Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Тип лишнего человека в литературе XIX века

Литература. Как много прекрасного и загадочного в этом простом, на первый взгляд, слове.

Многие ошибочно полагают, что литература – это не самый полезный и интересный вид искусства, другие предполагают, что просто чтение книг и то, чему учит нас литература, одно и тоже, но я с этим не могу согласиться.

Литература – это «пища» для души, она помогает человеку задуматься о том, что происходит в мире, обществе, соотнести прошлое и настоящее, и, наконец, она учит человека разбираться в самом себе: в своих чувствах, мыслях и поступках. Литература отражает жизнь прошлых поколений, обогащая наш жизненный опыт.

Я сам недавно, лишь в прошлом году, научился «правильно» читать книги, и с этого момента я стал понимать всю прелесть художественного текста, его тайный смысл. Мне стало легче и проще разбираться в жизни, ведь в действительности, как и в литературе, приходится анализировать свои действия и задумываться над поступками. С этого момента я стал проводить параллели между разными книгами, историческими эпохами, между реальностью и художественным вымыслом. И в своей работе я хочу поделиться своими размышлениями.

Этот реферат является лишь первой частью моего исследования, и в нём я попытался поразмышлять об образах лишних людей в литературе XIX века. На следующий год я намерен продолжить свою работу и сравнить «лишних людей» разных эпох, а точнее эти образы в понимании писателей классической литературы XIX века и авторов постмодернистских текстов XX – XXI веков.

Я выбрал именно эту тему, так как она, как я считаю, актуальна и в наше время. Ведь и сейчас есть люди, похожие на моих героев, они также не согласны с тем, как живет общество, некоторые презирают и ненавидят его; есть люди, которые чувствуют себя в этом мире чужими и одинокими. Многих из них тоже можно назвать «лишними людьми», так как они не вписываются в общий уклад жизни, они признают другие ценности, нежели то общество, в котором они живут. Мне кажется, что такие люди будут существовать всегда, так как наш мир и наше общество не идеальны. Мы пренебрегаем советами друг друга, презираем тех, кто не похож на нас, и пока мы не изменимся – всегда будут такие люди, как Обломов, Печорин и Рудин. Ведь, наверное, мы сами способствуем их появлению, и наш внутренний мир требует чего-либо неожиданного, странного, и мы находим это в других, отличающихся от нас хоть чем-нибудь.

Целью моей работы над рефератом стало выявление сходств и различий персонажей литературы XIX века, названных «лишними людьми». Поэтому задачи, которые я ставлю перед собой в этом году, формулируются так:

1. Подробно «познакомиться» со всеми тремя героями произведений М. Ю. Лермонтова, И. А. Тургенева и И. А. Гончарова.

2. Сравнить всех героев по определенным критериям, таким как: портрет, характер, отношение к дружбе и любви, самооценка; найти сходства и различия между ними.

3. Обобщить образ «лишнего человека», в понимании авторов XIX века; и написать реферат на тему «Тип лишнего человека в литературе XIX века».

Работать над рефератом по данной теме сложно, так как нужно учитывать не только своё мнение, но и мнение известных критиков и литературных изданий. Поэтому для меня при выполнении работы главной литературой стали критическая статья Н. А. Добролюбова «Что такое Обломовщина», которая помогла мне разобраться в характере Обломова, в полной мере посмотреть на его проблемы со всех сторон; книга «М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»», которая показала мне характер и особенности характера Печорина; и книга Н. И. Якушина «И. С. Тургенев в жизни и творчестве», она помогла мне заново открыть для себя образ Рудина.

Определение типа «Лишнего человека» в русской литературе XIX века.

«Лишний человек» - социально – психологический тип, получивший распространение в русской литературе первой половине XIX века: это ,как правило, дворянин, получивший соответственное образование и воспитание, но не нашедший себе места в своей среде. Он одинок, разочарован, ощущает свое индивидуальное и нравственное превосходство над окружающим его обществом и отчуждение от него, не умеет заняться делом, чувствует разрыв между «силами необъятными» и «жалкостию действий». Жизнь его бесплодна, обычно он терпит неудачу и в любви.

Уже по этому описанию понятно, что такой герой мог зародиться в романтическую эпоху и связан с конфликтами, свойственными её герою.

Само понятие «лишний человек» вошло в литературный обиход после того, как в 1850 году вышел «Дневник лишнего человека» И. С. Тургенева. Обычно этот термин употребляется к персонажам романов Пушкина и Лермонтова.

