Дом  ->  Мода и красота  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Взаимосвязь моды и истории

Цветущие некогда города приходят в запустение и не могут платить государству налоги. Нарушаются связи между провинциями, которые обособляются друг от друга экономически. Сокращается торговля и расстраивается финансовая система. Налоги и жалованье начинают выплачивать в натуральной форме. Угасает культура.

Рим постепенно терял роль центра, и в 330г. император Константин объявил новой столицей Константинополь. А в 395 г. империя распалась на Восточную и Западную части.

С III века участились набеги варваров. Германцы, готы и другие племена теснили хорошо обученные римские легионы, и в конце концов Рим стал легкой добычей: в 410 г. его брали и грабили готы, а в 476 году варварские наемники свергли последнего римского императора и отослали его регалии в Константинополь.

. На захваченных землях германские племена создали свои государства: вандалы – в Северной Африке, вестготы – в Испании, остготы – в Италии, англы и саксы – на острове Британия, франки – в Галлии. Но образование варварских королевств не создало обстановки стабильности. Новые государства вели между собой постоянные войны, их границы были непостоянны, а жизнь, как правило, недолговечной. Эта довольно хаотичная картина дополнялась непрерывными перемещениями по Европе многочисленных германских, тюркских, иранских и славянских племен, еще не создавших собственной государственности. Волны варварских нашествий постепенно успокаивались, но обстановка в Западной Европе еще долго оставалась напряженной.

Стоявшие во главе государств короли были, прежде всего, племенными вождями, предводителями боевых дружин. В королевствах не существовало единых законов, местное население продолжало жить по римским законам, а германцев судили на основании их собственных древних обычаев. Единственной организацией, уцелевшей после завоевания, была христианская церковь, епископы которой пользовались большим влиянием на население. Германцы постепенно приняли христианскую религию. Для нужд церковного богослужения, написания летописей, королевских указов и других документов использовалась латинская письменность, при церквах и монастырях открывались школы, в которых готовили священников.

Города на территории Западной Римской империи в последние века ее существования пришли в упадок, многие из них были разорены варварами. Они сохранились лишь в Италии, Испании, на Средиземноморском побережье Франции; в остальных областях и странах до Х в. города были немногочисленны и невелики по размеру.

Крупнейшим в Европе стало возникшее в конце V в. государство франков. Его создателем был вождь одного из племен – Хлодвиг из рода Меровея. Объединив под своей властью франков, Хлодвиг разгромил войско римлян в битве при Суассоне (486 г. ) и подчинил себе Северную Галлию. Постепенно произошло сближение двух народов, франков и местных жителей (потомков галлов и римлян). Появление писаных законов, обязательных к исполнению на всей территории Франкского государства, способствовало его укреплению.

Медленно развивающиеся земледелие и скотоводство диктуют развитие материальных и духовных потребностей общества, ограничивая их кругом замкнутых родовых интересов и грубых навыков общения. Родовые и межродовые распри, суровые условия жизни, жестокая борьба за жизненное пространство и власть над ним, сопровождающие становление европейского феодализма, определили потребности в создании крепостных центров и положили начало в строительстве крепостной и замковой архитектуры.

В этот период одежда не отличалась особым разнообразием. От великого переселения народов европейцам остались меховые и кожаные плащи, кожаные и костяные элементы защитной одежды, примитивная обувь и обмотки для штанов. Длинные и короткие туники, надеваемые одна на одну; плащи – от шкур до сшитых кусков ткани, сколотых, связанных, прошнурованных, с отделкой и без; штаны – короткие, до колен и длинные, прикрепленные обмотками к икрам и заправленные в кожаные чулки или обувь – постолы. Одежда мужчин и женщин была однородной, различаясь по длине и украшениям. Бедра у тех и у других охватывал пояс с прикрепленными к нему оружием, оберегами, гребнями и кошельками.

В соединении с грубой фактурой ткани, мехом плащей, капюшоном и длинными волосами они производили суровое впечатление.

В этот период широкое распространение получили мантия, плащ, корзно.

СТАЛЬНАЯ РУБАШКА КОРОЛЯ АРТУРА.

В 9-10 вв. в Европе начинает складываться новый общественный строй – феодализм. Важную роль в становлении феодализма сыграла волна нашествий норманнов и кочевников на Западную Европу. Норманны – так в Западной Европе называли участников грабительских походов – выходцев из Северной Европы (норвежцев, датчан, шведов), которые приплывали к берегам Франции, Англии, Германии, поднимались по рекам в глубь этих стран. Они грабили, убивали, жгли, уводили пленных в рабство, иногда захватывали целые области. Население Европы чувствовало себя беззащитным перед нападениями норманнов и венгров. Жители Европы стали строить каменные замки, бывшие крепостями и жилищами феодалов: во время нападения врага в таком замке пряталось окрестное население. В странах Европы повсеместно сложилось конное войско – рыцарство, пришедшее на смену ополчениям германцев. Рыцарь (от немецкого слова «риттер», т. е. всадник) имел шлем с забралом, кольчугу – позже ее сменили кованые латы, - щит, длинное тяжелое копье и меч. В конном строю сражались только феодалы, все они, начиная с самого короля, были конниками, или рыцарями. Однако существует и другое, более узкое значение слова рыцарь: мелкий феодал, не имеющий наследственного титула (барона, графа), а также своих вассалов, но обладающий достаточными средствами для службы в конном войске.

