Симметрия и асимметрия в литературе
1. Почему мы выбрали тему: «Симметрия и асимметрия в литературе»?
Вокруг существует много такого, что не может быть ни достаточно глубоко понято, ни достаточно убедительно доказано, ни достаточно умело и надёжно использовано в жизни без помощи вмешательства математики.
Искусство, наука, красота. Как часто мы произносим и слышим эти слова и как редко утруждаем себя задуматься над их смыслом и содержанием!
Добро, Истина, Красота
Ещё древние учили о триединстве этих трёх ликов культуры. Со временем, увы, это триединство распалось: Истина отошла к науке, Красота – к искусству. Добро вообще повисло в воздухе. Сегодня, как никогда, важно возродить это триединство. Наука, не освящённая гуманистическими идеалами Добра, ведёт мир к катастрофе. Искусство, потерявшее луч Истины, погружается в сумерки. Красота в равной мере должна питать науку и искусство.
Красота! Сколько волнений, тревог и радостей доставляла она каждому!
Красота является связующим звеном между истиной и добром. Во все времена красота являлась путеводной звездой в поисках истины, могучим стимулом к научному творчеству и озарению в науке. С другой стороны, во все времена красота, словно магнитное поле стрелку компаса, обращала человека к доброте. Именно это свойство красоты отразил Достоевский в своей знаменитой формуле: «Красота спасёт мир».
Своё воплощение эстетический идеал находит в искусстве. Ни природа, ни общество не дают человеку его эстетического идеала.
Да, вне красоты нет искусства. Но искусство – особая и своеобразная область прекрасного. В жизни прекрасное нередко уживается с безобразным, и истинное искусство не может ограничить себя лишь красотой. Победа над безобразным – одно из средств утверждения красоты.
Красота начинается с формы, но не сводится к ней. Красота – это форма, взятая в единстве с содержанием, от которого она не может быть оторвана.
Симметричное часто ассоциируется с прекрасным. Истинную красоту, говорят, можно постичь только в единстве противоположностей.
Поэтому нам захотелось рассмотреть симметрию и асимметрию, чтобы убедиться, что это действительно так.
Цель работы: Выяснить роль симметрии и асимметрии в литературе.
Задачи: 1. Рассмотреть симметрию и асимметрию в окружающем нас мире.
2. Расширить знания о симметрии на плоскости и в пространстве.
3. Проследить симметрию и асимметрию в литературе.
Объект исследования: книги.
2. Симметрия и асимметрия в литературе.
Симметрия является той идеей, посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство.
Г. Вейль
2. 1. Симметрия в окружающем нас мире
Всё красивое радует нас. Мы невольно отмечаем про себя необычный закат, удивительные листья растений, строгие формы кристаллов. Когда мы рассказываем об увиденном, то мысленно всё ещё созерцаем. Постепенно у нас формируется картина окружающего мира, мы находим общее в различных предметах. Например, лист клевера и лист дуба различны по форме, но их объединяет что-то общее. Наверное, каждый скажет: эти листья имеют симметрию – у них есть ось симметрии.
Симметрия наблюдается не только у листьев. Любуясь закатом солнца на море, мы также видим симметрию – направо и налево от солнца всё одинаково.
Симметрия есть и в картинах художников. Очень часто используется симметрия в архитектуре и скульптуре.
Симметрия является фундаментальным свойством природы, представление о котором, как отмечал академик В. В. Вернадский (1863-1945), «слагалось в течение десятков, сотен, тысяч поколений».
Слово «симметрия» греческого происхождения и буквально означает «соразмерность».
Симметрия – это свойство геометрической фигуры накладываться на себя так, что все её точки занимают первоначальное положение.
Симметрия- это гармония и определённый порядок.
Различают симметрию на плоскости и симметрию в пространстве.
«Почти все утверждают, что красоту, воспринимаемую зрением, порождает соразмерность частей друг с другом и целым и с прелестью красок. И для тех, кто это утверждает, и вообще для всех остальных, быть прекрасным – значит быть симметричным и созразмерным», - сказал Платон.
