Культура  ->  Изобразительные искусства  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Изобразительное искусство и черчение

Искусство – одна из форм общественного и индивидуального сознания, неотъемлемая составная часть духовной культуры, духовного освоения окружающего мира, познания и отражения действительности человеком.

Посредстом искусства человек как в социогенезе, так и онтогенезе отображает свое понимание окружающего мира, выражает свое отношение к нему, свои эмоции и чувства, свое мировоззрение, эстетические и этические эталоны.

Еще в Древней Греции искусство служило средством для катарсиса (греч. очищение). Термин катарсис идет из древнегреческой философии и эстетики и служит для обозначения сущности эстетического переживания. Восходит к древнему пифагорейству, в котором рекомендовалась гимнастика для телесного развития и музыка для очищения души.

В учении З. Фрейда катарис употреблялся для обозначения одного из методов психоанализа,

Пейзаж, как творчество – это самовыражение личности в деятельности, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект – личностный и процессуальный. В основе творчества лежат такие свойства личности, как воображение, интуиция, неосознаваемые компоненты умственной активности и потребности личности, самоактуализация в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. Оно развивает у личности способности, знания и умения.

В это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма. В основе такой перестройки (ее еще называют вторым физиологическим кризисом) лежит эндокринный сдвиг. Такая физиологическая перестройка требует от организма ребенка большого напряжения для мобилизации всех резервов. В этот период возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные особенности младших школьников, как повышенная эмоциональная возбудимость и непоседливость.

Физиологические трансформации вызывают большие изменения в психической жизни ребенка. В центр психического развития выдвигается формирование произвольности (планирования, выполнения программ действия, осуществление контроля). Происходит совершенствование познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания), формирования высших психических функций (речи, письма, чтения, счета). Именно в этом возрасте ребенок впервые отчетливо начинает осознавать отношение между ним и окружающими, разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, то есть постепенно вступать в сознательную фазу формирования личности.

Изменяется эмоциональная сфера ребенка. С одной стороны, у младших школьников в значительной степени сохраняется свойство бурно реагировать на отдельные, задевающие их события и ситуации. Дети чувствительны к воздействиям окружающих условий жизни, впечетлительны и эмоционально отзывчивы. В этом периоде приходят в противоречие два определяющих мотива поведения: мотив желания («хочу») и мотив долженствования («надо»). Если мотив желания исходит от самого ребенка, то мотив долженствования чаще инициируется взрослыми.

В возрасте 7-11 лет ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая подвергается социальным воздействиям. Самосознание ребенка интенсивно развивается, а его структура укрепляется, наполняясь новыми ценностными ориентациями.

Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе.

Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в соответствующих методах психологического и педагогического воздействия на формирующуюся личность с целью развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей,

Цель исследования: доказать эффективность рисования пейзажа для формирования личности ребенка, общения с окружающим его миром, его самовыражение.

Объект исследования: учебно-художественная деятельность учащихся младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования: опираясь на изучение творчества художников и применяя специально разработанный учебно-методический комплекс с помощью такого средства как пейзаж, можно способствовать формированию художественной выразительности у младших школьников.

В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:

• изучить общетеоретическую литературу по данной проблеме;

• изучить историю развития пейзажа

• выявить индивидуально-психологические особенности младших школьников и критерии оценки их изобразительной деятельности;

• научно обосновать, как пейзаж влияет на развитие у детей художественного самовыражения;

• разработать практические занятия по данной теме.

ПЕЙЗАЖ, КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОГО САМОВЫРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Пейзаж – искусство прошлого и настоящего

Пейзаж в переводе с французского означает реальный вид местности; в изобразительных искусствах – жанр или отдельное произведение, в котором основным предметом изображения является естественная среда, или среда, преображенная человеком. Отражая различные ступени и стороны духовного освоения человеком окружающего мира, искусство пейзажа несет в себе большой мировоззренческий смысл.

