Воздействие музыкального искусства на подрастающее поколение
В своей работе автор использовал печатно-словесный, объяснительный, поисковый, библиографический методы исследования. Среди приемов можно выделить следующие: поиск и анализ источников и литературы, составление плана работы, аналитическое описание, сравнение, обобщение и анализ исторических фактов.
В своем исследовании автор описывает музыкальное исскуство как одно из самых ярких впечатлений ребенка с самого раннего возраста, основываясь на изучении творчества великих композиторов и трудов ученых.
В результате работы над данной проблемой автор приходит к выводу о том, что музыка оказывает благотворное влияние на развитие гармоничной личности, формируя эмоциональную отзывчивость.
Конечно, на формирование и дальнейшее развитие личности оказывали и продолжают оказывать влияние многие факторы, в числе которых хотелось бы выделить: семья с ее культурными традициями, средства массовой информации, компьютеризация, влияние народов живших и продолжающих жить на данной территории и многое другое. Но, тем не менее, проживая в современном сложном, техногенном мире удается сохранить культурное наследие, которое способно эмоционально воспринимать наше подрастающее поколение.
В чём сила музыки?
Тысяча лет существует музыка на земле, и тысячи лет люди снова и снова пытаются ответить на этот вопрос.
Почему музыка волнует и трогает? Почему к ней, как к солнечному свету,тянутся не только люди, но и животные, и даже растения? И почему именно с музыкой связывает человек свой предстовления о прекрасном, когда, желая выразить высшую прелесть мира, он говорит: «музыка природы», «музыка души»?.
Если задуматься: может быть, в том, что музыку мы носим прежде всего в себе, и заключается секрет наше отзывчивости на музыкальные звучания, отзывчивости, которая тем сильнее, чем больше бережём мы этот дар изначальной искренности и чистоты? Всё, что нам приходится делать- ходить по улицам, общаться с людьми, учить уроки, - всё непременно окрашивается нашим эмоциональным отношением к окружающему миру.
Я выбрала эту тему, потому что меня затронула проблема влияния современной музыки на молодое поколение.
Ни для кого не секрет,что музыка занимает немаловажное место в нашей жизни. Но обычно мало кто отдает себе отчет в том, что она предназначена не только для развлечения и воспитания. Музыка также обладает способностью оказывать заметное воздействие на психоэмоциональное и физическое состояние человека. Проблема ценностей, влияющих на формирование и развитие подрастающей молодежи,от которой зависит развитие общества, является актуальной.
Молодёжь – это наиболее восприимчивая к новому часть носиления. Очень часто нынешние предпочтения молодёжи становятся завтра общепринятыми, массовыми. Одно уже это обстоятельство позваляет сказать, что изучение музыкальных вкусов молодёжи имеет прогностическое значение.
Подводя итог сказанному выше, хочется отметить, что всегда новое поколение отличается от предыдущего, но почему – то во всем наблюдается всеобщий хаос, который чреват пренебрежением к искусству. Уменьшается стремление людей дать своим детям музыкальное образование. Это связано с бытовыми трудностями , но в месте с этим я все -таки верю, что XXI век будит веком гуманизма и возрождения искусства.
Музыкальное искусство и эмоциональная отзывчивость.
Музыкальное искусство – едва ли ни единственный вид искусства, доступный восприятию ребенка раннего возраста. Колыбельная песня несет в себе народную мудрость, красоту. Через колыбельную у ребенка возникает потребность в художественном слове, музыке, общении со взрослым, отношение к близким людям и искусству. Основы музыкального всоприятия формируются раньше, чем восприимчивость к любому другому виду искусства.
Ядром понятия «музыкальная культура» является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства, которые играет для ребенка роль первоначальной положительной оценки и способствует формированию интереса к музыке, начал вкуса, представлений о красоте.
