Культура  ->  Изобразительные искусства  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Пушкинский профиль в видении художницы Надежды Рушевой

И вот недавно, в один из воскресных дней она мне сообщила, что в сегодняшней передаче речь будет идти о жизни и творчестве Надежды Рушевой. Честно говоря, до того времени я и не знала, кто такая эта девушка, поэтому мне стало интересно, и я решила посмотреть эту передачу.

И вот уже несколько дней после этого я не могу прийти в себя. Подумать только: уйти из жизни в семнадцать лет!. «А ведь мне сейчас столько же лет, сколько было Наде, когда её не стало» - подумала я тогда, и мне стало не по себе.

Оказывается, Надежда Рушева была очень талантливой художницей: ей было всего одиннадцать лет, когда её рисунки появились в четырёх номерах декабрьской «Пионерской правды» 1963 года. Тогда Василий Алексеевич Ватагин – старейший советский художник-анималист и самый дорогой для Рушевой авторитет – написал школьнице: «Поздравляю милую Наденьку с первой и удачной публикацией рисунков в печати в 11 лет! Великий рисовальщик Франции – Гюстав Доре начал печататься с 12 лет!» А уже через год в копилке Нади Рушевой насчитывалось пять тысяч рисунков! Просмотрев только некоторые из них, я убедилась, что Надя, действительно, - художник от Бога!

Всего после себя она оставила одиннадцать тысяч рисунков-фантазий, которые являются огромным художественным наследием.

Обычно девочки более склонны к краскам; Надя же в детстве рисовала контурной линией целые циклы или серии. Любую русскую сказку или античный миф она не зарисовывала долго со всеми подробностями на одном листе, но как бы создавала «рисуночную стенограмму» повествования на множестве листков. Рисунков не исправляла. Если рисунок не удовлетворял девочку, она повторяла его в более совершенном варианте. Так формируется стиль Нади Рушевой.

«Надя почти никогда не работала с натуры. Все её рисунки – это рисунки по воображению и по памяти. Она рисовала не видимое, а мыслимое. В этом она до конца сохранила счастливое свойство ребенка мгновенно отказываться конкретными зрительными образами на любую тему, идею, сюжет, используя для этого все богатство ассоциаций, предметность видения, отвагу фантазии Надины рисунки – это огромный, многообразный сплав образов, чувств, идей, интересов», - писал В. И. Панфилов в альбоме «Графика Нади Рушевой»

По воспоминаниям мамы Нади известно, что девочка рисовала даже в школе в тетрадях, через промокашку. В школе «родилась» Наташа Ростова. А любимым уроком Нади был урок литературы.

Молодая художница посвятила множество своих работ мифологическим мотивам, 400 рисунков она сделала после прочтения романа «Война и мир», создала около 100 монотипий кистью и фломастером к роману Булгакова «Мастер и Маргарита», а её Пушкинианой, думаю, восхищаются все озарённые Пушкиным.

«На девяносто пятом году своей жизни я привык ничему уже не удивляться. Но – Надя Рушева! Откуда у этой девочки такое глубокое и изящное чутьё художника? Откуда такое ясновидящее проникновение в дух и настроения Пушкина и его эпохи? Я тогда работал над своей новой книгой «Жизнь поэта», которую задумал иллюстрировать только рисунками самого поэта. Но до двадцати лет Пушкин не рисовал! Надя! Восполните этот его невольный пробел? И я дал ей почитать в рукописи две свои первые главы «детство и Лицейский Парнас». Надя не сразу ответила. Подумала несколько минут. Потом сказала: «Попытаюсь». Через месяц мы снова встретились. В её папке лежало более 70 рисунков. Они были совершеннее прежних, перенесли нас в знакомый с детства пушкинский мир», - вспоминает пушкинист А. И. Гессен. Удивительная дружба: девяносто пятилетний известный писатель и семнадцатилетняя юная художница. Гессен вверяет Наде главы своей книги в рукописи, полностью полагаясь на ее талант и на её уникальное видение, предлагая ей как бы перевоплотиться в молодого Пушкина. Однако Наде не суждено было завершить начатое – через месяц она умерла от кровоизлияния в мозг. А через 15 лет после ее ухода из жизни одна из планет была названа ее именем – «Звезда Найдан», что в переводе означает «вечно живущая».

Удивительно, что первая выставка Надиных работ состоялась в 1964 году за границей, когда она была еще только в пятом классе. По воспоминаниям ее тети Зои Грандберг, люди простаивали часами, чтобы попасть на эту выставку.

В Москве крупная посмертная выставка рисунков Нади Рушевой экспонировалась в октябре-декабре 1970 года в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Часть из ее Пушкинианы была опубликована в альбоме «Графика Нади Рушевой» в 1976 году, выпущенного благодаря ее отцу, художнику. Известны восторженные отзывы Д. С. Лихачева. А культуролог Марина Князева считает, что Надя могла бы учиться во ВГИКе на мультипликационное отделение, куда бы ее приняли без экзаменов.

