Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Читают ли современные подростки

Проблема чтения довольно широко обсуждается в периодической печати. Авторы статей – писатели, журналисты, работники библиотек, - высказывают различные мнения по данному вопросу.

Некоторые исследователи приводят утешающие цифры, делают выводы о том, что рейтинг чтения у школьников заметно повышается, что оно вновь начинает занимать лидирующее положение в структуре свободного времени и т. д. Всё это создаёт картину внешнего благополучия.

Однако, почти в каждой статье, посвященной детскому чтению, мы обнаружим слово «кризис», который рассматривается как утрата важнейшего духовного ресурса страны.

Итак, с одной стороны, нам говорят о расцвете детского чтения, с другой, - о его кризисе. Каковы же его причины?

Книга как источник информации

С. Антоненко считает «то, что проделывает школьник с книгой, едва ли можно назвать чтением. Это ознакомление с ней (листал её), выборка нужных сведений (нашёл искомую информацию), фиксация нужного материала (записал в тетрадь). Если и можно назвать это потребление книги чтением, то с очень большой натяжкой, приняв за чтение целевое получение заключенной в тексте информации».

Если же чтением считать восприятие написанного (так этот термин определяется в «Словаре русского языка» С. Ожегова), то можно со всей определённостью сказать, что чтения в деятельности этого ученика нет.

Содержание книги при открытии страниц не переходит само собою в голову читающего, оно требует «включенности» в него со стороны читателя, усилия ума и сердца. Этот процесс двухстороннего движения от книги к читателю, от читателя к книге Марина Цветаева назвала «соучастием в творчестве». И это не только её определение. Каждый талантливый читатель подтвердит, что он не просто воспроизводит текст в своём сознании, а отвечает на художественную мысль и чувства писателя аналогичными движениями своей мысли и своего чувства.

Книгой стали «пользоваться», с ней стали «знакомиться», с текстом стали «работать», но не читать. Книга превратилась лишь в источник информации, а чтение - в способ её получения.

Большой урон идее полноценного чтения нанесло так называемое «скорочтение», которое порой называют культурой нового тысячелетия.

Слово в литературном произведении эквивалентно не столько информации, сколько образу, мысли, чувству. Словесный образ живёт в читательском сознании как открытый, незаконченный, противящийся конечному воплощению. Психолог Л. Выготский сравнил чтение с евангельским чудом – претворением воды в вино: волнение, вызываемое литературными образами, «заключает в себе нечто сверх того, что в них содержится». В этом «нечто» и заключена чудодейственная сила чтения. Слово будит творческую мысль, открывает безграничный простор для чувств и фантазии.

Сводить чтение к получению информации – значит принижать его достоинство, «обездушевлять», многомерный мир сводить к одномерному.

Всё, чем сильна литература, что ценится в ней – многозначность слова, индивидуальный стиль и интонация автора – весь неопредмеченный мир: мечты, чувства, аналогии, сравнения – всё пропадает. Литература обедняется, а вместе с ней обедняется читатель.

Чтение равно информации в тех случаях, если, во–первых, в тексте, кроме информации, не содержится ничего, и если, во–вторых, в читателе не вызван к жизни мир его субъективных впечатлений в процессе общения с текстом.

Открыть детям чудодейственную силу чтения – значит привести в действие могучую духовную энергию, которая зажигает, вдохновляет и творит. Это задача детской литературы и образов, которые создают писатели.

Образ книги и читающего ребенка в современной литературе

В русской литературе образ читающего ребенка, более того, глубоко захваченного чтением и трепетно чувствующего прочитанное, появился в XVIII веке. Из литературы начала ХХI века этот образ, к сожалению, исчезает.

В древнерусской культуре статус книги и книжного знания был исключительно высок, с книгой сравнивалась Вселенная, человеческая жизнь, за книжным миром признавались правда на особое существование: «Книга есть не что иное, как вторая реальность».

