Культура  ->  Музыка  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Внутреннее единство образов художественных произведений В. Гартмана и музыкальных образов фортепианной сюиты М. Мусоргского

Архитектор и, говоря современным языком, дизайнер Виктор Александрович Гартман (1834—1873) вошёл в историю искусства XIX века как один из основоположников «русского стиля» в архитектуре. Его отличали стремление к русской самобытности и богатство воображения.

Стремление Гартмана вводить в проекты русские национальные мотивы было близко участникам «Могучей кучки», в частности В. В. Стасову, который пропагандировал идеи Гартмана в печати и знакомил его с друзьями. В конце 1870 года, в доме Стасова, Мусоргский впервые увиделся с 36-летним художником. Гартман обладал живостью характера и лёгкостью в дружеском общении, и между ним и Мусоргским установились тёплая дружба и взаимное уважение. Поэтому скоропостижная смерть Гартмана летом 1873 года в возрасте 39 лет потрясла Мусоргского до глубины души. Он писал Стасову 2 августа того же года: «. Что за ужас, что за горе!. Эта бездарная дура-смерть косит, не рассуждая. Чего бы ни поделал Гартман! Нас, дураков, обыкновенно утешают в таких случаях мудрые: «его» не существует, но то, что он успел сделать, существует и будет существовать; а мол, многие ли люди имеют такую счастливую долю — не быть забытыми. Если «он» не попусту жил, а создавал, так каким же негодяем надо быть, чтобы с наслаждением «утешения» примиряться с тем, что «он» перестал создавать. Нет и не может быть покоя, нет и не должно быть утешений — это дрябло»

Выставка В. Гартмана и сюита М. Мусоргского

В феврале—марте 1874 г. в Императорской академии художеств по инициативе Стасова и при содействии Петербургского общества архитекторов была проведена посмертная выставка из около 400 работ Гартмана, созданных за 15 лет, — рисунков, акварелей, архитектурных проектов, эскизов театральных декораций и костюмов, эскизов художественных изделий, а так же зарисовок, привезённых из заграничных путешествий. Стасов в предисловии ко второму изданию «Картинок» в 1887 вспоминал работы Гартмана:

«бойкие, изящные наброски живописца-жанриста, множество сцен, типов, фигур из вседневной жизни, схваченных из сферы того, что неслось и кружилось вокруго него на улицах и в церквах, в парижских катакомбах и польских монастырях, в римских переулках и лиможских деревнях, типы карнавальные à la Gavarni, рабочие в блузе и патеры верхом на осле с зонтиком под мышкой, французские молящиеся старухи, улыбающиеся из-под ермолки евреи, парижские тряпичники, милые ослики, трущиеся о дерево, пейзажи с живописной руиной, чудесные дали с панорамой города».

Посещение Мусоргским выставки послужило толчком к созданию музыкальной «прогулки» по воображаемой выставочной галерее. Получилась серия музыкальных картин, которые лишь отчасти напоминают увиденные произведения; в основном же пьесы стали результатом свободного полёта пробуждённой фантазии композитора. За основу «выставки» Мусоргский взял «заграничные» рисунки Гартмана, а также два его эскиза на русскую тематику. Выставленные работы продавались, поэтому на сегодня местонахождение большинства из них неизвестно. Из упомянутых в цикле рисунков ныне можно восстановить шесть работ В. Гартмана.

Идея создать фортепианную сюиту возникла в дни выставки, и уже весной 1874 года. Весь цикл был написан на творческом подъёме всего за три недели с 2 по 22 июня 1874 года. Рабочее название сюиты было «Гартман». Мусоргский писал Стасову: «Гартман кипит как кипел „Борис“, — звуки и мысль в воздухе повисли, глотаю и объедаюсь, едва успеваю царапать на бумаге Хочу скорее и надёжнее сделать До сих пор считаю удачным». Стасову он и посвятил сюиту.