Изображения природы встречаются еще в период неолита, когда в искусстве начинают воплощаться представления о закономерностях ее жизни, возникают космологические композиции, включающие условные обозначения небесного свода, светил, стран света. В культурах Древнего Востока (Двуречье, Египет) с развитием тенденций к развернутому повествованию (особенно в сценах войн, охоты и рыбной ловли) складывается представление о природе как среде действия, нередко сохраняющей мифологический смысл, но в целом приобретающей более конкретный характер. Широкое распространение пейзажные мотивы получают в росписях и рельефах египетского Среднего и Нового царства, а так же в искусстве Крита ХVI-ХVв. в. до нашей эры, где впервые, путем орнаментальной ритмизации достигается впечатление эмоционально убедительного единства фауны, флоры и природных стихий. Пейзажные элементы древнегреческого искусства обычно неотъемлемы от изображения человека. Большей самостоятельностью обладает эллинистический и древнеримский пейзаж, так как человеческие фигуры в нем или носят характер стаффажа, или отсутствуют вообще. Характерный для этой эпохи образ природы, воспринимаемый как мир идиллистического существования, был унаследован и раннесредневековым искусством. В искусстве европейского средневековья элементы пейзажа (особенно виды городов и отдельных зданий) нередко служат средствами выявления прстранственных построений, но особо играют роль лаконичных указаний на место действия. В ряде композиций ландшафтные детали составляют часть умозрительно-теологических схем, отражающих средневековые представления о Вселенной.

В западно-европейском искусстве ХIII-ХVвв тенденции к чувственно убедительной трактовки мира приводят к тому, что пейзажный антураж начинает осмысляться как принципиально важная часть духовной атмосферы произведения. Условные фоны сменяются пейзажными фонами, нередко разрастающимися до размеров широкой панорамы мира (Джотто и А. Лоренцетти в Италии ХIII-ХIХ вв). Ренессансные художники обращаются к непосредственному изучению природы, создавая наброски и акварельные этюды, разрабатывают принципы перспективного построения пейзажного пространства, руководствуясь представлениями рационалистичности законов мироздания и возрождая концепцию о пейзаже как реальной среде обитания. В искусстве Возрождения формируются предпосылки для появления самостоятельного пейзажного жанра, складывающегося первоначально в графике (А. Дюрер и дунайская школа) и малоразмерных живописных композициях, где образы природы или составляют единственное содержание картины (А. Альтдорфер), или безраздельно главенствуют сценками переднего плана (И. Патинир). Если итальянские художники стремятся подчеркнуть гармоничное созвучие человеческого и природного начал, а в горных пейзажных фонах воплотить представление об идеальной архитектурной среде, то немецкие мастера особенно охотно обращаются к дикой природе, нередко придавая ей катастрофически буйный облик.

Совмещение пейзажного и жанрового моментов, типичное для нидерландского искусства, приводит к наиболее ярким результатам в произведениях пейзажа Брейгеля Старшего, отличительными чертами которых является не только грандиозность панорамных композиций, но и глубочайшее проникновение в специфику народной жизни, органически связанной с ландшафтным окружением. В искусстве классицизма окончательно закрепляется система кулисной 3-х плановой композиции, а так же утверждается принципиальное различие наброска или этюда и законченного пейзажа. Наряду с этим пейзаж становится носителем этического содержания, что особенно характерно для творчества Н. Пуссена и Лоренна, произведения которых представляют собой два варианта идеального пейзажа – героический и идиллистический.