С «читающим» героем связан следующий комплекс идей и характеристик: духовность, развитие, самопознание, романтичность, благородство, самобытность, влюбленность, воображение; с «нечитающим» - утилитаризм, ограниченность, стандартность, духовная бедность.

В современном мире акценты сменились. Нам не удалось обнаружить образа читающего ребенка или значимой сюжетной коллизии, связанной с книгой и чтением, на страницах произведений для детей и юношества, написанных за последние годы.

Куда же и почему исчез образ читающего ребенка в современной детской литературе? Ответить на этот вопрос можно только тогда, когда станет понятно, какие изменение претерпела на сегодняшний день сама детская беллетристика. Детям предлагаются тексты, лишенные образности, написанные смесью рекламных слоганов, дремучего канцелярита и неумелой подделки под подростковый сленг. Но это тема другого исследования.

Опасность для общества

Нежелание читать приводит к функциональной неграмотности населения. Как в повседневной жизни проявляется функциональная неграмотность, почему она стала расцениваться как явление, представляющее опасность для общества, каковы причины развития этого процесса?

Специалистов разных стран интересует это явление.

В 2004 г. Департаментом образования США правительству и широкой общественности в докладе «Нация в опасности» были представлены выводы Национальной комиссии. Комиссия привела следующие цифры, которые рассматриваются ею в качестве «индикаторов риска»: около 23млн. взрослых Америки являются функционально неграмотными, им трудно справится с простейшими задачами ежедневного чтения, письма и счёта. Около 13% всех семнадцатилетних граждан США могут считаться функционально неграмотными, многие из них не обладают целым рядом интеллектуальных навыков. 49% не способны сделать выводы из прочитанного текста, только 20% могут написать сочинение.

Функционально неграмотные испытывают трудности, связанные и с воспитанием детей: иногда не могут прочитать письмо учителя, боятся визита к нему, им трудно помочь ребёнку в выполнении домашнего задания.

Возникают проблемы с бытовыми электроприборами: невозможность разобраться в инструкциях ведёт к их порче, а иногда и к бытовым травмам; функционально неграмотные не могут также работать с компьютерами.

В Германии сегодня примерно три-четыре миллиона вторично неграмотных, во Франции в 1996 г. около 20% трудоспособного населения с трудом могли читать. Все они в культурном развитии оторваны от социального и интеллектуального общения.

Обычно «слабого читателя» представляют как человека, у которого нет времени для чтения. В действительности же речь идёт о причине психологического характера: ни жизненные обстоятельства, ни профессиональная ориентация такого человека не способствуют превращению чтения в постоянную привычку. Он читает от случая к случаю, считая это занятие нецелесообразным. В книгах такие читатели обычно ищут «полезную» информацию, т. е. информацию, носящую практический характер. Кроме того, в окружении этого человека чаще всего мало читают и редко говорят (либо вообще не говорят) о книгах. Эта категория читателей находится вне мира культуры.

Ясно прослеживается снижение уровня читательской компетенции и в России.

Приходится констатировать, что в нашей стране по окончании регулярного обучения примерно треть подрастающего поколения недостаточно владеет такими основополагающими инструментами познания, как чтение и письмо.

Медики утверждают, что для нормального функционирования человеческого мозга каждый человек должен ежедневно прочитывать 20–25 страниц художественного текста.

Сегодня литература есть в достатке, однако у читающей публики образовался дефицит денег. По статистике количество людей, не читающих книг, увеличилось с 34% в 2000-м году до 45% в 2005-м; количество людей, не имеющих домашней библиотеки, также увеличилось.

Снижение уровня чтения происходит у подростков в возрасте 12 лет. 60 % учителей-предметников восьмых классов приходят к выводу, что преподавание затрудняется недостаточной способностью учеников к чтению и письму: примерно 30 % этих учеников сами признают, что имеют сложности с чтением и письмом, не любят читать; не умеют работать с книгой.

По результатам известного международного исследования на качество чтения и понимание прочитанного, которое проводится среди 14—15-летних, Россия заняла 34-е место из 40 стран. Этот факт в дальнейшем может отразиться и на качестве мышления молодого поколения.

