Женские образы в сказках Пушкина: без красоты душевной красота внешняя – ничто
Мой самый любимый уголок в Абакане – это маленький сквер, где установлен памятник А. С. Пушкину и его сказочным героям.
Когда смотришь на них, оживают сюжеты сказок, живущие в памяти с самого младенчества.
Мои родители рассказывают, что читали мне сказки Пушкина, когда я еще едва научилась говорить. Перед сном я неизменно выискивала зачитанную до дыр замечательную книгу «Сказки Пушкина» и с первыми строками произведений «о попе и его работнике балде», «о старике и золотой рыбке», «о золотом петушке» переносилась в удивительный мир превращений и приключений героев пушкинских сказок.
Теперь я знаю, что Александр Сергеевич Пушкин – великий поэт, и уже давно самостоятельно читаю не только его сказки, но и некоторые стихи. Прошло уже больше двух столетий, но Пушкина до сих пор не только читают, но и старательно изучают. Я хочу раскрыть всего лишь небольшую часть творчества этого великого писателя.
Темой для исследования я выбрала сказки, в которых главными героями выступают женские персонажи.
Это и добрая волшебница царевна Лебедь из «Сказки о царе Салтане» и прекрасная девица из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях», сильная духом и преданная Людмила из поэмы «Руслан и Людмила», коварная Шамаханская царица и т. д.
Шамаханская царица
Становясь старше, мы узнаем и другие, более серьезные и трудные произведения Пушкина, где женским персонажам отведено главенствующее место.
Уже в школьном возрасте я узнала, что Пушкин прожил недолгую, очень сложную, но удивительно плодотворную жизнь.
Всего за двадцать творческих лет появились бесконечно дорогие каждому читающему пушкинские стихи, повести и сказки.
В прошлом году вместе с родителями я побывала в городе Пушкино больше известном как Царское село.
Здесь великий поэт провел свою юность. Я смотрела на ступеньки в лицее, по которым еще мальчишкой бегал Пушкин, видела его оценки в лицеистском журнале, и представляла себе, какое громадное количество народных загадок, пословиц и поговорок уже в этом возрасте знал и помнил Пушкин!
1. Арина Родионовна – идеал доброты и нравственного начала
Самым главным и неисчерпаемым источником народного вдохновения стала для А. С Пушкина его няня Арина Родионовна. Известно, что с её слов Пушкин записал несколько сказочных сюжетов. А первым в его тетради был текст, положенный в основу «Сказки о царе Салтане», которая и открывала цикл пушкинских сказок.
Для сказок Пушкина, характерны чудесные превращения: старухи крестьянки – в царицу; лебедя – в прекрасную девушку. Волшебные превращения очень увлекательны. Превращение старухи снова из царицы в крестьянку связано с наказанием ее за жадность и злость. Превращение лебедя в прекрасную девушку выражает победу любви над волшебными чарами.
Откуда поэт черпал черты народно-поэтического идеала женщины? Многие исследователи творчества Пушкина считают, что идеалом доброты и нравственного начала для него была именно Арина Родионовна.
С увлечением и радостью слушал он сказки, которые рассказывала бабушка Арина. Коротая долгие вечера в Михайловском Пушкин внимательно вслушивается в народную речь, ее особенности, записывает старинные предания, песни, заслушивается сказками.
В то время в деревне можно было услышать множество чудесных песен – и свадебных и похоронных, и грустных и веселых, и хороводных и колыбельных, и богатырских и «божественных».
Арина Родионовна была искусной рассказчицей, знала множество сказок, пословиц и поговорок.
Православной старины, - вспоминал о ней поэт.
2. «Сверху-то ясно, а с исподу-то не красно»
Представление о женской внешности в сказках Пушкина удивительно: Лицо должно быть бело, румяно; брови - черна соболя; глаза - словно звезды, ясна сокола; осанка – лебединая; походка – павиная и т. д.
Есть и другие совершенно противоположные сравнения: Поперек себя толще; Ни рожи, ни кожи, ни виденья; Глядит, как сова, выпучив глаза - эти и подобные им высказывания Пушкин относит для злых героинь.
Кроме этого, в сказках А. С. Пушкина, изображены еще два типа идеальных женщин: женщина-волшебница, помощница, например Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Марья Моревна – это фантастический образ. И женщина земная - народно-поэтический образ.
Для исконно русских сказок и преданий сравнение девушки с белой лебедью означает: Настасья - белая лебедь, Молодой жены да белой лебеди, «белая лебедушка». Лебедь - символ благородства, чистоты, целомудрия, а также души и женской грации.
