Образ А.С. Пушкина в изобразительном искусстве
« Никакая книга, ни описание, ничто другое не может рассказать так цельно о человеческом облике, как ее изображение », - так писал великий портретист XIX века Иван Николаевич Крамской. В основе моей проектной работы лежит именно этот смысл, заключенный в вышеприведенных словах. То есть как бы точно мы не описывали предметы, события или людей, нам не удастся это сделать так красочно, так точно, выразительно, как художнику или скульптору.
Многие литературоведы в своих работах освещали произведения величайшего русского поэта и писателя – А. С. Пушкина. Но немногие давали оценку художественным произведениям искусств, на которых запечатлен Александр Сергеевич Пушкин. И именно поэтому меня заинтересовала эта тема, и считаю, что мы должны знать, как искусствоведы воспринимали и продолжают воспринимать великого поэта и сегодня. В своей работе мне хотелось бы осветить памятники и картины, посвященные Пушкину. Некоторые из них ( памятники ) очень известны, такие как в Москве и Санкт-Петербурге, а мало кто знает, что существует памятник в Летнем Саду Петергофа и в разных городах нашей страны.
Целью в своей работе я поставил на начальном этапе узнать как можно больше информации о памятниках великому поэту: где, когда, кем они созданы. Как скульптор изобразил поэта, подчеркнул в своем варианте памятника простоту, человечность гения, его доступность и открытость, создал образ поэта во взаимосвязи с его поэзией, пластически выразив свое понимание.
Основными задачами моей работы являются: сравнить памятники разных скульпторов, найти сходства и различия, узнать историю их создания. На втором этапе планируем продолжить работу с живописными полотнами с изображением А. С. Пушкина.
Тема « Образ А. С. Пушкина в изобразительном искусстве » по своим размерам необъятна, но о некоторых наиболее ярких произведениях в этой области искусства я попытаюсь рассказать в своей работе.
Пушкин! Слово, которое давно перерастало быть для нас только фамилией писателя, пусть великого, а стало обозначением чего-то такого без чего саму жизнь помыслить нельзя. Есть писатели, поэты, которые к нам приходят и уходят. Пушкин же живет с нами.
Чудо Пушкина. Уже современники поэта, люди, знавшие его близко, первыми произнесли слова о Пушкине, как о безусловном грандиозном человеческом явлении. Гоголь сказал так: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он может явиться через двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский человек, русский характер отразились в такой же чистоте, очищенной красоте, в какой отражается ландшафт, - на выпуклой поверхности оптического стекла»
На одной из шумных площадей Москвы, где почти никогда не прекращают движение потоки людей и машин, на высоком постаменте стоит бронзовая фигура поэта. На пьедестале всегда лежат цветы. Они лежат там даже зимой, когда снег драпирует памятник своим белым покровом. Этот памятник, так полюбившийся москвичам и гостям столицы, знают многие. Но немногие знают, что о нем в свое время писали и спорили, восхищались им И. С. Тургенев и Г. И. Успенский, А. Ф. Писемский и А. А. Фет, А. Ф. Кони и В. В. Стасов, И. Н. Крамской и П. М. Третьяков, В. В. Маяковский, С. А. Есенин, Э. Г. Багрицкий и многие другие. Пушкин родился в Москве, провел в ней детские годы, а будучи уже прославленным поэтом, неоднократно навещал родной город.
Уже пошло второе столетие, как сюда идет и стар и млад, а у подножия – почти всегда цветы. Идею увековечить память поэта первым выдвинул В. Г. Белинский. Памятник был открыт в 1880 году в конце Тверского бульвара. Сбор средств проводился по всей России. Автор скульптуры – А. М. Опекушин, сын крепостного крестьянина; проект пьедестала выполнил архитектор И. С. Богомолов. Открытие памятника превратилось в большое торжество, в котором участвовали виднейшие русские писатели.
Знаменитый русский писатель И. С. Тургенев при открытии памятника сказал пророческие слова: «Сияй же, как он, благородный медный лик, воздвигнутый в самом сердце древней столицы, и гласи грядущим поколениям о нашем праве называться великим народом, потому что среди этого народа родился, в ряду многих великих, и такой человек!».
«Уходим мы или приходим, а он – всегда стоит. Под снегом, под летящими листьями, в заре, в синеве, в мутном молоке зимы – всегда стоит» – так определила Марина Цветаева бессмертие поэта, воплощенного в его памятнике.
Пушкин в изображении Опекушина уже не возвышенный поэт-олимпиец, а конкретный человек, значительно более близкий нам и живой. Это образ большого внутреннего содержания, пленяющий своей одухотворенностью. С каким мастерством переданы в лице работа мысли, погруженность в себя, даже сам момент творчества!. Простота и величие, ясность и скорбность, открытость и погруженность в себя гармонично сочетаются в этом образе поэта. Придав фигуре мотив движения – Пушкин идет, а лицу некоторую подвижность – Пушкин задумался, Опекушин приподнял памятник над обыденностью, суетой жизни. Его Пушкин шествует через века, смотрит сквозь время. «Я воздвиг памятник» – строка Горация, взятая Пушкиным эпиграфом к своему стихотворению, в полной мере применима к бронзовому изваянию Опекушина. Памятник А. С. Пушкину А. М. Опекушина воздвигнут в 1880 году в самом сердце столицы. Он сразу стал одним из ее символов.
