Культура  ->  Музыка  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Русская народная песня

Среди всего богатства народного главной жемчужиной является народная песня. А. М. Горький говорил, что "песня - душа народная". Песня всегда была рядом и в радости, и в горе. От самого рождения и до самой смерти.

Чем бы человек ни занимался: жал, сено косил, сплавлял лес или тянул за собой огромную баржу - всюду ему помогала песня.

Пели и за рукодельем, пели о тяжелой женской доле. Народ жалел женщину и в песнях называл ее ласково лебедушкой, утушкой, павушкой, рябинушкой. Все народные песни - о любви. О любви к родной земле, к России, а значит, и к людям, которые на ней живут, к родным и дорогим. Вспомните: умирает ли ямщик в степи, раненый ли боец во чистом поле в последнюю минуту их мысли обращены к родному дому, к батюшке и матушке.

Как вянет аленький цветочек без красного солнышка, так же вянет и добрый молодец без любви красной девицы. Плывет по Волге струг. А в нем сидит, пригорюнившись, добрый молодец. Все мысли его о "душе красной девице": "Лучше в Волге мне быть потопимому, чем на свете жить нелюбимому".

Песня появилась очень давно. Тогда еще собственно и разделения то не было на рассказ и пение. Не торопясь, торжественно рассказывали певцы о богатырях и их подвигах во славу русской земли.

Бродили по свету скоморохи - мастера на все руки: они и спеть и сплясать и сказочку рассказать. До сих пор помнит народ их шуточные песни про то, как "комара муха женила", да про то, как "Во зеленом во бору жила барыня-блоха". Так и зовутся те песни — скоморошины.

Былины - это величественные песни о богатырях, их подвигах, борьбе с печенегами и половцами, с разбойниками, преграждавшими дороги прямоезжие. Но былины - это и своеобразный народный учебник родной истории, вобравший в себя наиболее важные героические эпизоды из жизни Родины. Любимые герои ранних былин - Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович.

Былины пелись и сказывались одновременно. От других народных песен они отличаются грандиозностью, величавостью образов, важностью действия и торжественностью тона. Все эти качества определяются кратким и емким греческим словом "эпос": это и рассказ и речь, и стих, и песня. Их соединение стало возможным потому, что эпос возникал на заре народной истории, когда пение и рассказ еще не стали разными видами художественного творчества. Пение придало рассказу торжественность, а рассказывание подчинило себе пение так, что оно стало казаться существующим ради рассказа.

Торжественность была нужна для прославления народных деяний, пение закрепляло в памяти людской мерные строки рассказа. Былина представляет героев безупречными. Они защищают достоинство, честь и права народа. Они беспощадны ко всем, кто покушается на свободу народа, будь то иноземец - враг или соотечественник – угнетатель.

Былины возникли в раннюю эпоху существования древнерусского государства, когда главными городами на Руси были Киев и Новгород, а Москва только обосновалась как небольшое поселение. Действие былин происходит чаще всего в Киеве и Новгороде, реже - в Чернигове, Ростове, Муроме.

Русь в ту пору вела оживленную торговлю с соседями. Поэтому в былинах упоминается знаменитый путь "из Варяг в Греки": Днепр, Волхов, Ладожское озеро, Нева-река, Варяжское (ныне Балтийское) море. Из былин можно узнать об устройстве древних городов, башен, о росписи и украшениях в теремах, о нарядной одежде женщин и воинском оружии, составе дружин и свадебных порядках.

Однако, всего важнее, что былины донесли до нас думы, мысли и чувства. Они были не только исторической памятью, но и умом народа, сводом его нравственных правил. В этом их главная ценность.

Чудо былинного искусства возникает от сочетания простых и немногих приемов: былинное действие разворачивается медленно и спокойно, певцы используют прием троекратного повторения (Садко трижды играет в гусли на берегу Ильмень-озера), повторяются слова, предлоги, целые стихи:

"Прямоезжая дорожка заколодела, заколодела дорожка, замуравела".

"Из-за моря, моря синего".

Иногда повторение сопровождается отрицанием противоположности: "Ветра нет, да тучу нанесло, тучи нет, да будто дождь дождит. "

Постоянно встречаются эпитеты: красный (о солнце, золоте), белый (о березе, дне, лебеде, руках, снеге), серый (о волке, селезне), желтый (о песке), синий (о море), зеленый (о лугах).

Богатырей отличает величайшая физическая сила: выпивает единым духом чару в полтора ведра, бьется с недругами по двенадцать дней тяжелой палицей, враги валятся, как подкошенная трава.

Особенность былинного стиха: ударение на третьем слоге от начала и на третьем слоге от конца.