Чтение и мышление

Способность к чтению является своего рода показателем благополучия общества. В современной России издательский бизнес процветает. Читать становится все более модно. Пожилые и молодые люди, школьники и студенты, читающие не только дома, но и в библиотеках, в транспорте — картина давно для нас привычная. И то, что держит в руках читающий человек, и то, как он читает, несомненно, играет существенную роль в формировании его имиджа, как положительного, так и негативного.

Прочитанное и переработанное сознанием человека оставляет след в его душе, так или иначе влияет на его мышление, речь, поступки и внешний облик.

Сегодня ученые установили, что активное и продуктивное чтение, особенно чтение художественной литературы, — неотъемлемая часть жизни цивилизованного человека, формирующая и развивающая его образное мышление и творческие способности в любой сфере деятельности, а значит, и создающая имидж каждого. Наукой доказано, что человек, активно и серьезно читающий, является более успешным и конкурентоспособным.

Часто думают, что чтение доступно всякому грамотному. К сожалению, это не так. Настоящее чтение не сводится к пропусканию напечатанных слов через сознание, оно требует сосредоточенного внимания и твердого желания верно услышать голос автора. Истинное чтение — это своего рода художественное ясновидение, которое воспроизводит духовное восприятие мира другим человеком.

Искусство чтения способно победить одиночество, разлуку, преодолеть времена и расстояния. Оно оживляет буквы, раскрывает перспективу образов и смысла за словами, заполняет внутренние «пространства» души, представляет неведомые, даже нематериальные миры, позволяет читающему отождествлять себя с другими, незнакомыми или жившими прежде, в иные эпохи, людьми, посещать иные страны и города, вместе с автором художественно постигать сущность окружающей действительности.

Чтение — это поиски, находки, приключения и открытия. Это жизнь нашего сознания, как теперь принято говорить, в «виртуальном пространстве», сугубо творческий процесс. Только глубокое, творческое чтение имеет для нас ценность и душеобразующую силу, с помощью которой мы понимаем, что следует читать, а что не стоит. Ибо есть чтение, обогащающее человека, его личность, а есть и разлагающее, обессиливающее.

По чтению можно судить о человеке. Народная мудрость гласит: скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. Книга — лучший друг человека, но не всякая. Мы незаметно впитываем в себя многое из прочитанного и понемногу становимся тем, что дало нам чтение. Даже на нашу манеру говорить и на наш словарный запас непременно влияет прочитанное.

Слово же имеет огромную магическую силу, слова воодушевляют и убивают. Не зря в Священном писании говорится об ответственности каждого человека за каждое произнесенное им слово: «От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься. », «. даст человек ответ перед Богом за всякое праздное слово». Великий русский писатель, лауреат Нобелевской премии в области литературы, непревзойденный стилист русского языка Иван Алексеевич Бунин обращает к нам такие стихотворные строки:

Молчат гробницы, мумии и кости, —

Лишь слову жизнь дана.

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья

Наш дар бессмертный - речь!

Слово, художественное, образное, обладает еще большей силой воздействия на сознание человека, власть его умножается десятикратно. Талантливое произведение воздействует на человека в течение долгого времени, иногда всю жизнь. Именно поэтому многие по нескольку раз перечитывают любимые книги классиков, открывая в них с каждым разом все новую и новую глубину.

Подлинный художник - носитель глубокой мысли и высокого духа - помогает читателю понять мир и себя, обрести опыт, пережитый и накопленный другими, для выработки ориентиров в жизни. Гениальные произведения пробуждают в человеке желание следовать высоким духовным образам, помогают развивать самостоятельное мышление. Художественное слово выдающихся произведений обращено именно к внутреннему миру человека, к реальному содержанию человеческого бытия.

Классики литературы - это не только великая школа искусства, это и великая школа мысли. Они учат нас не только живому созерцанию конкретного, но и дают гениальные образцы «отхода» от конкретного, учат двигаться все дальше и дальше, в глубины глубин абстрактного мышления.

