Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Тема материнства в современной русской литературе

Изученные на уроке внеклассного чтения рассказы Ирины Полянской <<Мама>> и Людмилы Петрушевской <<Страна>> заставили меня о многом задуматься. Прежде всего я обратила внимание, как потрясающе просто и ёмко изображают писательницы таких разных героинь. Ещё я подумала о том, что литература - это отражение действительности, а современная литература - это отражение той действительности, частичкой которой являюсь и я. Во время осмысления поднятых в рассказах проблем и появилось желание выяснить, как раскрывается тема материнства в литературе и в искусстве в целом. Эта тема мне близка, так как у меня есть мама, которую я очень сильно люблю. Тема очень актуальна не только лично для меня. В наши дни особенно часто приходится слышать о проблемах, связанных с материнством. Не проходит дня, чтобы телевидение не сообщало о жестоком обращении родителей со своими приёмными детьми. В такой момент мне снова и снова хочется перечитать рассказ Ирины Полянской - своеобразный гимн материнству. Один из этапов исследовательской деятельности включал в себя анкетирование. Респондентами стали мои сверстники, учащиеся 8-11 классов. Из 36 опрошенных девушек на вопрос <<Планируете ли вы в будущем стать матерью?>> лишь одна (2,7%) ответила <<Нет>>. Но я объясняю это возрастными амбициями: со временем и к ней придёт осознание необходимости выполнить своё природное предназначение. Такие результаты анкетирования говорят сами за себя и подтверждают актуальность выбранной темы. С мамы начинается вся наша жизненная история. <<Мама>> - первое слово каждого ребёнка. Мама - это символ любви, преданности, веры, она хранительница семейного очага. Казалось, обычные утверждения, не требующие доказательства, но вы только прислушайтесь к ним. В них есть что-то, что притягивает, интересует и даже радует нас. В своём небольшом исследовании я хочу показать, насколько волновала человека эта тема во все времена. Кроме этого, для меня немаловажно знать, как относятся к материнству мои сверстники.

Новизна решаемой задачи заключается в стремлении через сопоставительный анализ рассказов И. Полянской и Л. Петрушевской рассмотреть такие различные трактовки темы материнства. Безусловно, тема материнства является одной из ведущих тем мирового искусства во все времена, но мы постараемся оригинальными путями проследить, насколько отражена современная нам действительность в русской литературе последнего десятилетия.

2. Краткая аннотация.

В своей работе я постаралась показать, насколько актуальна тема материнства в живописи, литературе и музыке. А сопоставительный анализ рассказов И. Полянской и Л. Петрушевской помог мне проследить отражение современной мне действительности в русской литературе. Кроме этого, я выяснила отношение моих сверстников к вопросам материнства. Опрос подтвердил мои размышления об актуальности данной темы для каждого живущего на земле человека.

3. Цели и задачи исследования

Цель: Проследить особенности раскрытия темы материнства в современной русской литературе на примере рассказов И. Полянской <<Мама>> и Л. Петрушевской <<Страна>>.

Художники разных стран воспели самое святое на Земле - Мать. На выставках часто пред - ставляют репродукции картин Владимирской Божьей Матери, мадонн Леонардо да Винчи, Рафаэля, С. Боттичелли, К. С. Петрова-Водкина, А. А. Пластова.

На репродукциях картин итальянских художников эпохи Возрождения - Дева Мария, мать Иисуса Христа, именно она стала покровительницей всех матерей. Тема Богоматери широко распространена в иконописи.

Леонардо да Винчи. Мадонна Бенуа.

Около 1478 года. Масло, дерево. Леонардо да Винчи. Мадонна Литта. Около 1490 года.

Рафаэль. Сикстинская мадонна. 1515-1519 гг. Картинная галерея. Дрезден.

Владимирская икона Богоматери.

Третьяковская галерея.

К. С. Петров-Водкин. <<1918 год в Петрограде>>. 1920 год. Третьяковская галерея.

Сандро Боттичелли. Голова Мадонны. Фрагмент.

А. А. Пластов. <<Мама>>. 1964. Третьяковская галерея.

2. Тема материнства в литературе

Есть такая миссия на Земле, которая целиком принадлежит женщине: стоять у колыбели, бороться с любыми напастями, вводить маленького человека в мир и помогать делать ему пер - вые шаги. Именно это вдохновляет писателей, поэтов на создание образа матери словом и звуками.

