Дом  ->  Мода и красота  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Природные драгоценные камни

Замечательные качества природных драгоценных камней – прозрачность, яркий блеск, высокая твёрдость и особенно их разнообразная неповторимая окраска – с древних привлекали внимание естествоиспытателей, видевших в них величие творений природы, воплощённое в малых размерах.

Роль драгоценного и цветного камня в жизни человеческого общества огромна, а история камня тесно переплетается с общей историей науки и искусства.

Начиная от античных времён и на протяжении всего средневековья вплоть до XIV в. происхождение минералов и причины их окраски представлялись весьма смутно и обычно фантастически. Изучение самоцветов на этом этапе неизменно носило чисто описательный характер и сводилось к накоплению наблюдений над особенностями их цвета и других физических свойств.

Начавшееся в эпоху Возрождения и продолжавшееся до середины XIX в. интенсивное изучение физических свойств и морфологии минералов существенного изменения в представления о природе их окраски не внесло: наука о цвете природного вещества продолжала оставаться чисто описательной.

Только с началом изучения химического состава минералов появились предпосылки для научного понимания природы окраски минерального мира. Основой для этого явились достигнутые успехи в исследовании окраски искусственных химических соединений, позволившие выделить определённые элементы таблицы Менделеева, вызывающие ту или иную окраску. Эти вещества, к которым относили отдельные элементы, группы атомов и радикалы, О. Витт назвал хромофорами. Влияние тех или иных химических элементов на окраску драгоценных камней отражено в геммологических трудах крупнейших европейских минералогов и кристаллографов.

В России этот период совпадает с интенсивной разведкой и разработкой минеральных богатств Урала, Забайкалья, Сибири и других районов страны. Минералогическое и геологическое изучение отечественных месторождений драгоценных камней в этот период связано с именами таких крупнейших ученых как В. М. Севергин, П. В. Еремеев, А. Н. Карножицкий, Н. И. Кокшаров, П. Л. Драверт, А. Е. Ферсман. Результаты этих наблюдений обобщены крупнейшим знатоком самоцветов академиком А. Е. Ферсманом, посвятившим описанию минеральных сокровищ нашей страны ряд фундаментальных трудов.

Во второй половине XIX в. начали появляться первые работы по окраске минералов, основанные на исследовании оптических спектров поглощения

Проблемами изучения природы окраски минералов в нашей стране особое внимание уделял А. Е. Ферсман, считавший окраску одним из замечательных и важнейших признаков природных соединений. Написанная им в 1936 г. монография "Цвета минералов" представляет обобщение имевшихся к тому времени данных по сопоставлению химизма и окраски минералов, а также первых работ по изучению оптических спектров природных соединений.

1. 2 Современные представления о природе окраски минералов

Природа окраски драгоценных камней, являющихся благородными (ювелирными) разностями природных минералов, вполне естественно рассматривалась и рассматривается в контексте общей проблемы цветности минеральных соединений.

Суммируя представления различных исследователей, можно констатировать, что в минералогии вообще и в геммологи в частности выделяются следующие группы окрасок минералов:

1. Идиохроматические, обусловленные фундаментальным (собственным) поглощением минерала, наличием видообразующих ионов переходных металлов, а также электронных и дырочных центров;

2. Аллохроматические, связанные и присутствием в минералах примесных ионов переходных металлов, примесных (свободных) неорганических радикалов и механических примесей других окрашенных минералов;

3. Псевдохроматические, вызванные возникновением цветовых эффектов, связанных с явлением интерференции, дифракции и рассеяния света.

Для драгоценных камней можно выделить следующие типы окрасок:

1. Окраска, обусловленная процессами переноса заряда типов лиганд – металл (L M) и металл – металл (M M) (спектры переноса заряда).

2. Окраска, связанная с хромофорными свойствами ионов переходных металлов, лантанидов и актинидов и обусловленная электронными переходами между расщеплёнными кристаллическим полем d- или f-уровнями ионов металлов (спектры кристаллического поля).

3. "Радиационная" окраска, связанная с образованием под действием ионизирующей радиации или процессов диффузии электронных и дырочных центров окраски, возникающих в реальных кристаллах с различными структурными и примесными дефектами.