В барочном периоде (фламандец П. П. Рубенс, итальянцы С. Роза и А. Маньяско) преобладают образы, воссоздающие стихийную мощь природы. Элементы плэнара появляются в отмеченных необычайной свежестью восприятия пейзажах Д. Веласкеса. Голландские живописцы и графики ХVII (Ян Ван Гойен, Х. Сегерс, Ян Ван Рейсдал, М. Хоббема, Рембрант), детально разрабатывая светло-воздушную перспективу и систему валеров, соединяют в своих произведениях ощущение изменчивости мира с идеей постоянной взаимосвязи обжитой, интимно близкой человеку среды и величавых, поистине беспредельных пространств природы. В конце ХVIII- 1-й половине ХIХ вв в пейзаже преобладают романтические тенденции. Важное значение пейзажа в художественной системе романтизма объясняется тем, что романтики сблизили жизнь человеческой души с жизнью природы, видя в возврате к естественной среде средство для исправления моральных и социальных несовершенств. Представители реалистичности пейзажа середины и 2-й половины ХIХ в. стремятся показать внутреннее достоинство природы посредством раскрытия объективной сути происходящих в ней процессов. В русском пейзаже на рубеже ХIХ- ХХ вв изображены скромные, лишенные внешнего преимущества виды и отличающиеся этюдной непосредственностью композиции и колорита. В это время жили такие русские художники как А. А. Рылов, К. А. Коровин, А. М. Васнецов, М. В. Нестеров.

История показывает, что пейзаж – это не просто рисунок, это отображение той исторической действительности, в которой жил и творил художник, отображение души, изображение отношения к миру. Пейзаж несет в себе смысл, идею, то есть художники проявляют себя в своих рисунках. Это и есть самовыражение.

1. 2 Общая характеристика учебно-игровой деятельности детей.

Каждый период жизни и развитии ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, происходит формирование основных психических процессов и свойств личности, появляются психические новообразования, характерные для данного конкретного возраста.

Психологические свойства, которые выступают у ребенка в последние годы дошкольного детства, до прихода в школу получают развитие, закрепляются, и к началу подросткового возраста многие важные черты личности уже сформированы.

Учебная деятельность в начальных классах, прежде всего, стимулирует развитие психологических процессов, непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий.

Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое. Развитие восприятия не происходит само собой, здесь очень велика роль учителя, который повседневно воспитывает умение не просто смотреть, но и рассматривать, не просто слушать, но и прислушиваться, учит выявлять существенные признаки и свойства предметов и явлений, указывает, на что следует обратить внимание, приучает детей планомерно и систематично анализировать воспринимаемые объекты.

В психолого- педагогической науке неоднократно отмечалось то, что сейчас, в условиях стремительно нарастающей информации, особое значение приобретает развитие и активизация творческого мышления. Действительно, в любой деятельности становится особо важным не просто усвоить определенную сумму знаний, а выбрать наиболее значимые из них, суметь выбрать их при решении самых различных вопросов.

Очень большие изменения в процессе обучения претерпевает мышление младшего школьника. Развитие творческого мышления приводит к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в произвольные регулируемые процессы.

Исследования детского творчества позволяют как минимум три стадии развития творческого мышления; наглядно-действенное, причинное и эвристическое. Наглядно-действенное мышление рождается из действия в младшем и раннем возрасте В процессе развития наглядно-действенного мышления у ребенка формируется способность выделять в предмете не просто его внешние свойства, а именно те, которые необходимы для решения задачи. Эта способность развивается на протяжении всей жизни и является совершенно необходимой для решения любых, самых сложных задач.

Развитие причинного мышления у детей начинается с осознания своих действий. У ребенка 4-5 лет познавательные интересы смешаются с отдельных предметов, их названий и свойств на соотношения и связи явлений. Начинают интересовать не просто предметы, а именно те, которые необходимы для решения задачи. Эта способность развивается на протяжении всей жизни и является совершенно необходимой для решения любых, самых сложных задач.