1. 3. Музыкальные и художественные средства выразительности произведений М. Мусоргского и В. Гартмана

Сюита — яркий образец программной музыки со своими особенностями. В ней оригинальным образом сочетаются картинки из реальной жизни со сказочной фантастикой и образами прошлого. Пьесы-«картины» связываются между собой темой – интермедией «Прогулка», изображающей проход по галерее и переход от картины к картине. Такая тематика и построение являются уникальными в классической музыкальной литературе.

Мусоргский, был прекрасным пианистом, однако инструментальной музыки он сочинял сравнительно мало, более всего его привлекала опера. Оперное мышление проникло и в «Картинки», и они воспринимаются как музыкальный «театр одного актёра». «С помощью одного лишь фортепиано автор применяет наработанные им приёмы интонационной драматургии, динамизирует образное развитие музыки смелыми противопоставлениями, внезапными контрастами, неожиданными тематическими трансформациями». Мусоргский ставит задачу создания психологического портрета, проникновения в глубину своих персонажей, что принципиально отличает его работу от простых зарисовок Гартмана. При этом ещё одной особенностью «Картинок» является внутреннее единство — единство самого подхода композитора к воплощаемому им миру художника.

Автор давал названия пьесам на том или ином языке в зависимости от тематики; для каждой пьесы существуют также и устоявшиеся русские названия.

Promenade (фр. «Прогулка»). Си-бемоль мажор. Тема из этой пьесы повторяется на протяжении сюиты несколько раз. Она напоминает русские народные распевы: мелодия начинается одним голосом («запевалой») и подхватывается «хором», звучит она в диапазоне невысокого женского голоса, будто имитируя народную манеру пения. Мелодия, тональность, ритм, темп — работает на создание ощущения света, простора и душевной чистоты.

У Гартмана прототипа «Прогулки» нет, этот образ создан самим Мусоргским. В теме автор одновременно изобразил и самого себя, переходящего от картины к картине.

Тема «Прогулки» варьирует, показывая изменение настроения автора; тональность также меняется, подготавливая слушателя к следующей пьесе. Вначале интермедии звучат в каждом промежутке, затем всё реже и реже, будто зритель больше погружается в картины и меньше обращает внимание на переходы. Сам Мусоргский в письмах к друзьям называл пьесы «Картинок» словом intermezzo, трактуя всю форму как рондо. Из-за такого строения «Картинки» иногда называют рондо-сюитой.

Gnomus (лат. «Гном»). Ми-бемоль минор. На не сохранившемся эскизе Гартмана нарисована ёлочная игрушка, изображающая щипцы для колки орехов («щелкунчик») в виде карлика на кривых ножках. Изначально неподвижная фигурка гнома у Мусоргского оживает. Мусоргский наделяет в своей музыке гнома чертами человеческого характера, сохраняя при этом внешний облик сказочного и причудливого существа. «Гном» представляет собой в изображении Мусоргского совершенно новый фантастический образ. Это не бытовая изобразительность и не народная сказочность, а поэтический вымысел, мир творческого воображения. Для воплощения фантастического портрета в музыке композитор выбирает музыкальные краски с удивительной точностью. Кажется, что гном затаился и осторожно перебегает с места на место. Он топчется на месте, спотыкается, его маленькие кривые ножки заплетаются. Он то чего-то боится, то начинает охать, стонать, жаловаться, то опять бежит без оглядки.

Этот образ рисует и изломанная мелодия, которая ассоциируется с быстрыми, угловатыми движениями, и чередование быстрых пробегающих звуков с длинными, замирающими. Гном кажется злым, жалким, испуганным, обиженным. Это подчёркивает холодная мрачная тональность ми бемоль минор. Это ощущение сказочного, фантастического образа усиливает неустойчивая, застывшая и неопределенная в 1-й теме гармония, и синкопированный «хромающий» ритм во 2-й теме. Но иногда всё-таки прорываются интонации жалобы, стона, это заставляет нас посочувствовать гному, этому обездоленному существу, его затаённому горю. Однако при всех устрашающих чертах гном у Мусоргского остается игрушкой: застывшая, неустойчивая гармония и короткие форшлаги в окончаниях фраз придают музыке оттенок игрушечности, скерцозности, отодвигают трагическое в сферу сказочности.