Так что же такое чтение? Специалисты определяют его как форму языкового общения людей посредством печатных или рукописных текстов, как информационно-познавательный процесс, как один из видов речевой деятельности, который состоит в приеме и смысловой переработке текстовой информации.

Чтение - это мышление. В процессе чтения напряженно работает наш мозг. Мы углубляемся в книгу, чтобы понять, познать мир, узнать как можно больше обо всем, что нас окружает, о мире, в котором живем. Мышление в процессе чтения - это обнаружение и постижение содержащихся в тексте проблемных ситуаций. Отношения между книгой и читателем плодотворны, если читатель в процессе чтения сам решает какие-то задачи, объясняет для себя мир.

Следовательно, чтение - не самоцель, а средство для развития мышления. Но и мышление не самоцель. Речь идет о самоформировании человека. О стремлении лучше и глубже видеть, сильнее и ярче чувствовать, осмысленнее жить. Чтение - очень индивидуальная деятельность, ведь читатель наедине с книгой - это взаимодействие двух микрокосмов — автора и читателя, и решающую роль в таком взаимодействии играют масштаб и характер личности того и другого.

Писатель стремится отразить то или иное явление в движении, задача читателя - увидеть это движение, разобраться в его особенностях. Чем больше читатель прикладывает внимания и усилий, тем тоньше его диалектическое образное мышление, тем лучше улавливает он оттенки движения психики героев, тем глубже проникает в психологию, мотивы поведения, взаимоотношения персонажа с окружающим миром.

Как справедливо заметил прекрасный русский поэт Ф. Тютчев, «нам не дано предугадать, как слово наше отзовется. » Действительно, судьбу книги вершит не только пишущий, но и читающий. Чтение - это процесс сотворчества. Настоящему читателю надлежит проявить множество качеств, в самых различных дозировках: и терпение, и настойчивость, и волю, и, конечно, приложить к чтению книги душу и сердце. Ведь читать — значит мыслить.

А разве можно мыслить без души, без разума, без сердца? Все победы и приобретения в искусстве начинаются с побед над самим собой, и чтение здесь — не исключение. Чтобы читать и прекрасно понимать прочитанное, надо много тренироваться, т. е. много читать. Невозможно достичь определенного идейно-эмоционального состояния, того, что называют «художественным наслаждением», без творческих усилий. Специалисты подчеркивают единую психологическую основу творчества и восприятия — сотворчества: игру воображения, пробуждающую наши духовные силы.

Но бывает, и нередко, как у Пушкинского Евгения Онегина, который «. отрядом книг уставил полку, читал, читал, а все без толку. в том совести, в том смысла нет».

Чтобы от чтения был толк, надо задуматься, а так ли мы читаем. Чтение действительно есть искусство, искусство важное и трудное.

Интересно высказывание Марины Цветаевой: «Книга должна быть исполнена читателем, как соната. Знаки — ноты. В воле читателя — осуществить или исказить». Как в музыке есть два вида художников: композитор и исполнитель, так и в области искусства словесного, в области художественных литературных произведений требуются два рода искусств: искусство автора и искусство читателя. Овладение искусством чтения связано прежде всего с ассоциативным мышлением и воображением. Кто овладел этим, тот при чтении одной книги вспоминает другие, один образ или персонаж побуждает обратиться к другому. Это помогает уточнить, сравнить, понять более глубоко и, в конечном счете, более полно постичь художественную книгу.

Чтение — один из способов стать другим, как внутренне, так и внешне, изменить свой внутренний мир. Преобразиться, духовно обогатиться, поумнеть, научиться видеть мир другими глазами. Есть книги, которые в такой степени завладевают чувствами и мыслями читателя, что он начинает понимать, что не в силах жить по-прежнему. Если мысленно представить себе, что неведомая сила в какой-то момент стирает все следы, оставленные чтением в нашем мозге, то можно легко убедиться, как много дала нам литература: лишившись литературных знаний, мы перестанем понимать, что значит «хитрый, как лис», «ленивый, как Обломов», «пылкий, как Ромео», «храбрый и благородный, как Дон Кихот». Жизнь наша сразу станет оголенной, духовно истощенной: фантазия чахлая, знания убогие, нравственность не развита, литературный вкус отсутствует.

