Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Размышления о месте человека как личности

Мы - одиннадцатиклассники, живём на зарайской земле, через несколько месяцев закончим школу, встанем на дорогу самостоятельной жизни. Нас, молодых, интересуют вопросы: что дурно, что хорошо, что надо любить, что надо ненавидеть, для чего жить, что такое я?

Человеку всегда было свойственно стремиться к познанию будущего.

Какое оно? Какой ценой будет обретено?

Сложная штука-жизнь. Странные вещи она делает с человеком: постоянно ставит ему какие-то преграды на пути к цели, роняет лицом о землю, мы спотыкаемся, падаем, а после кто-то изо всех сил старается подняться и пойти дальше, а кто-то бессильно остаётся лежать на земле: первых мы называем сильными, последних - слабыми. Она дарит нам минуты счастья и минуты горя, которые мы помним всю жизнь. Она учит нас, как её прожить, только кто-то учится, а кто-то игнорирует её уроки. Жизнь предоставляет нам на выбор несколько путей, а по которому из них идти, мы выбираем сами.

Она знакомит нас с людьми: одних мы пытаемся забыть и забываем, другие становятся нам дороги, третьих мы запоминаем навсегда.

Люди, которых мы помним на протяжении всей своей жизни, - это писатели и поэты, создавшие нашу великую русскую литературу.

Недаром Н. Г. Чернышевский назвал русскую литературу «учебником жизни», а М. Горький сказал, что «русская литература – это лучшее, что создано нами как нацией». Неслучайно Б. Пастернак назвал книгу « куском горячей, дымящейся совести».

Писатели, поэты, о которых мы многое узнали, своей жизнью, творчеством показали нам, читателям, как прожить жизнь честно, достойно, всегда и везде оставаясь человеком, не следуя сомнительным веяниям времени, оставляя за собой право сомневаться.

Но книги обязательно возьму, в подтверждение наших слов сказала одна выпускница школы.

« Цветы – любимому писателю» - так назвали мы данное исследование, где постарались выяснить, чему учат любимые нами писатели и поэты, а в знак благодарности, признательности их творчества каждому из них подарили цветы.

Наша малая родина, Зарайский край, издавна славилась людьми, вписавшими в историю его особые страницы.

Имя великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского стоит в ряду выдающихся имен не только русской, но и всей мировой литературы. Он мой любимый писатель.

Его имя тесно связано с нашими местами. Будучи ребенком, летние месяцы Ф. М. Достоевский со своими братьями проводил в селе Даровом под Зарайском, в маленьком бедном имении, купленном отцом писателя в 1831 году. Ныне в Даровом музей Ф. М. Достоевского – филиал Зарайского краеведческого музея.

А. В. Луначарский говорил: «Великие писатели обыкновенно рождаются в недрах великих кризисов; с одной стороны, они отражают тогда всю многокрасочность и весь беспокойный динамизм кризиса, а с другой стороны, главным двигателем в их творчестве является именно жажда найти какой-то разрешающий, успокоительный ответ на «жгучие вопросы жизни». Поисками ответа на «жгучие вопросы жизни» пронизаны и все произведения Достоевского. В них звучали раздумья писателя о несправедливости, о судьбах России и русского народа, делались попытки решить такие кардинальные проблемы времени, как добро и зло в мире, вера и безверие, страдание и протест, соотношение личности и общества, перспектива исторического развития человечества.

В романах и повестях Достоевского, его публицистических выступлениях и литературно-критических статьях отразилась тревога писателя за судьбу человечества, стремление предостеречь его от пагубных последствий учений иных радетелей всемирного счастья, призывавших пожертвовать во имя торжества абстрактных «теорий» миллионами жизней. Писатель дорог мне тем, что мечтал о духовном возрождении личности, которое возможно, по его мнению, только через самопознание, через воспитание чувства ответственности каждого человека за судьбу будущего мира.