Герой находится в остром конфликте с обществом. Никто его не понимает, он чувствует себя одиноким. Окружающие осуждают его за высокомерие («Все дружбу прекратили с ним. «Все да да нет; не скажет да-с иль нет-с». Таков был общий глас»).

Разочарованность – это, одной стороны, маска романтического героя, с другой стороны – это реальное самоощущение в мире.

Для «лишних людей» характерна бездеятельность, неспособность изменить что-то в собственной жизни и в жизни других людей.

Коллизия «лишнего человека» в каком-то смысле безвыходная. Она осмысляется не только и не столько как культурно-политическая, сколько как историко-культурная экзистенциальная.

Таким образом, зародившись в недрах романтизма, фигура «лишнего человека» становится реалистической. Ранние сюжеты русской литературы, посвященные судьбе «лишнего человека», в первую очередь, открыли возможность для развития психологизма (русского психологического романа).

Своеобразие композиции романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени

"Герой нашего времени" - первый в русской прозе лирико-психологический роман. Поэтому психологическое богатство романа заключено, прежде всего, в образе "героя времени". Через сложность и противоречивость Печорина Лермонтов утверждает мысль о том, что нельзя до конца все объяснить: в жизни всегда есть высокое и тайное, которое глубже слов, идей.

Отсюда одной из особенностей композиции является нарастание раскрытия тайны. Лермонтов ведет читателя от поступков Печорина (в первых трех повестях) к их мотивам (в 4 и 5 повестях) , то есть от загадки к разгадке. При этом мы понимаем, что тайной являются не поступки Печорина, а его внутренний мир, психология.

Автор использует принцип хронологической инверсии (отказ от последовательного изображения). Такая разочарованная позиция в точности соответствует "разочарованной", противоречивой личности человека.

В первых трех повестях ("Бэла", "Максим Максимыч", "Тамань") представлены лишь поступки героя. Лермонтов демонстрирует примеры печоринского равнодушия, жестокости к окружающим его людям, показанным либо как жертвы его страстей (Бэла) , либо как жертвы его холодного расчета (бедные контрабандисты).

Почему же судьба героя так трагична?

Ответом на этот вопрос является последняя повесть "Фаталист". Здесь решаются уже проблемы не столько психологические, сколько философские и нравственные.

Повесть начинается с философского спора Печорина с Вуличем о предопределении человеческой жизни. Вулич сторонник фатализма. Печорин же задается вопросом: "Если точно есть предопределения, то зачем же нам дана воля, рассудок? " Этот спор проверяется тремя примерами, тремя смертельными схватками с судьбой. Во-первых, попытка Вулича убить себя выстрелом в висок, окончившийся неудачей; во-вторых, случайное убийство Вулича на улице пьяным казаком; в-третьих, отважный бросок Печорина на казака убийцу. Не отрицая саму идею фатализма, Лермонтов приводит к мысли о том, что нельзя смиряться, быть покорным судьбе. Таким поворотом философской темы автор избавил роман от мрачного финала. Печорин, о смерти которого неожиданно сообщается в середине повествования, в этой последней повести не только спасается от, казалось бы, верной гибели, но и впервые совершает поступок, приносящий пользу людям. И вместо траурного марша в финале романа звучат поздравления с победой над смертью: "офицеры меня поздравляли - и точно было с чем ".

«Славный был малый, только немножко странен»

Один из героев моей работы – человек неординарный и странный – Печорин. У него очень необычная судьба, ему свойственно критическое отношение не только к миру, окружающему его, но и к самому себе.

Печорин был очень странным человеком, и эта странность, как мне кажется, зародилась на ранних этапах его жизни. Печорин сформировался как личность в тех кругах дворянской интеллигенции, где было в моде осмеивать все искренние проявления бескорыстной человечности. И это наложило отпечаток на формирование его характера. Это калечило его морально, убивало в нём все благородные порывы: «Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собою и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки я хоронил в глубине сердца; они там и умерли Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я её отрезал и бросил».

Внешне, в частности его лицо, Печорин больше походит на мертвеца, нежели на живого человека. Мёртвенно-бледные черты его лица говорят нам о блеклости, тяжести и рутинности его жизни, а белые, нежные белые руки говорят совершенно об обратном: о легкой, спокойной и беззаботной жизни барина. Походка его барская величественная, но в тоже время робкая, это видно по рукам героя: во время ходьбы, его руки всегда прижаты к телу и не позволяют себе вальяжного поведения, а это первый признак того, что обладатель сей походки что-либо скрывает, либо он просто застенчив и робок. Печорин всегда одевался со вкусом: всё в его наряде говорило, что он из знатной семьи, и это очень поразило меня, ведь Печорин презирает общество, его устои, и традиции, а в одежде он наоборот подражает ему. Но всё же потом, проанализировав характер Печорина, я пришел к выводу, что герой боится общества, боится быть смешным.