Он был воздвигнут за счет всенародного сбора средств. Подписка на памятник Пушкину началась в январе 1861 года. Крестьяне давали последние копейки, чиновники, генералы - от 1 рубля до 100, члены царской семьи - 100-150 рублей. Самое большое пожертвование(1000р) сделал сын знаменитого историка Владимир Николаевич Карамзин. Всего было собрано 83992 рубля 61 копейки, а за 20 лет в виде процентов 22000 рублей, таким образом, в распоряжении создателей памятника было 106575 рублей 10 копеек
История создания
Установление памятника Александру Сергеевичу Пушкину в Москве 6 июня 1880 года подобно "второму рождению" поэта. Оно стало одним из самых видных общественных событий в России конца прошлого столетия, праздником русской культуры, русской интеллигенции, важной вехой в судьбе пушкинского наследия, этапом рождения пушкинской традиции изучения и почитания гения. История создания памятника занимает длительный период. Идея создания памятника Александру Сергеевичу Пушкину возникла сразу же после его смерти в 1837 году. Но в эти годы нельзя было и думать о создании памятника поэту, ведь до сего момента их ставили только государственным деятелям. Тем более Пушкина не очень любили в правительстве. Один из ближайших друзей и учителей Пушкина Василий Андреевич Жуковский намекнул Николаю I о том, что следует почтить память поэта. Возникла мысль о создании "народного памятника" в Михайловском. Пушкин при жизни любил быть в Михайловском. В 1855 году инициатором создания памятника А. С. Пушкину были восемьдесят два чиновника Министерства иностранных дел, в списках которого некогда числился поэт. Они обратились к князю Горчакову с прошением об открытии повсеместной в России подписки по сбору средств на сооружение памятника в Санкт-Петербурге. Однако сиятельный начальник побоялся столь щекотливого дела. В 1860 году уже новое ходатайство возбуждают лицеисты пушкинского и последующих выпусков. Правительство, учитывая общественное мнение, дало разрешение на сооружение памятника, не выделив ни копейки. Объявили сбор и собрали около тринадцати тысяч рублей. Сбор денег на этом закончился. В 1870 году инициатором новой подписки стал Яков Карлович Грот, воспитанник лицея. К 1880 году скопилось сто шесть тысяч пятьсот семьдесят пять рублей десять копеек. Скульптор памятника - А. М. Опекушин, архитектор постамента - В. А. Петров. Материал, из которого создана скульптура-гранит, благодаря ему она воспринимается, как нечто вечное. На плечи автора легла огромная ответственность: то, что он создает, сохранится на веки. Эта ответственность не только перед искусством, но и перед обществом, которое многие поколения будет воспринимать творение скульптора. А. М. Опекушин считал памятник Пушкину своим лучшим произведением. Скульптор подчеркнул в своем варианте памятника простоту, человечность гения, его доступность и открытость. Его поэт - мыслитель, гражданин. Непритязательность, задушевность образа передаются композицией и пластикой фигуры. Вот уже 125 лет в любое время года у подножия памятника живые цветы - знак признания, уважения и любви к А. С Пушкину. Работая над моделями памятника, Опекушин выполнил множество изображений фигуры Пушкина в самых разнообразных позах. Эти изображения заполнили десять больших альбомов. Одновременно скульптор создал в глине и пластилине тридцать эскизов. Но в окончательном варианте Опекушин упорно придерживался первоначального замысла – показать поэта, углубленного в свои мысли, как бы обдумывающего новое произведение. После трёх лет творческих исканий и напряжённой борьбы на трёх конкурсах, так измучивших Опекушина, последовала более спокойная, но не менее ответственная и тяжелая работа по изготовлению в натуре гипсовой модели.
А. М. Опекушин 1880г.
Статую отливали в бронзе на бронзолитейном заводе в Петербурге. На эту работу, а также на изготовление гранитного постамента и монтаж ушло ещё пять лет. Высота памятника вместе с фигурой составила около одиннадцати метров. Искусствоведы подчеркивают, что скульптор и архитектор нашли особенно удачный масштаб: с разных точек обозрения памятник смотрится соразмерно живой человеческой фигуре. Прекрасен пьедестал – изящные ступени, чуть идущий вверх цоколь, восемнадцать низких гранитных тумб вокруг основания. На боковых сторонах постамента выбиты рельефные строки из известного стихотворения поэта "Памятник". В этих словах мечта Пушкина на будущее народное призвание звучит уже не как предположение, а как пророчество. Поэт знал, какой ценой купил он право на бессмертие.
Опекушин представил Пушкина одетым в длинный сюртук, поверх которого наброшен широкий плащ. Обращаясь к традициям русской и мировой классики, скульптор сумел добиться большой пластической выразительности статуи. "Движение и поза стоящей фигуры отличаются непринужденностью и живостью, не исключающими, однако, благородной поэтической возвышенности образа" Выразительно вылеплена голова статуи. Легкий наклон головы, благодаря которому великолепно завершился, получив собранность, общий силуэт памятника. Опекушинская статуя была бы заурядным произведением, если бы воплощала только обычные черты Пушкина. Скульптор сумел показать в ней нечто большее – человека и великого поэта, поэта творящего.
