительно устойчивые основания концепций совершенства, хотя восточная и западная модели значительно отличаются. Так, в западной традиции констатируется непреодолимая пропасть между совершенным Творцом и несовершенным творением, в то время как в восточной этого разрыва нет. Достижимость совершенств в западной традиции трактовалось двояко. Уже у античных философов не вызывало сомнения, что человек может достигнуть высшего мастерства, совершенства в овладении той или иной профессией, в исполнении общественной функции, в том или ином искусстве и ремесле, но, помимо частных функций, человек обладает всечеловеческой сутью, природой, «душой». Стремясь и приближаясь к совершенству, душа приобщается к миру богов.

В гуманистической психологии стремление человека к совершенству рассматривается через понятие «самоактуализация» - стремление человека к наиболее полному выявлению своих личностных возможностей. В известной «пирамиде потребностей» Абрахама Маслоу, одного из основоположников гуманистической психологии, потребность в самоактулизации признавалась вершиной человеческих потребностей, вершиной, к которой можно подойти, лишь, когда другие биологические и социальные потребности получили удовлетворение. Этой вершины достигает не более 1% людей. Самоактуализация даёт человеку свободу, в том числе свободу для творчества. Творчество, писал Ролло Мэй, невозможно при постоянном напряжении честолюбивого «Я». Достижение совершенства снимает напряжение от постоянных сравнений с другими, позволяет человеку творить без оглядки на внешние, не связанные с творчеством факторы: признание, оценку, славу.

Совершенство занимает несколько особое положение в ряду вечных ценностей. Оно предполагает наличие каждой из других ценностей (добра, красоты, верности, полноты существования, смысла), но не сводится к их сумме. Совершенный человек должен обладать всеми этими качествами без исключения, но главное, должна провялятся гармоничность этого ансамбля свойств и качеств, без чего единство и совершенство образа рассыпаются.

Каковы зримые черты совершенного человека? Кто лучше являет образ? Старик или ребенок? Человек в возрасте расцвета своих жизненных сил? Женщина или мужчина? В одной из наиболее разработанных концепций совершенства, в аристотелевской, «совершенное» понимается как наиболее полно реализовавшееся всё то, что было заложено в человеке. С этой позиции зрелый ли старый человек, безусловно, ближе к совершенству, чем ребенок. С другой стороны, во многих культурах и религиях до сих пор живут представления о совершенстве детской души как безгрешной, более близкой к Богу.

На протяжении многих веков женщина считалась менее совершенной, вследствие своей слабости, подчинённости, иррациональности, чем мужчина.

В эволюционной теории пола В. А. Геодакяна способность к совершенствованию связывается именно с женским полом: разделив большинство живых существ на два пола, природа предназначила женский пол для хранения наиболее ценной генетической информации, а мужской - для экспериментирования с новыми признаками на предмет их полезности. Применительно к разделению способностей это означает, что мужчины имеют преимущество в видах деятельности, связанных с изобретением, открытием нового, ранее неведомого, а женщины-В доведении до совершенства уже существующих образцов. Общеизвестно, что среди деятелей искусства женщины по численности не уступают мужчинам, в то время как среди изобретателей и первооткрывателей женщин гораздо меньше.

Представление о совершенном человеке не может быть полным без его эстетического аспекта. Гармония, симметрия, лад, соразмерность - разные грани совершенства. Искусство восполняет несовершенство многих скудных человеческих жизней. Произведения искусства-мифы авторов о своём совершенстве. Утверждая возможность или даже действительность совершенства автора, искусство напоминает о близости вершин человеческого духа.

Писатели в своих произведениях часто показывают бессмертие человека, тая возможность искупления себя. Пусть смертность человека - одно из самых печальных и ярких свидетельств его несовершенства, но человек преодолевает и его в своём стремлении к границам возможного.

Задача - сделать человека счастливым - не входила в план сотворения мира.

Зигмунд Фрейд

Счастье есть воображаемое состояние, которое прежде приписывалось предкам; теперь же взрослые обычно приписывают его детям, а дети - взрослым.

Томас Сас

Подводя итоговую черту, как в сложении, мы видим все факторы, которые входят в слагаемое счастья и уже можем назвать их.

Итак, что же входит в слагаемое счастье: Здоровье, Образование, Внешний облик, Любовь, Карьера, Лидерство, Смысл жизни, Гармония и Совершенство человека и т. д.

Всё это влияет на состояние человека, его самочувствие, его формирования как личности, его чувств - от чего собственно и будет зависеть жизнь человека и его счастье.

Но каждый вправе выбирать для себя дорогу к счастью, потому что для каждого человека счастье- это своё понятие, кто как его понимает, т. к. для кого-то счастье - полон дом друзей или рождение ребёнка, или подъём по карьерной лестнице, или получение диплома и. т. д.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)