Феодализмом именуют общественный строй, название которого происходит от слова «феод». Феод – это населенное крестьянами земельное владение, пожалованное господином – сеньором своему вассалу – подчиненному человеку, обязующемуся за владение феодом нести военную службу. Вассал приносил сеньору клятву верности. В некоторых странах отношения между владельцами феодов можно представить себе в виде лестницы. На самом верху ее стоял король – верховный собственник всей земли в государстве; считалось, что свою власть он получил от Бога, который был его сеньором. Ступенью ниже находились непосредственные вассалы короля. Часть пожалованных им владений они передавали собственным вассалам, стоящим еще одной ступенью ниже. А те в свою очередь выделяли из полученного феода земли для своих вассалов. Живя в постоянной готовности к войне, богатые рыцари возводили в своих владениях неприступные замки, окруженные высокими стенами и рвами, заполненными водой. Попасть в такой замок можно было только по подъемному мосту или взяв его штурмом.

Рыцарь готовился стать воином еще с детского возраста. Он занимался физическими упражнениями, учился управляться сначала с деревянным мечом, а потом и с настоящим, скакал на лошади, стрелял из лука. Будущий воин обучался грамоте и математике, музыке и искусству сочинения песен. Он должен был разбираться в геральдике – науке о гербах, ведь изображения на гербе рассказывают об истории того или иного дворянского рода. За годы обучения ему следовало овладеть семью рыцарскими добродетелями: верховой ездой, фехтованием, владением копьем, плаванием, приемами охоты, игрой в шашки, сочинением и пением стихов в честь дамы сердца.

В реальной жизни рыцарям нередко приходилось участвовать в войнах между сеньорами, заниматься грабежами и разбоями, но в литературе, устных преданиях, балладах остался образ другого рыцаря – благородного защитника, человека без страха и упрека, сохранявшего верность той даме, что покорила его сердце. Выходя на турнир или отправляясь в дальний поход, рыцарь привязывал к шлему ленту или шарф своей возлюбленной и не расставался с ним никогда. Прекрасной даме он посвящал свои победы на турнирах и в битвах.

В средние века широкое распространение получили рыцарские романы, главным героем которых был легендарный король древних бриттов Артур. В этих повествованиях, составивших целый цикл под названием романов «Круглого стола», воспевались рыцарское братство, любовь и подвиги бесстрашных воинов. Рыцарские романы не только развлекали, они были и поучительным чтением: знакомили читателя с историей, географией, фортификацией – искусством возведения крепостей, - давали нравственные уроки на примере духовного совершенства рыцарей и их прекрасных дам.

КАК ВЫГЛЯДЕЛ ВООРУЖЕННЫЙ РЫЦАРЬ ВРЕМЕН КОРОЛЯ АРТУРА?

Конечно, он должен быть на коне, выносливом и сильном, способном не только быстро мчаться в бою, но и выдерживать дальние походы. В торжественных случаях коня накрывали богато украшенной попоной, на уздечке крепились золотые или серебряные бляшки, стремена также нередко покрывались позолотой.

Вооружение рыцаря той эпохи состояло, прежде всего, из меча. Подвешенный у бедра, он означал, что его владелец принадлежит к рыцарскому сословию. В те времена мечам приписывались волшебные свойства, о них складывались легенды, и, как одно из главных сокровищ, меч передавался по наследству от отца к сыну. Если рыцарь умирал, не оставив наследника, клинок меча ломали и укладывали в гроб вместе с хозяином. Это означало, что рыцарский род пресекся.

Позднее в дополнение к мечу появился кинжал, который воин носил справа на поясе и использовал в ближнем бою.

Для защиты от ударов противника использовали небольшой щит. Наружная сторона щита нередко украшалась гербом владельца, изображением единорога, дракона, льва или орла. Во время долгих путешествий щит крепился к седлу.

Тело рыцаря прикрывала особая рубаха, сплетенная из прочных стальных колечек, - кольчуга. Ее надевали на толстый войлочный кафтан. Из стальных колец изготавливались чулки и перчатки. Кольчуга защищала воина от рубящих ударов, но не могла устоять против тяжелой стрелы, пущенной из арбалета, поэтому впоследствии к кольчужным кольцам стали крепить стальные пластины.

Кольчуга спасала в бою, но, чтобы укрыться от непогоды или палящих лучей солнца, приходилось сверху надевать длинную рубашку с открытым воротом – сюрко,- которую носили и женщины. Сюрко очень похоже на древнегреческую тунику. Когда рыцарь отправляется в поход против арабов «освобождать Гроб Господень от неверных», он нашивал на сюрко изображение креста. Таких воинов называли крестоносцами (первый крестовый поход – 1096-1099 гг. ). Крестовые походы на Восток открыли западному обществу удивительные земли, неизвестные растения, диковинных зверей. Они раздвинули узкие рамки средневекового мира, наполнив его необыкновенными приключениями и знаниями о дальних странах. Главную военную силу в этих походах составляли рыцари – профессиональные воины средневековой Европы. Завершал вооружение рыцаря круглый шлем, по которому лезвие меча могло нанести лишь неопасный скользящий удар. Иногда кольчуга изготавливалась с капюшоном, который надевался под шлем и защищал в битве шею воина.

Так на заре рыцарства выглядел благородный искатель приключений, готовый сразиться на турнире за честь прекрасной дамы или отправиться на Восток воевать с сарацинами, как тогда называли арабов.

Мастерство и художественный вкус средневекового человека проявлялись не только в живописи, архитектуре и скульптуре, но и в изготовлении и украшении оружия и воинских доспехов. Со временем они превратились в подлинные произведения искусства, которые ныне хранятся в самых известных музеях мира.