Развитие эмоциональной отзывчивости в младшем школьном возрасте ведет к появлению положительного отношения детей к музыке, основанного преимущественно на эмоциональных оценках. Дети имеют ограниченное представление о чувствах человека, проявляющихся в реальной жизни. Музыка, передавая всю гамму чувств и их оттенков, расширяет эти представления. Слушая народную музыку и классическое музыкальное наследие прошлого и настоящего, ребенок осваивает бесценный культурный опыт поколений. Восприятие произведений музыкального искусства постепенно ориентирует человека в выявлении важных для него мыслей, чувств, значимого для него содержания. Эмоциональная отзывчивость на музыку связано с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности как доброта, умение сочувствовать другому человеку.
Благотворное влияние музыки на человека.
музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души, и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи.
Аристотель.
Музыка. Такая земная и неземная. Музыка - словно отражение иного пространства, иного времени, иных миров. Она звучит и в шуме водопада, и шелесте листьев, и пении птиц. Музыкой наполнены травы, тянущиеся к Солнцу, ибо Солнце - сама музыка. В час восхода оно поет Земле песню о встрече, а при заходе - мелодию разлуки.
В отдаленные от нас тысячелетиями времена люди умели слушать музыку мира, понимая ее единство со всем существующим в природе. «Музыка, ее первый звук, родилась одновременно с творением мира», - так утверждали древние мудрецы.
Все древнейшие учения земных цивилизаций содержат в себе подобные утверждения и опыт воздействия музыки на животных, растения и человека.
В древности выделяли 3 направления влияния музыки на человека:
1)на духовную сущность человека;
2)на интеллект;
3) на физическое тело.
Еще Аристотель утверждал, что с помощью музыки можно определенным образом влиять на формирование человека и что музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души. Великий врачеватель древности Авиценна называл мелодию "нелекарственным" способом лечения наряду с диетой, запахами и смехом.
В III в. до н. э. в Парфянском царстве был выстроен специальный музыкально-медицинский центр. Здесь музыкой лечили от тоски и душевных переживаний.
У египтян была священная музыка, домашняя и военная. Для концертов священной музыки употреблялись лира, арфа и флейта, для празднеств - гитара, свирели, кастаньеты; войска в течение службы пользовались трубами, тамбуринами, барабанами и тарелками.
Пифагор учился музыке в Египте и сделал музыку предметом науки в Италии. Получив сокровенные знания о божественной теории музыки, Пифагор основал науку о гармонии сфер, утвердив музыку как точную науку. Известно, что пифагорейцы пользовались специальными мелодиями против ярости и гнева. Они проводили занятия математикой под музыку, потому что заметили, что она благотворно влияет на интеллект.
Платон, великий Учитель древности и последователь учения Пифагора, считал музыку главным средством воспитания гармонической личности. Философ очень серьезно относился к подбору мелодий для прослушивания населением. История сохранила сведения о том, что многие исторические личности пользовались приемами музыкальной терапии: Царь Давид своей игрой на арфе вылечил от депрессии царя Саула, а также спас его от нечистых духов; Эскулап лечил радикулит громкими звуками трубы. Однажды он своей музыкой возвратил безумному благоразумие.
Если классическая музыка ускоряет рост пшеницы, то рок-музыка - наоборот. Если под воздействием классической музыки увеличивается количество молока у кормящих матерей и млекопитающих животных, то под воздействием рэпа оно резко снижается.
Вообще, растения и животные предпочитают гармоничную музыку. Например, дельфины с удовольствием слушают классическую музыку, особенно Баха; услышав классические произведения, акулы собираются со всего океанского побережья ; растения и цветы под классическую музыку быстрее расправляют свои листья и лепестки.
В московском центре "Эйдос" музыкальная терапия используется для лечения сахарного диабета. Было установлено, что между уровнем сахара в крови и психическим состоянием существует прямая связь. Таким образом, изменяя и регулируя свое психическое состояние, человек может изменить уровень сахара в крови. В этом большую помощь оказывают звуки природных шумов: прибоя, пения птиц, рокота океанских волн, раскатов грома, шума дождя.