«В произведениях г. Достоевского мы находим одну общую черту, более или менее заметную во всем, что он писал: это боль о человеке, который признает себя не в силах или, наконец, даже не в праве быть человеком настоящим, полным, самостоятельным человеком, самим по себе», — говорил о нем Н. Добролюбов.

Особенностью его творчества было то, что в нем художническое начало было теснейшим образом связано с началом философским, поэтому Достоевского с полным основанием можно назвать писателем-мыслителем, писателем-философом. Его произведения не только оказали огромное влияние на развитие мировой литературы, но и оставили глубокий след в духовном развитии человечества. Поставив перед собой задачу «перерыть» все вопросы, связанные с прошлым, настоящим и будущим России и всего мира, Достоевский постоянно обращался к фактам современной ему действительности. Внимательно изучая газетную хронику, писатель находил там материалы, которые служили ему не только источниками многих сюжетов и образов, но и давали возможность проверить свои художественные и идеологические концепции живым материалом современности. Отталкиваясь от реальных фактов окружающей жизни, пытаясь осмыслить и обобщить их, Достоевский настойчиво искал выход из кричащих противоречий современной действительности, мечтал найти и указать путь, который мог бы привести человечество к гармонии и счастью.

Достоевский никогда не принимал окружающую его жизнь и никогда не примирялся с ней. «Лик мира сего, — писал он, — мне самому даже очень не нравится», поэтому все творчество писателя пронизано острой болью и состраданием ко всем обиженным и обездоленным и одновременно горячей ненавистью к буржуазно-феодальным порядкам, калечащим и уродующим человека.

Достоевского-художника всегда отличало страстное стремление высказать свои сокровенные мысли, поделиться с читателем вопросами, которые мучали и терзали его. И далеко не всегда писатель был убежден в собственной правоте, отсюда столь частое в его произведениях столкновение абсолютно противоположных взглядов, высказываний «за» и «против». Причем нередко аргументы, вложенные в уста героев, чьи мысли Достоевский не разделял, оказывались сильнее и убедительнее его собственных. Поэтому проповедь писателем идей христианского всепрощения, обновления человечества через русского Бога и Христа не всегда приносила ожидаемый результат.

Достоевский — писатель во многих отношениях необычный и своеобразный. Он умел увлечь читателей, захватить нас, сделать свидетелями и сопереживателями изображаемых событий, идеологических споров, острых психологических столкновений.

Я хочу подарить писателю гладиолусы за то, что он в своих произведениях даёт ответы на многие вопросы, интересующие меня.

Наши места, как выяснилось, тесно связаны с именем Михаила Александровича Шолохова, родословная которого уходит в даль веков и теряется в дымке легенд и полудостоверных сказаний.

Предки Михаила Шолохова были уроженцами Зарайского уезда Воронежской губернии — древней земли русской, от которой торилась тропинка к Дону. Тут связи глубокие, исторические. Отсюда, из Воронежского края, текли на вольный тихий Дон ручейки люда предприимчивого и вольнолюбивого. Такого, каким он запечатлён в исторических хрониках, в устном народном творчестве

Перенесёмся мысленно на несколько столетий в прошлое. Середина 17 века. Зарайск. Крепость. Из глубины веков доносятся до нас голоса, мелькают их разноликие образы. Мы видим Зарайский кремль, « государевых людей» - стрельцов и пушкарей, слышим гомонящий почти круглые сутки людской муравейник. Отчётливо доносится скрип телег, звон кос, удары молота о наковальню, стук топоров. Звонкие бабьи голоса и детский визг не смолкают до густых сумерек. Смех, шум, гам. И чего тут только нет! Кабаки, кибитки, кузницы, колымаги, лужи, зазывалы, карусели, балаганы Тут и там торчат взмокшие бороды купцов, белеют полинялые рубахи на широких плечах мужиков, пестрят ситцевые наряды и расписные шали модниц, на крепостном валу отсвечивают медные пушечные стволы. А в годину лихолетья – штурм крепости, грохот пушечной канонады, стоны раненых, горе, голод, смерть. В бескрайних просторах России разносится тревожный колокольный звон

В горниле труда и борьбы закалялся русский характер. За грозными стенами Зарайского кремля располагались слободы. Здесь жили служители культа и хорошо обученные военному делу люди, несшие « службу государеву» - стрельцы, пушкари – и их семьи. Они никогда не были крепостными, и их главной обязанностью была защита города от неприятеля и участие в военных походах. На территории Зарайского кремля в Пушкарской слободе, как свидетельствуют архивные документы, жили Шолоховы, первое упоминание о которых относится к 1715 году.