В этот период под глубоким влиянием религии, пронизывавшей все сферы общественной жизни, в период средневековья появляется новый эстетический идеал человека – аскета, отрекшегося от радостей земной жизни. Образ мадонны, богоматери, получивший широкое распространение в раннехристианском искусстве, определяет идеал красоты женщин. Однако религиозное воздействие было не единственным в формировании эстетических представлений средневековья. Сила, храбрость, воинская доблесть, защитника своей страны, своего короля, определили мужественность внешнего облика мужчины. Это сильный, ловкий, физически выносливый воин с подчеркнуто широкими плечами, сильными стройными ногами, волевым решительным лицом. Впервые в эстетических взглядах европейского общества мужественность как основная черта мужской красоты начинает противопоставляться женственности, воплощающей идеал женской красоты. По описаниям поэтов 11 – 12 вв. у женщин должны быть длинные золотистые вьющиеся волосы, зеленые или голубые глаза, веселые и улыбающиеся, губы, подобные свежему персику. Ее красота, доброта, верность воспеваются на рыцарских турнирах. Именно в жестокую эпоху средневековья возникает культ «прекрасной дамы», оказавший огромное влияние на отношение к женщине всех последующих поколений.

Создание единого государства, политической системы управления, рост материальной культуры, развитие науки и техники, новые общественные потребности и эстетические идеалы в значительной степени определили развитие моделирования и конструирования одежды, которая должна была воплотить и выявить эти идеалы. Возникшее различное понимание мужской и женской красоты потребовало разделения форм мужской и женской одежды, создания облегающих скульптурных ее форм. Таким образом, во 2-ой половине 14 века - 1-ой четверти 15 в. появился новый стиль, просуществовавший более трехсот лет. Современники именовали его «французской манерой», но в историю культуры он вошел как готика, или готический стиль, хотя древние готы не имеют к нему никакого отношения.

Сначала название «готика», появившееся позднее в Италии, в эпоху Возрождения, звучало насмешкой над «варварским» вкусом французов, грубостью и дикостью «французской манеры», опрокидывавшей все прежние представления о прекрасном. Но довольно скоро новый стиль завоевал себе признание в Англии, Германии, Чехии, Польше, скандинавских странах, и название готического стиля лишилось иронического оттенка.

Ярким примером готики в архитектуре могут служить соборы в различных городах Европы. Французский писатель Виктор Гюго назвал готический собор «каменной симфонией». Готический стиль находил выражение в различных областях искусства, в том числе и в оформлении книги. Заостренные, будто изломанные буквы готического письма напоминают кружева. Орнамент обрамляет весь текст, как рама картину.

Готический стиль наложил свой отпечаток и на одежду. Плотно облегающая мужская куртка с ватной подкладкой на груди, спине и плечах, туфли с узкими носами, высокие чепцы-геннины были изобретены французами. Генины, украшавшие головы придворных дам, порой достигали в длину почти одного метра и дополнялись прозрачным покрывалом или вуалью. Для моды этого периода характерны удлиненные и заостренные формы: края одежды, вырезанные в форме зубцов, обувь с длинными узкими носами, остроконечные чепцы, которые напоминали устремленный ввысь шпиль собора.

Ярким примером готики в архитектуре могут служить соборы в различных городах Европы. Французский писатель Виктор Гюго назвал готический собор «каменной симфонией». Готический стиль находил выражение в различных областях искусства, в том числе и в оформлении книги. Заостренные, будто изломанные буквы готического письма напоминают кружева. Орнамент обрамляет весь текст, как рама картину.

Готический стиль наложил свой отпечаток и на одежду. Плотно облегающая мужская куртка с ватной подкладкой на груди, спине и плечах, туфли с узкими носами, высокие чепцы-геннины были изобретены французами. Генины, украшавшие головы придворных дам, порой достигали в длину почти одного метра и дополнялись прозрачным покрывалом или вуалью. Для моды этого периода характерны удлиненные и заостренные формы: края одежды, вырезанные в форме зубцов, обувь с длинными узкими носами, остроконечные чепцы, которые напоминали устремленный ввысь шпиль собора.

ТУНИКА. Основой женского костюма в средние века была туника – от ровной и длинной самого примитивного вида до свободной, с широким рукавом, которая надевается сверху более узких и длинных одежд. Верхняя туника опоясывалась на талии и на бедрах и могла быть, в зависимости от социальной принадлежности, украшена по горловине и концам рукавов вышивкой и металлическими накладками.

По законам христианской религии девушки прикрывали головы частично, а волосы женщин скрывались полностью.

РОБ. Знатная женщина была одета в платье – роб с узким лифом, талия которого кончалась сразу под грудью. Из-под пояса ниспадала широкая юбка, длиной своей значительно превышавшая рост и кончавшаяся сзади большим шлейфом. Рукава могли быть как узкими, так и широкими. В первом случае они кончались раструбом, прикрывающим большой палец руки, во втором – украшались мехом, аппликацией из сукна, подшивались парчой или тканью другого цвета. Если платье было суконным, оно могло иметь рукава, изрезанные особой формой рисунка. К платью роб можно было надеть чепец – эннин, напоминающий сахарную голову, который к тому же еще и покрывался длинным прозрачным покрывалом, ниспадающим на шлейф платья.

СЮРКОТ. Королевское платье дополнялось сюркотом – верхним платьем без рукавов, отделанным шкурками горностая (королевским мехом). Сюркот – одежда, обязательная в торжественных случаях; она свободно ниспадала с плеч и плавно прилегала к торсу. Сюркот мог быть и со свободными рукавами, свисавшими как два плаща с обоих плеч.

ГУПЕЛЯНД. Гупелянд – плащ-накидка до колен или до пят, надеваемый через голову, с вышитым или гладким стоячим воротником. Выкроенный «солнцем» и надетый через голову, при поднятых руках он создавал иллюзию широких рукавов. Гупелянд подбивался шкурками мелких животных, подшивался дорогой цветной подкладкой, покрывался бархатом, парчой и сукном. Его носили свободным и опоясанным, нередко с застроченными складками на груди и спине.