Глава 2. Свойства самоцветов

Твердость - сопротивление царапанию.

Твердость минералов принято определять по шкале Мооса. Шкала Мооса представляет собой сравнительный набор мине радов различной твердости,где за максимальную единицу принята твердость алмаза.

Твердость испытуемого камня проверяется царапанием его эталонными "карандашами твердости". Эталонный карандаш представляет собой минерал, вмонтированный в металлическую ручку с номером, соответствующим твердости. Полный набор карандашей обеспечивает проверку на твердость любого минерала. Стандартные карандаши твердости предназначены для необработанных камней и не годятся для ювелиров, так как ювелирная работа ведется с обработанным камнем. Для этой цели нужно иметь карандаш с обломком минерала на конце не более 2. 5 мм в сечении. Проверка на твердость ограненного камня проводится лишь в тех случаях, когда другие способы диагностики не дали результатов. Нельзя проверять твердость на лицевой стороне ограненного камня. Начинать проверку на твердость надо с карандашей меньшей твердости по возрастающей. И ни в коем случае не пробовать алмазным карандашом (М 10) -он царапает все. поэтому результата от проверки камня (кроме алмаза) не будет.

Хрупкость - способность камня крошиться под давлением (нажимом). Это свойство необходимо учитывать при посадке камня в гнездо и закрепке его.

Вязкость - сопротивление удару. Случаи необычной вязкости оговариваются особо и учитываются при выборе материала для камнерезных работ.

Излом - характер поверхности обломка. Является важным Диагностическим признаком. Для ювелиров может быть полезен при диагностике даже ограненных камней, рассматривая сколы лупу. Излом различают раковистый, занозистый, волокнистый, ровный, неровный, ступенчатый и землистый.

Цвет, или окраска самоцвета,- один из важных диагностических признаков. Различают идиохроматическую, аллохроматическую и псевдохроматическую окраску.

Ид и о хром этическая - собственная окраска, связанная с элементами их состава, зафиксированными химической формулой, ллохроматическая- посторонняя окраска, вызванная присутствием тонкорассеянных механических примесей (агаты, яшмы, авантюрин и др. ).

Псевдохроматическая - вызванная возникновением цветовых эффектов, связанных с отражением и рассеянием света (кошачий глаз, звездчатый, эффект лунных камней и др. ).

Прозрачность (светопроницаемость) -способность минерала пропускать свет. Прозрачность определяется свойством материала пропускать свет и характеризуется терминами: прозрачный, просвечивающий и непрозрачный.

Прозрачным называют такой материал, сквозь который можно ясно видеть другие объекты. Просвечивающим материал называют, когда сквозь него нельзя ясно различать предметы, а лишь смутно общие очертания. Непрозрачным называют материал, не пропускающий свет. Употребляются иногда термины полупрозрачный, полупросвечивающий.

Светопреломление - отклонение направления светового луча при вхождении в другую среду. Светопреломление характеризуется показателем преломления, т. е. отношением скорости света в воздухе к скорости света в камне. Показатель преломления измеряется специальным прибором - рефрактометром. Показатель преломления является одним из важнейших признаков.

2. 1Искусственное изменение окраски самоцветов

Искусственное изменение окраски самоцветов в настоящее время имеет два самостоятельных аспекта. Первый из них – научный, связанный с выяснением природы окраски минералов вообще и драгоценных камней в частности. Второй аспект имеет сугубо прикладной характер и связан с привлечением искусственного изменения окраски для повышения их ювелирных и художественно-декоративных качеств.

Значение изменения окраски самоцветов может быть в какой-то степени сопоставлено с механической их обработкой – огранкой, шлифовкой и полировкой, с помощью которых добиваются лучших проявлений цвета и блеска драгоценных камней.

Исторические корни изменения окраски драгоценных камней уходят в глубокую древность. Это и понятно, так как окраска – наиболее броский признак драгоценных камней и во многом предопределяет их стоимость.