Стать полноценным и полноправным гражданином, т. е. современным человеком можно, лишь познакомившись с мыслями поколений, живших до нас. И есть одно важное средство для этого — чтение. Его ничто не может заменить. Лекции, картины не могут соперничать с чтением, с богатством и сложностью его миров и процессов. Не могут соперничать с ним кино, телевидение, компьютер. Книга остается нашим верным другом и товарищем на всю жизнь.

Людям на склоне лет книга скрашивает жизнь, дополняя ее тем, чем обделила их судьба. Людям молодым книга открывает неведомое, еще непознанное. Порой даже кажется, что книги живут какой-то своей, независимой от своего создателя жизнью, иногда переживая его на века.

Страстную любовь к книге без всякой ревности разделяют с нами миллионы читателей во всех странах мира. Бальзак, Диккенс, Гоголь, Толстой, Достоевский, Сервантес, Гёте, Данте, О' Генри, Мелвилл непостижимыми узами соединяют людей, которых, казалось бы, ничто не могло сблизить.

Дружить с книгой, вопрошать ее, докапываться до ее тайны можно вечно. Помогает нам в общении с книгой культура чтения.

Культура чтения — это прежде всего любовь к искусству слова, глубокое проникновение не только в то, что сказано, но и понимание того, как об этом сказано. Удивительно точно, образно обрисовал совершенно особенную роль книги в жизни человеческого сообщества выдающийся русский мыслитель и писатель Александр Иванович Герцен: «Книга — это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить; приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место. Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась. Она росла вместе с человечеством, в ней кристаллизовались все учения, потрясавшие умы, и все страсти, потрясавшие сердца; в нее записана та огромная исповедь бурной жизни человечества, та огромная аутография, которая называется всемирной историей. Но в книге не одно прошедшее; она составляет документ, по которому мы вводимся во владение настоящего, во владение всей суммой истин и усилий, найденных страданиями, облитых иногда кровавым потом; она — программа будущего».

Наше исследование

В нашей гимназии обучается 519 человек. По данным заведующей библиотеки - Зуевой Надежды Александровны, 480 из них записаны в библиотеку.

В прошлом учебном году ребята обратились в библиотеку 8864 раз.

Проведённый анализ чтения показал, что учащиеся начальных классов проявляют примерно одинаковый интерес, как к периодическим изданиям, так и к познавательным книгам. Учащиеся среднего звена больше интересуются периодикой. Старшеклассники отдают предпочтение программной литературе.

За справочной литературой учащиеся обращаются ежедневно и часто. В читальном зале изучают словари: орфографические, толковые, словообразовательные и многие другие, а также обращаются к предметным энциклопедиям и справочникам.

Мы провели исследование среди гимназистов и выясняли, какую литературу читают учащиеся, и как читают.

В опросе приняли участие 99 человек. Возраст участников эксперимента от 7 до 17 лет. Мы проанализировали ответы по трем возрастным группам: начальная школа, среднее звено, старшеклассники.

Опрос включал следующие вопросы:

• Какой источник информации вы предпочитаете: книга, Интернет, телевидение?

• Любите ли вы читать?

• Сколько времени в день вы читаете?

• Назовите своего любимого писателя, поэта и любимое произведение. Каких современных авторов вы знаете?

• Ваша любимая тема?

• Какого жанра произведения вы любите читать?

• Как вы считаете: для чего нужны книги?

• Какие газеты и журналы для детей и подростков вы знаете и читаете?

• Какие передачи вы любите смотреть по телевидению?

• Какие компьютерные игры вы предпочитаете? Какие Интернет сайты посещаете?

• Что для вас интереснее: просмотр телевизора, компьютерные игры или чтение книг?

Участники опроса отвечали только на понравившиеся и заинтересовавшие их вопросы.