Был реконструирован костюм рыцаря, который состоял из цельной металлической кольчуги. Ее монолитность и тяжеловесность ограничивали движения воина, были крайне неудобны в походе и в бою, нередко даже служили причиной болезни. Монолитную кольчугу расчленили на отдельные части – латы, соединив их шарнирами, крючками, пряжками на участках движения. Таким образом, были найдены формы плоских деталей, соответствующих объемам отдельных частей фигуры: спинки, переда, рукавов.

Современному человеку самым нелепым элементом одежды той эпохи показалась бы обувь. Мужчины носили клювовидные башмаки, носки которых иногда вдвое превышали длину подошвы. Чем длиннее такой «клюв», тем больше зависти он вызывал у модников. Чтобы в такой длинноносой обуви можно было ходить не спотыкаясь, кончики носков приходилось подвязывать шнурками или цепочками к ногам под коленями.

Период готики был временем расцвета конструирования и моделирования одежды, формирования моды, т. е. относительно быстрой смены форм одежды в пределах общего художественного стиля.

. ВЫВОД К ГЛАВЕ 1.

Основные исторические события, которые оказали влияние на развитие общества:

- падение Римской империи;

- Великое переселение народов;

- создание королевств, что привело к появлению феодов (владельцев земли);

- а набеги кочевых племен способствовали развитию нового социального класса – рыцарей, которые обязаны были защищать феоды и служить своему господину.

Каким образом вышеуказанные события повлияли на развитие моды?

- впервые формируются новые идеалы мужской и женской красоты;

- происходит разделение одежды на мужскую и женскую;

- сформировался новый стиль «готика», который нашел свое отражение в живописи, архитектуре, литературе и, конечно, в моде.

ГЛАВА 2. ВОСПОМИНАНИЯ ОБ АНТИЧНОСТИ.

Ученые характеризуют эпоху Возрождения, как «осень средневековья», в которую проявились черты упадка и угасания, но это не совсем так.

Средневековое общество было, прежде всего, обществом аграрным. Деревня являлась подлинным центром экономической и социальной жизни. Земля почиталась главной ценностью и действительно была таковой. По подсчетам ученых, не менее одной трети земель в Европе, находящихся сегодня в сельскохозяйственном обороте, были включены в него усилиями средневековых крестьян-колонистов. Ученые характеризуют эпоху Возрождения, как «осень средневековья», в которую проявились черты упадка и угасания, но это не совсем так.

В самом широком смысле в сознании средневекового человека общество распадалось на три сословия: «тех, кто молится», «тех, кто воюет», «тех, кто трудится», т. е. духовенство, рыцарство, крестьянство. В качестве особого сословия оформилось бюргерство. Идея социальной гармонии, согласия сословий в средневековье ценилась очень высоко. Однако, она не точно отражала реальность.

Крестьянство имело основания для самоуважения: «А я горжусь, что я тружусь и хлеб насущный сею». Но попытки утвердить достоинство крестьянского труда не находили сочувственного отклика у рыцарства: «Мужики, что злы и грубы, на дворянство точат зуб. Только нищие мне любы». Доставалось и рыцарству: «Когда б не сеял я зерно, не рыл бы огород, подох бы с голоду давно твой благородный род».

Налицо противоречие между идеальными представлениями о социальной гармонии сословий и реальными отношениями между ними. Враждебность иногда выплескивалась наружу. 14 – 15 века являли собой картину бесконечной череды мощных крестьянских восстаний. Французская Жакерия, восстание Уота Тайлера в Англии, восстание Дольчино в Италии, выступление ременсов в Испании, знамя «Башмака», поднятое в Германии, - таков неполный перечень крестьянских восстаний этого периода.

Провозвестником перемен, бесспорно, стало явление, получившее в литературе название Возрождения, или Ренессанса.

Эпоха Возрождения не только заставила вспомнить об античности – она создала новую культуру, центром которой стал человек. Сам термин отражает дух Возрождения – его деятели (среди них Франческо Петрарка, Леон Батиста Альберти, Пико де Мирандола) полагали, что они формируют новую эпоху, которая восстановит античную культуру, ученость, философию, возродит чистоту греческого и латинского языков.

В средние века жизнь человека подчинялась строгому распорядку. Церковь следила за тем, насколько христианин усерден в вере, владельцы поместий стремились всеми правдами и неправдами собрать с него плату за аренду земли, а государственные чиновники – налоги. Даже городские ремесленники не имели права работать так, как им нравилось, они входили в объединения – цехи – и обязывались соблюдать строгие правила, записанные в цеховом уставе.

В искусстве и литературе главной темой были библейские сюжеты, любое проявление живых человеческих чувств осуждалось церковью. Высшей целью жизни считалось служение Богу, за это после смерти человека ожидало вечное блаженство.

Однако в Италии и в эпоху Средневековья продолжали жить традиции античной культуры, воспевавшей красоту человека. Еще в 11 веке крупные итальянские города превратились в независимые республики: Венеция, Генуя, Флоренция. В богатой Флоренции, считавшейся центром культурной и общественной жизни страны, в середине 13 века зародились новые идеи, которые нашли свое выражение не только в архитектурных постройках и изобразительном искусстве, но и в образе жизни

. Позднее эта эпоха, продолжавшаяся до конца 16 века, получила название Ренессанс – Возрождение. Ее центральной идеей стал гуманизм – уважение к достоинству и духовному миру человека, свободе личности, воспевание радостей земной жизни. Идеи и вкусы Ренессанса, появившиеся в Италии, со временем проникли и в другие европейские страны, меняя взгляды людей на природу прекрасного.