Здесь корни фамильного древа писателя.

В Пушкарской слободе насчитывалось 12 дворов. Если стать лицом на север, можно определить расположение жительства предков Михаила Александровича. Итак, прямо перед нами будет лестница на крепостную стену, слева Стрелецкая слобода ( место проживания стрельцов), справа – слобода Пушкарская. Здесь в самом крайнем доме жили пушкари Сергей Фирсович и Василий Фирсович Шолоховы, прапрадеды Михаила Александровича. Напротив и чуть налево — роща Свинушка со Святым Колодцем. А рядом — единоверческая церковь, к которой примыкает старообрядческое кладбище, где покоится прах зарайских Шолоховых. Так было когда-то. Время стремит свой бег, и все меняется до неузнаваемости: даже некогда цветущие города являют собой ныне жалкое зрелище, а могущественные и гордые государства близятся к упадку. Что уж говорить о метаморфозах рода людского, и тем более, человеческих судеб.

Изменился и Зарайск вместе со своими обитателями. Род пушкарей Шолоховых пополнился купцами, прасолами, бедными мещанами, средней руки предпринимателями. Разбрелись по земле русской потомки доблестных пушкарей, среди которых были и ратоборцы, и горькие неудачники, и умельцы, и буйные головы, и талантливые мечтатели. Прадед писателя Михаил Иванович не отличался ни здоровьем, ни удачей, и его единственный сын Михаил Михайлович метался в поисках заработка. Так он попал на Дон, а вскоре переехал сюда с женой и сыновьями — Николаем и Александром. Поселился дед писателя на хуторе Кружилине, здесь же открыл торговую лавку, в которой поставил приказчиком сына Александра. Первое упоминание о Шолоховых в документах Вешенской станицы относится к 1890 году.

Шолохов же связывает свою жизнь со станицей Вешенской прочно и навсегда.

Отсюда начнут своё повествование его произведения.

В своих ранних рассказах Шолохов сосредоточил внимание в основном на одной теме – предельно острой классовой борьбе на Дону. Начал с небольших «Донских рассказов», продолжил «Тихим Доном». Среди книг о предреволюционных и революционных событиях, гражданской войне «Тихий Дон» выделяется самобытной уникальностью. Чем же покорила современников эта книга? Думается, прежде всего значительностью и масштабностью событий, описанных в ней, глубиной и правдой характеров. Писатель развернул перед нами, читателями, грандиозную эпическую картину жизни казачьего Дона с его историческими особенностями, традициями, своеобразным бытом, неисповедимым пересечением человеческих путей и судеб, социальными потрясениями. Повествуя о беспощадном столкновении классов в кровавой гражданской войне, автор с неповторимой силой выразил мысли и чувства общенародные, общечеловеческие. Он не пытался скрыть или приглушить горечь трагедии, рождённой революцией, поэтому к «Тихому Дону» потянулись читатели, независимо от сословной принадлежности, так как каждый находил в нём либо что-то своё, лично пережитое, прочувствованное, либо общее для всех людей, задевающее всех живущих. Своим «Тихим Доном» писатель обращается и к нашему времени: он учит нас, молодых, искать нравственные и эстетические ценности не на путях классовой нетерпимости и войны, а на путях мира и гуманизма, братства и милосердия. Этот колосок озимой пшеницы и нежные ромашки я дарю Михаилу Шолохову.