Средняя часть пьесы более трагическая. Она выражает чувства гнома, даёт его характеристику. Гном как бы останавливается и начинает размышлять. Но тяжёлые, горестные мысли его выдают и мрачная ладовая окраска, и острые интонационные тяготения, и раскачивающиеся басы. И вот наступают минуты полного отчаяния. На громкой динамике ff идёт длинная нисходящая хроматическая линия, создающая впечатление плача, страдания, горя. В музыке нет света и радости: фантастическая игрушка лишена надежды на тепло и человеческое счастье. Но вот гном насторожился, как бы почувствовал опасность. Здесь начинается реприза. Тема звучит более трагично и гневно. Последняя фраза налетает как ураган и уносит за собой печали и горести гнома. Отзвучала музыка, но так хочется верить, что бедный маленький гном пройдёт свой путь «по лесным кочкам и трущобам» и выйдет туда, где сияет солнце и ждёт его счастье.

(Promenade), ля-бемоль мажор — интермедия звучит, уже в других регистрах и с новой гармонией, тихо и задумчиво, создавая переход к следующей картине.

2. Il vecchio castello (итал. «Старый замок»). Соль-диез минор. Пьеса основана на акварели Гартмана, нарисованной, когда он изучал архитектуру в Италии. По воспоминаниям Стасова, рисунок изображал старинный замок, на фоне которого был нарисован трубадур c лютней. В каталоге выставки такое произведение не значилось. У Мусоргского звучит красивая протяжная меланхоличная мелодия — пометка гласит «очень певуче, скорбно», передающая тоску и тихую печаль. Мелодическая линия построением фраз напоминает живое пение, остинантный бас передаёт однозвучный аккомпанемент на лютне, волынке или другом старинном инструменте. Средняя часть, переходя в мажор, создаёт просвет, который затем снова сменяется грустью, потом первая тема возвращается, постепенно затихая, будто погружаясь в сон. Неожиданно громкий финал завершает пьесу коротким «прощай».

(Promenade), си мажор. Очень короткий переход к следующей картине.

3. Tuileries. Dispute d'enfants après jeux (фр. «Тюильрийский сад. Ссора детей после игры»). Си мажор. Стасов вспоминал, что на рисунке была изображена аллея сада парижского дворца Тюильри «со множеством детей и нянек». Эта короткая пьеса отличается по характеру от предыдущей. Звучит солнечная мелодия в высоком регистре, ритм напоминает детские считалки и дразнилки. Первой теме противопоставляется более спокойная тема в среднем регистре и с разговорным ритмом, передающая интонацию нянь, пытающихся успокоить детей. Затем в неё снова вплетается первая тема, будто дети не слушаются и продолжают спорить.

4. Bydło (польск. «Быдло», что означает «рабочий скот»). Соль-диез минор. Пьеса изображает, по примечанию Стасова, польскую телегу на огромных колёсах, запряжённую волами. Тяжёлый шаг передаётся монотонным ритмом и довольно грубыми подчёркнутыми ударами клавиш нижнего регистра. На фоне движения повозки звучит невесёлый крестьянский напев, напоминающий польские, или русские народные мелодии в миноре, — портрет возницы. В целом пьеса создаёт довольно мрачную картину: и волы, и возница, покорные судьбе, обречены, заниматься своей работой до конца своих дней, безрадостная сторона жизни простого мужика показана здесь со всей ясностью.

(Promenade), ре минор. Тема интермедии впервые звучит в миноре, передавая на-строение помрачневшего автора. Грусть прерывается следующей пьесой, первые звуки которой вплетаются прямо в конец интермедии, создавая впечатление, будто зритель увидел сначала картинку краем глаза и, погружённый в свои мысли, не сразу на неё среагировал.