Скульпторы и художники вернулись к античному идеалу красоты в изображении человеческого тела. Теперь они черпали темы для своего творчества не только из Библии, но и из греческой и римской мифологии.

Новая эпоха внесла изменения и в одежду, не только изменив ее покрой, но и создав правила красоты, которых мы придерживаемся до сих пор: высокая, статная, пропорционально сложенная фигура, тонкая талия, соразмерные детали лица, пластичные движения. Уходили в прошлое тесные платья, заостренные концы рукавов и зубцы на подолах, одежда стала более удобной. Женщины стали носить нижнее шелковое платье с узкими длинными рукавами и верхнее, из бархата или парчи, с широкими рукавами. Идеальными признавались белокурые волосы, а поскольку от природы они давались не всем, большим спросом пользовались парики. Впрочем, волосы можно было окрасить или обесцветить с помощью солнца. Для этой цели существовали специальные шляпы-соланы с широкими полями, на которые дамы укладывали свои волосы и усаживались в лоджии на солнцепеке.

Прически украшались хитроумно вплетенными лентами, нитками жемчуга и кораллов, тонкими золотыми сетками и прозрачными накидками. Головные уборы были самой различной формы: береты, чепцы, тюрбаны.

Признаком красоты считался высокий чистый лоб, поэтому модницам приходилось идти на жертвы: выбривать себе волосы на лбу и даже выщипывать брови.

Мужской костюм отдаленно напоминал греческую тунику с рукавами, пошитую из дорогой парчи или бархата и стянутую в талии поясом. Ноги обтягивали узкие штаны, сшитые из материала разного цвета, а голову украшал широкий берет с пером или меховой отделкой. От непогоды мужчин укрывал плащ с широкими рукавами, собранными в складки, и отложным или стоячим воротником. Ренессансная мода учитывала индивидуальность человека, особенности строения его тела, но в то же время она создала идеальный для того времени тип одежды, который стал образцом для всей Европы.

В 16 веке влияние итальянского Возрождения проникло и в Англию. От Средневековья к Возрождению история костюма в Англии прошла путь, общий со всеми европейскими странами. Но английский быт и традиции, строгий и церемониальный этикет двора способствовали тому, что английский костюм менялся медленнее, чем в Европе. Английский характер в костюме начинал проявлять себя с 13 века, а в 16 веке, когда во всех странах активизировалось национальное самосознание и государства обретали политическую и экономическую самостоятельность, английская аристократия и буржуазия проявили незаурядное упрямство, отстаивая право на национальное самоопределение в костюме. Влияние немецкой моды ландскнехтов не помешало наряду с прямым подражанием обрести самостоятельность суждений вкуса и независимость мнений.

Мужской костюм.

В первой половине 16 века английский мужской костюм состоял из рубашки, дублета и «джеркина» - верхней мужской одежды наподобие французского пурпуэна. Он плотно облегал грудь, тесно прижимался к талии и от нее расходился короткой или длинной баской. Застежка могла быть потайной спереди или даже сзади. Рубашки шились из белого или кремового полотна, без воротника, с вырезом, украшенным широким рюшем, или с вышитым стоячим воротником. Дублет оживлялся вышивкой и маленькими розетками с драгоценными камнями, которыми скреплялись разрезы. Он имел плотную стеганую подкладку и съемные рукава, прикрепляемые к проймам шнурками. Лиф парадного джеркина был узкий, а от талии шла похожая на юбку широкая баска в складку.

Узкие штаны-чулки в 16 веке сменили узкие же обтягивающие ногу длинные штаны («незер-стокс»), которые шились из ткани, и короткие верхние («аппа-стокс»).

Парадной мужской верхней одеждой был «гаун» - длинный, без застежки, с откидными от локтя рукавами или вообще без рукавов, с большими проймами.

Одеяния женщин Англии мало чем отличались от общеевропейской моды, в то же время своеобразие их отражено в чепцах, украшавших головы придворных дам, которые являют собой пример национального изобретения (чепцы-турэ).

ВЫВОД К ГЛАВЕ 2.

• Два явления – Ренессанс и Реформация – произвели революцию в духовной жизни Западной Европы. Реформация (родиной этого явления стала Германия) явилась обновлением церкви и сопровождалась всплеском глубоких религиозных чувств. А Ренессанс (родиной этого явления стала Италия)– это возрождение античного наследия, мирского начала. Их объединяет то, что они разрушали старую средневековую систему ценностей и формировали новый взгляд на человеческую личность.

• Королевская власть добивается максимума централизации и самостоятельности по отношению к обществу. Создается огромный бюрократический аппарат, постоянное войско, король сам издает законы, по своему усмотрению распоряжается финансами.

• Интерес к человеку в эпоху Возрождения определил новый идеал красоты: волосы у женщин должны быть нежными, густыми, волнистыми и длинными, цветом должны уподобляться золоту. Телосложение большое и прочное, но при этом благородных форм. Белый цвет кожи не прекрасен, кожа должна быть слегка красноватой от кровообращения. Юноша должен сохранять изящество, а мужчина подавляет своей массивностью и великолепием обширного наряда.

ГЛАВА 3. ПРАВИТЕЛИ МОГУТ ВРАЖДОВАТЬ, НО МОДА ОСТАЕТСЯ ЕДИНОЙ.

РЫЦАРСКИЙ ДОСПЕХ НА ВАТЕ.