Способы изменения окраски самоцветов всегда определялись общим уровнем развития науки и техники. В древние и средние времена нахождение способов воздействия на окраску драгоценных камней носило стихийный, случайный характер. И, конечно, термообработка как наиболее простой способ уже тогда находила широкое применение. Но вместе с этим, в глубокой древности были известны и некоторые способы изменения окраски драгоценных камней путём обработки их различными веществами. С развитием химии изменение цвета некоторых драгоценных камней путём пропитывания их химическими реагентами стало обычным явлением. И, наконец, новый импульс в развитии исследований по изменению окраски самоцветов был связан с открытием радиоактивности рентгеновских лучей и обнаружением способности многих минералов изменять цвет под воздействием ионизирующего облучения.

В практических целях используют все три способа воздействия на окраску самоцветов. Иногда наилучших результатов добиваются путём их комбинированного применения.

Пропитка и химические реакции

Окрашивание самоцветов с помощью химических реагентов связано с привносом в камень новых компонентов. Такие компоненты, как правило, "чужеродные", необычные для данного камня; они вносят изменения в его первичный состав. В зависимости от сорбционных свойств камня, его пористости и трещиноватости окрашивание химическими реагентами может захватывать либо самый приповерхностный слой материала, либо проникать внутрь его на различную глубину. При этом роль выбранного химического вещества может сводиться не только к простому пропитыванию окрашиваемого камня, но и к осуществлению цветных химических реакций в его внутрипоровом пространстве.

Термообработка

Термообработка – один из наиболее древних приёмов изменения окраски самоцветов. В основе её лежит способность преобразования центров окраски в минералах под действием повышенных температур. Подобные явления происходят непосредственно при формировании самоцветов в природных условиях. В ряде случаев тех или иных окрашенных их разновидностей даже в пределах одного месторождения предопределяется температурным режимом окружающей среды во время и после образования самоцвета. Как правило, любой природный самоцвет, независимо от проявлений окраски, содержит несколько других типов центров окраски, либо потенциальных, которые могут проявляться при каких-либо физических воздействиях на минерал, либо"затушеванных" (скрытых) уже проявленной более интенсивной окраской. Температурная устойчивость различных центров окраски не одинакова, так же как не одинакова и кинетика их проявления и разрушения. Поэтому, варьируя температурными интервалами отжига, можно разрушать одни и сохранять другие центры окраски. Наиболее простыми являются случаи, когда окраска самоцветов связана с наличием чужеродных примесей.

Ионизирующее облучение

Способность многих минералов, и в том числе драгоценных камней изменять окраску под воздействием ионизирующего облучения была обнаружена сразу же после открытия радиоактивности и рентгеновских лучей. С подобным воздействием, приводящим к образованию в кристаллах электронно-дырочных центров различных типов и валентными изменениями ионов переходных металлов, связана естественная окраска многих драгоценных и поделочных камней. Источниками радиоактивности в таких случаях являются либо окружающие породы, либо радиоактивные элементы, непосредственно входящие в состав окрашивающихся минералов. Формирование различных типов электронно-дырочных центров даже в одном и том же минерале требует различных доз облучения.

Глава 3. Драгоценные камни

3. 1. Бирюза

Это водный фосфат меди и алюминия. Самоцвет достаточно хорошо сохранился в самых древних захоронениях. Цвет бирюзы варьирует от зеленовато-серого, желто-, яблочно-зеленого и зеленовато-голубого до небесно-голубого цвета, ценимого особо высоко. Это универсально благотворный драгоценный камень - он не имеет никаких противопоказаний к его ношению. Всякое зло бессильно, когда человек находится под защитой, бирюзы. Но этот ярко выраженный антидемонический самоцвет накладывает на своего владельца и определенные обязательства - соблюдать нравственные заповеди, быть чистым, правдивым, милосердным и всегда быть готовым на благородные поступки. В руках злых, недоброжелательных и недостойных самоцвета людей он быстро портится и теряет свои магические свойства и, более того, к злодеям, злобным и злоречивым натурам настроен враждебно и приносит им несчастья.

С бирюзой, как, пожалуй, ни с каким другим самоцветом, у разных народов связано много поверий и преданий. Например, в Древнем Египте, Персии и Америке она одинаково выступала символом познания таинств загробной жизни, духовного неба, постичь которые можно только, пройдя через смерть (у персов существует легенда о бирюзовой чаше Джемшеда, чаше познания тайн смерти); как индейцы, так и тибетцы носят бирюзу лишь в серебряной оправе.