Мы очень горды тем, что на страницах романов «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского и « Тихого Дона» М. А. Шолохова упоминается название нашего городка.

Русская литература всегда считалась одной из самых прекрасных литератур мира. У создателей её есть, чему поучиться.

Прекрасный поэт и великолепный прозаик, Бунин, обладал очень тонкой и удивительной душой, каким-то иным, неземным восприятием мира. Его стихи покоряют своей изящностью, цветом, богатством мысли и истиной русского слова:

Как близко, как понятно! Как будто сам пробежал ранним летним утром по росе. Как тонко подобраны эпитеты. И видишь, и чувству-ешь, и осязаешь!

Бунин считал, что настоящий русский человек должен в совершенстве владеть прекрасной, народной речью. Любовь к своему отчему дому, русскому языку, родной природе является основной темой бунинского творчества. Образ родной земли Бунин пронёс через всю свою жизнь. Позже, в эмиграции, он говорил, что ничто не вдохновляет его на чужбине. Он так и не прижился на чужой земле. До конца своей жизни Бунин не мог найти себе пристанища.

Бунин известен широкому кругу читателей, прежде всего как прозаик, но, по словам А. Блока, ему по праву принадлежит «Одно из главнейших мест среди современной русской поэзии»

Я хотела бы подарить И. А. Бунину простые луговые ромашки, за исследование в своих произведениях русского характера, основ души и поведения человека; трудных, до конца не познанных тайн российского бытия.

Кого из нас не волновали эти знаменитые строки Александра Блока? Блок был одним из поэтов, воспевающих красоту любви. В его творчестве не было разрыва между личным и общим, а в эпоху бурь и тревог нежнейшие струны души поэта звучат грозно и тревожно.

Представить себе Блока старым так же трудно, как Льва Толстого молодым.

В моем представлении Блок навсегда останется молодым, поэтом-романтиком, поэтом большого сердца и страстных исканий, твердо верящим в завтрашний день.

Блок горячо, всем сердцем принял Октябрьскую революцию. Красный цвет тюльпанов очень точно выражает революционную лирику поэта. Внутри тюльпана словно горит огонь. Этот огонь жизни, который никогда не погаснет, мы видим и в сердце поэта.

Блок учит нас бороться с трудностями и преодолевать их: как бы ни велики были трудности и беды, а жизнь, в сущности, прекрасна

Анна АхматоваА. А. Ахматова – мой любимый поэт, потому что по силе своего дарования, таланта стоит рядом с гениальным Пушкиным, которого она так ревниво любила, понимала и чувствовала.

Первые стихи Ахматовой – это любовная лирика, в них любовь всегда светлая, зачастую она несет горе. Лирическая героиня ранней Ахматовой отвергнута, разлюблена, но переживает это достойно, с гордым смирением, не унижая ни себя, ни возлюбленного. Каждое ее стихотворение – маленький роман. Но самой главной любовью в жизни Ахматовой была любовь к Родине, родной земле.

В трудные годы революции многие поэты эмигрировали из России. Как ни тяжело было Ахматовой, она не покинула свою страну, потому что не мыслила своей жизни без России.

Эти стихи были написаны во времена сталинизма. И хотя Ахматова не была подвергнута репрессиям, для нее это было тяжелое время.

Ее единственный сын был арестован, и она решила оставить памятник ему и всем людям, пострадавшим в то время. Так родился знаменитый «Реквием», в котором Ахматова рассказывает о тяжелых годах, о несчастиях и страданиях людей.

Это было произведение такой обвинительной и обличающей силы, что, создав, его можно было только сохранить в памяти, напечатать его в то время было невозможно – это было равносильно собственному приговору.

Я вручаю Ахматовой лилию, потому что ни в одной из ее книг, несмотря на всю тяжелую и трагическую жизнь, на весь ужас и унижения, пережитые ею, не было отчаянности и растерянности. Никто и никогда не видел ее с поникшей головой. Всегда прямая и строгая, она была человеком, отличающимся большим мужеством.