5. «Балет невылупившихся птенцов». Фа мажор. Прототипом пьесы послужили эскизы Гартмана к костюмам для балета Ю. Г. Гербера «Трильби» в постановке Петипа в Большом театре в 1871 году . В «Трильби» был эпизод, в котором выступала, как писал Стасов, «группа маленьких воспитанников и воспитанниц театрального училища, наряженных канареечками и живо бегавших по сцене. Иные были вставлены в яйца, словно в латы». Пьеса резко контрастирует по настроению. Это лёгкое и весёлое скерцино, комичный и чуть беспорядочный танец птенчиков, построенный по классическим правилам трёхчастной формы. В первой части мелодическая линия остроумно сочетается с птичьим щебетом и с изображением лёгких и неуклюжих подпрыгиваний и взмахов. После усиления и яркой кульминации с задержкой певучей ноты в верхнем регистре первая часть повторяется сначала, и затем (после повтора кульминации) наступает более сдержанная по ритму вторая часть. В этой части плавный и строже упорядоченный танец сопровождается переливающимися трелями в верхнем регистре. Затем происходит точный повтор первой части. Сочетание несерьёзной темы со строгим следованием классической форме создаёт дополнительный комический эффект.

6. "Samuel" Goldenberg und "Schmuÿle" («Самуэль» Гольденберг и «Шмуйле»). Си-бемоль минор. Гартман подарил Мусоргскому два своих рисунка — «Еврей в меховой шапке» и «Бедный еврей. Сандомир», выполненных в 1868 году в Сандомире (Польша). Эти рисунки и послужили прототипами персонажей пьесы. В названии, имитирующем идиш, оба персонажа носят одно и то же имя, в одном случае солидно звучащее европеизированное Самуэль, с добавкой «золотой» фамилии, в другом — уменьшительное и «местечковое». Стасов при публикации изменил название пьесы на «Два польских еврея, богатый и бедный». В русских изданиях название «Два еврея, богатый и бедный» сейчас наиболее распространено.

Рисунки Гартмана, не претендовали на ту выразительность, которой добился Мусоргский в своей пьесе. Композитор не только объединил два портрета в один, но и заставил этих персонажей говорить между собой, раскрывая свои характеры. Речь первого из них звучит уверенно и весомо, с повелительными и нравоучительными интонациями, и построена на тяжеловесном проигрывании мелодии двумя руками в октаву. Ритмический рисунок напоминает речь. Мелодии придано «еврейское» звучание, из-за чего тема одновременно напоминает и еврейскую молитву. Речь второго, бедного еврея, звучит контрастно первому, на дребезжащих верхних нотах с форшлагами, его голосу приданы жалобные и просительные интонации. Затем обе темы звучат в одновременном «разговоре», с сохранением контраста между ними. Пьеса заканчивается несколькими громкими нотами в октаву — очевидно, последнее слово сказал богатый.

Promenade («Прогулка»), си-бемоль мажор. Интермедия повторяет самую первую «Прогулку», только в другой тональности.

7. Limoges. Le marché. (La grande nouvelle) (фр. «Лимож. Рынок. (Большая новость»)). Ми-бемоль мажор. Мусоргский вначале сделал по-французски забавные пометки о том, какие сплетни можно было услышать на рынке (затем он их вычеркнул): «Большая новость: Г-н Пимпан де Панта-Панталеон только что нашёл свою корову Беглянку. — Да, сударыня, это было вчера. — Нет, сударыня, это было позавчера. Ну да, сударыня, корова бродила по соседству. Ну нет, сударыня, корова вовсе не бродила, и т. д. Большая новость: Г-н де Пьюсанжу только что нашёл свою корову Беглянку. Но лиможские кумушки не вполне согласны по поводу этого случая, потому что г-жа де Рамбурсак приобрела себе прекрасные фарфоровые зубы, между тем как у г-на де Панталеона мешающий ему нос всё время остаётся красным как пион».

Рисунок Гартмана, не сохранился. Известно, что жил в Лиможе и изучал архитектуру местного собора, но в каталоге выставки картина с похожим сюжетом не значится.