Внешний мир Печорина, подстать портрету, очень противоречив. С одной стороны, он предстает перед нами эгоистом, подминающим мир под себя. Нам кажется, что Печорин для своего удовольствия может использовать чужую жизнь и любовь. Но, с другой стороны, мы видим, что герой это делает не умышленно, он осознает, что приносит окружающим одни несчастья, но он не может быть один. Ему трудно переживать одиночество, его влечёт к общению с людьми. Например, в главе «Тамань» Печорин хочет разгадать тайну «мирных контрабандистов», не зная, чем они занимаются. Его притягивает всё неизвестное. Но попытка сближения оказывается напрасной для Печорина: контрабандисты не могут признать его своим человеком, поверить ему, и разгадка их тайны разочаровывает героя.

От всего этого Печорин приходит в бешенство и признается: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его». После этих слов нам становится действительно жалко его, мы видим в нем жертву, а не виновника обстоятельств.

Противоречие желаний и действительности стали причиной горечи и самоиронии Печорина. Он жаждет от мира слишком многого, но реальность оказывается куда страшнее иллюзии. Все действия героя, все его порывы, восхищение пропадают впустую за неумением действовать. И все эти происшествия наводят Печорина на размышления, его беспокоит то, что его единственным предназначением является разрушение чужих надежд и иллюзий. Даже к своей жизни он относится равнодушно. Лишь только любопытство, ожидание чего-то нового волнует его, только это заставляет его жить и дожидаться следующего дня.

По иронии судьбы Печорин всегда попадает в неприятные и опасные приключения. Так, например, в главе «Тамань» его селят в доме, тесно связанным с контрабандистами, и Печорин, как не странно, узнает это, и его влечет знакомство с этими людьми. Но они его не принимают, испугавшись за свою жизнь, и уплывают, оставив одних беспомощную старуху и слепого мальчика.

Далее, если следовать сюжету, Печорин попадает в Кисловодск - это тихий провинциальный город, но и там Печорин умудряется найти приключения. Он встречает своего старого знакомого, с которым познакомился в действующем отряде, Грушницкого. Грушницкий очень самовлюблённый человек, он хочет выглядеть героем в чужих глазах, особенно в глазах женщин. Именно здесь Печорин наконец-то встречает человека, интересного и близкого по суждениям и взглядам: доктора Вернера. Вернеру Печорин раскрывает всю свою душу, делится своим мнением об обществе. Герою интересно с ним, они стали настоящими друзьями, ведь лишь с друзьями можно делиться самым дорогим: своими чувствами, мыслями, своей душой. Но самое главное, Печорин в этой главе заново обрёл свою настоящую любовь – Веру. Вы, наверное, спросите; а как же княжна Мери и Бэла? Княжну Мери он воспринимал как «материал», который нужен ему в эксперименте: узнать, насколько сильно его влияние на сердца неискушенных в любви девушек. Скуки ради затеянная игра привела к трагическим последствиям. Но разбуженные чувства превратили Мери в добрую, нежную, любящую женщину, покорно принявшую свою участь и смирившуюся с обстоятельствами: «Моя любовь никому не принесла счастья» - утверждает Печорин. С Бэлой всё намного труднее. Встретив Бэлу, Печорин уже не был тем наивным юнцом, которого могла обмануть девушка из «Тамани», та самая из стана «мирных контрабандистов», приглянувшаяся Печорину. Он знал любовь, он предвидел все подводные камни этого чувства, он уверял себя, что «любил для себя, для собственного удовольствия удовлетворял странную

8 потребность сердца, с жадностью поглощая их радости и страдания».