Древние египтяне полагали, что бирюза находится в мистической связи с самыми почитаемыми богинями: Изидой - олицетворяющей супружескую верность и материнство, богиней воды, ветра и волшебства, хранительницей мертвых и Хатор - богиней неба и плодородия, любви и веселья, музыки, танцев и пирушек, покровительницей жен, детей и рудокопов, госпожой бирюзы. Для древних греков это камень самой Афродиты, а у римлян Венеры - богинь вечной любви.

По восточным верованиям, самоцвет олицетворяет процветание, благочестие и мужество. Он настолько популярен, что носит много других местных названий вроде - "любимый камень Востока", "небесный камень американских индейцев", "священный камень Тибета", "королевский камень", "камень египетских фараонов", "камень зеленого дерева" и т. д. В Древнем Египте из бирюзы вырезали скарабеев, как эмблемы мира и отцовства. Бирюза освящала торжественное одеяние фараона - пектораль. У китайцев бирюза издавна была вторым после нефрита любимым национальным камнем, а на территории высокогорного древнего Тибета, где чистый небесный свод больше всего напоминал бирюзу, ее считали живым существом и божеством. Известная тибетская знать даже брала себе фамилии типа "Бирюзовая крыша", будучи убежденной, что бог Бирюзы пошлет удачу их дому, роду и семейству.

С древних времен у индейских племен Северной Америки (особенно у ацтеков) бирюза считалась самой большой ценностью, камнем волшебным, используемым в религиозных обрядах. Она символизировала у них землю и воду, здоровье, надежду и процветание и была также посвящена божествам любви. Древние ацтеки называли бирюзу "слезами богини Неба". Ее использовали в качестве призов победителям в различных соревнованиях, она служила средством обмена во всех деловых и торговых соглашениях, выступая в качестве валюты, и помогала в любовных делах.

С глубокой древности считалось, что она предохраняет от "расшибения", падений. Кольцо с бирюзой должно предохранить кавалериста от тяжелых несчастных случаев, когда он падает с лошади, поэтому сей самоцвет кавалеристы ценили особенно высоко, приобретали сначала бирюзовый талисман и лишь затем садились в седло. То есть бирюза считалась надежным талисманом против синяков, ушибов, ссадин и переломов. Интересно, что прикладывание ее к синякам и ушибам, аналогично медным пятакам, в действительности, облегчает боль, по всей видимости, из-за содержания в образце меди.

Это камень верности и счастья в любви. Бирюза сама по себе может привлечь к своему хозяину хороших друзей или какую-нибудь очень желанную вещь. Она обращает внимание мужчин на женские достоинства и красоту и всячески помогает в любовных делах. В средние века глубоко верили, что женщина, незаметно зашив бирюзу в одежду мужчины, сможет расположить его к себе. К тому же считалось, что ни один камень в сережках не украсит и не освежит так девичье лицо, как бирюза. И далеко не случайно у приверженцев ислама бирюза входила в обязательный свадебный наряд невесты как символ девственности и будущей счастливой совместной жизни. На Востоке существовал обычай - в колыбель новорожденных девочек клали бирюзу, которую как символ непорочности в день свадьбы дарили жениху невесты. Самоцвет способен быстро примирять поссорившихся супругов. В России и Германии, например, из бирюзы делали обручальные кольца для укрепления брачного союза и скорейшего примирения супругов. Этот обычай возрожден ныне в США. Камень способен исцелять сердца, потерпевшие поражение в любви. По восточным поверьям, бирюза возникла из костей влюбленных, которые при жизни так и не соединили свои судьбы и умерли от несчастной любви. Поэтому писатель Н. С. Лесков в своем "Жемчужном ожерелье" писал, что девушкам нельзя дарить бирюзу.

В Европе бирюза - символ благополучия, удачи и успеха. Она поддерживает своего владельца в стремлении освободиться от рутинной будничности и воспарить духом, усиливает его интуицию, зовет к независимости, придает благородство, в меру - честолюбие, предусмотрительность и проницательность. Она также символизирует каприз, так как сам самоцвет очень капризен - болеет, стареет и умирает: по восточным поверьям, бирюза бывает молодой, зрелой и умирающей. Считалось даже, что цвет и блеск бирюзы меняются в зависимости от чистоты и свежести воздуха. Она теряет ненадолго свой блеск перед ненастьем и непогодой и тогда, когда ее владельцу угрожает опасность, тем самым предупреждая его, отводит гнев царей и высокого начальства, устраняет злобные помыслы.

