Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Вводные компоненты в лирике М. Ю. Лермонтова

Вводные слова или предложения – это специальные слова или словосочетания слов, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает.

При этом вводные конструкции не являются членами предложения.

1. Семантика вводных конструкций.

Обобщенное синтаксическое значение вводных единиц – отношение говорящего к сообщаемому. В рамках этого инвариантного значения вводных компонентов разграничиваются более частные значения, выражаемые определенными группами слов, словосочетаний, предложений.

Функционально–семантический круг вводных конструкций Функционально–семантический круг вводных конструкций в лирике М. Ю. Лермонтова достаточно широк и включает почти все возможные значения вводных единиц:

1) Компоненты, выражающие различную степень достоверности сообщения (уверенность, неуверенность, возможность и т. п. ) составляют около 60 % всех вводных конструкций в текстах М. Ю. Лермонтова: «может быть» и «быть может»; «кажется»; «мнится»; «верно»; «чай»; «конечно»; «право».

2) Вводные конструкции, указывающие на связь мыслей, последовательность их изложения, составляют в лирике М. Ю. Лермонтова 10 % от общего числа: «например»; «наконец»; «итак»; «во-первых».

3) Вводные слова, показывающие степень обычности того, о чем говорится, составляют в лирике М. Ю. Лермонтова 15%: «бывало».

4) Лишь в четырех случаях встречаются вводные слова, указывающие на источник сообщения: «говорят».

5) Очень редко используются вводные слова, выражающие, эмоциональное отношение говорящего к содержанию высказывания: «к счастью».

Структура вводных конструкций. Соотношение с частями речи

По структуре вводным может быть слово, словосочетание и предложение.

1) Предложения с вводными компонентами, оценивающими содержание речи и выраженными словами, которые соотносятся: а) с именами прилагательными: «верно»

Там, верно, тёплые молитвы

Восходят к небу за него.

б) с именами существительными: «право»

Признаться, право, было б жаль

Мне опечалить их в) с сочетанием числительное + прилагательное: «во-первых», «во-вторых»

Всего нужней, во-первых, мне здоровье,

А во-вторых, я мешкать не люблю г) с сочетанием существительное + предлог: «например», «наконец»

Вот, например, приятель мой:

Владеет он изрядным слогом

Засох и увял он от холода, зноя и горя

И вот, наконец, докатился до Чёрного моря.

д) с глаголами: «кажется», «мнится», «бывало», «говорят» (спрягаемая форма).

Казалось, судорожным движением рук

Старался он кончину удалить.

Он так смотрел! Он так манил!

Он, мнилось, так несчастлив был! е) с вводными словами «конечно», «итак», потерявшими связь с частью речи, из которой образовались

О древней верности, конечно,

Слыхали как-нибудь и вы

Итак, прощай! Впервые этот звук

Тревожит так жестоко грудь мою.

2) Предложения с вводными компонентами, оценивающими содержание речи и выраженными словосочетаниями глагольного типа: «быть может», «может быть», «может статься».

Там, быть может, перестанет биться

Это сердце, полное тобой.

И ты вздохнешь, может статься,

И слезою на ясных очах

О том, кто не будет нуждаться

Ни в печали чужой, ни в слезах.

3) Вводные предложения, составляющие 20 % всех вводных конструкций в текстах М. Ю. Лермонтова, по структуре могут быть: а) двусоставными: «я помню», «я клянусь», «я уверен», «я знаю», «я вижу», «ты знаешь», «я верю»

Я помню, сорвал я обманом раз

Цветок, хранивший яд страданья

Куда так проворно, жидовка младая?

Час утра, ты знаешь, далёк б) односоставными, определенно–личными: «верь мне»

О, верьте мне, красавицы Москвы,

Блистательный ваш головной убор

Вскружить не в силах нашей головы.

Позиция вводных конструкций в предложении

Вводные единицы относятся или к предложению в целом, или к отдельным его частям. Нередко этим определяется место вводных единиц в структуре основного предложения.

Наиболее сильной позицией для вводных конструкций, относящихся к целому предложению в текстах М. Ю. Лермонтова, является интерпозиция:

Вы это знаете давно,

И Вам, конечно, все равно.

Бледнея, может быть, она произносила

Название, теперь забытое тобой

Несколько реже, чем в интерпозиции, вводный элемент, распространяющий свое значение на все предложение, стоит в препозиции:

Быть может, за стеной Кавказа

Сокроюсь от твоих пашей

Конечная позиция вводных структур, относящихся ко всему предложению в лирике М. Ю. Лермонтова, встречается довольно редко:

К чужим горам, под небо юга

Я удалюся, может быть.

Достаточно велика доля вводных конструкций в поэзии М. Ю. Лермонтова, соотносящихся с частью предложения. Чаще всего вводные единицы тяготеют к сказуемому. Занимают такие структуры обычно начало предложения или срединное положение в предложении:

Уланы, ах! такие хваты

Полковник, верно, неженатый

Вводные конструкции тяготеют к другим членам предложения – подлежащему, обстоятельству, дополнению:

Потом неверными шагами

Я удалился – но за мной,

Казалось, тень везде бежала

Вот первый всадник показался,

Он, мнилось, из земли рождался.

Быть может, тайным преступлением

Высокий ум его убит.