8. Catacombae. Sepulcrum romanum (лат. «Катакомбы. Римская гробница»). Си минор. На картине Гартман изобразил себя, В. А. Кенеля и проводника с фонарём в руке в римских катакомбах в Париже . В правой части картины видны слабо освещённые черепа. Мрачное подземелье с гробницей изображено в музыке безжизненными унисонами в две октавы (используется акустика «призрачных» обертонов), то резкими, то тихими («эхо»). Среди этих аккордов, как тени прошлого, выплывает медленная мелодия. «Катакомбы» повисают на неустойчивом аккорде, переходя к следующей сцене.

Cum mortuis in lingua mortua (лат. «С мёртвыми на мёртвом языке»). Си минор. На фоне тихого тремоло в верхнем регистре, появляется минорная вариация «Прогулки», в которой автор разговаривает с духом Гартмана: «Ладно бы латинский текст: творческий дух умершего Гартмана ведет меня, взывает к черепам, черепа тихо засветились». Звучат аккорды, то тихие и отдаленные, будто затерявшееся в глубине лабиринта эхо, то долго тянущиеся аккорды, легко представить себе холодный сумрак таинственного подземелья, неясный свет фонаря, блики на сырых стенах, тревожное, смутное предчувствие. Диалог, начавшись в горестном миноре, постепенно переходит в мажорную тональность, выводя слушателя из безысходности и обозначая примирение с необратимым.

9. «Избушка на курьих ножках (Баба-Яга)». У Гартмана был эскиз изящных бронзовых часов в виде избушки на курьих ножках . Однако фантазия

Мусоргского изобразила мощный динамичный образ Бабы-Яги, картину «нечистой силы», наполненную «бесовскими» диссонансами (уже в самом первом такте — резкий прыжок на большую септиму). Вначале звучит несколько редких аккордов-толчков, затем они учащаются, имитируя «разбег», с которого начинается «полёт в ступе». Звуковые «кляксы» изображают небрежность и «грязь» в образе Бабы-Яги. Неравномерно расставленные акценты имитируют хромую походку «костяной ноги». На фоне этих звуков «взлетает» играемая полными аккордами простая и яростная мелодия, словно сметающая всё на своём пути. Затем после перехода наступает совершенно другая средняя часть пьесы, тихая и тревожная, полная неустойчивых звуков — то ли полёт, то ли ночной лес. Затем — третья часть — резко врывается повтор первой темы, и завершается пьеса фортепианной каденцией из быстрых попеременных звуков через октаву во «взлетающем» направлении, которые в конце концов без перерыва «врезаются» в первый аккорд финальной пьесы — «Богатырских ворот».

10. «Богатырские ворота (В стольном городе во Киеве)». Ми-бемоль мажор. Эта часть сюиты основана на эскизе Гартмана к его архитектурному проекту киевских городских ворот. 4 (16) апреля 1866 года на Александра II было совершено неудачное покушение». В честь спасения императора был организован конкурс проектов ворот в Киеве. Проект Гартмана, поданный на конкурс, был сделан в древнерусском стиле — глава со звонницей в виде богатырского шлема, украшение над воротами в форме кокошника. Ворота создавали образ Киева как древнерусской столицы. Однако впоследствии конкурс был отменён, и удачный проект реализован не был.

Пьеса, созданная воображением Мусоргского, рисует развёрнутую картину народного торжества и воспринимается как мощный оперный финал. Указание «maestoso», медленный ритм с крупными длительностями придают пьесе величие и торжественность. Вначале звучит широкая русская песенная мелодия, затем она контрастно сменяется тихой и отстранённой второй темой, напоминающей церковное пение. Далее первая тема вступает с новой силой, с добавлением ещё одного голоса и снова переходит, уже громко, во вторую «хоральную» тему. Вскоре она стихает, и — наступает вторая часть пьесы. Начинает раздаваться, созданный на фортепиано, настоящий колокольный звон, сначала тише и в миноре, затем, нарастая и переходя в мажор. К медленному большому колоколу присоединяются на триолях колокола поменьше, затем — на еще более мелких восьмых и в самом верхнем регистре — маленькие колокольцы, и в разгар перезвона в их мелодию вплетается тема «Прогулки» — тема автора, с которой начинался цикл — обнаруживая своё единство с основной темой этой пьесы. Затем, в третьей части, звучит развёрнутая вариация на тему первой части, и сюита завершается грандиозной кодой.