Большинство опрошенных старшеклассников предпочитают в качестве источника информации Интернет. Учащиеся начальной и средней школы на первое место ставят книгу. Гимназисты ответили, что телевизионная информация интересует их, потому что она доступна и мобильна.

На вопрос, любите ли вы читать, ответили все участники опроса, «да» - 74 гимназиста, остальные учащиеся выбрали варианты ответов «иногда» (13), «смотря что» (12).

Согласно нашим данным, преобладающая часть детей и подростков на досуге читает. Лишь пятая часть опрошенных на чтение тратит до 30 мин. в день. Треть опрошенных детей и подростков читают от получаса до часа. Остальные - более одного часа в день. Таким образом, большая часть гимназистов – это читающие на досуге дети и подростки.

Любят читать в свободное время преимущественно дети младшего школьного возраста. Чем старше, тем меньше времени занимает чтение на досуге, и тем меньше они любят читать.

Отношение к чтению – важная характеристика, и она свидетельствует как о позитивном отношении у школьников к чтению, так и о том, что учебные нагрузки, вместе с другими факторами приводят к тому, что происходит отторжение от чтения в старших классах. Чем старше школьник, тем больше «деловое» чтение по школьной программе» теснит досуговое, не оставляя времени на чтение любимых книг и просто на возможность поразмышлять над новой книгой, получить радость от самого процесса свободного чтения.

В среднем же около трети опрошенных отмечали, что «любят читать, но не хватает времени». Результаты наших исследований говорят о том, что лишь один из десяти опрошенных школьников не читает ничего кроме книг, необходимых для выполнения уроков.

В целом же репертуар чтения детей и подростков довольно разнообразен: на первом месте в нем – обязательная школьная классика, сказки – у младших, фэнтези у более старших, с интересом читаются приключения и «ужастики», детективы (особенно для детей и подростков), книги о природе и животных. Около половины в нем составляет преимущественно литература развлекательного характера, тогда как книги научно-познавательные книги занимают вдвое меньше. Таким образом, круг чтения подростков «смещен» в сторону развлекательной литературы, а также иллюстрированных журналов.

А. С. Пушкин назван любимым писателем 67 гимназистами. Многие учащиеся называют произведения поэта и писателя (Сказки, «Дубровский», «Капитанская дочка», «Повести Белкина», «Я помню чудное мгновенье», «Руслан и Людмила», «Евгений Онегин» и многие другие) своими любимыми.

Сергей Есенин и Марина Цветаева на 2 и 3 месте. Многие учащиеся не только любят их стихи, но и знают произведения наизусть.

Гимназисты достаточно хорошо знакомы с произведениями классиков, изучаемыми по школьной программе, а вот современных авторов знают немногие.

«А разве современные российские писатели существуют?» — недоверчиво ответил на наш вопрос одиннадцатиклассник. Остается только гадать, чего больше было в его словах — иронии или неосведомленности.

Другой юноша с жаром воскликнул: «Какая литература может быть после Достоевского и Чехова? Лучше них все равно никто уже не напишет».

Восьмиклассник был несколько ошарашен вопросом о современных писателях и в смятении произнес: «Ну, Пушкин. Ну, Юлия Шилова, детективы пишет какие-то».

Большинство же старшеклассников назвали Дарью Донцову (впрочем, практически никто не смог пересказать сюжета ни одной из ее книг), Александру Маринину, Татьяну Устинову.

Малыши знают Григория Остера с его «Вредными советами» и Андрея Усачева, который часто бывает в Норильске с презентациями своих произведений. Его «Прогулки по Третьяковской галерее» в прошлом году получили все участники конкурса детского творчества «Дорога в Завтра», а их в гимназии было немало.

Для учащихся начальной школы (1-4 класс) наиболее интересна тема природы, о животных с удовольствием читают 30 человек из опрошенных. На втором месте тема дружбы (17 гимназистов). На третьем - истории о войне (15 учащихся) и тема Родины (13 человек).