Мелодия былинных напевов связана с интонациями выразительной речи. Исполнение былин сопровождалось игрой на гуслях. Исполняли былины гусляры. Гусли - старинный русский музыкальный инструмент. Любимые герои былин: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.

Былины - памятники древней русской культуры: из них мы узнаем об устройстве городов и домов, одежде и кушаньях, мыслях и чувствах людей, живших в те далёкие времена.

Язык былин особенный: ударенье падает на третий от начала слог. Композиция: зачин - основная часть - заключение. Любимые цвета: красный (девица, солнышко, сапожки), белый (день, рученьки, личико), черный (ворон, тучи, зависть, день), синее море, зелены луга, желты пески, серы гуси.

Илья Муромец и Соловей-разбойник

В образе Ильи Муромца нашли воплощение народные представления об идеальном герое. О нем создан цикл былин, составлявших биографию богатыря, начиная от его рождения в крестьянской семье. Далее рассказывается о его беспримерной силе, независимом, свободолюбивом характере и беззаветной любви к своему народу, во имя которого он совершал подвиги в борьбе с иноземными захватчиками.

Великий стольный град Киев с прилегающими городами: Владимиром, Суздалем, Муромом, стояли среди непроходимых лесов. Однако после того как прямоезжая дорога была в середине 12 века проложена, многие предпочитали окольный путь, т. к. на ней грабили и убивали. Именно эту дорогу через дремучий и опасный лес и выбрал Илья для поездки в Киев. Подвиг его наполнен особым смыслом для своего времени. Помехи свободному проезду были тяжелым злом. Илье Муромцу оказалось под силу то, что не мог сделать даже князь Владимир. Тем самым народ ясно указал на того, кто был подлинным творцом мощи и единства Русской земли.

Русь того времени предстает как государство, в пределы которого вторгаются иноземцы - стоит "силушка под Черниговым". Илья тоже победил ее. Его звали в город воеводой, но он отказался: его дело служить не какому-либо одному городу, а всей Руси. Народ стоял за единую Русь без разделения на отдельные княжества.

Прообразом богатыря Добрыни многие ученые считают дядю великого киевского князя Владимира Святославовича. Исторический Добрыня не раз упоминается в летописях как участник событий 10 века: крещение Новгорода, похода князя Владимира на Полоцк и др. "Добрыня и Змей" - одна из древних былин. Добрыня бьется с чудовищем и освобождает девицу из плена, племянницу киевского князя и вместе с нею огромный русский полон. Тем самым подвигу богатыря придается государственное значение,

О характере Добрыни говорит фрагмент из былины об Илье Муромце и Соловье Разбойнике:

"А Добрынюшка, сын Никитьевич - тихонравный он, да разумный он, рассудительный, обходительный, вразумил он Алешу-крутохватика: "Богатырство - на Руси не родом красно, а красно оно смелой удалью во честном бою за святую Русь".

"На тую гору да на сорочинскую. " - возможно речь идет о последних отрогах Уральского хребта. Недалеко от Бузулука находится древнее село-крепость Сорочинское. Некогда в этих местах жили волжские болгары, покоренные хазарами. В X веке русские разбили хазар. Добрыня побил Змея как раз в этих местах.

Алеша Попович и Тугарин Змеевич

Алеша Попович - третий из знаменитых русских богатырей. О нем написана прекрасная баллада А. К. Толстого. Из былин мы знаем, он прославился тем, что победил двух чудовищ - Идолище поганое и Змея Тугарина. Алеша необычайной физической силой не наделен: побеждает нередко хитростью. Но Змея Тугарина он действительно убил 19 июля 1096 года, им оказался половецкий хан Тугоркан.

Хан Тугоркан принадлежал к династии, которая полтора века участвовала в набегах, терзавших Русь. А Идолище поганое было убито в 1095 году. Сраженным во дворце чужеземцем был знатный половчанин по имени Итларь. А Алеша - сын боярина Ольбег Ратиборич. (Позже старинное русское имя Ольбег сменилось на сходное христианское - Олеша).

Былина о Садко - из цикла так называемых Новгородских былин. В ней легко выделить три части: первая - Садко получает за игру на гуслях от морского царя - богатство. Вторая - спор Садко - купца с Новгородом. Третья - поездка Садко за море. Первая часть может быть сопоставлена со второй, так как в первой части Садко выигрывает спор, а во второй проигрывает. Садко - талантливый гусляр, но Садко - купец, возомнивший себя сильнее Новгорода, побежден. Ясна мысль певцов: их симпатии на стороне бедного гусляра, но богач Садко должен признать свое поражение. В третьей части Садко возвращается в Новгород: он не променял родины на несметные богатства, на женитьбу на дочери царя.