Таким образом, в лирике М. Ю. Лермонтова около 40 % вводных компонентов, относящихся ко всему предложению, занимают интерпозицию; около 30 % вводных единиц тяготеют к сказуемому и располагаются в начале и в середине предложения. Также для лирики М. Ю. Лермонтова характерны вводные конструкции, относящиеся к подлежащему и к дополнению. Их доля составляет 15 % от общего числа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Вводные конструкции содержат в себе большие возможности синонимического использования. Сопоставляя отдельные их разряды, мы отмечаем в каждом ряду наличие общих значений и взаимозаменяемость. Благодаря разнообразию значений, выражаемых вводными словами, они используются во всех речевых стилях. При этом наряду с межстилевыми вводными словами, в отдельных разрядах можно отметить слова с заметно выраженным характером книжности, разговорности, устарелости. Разговорно-просторечные вводные слова: «видно», «видать», «знать», «чай» в лирике М. Ю. Лермонтова встречаются чаще в поэмах и в стихотворениях зрелого периода творчества. Но в целом такие конструкции редки для творчества М. Ю. Лермонтова:

А что детки мои любезные –

Чай, забегались, заигралися,

Спозаранку спать уложилися?

Но бледна её грудь молодая,

И сидит она долго вздыхая,

Видно, буйную думу тая,

Всё тоскует по воле, как я.

Большинство вводных конструкций в поэзии М. Ю. Лермонтова имеют нейтральную или разговорную окраску.

Очень часто в текстах М. Ю. Лермонтова (около 60%) встречаются вводные единицы со значением различной степени достоверности сообщаемого. Особенно частотно сочетание слов «может быть» и «быть может». Данное словосочетание имеет нейтральную окраску и употребляется в трагических строках, связанных с войной, со смертью, с расставанием, в размышлениях поэта над жизнью, над судьбой:

Послушай, быть может, когда мы покинём

Навек этот мир, где душою так стынем,

Быть может, в стране, где не знают обману,

Ты ангелом будешь, я демоном стану!

Ах!. вспомни обо мне тогда

Тогда!. быть может, уж могилой

Желанной скрыта буду я

Вводные конструкции, выражающие различную степень достоверности сообщаемого «кажется», «верно», «право» имеют в лирике М. Ю. Лермонтова оттенок разговорности. Так, например, вводное слово «кажется» автор использует в размышлениях, нередко в самокритике:

Я счастье, казалося, привлек,

Когда его навеки отнял рок

Я счастлив был, не ведомый никем,

Казалось, я покоен был совсем

Вводное слово «верно» Лермонтов использует в обращении к другу, любимой, к близким:

И если б мог я эту грудь

Перед тобою развернуть,

Ты, верно, не прочел бы в ней,

Что я преступник иль злодей.

И если, если наконец

Моя лишь грудь поражена,

То, верно, прежде знал творец,

Что ты терпеть не рождена.

Для выражения своих чувств автор использует вводное слово «право»:

Признаться, право, было б жаль

Мне опечалить их

Я взял перо – и, право, очень рад,

Что плод над ним моих привычных прав

Узнает вновь бульварный маскарад

Неумолим я и жесток

Но, право, этих горьких строк

Неприготовленному взору

Я не решуся показать

Используются вводные конструкции, выражающие различную степень достоверности сообщаемого, в философских стихотворениях молодого Лермонтова («Отрывок», «1831 июня 11 дня»):

Ужель единый гроб для всех

Уничтожением грозит?

Как знать: тогда, быть может, смех

Полмертвого воспламенит!

И, может быть, она опять придет

В другой залив, но там уж не найдет

Себе покоя

Вводно–обобщительное слово «бывало» связано с темой воспоминания:

Встаёшь, бывало, утром рано

Бренчит уж в зале фортепьяно

Бывало, мёртвый звук твоих могучих слов

Воспламенял бойца для битвы

Бывало, для забавы я писал

Тревожимый младенческой мечтой;

Устаревшее слово «мнится» используется автором, в основном, в любовной лирике:

Нарочно, мнилося, она

Была для счастья создана

И юноша спокойней, мнилось, был,

Затем что лучше он умел таить

И побеждать страданье.

Большое количество вводных единиц, используемых Лермонтовым, встречается в диалогах персонажей:

В ответ сказала тихо мне она:

«Итак, прости навек, любезный мой,

Жестокий друг, обманщик дорогой»

Вот, например, приятель мой

Владеет он изрядным слогом

Невольно страх в душе ласкаешь

Но ты все понял, ты все знаешь

И сжалишься, конечно, ты.

Устная речь обладает более красочными, лексически разнообразными и более экспрессивными видами модальных слов. Устная речь эффективнее и активнее, чем книжный язык, поэтому в ней больше модальных оттенков, и они ярче.

Нередко значения вводных конструкций помогают автору в создании литературно – художественного портрета героя:

1) Описание внешности персонажа, его действий, жестов:

Он был, казалось, лет шести;

Как серна гор, пуглив и дик

И слаб и гибок, как тростник.

Взглянул на небо молча князь,

И, наконец, отворотясь

Он протянул Селиму руку.

2) Передача психофизиологического состояния героя:

Я счастлив был; не ведомый никем,

Казалось, я покоен был совсем

3) Раскрытие внутреннего мира героя:

Но в диком сердце бушевало,

Казалось, тайная гроза

Не стыд – но горькая досада

Героя медленно грызет:

Жизнь побежденным не награда:

Он на друзей не кинул взгляда

И, мнится, их не узнает.

Итак, функции вводных конструкций, благодаря широким стилистическим возможностям, разнообразны.

В текстах М. Ю. Лермонтова вводные единицы по своей экспрессивной окраске принадлежат большинство к нейтральному или разговорному стилю. Используются нередко в прямой речи и в диалогах героев. Чаще всего М. Ю. Лермонтов вводные компоненты употребляет в ранней лирике.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)