Марина Цветаева Как и все одаренные люди, это человек сложной, противоречивой и глубоко трагической судьбы. Писать она начала еще до революции. Это время – период становления ее как поэта. Первый сборник стихов «Вечерний альбом» Цветаева издала на свои собственные деньги тиражом всего 500 экземпляров. Это стихотворения, написанные ей за 2 года - от 16 до 18 лет. Какой в них неповторимый аромат детства!

Свежи розовые тона красок, живость молодого восприятия мира - это чудо! Это голос просыпающейся, трепещущей весны.

Потом была революция, потрясшая мир и тонкую душу молодой девушки. Грязь. Убогость. Мерзость. Топот бесчисленных ног по слякотным мостовым. Стрельба в подворотнях. Ругань. Паровозные гудки. Марина с семьей покидает Россию. Их ждет бедственное положение в Париже: нет работы, нет нормального дома, нет людей, с которыми можно пообщаться. Особенно мучила ностальгия, невозможность связи с русскими людьми.

В 30-х годах мужа Марины Цветаевой арестовывают в СССР. Связь с ним теряется. После долгих бесплодных попыток Цветаева все же возвращается на родину. Несчастье, кажется, просто рука об руку с поэтессой. Её, конечно же, не печатают, более того, подвергают различным нападкам, гонениям. Бесчеловечная травля преследует Цветаеву.

Она не выдержала ужасного напряжения, не смогла перенести навалившейся тяжести, терпела, сколько могла.

В сентябре 1941года Марина покончила с собой. Это случилось в далекой Елабуге.

Я бы хотела подарить Марине Цветаевой веточку рябины, очень символичную её творчеству. Она учит меня жить, преодолевая трудности.

Стихи М. Цветаевой очень лиричны, задушевны, легко ложатся на музыку.

Особенно запомнилась мне песня на стихи Марины Цветаевой «Мне нравится».

Борис Пастернак

Борис Пастернак, пожалуй, один из самых талантливых поэтов 20 века, лауреат Нобелевской премии.

Прекрасной характеристикой его поэтического феномена могут служить слова его современницы, поэтессы А. Ахматовой.

Б. Пастернак развивался в благополучной семье, художественной атмосфере; его отец- академик живописи, мать - известная пианистка. На формирование взглядов повлияло изучение философии в Марбургском университете, увлечение историей, литературой, музыкой. Именно поэтому его творчество отличается изяществом и музыкальностью стиха, глубиной философской мысли, психологизмом. Его произведения как нельзя лучше раскрывают его творческую личность. Поэзия Б. Пастернака призывает вслушаться, всмотреться, вчувствоваться в мир, но ни в коем случае не вторгаться в него, дабы не нарушить существующую гармонию. Поэзия Б. Пастернака сложна.

М. Горький связывал это с особенностями миросозерцания и образного мышления поэта.

В своих стихах Пастернак размышляет о времени, о жизни и смерти, о природе искусства, о тайне его рождения, о чуде человеческого существования, о вере в жизнь, в будущее. Стихотворения поэта о природе свидетельствуют о глубоком понимании её, стремлении слиться с нею.

Поэт предпочитает, чтобы природа говорила о себе сама, он одухотворяет её. Но, пожалуй, главное, что сохранил и развил Б. Пастернак в своём творчестве - это целостность взгляда на жизнь, мир с общечеловеческих позиций.

Уже с первых шагов Пастернак обнаружил свой почерк, особый строй выразительных приёмов, художественных средств. К его стихам читателю необходимо было привыкнуть; многое в них ошеломляло, ставило в тупик. Поэт находил едва заметные связи между далёкими друг от друга понятиями и явлениями, сближая их самым неожиданным образом. В этом притягательность и необычность его произведений.

Продолжительное время имя и творчество Б. Пастернака находилось под запретом: одна из причин - согласие поэта на публикацию его романа «Доктор Живаго» на Западе, который запретили в СССР, потому что революция и гражданская война в нем рассматривается не с классовых, а с общечеловеческих позиций.