Былина исполнена величавой сказочной поэзией. Морской царь пляшет - и на море начинается буря. Таинственная морская пучина, далекие плавания, шумный торг в Новгороде, строительство соборной церкви в честь святого Миколы, игра гусляров на пирах - смесь вымысла и исторических фактов из жизни древнего Новгорода.

А ведь Садко действительно жил в Новгороде и построил в 1167 году церковь. Не был он богатырем, как Илья Муромец или Добрыня Никитич, не совершал подвигов. И все-таки сложили о нем былину, потому что сила его была под стать богатырской; это была сила искусства. Так что же это за инструмент, которому народ приписывал волшебную силу?

Гусли. Гусли - инструмент струнный. Древний человек натянул струны на доске и получился музыкальный инструмент. У разных народов в разное время возникли похожие музыкальные инструменты: арфа, гитара. Первое упоминание о русских гуслях относится к VI веку. Название происходит от древнеславянского "густы" - гудеть, а так как гудела струна, то она и получила наименование гусли. Значит гусли - это гудящие струны. Любая струна звучит сравнительно тихо. Звук преобразуется если ее приблизить к дуплу или поместить в деревянный ящик. Постепенно струны стали закреплять наверху специально выдолбленного корытообразного ящика. При этом дерево или сосна или ель. А сверху явор. Поэтому гусли и называют "яровчаты" (искаженное ягорчаты), еще позже звук стали извлекать не рукой, а специальной пластинкой. Отчего он стал звонче. Потому гусли еще называют "звончатые". И форму они имеют крыловидную.

Исторические песни.

Исторические песни - современны событиям, о которых в них говорится. Народные певцы старались как можно бережнее сохранить их древний лад и смысл: ведь история поучительна.

Такие песни стали складывать с начала Х1У столетия. Исторические песни всегда рассказывают о людях, действительно живших и чем-либо заслуживших известность, прославившихся. Песню интересуют, прежде всего, реальные факты. Рассказ о них важнее искусства, художественного вымысла.

Когда песни собрали, составилась история - неписаная, а рассказанная, спетая.

В исторических песнях выразилось поэтическое воодушевление певцов, их отношение ко всему, о чем они рассказывают. Песни печалились, негодовали, обличали, высмеивали, славили, осуждали, радовались.

В Нижнем Новгороде Кузьма Минин убеждает народ, что нельзя ничего жалеть для спасения родины. Речь Минина к горожанам передана с энергией настоящего призыва:

"Оставляйте вы свои дома,

Покидайте ваших жен, детей,

Вы продайте все свое злато-серебро,

Накупите себе вострых копиев, вострых копиев, булатных ножей".

С необычайным воодушевлением говорится в песнях об удалых действиях "разбойного атамана" Степана Разина. Нашим глазам предстает бурная Яик-река: мимо крутых берегов она несет желтые пески поверх воды, а по реке стремительно бежит струг, гребное судно. Одно впереди других стругов "как сокол летит".

Песни народа перенесут нас в далекое прошлое: в эпоху татаро-монгольского нашествия, во времена царя Ивана Грозного, о крестьянских войнах Разина и Пугачева, о войнах, которые вел царь Петр Первый, знаменитые походы Суворова и Отечественная война l812 года.

Песни народа убеждают в том, что каждое значительное историческое событие вызвано движением самого народа. Но и тогда, когда событие случалось по воле отдельных лиц, народ не оставался в стороне; либо поддерживал, либо противодействовал.

Татаро-монгольское иго

Стонала русская земля под копытами татарской конницы. Воинам был дан короткий приказ: "Жечь, грабить, убивать".

Не нов был тот приказ. Уже полтора века опустошали татары русские княжества. Лилась кровь. Гибли в огне города и села. Сильным и жестоким было татарское войско. "Никому не давать пощады", - таков был закон.

А если осажденный город трудно было взять, татары пускали в ход вероломство и хитрость. "Сдавайтесь добровольно", - предлагали они и при этом клялись, что никого не тронут. Но стоило лишь открыть ворота, татары тут же врывались в город и убивали жителей или же забирали их в плен, продавали в рабство.

Обычно татары начинали сражение стрельбой из луков. Пустят целое облако стрел, затем окружат противника и теснят со всех сторон. Кривыми саблями рубят, всадников арканами с коней стаскивают.

Когда мальчику Дмитрию было девять лет, умер его отец Иван Иванович по прозвищу Красный. И стал мальчик Дмитрий московским князем. Шел 122-й год с покорения Руси Батыем.

Ханы Золотой Орды ярлык на престол великого князя жаловали Москве. Московское княжество богатое.