По персидским поверьям, это камень здоровья, счастья и доброй удачи: по арабским - он приносит победу над врагом и удачу в делах, спасает от "сглаза", стрел неприятеля, устраняет страх, лечит язвы и опухоли, отравление и жар печени, укрепляет сердце; применение целебной мази из бирюзы приводило, по легендам, к излечению катаракты, возвращало цвет зрачкам и усиливало способность видеть в ночи. Она помогала при родах, изжоге и женских заболеваниях.

Высоко ценится этот самоцвет у буддистов, так как, по легендам, Будда победил злого демона с помощью бирюзы. По-видимому, по этой причине красивый небесно-голубой самоцвет стал камнем воинским. Воин, у которого на шее имелась бирюза, щит и оружие ею украшенные, был непобедим. Как солнце совершает свой быстрый путь по небесному своду, так стремителен бег лошади по земле, если ее уздечка украшена бирюзой, - говорится в персидских лапидариях XIV века. Такая лошадь не знает усталости.

Бирюза - "камень сана" - излюбленный камень Востока, арабов и персов с незапамятных времен. Особо ценились образцы, формой напоминающие женские груди: за такой экземпляр жители Востока платили огромные деньги. В небесно-голубой бирюзе, по их мнению, отражаются былые, ясные и безоблачные счастливые дни, минувшая радость. Бирюзу сравнивали с небесным сводом, недоступным для человека: одно только ее созерцание приравнивалось к лицезрению священного для каждого мусульманина Корана. Джафару ибн Мухаммеду (VII век) приписывается выражение: "Не обеднеет никогда рука, на которой Перстень из бирюзы", а Низами (XII век) писал: "Бирюзы значенье голубой - счастье в дом наш принесет с собой". Поэтому считается, что кто носит на пальце бирюзу - не знает недостатка в деньгах, его хозяину обеспечена долгая жизнь в благоденствии, хорошее настроение и уверенность в себе. Если, по поверью, надеть бирюзу в новолуние, будешь в наступающем месяце счастливым и богатым.

Этот камень еще называют воинским талисманом, и в том числе на Руси, он также покровительствует артистам, а в Бразилии - военным инженерам. Ему не должно быть цены у цыган, так как бирюза благоприятствует укрощению лошадей и помогает очень выгодно торговать отбракованными порочными лошадями, особенно имеющим надежный талисман - вырезанную на бирюзе лошадь.

В средние века существовало поверье, что бирюза обнаруживает яды и оберегает от них своего хозяина: персы считали, что владелец бирюзы, если носит ее с собой, не может быть убитым. Того, кто носит бирюзу, слушают со вниманием, но он не должен слишком полагаться на этот камень, не должен произносить непристойных речей. Если с утра посмотреть на бирюзу, то в течение целого дня человек освобождается от забот, он не будет видеть и дурных снов. А само созерцание этого самоцвета по утрам способствует сохранению энергии и увеличению силы. Его хозяин гарантирован от приближения и укусов, змей и скорпионов.

Бирюза помогает против желтухи, болезней глаз и желудка, предохраняет от потопления и поражения молнией и громом. Недаром порой ее называют "громовым камнем". В серебряном обрамлении она избавит от бессонницы и ночных кошмаров, в кулоне - остановит сильное кровотечение. Кольцо с незабудками из бирюзы, полученное из рук любимого человека, и перстень из бирюзы, подаренный женщиной, приносит счастье. Но камень бледнеет, когда сердечное расположение дарившего уменьшается. Мусульманское поверье гласит, что когда ты получишь от любимой перстень с бирюзой, будет этот камень нежно-голубого цвета. Но как только она тебя разлюбит, потускнеет камень, изменит свой голубой цвет. Это знак того, что ты потерял любимую навек. Недаром персидский поэт XIII века Саади писал, что блекнет бирюза влюбленных, когда проходит любовь. Меняет она свой цвет и когда ее хозяин все-таки заболевает. Иван Грозный - большой любитель самоцветов - не любил бирюзу, так как, блекнув в руке, предвещает смерть и, по его словам, может выдавать другим его тайные помыслы.