Анализ результатов социологического исследования показал, что приобщение молодежи к музыкальной культуре осуществляется стихийно, неуправляемо. Обнаруживая тягу к музыке, молодые люди часто подражают модным стилям западной рок музыки, зачастую не понимая смысла произведения. Возникает социальная дезорганизация, то есть состояние общества, когда культурные ценности, нормы и социальные связи отсутствуют.
Под звуки современной "попсы" коровы ложатся и отказываются есть, растения быстрее вянут, а человек загромождает свое жизненное пространство хаотическими вибрациями.
Западные медики ввели в свой лексикон новый диагноз - "музыкальный наркоман". Швейцарские ученые доказали, что после рок-концерта побывавшие на нем слушатели реагируют на природные раздражители в 3-5 раз хуже, чем обычно. Профессор Б. Раух утверждает, что прослушивание рок-музыки вызывает выделение так называемых стресс-гормонов, которые стирают значительную часть хранившейся информации в мозгу. Американские врачи во главе с ученым Р. Ларсеном утверждают, что повторяющийся ритм и низкочастотные колебания бас-гитары сильно влияют на состояние спинно-мозговой жидкости, и как следствие, на функционирование желез, регулирующих секреты гормонов; существенно изменяется уровень инсулина в крови.
Создатель музыкальной фармакологии американский ученый Робберт Шофлер предписывает с лечебной целью слушать все симфонии Чайковского и увертюры Моцарта, а также "Лесного царя" Шуберта и оду "К радости" Бетховена из его 9-й симфонии. Шофлер утверждает, что эти произведения способствуют ускорению выздоровления. Ученые из Самарканда пришли к выводу, что звуки флейты-пиккало и кларнета улучшают кровообращение, а медленная и не громкая мелодия струнных инструментов снижает кровяное давление.
По мнению французских ученых, "Дафнис и Хлоя" Равеля может быть прописан лицам, страдающим алкоголизмом, а музыка Генделя стабилизирует поведение шизофреников. Михаил Лазарев, врач педиатр, директор детского центра восстановительного лечения, описывает, какое влияние оказывает музыка на беременных женщин:
Классическая музыка прекрасно воздействует на формирование костной структуры плода. Под звуки гармонической музыки ребенок еще в лоне матери будет гармонично духовно и физически развиваться. Исследования центра под руководством Лазарева показали, что музыкальные вибрации оказывают влияние на весь организм. Они благотворно влияют на костную структуру, щитовидную железу, массируют внутренние органы, достигая глубоко лежащих тканей, стимулируя в них кровообращение. Слушая отдельные классические произведения, беременные женщины излечиваются от сердечно-сосудистых заболеваний, различных нервных расстройств, то же самое происходит и с плодом. Особенно рекомендуется слушать будущим мамам произведения Моцарта.
В нашем сложном земном мире любое явление можно использовать как во благо, так и во вред. Музыка - не исключение. Еще в 19 веке ученый И. Догель установил, что под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания, как у животных, так и у человека.
Известный русский хирург академик Б. Петровский использовал музыку во время сложных операций: Согласно его наблюдениям под воздействием музыки организм начинает работать более гармонично.
ГЛАВА 3
Опытно – экспериментальная работа.
Психотерапевтические, развивающие возможности музыкального искусства лежат в самой их природе. Быть может, искусство и было создано для того, чтобы хранить не только принести человеку эстетические радости, но и помочь сохранить и защищать его от всего, что мешает ему нормально существовать. Произведения искусства, по-видимому, способны создавать особое психо – энергетическое поле, транслирующее положительную энергетику своих творцов слушателям и зрителям. Эта энергетика обладает множественностью воздействия: она способна исцелять и возвращать к жизни, оказывать психологическую помощь, вселять надежду и укреплять уверенность в себе.
Для проведения опытно – экспериментальной работы были сформированы группы учащихся из 4 «а», 4 «б» и 3 «г» классов МОУ СОШ №8 города Сургута. Были применены следующие методики:
1. АНКЕКТИРОВАНИЕ
2. МУЗЫКОТЕРАПИЯ
3. РЕБЕНОК и МУЗЫКА.
Далее приведу подробное описание каждой методики.