Провожая Дмитрия в ханскую столицу, в город Сарай, митрополит Алексий поучал князя-отрока:

- Все перетерпи: глумление вражеское и хвалу вражескую. Помни: горести и обиды - тебе, а Москве - покой.

Дорога в Сарай через землю Русскую. Ребятишки купаются, по ягоды бегают, а князь-отрок слова затверживает, какие надобно хану сказать. В церквах службы выстаивает, молится, чтоб не послал Бог беды какой на землю Русскую.

Богатые дары привез князь Дмитрий хану Амурату, и Амурат пожаловал князя ханским своим ярлыком. На пиру, в кругу приближенных Амурат смеялся над молодостью великого князя русских:

- По мне Москва пусть хоть курицу в князья поставит, лишь бы дань платили сполна и вовремя.

Не остыла обратная дорога от копыт да колес, привезли Дмитрию еще один ярлык на великое княжение. Темник Мамай, отпавший от правителей Сарая, поставил в своей Орде хана Абдулу, и этот Абдула пожаловал Москву своей грамотой. Пришлось князю во второй раз ехать во Владимир венчаться на великокняжеский престол.

- Недаром детей называют неразумными, - сказал в Сарае хан Амурат и свой новый ярлык послал суздальскому князю Дмитрию Константиновичу, ибо тот был в зрелых летах.

На три года лишилась Москва первенства. Накопил Дмитрий воинской силы, пошел со всеми полками на Владимир, изгнал великого князя прочь, да еще и осадил его в Суздале. Победивши, простил и оставил в Суздале как своего присяжника. Заодно и ростовского князя привел к присяге.

Молод был князь, но шел дорогою деда Ивана Калиты, собирателя земель.

Растерять собранное можно за год, за день. А вот чтобы собрать, слить разное в единое, нужны столетия. Для чего собирать? А чтобы тысячи мирков стали миром, которого ветром не развеять, половодьем не смыть. Чтобы злая сила перед такой большой, перед доброй силой, перед светом таким тишала, смирялась, уползала прочь во тьму.

В 1366 году Дмитрий, которому исполнилось 16 лет, женился на суздальской княжне Евдокии, дочери своего прежнего противника князя Дмитрия Константиновича.

Этот год был страшным для русского народа.

Моровая язва, так называли на Руси чуму, поразила всю землю: Псков, Изборск, Нижний Новгород, Коломну, Переславль, Ростов, Тверь и, наконец, Москву. В день умирало по сто человек. Не опомнились от одной беды, грянула другая. Пожар, начавшийся в церкви "Всех Святых", уничтожил Кремль, Посад, Загородье, Заречье. Буря перекидывала пламя с дома на дом, с терема на терем. Все нажитое сгорело: у купцов - их товары, у бояр - их казна. Впору было идти с сумой по миру, а князь Дмитрий повелел ставить каменный Кремль. Заложили Кремль весной 1367 года. А на следующий год литовский князь Ольгерд, пожегший многие русские города, встал под Кремлем со всею силой, и смутили его неприступные стены и башни. Постоял Ольгерд три дня и ушел.

Имя Дмитрий для русской истории не самое счастливое. Первенца царя Алексея Михайловича царевича Дмитрия, когда ему было два года, мамки уронили в реку, и он захлебнулся. Сына Ивана Грозного царевича Дмитрия зарезали. При князе Дмитрии Ивановиче было столько чужеземных нашествий, междуусобиц, моров, пожаров, засухи, голода - другое царство во сто лет такого не переживало.

Перед нашествием Мамая пала мгла на Русскую землю. Два месяца томила она природу, дождей не выпадало, начался голод.

Двинул Мамай на Русь свои полчища. Вот уже черное облако над степью приметили "крепкие стражи" (дозоры) князя Дмитрия. Далеко в степь посылал их московский князь. 23 июля 1380 года прискакал от них гонец в Москву, сообщил: стоит Мамай близ Воронеж - реки.

Князь Дмитрий созывал ополчение. Под знамена свои собирал он войско великое. Поднималась вся Русь на борьбу с врагом.

Подтянулись к Москве ратники - сыны крестьянские, горожане, ремесленники. Ищи князья со своими дружинами. Первым прибыл серпуховский князь - Владимир Андреевич - двоюродный брат князя Дмитрия.

Шли к Москве, чтобы встать за дело правое, полки ростовские, ярославские, муромские, отряды белозерские, устюжские, елецкие.

Получив недобрую весть, собрал на совет Дмитрий Иванович всех подручных князей, воевод, бояр своих.