Памятник А. С. Пушкину М. К. Аникушина (1917–1997)
В связи с приближающимся 100-летием гибели А. С. Пушкина Совет Народных Комиссаров СССР в декабре 1936 г. принял Постановление о сооружении памятника поэту в Ленинграде. В 1937 г. объявляется открытый Всесоюзный конкурс на лучший проект памятника. Одновременно выбирается место установки — стрелка Васильевского острова, площадь против здания Биржи. Состоялась закладка памятника, Биржевую площадь переименовали в Пушкинскую. В конкурсе приняли участие многие известные мастера Москвы и Ленинграда. Положительных результатов конкурс не дал, место установки также было крайне неудачным.
После Великой Отечественной войны в 1947 г. Комитетом по делам искусств при Совете Министров СССР объявлен новый конкурс и утверждено новое место для памятника — площадь Искусств. В результате четырех туров закрытого конкурса лучшими были определены проекты скульпторов Н. В. Томского и молодого выпускника Академии художеств М. К. Аникушина. В дни празднования 150-летия со дня рождения А. С. Пушкина 6 июня 1949 г. на пл. Искусств состоялась закладка памятника поэту. Скульптура отлита в бронзе на заводе “Монументскульптура”. Работы по сооружению постамента выполнены Трестом № 1 Главленинградстроя. Высота скульптуры - 4,1 м, высота постамента - 4,5 м.
Монумент был воздвигнут в 1957 году на площади Искусств, где находится здание Русского музея, построенного Росси, и памятник мог войти в сложившийся ансамбль лишь при условии строгого учета классических традиций. Отказавшись от решения формы крупными объемами, несвойственными ваянию пушкинской поры, мастер, однако, для своего творения нашел современное звучание в широких и свободных ритмах. Их рождает вольный жест отведенной вправо руки поэта, словно приветствующего этим движением восходящее солнце нового дня, а также линия динамично отброшенной свежим утренним ветром полы сюртука. Перед зрителем – Пушкин, певец-гражданин, возвещающий народу, что тьма неминуемо скроется и воссияет заря свободы.
Материалы: бронза — скульптура; гранит красный (“карлахати”), полированный — постамент; гранит кованый — основание.
Надписи: на постаменте с лицевой стороны врезными золочеными знаками: Александру / Сергеевичу / Пушкину
Михаил Константинович Аникушин получил первое место на Всесоюзном конкурсе 1949 года за сооружение памятника А. С. Пушкину в Ленинграде. Хрупкая, изящная фигура поэта застыла как бы в момент чтения стихов. Позже Аникушин объяснил свой замысел: «Пушкин очень яркий человек по характеру, прост в своих действиях и ясен в мыслях, поэтому я старался отбросить все детали, которые заслонили бы это живое изображение нашего великого поэта. Я хотел, чтобы от памятника, от фигуры Пушкина веяло радостью и солнцем. Эта работа, которая продолжалась более семи лет, была осуществлением творческой мечты. И работали мы с архитектором В. А. Петровым с большим подъемом, стремясь найти наиболее верное решение этого памятника. Мне хотелось выразить в нем обаяние Пушкина, благородство характера, его любовь к свободе, мечты о светлом будущем России. ». К Аникушину, создателю скульптурной Пушкинианы, поэзия Пушкина с ее живым, гибким, страстным, певучим словом и дивными сказками пришла еще в детстве. Пришла и навсегда осталась в сердце скульптора.
Работая над образом Пушкина, Аникушин жил в атмосфере его поэзии. Он стремился прочесть Пушкина глазами скульптора, создать образ поэта во взаимосвязи с его поэзией, пластически выразив свое понимание Пушкина. Скульптор следовал правде не бытовой, а поэтической и внешнее сходство подчинял сходству образному. Его Пушкин одухотворен и поэтичен. Монумент был воздвигнут в 1957 году на площади Искусств, где находится здание Русского музея, построенного Росси, и памятник мог войти в сложившийся ансамбль лишь при условии строгого учета классических традиций. Отказавшись от решения формы крупными объемами, несвойственными ваянию пушкинской поры, мастер, однако, для своего творения нашел современное звучание в широких и свободных ритмах. Их рождает вольный жест отведенной вправо руки поэта, словно приветствующего этим движением восходящее солнце нового дня, а также линия динамично отброшенной свежим утренним ветром полы сюртука. Перед зрителем – Пушкин, певец-гражданин, возвещающий народу, что тьма неминуемо скроется и воссияет заря свободы.
Памятник Пушкину на месте дуэли Пушкина на Черной речке
В первые годы после смерти А. С. Пушкина место дуэли поэта на Коломяжском шоссе, близ Комендантской дачи, не было отмечено, хотя и предпринимались по частной инициативе попытки установки временных знаков.
В 1932 г. по проекту архитект0ра Е. И. Катонина на месте дуэли установлен памятник в виде гранитной колонны. В 1936—1937 гг. , к 100-летию со дня смерти Пушкина, проводились работы по благоустройству сквера и сооружению нового памятника, т. к. решено «вместо существующей колонны установить обелиск». Проект памятника разработан архитектором А. И. Лапировым под непосредственным руководством Е. И. Катонина. Модель барельефа с профильным портретом поэта выполнил скульптор М. Г. Манизер. Отлит барельеф в мастерской Треста художественного производства при Управлении по делам искусств Ленгорисполкома.