АНКЕТИРОВАНИЕ:
Цель эксперимента заключалась в том,чтобы проанализировать, как воспринимают школьники произведения классической музыки. На данном этапе эксперимента,чтобы выявить уровень интереса к музыке и развития восприятия музыки у детей было проведено анкетирование. Для этого я подобрала ряд вопросов, на которые учащиеся должны были ответить:
1. Как ты относишься к музыке?
2. Для чего музыка нужна в жизни?
3. Встречаешься ли ты с музыкой кроме уроков?Где?
4. Слушаешь ли ты инструментальную классическую музыку?
5. Какое самое сильное впечатление от музыки было в жизни?
Просмотрев работу учащихся, можно сделать вывод,что дети в обоих классах понимают значение музыки в жизни. Процент детей любящих музыку, но музыку развлекательную, которая нужна им для проведения досуга, небольшой.
Можно сделать вывод о том, какая музыкальная среда окружает учащихся, каков их музыкальный быт. Учащиеся серьезно отнеслись к заданию, продуманно отвечали на вопросы.
Самые большие проценты составили ответы на 1-3 вопросы, то есть дети высказали положительное отношение к музыке, у всех учащихся есть потребность в общении с музыкой. Надо отметить, что многие встречаются с классическими музыкальными произведениями только на уроках музыки. Это говорит о том, что дома родители не всегда следят за тем, что их дети слушают. А порой это бывает «страшная» музыка.
Главный вывод следующий: музыка оказывает положительное, яркое эмоциональное воздействие на слушателей 4 «а»,4 «б», классов. Приведу некоторые высказывания учащихся .
МУЗЫКОТЕРАПИЯ:
В рамках экспериментальной программы была набрана группа детей с задержкой психического развития 3г класса. Много души,таланта и профессионального мастерства было вложено педагогами прежде, чем дети полюбили школу, привыкли друг к другу, стали воспринимать новое.
Наблюдались нестабильность эмоционального состояния, его непредсказуемость, неадекватные реакции, что конечно являлось серьезной проблемой. Психоэмоциональное состояние «особых»детей находится в прямой зависимости от перепадов атмосферного давления, смены погоды, посторонних раздражителей(новая обстановка,новые люди и пр. ) и собственного эмоционального состояния и самочувствия педагогов.
Свой эксперимент мы начали с прослушивания грамзаписей детских песенок. Быстрые и веселые детские песни вызывали у детей не только улыбку, но и возбуждение, неадекватные эмоциональные реакции, шум, беспорядочную активность. Тогда мы пришли к выводу, что этим детям нужна другая музыка, более спокойная и одухотворенная.
В ходе эксперемента мы дали прослушать детям поизведения И. С. Баха, «Лунную»сонату Л. Бетховена, произведения П. Чайковского. Оказалось, что дети с большим удовольствием, «как зачарованные», слушают классическую музыку. И, именно, такая музыка способствовала стабилизации их психоэмоционального состояния.
Во взгляде детей появились глубина и понимание. Было заметно,как в процессе прослушивания музыкального произведения у детей расслабляются мышцы,уходит напряжение. Важно отметить,что педагоги специально подбирали музыку. Главными критериями для отбора музыкальных произведений были: спокойный темп, отсутствие диссонансов и напряженных кульминаций в разработке музыкальной темы, мелодичность и гармоничность. Мы заметили, что у детей с глубокими психическими проблемами есть внутренняя потребность в музыке, несущей умиротворение, духовную цельностьи ясность. Таким образом, сложилась программа классической музыки, которая предлагалась детям с начала только с целью паузы, разгрузки. В нее вошли такие музыкальные произведения как «Лунная» соната, Л. В. Бетховен, «Утро» из сюиты Э. Грига «Пер Гюнт», концерт для кларнета с оркестром В. -А. Моцарта, «Кантата» И. - С. Баха, «Лебедь» Сен- Санса, «Шум дождя» Ф. Шопена, «Аве, Мария», а также произведения Равеля, Гайдна, П. И. Чайковского и С. Рахманинова.