В 1492 году произошло знаменательное событие: три небольшие каравеллы под командованием Христофора Колумба, завершив долгое многотрудное плавание, открыли новые неизвестные земли, которые вскоре стали испанской колонией. Позднее эта территория будет названа Америкой, откуда тяжелые парусные галеоны повезут в Испанию золото, серебро, драгоценные камни, невиданные растения: картофель, томат, красный перец, маис (кукурузу), подсолнечник

Испанское дворянство за счет беспощадной эксплуатации новых колоний стало быстро богатеть, оказывать все большее влияние на многие европейские государства. Этому способствовали блеск и роскошь королевского двора, подкрепленные мощью военного флота и хорошо вооруженной армией. Но, пожалуй, наиболее ярко авторитет Испании проявился в моде.

В испанской моде сказались строгие предписания католической церкви и элементы культуры арабов, под властью которых долгое время находилась значительная часть Пиренейского полуострова. В результате одежда полностью скрыла человеческое тело, превратившись в богатый, украшенный драгоценностями футляр. Придворные дамы щеголяли сразу в двух платьях: нижнем, сшитом из парчи, и верхнем - из бархата. Юбка верхнего платья имела спереди разрез, так что парча нижней одежды виднелась из-под бархата. Обе юбки туго натягивались на тонкие металлические обручи – так появился кринолин. Вначале он имел вид колокола, а позднее приобрел бочкообразную форму. В платье с кринолином женщина двигалась величественно и торжественно, хотя, проходя в узкую дверь или усаживаясь в карету, она, должно быть, испытывала немалые трудности.

Лиф платья острым выступом опускался спереди на юбку, подчеркивая очень тонкую талию. Пышные рукава часто делались сменными, их привязывали к проймам шнурками. Ткани, из которых шилась одежда, украшались вышивкой из золотых и серебряных нитей, тонкими кружевами и драгоценными камнями.

В испанской моде очень популярным стал большой воротник, собранный в круглые складки (его называли «мельничным жерновом»), дополненный кружевными манжетами. Такой воротник не позволял волосам свободно падать на плечи, поэтому их укладывали в высокую прическу. Маленькая жесткая шляпа или чепец пришли на смену большим беретам эпохи Реформации.

Завершали изящно-холодный туалет дамы перчатки, веер, жемчужные нити в прическе и золотой крестик на шее, украшенный драгоценными камнями.

Не менее изысканным был и мужской костюм. Он напоминал доспехи рыцаря – защитника церкви и покровителя женщин. Только на смену стальной броне пришли бархат, парча, атлас и вата.

Куртка на ватной подкладке с жестким кружевным воротником и короткие штаны, тоже подбитые ватой, своим покроем даже в деталях копировали средневековые латы, поэтому на парадных портретах мужчины, одетые в испанский костюм, позируют так, словно они полностью закованы в стальной доспех.

Поверх этого богатого костюма придворные щеголи носили короткий плащ без рукавов, из-под которого выглядывал не тяжелый рыцарский меч, а тонкая легкая шпага. Головы мужчин украшали жесткие шляпы из кожи или бархата с узкими полями.

Испанская мода в 16 веке была очень популярна; одежду, сшитую по ее образцам лишь с некоторыми изменениями, носили при королевских дворах и в высшем обществе многих европейских стран. Испанская одежда в 16 веке была совершенным образцом искусного труда многих мастеров: портных, золотошвей, кружевниц, ювелиров. Поэтому костюм той эпохи стал настоящим драгоценным изделием, прославившимся на всю Европу.

Сказочные богатства неизвестных заморских стран привлекали взоры английских дворян и купцов, и королева Елизавета Тюдор начала борьбу с Испанией за первенство на морских торговых путях и за приобретение собственных колоний. Испанский флот подвергался нападению не только военных кораблей под британским флагом, но и английских пиратов. Одним из таких удачливых морских разбойников был знаменитый авантюрист Фрэнсис Дрейк. Уходя в дальние плавания, он не только грабил испанские галеоны, перевозившие золото из Америки, но и совершил второе после Магеллана кругосветное плавание, сделал немало географических открытий. Впоследствии королева Елизавета присвоила ему дворянский титул и звание адмирала. Под командованием Дрейка корабли англичан разгромили испанский флот, носивший гордое название «Непобедимой армады».

Именно во времена Елизаветы Тюдор начала складываться огромная Британская империя. В юности принцесса Елизавета получила блестящее образование: она знала латынь, греческий, испанский, итальянский и французский языки, умела играть на лютне, разбиралась в литературе и драматургии. Став королевой, Елизавета покровительствовала Шекспиру и его театру. Королевский двор всегда был привлекателен для талантливых художников, литераторов, философов, в том числе и приезжавших из других европейских стран. В елизаветинскую эпоху в английской культуре сложился ренессансный стиль.

Но, несмотря на враждебное отношение к Испании, в одежде английских дворян продолжала господствовать испанская мода: те же двойные платья с кринолином у дам, пышные куртки и штаны на вате у мужчин. А у дублета появились баска и узкие рукава с «крылышками» у плеч, и он превратился в верхнюю парадную одежду. Поверх него накидывали «мендилайен» - небольшой плащ в форме полукруга с маленьким отложным воротником. В середине 16 века в Англии изобрели вязальную машину, и с этих пор англичане стали носить вязаные чулки.

Под воздействием новых веяний женские платья стали более открытыми, а сама Елизавета ввела в моду стоячий воротник на жестком проволочном каркасе.

При английском дворе стали очень популярны рыжие волосы, и те, кто не имел их от природы, обзаводились париками. Голову украшал барет с небольшими полями, с левой стороны которого драгоценной пряжкой прикреплялось страусиное перо. Во второй половине века бареты стали частью официального костюма. А на каждый день начинают носить испанские шляпы. Во второй половине 16 века появился женский головной убор «френчхуд», который имел вид небольшой серповидной наколки, и к нему прикреплялась вуаль. Кроме того, у леди вуаль была черная, а у простых женщин – белая.