В годы Великой Отечественной войны памятник не был укрыт.
В мае 1962 г. по решению Ленгорисполкома на аллее перед обелиском установлены две стелы по проекту А. И. Лапирова.
ПАМЯТНИК А. С. ПУШКИНУ СКУЛЬПТОРА О. К. КОМОВА (1932–1994)
Есть в искусстве так называемые «пробные камни». Скажем, для актера – роль Гамлета, для балерины – роль Жизели. Для скульптора – это образ Пушкина.
Олег Константинович Комов, народный художник РСФСР, член-корреспондент Академии художеств России, к образу Пушкина пришел не сразу. Первые его работы были окрашены особым лиризмом, а обратился он к малой пластике: «Девушка с телефоном», «Моющая полы», «Зеркало», «Стекло», «Девушка, протирающая окна». Работы были сразу замечены, доброжелательно приняты публикой, некоторыми критиками.
Впервые к образу Пушкина Комов обратился в 1965 г. , когда создал миниатюрную бронзовую статуэтку «Пушкин и Пущин», а затем «Пушкин и Гончарова». Именно они послужили основой памятника в Молдавии (1972), в Твери (1974), Болдине (1979), в Пскове (1983).
«Работая над каждым из них, я старался взглянуть на поэта под разным углом, а это очень сложно, – признавался О. Комов. – Когда я закончил свой четвертый памятник Пушкину – с няней, мне думалось, что я высказался до конца. И только теперь понимаю, что еще не все сказал, что мой Пушкин впереди и я только на подходе к нему».
Композицию памятника подсказал Комову рисунок самого Пушкина на полях рукописи «Евгения Онегина», где поэт изобразил себя вместе с героем романа на берегу Невы. Скульптор вначале выполнил статуэтку, которую назвал «Белая ночь», и ее композицию почти полностью использовал для решения памятника.
Памятник работы О. Комова вызывает ощущение легкости и свободы благодаря простору протекающей за памятником Волги и открывающейся на другом берегу панораме Твери. Комов, организуя пространство около памятника, вводит в него подлинные детали городского ансамбля начала XIX века – старые фонари, решетку набережной, перед памятником даже была вымощена брусчатка, воссоздающая атмосферу пушкинского времени. Эти детали усиливают лирическую сторону созданного образа. В старом парке на берегу Волги, у ажурной ограды, облокотившись на нее и глядя на текущую вдаль реку, спиной к обрыву стоит Пушкин. Правая рука поэта согнута в локте, через нее перекинут плащ, часть которого падает свободными складками на решетку. Еще издали, увидев силуэт фигуры, понимаешь, что это Пушкин. Всмотримся в скульптурный лик Пушкина. Что нового привнес в характер поэта О. Комов по сравнению с предшественниками?
У Опекушина Пушкин грустный, задумчивый, он несколько устало и тяжело склонил голову и смотрит на зрителя сверху, он будто одинок среди людей. У Аникушина – вдохновенный поэт, пророк, он как бы немного возвышается над толпой. У Комова Пушкин легок, светел, изящен, задумчив и серьезен одновременно. Поэт не над людьми, а с людьми и лишь своей исключительностью, гениальностью возвышается над ними, причем в его фигуре чувствуется движение. У Опекушина Пушкин застыл в глубокой задумчивости. У Комова поэт только что повернул голову, и создается впечатление, что в следующую минуту он обернется к нам. Приближенность к зрителю, возможно, достигается еще и тем, что комовский памятник невелик по размеру, всего в полтора раза больше натуральной величины. Эта приближенность персонажа к зрителю свойственна всем памятникам Комова. Пушкин скульптора Комова кажется запечатленным здесь документально точно, но в то же время нет ощущения временной отдаленности от нас поэта, будто все случилось не когда-то, а именно сегодня. Иными словами, ощущаешь современность скульптуры. Наверное, потому, что комовский Пушкин отвечает нашему сегодняшнему представлению о поэте
Не так давно был открыт в Болдине новый памятник поэту, созданный скульптором Комовым, который сумел запечатлеть Пушкина в момент творческих раздумий не совсем привычным. Поэт в легкой рубашке, по-домашнему проста его поза - он сидит на скамейке, у своего небольшого деревянного дома. Как будто бы вышел, продолжая незавершенную строку, и сел на садовую скамью, ушедший в себя, сосредоточенный.
Этот памятник, изображающий Пушкина в минуту размышлений, раскрывает новые грани психологического состояния поэта в минуты творческого вдохновения. И. Андроников восторженно сказал об этой новой работе Олега Комова: "Это великолепно по образу, по пластике, по настроению, которое внушает он, по той тишине, которую устанавливает вокруг себя
Олег Комов - один из ведущих советских скульпторов-монументалистов, мастер портретной, монументальной скульптуры на исторические темы. Родился в Москве в 1932 году, окончил скульптурное отделение Московского областного художественного училища, Московский государственный художественный институт имени Сурикова, был народным художником СССР (1987), членом АХ (1988). Известность к Комову пришла в конце 1950-х - начале 1960-х годов, когда он только начал выставлять свои работы. Он создал целую галерею памятников видным деятелям русской культуры. Классикой стали памятники А. В. Суворову и Андрею Рублеву в Москве, Пушкину в Твери, Болдине, в Мадриде, в Пскове - памятник Пушкину и Арине Родионовне. Образ Пушкина привлек внимание Комова очень рано: над образом первого поэта России он начал работать в середине 1960-х годов и создал ряд как станковых, так и монументальных произведений, связанных с образом Пушкина.