А Бэла впервые полюбила мужчину. Подарки Печорина смягчили испуганное сердце Бэлы, а известие о его смерти выполнили то, на что не способны были никакие подарки: Бэла бросилась на шею Печорина и зарыдала: «он часто грезился ей во сне и ни один мужчина никогда не производил на нее такого впечатления». Казалось, счастье достигнуто: рядом любимый человек и Максим Максимыч, по-отечески заботящийся о ней. Четыре месяца пролетели, и в отношениях двух героев наметился разлад: Печорин стал уходить из дома, задумывался, грустил. Бэла была готова к решительным мерам: «Если он меня не любит, то кто ему мешает отослать меня домой?» Откуда её было знать, что творится на душе у Печорина: «Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барышни, невежество и простодушность одной также надоедают, как и кокетство другой». Как объяснить влюбленной девушке, что этому столичному офицеру скучно с ней. И, возможно, смерть была единственным решением, при котором честь и достоинство юной дикарки могли бы сохраниться. Разбойничий удар Казбича лишил не только жизни Бэлу, но и лишил покоя Печорина на всю оставшуюся жизнь. Он любил её. Но всё же Вера – это единственная женщина, которая любит и понимает героя, это женщина, которую спустя годы Печорин всё ещё любит и не мыслит остаться без неё. Она дает ему силы и всё прощает. В её сердце живет большое, чистое чувство, которое приносит много страданий; Печорину же без её любви совсем горько. Он уверен в том, что Вера есть и всегда будет, она его ангел-хранитель, его солнце и свежий ветер. Печорин ревнует Веру к мужу, не скрывая обиды. После долгой разлуки с Верой, Печорин, как прежде, услышал трепет своего сердца: звуки её милого голоса возродили не остывшие с годами чувства. А, простившись с ней, он понял, что ничего не забыл: «Сердце мое болезненно сжалось, как после первого расставания. О, как я обрадовался этому чувству!». Печорин скрывает свою боль, и только в дневнике признается себе, как дорого ему это чувство: «Уж не молодость ли хочет вернуться ко мне опять, или это только её прощальный взгляд, последний подарок на память?». Вера единственная, кто понимает весь трагизм его отчужденности, вынужденного одиночества. Прощальное письмо Веры убило в нем надежду, на мгновение лишило его разума: « При возможности потерять её навеки, Вера стала для меня дороже всего на свете, дороже жизни, чести, счастья». Слезы отчаяния поднимают в глазах читателей Веру, скромную женщину, сумевшую добраться до сердца Печорина, у которого после её отъезда «душа обессилела, рассудок замолк».

Печорин прототип «лишнего человека» своего времени. Он был недоволен обществом, а точнее он его ненавидел за то, что оно сделало из него «нравственного калеку». Он должен жить, нет, скорее, существовать в этом мире, как он сам его называет: «Стране господ, стране рабов».

Герой романа глазами постороннего человека, странствующего офицера, увиден в трудный для Печорина момент: чувства как будто покинули его лицо, он устал от жизни, от вечных разочарований. И всё же этот портрет не будет главным: всё важное, что было скрыто от людей, окружавших его, живших рядом с ним, любивших его, предано самим Печориным. Как здесь не воскликнуть:

отчего не понял свет

Великого, и как он не нашёл

Себе друзей, и как любви привет

К нему надежду снова не привел?

Он был её достоин.

Пройдёт немало лет, а неразгаданный Печорин будет волновать сердца читателей, будить их мечты и заставлять действовать.

Герои тургеневского романа. Время в романе.

Центром романов И. С. Тургенева становится личность, принадлежащая к числу русских людей культурного слоя – образованным, просвещенным дворянам. Поэтому тургеневский роман ещё называют персональным. И поскольку он являлся художественным «портретом эпохи», то герой романа, как часть этого портрета, так же воплощал наиболее характерные особенности своего времени и своего сословия. Таким героем является Дмитрий Рудин, которого можно расценить как тип «лишних людей».

В творчестве писателя проблема «лишнего человека» займёт достаточно большое место. Как бы жёстко не писал Тургенев о характере «лишнего человека», главный пафос романа заключался в прославлении неугасимого рудинского энтузиазма.

Трудно сказать, какое время доминирует в романах. В конечном итоге всё описываемое в романах Тургенева поверялось непреходящим, вечным, всегдашним, тогда как время историческое открывало «насущное, нужное, безотлагательное» в настроениях русской жизни и делало произведения писателя острозлободневным.

«Первое препятствие, и я рассыпался»

Романы И. С. Тургенева заключают в себе своеобразную полувековую историю русской интеллигенции. Писатель быстро угадывал новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное сознание, и в своих произведениях непременно обращал (сколько позволяли обстоятельства) внимание на вопрос, стоявший на очереди и уже смутно "начинавший волновать общество".

Романы Тургенева насыщены фактами идеологии, культуры, искусства — ими художник помечал движение времени. Но главным для Тургенева всегда оставался новый тип человека, новый характер, непосредственно отражавший влияние исторической эпохи на человеческую личность. Поиски героя — вот что руководило романистом в изображении разных поколений русской интеллигенции.