Я подарю Б. Пастернаку хризантемы, потому что он учит меня самоотверженности, всегда говорил то, что думал, ничего не боялся, не скрывал своих политических взглядов.

Михаил Зощенко

С его творчеством я познакомилась сравнительно недавно.

Он полюбился мне за добрый и ненавязчивый юмор, за острую, вскрывающую недостатки своего времени сатиру. И все же главным открытием прозы М. Зощенко были его герои, люди самые обыкновенные, неприметные, не играющие «роли в сложном механизме наших дней». Они далеки от понимания причин и смысла происходящих перемен, не могут в силу привычек, взглядов, интеллекта приспособиться к складывающимся отношениям между обществом и человеком, не могут привыкнуть к новым государственным порядкам и законом, а поэтому и попадают в нелепые, глупые, а порой тупиковые житейские ситуации, из которых самостоятельно выбраться не могут, а если это им все-таки удается, то с большими моральными и физическими потерями. Почти 40 лет жизни М. Зощенко отдал литературе, но на многие годы он был забыт, потому что по-своему увидел некоторые характерные процессы современной ему действительности, вывел под слепящий свет галерею персонажей, породивших нарицательное понятие «зощенковский герой». И только в 80-ые годы 20 столетия имя его было полностью восстановлено, а произведения сатирика вызывают огромный интерес у моих современников.

А если говорить о цветах, то я подарила бы М. Зощенко веточку шиповника: она прекрасна, как его новеллы, колюча, как его сатира, целебна, как творчество поэта, высмеивающего то, что мешало нашему продвижению вперед.

Сергей Есенин

По-моему, нет в России человека, который был бы равнодушен к поэзии Сергея Есенина.

Читая стихи поэта, я вспоминаю душистый запах сена, тихие заводи с белыми лилиями и желтыми кувшинками. Но особенно дорога была Есенину белая береза. Этот образ неотделим от русского пейзажа, русской песни.

В ранних стихах поэта березы – лишь часть пейзажа: они стоят, как большие свечки, отражаясь в воде, “в лунных перьях серебра”. В стихотворении “С добрым утром” Есенин создал новый образ березки – девушки, юной, прекрасной, целомудренной.

В поэзии Есенина мы видим березу во все времена года: зимой в пушистом серебряном убранстве; весной и летом “в зеленой прическе”; осенью в золоте опадающих листьев.

Как символ жизни, красоты, девичьей чистоты и непорочности останется в нашей памяти березка в стихотворении “Ты запой мне ту песню, что прежде”, посвященном сестре Шуре. Образы сестры и березы сливаются в нем.

Такие стихи учат видеть прекрасное, доставляют эстетическое наслаждение, пробуждают чувство любви к родине.

Вот почему я дарю Сергею Есенину веточку русской березки, которую так любил поэт.

Николай Заболоцкий

Мне бы хотелось выразить своё признание поэту Н. А. Заболоцкому, потому что в его стихах постоянно звучит мысль о внутренней культуре человека. Что истинно, а что ложно?

Что значит жизнь по совести? Такие вопросы мучают нас, когда мы читаем его произведения. Философское понимание мира, жизни особо выделяют Заболоцкого. Необыкновенное знание человека, тайников его души видно в стихотворении «Некрасивая девочка».

Настоящий человек - это труженик души, неспокойный, неравнодушный, И чтобы быть им, надо жить, мучая себя, борясь с самим собой, не давая совести спать, и только в этом случае жизнь пройдёт действительно не зря

Мне очень хочется подарить Николаю Заболоцкому пионы за его не дающие мне покоя стихотворения.

Творчество современных нам поэтов и писателей даёт возможность молодым размышлять, анализировать, думать.