Ещё до появления письменности русский народ создал фольклор. Во всех жанрах устного народного творчества раскрывается тема материнства: сказки, колыбельные и обрядовые песни, пословицы и поговорки. Современным людям остаётся лишь восхищаться мудростью и остроумием наших предков:

* При солнце тепло, а при матери добро.

* Нет такого дружка, как родная матушка.

* Мать кормит детей, как земля людей.

* Мать праведна - ограда каменна.

* Возлюбленная любит всего сильнее, жена всего лучше, а мать - всего дольше.

* Без отца - полсироты, а без матери - и вся сирота.

В творчестве русских поэтов и писателей несложно найти произведения, воспевающие мать. Сюда можно отнести автобиографические произведения Л. Н. Толстого, А. М. Горького, И. А. Бунина, С. А. Есенина.

. О вера наших матерей,

Вовек не знающая меры.

Святая, трепетная вера

В нас, подрастающих детей.

Ее, как свет в березняке,

Не вытравит ничто на свете:

Ни единицы в дневнике,

Ни злые жалобы соседей.

Уж матери - такой народ -

Вздохнут, нас долгим взглядом смеря:

<<Пусть перебесятся.

Пройдет>>, -

И снова верят, верят, верят.

Как верят матери одни,

Взыскательно и терпеливо.

И - не крикливые - они

Не почитают это дивом.

А просто нипочем года

Их вере, трепетной и нежной.

Вот только мы-то не всегда

Оправдываем их надежды.

Виктор Коротаев

В книге <<Учебник жизни>> священник Артемий Владимиров пишет: <<Мама. Именно это слово первым произносят младен - ческие уста. И немудрено. Ведь мать составляет с ребенком еди - ный организм: не из рук, а от груди материнской мы питаемся первые месяцы нашей жизни, находясь в полной зависимости от родившей нас.

Какими бы взрослыми, сильными, умными, красивыми мы ни стали, как бы далеко жизнь не увела нас от родительского крова, мама всегда останется для нас мамой, а мы - ее детьми, слабости и недостатки которых никто не знает лучше, чем она.

И никто, конечно, не сумеет пожалеть, а вместе с тем и пожу - рить нас так, как это делает мама. Выговаривая нам, она желает не обидеть нас, но исправить. Вот почему с возрастом даже мамины шлепки мы вспоминаем с благодарностью, ибо и гневается она на нас всегда с любовью>>.

Образ матери в современной и народной музыке

О матерях сложено много песен. Их поют на всех языках, во всех концах Земли:

Пусть всегда будет солнце,

Пусть всегда будет небо,

Пусть всегда будет мама,

Пусть всегда буду я.

Лев Ошанин

Слова этой песни знает каждый. И они не обманывают нас: мама будет всегда! Но не всегда она будет рядом. Вот почему необходимо сей - час, с сегодняшнего дня учиться любить маму так, чтобы эта любовь насытила ее и наше сердце и связала вас такими тесны - ми узами, которые окажутся сильнее самой смерти.

Весть из отчего предела

Отодвинет все дела.

Только б мама не болела,

Долго-долго бы жила.

Н. Рыленков

Большое количество старинных народных песен посвящено материнству. Примечательно, что слова песни <<Оренбургский пуховый платок>>, написанные В. Боковым, давно уже считаются народными. В ‌‌‌‌‌‌XXI веке в музыке появляются новые направления: популярная музыка, рэп, хип-хоп. Но даже в наш век новых технологий незыблемым остаётся такое общечеловеческое понятие, как материнство, эта тема остаётся актуальной во все времена:

Целуйте руки матерям, пока не поздно,

Ведь времени ничтожно мало.

Чтоб не пришлось у гроба припадать к рукам,

Целуйте руки матерям.

Таким образом, мы убедились, насколько широко используется тема материнства в искусстве. Она является основой для создания шедевров композиторами, писателями, художниками, иконописцами. Тема материнства вдохновляет талантливых людей на создание произведений искусства.

Тема материнства в современной литературе

На основе рассказов И. Полянской <<Мама>> и Л. Петрушевской <<Страна>> мы выявим то, насколько мамы бывают разные, какое отношение к своим детям они могут проявлять.