Таким образом, царевна Лебедь - воплощение народных, фантастических и вместе с тем личных представлений поэта о женской красоте. Вот как построено описание царевны:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Есть другие слова подчеркивающие исключительность красоты сказочной героини:
Что ни в сказке сказать, ни пером описать; Зрел бы, смотрел - очей не сводил! Век бы очей не отвел, все бы смотрел да смотрел!
Месяц и звезда - это Луна и Солнце. Царевна - волшебница, ей подчинены силы природы, стихии; она подобна сказочным мудрым женам - Василисе Премудрой, Елене Прекрасной, Марье Моревне, которые управляют светилами, творят чудеса.
Сравнение с павой (павлином) восходит к народным представлениям о том, что именно эта птица воплощает идеал красоты, достоинства. Походка девушки (тем более царевны) должна быть именно с достоинством, величавой.
В «Сказке о мертвой царевне» четко прослеживается «соперничество» красоты внешней и красоты внутренней. Пушкин здесь смотрит на женщину так же, как народ, для которого внешняя красота сама по себе не вызывает уважения и восхищения. Гораздо важнее внутренняя красота. Например, в сказке «Финист - ясен сокол» старшие дочери думают только о своей внешности («наряжаются в сарафаны нарядные, достают платья новые, надевают бусы золоченые»), а младшая не просто красавица, которую «что ни в сказке сказать, ни пером описать: брови соболиные, очи соколиные, русая коса до пояса», она еще и «умница-разумница».
Или в сказке «Серебряное блюдечко и наливное яблочко»: старшие дочери – «белоручки, ленивицы», младшей сестрой помыкают, пестро и нарядно одеваются, а младшая Машенька - все за работой, «все сделать готова», «вся краса у Маши - русая коса, до земли падает, цветы задевает».
Образ «Мертвой царевны» очень распространен во всех сказках мира. Обычно мачеха преследует падчерицу, потому что та красивее ее родной дочери.
Красота молодой царевны подобна цветку, который рос тихо и не заметно, а когда расцвел, сразу поразил всех своей красотой.
Когда мачеха узнает от зеркальца, что она не самая красивая, начинается гонение царевны. Внешне она ничем не уступит своей падчерице: она тоже румяна, бела, высока, стройна. Словом, «уж и впрямь была царица», но царевна побеждает ее внутренней красотой.
Самолюбивая царица разговаривает с зеркальцем. Пока еще не было рядом красавицы-царевны, она обращалась с ним ласково:
Интересно, что зеркало у Пушкина является не просто предметом, в котором разглядывает свое лицо царица. Оно отражает, прежде всего, внутренние качества, душу; именно в разговорах с зеркальцем, в разглядывании себя самой мы узнаем нрав царицы.
Царица довольна ответом зеркальца – «Ты, царица, всех милее, всех румяней и белее». Когда же мачеха понимает, что ей не соперничать с царевной, она наполняется черной завистью, бросает непослушное зеркало под лавку.
Пушкиным ни разу не сказано, что царевна смотрит в зеркало, но оно, тем не менее, знает и ценит ее красоту, потому что она равноценна ее душе. В образе царевны воплощен тот народный идеал, который так ценил поэт: красота, приветливость скромность, трудолюбие, хозяйственность.
Сказка заканчивается победой душевной красоты: мачеха умерла от «тоски», завидев прекрасную царевну, которую от «мертвого сна» пробудила всепобеждающая любовь.
Заключение
Образы женщин в сказках Пушкина созданы в соответствии с русской народной традицией. В русских сказках, былинах, пословицах, поговорках, песнях красота женщины сочетается с внутренними качествами, душой. Каждую из своих любимых героинь (Людмилу, царевну Лебедь, царевну из «Сказки о мертвой царевне») он соотносит с этим требованием: без красоты душевной красота внешняя - ничто, ибо «Сверху-то ясно, а с исподу-то не красно».
Мне кажется, что назначение настоящей женской красоты, как в сказках А. С. Пушкина – побеждать зло одним своим присутствием. А еще, по народным представлениям, настоящая красавица – та, на которой дом держится.
Я думаю, что тоже смогу соответствовать этим представлениям о красоте, снова и снова возвращаясь к произведениям А. С. Пушкина. Спасибо великому поэту за то, что он написал такие поучительные и красивые сказки, он «победил время» и никогда не будет забыт.
Комментарии