2. 2. Симметрия на плоскости
1. Центральная симметрия.
Точки A и A1 называются симметричными относительно точки O (центра симметрии), если точка O – середина отрезка AA1.
Фигура называется симметричной относительно точки O (центра симметрии фигуры), если для каждой её точки имеется симметричная относительно центра O точка этой же фигуры. К центрально-симметричным фигурам относятся: параллелограмм, окружность, полоса.
Центр симметрии параллелограмма – точка пересечения его диагоналей. Центр симметрии окружности – её центр. Полоса между параллельными прямыми имеет бесконечно много центров симметрии. Все они расположены на средней линии этой полосы.
2. Осевая симметрия.
Точки A и A1 называются симметричными относительно прямой, если эта прямая проходит через середину отрезка AA1 и перпендикулярна ему. Каждая точка прямой считается симметричной самой себе (относительно прямой).
Фигура называется симметричной относительно прямой (оси симметрии фигуры), если для каждой точки фигуры имеется симметричная относительно оси точка этой же фигуры.
Любая прямая, проходящая через центр круга, - его ось симметрии. Лист клёна обладает осевой симметрией.
2. 3. Симметрия в пространстве
1. Центральная симметрия.
Точки A и A1 в пространстве называются симметричными относительно точки
O, если O – середина отрезка AA1.
Фигура называется симметричной относительно точки O (центра симметрии фигуры), если для каждой её точки имеется симметричная относительно центра O точка этой же фигуры.
Центр симметрии параллелепипеда – точка пересечения его диагоналей.
2. Осевая симметрия.
Точки A и A1 в пространстве называются симметричными относительно прямой, если прямая проходит через середину отрезка AA1 и перпендикулярна ему.
Фигура называется симметричной относительно прямой (оси симметрии фигуры), если для каждой точки фигуры имеется симметричная относительно оси точка этой же фигуры.
Любая прямая, проходящая через центр шара, - ось симметрии шара.
Фигура может иметь одну или несколько осей (центров) симметрии. Например, куб имеет только один центр симметрии и девять осей симметрии. Существуют фигуры, которые имеют бесконечно много центров и осей симметрии. Простейшими из таких фигур являются прямая и плоскость. Любая точка плоскости является её центром симметрии. Любая прямая, перпендикулярная к данной плоскости, является её осью симметрии. С другой стороны, существуют фигуры, не имеющие центров и осей симметрии. Например, тетраэдр не имеет ни одного центра симметрии.
3. Симметрия относительно плоскости.
Точки A и A1 называются симметричными относительно плоскости, если эта плоскость проходит через середину отрезка AA1 и перпендикулярна ему. Любая точка плоскости считается симметричной самой себе (относительно плоскости).
Фигура называется симметричной относительно плоскости симметрии фигуры, если для каждой точки фигуры имеется симметричная относительно плоскости точка этой же фигуры.
Изображение любого предмета в плоском зеркале симметрично этому предмету относительно плоскости зеркала. Поэтому симметрию относительно плоскости называют также зеркальной симметрией.
Зеркальной симметрией обладают все правильные многогранники, матрёшка, лампочка и т. п.
Плоскость, проходящая через ось тела вращения, является плоскостью симметрии этого тела. Любая плоскость, проходящая через центр шара, - плоскость симметрии шара.
2. 4. Единство симметрии и асимметрии
В современном понимании симметрия – это общенаучная философская категория, характеризующая структуру организации систем. Важнейшим свойством симметрии является сохранение (инвариантность) тех или иных признаков по отношению к вполне определённым преобразованиям.
Целесообразность симметричных форм была осознана человечеством в доисторические времена, а в сознании древних греков симметрия стала олицетворением закономерности, целесообразности, а следовательно, и красоты.
Идея связи прекрасного с симметрией пронизывала всю греческую философию, всё греческое искусство. Достаточно вспомнить строго симметричные формы античных архитектурных памятников, изумительную стройность греческих ваз, математическую строгость их орнамента.