Певучи изысканные росчерки Надиного пера в ее Пушкиниане. Несчетное число раз повторяет Надя Пушкинский профиль, придает ему всё большую гармонию и даже характер автопортрета. Она стремится проникнуть в мир Александра Сергеевича, постичь прелесть его лирики.

Надя прекрасно воссоздает легкость шага пушкинских героинь: намеренно не замыкает линии ног с линией платья, так что кажется, будто ноги быстро мелькают. Подвески серёжек она не прикрепляет к мочке уха, и мы словно ощущаем их колебание.

Один из самых удачных рисунков Пушкинианы Рушевой «Юный поэт и дама его мечты». Вдохновенно запрокинута голова поэта. Перо наготове. На круглом столике свеча, рождающая ощущение царящего вокруг сумрака, из которого и возникает прекрасная дама. Трепетной нитью-линией, которую она держит в руке, Муза будто окружает, ограждает Пушкина от всего мира, чтобы он мог отдаться поэзии. Над ним парит стройный стан, крылья рукавов, колышутся локоны - всё это рождает ощущение, что рядом с поэтом не просто знакомая женщина, а сама Муза, символ поэзии.

На самом деле «путь» к Пушкину Надя начала еще будучи семилетним ребёнком: она набросала в альбомчике 36 занятных иллюстраций к сказке Александра Сергеевича «Сказка о царе Салтане». Она сделала это за один присест, за то время, пока отец читал ей эту сказку.

После этого пришла пора «Руслана и Людмилы». Долго она искала композицию центрального эпизода, когда Руслан летит по небу, ухватившись за бороду Черномора. Сделала пять вариантов и осталась недовольной. Зато Карлы в шествии Черномора получились с первого раза. Все одинаковые, сказочные, в огромных чалмах, в сапогах с загнутыми носами.

А один год Надиной жизни прошёл под знаком Татьяны Лариной из «Евгения Онегина» и «Повестей Белкина». Она рисовала Татьяну в Петербурге, на балу в Москве, Татьяну и Ольгу в деревне. Только к роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин» она выполнила 28 рисунков!

«В шестнадцать лет, - писала пушкинист Надежда Павлович, - Рушева встала на средостении русской культуры и по-новому прочла Пушкина, по-новому его показала. Это было ее последним шагом. Солнце Пушкина озарило ее как никого из наших современников, и она – девочка – указала на связь поколений!»

Не раз за свою недолгую жизнь Надя посетила пушкинские места в Ленинграде. «Когда мы приехали в Ленинград, - делилась своими впечатлениями Надя, - первым делом пошли на Мойку, 12. И когда я увидела эти два дома: голубой и розовый, чуть не заплакала от счастья. Мне кажется, что Пушкин был легкий такой, веселый. У него было много друзей, они приходили к нему, он читал им стихи и делал это весело, свободно и быстро. Чтобы показать такого Пушкина, я рисую его среди детей, среди своей семьи: как он сидит за обеденным столом, даже держит одного малыша и кормит его из ложечки.

А потом – умирающего Пушкина и детей его, которых привели, чтобы он их благословил. Они были маленькие тогда, ещё ничего не понимали».

Вот она, Пушкиниана Надежды Рушевой! «Вот он, XIX век! – и годовалый Саша вскинут вверх гибкими руками счастливой матери Надежды Осиповны Пушкиной. В полтора годика Саша с няней Ариной Родионовной встретили у Летнего садика императора Павла, и тот, хотя накрапывал дождь, заставил снять у дитя картуз. А вот Саша с сестрой Оленькой в четыре года, в шесть и в девять лет. «За что освистан был я из партера? За то, что заимствовал у Мольера» много рисунков: Саша мечтает в Захаровке, вот он в садах Юсупова, в гостях у дядюшки – известного поэта Василия Львовича Пушкина, который отведет племянника в Лицей». А вот и его любовь – Анна Керн. Здесь и жена А. С. Пушкина – Наталья Николаевна. А вот друзья-лицеисты: Дельвиг и товарищ всей жизни – Пущин, и Кюхельбекер.

Совсем недавно, в декабре, я держала в руках только что напечатанную уникальную, с моей точки зрения, книгу «Чудо Нади Рушевой». Эта книга появилась благодаря так рано ушедшей из жизни Тамаре Александровне Быковой, председателю Пушкинского общества города Новомосковска. Вот так и в нашем городе любят и чтят память этой удивительной художницы.

Как-то пушкинисты сказали: «Пушкин и Надя – драгоценный слиток».

А мне, в свою очередь, хочется высказать огромную благодарность Надюше за столь неотразимое и чудесное культурное наследие. Да, она – сама гениальность, и «теперь уж нечего бояться преждевременной оценки», как сказал В. А. Ватагин.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)