Герой у Тургенева взят в наиболее ярких проявлениях. Любовь, деятельность, борьба, поиски смысла жизни, в трагических случаях гибель — так в самые значительные моменты выявляется характер героя и определяется его человеческая ценность.

Рудин производит с первого же раза впечатление "человека замечательного", необыкновенного. Нельзя отнести это на счет его внешности: "Вошел человек лет тридцати пяти, высокого роста, несколько сутуловатый, курчавый, смуглый, с лицом неправильным, но выразительным и умным, с жидким блеском в быстрых темно-синих глазах, с прямым широким носом и красиво очерченными губами. Платье на нем было не ново и узко, словно он из него вырос". Ничто, казалось, не располагало в его пользу. Но очень скоро присутствующие ощущают резкую незаурядность этой новой для них личности.

Впервые знакомя читателя с героем, Тургенев представляет его как “опытного говоруна”, обладающего “музыкой красноречия”. В своих речах Рудин клеймит позором лень, говорит о высоком предназначении человека, мечтает о том, чтобы Россия была просвещенной страной. Тургенев отмечает, что его герой “не искал слов, а слова сами послушно приходили к нему на уста, каждое слово лилось прямо из души, пылало жаром убеждения”. Рудин не только оратор и импровизатор. На слушателей действует его увлеченность исключительно высшими интересами. Человек не может, не должен подчинять свою жизнь только практическим целям, заботам о существовании, утверждает Рудин. Просвещение, наука, смысл жизни — вот о чем говорит Рудин так увлеченно, вдохновенно и поэтично. Силу воздействия Рудина на слушателей, убеждение словом ощущают все персонажи романа. Рудин занят исключительно высшими вопросами существования, он очень умно рассуждает о самопожертвовании, но, в сущности, сосредоточен только на своем "я".

Рудин, как все тургеневские герои, проходит через испытание любовью. Это чувство бывает у Тургенева то светлым, то трагичным и разрушительным, но всегда это сила, обнажающая истинную натуру человека. Здесь-то и обнаруживается "головной", надуманный характер увлечения Рудина, недостаток у него естественности и свежести чувств. Рудин не знает ни себя, ни Натальи, принимая ее поначалу за девочку. Как очень часто у Тургенева, героиня поставлена в любви выше героя — цельностью натуры, непосредственностью чувства, безоглядностью в решениях. Наталья, в свои восемнадцать лет, без всякого жизненного опыта, готова бросить дом и против желания матери соединить судьбу с Рудиным. Но в ответ на вопрос: "Как вы думаете, что нам надобно теперь делать?" — она слышит от Рудина: "Разумеется, покориться". Много горьких слов бросает Наталья Рудину: она упрекает его в малодушии, трусости, в том, что его высокие слова далеки от дела. "Как я был жалок и ничтожен перед ней!" — восклицает Рудин после объяснения с Натальей.

В первом же разговоре Рудина с Натальей раскрывается одно из главных противоречий его характера. Только что накануне Рудин говорил так вдохновенно о будущем, о смысле жизни, и вдруг предстает перед нами усталым человеком, не верящим ни в свои силы, ни в сочувствие людей. Правда, достаточно возражения удивленной Натальи — и Рудин корит себя за малодушие и вновь проповедует необходимость делать дело. Но автор уже заронил в душу читателя сомнение в том, что слова Рудина согласуются с делом, намерения — с поступками.

Развитию отношений Рудина и Натальи предшествует в романе история любви Лежнева, в которой Рудин сыграл важную роль. Самые лучшие намерения Рудина привели к обратному результату: взяв на себя роль наставника Лежнева, он отравил ему радость первой любви. После рассказа об этом читатель подготовлен и к финалу любви Натальи и Рудина. Рудина невозможно упрекнуть в притворстве — он искренен в своем увлечении так же, как потом будет искренен в раскаянии и в самобичевании. Беда в том, что "с одной головой, как бы она сильна ни была, человеку трудно узнать даже то, что в нем самом происходит. ". И вот развертывается история, в которой герой романа теряет на время героические черты.

Писателем описывается эпизод из жизни героя, когда он хотел сделать реку судоходной. Однако у него ничего не вышло, так как владельцы мельниц провалили его замысел. Ничего не получилось и с педагогической деятельностью, и с агрономическими преобразованиями в деревне. И все неудачи Рудина оттого, что в самые ответственные моменты он “пасует” и уходит на задний план, боится принимать какие-то серьезные решения, активно действовать. Он теряется, падает духом, а любое препятствие делает его безвольным, неуверенным в себе, пассивным.