Об авторах

Родилась в Москве в 1938 году. Окончила МГУ. Литературным творчеством начала заниматься после 25 лет. Петрушевская полагает, что задача писателя - честно ставить вопросы, даже не самые приятные, чтобы побудить людей задуматься о себе, о своей нравственной, человеческой состоятельности.

Ирина Полянская

Родилась 22 февраля 1952 года в городе Касли Челябинской области. Окончила Ростовское театральное училище и Литинститут. В Литературном институте она занималась не только прозой, но и поэзией. Её первые произведения были опубликованы в середине 1980-х годов. Рассказ <<Утюжок и мороженое>> был удостоен премии Юрия Казакова за 2003 год. Полянская умела жестко и определенно говорить о страшном, строго судить своих героев, напоминать о трагичности нашего бытия. Но в целом её проза была просветлённой и одухотворённой надеждой. [4;114]

Людмила Петрушевская Сопоставительный анализ рассказов Ирины Полянской <<Мама>> и Людмилы Петрушевской <<Страна>> Тематика рассказов Ирины Полянской и Людмилы Петрушевской совпадает. И в том и в другом рассказе речь идёт о матерях, о том, как они общаются со своими дочерьми.

Образ матери рисуется в рассказах по-разному. В рассказе <<Страна>> уже в первом предложении заявлена характеристика героини: <<. тихая пьющая женщина.>>; далее читаем: <<Она сама со следами былой красоты на лице.>>. Это портрет, внешняя характеристика. Внутренняя характери - стика даётся героине через её поступки. Для этого стоит только обратить внимание на предложения <<Как она каждый ве - чер, как бы ни была пьяной, складывает вещички своей дочери для детского сада, чтобы утром всё было под рукой>> и <<Раньше бывало так, что, пока дочь не засыпала, ни о какой бутылке не бы - ло речи, а потом всё опростилось, всё пошло са - мо собой, потому что не всё ли равно девочке, чай ли пьёт мать, или лекарство>>. ) О ком заботится мать, складывая <<вещички своей дочери для детского сада>>? О дочери? Нет, ответ здесь же - <<чтобы утром всё было под рукой>>.

По словам болгарского писателя Ивана Вазова, <<причина многих злоключений лежит на дне винного стакана>>. Очень легко себе представить, что недосказано за этими словами <<. а потом всё опростилось, всё пошло само собой>>. Понятно, что женщина опускается всё ниже. Раньше было стыдно пить при доче - ри, а теперь нет. Совесть её постепенно засы - пает.

А на самом ли деле девочке всё равно? И чья это позиция: автора или героини-матери? Скорее, матери, ведь это ей удобнее так считать, а автор здесь повествует отстранённо, не давая прямой оценки. Может быть, <<всё равно>> сейчас, когда она мала. Но довольно скоро девочка научится сопоставлять свой образ жизни, поведение своей мамы с тем, как живут её благополучные сверстники. Как она будет на это реаги - ровать? Возможно, девочка начнёт стыдиться матери; а может быть, она построит свою жизнь по старой русской пословице <<яблоко от яблони неда - леко падает>> и не сможет избежать судьбы ма - тери. Будет очень хорошо, если вместе со сты - дом за свою мать придёт и желание изменить жизнь дорогого человека, стремление бороться.

В рассказе Ирины Полянской совершенно другой образ матери. Обращаем внимание на предложения <<Когда она родилась и её впер - вые принесли ко мне покормить, я восторжен - но взяла её на руки и вдруг встретилась с её взглядом, это было так удивительно, точно заиграла удивительная музыка>> и <<Я должна была бодрствовать и во имя всех поколений держать её жизнь в руке>>. Внешняя характеристика этой женщины не дана в рассказе, но её поступки и речь помогают нам мысленно <<построить>> и её внешний облик, и внутренний: она счастлива своим материнством, она чувствует свою от - ветственность за ребёнка, за связь прошлого, настоящего и будущего, а потому мы представ - ляем её красивым и внешне человеком. В рас - сказе <<Мама>> появляется ещё одна мать - мать героини, от чьего лица ведётся повество - вание; то есть в этом произведении представ - лена так называемая женская линия в трёх по - колениях.

В этом рассказе мы чувствуем беспокой - ство не только матери за маленькую дочь, но и бабушки, и всей линии родственников и пред - ков этой семьи (<<Я держала мамину жёсткую руку, точно через неё крепила единство со все - ми родными, далёкими предками, со всем сво - им родом, всеми теми, кто, сцепившись рука - ми, не даст моей дочери уйти>>). Мы видим, как тяжело ждать двум родным женщинам вердикта врачей, как друг в друге находят они утеше - ние и понимание.