Английские дамы любили парфюмерию, которой душили волосы и платье. Чтобы придать лицу белый цвет, на него наносили слой свинцовых белил, при длительном употреблении разъедавших кожу. При дворе королевы Елизаветы внешний блеск и роскошь достигли апогея. В гардеробе королевы насчитывалось более трех тысяч дорогих платьев.

Не пройдет и полвека после смерти Елизаветы Тюдор, последней представительницы династии Тюдоров, как в Англии разразится гражданская война, и буржуазная революция отменит не только абсолютную монархию, но и пышную испанскую моду.

ВЫВОД К ГЛАВЕ 3.

• Изобретение компаса, пороха и печатного станка изменили «облик и состояние целого мира».

• 1456г. Португальские корабли добрались до Зеленого мыса, в 1486г. Экспедиция Б. Диаса обогнула Африканский континент с юга, миновав мыс Доброй Надежды, в этом же году были открыты Азорские острова и острова Мадейра.

• В 1492г. Христофор Колумб открыл Америку, благодаря чему Испания получала золото, драгоценные камни, серебро, невиданные растения и прочее, что позволило ей возвыситься над другими европейскими государствами и определять общеевропейскую политику.

• 1498г. Испанский путешественник Васко да Гама, обогнув Африку, открыл Индию.

• Кругосветное путешествие Магеллана подтверждает догадку о том, что Земля круглая.

• Раздвинулись границы мира, торговые пути пролегали через океан (развитие флота), колонизация открытых земель, уничтожение древнейших цивилизаций, возрождение работорговли.

Вот небольшой перечень основных исторический событий подтолкнувших общество к новому развитию.

Какое отражение нашли эти события в моде.

• Господство испанского стиля в странах Западной Европы, которое определялось мощью военной и экономической.

• Благодаря испанской моде, появляется жесткий корсет с металлическими или деревянными планшетками, который является средством выражения аристократической неприступности и привилегий.

• Кринолин – каркас из нескольких конически уменьшающихся в диаметре кругов, висящих на кожаных ремнях, что сообщало юбке неподвижность и правильную коническую форму (от испанского «вертугадо»- в европейских языках «вертугадэн»).

• Жесткий, расширенный сверху и сужающийся книзу рукав прикрывавшийся крылышком или валиком, изобретение Испанской моды, он сопровождался вторым, свободно висящим почти до пола фальшивым рукавом.

• Фреза – круглый воротник из полотна, иногда обшивался кружевом.

• Испанская аристократия сформировала идеал облика придворного: изнеженного, тонконогого, с тонкой талией, маленькой головой, длинной шеей, тонкими пальцами рук (до сих пор это считается признаком аристократичности), бледным цветом лица.

ГЛАВА 4. КОРОЛЬ-СОЛНЦЕ – ЗАКОНОДАТЕЛЬ МОДЫ.

«Железный век», «эпоха всеобщего кризиса» - таковы наиболее употребительные характеристики 17 столетия. В самом деле, первая его половина – время общеевропейской Тридцатилетней войны (1618-1648), разорившей и истощившей германские земли. Началось «второе издание крепостничества» на востоке Европы. 40-60-е гг. были отмечены чередой кризисов: обострение политической нестабильности в Голландии (она добилась независимости от Испании и торгового преобладания в Европе), Фронда во Франции, освободительное движение Богдана Хмельницкого на Украине, цепь городских восстаний в России, отпадение Португалии от Испании, бунты в Неаполе, династические трудности в Швеции. События в Англии занимают среди них особое место. Две гражданские войны, казнь короля Карла 1, провозглашение республики, установление протектората (режима личной власти одного из военных лидеров революции Оливера Кромвеля) – таково краткое содержание драмы, тринадцать лет разыгрывавшейся на английских подмостках (1640-1653).

Протекторат сменился Реставрацией Стюартов (1660 - 1689) и восшествием на престол голландского штатгальтера Вильгельма Оранского. В 1689г. Парламент одобрил Билль о правах, ограничивший права короля и закрепивший всю законодательную деятельность за парламентом. К концу 17 века восходит история партий вигов и тори – будущих либералов и консерваторов.

Очевидна, впрочем, и связь этих событий с экономическим подъемом Англии, ростом ее могущества на морях и в колониях, основанием Английского банка, превратившим Лондон в финансовый центр мира. Тогда же была одержана победа над основным конкурентом, Голландией.

17 век – это полный противоречий и борьбы переходный период, завершивший историю европейского феодализма и открывший новые капиталистические отношения. Экономическое и политическое развитие европейских стран протекало неравномерно.

Для искусства этого времени характерен общий художественный стиль барокко (барокко в переводе с итальянского – странный, вычурный), пришедший на смену искусству Возрождения.

В барокко отразились новые представления о единстве, безграничности и постоянной изменчивости мира, о его драматической сложности. Для него характерно противопоставление земного и небесного, реальности и фантазии, духовного и телесного, изысканного и грубого, аристократического и народного. Большое влияние на формы придворного быта, внешний облик и костюм человека оказал художественный стиль классицизм, который наряду со стилем барокко характеризует сложное, противоречивое и многогранное искусство 17 века. Влияние классицизма в костюме особенно проявляется в Англии.

С середины 17 века признанным законодателем европейской моды становится Версаль. Жизнь при дворе короля Франции Людовика XIV похожа на нескончаемое театрализованное представление: сценой служили дворец и парк Версаля, актеры – сам король и его придворные в живописных одеждах.