Решили не ждать Орду у московских стен, а сойтись с ней в поле лицом к лицу, дать ей бой, пока не встретились с союзниками. 20 августа вся собранная рать выступила из Москвы.

Бабы, девки, старцы, мальцы конопатые - смотрели из-под руки на уходящее войско. Молча смотрели. Не кричали, не двигались. Ратники нет-нет да оборачивали головы. Видели сомкнутые губы, льняные волосы, голубые глаза. Много глаз. Целое море. Печальное море.

Шли тысячи, тысячи, тысячи.

Никогда еще не видела Москва такого большого русского войска. Долго смотрели ему вслед старцы, женщины, дети. А пыль на дороге клубилась и никак не могла улечься.

Утром 8 сентября в густом тумане выстраивалось русское войско. Когда же туман рассеялся, - а было это в десятом часу, - московский князь объехал войска и призвал всех, не щадя головы, храбро биться за землю русскую. И видел он по глазам ратников, по их решимости, что будут они стоять насмерть, до последнего вздоха. Над полками развевались, блестели на солнце доспехи, стеной сомкнулись красные щиты.

Перед сечей Дмитрий отдал свои княжеские доспехи боярину Михаилу Бренку. То обычная военная уловка. Войско бережет свою голову, но князь Дмитрий не пожелал остаться за спинами ратников. В доспехах простого воина, с оружием, как у других, встал в общий строй. Испил князь из той же чаши судьбы, что и русский мужик.

После битвы Дмитрия нашли среди поверженных, он был оглушен, но жив.

С Красного холма повалили татары. Их рать была почти в два раза больше войска русского. В центре хан поставил крымских генуезцев-наемников, по бокам шла ордынская конница.

Одежда татар, их доспехи из коричневой кожи буйволов, их черные степные лошади - все это делало Мамаево войско похожим на черную тучу. Страх и смятение внушала такая туча.

Но не дрогнули русские полки, а двинулись навстречу татарам.

"И страшно было видеть - писал летописец, - как две великие силы сходились на кровопролитие, на скорую смерть. Но татарская сила мрачна и темна была, а русская сила - в светлых доспехах, будто некая большая река. "

Приблизившись, войска остановились. По обычаю того времени начиналась битва с поединка.

Из ордынских рядов выехал Челубей - богатырь огромного роста. Выступит ли кто против него? Найдется ли такой смельчак? Челубей копьем, как соломинкой, поигрывал. Ждал. Конь под ним испуганно всхрапывал, словно нес на себе не человека, а зверя дикого.

Доведенные до крайности, стремясь освободиться от эксплуатации, крестьяне массами уходили на Юг и Юго-восток, к плодородный землям. Иногда уходили целыми деревнями. Пытаясь воспрепятствовать бегству крестьян царь организовывал сыски бедных, устраивал специальные заставы. На Дону беглые крестьяне, холопы, посадские становились вольными, степными казаками.

Большой отряд "голытьбы" во главе с Разиным перешел на Волгу, захватил караван судов, принадлежавших царю, разбил стрельцов, высланных против него и вышел в Каспийское море на З0 стругах. Они подошли к Гурьеву, стоящему у устья реки Яик (теперь Урал). Он получил разрешение войти в город, чтобы помолиться в церкви. Войдя в город, казаки открыли ворота, впустили весь отряд и овладели городом. Зиму Разин провел в Яицком городке. Весной I66B года Разин направился к персидским берегам Каспия и захватил громадную добычу. (Сильный, но стихийный протест угнетенных масс). К Разину массами стекается народ. У Разина есть намерение взять Астрахань, и идти на Москву.

У него 30 стругов и отряд в несколько тысяч человек. По всей стране рассылает "Прелестные письма" с призывом к уничтожению бояр, дворян, царя. От взятой Астрахани вверх по Волге двинулось уже 200 стругов, по берегу 20000 конников. Война охватила большую территорию страны. В сентябре 1670 года Разин подступил к Симбирску, потерпел поражение, был ранен и ушел с Волги на Дон. Между тем "домовитые", богатые казаки выдали Разина. Его казнили 6 июня 1671 года на Красной площади четвертованием. Место казни было окружено тройным рядом войск. Карательные отряды проводили массовые казни восставших.

Поймали добра молодца, завязали руки белые, и на славной Красной площади отрубили буйну голову!"