В рассказе <<Страна>> сложно не обратить внимание на абсолютно <<безголосое>>, <<безречевое>> об - щение матери и дочери (<<Дочь обычно тихо иг - рает на полу, пока мать пьёт за столом или лёжа на тахте. Потом они обе укладываются спать, га - сят свет, а утром встают как ни в чём не бывало и бегут по морозу, в темноте в детский сад>>).

В произведении Ирины Полянской чувству - ется глубокая духовная связь между маленькой девочкой, матерью и бабушкой. Все эти люди не просто переживают друг за друга - они ответ - ственны за судьбы друг друга, понимают значи - мость собственных поступков, знают, что ребё - нок только тогда счастлив, когда чувствует не только физическую заботу, но и духовную, в со - вместной игре, разговоре, чтении, прогулках.

Уже в первом предложении строится цепо - чка взаимосвязи: <<Я держала мамину. руку, точно её рука, только она могла вытащить ме - ня из пучины отчаяния, а другая моя рука была свободна, из неё только что выпала рука моей дочери, которую унесли>>.

Противопоставление лексического уровня рассказов легко проследить при помощи следующей таблицы:

<<Страна>> <<Мама>> 1.

Неслучайно много стилистически снижен - ной лексики, например: пьющая женщина, блондин ходил у ней в мужьях, мямлит, бежит в гастроном за очередной бутылкой, пьёт за столом или лёжа на тахте. Её функция - помочь читателю понять мир чувств и интересов старшей героини.

Много книжной лексики, есть слова высокой эмоцио - нальной окраски: пучина отчаяния, крепила единство, темнота вибрировала под веками, заклинающим жестом простёрла руку. Этот лексический выбор говорит о том, что перед нами искренние, верящие в добро люди, уме - ющие сострадать.

Частое употребление отрица - тельных местоимений, оборотов с частицами не и ни, отрицательных наречий: <<как бы ни бы - ла пьяной>>, <<как ни в чём не бывало>>, <<никому не видимая>>, <<пока дочь не засыпала, ни о ка - кой бутылке не было речи>>, <<никто не знает>>, <<не надо ничего>>, <<никогда не просыпаться>>. Это говорит о пустоте жизни, сущест - вовании, ненужности, несчастье, отсутствии смысла жизни.

Обилие существитель - ных собирательного характера, эмоционально окрашенных наречий, причастий, например: родные, поколение, единство, предки, востор - женно, удивительно, посвятивший, ушедшие. Автор помогает нам осознать духовную суть героинь, их наполненную смыслом жизнь.

Заглавие <<Страна>> символизирует одиночество человека в огромной стране, типичность сложившейся ситуации для нашего общества.

Заглавие <<Мама>> символизирует духовную связь поколений, ведь имеется в виду не мама, а бабушка заболевшей девочки, родственное единство близких людей.

Безымянность героинь в обоих рассказах подчёр - кивает типичность ситуации: таких семей (и счастливых, и несчастных) - огромное коли - чество.

Интересно понаблюдать за выражением авторской позиции в рассказах. Людмила Петрушевская в последнем предложении пишет: <<. никто не знает, как они касаются го - ловой подушки и тут же засыпают, чтобы вер - нуться в ту страну, которую они покинут опять рано утром, чтобы бежать по тёмной, мороз - ной улице куда-то и зачем-то, в то время как нужно было бы никогда не просыпаться>>. Эти слова дают понять, что их счастливая жизнь - во сне, их счастливый дом - во сне, явь - это несчастье, однообразие, пустота. Ирина Полянская вкладывает в уста старшей героини восклица - ние: <<Нет, нет! Бог не допустит! Не смей об этом и думать!>> В этой стойкости, вере и наде - жде на исцеление внучки счастье семьи.

Идея материнства выра - жает себя и в композиции рассказов.

Рассказ Л. Петрушевской в большей степе - ни расчленён на абзацы - это не только рас - членённость текста, это раздробленность жиз - ни героинь, их разбитый на куски день до детского садика и после, их беззащитность и беспомощность, их кричащее одиночество. Кольцевая композиция создаёт впечатление однообразности и безысходности такой жизни.