Развитие причинного мышления у детей начинается с осознания последствий своих действий. У ребенка 4-5 лет познавательные интересы смещаются с отдельных предметов, их названий и свойств на соотношения и связи явлений. Начинают интересовать не прсто предметы , а действия с ними, взаимодействие людей и прдметов, взаимность причин и следствий. Сначала дети обучаются планировать действия над реальными объектами, затем с языковым материалом: словом, высказыванием, текстом. Предвидение и планирование лежит в основе творчества на этапе причинно-следственного мышления. Так рождаются сюжеты фантастических рассказов и сказок.

Преломляясь с возрастом, меняясь по значимости, эти виды развития мышления продолжают все же развиваться и в период обучения в начальной школе. Более того, изучение познавательной деятельности детей показывает, что к концу начальной школы наблюдается всплеск исследовательской активности.

Исследовательская активность детей на этапе причинного мышления характеризуется двумя качествами: ростом самостоятельности мыслительной деятельности и ростом критичности мышления.

Благодаря самостоятельности ребенок учится управлять своим мышлением; ставить исследовательские цели, выдвигать гипотезы причинно-следственых зависимостей, рассматривать известные ему факты с позиций выдвинутых гипотез. Эти способности, без сомнения, являются основными предпосылками творчества.

Мышление, которое, опираясь на критерии избирательного поиска, позволяет решать сложные, проблемные ситуации, называют эвристическим. Оно формируется ориентировочно к 12-14 годам. Таким образом, постепенно формируя все виды мышления с развитием у ребенка творческого подхода к любой поставленной задаче, мы можем дать ему возможность для того, чтобы он вырос мыслящей и творческой личностью.

Так же одним из важнейших условий формирования ребенка младшего школьного возраста является творческое воображение. Подлинное усвоение любого учебного предмета невозможно без активной деятельности воображения, без умения представить, вообразить то, о чем пишется в учебнике, о чем говорит учитель, без умения оперировать наглядными образами. В процессе развития воображения в младшем школьном возрасте совершенствуется воссоздающее воображение, связанное с представлением ранее воспринятого или создание образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т. д. Творческое воображение, как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечетлений прошлого опыта, соединений их в новые сочетания, комбинации, так же получают дальнейшее развитие.

Весьма распространено мнение о том, что воображение ребенка богаче, оригинальней воображений взрослого, что маленький ребенок вообще живет в мире своих фантазий. Однако, уже в 30-е годы А. В. Выготский показал, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретенного им определенного опыта. Поэтому вряд ли справедливо говорить о том, что воображение ребенка богаче воображения взрослого. Просто иногда, не имея достаточного опыта, ребенок по-своему объясняет то, с чем он сталкивается в жизни, и эти объяснения часто кажутся взрослым неожиданными и оригинальными. Но если перед ребенком поставить специальную задачу что-нибудь сочинить, придумать, то многие дети теряются и отказываются это сделать, или выполняют задание традиционно и неинтересно. Только очень немногие дошкольники могут выполнить задание творчески. Вот почему воображение ребенка необходимо развивать, и, наиболее чувствительный, «сенситивный» возраст для развития воображения, как отмечал Л. С. Выготский,- это дошкольное детство.

3. Занятие пейзажем – способ самовыражения через общение с природой

Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский. Он придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувства и творчества. «я вижу, - писал Сухомлинский, - воспитательный смысл в том, чтобы ребенок видел, понимал, ощущал, переживал, постигал, как большую тайну, пробуждение жизни в природе».

Ничто так не обогащает человека, как общение с природой. К. Д. Ушинский писал: «Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечетлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать».

В. А. Сухомлинский отмечал, что сама природа не воспитывает, воспитывает только активное взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатство, нужно прививать ему эти чувства с раннего возраста.

Систематические экскурсии в природу – важная и обязательная составная часть учебно-воспитательной работы. Ведь как признавался В. А Сухомлинский «вывести детей на лужайку, побывать с ними в лесу, в парке – дело значительно более сложное, чем провести уроки». О дне проведения зкскурсии учитель заблаговременно предупреждает учеников, знакомит их с правилами поведения на экскурсии и с тем, как им необходимо одеться и что взять с собой для сбора листьев и семян древесных растений.