Суриков привел с собой в русскую живопись сильных, непокорных людей - стрельцов, которые готовы были за царя голову на плаху сложить. Боярыню Морозову, которая за то, что ей казалось истиной себя не пожалела" кидалась на врагов, акилев". А главное привел с собой Суриков в живопись русский народ, как вершителя истории. Он верил: не только характеры сказочные, могучие, но и лица ушедших из жизни перешли следующим поколениям по наследству. Поэтому искал героев своих картин среди народа. Никогда до Сурикова не было в русской живописи такого русского, совсем живого народа - "живая натура, задвинутая за раму. "

. Хмурый сидит на головном струге Разин. Разбита на Каспии флотилия персидского шаха. Пленный перс тоскует напротив атамана. Бедные люди крестьянской России идут за Разиным: бить бояр, дворян и приказных, "учинив так, чтобы всяк всякому был равен". Тяжкую думу думает атаман. Поднятые весла за его спиной - как крылья. Художник как бы размышляет вместе с ним: каким путем идти России? А струг величаво плывет по широкой Волге, "добрыми молодцами изусаженный". И движение струга, как движение самой истории, завораживает зрителя.

Читая как-то историю донских казаков, Суриков напишет брату: "Мы, сибирские казаки, происходим от них. Душа так радуется, что мы с тобой роду хорошего".

Бородинское сражение.

Спросишь: Когда это было? - Давно.

В ту далекую пору, в 1812 году, произошло такое важное для нашей Родины событие, что его невозможно забыть.

О нем великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов написал стихотворение "Бородино". Послушайте, как великолепно звучит: "Недаром помнит вся Россия про день Бородина!"

Почему же так дорог и памятен нам воспетый поэтом день? В то осеннее утро на Бородинских высотах встали друг против друга две армии.

Русской армией командовал фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов, французской - император Наполеон Бонапарт.

Наполеона называли "властителем полумира". Он на голову разбил немцев и австрийцев. Он покорил почти всю Европу. Угроза нависла и над нашей страной. На литовских, на белорусских, на русских дорогах загремели французские барабаны. Под натиском врага русская армия долго отступала. И Гродно пал. И Витебск пал. И Смоленск пал.

Взамен прежнего главнокомандующего был назначен Кутузов. "Пришел Кутузов - бить французов", - радостно говорили солдаты.

Местом решающей битвы стало, по словам поэта, "большое поле возле деревни Бородино", вблизи Москвы. Здесь русские воины построили укрепления - редуты и флеши, подвезли пушки и дали клятву верности: стоять насмерть. Утром 7-го сентября 18I2 года грянули первые залпы. Величайшее по тем временам сражение началось.

В этой великой битве померились силами два полководца: грозный завоеватель и мудрый защитник. О них особый рассказ.

В молодости военную выучку Кутузов прошел у Суворова. Был ранен, потерял глаз. Отличился в бою с турками при взятии Измаила. Все, кому довелось служить под началом Кутузова, любили и уважали талантливого и опытного полководца. Но не любил его завистливый к чужой славе император Александр I. Он назначил Кутузова главнокомандующим лишь в августе 1012 года, когда войска Наполеона уже приближались к Москве.

Силен и грозен противник Кутузова. Наполеон прославлен как величайший полководец мира. Наполеон не знает поражений уже пятнадцать лет.

Но нет в фигуре седого фельдмаршала ни старческой слабости, ни растерянности. Он верит в "чудо-богатырей", как называл русских солдат Суворов.

Походы, походы, походы - вот жизнь Наполеона Бонапарта. В двадцать пять лет он уже командовал армией. После боя молодой генерал спрашивал солдат: кто отличился, кого наградить? Но взойдя на трон, Наполеон стал думать, что и награда уже то, если он шутливо потреплет солдата за ухо своей императорской рукой. Во всех походах Наполеон одевался одинаково. На нем треуголка-шляпа и серый сюртук. Настроение у Наполеона необычное, он весь в напряжении. Где она привычная радость победы? Ее нет. Уже семь часов длятся атаки. Почему же русские не сдаются? Почему?!

Впервые в душу непобедимого закрадываются тревога и сомнение. Наполеон сжался, втянул голову в плечи, словно что-то могучее, непонятное, незримое пригнуло его к земле.

Более сорока тысяч солдат наших сложило головы на Бородинском поле, но сломить дух русского войска Бонапарту не удалось.

Простая деревенская изба. Полутемно. На бревенчатые стены, на стол, на лица и одежды людей падает теплый отблеск лучей заходящего солнца. Поблескивает золото генеральских эполет.

Здесь, в деревне Фили, собрался военный совет, чтобы решить: возможно ли после понесенных потерь новое сражение за Москву. Это был очень важный спор. Беннигсен говорил, что нельзя оставить без боя древнюю столицу Москву. С ним были согласны и некоторые генералы. Пока шел спор, Кутузов молча сидел в тени. Но вот он поднял руку. Кутузов понимал, что за отступление его ждет царская немилость. Но он думал не о своей судьбе, а о судьбе Отечества. Город, временно захваченный врагом, можно вернуть, тогда как вернуть в строй убитых солдат - невозможно. Сохранить армию, значит, спасти Россию.

