Дом  ->  Мода и красота  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Золотое сечение в архитектуре города Костромы

С древности, наблюдая за окружающей природой и создавая произведения искусства, люди искали закономерности, которые позволяли бы определить прекрасное. Но человек не только создавал красивые предметы, и любовался ими, он все чаще задавался вопросом: почему этот предмет красив, он нравится, а другой, очень похожий, не нравится, его нельзя назвать красивым? Тогда из творца прекрасного он превращался в его исследователя. Уже в Древней Греции изучение сущности красоты, прекрасного сформировалось в отдельную ветвь науки – эстетику. Изучение прекрасного стало частью изучения гармонии природы, ее основных законов организации.

Красота скульптуры, красота храма, поэмы, картины. Что между ними общего? Разве можно сравнивать красоту храма с красотой симфонии? Оказывается можно, если будут найдены единые критерии прекрасного, если будут открыты общие формулы красоты, объединяющие понятие прекрасного самых различных объектов – от цветка ромашки до красоты человеческого тела. Попытки найти подобные критерии прекрасного в различных видах искусств и природы и составляют предмет эстетики.

«Формул красоты» уже известно немало. Уже давно в своих творениях люди предпочитают правильные геометрические формы – квадрат, круг, равнобедренный треугольник, пирамиду и т. д. Симметричные фигуры обычно предпочтительнее, чем несимметричные. В пропорциях различных сооружений предпочтительны целочисленные соотношения. Человек вообще предпочитает порядок – беспорядку, простоту – сложности, определенность – неопределенности. Очевидно, в этом проявляется сущность самой жизни, как феномена природы – упорядочение беспорядка.

Из многих пропорций, которыми издавна пользовался человек при создании гармонических произведений, существует одна, единственная и неповторимая, обладающая уникальными свойствами. Она отвечает такому делению целого на две части, при котором отношение большей части к меньшей равно отношению целого к большей части. Эту пропорцию называли по-разному – «золотой», «божественной», «золотым сечением», «золотым числом».

Понятие золотого сечения.

«В геометрии существует два сокровища - теорема Пифагора и деление отрезка в крайнем и среднем отношении. Первое можно сравнить с ценностью золота, второе можно назвать драгоценным камнем».

(Иоганн Кеплер)

Золотое сечение - это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей; или другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему.

Например, деление отрезка на две части таким образом, что большая его часть b относится к меньшей a так, как весь отрезок c относится к b

(т. е. b / a = c / b ).

Эту пропорцию принято обозначать греческой буквой φ – первой буквой имени Фидия – греческого скульптора, применявшего золотую пропорцию при создании своих творений.

(встречается также обозначение τ) и она равна:

Современной публике понятие золотого сечения малознакомо. Интерес к этой древней пропорции то утихает, то разгорается с новой силой. А на самом деле мы встречаемся с золотым сечением каждый день, но не всегда замечаем это.

Кострома – прекрасный город, её архитектура привлекает многих людей. Случайна ли красота Костромы или золотая пропорция проявляется и здесь.

Кострома основана князем Юрием Долгоруким, поэтому её по праву называют младшей сестрой Москвы.

Лицо города хранит печать столетий - сохранились земляные валы Кремля начала 15 века, каменные ансамбли Ипатьевского и Богоявленского монастырей.

В истории русского государства Кострома занимает особое место, как колыбель дома Романовых. На костромской земле патриот земли русской - Иван Осипович Сусанин совершил свой подвиг, воспетый великим русским композитором М. Глинкой в опере «Жизнь за царя».

Город построен по чёткому плану, утверждённому в конце 18 века. Гордость Костромы - созданные на протяжении нескольких десятилетий каменные ансамбли – административный и торговый, которые по праву считаются одним из лучших образцов русского провинциального классицизма.

В своей работе я рассмотрел наиболее известные постройки Костромы: Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь, здания вокзала и гауптвахты, пожарную каланчу, дом генерал-лейтенанта С. С. Борщова, универмаг Кострома.

Нельзя не заметить красоту церкви.

В нём проявляется золотое сечение, поскольку отношение ширины неизвестного здания (АС) к отрезку (АВ) равно 1,6,так же как высота здания (НМ) относится к (НД).

Дом Борщова.

Также золотое сечение проявляется и в пропорциях дома Борщова, ведь отношение ширины центральной части дома (АС) к расстоянию между пятью колоннами (АВ) равно 1,6.

Размеры дома Борщова я оценил по схеме дома в книге «Памятники архитектуры Костромской области».

Ширина центральной части дома Борщова оценена в 1769,2 см, расстояние между пятью колоннами 1092,3 см, а расстояние между четырьмя последними колоннами 676,9 см. Указанные размеры образуют ряд золотой пропорции: 17,692/10,923=10,923/6,769= Ф.

О доме Борщова рассказано в приложении 4, стр. VI.

Также привлекает внимание и постройка первой трети 19 века - гауптвахта.

В нём соблюдена золотая пропорция, потому что расстояние между всеми колоннами (АС) относится к расстоянию между четырьмя колоннами (АВ) как 1,6. Размеры дома Борщова я также оценил по схеме здания гауптвахты в книге «Памятники архитектуры Костромской области».

Расстояние между всеми колоннами оценена в 1312,5 см, расстояние между четырьмя колоннами 8125 см, а между тремя последними колоннами 500 см. Указанные размеры образуют ряд золотой пропорции: 13,125/8,125=8,125/5 = Ф.

О здании гауптвахты в приложении 3, стр. V.

Наиболее известной достопримечательность Костромы является здание пожарной каланчи 1823-1827 годов.

В параметрах каланчи также соблюдена золотая пропорция: (АС)/(АВ)=(АВ)/(ВС).

Размеры каланчи были оценены мной по её схеме в книге «Памятники архитектуры Костромской области». Расстояние между всеми колоннами оценено в 1636 см, расстояние между четырьмя колоннами 1010 см. , а между тремя последними колоннами 626 см. Указанные размеры образуют ряд золотой пропорции: 16,36/10,1=10,1/6,26= Ф.

Историю пожарной каланчи вы найдёте в приложении 5, стр. VII.

Таблица исследований.

№ Название Картинка Золотая пропорция

1. Церковь. Есть.

2. Здание вокзала. Нет.

3. Здание гауптвахты. Есть.

5. Ипатьевский монастырь. Нет.

6. Пожарная каланча. Есть.

7. Универмаг. Нет.

8. Дом Борщова. Есть.

9. Богоявленский собор. Нет.

Идея Пифагора выразить законы природы в виде отношений чисел, причем чисел небольших, оказалась удивительно живучей и плодотворной. Уже многие столетия ученые самых различных областей знаний пытаются выразить установленные закономерности простыми формулами и числовыми отношениями

Однако при глубоком изучении оказалось, что природа одновременно и проста и сложна, что эти характеристики находятся в единстве и поиски простоты лишь выражают стремление науки. Если рассудить, то понятно, что люди не могут создавать модели природы такие же сложные, как и сама природа. Их цель – увидеть простое в сложном, не забывая о сложности простого.

Поиск общих закономерностей природы является, очевидно, наиболее увлекательной областью познания. В таких закономерностях и проявляется единство природы и единство наук. Идея такого единства, отраженного в наличии общих количественных и качественных отношений, в существовании общих формул и чисел, сохранила свою актуальность от Пифагора и до наших дней.

Изучив архитектурные памятники Костромы, можно с уверенностью сказать, что красота этого города не случайна. Золотая пропорция проявляется во многих его постройках, поэтому столица нашей области во все времена притягивала к себе разных людей со всего мира.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)