Скульптор никогда не приступал к практическому воплощению творческого замысла, не изучив до мельчайших подробностей историю, мемуаристику, детали быта героев.
В экспозиции можно будет увидеть рабочие модели уже существующих памятников А. С. Пушкину и Н. Н. Гончаровой, Андрею Рублеву, А. В. Суворову, также будут представлены эскизы памятников, наброски, некоторые живописные картины скульптора.
В Пскове - памятник Пушкину и Арине Родионовне скульптора Олега Комова.
Памятники Пушкину работы Комова установлены не только в Твери, но и в Большом Болдине, Мадриде. В Пскове - памятник Пушкину и Арине Родионовне.
Известность к Комову пришла в конце 1950-х - начале 1960-х годов, когда он только начал выставлять свои работы. Интересно, что в своих произведениях скульптор изображает простые житейские моменты, что было не совсем обычно для искусства тех лет. Комов же придает бытовым вещам образное, смысловое значение. В этих произведениях отразилось понимание скульптором значительности повседневности, поэтичности обыденного, а названия произведений тех лет говорят сами за себя: "Рояль", "Коляска", "Телефон", "Зеркало", "Девочка со стулом". Они были новым явлением в русском искусстве не только в силу своей тематики, но и по своей пластичности. Для Комова характерны уход от деталей, обобщенность форм.
В Пскове - памятник Пушкину и Арине Родионовне скульптора Олега Комова.
КОМОВ - один из ведущих советских скульпторов-монументалистов, мастер портретной монументальной скульптуры на исторические темы. Родился в Москве в 1932 году, окончил скульптурное отделение Московского областного художественного училища, Московский государственный художественный институт имени Сурикова.
Тверитянам Комов известен по памятникам Салтыкову-Щедрину (1976 год) и Пушкину на набережной в горсаду (1974 год). Кроме них на территории Тверской области есть еще две работы Комова. На Академической даче стоит памятник Репину, а в Вышнем Волочке - памятник Венецианову.
Памятник Пушкину в Тверском горсаду в нашей стране стал одним из самых известных памятников русскому поэту и принес известность Олегу Комову. Образ Пушкина привлек внимание Комова очень рано: над образом первого поэта России он начинает работать в середине 1960-х годов и создает ряд как станковых, так и монументальных произведений, связанных с образом Пушкина.
Наш тверской памятник примечателен тем, что он очень удачно вписан в ансамбль городской набережной. Кажется, что во время одной из своих поездок из Москвы в Петербург поэт, гуляя по Твери, остановился посмотреть на Волгу.
Скульптор создает памятнику соответствующее окружение, в горсаду как бы восстановлен уголок Твери пушкинского времени. Рядом с памятником чугунная решетка, фрагмент мощеной мостовой; чугунные же фонари в стиле масляных фонарей XIX века. Все это помогает скульптору представить зрителю Пушкина-человека.
У этого памятника сложная судьба. Создавали его по заказу Министерства культуры для имения Гончаровых Полотняный Завод. Работа была завершена еще в 1991 году. Решение о его установке тоже было принято. Оставалось только отлить и установить. Но тут начались общественно-политические события начала 90−х, и властям стало не до проекта. Потом, ввиду приближающегося юбилея Пушкина, мы написали письмо Юрию Лужкову, сообщая о том, что существует памятник с двухфигурной композицией Пушкину и Наталии Николаевне и что семья скульптора Комова готова предоставить этот памятник для установки либо на Арбате, либо у Никитских ворот. Возможно, кто-то намеренно помешал письму добраться до адресата. Но только наше предложение не было услышано. Министерство странным образом забыло про свой же заказ. А спустя еще некоторое время появились памятники, сделанные другими мастерами и установленные именно в тех местах, которые предлагали мы. И самое любопытное, что эти новые памятники повторяли именно ту композицию. До работы, которая стоит здесь в мастерской, Пушкин вместе с женой появлялся в отечественной скульптуре только один раз — тоже в работе Олега Комова, более ранней. Там Наталья Николаевна сидит перед зеркалом. Общественность имела возможность познакомиться с обеими работами. Переходная модель в бронзе выставлялась неоднократно, в том числе в Манеже. В аннотации всегда отмечалось, что это модель будущего памятника. Олег Комов оказался автором очень удачной новаторской идеи, которую, к сожалению, сегодня не стесняются многократно повторять. Композиционно везде решение аналогичное, за исключением второстепенных деталей. Допустим, у Олега Комова Пушкин в рубашке, а у других скульпторов он в сюртуке или пальто. Или руку держит как-то иначе, не на поясе. Вот и все
Материалы: гранит красный — плита; гранит красный, полированный — текстовая доска.