Дети отдают предпочтение таким жанрам, как комедия (30 респондентов), сказка (28 человек), любят читать стихи (25 человек).

Читающая публика младшей школы называет содержательными журналы: «Мурзилка», «Познай мир с Волли», «Клепа», «Классный журнал», «Юный натуралист», «Юный эрудит», «Ералаш», но большинство ребят читают, точнее, пролистывают и развлекательные издания: «Барби», «Дисней», «Принцесса», «Том и Джерри» и др.

Фантастика особенно интересна учащимся среднего звена (5-8 класс). 28 человек утверждают, что любят читать о магии, космических путешествиях и перемещениях во времени. Тема природы интересна и подросткам (20 человек указывают данную тему). О дружбе и любви с удовольствием читают 13 респондентов. Многие участники опроса считают важной тему Родины.

Учащимся средней школы нравятся комедии (25 человек). 20 школьников отдают предпочтение историческим и приключенческим романам. Любят читать стихи 15 человек.

Любимые журналы подростков о музыке, компьютерах, телевидении: «COOL GIRL», «Все звезды», «Дом –2», «Мне 15», «Игромания». Хотя несколько ребят назвали «Вокруг света».

Многим старшеклассникам интересна тема любви и дружбы (30 человек). Стоит заметить, что у молодежи большой интерес вызывают книги в жанре «фэнтези», (18 респондентов). Ребята называли Ника Перумова, Сергея Лукьяненко (его «Дозоры» запомнились многим). На третьем месте - детективы (14 читателей).

Роман – любимый жанр учащихся старшей школы (20 человек). Очевидно, сказывается влияние школьной программы. Комедии по-прежнему любят многие ребята (13 человек). Среди опрошенных учащихся 24 любителя стихотворений.

Выпускников интересует чтение взрослых журналов, таких как «За рулем», «Вокруг света», «Ридерз Дайджест». Девушки называют большое количество дамских изданий («Cosmopolitan», «Elle» и др. ), печатающих статьи о моде.

На вопрос, что для вас интереснее: просмотр телевизора, компьютерные игры или чтение книг учащиеся младшей, средней и старшей школы ответили по-разному.

Для малышей на первом месте чтение книг, на втором -компьютерные игры, а на третьем – телевизионные программы.

В среднем и старшем звене на первом месте - компьютерные игры, на втором – телевизионные программы, и только на третьем месте – чтение книг. Причем, если в средней школе чтение и телевидение набирают почти равное количество голосов, то в старшей школе увлечение телевидением явно преобладает.

Приятно, что одной из самых любимых и интересных передач учащиеся разного возраста считают программу «Самый умный» на канале СТС.

Ребята младшего школьного возраста смотрят в основном мультипликационные фильмы. Подростки предпочитают музыкальные и развлекательные телеканалы. Старшеклассников интересуют информационные и научно-популярные программы.

Компьютер и Интернет большинство ребят используют в качестве источника информации, поэтому называли поисковые системы и образовательные сайты. Свободное время многие гимназисты любят проводить, общаясь в чатах. В каждом доме обязательно есть диски по предметам школьной программы, электронные энциклопедии, а также игровые.

На вопрос, для чего нужны книги, ответили почти все участники анкетирования. Размышления детей отличаются полнотой ответа, самостоятельностью суждений, пониманием проблемы. Приведём примеры некоторых высказываний: Книга – моя маленькая дверь в большой мир; Я читаю, чтобы развивать свое мировоззрение; Книга – спутник жизни; Чтение – свет в конце тоннеля; Настоящая книга, кроме того, что она учит, радует, открывает человеку красоту мира, еще исцеляет душу и тело; Читайте добрые книги, они помогут вам развить самые высокие душевные качества; Для меня книга – средство отдыха души и советчик одновременно; Встреча с книгой – это всегда новые открытия; Чтение - только начало. Творчество жизни – вот цель.

Наше исследование позволяет говорить о развитии ряда тенденций в детском чтении, а также о том, то происходит процесс изменения старой на новую модель освоения детьми книжной культуры.