В предварительной беседе учитель объясняет учащимся, что экскурсия – это тоже урок, который проводится на природе. Главная задача экскурсии состоит в том, чтобы показать детям знакомый мир с новой, может быть неожиданной для них стороной. Не сразу дети в таком возрасте начинают ощущать свое родство с природой. К сожалению, многие приходят в школу с очень ограниченными, потребительскими представлениями о ней. Предстоит длительный и нелегкий путь к их сердцу. Важно осторожно, тонко и ненавязчиво воздействовать в первую очередь на ощущения детей.

По пути к парку дети проводят наблюдения. Их внимание учитель обращает на красоту и разнообразие окраски осенней природы: на яркое голубое небо и плывущие по нему облака, на яркое солнце и пестроту листьев на деревьях. Малышам отводится время для молчаливого наблюдения и переживания. После этого учитель приступает к постановке перед ними заранее продуманных вопросов: какая сегодня погода? А какое сегодня небо? и т. д. Учитель предлагает взять детям по листу дуба и обвести пальцами по краям пластинки. Ученики замечают большие вырезы по краям листа, разделяющие его лопасти. Находят на земле желуди, рассматривают их, узнают, что – это плод дуба. Знакомятся с органами дерева: ветками, побегами, листьями, корнями.

Гораздо сильнее чем окрик или нотация, воздействует на малышей сказка, ведь «через сказку, фантазию игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка», утверждал В. А Сухомлинский.

Мальчики окружили большого жука. Учитель начинает рассказывать о красоте, доброте и пользе этого живого существа.

Вопросы, вклинившиеся в рассказ, заставляют учеником присмотреться к жуку, заметить его своеобразную красоту. Кроме того, у детей возникает ощущение непосредственного участия в создании сказки. Знакомый мир превращается в страну, полную загадог и таинственных событий. Чувства обостряются. Теперь фантазию детей не остановить. Сказки. Рожденные в этот момент, показывают, что дети бессознательно начинают ощущать себя частью природы, а окружающий мир воспринимают как живой, близкий и родной. Сказку продолжают все вместе.

Притихшие малыши терпеливо ждут, когда объект прежних, иногда жестоких игр расправит крылья и улетит, как они уверены, к своим детям, и сопровождают это событие радостными возгласами.

Экскурсия заканчивается рисованием.

Так перед детьми «открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей сердце, в стремлении делать добро».

В этот день каждый ребенок выбирает себе зеленого друга - дерево. Но быть настоящим другом, оказывается не легко. Этому тоже приходится учиться.

Урок любви к природе продолжается позже, на уроках труда и изобразительного искусства. В их рисунках и поделках сливаются реальный мир и сказочные образы. Следующие встречи с природой – всегда праздник и новый шаг к познанию мира.

У всех людей без исключения есть потребности, которые удовлетворяются в течении жизни. Это потребности в еде, одежде, семье, заботе, общении, авторитете, чувстве собственного достоинства считаются низшими, высшая же потребность каждого человека – самовыражение.

Самовыражение – полное использование своих возможностей, достижение целей и личный рост. Учеными доказано, что человек не имея ни своей крыши над головой, ни любимой работы, ни семьи может быть вполне доволен своей жизнью, если он нашел свое дело, любимое занятие, хобби или что-то еще, где он мог бы полностью проявить себя. Обычно таким любимым занятием становится творчество. Творчество – предпосылка формирования личной определенности, Способности оставаться неизменным, свободным и независимым, воспринимать себя как личность. Дети, занимающиеся, например, рисованием, демонстрируют более развитый уровень Я-концепции, далее это выражается в высоком развитии «сексуальной определенности», в принятии социальной роли, предписываемой полом. Креативный ребенок скорее стабилен, как внутренне, так и в отношении с миром. Он мало соответствует мифу о нестабильности, уверенном невротизме. Он очень самодостаточен. Это не есть отсутствие привязанностей, это, скорее, невысокая в них потребность.