Надписи: на лицевой стороне плиты рельефными полированными знаками: Genio loci; текст доски врезными тонированными знаками: В 1817 году / по замыслу Е. Энгельгардта / 1 выпуск Лицея / установил плиту с надписью / “Genio loci” (“гению мест”) / плита восстановлена / к 200 летию со дня рождения / А. С. Пушкина / по инициативе и на средства / жителей г. Пушкина.
К 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина по инициативе общественной группы «Рать» (В. Э. и Ю. Э. Гуттовские, архитектор А. А. Вайсман) восстановлен памятный знак «Гению места» (Genio loci), который в 1817 г. был поставлен лицеистами 1-го выпуска в Лицейском садике. После смерти А. С. Пушкина камень с надписью «Genio loci» воспринимался как памятник поэту, освятившему своим гением Царскосельский Лицей. При переводе Лицея в Петербург в 1844 г. камень был перевезен на Каменноостровский пр. , но позднее утрачен. Заказчиком на воссоздание памятного знака стала Администрация г. Пушкина, исполнителем — комбинат «Скульптура» (каменотес Н. С. Колоницкий).
В день 200-летия со дня рождения поэта в 1999 году на пересечении улицы Пушкина и проспекта Ленина был открыт памятник из бронзы по проекту скульптора М. Кульгачева. На постаменте имеется надпись «Певцу любви — любовь награда». Сегодня в сквере перед памятником регулярно проводятся церемонии вручения Пушкинских премий, кроме того, само место достаточно популярно среди молодожёнов, которые приезжают сюда возложить цветы. [
ПАМЯТНИК А. С. ПУШКИНУ
6 июня 2008 г. к 209-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина в парке перед главным входом в институт состоялось открытие памятника великому русскому поэту.
Этот бюст – один из четырёх, отлитых 10 апреля 2008 г. в г. Жуковском Московской обл. на комбинате художественного литья ООО «ЛитАрт» в рамках специальной программы «Всемирное культурное наследие, фундаментальные ценности и русский язык», которую разработали Международная федерация русскоязычных писателей.
Образцом для памятников стала скульптура Л. Ватника, выполненная по мотивам знаменитого портрета поэта работы В. Тропинина. Остальные три бюста будут установлены до конца текущего года. Один в Венгрии (перед зданием Института К. Роберта в пригороде Будапешта), другой – в Польше (на территории Университета им. А. Мицкевича в Познани), ещё один – в Подмосковье.
Установлен городским дорожным управлением. Скульптура отлита Московской скульптурной фабрикой по модели, представленной скульптором А. А. Мануйловым в 1949 г. на конкурс по созданию памятника А. С. Пушкину для пл. Искусств. В 1999 г. к 200-летию со дня рождения поэта Государственным музеем городской скульптуры проведена полная реставрация памятника.
Памятник расположен в сквере между ул. Пушкина и ул. Луначарского, возле здания бывшего Благородного собрания. Более чем трёх метровая скульптура изображает поэта в минуту внутренней сосредоточенности, творческого горения. На заднем плане установлены полукругом 6 бетонных блоков, облицованных светло-серыми гранитными плитами, которые соединяют между собой барельефы на темы знаменитых сказок.
Авторы - скульптор В. М. Клыков, архитектор М. И. Футлик.
Авторы - скульптор В. М. Клыков, архитектор М. И. Футлик.
Исторические сведения:
Заказ на изготовление памятника был сделан автору администрацией г. Перми в начале 1980 года. Статуя и шесть бронзовых фигурных решёток были отлиты в 1983 году. По замыслу авторов, памятник Пушкину должен был стоять в городском саду имени А. М. Горького неподалёку от ротонды. Архитектор М. И. Футлик выполнил необходимые чертежи. Но тогда кому-то в горкоме КПСС пришло в голову: - городской сад носит имя Горького, великого пролетарского писателя, основоположника метода соцреализма, а памятник в нём устанавливать. Пушкину ?! Руководители города после этого даже стали рассматривать вопрос о переименовании сада Горького в сад Пушкина. Но предложение это не прошло. Открыть памятник предполагалось и в 1987 году у театра кукол по ул. Карла Маркса, 65 (на месте костровой площадки). Но места Пушкину там не нашлось и памятник исчез. На запросы автора администрация города не могла ответить о месте его нахождения. Затем выяснилось что памятник вместе с окружающими его решётками оказались на территории завода им. Свердлова. После этого памятник снова исчез. В 1991 году в Перми состоялась Учредительная конференция Пермского отделения международного фонда славянской письменности и культуры. Ответственный секретарь этого отделения Нина Николаевна Богданова приступила к розыску памятника и Пушкин был обнаружен на "Красном Октябре", где приобрёл значительные дефекты - выбоины на лице, исчезла часть фрагментов на решётках.
Около двух лет на страницах местных газет шёл спор, где устанавливать памятник поэту. Градостроительный совет Перми отверг все предложения и вопреки воле автора и протестам ПО ВООПИК выделил место для памятника в сквере возле клуба УВД. Был выбран самый неудачный вариант - скверик этот слишком мал для такой скульптурной группы.
Памятник установлен по инициативе начальника проектно-строительного объединения "Пермгоргражданстрой" Николая Александровича Зюзина, большого поклонника творчества Пушкина, члена городского Пушкинского клуба. Все затраты предприятие взяло на себя. В 1992 году начались работы по сооружению бетонного фундамента, сооружение постамента и декоративной стены, установка бронзовых фигур и облицовка декоративными плитами стены из установленных полукругом шести бетонных тумб, которые соединяют решётки с барельефами на темы пушкинских сказок, укладка брусчатки, благоустройство территории.