Еще в средние века знали, что бирюза - соединение достаточно неустойчивое: реагирует со щелочами, камфарой, мускусом, мылом, растительными маслами, духами, углекислотой, мазями, портится от сырости и огня. Поэтому, чтобы не страдать от необоснованной ревности, советуем бережнее обращаться со своими бирюзовыми украшениями. Лучше не опускать их в жидкость, даже в воду, чтобы голубовато-зеленоватый цвет в результате окисления не приобрел обесценивающий самоцвет желтоватый оттенок. Чтобы уберечь от загрязнения и от действия воды, советуют перед мытьем рук снимать бирюзовые колечки. Бирюза "умирает" от растительного жира, но оживает от жира животного, поэтому ее лечили издревле бараньим жиром, курдючным салом. После того как бирюза побывает в воде, она имеет более товарный вид, чем и пользовались в старину, да кое-где и сейчас, торговцы драгоценностями. Ее временно клали в горячую мыльную воду, давали проглотить гусю, мочили несколько дней в воде, закапывали на месяц в сырую землю. Продавцы из Персии (Ирана) в старое время вывозили бирюзу в глиняных кувшинах с водой, так что, будучи намоченной и вынутой перед самой продажей, бирюза на несколько дней приобретала более товарный вид. Поэтому наши купцы, в частности на Нижегородской ярмарке, не покупали бирюзу, пока не высушат ее в опечатанном ими ящичке.

3. 2. Топаз

Топаз известен с глубокой древности, по преданию, открыт мореплавателями, потерпевшими кораблекрушение. Самоцвет с разнообразной гаммой нежных цветов, полутонов и оттенков желтой, голубой, коричневой, фиолетовой, розовой окраски. Окраска самоцвета обусловлена обычно дефектами кристаллической решетки, связанными с вхождением в нее ионов титана (голубые топазы), титана и гидроксильной группы (розовые), хрома (фиолетовые), железа и хрома (розовые и винные топазы). В процессе нагревания топазы меняют свою окраску (например, вишнево-коричневые становятся фиолетовыми), ряд разновидностей со временем выцветает (особенно желтые, розовые, дымчато-чайные и голубые), некоторые из них, "отдохнув" в темноте, восстанавливают цвет. Меняется цвет и от ионизирующего радиоактивного или ультрафиолетового облучения: например, из желтых или розовых можно получить голубые. Топазами издревле называли все прозрачные камни желтого, иногда зеленого цвета и нередко путали с хризолитом, бериллом и другими самоцветами. Топаз неоднократно упоминается и в Священном Писании, в частности, является девятым основанием стены Великого Небесного Иерусалима (Откр. , XXI, 20).

Этот самоцвет символизирует ревность и дружбу, благоразумие и добрые дела, верность и честность, предусмотрительность и удачу, мягкость, нежность, душевную чистоту, верную и жаркую любовь. Розовый топаз в Индии - символ надежды. Люди, носящие топаз, всегда честны, порядочны и великодушны. Он помогает при слабости и сумасшествии, дарует мужчинам мудрость и рассудительность, способствует успеху у женщин, а молодой женщине помогает сохранить подольше красоту и избавляет от бесплодия. Этот самоцвет из-за свойства разоблачать тайны и интриги нередко называли "камнем придворных", а ныне это самоцвет криминалистов, коммерсантов и т. п.

В Грузии в Х веке считали, что при растирании топаза на точиле врача выделяется в большом количестве вода молочного цвета (при этом самоцвет якобы веса своего не теряет). Эта вода излечивает серьезные глазные болезни, близорукость, вялость. Чехи приписывали топазу способности останавливать кровотечение, примирять поссорившихся супругов, придавать людям общительность. В Травнике XVII столетия сказано, что этот великолепный самоцвет защищает сельскохозяйственные посевы от градобития, "от вредности звериной"; тот, кто носит его на левой руке, неподвластен смущению. В XV веке итальянские лекари были убеждены, что топаз - отличное средство в лечении таких страшных заболеваний, как чума или моровая язва, прикладывали его к чумным болячкам.