Следовательно, можно сделать вывод, что творческое общение с природой – сильнейший метод всестороннего воспитания и развития в ребенке лучших человеческих качеств. Уроки творчества среди природы оставляют неизгладимый след в душе каждого ребенка, следовательно, идет процесс мышления и формирования чувств, а главное, чувство гуманного отношения к природе.

4. Арттерапия – «терапия самовыражением» детей младшего школьного возраста с различными отклонениями в развитии

Термин «арттерапия» стал использоваться в нашей стране сравнительно недавно.

Относительно молодой возраст имеет и направление лечебно-реабилитационной, педагогической и социальной работы, которое он обозначает. С английского языка это понятие можно перевести как «лечение, основанное на занятиях художественным (изобразительным) творчеством». Однако на практике арттерапия далеко не всегда связана с лечением в строгом медицинском смысле слова. Хотя лечебные задачи, несомненно, ей свойственны, существуют еще много приемов арттерапии, как средства психической гармонизации и развития человека (например, в образовательной практике), как пути решения социальных конфликтов.

В профессиональном лексиконе отечественных специалистов существуют такие понятия, как художественная терапия и терапия творческим самовыражением. Современное понимание арттерапии предполагает, во-первых, использование языка экспрессии, во-вторых, непосредственное участие человека в изобразительном искусстве. Перенося свои ассоциации в собственные произведения, человек тем самым освобождается и очищается от переполняющих его положительных и отрицательных чувств. Во время рисования человек производит эксториоризацию своих чувств, эмоций во внешний план, материализуя их. Пейзаж, как вид искусства – это средство, способ духовного развития личности, в частности – растущего организма.

В настоящее время наиболее значимыми факторами интереса являются ориентация арттерапии на присущий каждому человеку внутренний потенциал здоровья, силы, акцент на естественном проявлении мыслей, чувств и настроений в творчестве, принятие человека таким, каков он есть, вместе со свойственными ему способами самоисцеления и гармонизации.

Терапия искусством и творчеством, в частности пейзажем, может быть активной, когда выполняются задания на определенную тему с произвольным материалом. Пассивная терапия предполагает использование уже существующих произведений – через эстетическое восприятие, посредством анализа и интерпретации своих чувств и эмоций.

Терапии пейзажем, применяемая к детям младшего школьного возраста, может быть комплексной.

Можно выделить несколько вариантов терапии искусством и творчеством:

- использование уже существующих произведений искусства через анализ и интерпретацию;

- пробуждение человека к самостоятельному творчеству;

- использование произведений искусства и самостоятельное творчество;

- творчество самого педагога, направленное на взаимодействие с детьми;

- изображение в своих рисунках своего мироощущения.

Проведение профилактики, коррекции психологического развития детей, психотерапии посредством изодеятельности является рефлексивным методом творческого самовыражения человека как личности через изобразительное искусство, диапазон выбора того или иного выбора деятельности будет, прежде всего зависеть от интересов, способностей и склонностей самого человека.

Арттерапия, в частности терапия пейзажем детей младшего школьного возраста, имеет ряд преимуществ перед другими, основанными исключительно на вербальной коммуникации формами психотерапевтической работы:

- нет противопоказаний;

- пейзаж, как вид арттерапии, является невербальным средством общения. Это делает ее ценней для детей, плохо владеющих речью в ситуациях отчуждения, при затруднении налаживания контакта в общении.

- пейзаж, как изобразительная деятельность во многих случаях позволяет обходить «цензуру сознания», поэтому представляет уникальную возможность для исследования бессознательных процессов, выражения и актуализации латентных идей и состояний, тех социальных ролей и форм поведения, которые находятся в вытесненном виде, либо слабо проявлены ву повседневной жизни.