Сначала дети внимательно слушали и глубоко воспринимали классическую музыку не более 10 минут. Для «особых» детей, отличающихся рассеянным неустойчивым вниманием, это время является достаточно большим. По мере привыкания детей к классической музыке, время прослушивания увеличилось до 15 минут. Мы заметили что в результате прослушивания музыкальных произведений вниманием на общеобразовательных занятиях стало более устойчивым.
Таким образом, внутренний мир «особых» детей, недостаточно понятный и непредсказуемый приоткрыл свою тайну. Наблюдение за детьми в моменты прослушивания музыкальных произведений, исследование музыкальных предпочтений,отслеживание динамики психоэмоционального состояния детей до и после прослушивания музыки, дали педагогам нашей школы уникальную информацию о закономерностях внутренней жизни «особых» детей. Педагоги получили возможность регулировать психоэмоциональное состояние детей.
В ходе эксперимента я заметила, что у детей с глубокими психическими проблемами есть внутренняя потребность в музыке, несущей умиротворение, духовную цельностьи ясность. Таким образом, можно использовать программу классической музыки, которая предлагалась детям с начала только с целью паузы, разгрузки. В нее вошли такие музыкальные произведения как «Лунная» соната, Л. В. Бетховен, «Утро» из сюиты Э. Грига «Пер Гюнт», концерт для кларнета с оркестром В. -А. Моцарта, «Кантата» И. С. Баха, «Лебедь» Сен- Санса, «Шум дождя» Ф. Шопена, «Аве, Мария», а также произведения Равеля, Гайдна, П. И. Чайковского и С. Рахманинова.
ВЫВОД: Музыка стала для детей, с одной стороны, средством для создания и поддержания эмоционального равновесия, с другой стороны - инструментом моделирования позитивного рабочего состояния. Музыка стала неотъемлемым компонентом коррекционно-развивающего процесса.
РЕБЕНОК И МУЗЫКА.
В ходе эксперимента мы попросили детей представить, что музыка-живое существо. И дали задание: это существо, эту личность нарисовать так, как они ее чувствуют, понимают, когда ее слушают или исполняют. Кроме того, мы попросили каждого изобразить самого себя в своем рисунке.
Особенность этой методики в том, что дети не рисуют конкретную музыку (впечатления от произведения) - их рисунок вообще не связан с живым звучанием.
Цель методики - выяснить, насколько ребенок ассоциирует себя с музыкой как огромным и важным явлением в мире. Он рисует музыку вообще. По рисункам 15 - и учащихся можно узнать, что 7 человек чувствует себя маленькими перед ней или ее частичкой; 8 целостно воспринимает образ Музыки (выражает его в чем-то едином- в цвете, движении или представляет его излишне детализированным). На эту процедуру отводилось не боллее 15 минут, после чего в идивидуалльной беседе с каждым ребенком уточнялось, почему он изобразил себя и Музыку такими. Замечено, что через эмоциональную насыщенность символики и попытку художественного выражения образа Музыки у детей проявляется подлинное к ней отношение. [4]
Я заметила,что через эмоциональную насыщенность символики и попытку художественного выражения образа Музыки у детей проявляется подлинное к ней отношение. Эта методика становится заключительным аккордом программы диагностики музыкальной культуры школьников.
В целом методы исследования позволяют получить развернутое и достаточно детализированное представление об уровне влияния музыкальной культуры на человека.
Заключение.
Проведя исследования о том, как способна преобразовать человека музыка, я пришла к следующим выводам:
- музыкальное искусство обладает огромной преобразующей силой;
-необходимо формировать музыкальные потребности, т. е. управлять процессом развития музыкальной культуры и преподносить лучшие образцы музыкального искусства через объединенные учреждения, занятые пропагандой и распространением музыки;
-воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру у детей, начиная с раннего возраста;
-привлекать учащихся к проявлению творческого начала в размышлениях о музыке; в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизов костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении программ концертов; в подборе музыкальных «коллекций» в домашнюю фонотеку, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах;
-на уроках в общеобразовательной школе использовать современные методы музыкотерапии.
Комментарии