Симметрия как объективный признак красоты проходит через всю историю искусств.
«Равенство, неравенство, повторение и симметрия, определённые структуры играют в искусстве, как и в математике, фундаментальную роль», - считает физик Гейзенберг.
Не говоря уже об архитектуре и скульптуре, симметрия господствует и в литературе. Как и в любом деле, абсолютизация одной идеи не могла привести ни к чему хорошему. Симметрия в искусстве не составила исключения.
«Красота неправильная», асимметрия, стала пробивать себе дорогу в искусстве. Ибо сведение красоты только в симметрии ограничивало богатство её внутреннего содержания, лишало красоту жизни. Истинную красоту можно постичь только в борьбе противоположностей.
Вот почему именно единство симметрии и асимметрии определяет сегодня внутреннее содержание прекрасного в искусстве.
Симметрия воспринимается нами как покой, скованность, закономерность, тогда как асимметрия означает движение, свободу, случайность.
Примером удивительного сочетания симметрии и асимметрии является Покровский собор (храм Василия Блаженного) на Красной площади. Эта причудливая композиция из десяти храмов, каждый из которых обладает центральной симметрией, в целом не имеет ни зеркальной, ни поворотной симметрии. Симметричные архитектурные детали собора кружатся в своём асимметричном, беспорядочном танце вокруг его центрального шатра: они то поднимаются, то опускаются, то как бы набегают друг на друга, то отстают, создавая впечатление радости и праздника. Без удивительной асимметрии храм Василия Блаженного просто не мыслим!
Итак, «сфера влияния» симметрии и асимметрии поистине безгранична. Повсюду мы видим противоборство, а часто и единство двух великих начал – симметрии и асимметрии, которые во многом и определяют гармонию природы, мудрость науки и красоту искусства.
Симметрия и красота в сознании человека слиты воедино.
2. 5. Симметрия и асимметрия в произведениях литературы
Рассмотрим симметрию и асимметрию в литературе.
Пятиконечная звезда всегда вызывала и вызывает восхищение. Ещё Пифагор заметил совершенство и красоту формы этой фигуры. Он доказал, что пятиконечная звезда соткана из пропорций, прежде всего золотой пропорции, поэтому звезду Пифагор сделал символом жизни.
С тех пор красота звезды не перестаёт радовать глаз художника и разум математика.
Мы хотим сказать, что в «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкин рисует величавую Царевну-Лебедь со звездой во лбу (красота-симметрия) и окривевших злодеек ткачиху с поварихой (уродство-асимметрия).
Мастерство и эстетическое осуждение безобразного ведут к торжеству эстетического идеала – красоты.
«Фауст» - великое творение Иоганна Вольфганга Гёте. Эта трагедия удалась благодаря симметрии и асимметрии образов героев.
Елена Прекрасная, жена царя Менелая, из-за которой, по преданию, произошла Троянская война, выступает как символ красоты античного мира.
Форкиада – дочь морского старца. Это страшный образ подземного мира.
В «Фаусте» Гёте противопоставляет в образах Прекрасной Елены и одноглазой, однозубой старухи Форкиады красоту симметрии и уродство асимметрии, что помогло Гёте показать в своём произведении возрождение высоких идеалов греческой древности.
В «Войне и мире» Льва Толстого автор показывает симметрию в образе берёз, а асимметрию – в образе дуба.
Он пишет: «Это был огромный, в два обхвата, дуб, с обломанными, давно видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, со старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися берёзами».
Всё это подтверждает, что только единство симметрии и асимметрии создаёт подлинную гармонию красоты.
3. Заключение.
Считаем, что цели мы добились, так как после написания данной работы расширили свои знания по теме: «Симметрия», прекрасно осознали и доказали, что симметрии и асимметрии в литературе принадлежит большая роль. Узнали, что симметрия является проявлением красоты.
Убедились, что красота возможна в единстве симметрии и асимметрии.
Мы остались довольны своими результатами и решили не останавливаться на достигнутом, а продолжать свои исследования дальше.
Комментарии