- арттерапия является средством самовыражения и самопознания. Она предлагает атмосферу доверия, высокой терпимости и внимания к внутреннему миру человека.

- творческая работа в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безыициативность, сформировать более активную жизненную позицию.

- арттерапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегулирования и исцеления. Она отвечает фундаментальной потребности в самоактуализации и самореализации – раскрытия спектра возможности детей и утверждения ими своего индивидуально – неповторимого способа бытия в мире.

Превращение больных детей в практически здоровых с развитием у них творческих способностей – это благородная задача; она без всякого преувеличения имеет общегосударственное значение. Для ее решения должны быть подключены специалисты разных профессий – педагоги, психологи, психотерапевты, логопеды, дефектологи. Разработанная комплексная система занятий с применением изобразительной предметно-практической творческой деятельности, сенсорно-моторной, символической, социальной игры и арттерапея с детьми, имеющими различные отклонения в психическом развитии, позволила эффективно проводить коррекционную работу по восстановлению организма в целом, при разных видах заболеваний и психических отклонений в развитии.

Таким образом, можно сделать вывод, что психологическое развитие детей в коррекционных школах , происходит в результате изменений центральной нервной системы, которые, в свою очередь, проявляются благодаря привлечению детей к творческой деятельности и коррекции у них высшей нервной деятельности с помощью комплексных занятий. Начинает происходить генерирование собственных мыслей, конкретных умозаключений, идей и планирование своих действий по изображению пейзажей.

Глава II ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПЕЙЗАЖА

2. 1 Задания по изображению пейзажа на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе.

Задание №1 2 «А» класс школа №6

Тема: «С чего начинается Родина?»

Задачи:

• Обучающая: рассказать о творчестве выдающихся российских художников 2-й половины ХIХ века (Репин, Суриков, Шишкин, Левитан), обучить изображению природы в различных состояниях.

• Воспитывающая; формирование чувств неразрывной связи человека с природой, развитие творческого воображения, восприятие мира.

• Развивающая: совершенствование изобразительных навыков образного представления, зрительной памяти, глазомера, аккуратности.

Цель: нарисовать природу по памяти.

Учитель рисует на доске расположение элементов композиции, записывает термины, объясняет действия.

1. Делим расположенный лист горизонтальной линией примерно пополам. Это линия горизонта. Она может быть прямой, а может быть волнистой – изображать холмы.

2. Рисуем слева, в середине, справа по 1-2дерева, справа в небе – солнце, слева – туча.

3. Сначала выполняется в цвете небо, земля, затем на готовом фоне (подмалевок) – деревья.

Живопись выполняется в технике мазка. Направлением мазков (в одну сторону: слева вниз или справа вверх) можно задать движение живописи, придать рисунку воздушность.

4. Так как слева мы нарисовали тучку, то в цвет деревьев, земли неба на левой части рисунка вводим холодные цвета. Середина остается без изменений.

5. Требования к работам:

• компоновка в листе, пропорциональность, соразмерность, соответствие;

• колорит, живописность в образном решении работы;

• проработка, завершенность, общая выразительность, обобщение работы;

• можно дать название работы (на обороте листа, карандашом).

Задание №2 2 «А» класс школа №6

Тема: «Домик в деревне» (рисование сельского пейзажа)

Задачи:

• Обучающая: дать понятие об архитектуре сельского домика, композиции при рисовании дома, животных.

• Развивающая: технические навыки, творческое воображение и фантазия кистевого письма (мазков – отмывкой фона).

• Воспитывающая: чувство патриотизма, любви к родной природе, к животным.

Цель: нарисовать сельский пейзаж в смешанной технике: гуашь – акварель.

1. Учитель проводит познавательную беседу об архитектуре и особенностях села, в частности, использует репродукции с сельскими пейзажами.

2. Вспоминает с детьми домашних животных.