Самоцвет придает своему владельцу сообразительность, объективность и либерализм в рассуждениях и действиях, привлекает к нему дружбу и благосклонность окружающих, приносит богатство и признание, способствует успеху и оптимизму. Розоватый, медово-желтый топаз с бриллиантами - главная составная часть старинного высокого испанского ордена "Золотое руно". Полагают, что топаз дает энергетический заряд интеллекту, уменьшает страх, обостряет реакцию на окружающее, развивает интуицию и предчувствия, способствует предугадыванию замыслов делового и политического партнера или соперника, подсказывает правильные решения. Поэтому он содействует дипломатической деятельности. Носить его надо на указательном пальце пра вой руки в золотом кольце или кулоне. Он усмиряет бури и рассеивает злые чары, хранит от "дурного глаза", лечит бессонницу, нервные расстройства и печень, носимый на шее, притупляет приступы астмы, прекращает кипение воды. У обладателя этого самоцвета будет всегда верный (верная) любовник (любовница).

Золотистый топаз - камень просветления. В Индии символизирует дружбу и помощь, у европейцев - полноту счастья. Он давал своему обладателю жизнерадостность и обострял вкусовые ощущения, а также считался талисманом, освобождающим от буйных и опасных страстей, рождая в хозяине устойчивое безмятежное наслаждение жизнью, отгоняя гнев и неверность.

3. 3. Янтарь

Это собирательное название вязких, тугоплавких ископаемых, смол, утративших большую часть своих летучих компонентов и хорошо поддающихся механической обработке. Это "морской ладан", сказочный горюч-камень - алатырь Древней Руси, мерикиви ("камень моря") - у финнов, электрон - у греков, амбра - у арабов, римляне называли его сукцинитом, в Польше и на Украине - бруштын, у литовцев он - гинтарас ("защита от болезней"). Общее количество янтареподобных ископаемых смол в различных регионах мира около 100.

Этот скромный самоцвет известен человеку еще со времен палеолита. В Древней Греции его широко использовали в инкрустациях в сочетании со слоновой костью, серебром и золотом. Балтийский янтарь украшает корону египетского фараона Тутанхамона, это один из самых первых драгоценных камней. Сведения о нем встречаются уже у Гомера в "Одиссее" (кстати, единственный из всех самоцветов). Римский историк Тацит сообщает, что янтарь привозили "из страны германцев", им торговали финикийские купцы, называя его сахалом ("каплями смолы"). У ряда племен янтарь выполнял роль денег.

Во времена Нерона (50-е годы нашей эры) в Древнем Риме уже господствовала янтарная мода. Предметы роскоши, кубки вытачивались из янтаря. Римский тиран посылал своих купцов на Север за балтийским янтарем; ценился он высоко не только за свою теплую красоту, но и из-за бытовавших в то время представлений о его целебных и охранных свойствах. Сам император предпочитал всем черный янтарь. По словам Плиния, маленькая фигурка из янтаря стоила дороже хорошего и здорового раба. Римляне приписывали этому самоцвету особо магические свойства и старались в качестве талисманов и амулетов всегда носить с собой исключительно модные тогда янтарные шарики: их терли руками, предполагая, что янтарь укрепляет силу (в том числе любовную). В Китае и Японии очень почитали янтарь вишневого цвета, напоминающего кровь дракона (бирмит), его носили члены императорской семьи.

Цвет и прозрачность были эталоном его стоимости. В Древнем Риме белый и восковой янтарь использовался только для курения фимиама, кстати, считалось, что дым от сжигания янтаря вызывает видения; высоко ценился и красноватый прозрачный янтарь. В начале нашей эры дорожили в основном двумя его разностями - проваренным в меду и прозрачно-золотистым. В странах Востока высоко котировались прозрачно-желтые с зеленоватым оттенком и молочно-белые облачные янтари. Последним приписывались наиболее целебные свойства. Янтари с включениями насекомых имели особую товарную ценность. В начале нашей эры за янтарь, включающий муху, финикийские купцы платили 120 мечей и 60 кинжалов. В начале XIX века такие янтари были модны во Франции и России.