Белла Ахмадулина В газетных статьях и телевизионных выступлениях друзья и окружавшие ее мужчины до сих пор наперебой признаются ей в любви – и нынешней, и той, давней. Белла Ахмадулина с юности была заметным, ярким человеком. И таким же было все, что она делала или к чему прикасалась - стихи, рассказы, роли в кино. Ей повезло, что она родилась в шестидесятые годы – особые годы в истории ХХ века России, они были временем ее рассвета. Из Литературного института Ахмадулину исключили за подпись под письмом в защиту Бориса Пастернака. Кто знает, как сложилась бы ее жизнь после такого поступка в 70-е годы И позже она участвовала во многих рискованных затеях, – от “Синтаксиса” до “Метрополя”.

Евтушенко, Вознесенский, Ахмадулина, Рождественский, – их слава в 60-е годы была сравнима разве что со славой первых советских космонавтов. Прошедшие годы не жалели для Ахмадулиной премий и наград. Бывало, что в один год она получала по несколько премий. Книга стихов “Сад” в 1989 году была удостоена Государственной премией СССР в области литературы. В День независимости России, 12июня 2005 года, Президент Российской Федерации В. В. Путин вручил поэтессе орден «За заслуги перед Отечеством». Это очень высокое признание её творчества.

Я хочу подарить Белле Ахмадулиной розы, яркие, красные.

Исследуя творчество известных всему миру писателей и поэтов, понимаешь, почему Н. Г. Чернышевский назвал русскую литературу «учебником жизни». А ведь учиться постигать жизнь можно у людей, которые живут рядом с тобой, в одном селе, ежедневно проходят мимо тебя, отвечая на твоё приветствие.

Мне очень хочется рассказать об одном интересном человеке, музыканте, спортсмене, поэте. Зовут его Вопияков Борис Афанасьевич.

Родился он в трудном 1938 году в Ставрополе. Рос без отца. Его отец, как и многие в то время, был подвержен репрессии.

Борис Афанасьевич закончил школу в Грозном, куда переехал с матерью, нефтяной техникум, по той же специальности нефтяной институт.

Начинал в НИИ г. Грозного инженером, дошёл до должности старшего научного сотрудника, затем перешёл на завод в конструкторское бюро. Через несколько лет занял должность начальника конструкторского бюро.

Всё хорошо: любимая семья, хорошая работа, благоустроенная квартира.

Но! Политическая обстановка в Чечне начала 90-х не позволяла там жить дальше. Срочно нужно было уезжать оттуда. Куда? В никуда. В Россию, в село, потому что только там возможна хоть какая-нибудь работа, хоть какое-то жильё.

Вот так появился Борис Афанасьевич в Авдееве. Из республиканского центра, из руководителей.

Он нашёл в себе силы смириться и начать всё заново: помощник оператора котельной, простой рабочий на севе, сортировке картофеля, аккумуляторщик

Буквально через год после приезда Борис Афанасьевич пришёл в наш сельский клуб, предложил свои услуги в качестве аккомпаниатора, через некоторое время создал ансамбль народных инструментов, который с успехом выступал на районных смотрах художественной самодеятельности, сейчас в качестве аккомпаниатора Борис Афанасьевич. работает в КЦ « Родник» г. Зарайска. Когда-то предложил свои услуги в качестве тренера-теннисиста в клубе, школе.

Потянуло к поэзии, а писать сознательно начал лет в 15, и сейчас пишет стихи, музыку. Является членом литературного объединения г. Зарайска, печатает свои стихи на страницах литературной газеты «За новую жизнь», в сборнике «Память». Приходил на урок литературы, литературный вечер почитать нам свои стихи, которые мы слушали с замиранием сердца, ведь перед нами настоящий поэт.

Мне хочется подарить Борису Афанасьевичу в знак признательности его творчества красные гвоздики.

Мы заканчиваем школу. Многие из нас после её окончания никогда не соприкоснутся с литературой как учебным предметом, но нам хочется всегда помнить своих духовных учителей – писателей и поэтов и с любовью читать их, учить наизусть полюбившиеся строки.

Наверное, постигая жизнь, будем помнить слова Л. Н. Толстого: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость».

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)