Тревоги и страхи возникают в связи с тем, что многие взрослые ориентированы, прежде всего, на старую модель «литературной социализации».

Дети, безусловно, читают, но иначе, чем раньше, а также далеко не те произведения, которые были любимы и популярны у их родителей, и, особенно, их дедушек и бабушек.

Заключение

Ученые-книговеды дали десятки определений понятию «книга», но, судя по дискуссиям, так и не сошлись во мнениях.

Л. Н. Толстой считал, что книги помогают «ежедневно входить в общение с мудрейшими людьми мира», Д. Свифт писал, что «книги — дети разума», А. П. Чехов утверждал, что «все бледнеет перед книгами», а Д. Дидро был убежден в том, что «люди перестают мыслить, когда перестают читать». Сотни великих сочли своим долгом сказать доброе слово о книге и чтении — от признания М. Горького «всем хорошим во мне я обязан книгам» до совета Б. Паскаля: «Каждую книгу нужно уметь читать».

Но время течет, технологии меняются, и вот уже мы читаем произведения не только на традиционном бумажном носителе, но и в электронном виде, любую информацию легко находим в Интернете, а новости узнаем не со страниц газет на следующий день, а с экранов телевидения сию минуту.

Уникальность чтения как особого рода человеческой деятельности проистекает из материала литературы — слова. Слово — знак второй сигнальной системы, а не первой, в отличие от остальных видов искусства, которые мы непосредственно видим (живопись), или слышим (музыка), или видим и осязаем (скульптура). В слове собираются все наши ощущения, все восприятия, все чувства.

Особое значение чтения заключается в развитии воображения — основы творчества. Книга рождает и развивает воображение. Без воображения нет предвидения, нет прогресса.

Древние греки о строении атома знали примерно столько же, сколько знаем мы. При этом не было ни микроскопов, ни машин, ни компьютеров. Они обладали только силой воображения.

Сегодня Россия, как никогда, нуждается в новом поколении творческих людей, способных генерировать новые мысли, новые идеи и силой своего мышления изменять наш мир к лучшему.

Креативность мышления для современного человека сегодня — ключ к успешной карьере. Воспитать такое мышление без книги невозможно.

Читатели отличаются от нечитателей уровнем развития интеллекта. Читатели способны мыслить в рамках проблем, схватывать целое и выявлять противоречия и связь явлений, более адекватно оценивать ситуацию, быстрее находить правильные решения, имеют больший объем памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью. Они точнее формулируют, свободнее пишут, легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении. Таким образом, чтение формирует качества наиболее духовно зрелого, просвещенного, культурного и социально ценного человека.

Осознание проблемы функциональной неграмотности позволило понять, что именно она приводит к тому, что в результате недостаточных навыков чтения миллионам людей трудно справиться с ответственностью повседневной жизни.

Чтобы повысить интерес учащихся к чтению, мы проводим рекламу книг на уроках литературы, делаем выставки «новинок», поступающих в библиотеку гимназии, предлагаем детям принимать участие в викторинах, конкурсах, которые проводят газеты и журналы.

В нашей гимназии под руководством учителей русского языка и литературы проводятся интеллектуальные игры «Умники и умницы», которые показывают уровень начитанности учащихся, знаний текста художественных произведений, выявляют общий и литературный кругозор учеников.

Проведя опросы, мы убедились, что если учащиеся не будут читать и вместо раскрытой книги навсегда «вперят» взгляд в монитор компьютера или экран телевизора, исчезнут живой диалог, живое общение. Во всём должна быть мера. Использование готовых материалов, предлагаемых компьютерными программами и телевидением, лишает детей умения фантазировать, способности воображать.

Читая в первый раз книгу, каждый из нас включает своё собственное воображение и в нём, в этом волшебном персональном театре, проигрывает всё то, что читает. Так рождается творческая, душевно богатая личность, так пополняется и богатеет словарный запас ученика.

Благодарим за предоставленную информацию заведующую библиотекой гимназии Зуеву Надежду Александровну.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)