3. После беседы плавно переходит к рисунку. Предлагает детям построить свой «домик в деревне» и не забыть кто там живет.

4. Карандашный набросок (10мин). Работа в цвете: фон, замалевок.

5. Закончить работу, разложить на столе все работы, сделать «улицу» из рисунков. Похвалить за работу.

2. 2 Анализ проведенных исследований.

Основываясь на прблеме, проведены исследования. Выявлено, что занятия проведенные выше на тему «Пейзаж», как и другой вид искусства, помогает детям младшего школьного возраста, не имеющим большого багажа знаний, проявить себя в творчестве, самовыражаться. Исследования проведены во 2 «А» классе, 29 человек.

Во 2 «А» классе не только проводили беседы и задания с иллюстрациями пейзажей, но и ходили на экскурсии в лесопарк, беседовали об известных художниках, их картинах, давали различные задания на тему «Пейзаж». Все это за несколько занятий повлияло на детей и заметно улучшило не только знание теоретически, но и:

• качество работ, их продуманность;

• гуманное отношение к природе;

• любовь к прекрасному;

• улучшились знания в области рисования пейзажа.

Гипотеза доказана: эффективность рисования пейзажа для формирования личности ребенка, общении с окружающим его миром, его самовыражения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе были изучены особенности детей младшего школьного возраста, как из общеобразовательных школ, так и особенности детей с какими-либо физическими, психологическими отклонениями. Напомним, что этот возраст является сенситивным для развития познавательных потребностей и интересов. Младший школьник чрезвычайно любознателен. Его интересует окружающий мир: он уже понимает сложность и необъятность этого мира, он ищет ответы на многие неизвестные ему вопросы и ожидает их найти в школе. Его интересуют и социальные отношения, ведь он теперь осознает себя полноценным членом общества. Его интересует и он сам. Социальная ситуация, в которую попадает младший школьник в процессе обучения, способствует тому, что интересы его становятся более устойчивыми. Вряд ли найдется младший школьник, у которого вообще бы отсутствовали какие-либо интересы. Но сам он не готов к систематическому познанию мира, ему необходима подпитка ума, чувств, души – получение полной информации.

Так же по мере изучения предмета работы было доказано, что пейзаж, как вид искусства, оказывает только положительное влияние на формирование личности детей младшего школьного возраста. Задачи доказаны: во-первых, рисование – способ невербального общения с окружающим миром, помогает детям с коммуникативными проблемами не потеряться в этом мире, не закомплексоваться и выразить сви чувства и эмоции. Во-вторых, общение с природой несет в себе позитив. В-третьих, занятия пейзажем, как и любым другим видом искусства, помогает детям младшего школьного возраста, не имеющим большого багажа знаний, проявлять себя в творчестве, «самовыражаться».

Дети, занимающиеся творчеством, имеют ряд преимуществ, перед своими сверстниками, которые не занимаются в каких-либо кружках. Дети, занимающиеся рисованием, выражают свою способность к созданию ценностей на бумаге, несущих на себе отпечаток личности «творца». К. Тейлор указывает такие черты творческих людей, как независимость и самостоятельность, новаторство. Американский психолог Б. Олмо сформулировал некоторые черты творческого мышления: способность находить и формулировать проблемы, способность генерировать большое количество разнообразных идей. Все больше исследований свидетельствуют о том, что высокий уровень собственного достоинства – фундаментальная характеристика творческой личности.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза получила эмпирическое подтверждение. Содержание работы соответствует поставленным задачам и цели исследования.

Гипотеза: если в работе с детьми применять специально разработанный учебный комплекс, то с помощью такого средства выражения, как пейзаж, можно способствовать эффективному формированию:

- художественного самовыражения;

- творческого воображения;

- художественных особенностей;

- эстетических чувств;

- качеств гуманного отношения к природе у младших школьников.

Поэтому пейзаж, как вид искусства, оказывает только положительное влияние на формирование личности.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)