Особенно ярко отмеченная черта Рудина проявляется в эпизоде последней встречи с Натальей Ласунской, которая со всей горячностью, любящею сердца надеется на понимание и поддержку со стороны любимого человека, на его смелый и отчаянный шаг, на такую же ответную реакцию. Но Рудин не может по достоинству оценить ее чувства, он не в состоянии оправдать надежд, боится ответственности за чужую жизнь и советует “покориться судьбе”. Своим поступком герой еще раз подтверждает мысль Лежнева о том, что на самом деле Рудин “холоден, как лед” и, играя в опасную игру”, “волоска не ставит на карту — а другие ставят душу”. Что же касается хрупкой, восемнадцатилетней Натальи, которую все считали еще юной, почти ребенком, и неопытной, то она оказалась куда сильнее и разумнее Рудина, сумела разгадать его сущность: “Так вот как вы применяете на деле ваши толкования о свободе, о жертвах. ”.

Тургенев изобразил в романе типичного представителя молодой дворянской интеллигенции, указав на то, что это люди талантливые, честные, обладающие незаурядными способностями. Однако, по мнению автора, они еще пока не в состоянии решать сложные исторические задачи, у них недостаточно силы воли и уверенности для того, чтобы оставить значительный след для возрождения России.

Творческая история романа «Обломов»

По свидетельству самого Гончарова, план «Обломова» был готов ещё в 1847 году, то есть фактически сразу после публикации «Обыкновенной истории». Такова уж особенность творческой психологии Гончарова, что всё его романы как бы одновременно выросли из общего художественного ядра, являясь вариантами одних и тех же коллизий, сходной системы персонажей, похожих характеров.

Дольше всего – до 1857 года – писалась и дорабатывалась I часть. На этой стадии работы роман назывался «Обломовщина». Действительно, и по жанру, и по стилю I часть напоминала донельзя растянутую композицию физиологического очерка: описание одного утра петербургского барина-«байбака». В ней нет фабульного действия, много бытового и нравоописательного материала. Словом, «обломовщина» в неё выдвинута на первый план, Обломов оставлен на втором.

Последующие три части, вводящие в сюжет антагониста и друга Обломова Андрея Штольца, а также любовную коллизию, в центре которой пленительный образ Ольги Ильинской, как бы выводят характер заглавного героя из состояния спячки, помогают ему раскрыться в динамике и, таким образом, оживляют и даже идеализируют нарисованный в I части сатирический портрет Обломова. Недаром только с появлением в черновой рукописи образов Штольца и особенно Ольги работа над романом пошла семимильными шагами: «Обломов» вчерне был закончен всего за каких-то 7 недель во время заграничного путешествия Гончарова летом – осенью 1857 года.

«Добряк должен быть, простота»

Следующий герой моей работы – Илья Ильич Обломов из одноименного романа И. А. Гончарова.

Свой главный роман Гончаров строил как медленное, обстоятельное развертывание обломовского характера. Одна за другой возникают в нём и затем ширятся, звучат всё настойчивей ведущие темы, вбирая в себя всё новые мотивы и их вариации. Прославившийся своей живописностью и пластичностью, Гончаров в композиции и смысловом движении романов удивительно точно следует законам музыкального построения. И если «Обыкновенная история» подобна сонате, а «Обрыв» - оратории, то «Обломов» - настоящий инструментальный концерт, концерт чувств.

Что в нём разрабатывается по меньшей мер две значимые темы, заметил ещё Дружинин. Критик видел двух Обломовых. Есть Обломов «заплесневевший, почти гадкий», «засаленный, нескладный кусок мяса». И есть Обломов, влюблённый в Ольгу и «сам разрушающий любовь избранной им женщины и плачущий над обломками своего счастья», Обломов, который «глубоко трогателен и симпатичен в своем грустном комизме». Между этими Обломовыми пропасть и одновременно напряжённое взаимодействие, борьба «обломовщины» с «истинной деятельного жизнью сердца», то есть с настоящей личностью Ильи Ильича Обломова.

Ну обо всём по порядку.