И Кутузов сказал:"Приказываю отступать!"

В опустевшем городе стали хозяйничать наполеоновские солдаты. Хозяйничали небрежно. Что им, чужим, здесь беречь?

В Москве, где в ту пору было много деревянных домов, начались пожары.

Ночью, дежуривший в ставке Коновицын, разбудил Кутузова. Прискакал курьер с очень важным известием: Наполеон оставил Москву. И, закаленный в боях фельдмаршал, заплакал от радости - милый каждому русскому сердцу город свободен, враг отступает. Россия спасена!

Время побед для Наполеона прошло. Отступая, он потерпел поражение под Малоярославцем. И уже не смог повернуть на юг, где рассчитывал перезимовать в достатке. И погнал Кутузов французов по разоренным ими же землям.

Солнечный морозный день. По дороге, обсаженной березами, медленно движется колонна отступающих французов. Их темные фигуры кажутся еще угрюмей, еще мрачней. Они - словно стая ослепленных солнцем ночных хищных птиц. До самого горизонта тянется колонна, извиваясь, будто сине-черная змея. Нет, это не похоже на боевой марш. Французы не идут, а тащатся, пряча лица в воротники. Ни знамен, ни барабанов, которые бы звали вперед. На земле валяются ружья и ящики из-под снарядов. Торчат из-под снега колеса и жерла брошенных пушек.

Кто это едет в карете? Генерал, маршал или сам император? Спасаясь бегством, непобедимый бросил свою армию и ускакал в Париж. А может, в карете везут накидки из горностая, собольи шапки, русский хрусталь? Сорок тысяч повозок с награбленным отправились в дорогу вместе с отступающей армией. Даже отбившиеся от строя солдаты пытались что-нибудь унести.

Когда русские войска, преследуя сильно поредевшую армию Наполеона, подошли к границе, солдаты приветствовали Кутузова криками: "Ура спасителю России!" На что Кутузов ответил: "Простите, друзья, не мне эта честь, а славному русскому солдату". А затем приказал склонить перед солдатами отобранные у врага знамена и, подбросив вверх фуражку, закричал: " Русскому солдату ура, ура, ура!!!"

Лирические песни. Жанровые особенности

В тех песнях, в которых ведется разговор о судьбе каждого человека: о том, что ему дорого, что он любит, о чем печалится, о чем мечтает, называют лирическими. Им свойственны плавные мелодия на широком дыхании, пропевание нескольких звуков на один слог. Поэтому эти песни еще называют протяжными. Чувства людей или события, описываемые в песне, часто сначала как бы переживаются в природе:

"Не дождичком бело лицо смолкло -

Смочило бело лицо слезами.

Не морозом ретивое познобило –

Полюбило сердце тоской-кручиной".

Песни-размышления, песни-мечтанья, песни-рассказы о пережитом. Мелодии этих песен задушевные, с частыми вздохами "аи", "ой". Темп неспешный, неторопливый.

Вот как описал пережитое им душевное потрясение после исполнения крестьянским певцом лирической песни "Не одна во поле дороженька пролегала" И. С. Тургенев в своем рассказе "Певцы": "Не одна во поле дороженька пролегала", - пел он и всем нам сладко становилось и жутко. Я признаюсь, редко слыхивал подобный голос: он был слегка разбит и звенел, даже отзывался чем-то болезненным, но в нем была и неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и сладость и какая-то увлекательно-беспечная, грустная скорбь.

Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем, и так и хватала нас за сердце, хватала прямо за его русские струны".

Случайно ли любимые образы русской лирики - вольный орел, широкая, раздольная степь да Волга-матушка?

У народа много песен о родном доме, о разлуке с ним. Ведь в крестьянских семьях каждый ребенок был лишним ртом, и его старались отдать "в люди", т. е. в работники. Девушек выдавали замуж, навсегда в чужую семью, а юношей забирали в рекруты (на службу, которая длилась 25 лет). Человек тосковал по родным батюшке и матушке, и тоску эту изливал в песнях. Умирает раненый боец во чистом поле, в последний час мысли его о родном доме. Человек счастлив, когда он чувствует себя вольным, свободным, когда рядом с ним дорогие, близкие родные люди. И в последний час мысли человека обращены к родному дому.

Человек не может жить без любви. И об этом народ сочинил самое большое количество песен. В них - о счастливой любви, когда добрый молодец с красной девицей, как голубь с голубушкою, рядом и глядят, не наглядятся друг на друга. И люди все на них любуются, и радости их завидуют. Но таких песен немного.