Произведение всеобъемлющее и единственное по своему значению — художественному и духовному — во всей истории музыки. Замечательное произведение Мусоргского не знает аналогий ни в европейском, ни в русском музыкальном искусстве. По словам Семёна Исааковича Шлифштейна сюита оригинальна. «Оригинальность заключается, прежде всего, в самом типе сюиты: не романтическая сюита — карнавал, а разнородные мотивы самой жизни вперемежку с народно-сказочной фантастикой и образами прошлого; романтическое, и реальное уживается в «Картинках» с жизненно-повседневным, «высокое» с «низким»

Результаты и выводы по исследованию внутреннего единства образов художественных произведений В. Гартмана и музыкальных образов фортепианной сюиты М. Мусоргского» мы занесли в сравнительную таблицу в практической части работы.

2. Практическая часть

2. 1. Внутреннее единство образов художественных произведений В. Гартмана и музыкальных образов фортепианной сюиты М. Мусоргского

Данная таблица является своего рода результатом практической деятельности. Сопоставляя музыку и живопись через целостный интонационно-образный анализ, мы попытались раскрыть их внутреннюю жизненную связь, выявляя сходство и различие их жизненного содержания и способов, приемов его воплощения.

Сравнительная таблица

«Внутреннее единство образов художественных произведений В. Гартмана и музыкальных образов фортепианной сюиты М. Мусоргского»

Характеристика средств музыкальной выразительности пьес Характеристика средств художественной выразительности работ

М. Мусоргского В. Гартмана

«Гном».

В первых тактах звучат несколько причудливых пассажей, контраст форте На не сохранившемся эскизе Гартмана была нарисована ёлочная игрушка, и пиано, тема в красочной гармонизации. Движение мелодии нисходящее. Визображающая щипцы для колки орехов («щелкунчик») в виде карлика на аккомпанементе звучат трели в басах. кривых ножках.

Фантастический образ Гнома – сказочного героя и причудливого существа.

«Старый замок».

На фоне тонического органного пункта звучит простая, печальная мелодияПо воспоминаниям Стасова, рисунок изображал старинный замок, на фоне в низком среднем голосе напоминающая живое пение, остинантный бас которого был нарисован трубадур с лютней. В каталоге выставки такое передаёт однозвучный аккомпанемент на лютне, волынке. На звучащую темупроизведение не значилось.

накладывается главная мелодия в основном верхнем голосе. Две этих темы звучат на протяжении всей пьесы.

Образ трубадура с лютней и средневекового призрачного и таинственного старинного замка и на фоне ночного пейзажа.

«Тюильрийский сад. Ссора детей после игры».

Пьеса построена на сочетании аккордов и пассажей. Пассажи звучат в Стасов вспоминал, что на рисунке была изображена аллея сада парижского верхнем регистре очень светло и радостно. Появляются выразительные дворца Тюильри «со множеством детей и нянек».

паузы. Быстрый темп, причудливые акценты, в основном высокий регистр, мажорный лад, аккордовые фразы.

Образ играющих детей летним днем в саду парижского дворца.

«Быдло».

Аккомпанемент и мелодия звучат в басах. Мелодия очень тяжело Пьеса изображает, по примечанию Стасова, польскую телегу на огромных поднимается вверх и вскоре вновь идет вниз. Повторяющийся характер колёсах, запряжённую волами. Как устало, и тяжело ступают волы, мелодических фраз усиливает ощущение мрачности и тяжести. Обилие медленно со скрипом тащится повозка.

диссонирующих созвучий усиливает музыкальное напряжение.

Образы волов и возницы, покорных судьбе, которые обречены, заниматься своей работой до конца своих дней, и образ безрадостной стороны жизни простого мужика.

«Балет невылупившихся птенцов».

Легкое и веселое скерцино. Мелодия нарочито неуклюжая, задорно и Эскизы Гартмана к костюмам для балета Ю. Г. Гербера «Трильби».