Обломов родился в своем родовом имении – Обломовке. Родители его очень любили, даже чересчур: мать всегда слишком опекала сына, не давала ему и шагу ступить без присмотра, сдерживая весь его юношеский азарт внутри. Он был единственным ребенком в семье и его баловали, всё ему прощали. Но как бы не старались родители, они не смогли дать своему сыну столь нужных качеств, которые пригодились бы ему во взрослой жизни, видимо они были настолько влюблены в собственного сына, что боялись перегрузить, обидеть или расстроить своего ребёнка. В детстве Обломов слышал лишь приказы, отдаваемые его родителями слугам, он не видел их действий, и поэтому в голове маленького Обломова затаилась фраза: «Зачем что-либо делать, если за тебя это могут сделать другие». И вот наш герой взрослеет, а это фраза всё преследует его.

Мы знакомимся с Обломовым в его квартире на Гороховой улице. Илья Ильич предстает перед нами человеком лет тридцати двух – трех, лежащим на диване. В его квартире повсюду беспорядок: книги разбросаны и все запылились, тарелки, видимо, уже несколько дней лежат не мытыми, везде пыль. Обломову это не мешает, для него главное покой и безмятежность.

Он лежит на диване в своем потрёпанном, горячо любимом халате и мечтает. Гончаров взял образ этого халата из реальной жизни: его друг, поют П. А. Вяземский, получив направление в варшавскую канцелярию Новосильцева и, расставаясь со своей московской жизнью, написал прощальную оду своему халату. Для Вяземского этот халат олицетворял личную независимость, столь ценимую вольнолюбивым поэтом, аристократом. Не потому ли и Обломов дорожит своим халатом? Не видит ли он в этом одеянии некий полустёршийся символ внутренней свободы – вопреки тщете и несвободе окружающей действительности. Да, для Обломова это символ некой свободы, царившей где-то в его внутреннем мире, далеком от идеала, это своеобразный протест обществу: «Халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намёка на Европу, без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него».

Халат довольно лаконично сочетался с внешностью героя: «Это был человек лет тридцати двух – трёх от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно – серыми глазами, но с отсутствием всякой определённой идеи Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глаза потом совсем пропадала, и тогда во всём лице теплился ровный свет беспечности». Сам образ Обломова навивает читателю скуку и безмятежность. Весь образ жизни героя отражается на его лице: он лишь мыслит, но не действует. Внутри Обломов великий человек, поэт, мечтатель, но он ограничивается лишь своим внутренним миром, он практически ничего не предпринимает ралли реализации своих целей и идей.

Обломов не понимает общество, не понимает эти светские беседы, которые не приносят ничего полезного, кроме слухов, эти званные вечера, где все друг у друга на виду и каждый норовит унизить чем-либо другого. Но всёже это не мешает Обломову общаться, не дружить, а именно общаться, со светскими людьми, такими как Волков, Судьбинский или Алексеев. Все эти люди настолько разные и столь сильно отличаются от Обломова, что их знакомство кажется странным. Например, Волков – человек светский, не мыслящий жизни без балов и светских ужинов, а Судьбинский – человек, помешанный на службе, позабывший свою личную жизнь ради карьеры, Обломов, удивляясь такому поступку говорит, что работа и так тяжкий труд, а тут ещё нужно тратить свои силы и время на карьерный рост, ну уж нет. Но Судьбинский уверяет, что цель его жизни – это работа.

Но всё же есть человек по-настоящему близкий и дорогой Обломову – это Штольц, человек странный, идеальный и из-за этого кажется, что нереальный. Критик Н. Д. Ахшарумов говорил о нём так: «Во всём, что касается Штольца, есть что-то призрачное. Издали посмотреть – как полна кажется его жизнь!

Труды и заботы, обширные предприятия и затеи но подойдите поближе и вглядитесь попристальнее, и вы увидите, что всё это пуф, воздушные замки, построенные на кредит из пены мнимого противоречия В сущности ему нужен был только контраст, а там что за беда, что против материального существа выступит тень?» Утверждая нереальность Штольца, Ахшарумов наводит нас на мысль о том, что не есть ли Штольц ещё одним сном Обломова. Ведь Штольц объединял в себе всё-то, к чему стремился обломов: расчетливый, трезвый ум, всеобщая любовь и восхищение. Обломов испытывал симпатию и восхищение лишь к Штольцу, а почему, к примеру, не к Волкову, тот тоже пытался «оживить» Обломова, звал его в «свет», но всёже Обломов выбрал Штольца, не это ли подтверждает на их связь, связь на каком-то внутреннем уровне?

Характер Обломова нам помогают понять те люди, с которыми он общается, у каждого из них свои просьбы, проблемы, и благодаря этому мы можем наблюдать Обломова с разных сторон, что в свою очередь дает нам наиболее полное представление о характере главного героя. Так, например, Судьбинский помогает нам понять, какого же отношение Обломова к карьере и работе: Илья Ильич не понимает, как можно жертвовать всем ради карьерного роста.