В эпоху царствования Людовика XIV, которому история приписывает изречение: «Государство – это я!», абсолютная власть монарха достигла наивысшего расцвета, и искусство полностью подчинилось вкусам и капризам королевского двора. Король – основной и почти единственный заказчик, на него работают архитекторы и декораторы, ювелиры и портные. Придворные льстиво называют его «король-солнце»

Двор такого монарха должен быть окружен блеском и величием.

Самым изысканным памятником королю стал дворцово-парковый ансамбль Версаль, расположенный в пригороде Парижа. Здесь по указу Людовика был разбит великолепный парк, сооружена система фонтанов, прудов и каналов, возведен дворец.

Прекрасным дополнением внутреннего убранства дворца служили богатые наряды придворных. Общий вид одежды резко изменился. Ее покрой стал более свободным, а отделка – живописной. Казалось, она создана для пышных королевских приемов, торжественных балов и необременительных прогулок по уютным дорожкам дворцового парка.

Изменения в женском костюме в 17 столетии прошли вместе с перипетиями века сложный и насыщенный путь.

Женская юбка на кринолине, по виду напоминавшая колокол, делалась с разрезами и поднималась на боках. Лиф платья был довольно тяжелым, в него вшивался целый килограмм пластин из прочного китового уса. Лиф туго стягивался шнуровкой, а прямоугольный вырез отделывался кружевами. Во Франции носили довольно откровенное декольте, стыдливо прикрывая его тонкой прозрачной косынкой; пуритане в Англии и кальвинисты в Нидерландах, как приверженцы строгих нравов, носили огромные косынки и воротники, закрывающие горло, плечи и грудь. Дамы, как и мужчины, кутались в плащи и накидки и даже в бранденбурды, уже совершенно похожие на мужские. Так военное время преобразило женскую моду, придав ей мужской характер.

Кружева!!! Мода на это дорогое рукоделие была в 17 веке повальной. Дороговизна кружев только распаляла дворян в соперничестве за их количество. Кружева украшали также рукава, манжеты и сложную прическу. Чтобы уложенные волосы сохраняли форму, внутрь прически закладывался каркас из проволоки. Впрочем, в моде были и более легкие прически с локонами на лбу и висках.

Самой заметной частью мужского костюма стал камзол, пошитый, как правило, из парчи. Из-под широких отвернутых манжет виднелись рукава рубашки с кружевами. Полы камзола, куда вставлялся китовый ус, оттопыривались на боках, словно дамские кринолины. Под камзол надевали длинный, до колен, жилет, который прикрывал короткие штаны.

Ноги кавалеров обтягивали шелковые чулки, туфли с прямоугольными носами украшались серебряными или золочеными пряжками. Дополняли мужской костюм шейные платки из тончайшего шелка и кружевные жабо.

В середине 17 века во Франции появились мужские парики «аллонж». Большой парик с крупными локонами, свободно падающими на плечи, стал признаком дворянского достоинства, и появиться без него в свете, а тем более при королевском дворе считалось просто неприличным.

Стремление к роскоши, к расточительным тратам на удовлетворение мимолетных капризов короля, разорительные военные расходы не прошли бесследно. К концу правления Людовика XIV, короля-солнца, государственная казна Франции опустела.

ВЫВОД К ГЛАВЕ 4.

• Политическая роль Испании в Западной Европе ослабевает, т. к. абсолютная монархия не поддерживала ремесло и торговлю, душила налогами город. В результате появляющиеся в Испании мануфактуры зачахли, торговля сокращалась, экономика приходила в упадок. И Испания, несмотря на огромный приток золота из колоний, превратилась в одну из самых отсталых стран Европы.

• Революция в Голландии (1566-1809) добилась независимости от Испании и торгового преобладания в Европе.

• Английская революция (1640-1660) нанесла сокрушительный удар по феодализму и превратила Англию в самую передовую из европейских стран.

• Во Франции расцвет абсолютной монархии. Искусство, мода полностью подчинились вкусам и капризам «Короля-солнца».

• Формируется новый класс, который пока еще не имеет политических прав, но уже располагавший первенством в общественном звучании для государства – буржуазия.

Каким образом выше указанные события могли отразиться на развитии моды.

• В первой половине 17 века все еще сохраняется влияние Испанской моды.

• Но с 1660 года 17 века из Голландии во Францию была завезена мода на костюмы с рингравами. Голландская мода оказала влияние и на обувь.

• Поддерживая престиж отечественного производства, Людовик 14 появлялся в костюмах, вынуждая придворных к обязательному подражанию. В течение 30 лет Франция занимала место полноправной законодательницы мод.

• В период правления «Короля Солнце» во Франции сложился новый стиль – «барокко».

• Формируется новый облик придворного. Розовощекие кокетливые мужчины, утопающие в кружевах, блеске атласа и бархата. Это не мыслящие мужи, а знатоки блестящих комплиментов, искристых каламбуров, поверхностных, но изящных стихов. Их мягкие движения наполнены танцевальными ритмами. Женщины исполнены грации и элегантности. Корпус затянут в тончайший корсет, пудренные маленькие головки уравняли возраст – всем женщинам не меньше двадцати и не больше шестидесяти. Таков новый образ придворного.

• Но уже во второй половине 18 века капитализм, начав свое бурное развитие в Англии, медленно, но верно завоевывал Европейский континент. «Милая простота», «безыскусность сельской жизни» стали модной в кругах аристократов Англии. И с острова Альбиона отправилась в Европу, а затем и за океан английская мода. Англия первая ввела в обиход упрощенные формы одежды , легкие ткани, фрак, охотничьи сапоги, деревенские куртки и шляпы.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)