Музыка в кино
Так называли кино, когда не была еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Едва ли кто-нибудь из вас помнит немые кинокартины. Музыка всегда была душой немого фильма. Она одухотворяла тени на экране, безмолвно кричащие, бесшумно передвигающиеся, беззвучно целующиеся “Музыка, - с гордостью говорили деятели немого кино, - это пульс кинематографического искусства”. Изображенная на экране жизнь – пусть бесцветная, но жизнь – властно требовала звука. Можно было обойтись без запахов, а вкус лакомств, которые показывали по ходы действия фильма, при некотором усилии представить в своем воображении. Но отсутствие звука могло превратить сеанс в кошмар. Человек по своей природе не в силах воспринимать мир одним зрением. Он непроизвольно напрягает слух.
В кинематографе музыка восполняла отсутствие звуков жизни. Сидел во время сеанса за роялем музыкант, так называемый тапёр, и маскировал немоту экрана. Весь фильм он играл, все полтора часа, не останавливаясь ни на минуту. Только иногда отрывался от клавиатуры и стучал по крыше инструмента, изображая звуки падения или ударов, цокал бутафорскими копытами, бил стекло, присвистывал, как снегирь, или заливался соловьем. Но чаще всего звучания реальной жизни тапёр воспроизводил музыкой. Ведь музыка, как мы знаем, может передать и шум ветра и пение птиц, интонацию взволнованного спора, настроение героя. Воздействуя на слух, она усиливает, дополняет зрительные впечатления.
Около двух лет в петроградских кинотеатрах работал тапёром юный Дмитрий Шостакович. Его импровизации были непохожи на обычные стандарты киномузыки, рекомендованные специальными хрестоматиями для кинопианистов. И зрители приходили в кинотеатры “ Светлая лента” или “ Сплендид – палас”, где играл Шостакович, как на камерные концерты. “ Дело это очень утомительное, - вспоминал композитор, - хотя и не бесполезное, поскольку приходилось много импровизировать”. Немало полезных уроков вынесли наши композиторы, изучая период Великого немого. Особенно когда к беззвучным фильмам писалась впоследствии специальная музыка. Сергей Эйзенштейн озвучил свой фильм «Броненосец “ Потемкин”» музыкой, созданной самым крупным тогда в немом кино немецким композитором Эдмундон Майзелен. По свидетельству режиссера, ключевые сцены фильма – «Одесская лестница» и «Музыка машин», - благодаря сплаву музыки и изображения, производили «сокрушающий эффект» [ В наши дни фильм «Броненосец “ Потемкин” озвучил Шостакович. ] немое кино неотвратимо тянулось к звуку. Это было внутренней потребностью нового искусства. «Звук в наше кино «врастал» не как прихоть, не как новинка, не как курьез, - утверждал Эйзенштейн. – Строго говоря, он вообще не врастал в немое кино, а вырастал из него». Дмитрия Дмитриевича Шостаковича можно по праву назвать пионером советской киномузыки. Еще до появления в нашей стране звукового фильма молодой композитор по просьбе столь же юных тогда режиссеров Григория Козинцева и Леонида Трауберга согласился написать партитуру к немому фильму «Новый Вавилон». Музыка не иллюстрировала кадры, а придавала им, по словам Козинцева, новое качество, объем. Часто она звучала контрапунктом к изображению. Здесь музыка, не совпадая с изображением, раскрывала внутренний смысл происходящего на экране.
Это была серьезная заявка в кино на музыку большого масштаба – музыку симфоническую. В этом плане Шостакович работал и в звуковом кино. И здесь он сказал свое слово, создав музыку к более чем сорока фильмам, среди которых «Встречный», «Трилогия о Максиме», «Великий гражданин», «Человек с ружьем», «Молодая гвардия», «Овод» и – вершина его киномузыки – фильмы «Гамлет» и
«Король Лир». Классиком советской музыки по праву называют и Сергея Сергеевича
Прокофьева. Свои картины он создавал вместе с режиссером Сергеем Эйзенштейном. Когда режиссер безвременно скончался, композитор отказался от других предложений писать музыку для кино, считая, что со смертью Эйзенштейна его кинодеятельности окончена навсегда.
А познакомились они еще в предвоенные годы на съемках картины «Александр Невский»
Зарождение кино. Значение музыки в немом кино. Музыка, как средство раскрытия художественного образа или психологического характера фрагмента. Значение музыки и ее возможности в звуковом кино. Роль отечественного киномузыки в развитии мировой музыки для кино, ее уникальность. Значение киноискусства в популяризации сложных классических музыкальных форм.
В СССР почти каждая третья передача Центрального телевидения – музыкальна. Сегодня во всех уголках нашей страны телезрители знакомится с лучшими образцами мирового музыкального искусства,
Комментарии