бестолково, невпопад звучат секунды в высоком регистре, чередуясь с Сказочные и комические образы, неуклюжесть в жестах, яркие аккордами, пассажи почти внетональные, ритм причудлив, но не вычурен, эмоциональные образы, подчеркивающие движение композиции, теплые и все в стремительном темпе. оттенки цвета отражают веселое настроение образов.

Образ комичного и чуть беспорядочного танца птенчиков, остроумно сочетающегося с птичьим щебетом и лёгкими и неуклюжими подпрыгиваниями и взмахами.

«Два еврея, богатый и бедный».

Вначале возникает образ богатого еврея. Его тема, звучащая в низком Гартман подарил Мусоргскому два своих рисунка — «Еврей в меховой регистре, изобилует властными, надменными интонациями. Затем вступает шапке» и «Бедный еврей. Сандомир».

резко контрастная ей тема бедного еврея это жалостливая, трепетная просительная в высоком регистре музыка. Быстрый темп создает ощущение суетливости. Полифоническим мастерством автор соединяет эти темы.

Образы двух польских евреев, богатого и бедного.

«Лимож. Рынок». («Большая новость»).

Искусно переплетаются хроматические пас-сажи, мелодические подголоски,Рисунок Гартмана не сохранился. Известно, что он жил в Лиможе и изучал что создает ощущение базарной жизни. Движение очень быстрое, но не архитектуру местного собора, но в каталоге выставки картина с похожим суетливое. сюжетом не значится.

Образ базарной жизни: разноголосый говор, выкрики торговцев, перебранка с покупателями, толкотня и праздничная сутолока южного приморского базара.

«Катакомбы». ((«Римская гробница»). С мёртвыми на мёртвом языке).

Музыка очень грустная и таинственная. Мрачные аккорды, то тихие и На картине Гартман изобразил себя, В. А. Кенеля и проводника с фонарём отдаленные, будто затерявшееся в глубине лабиринта эхо, то резкие и в руке в римских катакомбах в Париже. В правой части картины видны ясные, как внезапный звон упавшей капли, зловещий крик совы сменяет слабо освещённые черепа. Холодный сумрак таинственного подземелья, большой и почти статичный эпизод, в котором появляется красивая и неясный свет фонаря, блики на сырых стенах, тревожное, смутное печальная мелодия, венчаемая глубоким и тягучим басом. предчувствие. Контраст света, силуэтность композиции, глубина пространства, контраст насыщенных оттенков.

Образ мрачного и таинственного подземелья с гробницей.

«Избушка на курьих ножках» («Баба-Яга»)

Фактура этой пьесы очень подвижна. Мелодия то взлетает вверх, то У Гартмана был эскиз изящных бронзовых часов в виде избушки на курьих падает вниз. Все голоса постоянно находятся в движении. Темп очень ножках.

быстрый. В басах иногда появляется стихийное и очень выразительное Силуэтность, уравновешенность, контрастность узора, симметричность стаккато так и веет былинным размахом, русской удалью. композиции, богатый декор, чередование «калейдоскопического» узора в литье из бронзы, светлая тональность, теплая гамма цветов. Стилистика древнерусского искусства с декоративными геометрическими элементами

Фантастический образ Бабы Яги из русских народных сказок.

«Богатырские ворота» («В стольном городе во Киеве»).

Эта пьеса – апофеоз всего цикла. Главная тема величественна и Эскиз киевских городских ворот создан автором в древнерусском стиле –

спокойна, интонациями и своим гармоническим языком музыка близка глава со звонницей в виде богатырского шлема, украшение над воротами в русским народным песням. Тема развивается широко и решительно, форме кокошника. Композиция отличается многофигурностью и медленный ритм с крупными длительностями придают пьесе величие и контрастностью цветовой гаммы. Городские ворота написаны теплыми торжественность. Фактура очень насыщена. оттенками, группа людей холодными

Образ мощной и величественной Руси-матушки, образ Киева как древнерусской столицы, образ русского народа.