По проекту рядом с памятником должно было быть установлено шесть барельефов на темы пушкинских сказок. Было сделано соответствующее количество тумб, но оказалось что шестой барельеф где-то затерялся, и решили сделать пять тумб, но стало известно, что шестой барельеф хотели утилизировать на "Пермских моторах", да рабочие воспротивились, отстояли, и шестой барельеф встал на своё место возле памятника.
6 июня 1993 года - в день рождения великого поэта, честь открыть памятник была предоставлена бригаде строителей: бригадир В. Н. Рыков, А. И. Дуркин и А. Р. Соболев сдёрнули покрывало. На открытии памятника выступил Н. А. Зюзин. Он читал Пушкина. Здесь присутствовали авторы памятника - московский скульптор Вячеслав Михайлович Клыков и архитектор Михаил Иудович Футлик. Выступали глава администрации района, секретарь пермской писательской организации Н. Н. Вагнер, председатель Пушкинского клуба кандидат филологических наук В. И. Ширинкин и другие. Стихи, посвящённые великому поэту, читали пермские поэты Н. Домовитов, А. Решетов, А. Гребёнкин, М. Смородинов, И. Тюленев. Солисты театра оперы и балета исполнили песни и стихи Пушкина и старинные русские романсы. Весь сквер и прилегающая часть улицы были запружены народом. Пришлось перекрыть движение транспорта.
На следующий после открытия день, состоялся молебен и освящение памятника, которые провёл священник Собора Святых Апостолов
Материалы: бронза — скульптура; гранит полированный — постамент; гранит кованый — основание.
Статуэтки
Образ Пушкина не раз привлекал к себе внимание художников и скульпторов, интерес к нему и его творчеству усиливался в юбилейные годы — в 1899, 1937 и, особенно, в 1949 году. В 1937 году Н. Я. Данько создала две портретные работы: чернильницу “Пушкин на кушетке” и большую, высотой 32 см, статуэтку “Пушкин на прогулке”. Фигура “Пушкин на прогулке” несколько застылая. Несмотря на то, что поэт показан идущим, ощущения движения не возникает. Скульптура напоминает скорее модель памятника, а не живого гуляющего человека. Бытовое назначение чернильницы не подчеркнуто — отверстие для чернил скрыто под стопкой набросанных в беспорядке книг и бумаг. В варианте росписи Г. М. Горькова часть надписей читается: на титуле одной из книг отчетливо видны слова “Булгарин. Петербург. 1827”, а на листе — рисунок Пушкина. В варианте росписи золотом по белому надписи переданы условными росчерками. В целом фигура вылеплена удачно, хотя в скульптуре ощущается некоторый холодок, характерный и для многих других работ Данько 1930-х. Пушкин лет десяти–двенадцати охвачен творческим горением. Скульптор сумела передать его живость и непоседливость, кажется, он вот-вот соскользнет с края круглого табурета или смахнет со столика полуразвернутый свиток бумаги. Деликатная роспись по образцу Е. Н. Лупановой не отвлекает внимание от главного. Легкие мазки золотом по форме подчеркивают контуры неодушевленных предметов — столика, табурета, бумаги и пера. Кроме Велиховой, к образу Пушкина-лицеиста обращался в 1962 году Е. А. Гендельман. Поэт здесь взрослее, он стоит, опираясь спиной о колонну. Лицо и кисть правой руки чуть приподняты, он словно прислушивается к внутреннему голосу.
А. И. Теребенев - выдающийся мастер монументально-декоративной скульптуры эпохи позднего классицизма. Сын известного скульптора и графика И. И. Теребенева, он в девятилетнем возрасте был определен в Воспитательное училище при АХ (1824), затем учился в скульптурном классе АХ (1832-37) у В. И. Демут-Малиновского. Среди первых его значительных работ - скульптурное оформление крупных общественных зданий Петербурга: Опекунского совета, Воспитательного дома и Александровского сиротского дома. Творческие поиски Теребенева в области станковой скульптуры проникнуты романтическими веяниями. Именно он создал первое скульптурное изображение А. С. Пушкина (1837), сразу же после смерти поэта. Несмотря на малые размеры (высота 46 см), статуэтка отличается тонкой смысловой и пластической выразительностью. Представленный стоящим, со скрещенными на груди руками, поэт погружен в глубокое раздумье. Композиция являла собой новую для того времени форму камерной скульптуры, получившую свое развитие во второй половине XIX в.
Заключение
Тема « Образ А. С. Пушкина в изобразительном искусстве » по своим размерам необъятна, но о некоторых наиболее ярких произведениях в этой области искусства я попыталась рассказать в своей работе. Пушкин прошел по жизни не одного поколения, и всегда люди относились к его творчеству с большой теплотой. Пушкинские юбилеи всегда превращались в России в Национальные праздники, способствовали приобщению к его творчеству все новых и новых почитателей, давали толчок к изучению его жизни и творчества. Творческое наследие А. С. Пушкина настолько велико, а жизнь его так удивительна и многообразна, что дает нам огромную возможность много и интересно работать с его наследием. Образ Пушкина не раз привлекал к себе внимание художников и скульпторов, интерес к нему и его творчеству усиливался в разные годы. В изобразительном искусстве существует множество памятников, портретов, статуэток с изображением Пушкина разных авторов. Вот некоторые из них: А. Пермагоров А. М. Опекушин, М. К. Аникушин, О. Комов, М. Г. Манизер, М. Кульгачева, Л. Ватник, М. Габе, Теребенев, Н. Данько и мн. другие.