Чаще добрый молодец и красна девица разлучаются, потому что предстоит "ясному соколу" дальняя дороженька или потому, что любил-любил молодец девицу, да спокинул:

"Ванечка, ты мой, миленький дружок,

Да куда же ты, соколик, уезжаешь,

На кого ты меня спокидаешь?

Остаюсь одна я в горе,

Во слезах, как в море. "

Особенно тяжела разлука, когда выдали девицу замуж за другого. И поет добрый молодец: "Прощай, радость, жизнь моя!"

Хороводы

Хороводы – это песни с движением, при исполнении сопровождались самыми разнообразными движениями, выразительной мимикой и жестами. Это хороводные и плясовые песни.

Представьте себе долгий зимний вечер. В избе собрались девушки-подружки. Они занимаются рукоделием и тихо поют. Одна из девушек, задумавшись, посмотрела в окно. А на стекле такой узор, что глаз не отвести. Понравился узор всем. И одна из девушек перенесла его в свое кружево, другая украсила им рождественский пирог, а третья весной, когда стаял снег, и девушки вышли на лужок, повела этим узором подружек в хороводе. Хоровод, в рисунке которого угадывается узор, или орнамент, называется орнаментальным.

Примеры таких фигурных, узорчатых хороводов: "Плетень", "Змейка", "Косичка", "Корзинка", "Капустка".

Были и другие хороводы, когда юноши и девушки образовывали круг и в нем разыгрывали песню. Как бы маленький спектакль. Такой хоровод называется драматическим или игровым.

Самые древние хороводы магические или трудовые. Они пришли к нам из тех далеких времен, когда люди еще верили в то, что солнце, дождь, ветер - живые существа. И для того, чтобы вырастить хороший урожай, люди водили специальные хороводы, в которых старательно изображали, как они охотятся, как растят лен, мак, лук и т. д. Люди верили, что это поможет им вырастить хороший урожай, поможет удачно поохотиться. Орнаментальный хоровод - "Заплетися плетень".

Плясовые песни

"Я пойду, да, разойдуся по зеленой по траве,

Заиграли гармонисты – все волнуется во мне".

В этой задорной частушке отразилась вся любовь русского человека к веселой плясовой песне. Темы этих песен самые разные. Но о чем бы в них не рассказывалось, всегда все заканчивается благополучно.

Человеку жилось очень тяжело, 'радости было мало. Поэтому в редкие праздники хотелось петь песни, в которых все бы удавалось, все бы были счастливы.

Особенности плясовых песен: веселые, ритмичные и вместе с тем плавные мелодии, радостное содержание, в них всегда все заканчивается благополучно. Плясовые песни исполнялись под гармонь или под звучание других народных инструментов.

При исполнении использовали шумовые народные инструменты: бубен, ложки, трещотки для подчеркивания плясового ритма.

Частушка

В веселой притопывающей песенке нет и десятка слов, а перед глазами возникли и солнце, и зеленый луг, и разноцветные сарафаны, и особенное состояние праздника.

Удивительно ли, что Михаил Пришвин увидел в частушке "идеал словесной миниатюры, которая останавливает мгновенье пролетающей жизни и превращает его в маленькую поэму".

Частушка - лирика молодежных гуляний. Идеальный тип песни для вечерок, игрищ, посиделок. Она сразу и говорит, и поет, и приплясывает. В ней личное хочет расплескаться принародно. Именно так, через личное отразились в частушке все общественные изменения.

В дореволюционное время в частушке преобладает любовная тема, зависимая от власти родителей, от имущественного неравенства.

Как только не называется предмет любви в частушке: ягодинка, милка, дроля, матанечка, гоноболинка, зазнобушка, веточка орехова.

В это же время сочиняются частушки, в которых выражен протест против подневольного труда на богачей, против жестокой морали, темноты и предрассудков старой деревни.

В частушках Октября, гражданской войны слышны голоса живых участников неповторимых событий.

Нераздельная с народными переживаниями песенка - миниатюра подтвердила свое право называться большим искусством. Особую прелесть в частушке составляет словесная игра.

Разновидности частушки получили в народе десятки собственных, исконных названий. Эти термины или указывают на частый /частоговорки, коротушки, тараторки/ или протяжный /страдания/ темп исполнения. То на вид аккомпанемента /под язык, елецкий саратовские переборы/, или определенную тематику /матаня, яблочко/. Целая группа частушек связана с популярными народными плясками /Тимоня, Семеновна, Барыня/.

Частушка продолжает жить. Ее и сейчас записывают тысячи людей, наслаждаясь частушечным словом, частушечными мелодиями.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)