Одной из самых главных частей романа я считаю «Сон Обломова», именно в нем герой видит настоящего себя, в ней мы понимаем истоки Обломова и «обломовщины». Илья Ильич засыпает на мучительном, неразрешимом вопросе: «Отчего я такой?». Разум и логика бессильны были дать на него ответ. Во сне ему отвечают память и привязанность к породившему его дому. Под всеми слоями обломовского существования находится источник живой и чистой человечности этого мира. От источника этого вытекают главные свойства обломовской натуры. Этот источник, нравственная и эмоциональная сердцевина обломовского мира – мать Обломова. «Обломов, увидев давно умершую мать, и во сне затрепетал от радости, от жаркой любви к ней: у него, у сонного, медленно выплыли из-под ресниц и стали неподвижно две теплые слезы». Сейчас перед нами лучший, чистейший, истинный Обломов.

Таким он и остается в своей любви к Ольге Сергеевне. Потому-то он и не стремится связать Ольгу какими-либо узами, он хочет просто сильной и чистой любви. Именно поэтому Обломов пишет Ольге прощальное письмо, в котором говорит, что её чувства к нему это всего лишь ошибка неопытного сердца. Но Ольга лукавит. Она не столь проста и наивна, как поначалу кажется герою. Она трактует письмо Обломова по-своему, совсем иначе: «В письме этом, как в зеркале, видна ваша нежность, ваша осторожность, забота обо мне, боязнь за моё счастье всё, что указал мне в вас Андрей Иваныч, и что я полюбила, за что забываю вашу лень апатию Вы высказались там невольно: вы не эгоист Илья Ильич, вы написали совсем не для того, чтоб расстаться – этого вы не хотели, а потому, что боялись обмануть меня это говорила честность».

В этих словах заключена правда, которую Ольга скрывала, чтобы возбудить в Обломове энергию чувства и деятельность. Однако чувство Обломова к Ольге совсем иное, чем то ждет и рассчитывает героиня. Обломов прежде всех и более всех любил свою мать. Он верен этой любви и доныне безотчетно ищет мать в Ольге. Не случайно в её чувстве он ловит и отмечает оттенки материнской нежности к нему. Но найдет он свой идеал женщины не в Ольге, а в Агафье Матвеевне, которая от природы наделена способностью к материнской бескорыстности и всепрощающей любви. Вокруг неё и создает Обломов всю обстановку родного дома, где в прошлом царила мать. Так возникает новая Обломовка.

Самый главный вопрос романа звучит так: « Идти вперёд или остаться?» - вопрос, который для Обломова был «глубже гамлетовского».

Сравнение всех трех героев реферата.

Все герои моей работы относятся к типу «лишних людей». Именно это их сближает. Они очень похожи друг на друга. Их лица вечно задумчивые, по ним видно, что внутри героев постоянно идет борьба, но они не показывают её. Их глаза всегда бездонны, глядя на них, человек тонет в океане безмятежности и безразличии, как говорят: «Глаза – зеркало души», значит их души, их внешний мир тоже одинаков? Они все страдают из-за любви, любви к женщинам, с которыми им не суждено быть в силу роковых обстоятельств или по воли злого рока.

Все персонажи критично относятся к себе, они видят в себе недостатки, но не могут их изменить. Они винят себя за свои слабости и хотят преодолеть их, но это невозможно, так как без этих изъянов они потеряют привлекательность для читателя, потеряется идейный смысл произведения. Они не способны к каким-либо действиям, кроме Печорина, лишь он переступает эту жанровую планку. Все герои ищут смысл жизни, но так и не находят его, потому что его нет, мир ещё не готов принять в себя таких людей их роль в обществе ещё не определилась, так как они появились слишком рано.

Они осуждают и презирают общество, которое их породило, они не принимают его.

Но всё же между ними есть несколько различий. Так, например, Обломов находит свою любовь, пусть и не стой, о которой мечтал. А Печорин, в отличие от остальных героев, не страдает неспособностью действовать, он наоборот старается сделать как можно больше в жизни, его слова не расходятся с мыслями, но у него есть одна черта характера, которая круто отличает его от остальных персонажей: он очень любопытен, и именно это заставляет Печорина действовать.

Но всё же самое главное сходство между ними – всё они в конечном итоге умирают раньше положенного срока, так как они, как бы не старались, не могут жить в этом мире, в этом обществе. Мир не готов принять таких, координально новых людей.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)