На одной из шумных площадей Москвы, где почти никогда не прекращают движение потоки людей и машин, на высоком постаменте стоит бронзовая фигура поэта. На пьедестале всегда лежат цветы. Они лежат там даже зимой, когда снег драпирует памятник своим белым покровом. Этот памятник, так полюбившийся москвичам и гостям столицы, знают многие. Но немногие знают, что о нем в свое время писали и спорили, восхищались им И. С. Тургенев и Г. И. Успенский, А. Ф. Писемский и А. А. Фет.
Пушкин в изображении Опекушина уже не возвышенный поэт-олимпиец, а конкретный человек, значительно более близкий нам и живой. Это образ большого внутреннего содержания, пленяющий своей одухотворенностью. С каким мастерством переданы в лице работа мысли, погруженность в себя, даже сам момент творчества!. Простота и величие, ясность и скорбность, открытость и погруженность в себя гармонично сочетаются в этом образе поэта. Придав фигуре мотив движения – Пушкин идет, а лицу некоторую подвижность – Пушкин задумался, Опекушин приподнял памятник над обыденностью, суетой жизни. Его Пушкин шествует через века, смотрит сквозь время. «Я воздвиг памятник» – строка Горация, взятая Пушкиным эпиграфом к своему стихотворению, в полной мере применима к бронзовому изваянию Опекушина. Памятник А. С. Пушкину А. М. Опекушина воздвигнут в 1880 году в самом сердце столицы. Он сразу стал одним из ее символов.
Михаилу Константиновичу Аникушину принадлежит сооружение памятника А. С. Пушкину в Ленинграде. Хрупкая, изящная фигура поэта застыла как бы в момент чтения стихов. Позже Аникушин объяснил свой замысел: «Пушкин очень яркий человек по характеру, прост в своих действиях и ясен в мыслях, поэтому я старался отбросить все детали, которые заслонили бы это живое изображение нашего великого поэта. Я хотел, чтобы от памятника, от фигуры Пушкина веяло радостью и солнцем. Эта работа, которая продолжалась более семи лет, была осуществлением творческой мечты. И работали мы с архитектором В. А. Петровым с большим подъемом, стремясь найти наиболее верное решение этого памятника. Мне хотелось выразить в нем обаяние Пушкина, благородство характера, его любовь к свободе, мечты о светлом будущем России. ». К Аникушину, создателю скульптурной Пушкинианы, поэзия Пушкина с ее живым, гибким, страстным, певучим словом и дивными сказками пришла еще в детстве. Пришла и навсегда осталась в сердце скульптора. Работая над образом Пушкина, Аникушин жил в атмосфере его поэзии. Он стремился прочесть Пушкина глазами скульптора, создать образ поэта во взаимосвязи с его поэзией, пластически выразив свое понимание Пушкина.
О. Комову принадлежит ряд изваяний, посвященных Пушкину, которые стоят в разных городах нашей страны, а также и за рубежом. «Работая над каждым из них, я старался взглянуть на поэта под разным углом, а это очень сложно, – признавался О. Комов. – Когда я закончил свой четвертый памятник Пушкину – с няней, мне думалось, что я высказался до конца. И только теперь понимаю, что еще не все сказал, что мой Пушкин впереди и я только на подходе к нему».
В разных уголках нашей страны множество памятников. В 1959 году на перекрестке дорог, одна из которых ведет в Михайловское, торжественно открыли памятник А. С. Пушкину работы скульптора Е. Ф. Белашовой.
Стоит белый мраморный обелиск и в нем ниша с траурной урной на могиле А. С. Пушкина у Святогорского монастыря в Михайловскомскульптора А. Пермагорова. В день 200-летия со дня рождения поэта в 1999 году на пересечении улицы Пушкина и проспекта Ленина был открыт памятник из бронзы по проекту скульптора М. Кульгачева. На постаменте имеется надпись «Певцу любви — любовь награда».
Творческие поиски Теребенева в области станковой скульптуры проникнуты романтическими веяниями. Именно он создал первое скульптурное изображение А. С. Пушкина (1837), сразу же после смерти поэта. Несмотря на малые размеры (высота 46 см), статуэтка отличается тонкой смысловой и пластической выразительностью. Представленный стоящим, со скрещенными на груди руками, поэт погружен в глубокое раздумье. Композиция являла собой новую для того времени форму камерной скульптуры, получившую свое развитие во второй половине XIX в.
В данной работе получилось рассказать о ряде памятников и статуэток, посвященных А. С. Пушкину. Охватить все существующие на сегодняшний день памятники сложно: их в Москве и Санкт-Петербурге – 21, а по России – 58, за рубежом - 38 Следующим этапом мы планируем продолжить эту работу, делая упор на портреты великого поэта.
Комментарии