В рассказе И. Полянской плотность текста более высокая, три крупных абзаца подчинены раскрытию трёх микротем: 1) женская линия, род; 2) история болезни маленькой девочки; 3) единение матери и дочери.

В рассказе <<Страна>> отсутствуют предложения с прямой речью, что ещё раз указы - вает на отсутствие общения между героинями.

А в рассказе <<Мама>> одно предложение с прямой речью несёт такой заряд веры и наде - жды, что невольно читатель проникается этим чувством сам.

Обобщающие образы героинь рассматриваемых рассказов - достоверное отражение современной нам действительности. В этих маленьких рассказах поднимаются злободневные вопросы, которые тревожат общественность: женский алкоголизм, проблемы материнства, равнодушие окружающих.

Писатели-женщины заставляют нас серьёзно задуматься о том, что если и есть в жизни человека неразрывные связи, помогающие ему строить и формировать свою судьбу, то это связи род - ственные, тесные связи между матерью и её детьми. Этими связями надо дорожить, кре - пить их, знать, что твоя жизнь - это важное звено в цепи твоих предков и будущих поколе - ний. Чувство ответственности за свою жизнь и жизнь твоего ребёнка - вот главная составля - ющая настоящего материнства.

Если попытаться поразмышлять на тему, кого можно назвать <<хорошей матерью>>, а кого <<плохой>>, то вывод напрашивается сам собой: мать хорошая - это не только та, которая беспокоится о физи - ческом состоянии своего ребёнка: как он одет, во что обут, болен или здоров, а та, для которой важно и духовное единение со своим ребёнком. Уместным будет привести здесь результаты анкетирования, которые показали, какие качества, на взгляд учащихся моей школы, должны быть присущи настоящей, <<хорошей>> матери.

Какой должна быть мама?

Любящей, доброй, заботливой, понимающей.

Хвалить за достоинства, прощать не - достатки.

Непьющей и некурящей.

Думать о своём ребёнке всегда.

Не выделять одного ребёнка, а любить одинаково всех своих детей.

Не говорить одно, а делать другое, вос - питывать собственным примером.

Третьим вопросом анкеты был такой: <<Как вы считаете, может ли не родная по крови женщина стать настоящей матерью для ребёнка?>> Из 62 респондентов 100% ответили <<Да, конечно>>.

Суть настоящего материнства - это не только физиология, хотя, к сожалению, для не - которых женщин это так (вот откуда такое ко - личество брошенных или несчастных детей). Это ещё и духовная ответственность за своего ребёнка, огромная любовь, самопожертвова - ние, совместный рост матери и её дитя. Стано - вясь матерью, женщина от многого отказыва - ется, но приобретает гораздо большее - продолжение своей жизни и развитие жизни своего ребёнка.

Заключение

Итак, ход исследования подтвердил выдвинутую в его начале гипотезу. Те произведения искусства, с которыми я познакомилась во время исследования, доказывают актуальность темы материнства. Результаты анкетирования учащихся МОУ <<Икейская СОШ>> наглядно показали, какое серьёзное значение придают современные школьники материнству как социальному понятию. Необходимо особенно отметить, насколько важно для них то, что <<хорошая мама>> - это непьющая и некурящая женщина (в ранжировании эти качества на третьем месте). Сопоставительный анализ рассказов И. Полянской и Л. Петрушевской позволил выявить разные стили отношений между матерью и ребёнком, что является отражением современной нам действительности. Взаимоотношения героини рассказа Людмилы Петрушевской <<Страна>> со своей дочерью натолкнули на мысль, что иногда между женщиной и её приёмным ребёнком наблюдаются настоящее духовное единство. 100% опрошенных респондентов согласились со мной в этом.

Новизна полученных результатов заключается в том, что в рамках небольшого исследования мы постарались доказать, что тема материнства была и остаётся актуальной, начиная со Средневековья, с Древней Руси и заканчивая современностью, что нашло своё отражение в выдающихся шедеврах живописи, литературы, музыки.

Практическое применение материал исследования может найти на уроках внеклассного чтения в 8-11 классах, а также на классных часах, посвящённых Дню матери.

Планируется дальнейшая работа по данной теме в следующих направлениях:

1. Изучение творчества И. Полянской и Л. Петрушевской с целью проследить, как находит отражение тема материнства в их других произведениях.

2. Изучение скульптур и классических произведений музыкального искусства, посвящённых теме материнства.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)