Янтарь - это камень здоровья, счастья и солнца, любовный амулет, способный привлекать к владельцу самоцвета внимание любимых и друзей. Таинственная способность янтаря притягивать к себе листочки бумаги, папируса и другие мелкие предметы вызывала к камню повышенный интерес и подогревала мистические вымыслы. Предполагается, что от янтаря пошло представление об электричестве.

Этот самоцвет, по преданьям, защищает от несчастий, содействует охоте, особенно в амулетах в виде выточенных из янтаря фигур. У греков подарок из янтаря означал пожелание счастья. "Электрум" по-древнегречески означает "я защищаю", поэтому янтарь - носитель победы: он дарит победу в бою и большая часть янтарных изделий в захоронениях представляет собой боевые амулеты.

Янтарь был провозглашен панацеей от всех болезней еще с глубокой древности; как лечебный знатоками особенно ценился белый янтарь. Считалось, что практически нет таких болезней, от которых бы этот самоцвет не исцелял или хотя бы не облегчал страдания. Он якобы лечит близорукость и катаракту, сердечные недуги, ангину и другие болезни горла, останавливает рвоту и кровохарканье, изгоняет камни из почек и печени и содействует мочеиспусканию. Так, Мартин Лютер носил в кармане постоянно кусок янтаря, дабы предотвратить образование камней в почках. Янтарь укреплял желудочно-кишечный тракт, а выпитый в виде порошка с водой лечил болезни желудка, растертый с розовым маслом или медом помогал при болезнях глаз и ушей, лечил трещины на ногах. С помощью янтаря можно якобы обнаружить яд: в бокале возникает радужное мерцание искр, сопровождаемое треском пламени.

Янтарь использовался при обмороках (янтарное масло с нашатырным спиртом), против головокружения и кровотечений, нагноений и опухолей, кровавого поноса, язв и геморроя, сильного кашля и чахотки, судорог, истерий и ипохондрии, лечил и предупреждал ряд женских, кожных и простудных заболеваний, укреплял расшатавшиеся зубы. Считалось, что янтарь спасает от слабоумия и удушья, лихорадки и желтухи, помогал при глухоте и неправильном обмене веществ, отравлениях и болезнях суставов, спазмах, коклюше и коликах у детей. В то же время он дарит красоту и долголетие своему владельцу. Если беременная женщина будет постоянно носить янтарь и лучше всего в ожерелье, то благополучно сохранит беременность и плод, ей гарантированы удачные и легкие роды. Янтарю приписывалось свойство утешать людей, улучшать их душевное состояние, смягчать неблагоприятное воздействие погоды на человека.

Кусок необработанного янтаря, положенный под подушку и у изголовья, излечивает от бессонницы, бредового состояния, а если положить его на грудь спящей жены. то она сознается во всех своих дурных поступках. Сей самоцвет постоянно поддерживает оптимизм, стремление своего хозяина сделать правильный выбор в дружбе и любви, усиливает его интуицию и потенцию, особо способствует в творчестве. Низкие сорта янтаря нашли применение в религиозных обрядах, так как он хорошо горит и источает приятный дым - фимиам. Дымом сгорающего янтаря окуривали в прошлом молодоженов и новорожденных на счастье, а также больных лошадей. Замечено, что с этим дымом исчезают астма и кашель и назойливые мухи в храм не залетают, труп в церкви дольше не разлагается. Янтарь в древности использовали для бальзамирования трупов. В древности считалось, что янтарь притягивает насекомых, дабы убить их.

Янтарь всегда считался у разных народов антидемоническим амулетом. Существовало поверье, что, спрятав в складках одежды младенца янтарную бусинку, можно противодействовать волшебным и злым силам. В Шотландии считали, что ведьм и злых духов отгоняют янтарные бусинки, нанизанные на красную нить.

В старые времена в богатых домах России и Польши нянькам и мамкам-кормилицам обязательно надевали на шею тяжелое янтарное ожерелье. Считалось, что оно не только придает коже ребенка матовость и чистоту, но защищает его "от сглаза" и нечистой силы, не пропускает ничего дурного от кормилицы к ребенку и приносит ему силу и здоровье.

Янтарь на Востоке издавна применялся как украшение для невест, и на Руси янтарные бусы надевали на невест перед венцом. Предполагалось, что янтарь помогает сделать молодую семью счастливой, поэтому янтарные украшения были непременны в туалете невест.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)