Изучая биографические материалы, посвященные творчеству данных авторов, мы охарактеризовали и сопоставили художественные образы В. Гартмана и музыкальные образы М. Мусоргского через целостный интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений с акцентом на их эмоциональной, нравственно-эстетической сущности. Тем самым мы выявили внутреннее единство образов художественных произведений В. Гартмана и музыкальных образов фортепианной сюиты М. Мусоргского «Картинки с выставки».

2. 2. Эксперимент по творчеству М. Мусоргского и В. Гартмана

Материалы эксперимента.

Чтобы понять «Внутреннее единство образов художественных произведений В. Гартмана и музыкальных образов фортепианной сюиты М. Мусоргского «Картинки с выставки», мы провели эксперимент. На уроке музыки в 5-м классе учащиеся знакомились с фортепианной сюитой М. Мусоргского «Картинки с выставки». Для ознакомления с новым материалом использовалась презентация.

После анализа средств музыкальной выразительности пьес М. Мусоргского и краткой характеристики работ В. Гартмана, учащимся было дано задание: «Создать свой художественный образ одной из пьес, входящую в фортепианную сюиту «Картинки с выставки» М. Мусоргского». Вот что из этого вышло:

«Балет невылупившихся птенцов»

«Быдло»

«Два еврея, богатый и бедный»

«Старый замок»

«Избушка на курьих ножках»

«Катакомбы» «Богатырские ворота»

Таким образом, рассматривая работы учащихся, можно сделать следующие выводы: объединяя музыку М. Мусоргского и живопись В. Гартмана, причем, объединяя не внешней – хронологической или сюжетной – близостью, учащиеся попытались вскрыть их внутреннюю, творческую и жизненную связь.

Такая связь существует, разумеется, между всеми искусствами. И это естественно: ведь, как говорил Д. Б. Кабалевский: «Искусства возникают не на пустом месте, но из одного лишь произвольного воображения их творцов. Все они рождаются из единого источника и вырастают на единой почве. Источник этот и почва эта – жизнь, реальная жизнь, питающая в равной мере искусство и писателя, и композитора, и художника». Поэтому – то и находим так много общего между различными искусствами, хотя в каждом из них это «общее» выражается разными средствами, в разных формах и по-разному воздействует на нас и необходимо стремиться находить внутреннюю связь не только между музыкой и живописью, но и между этими обоими искусствами и жизнью.

Под впечатлением пройденного материала на уроке, учащиеся самостоятельно придумали различные задания по теме «М. Мусоргский и В. Гартман». Это кроссворды, ребусы, загадки и другие задания, которые тоже представляют не малый интерес .

Заключение

«Картинки с выставки» были изданы пять лет спустя после смерти Мусоргского. Они стали новой страницей в творчестве не только самого Мусоргского, но и в фортепианной программной музыке его времени.

Замечательное произведение Мусоргского не знает аналогий ни в европейском, ни в русском музыкальном искусстве. Оригинальность построения, крепко сцементированного рефреном — «Прогулкой», создала практически уникальный по форме образец программной сюиты. В нем полно отражена сильная индивидуальность автора, неповторимая образность его мышления. С почти оперной театральностью, наглядностью и конкретностью; но одновременно и с ювелирной тонкостью в этой сюите воплощены образы реального мира.

Произведение всеобъемлющее и единственное по своему значению — художественному и духовному — во всей истории музыки. По сути, в „Картинках“, где алогичные тембровые контрасты, фактурные перепады, сама звуковая атмосфера, то крайне сгущенная, то разреженная до светящейся пустоты, обнаруживают свою логику, свою художественную необходимость лишь в соизмерении деталей и крупномасштабного целого. Интересно, что и на сюжетно-программном уровне „Картинок“ узнается та же авторская идея двойственности, а точнее, смысловой двухмирности цикла. Речь идет о программности как таковой, спровоцированной рисунками Гартмана, и одухотворенности смысла, вложенного Мусоргским в эти непритязательные образы картинок. Эти два плана пребывают у Мусоргского в сложном взаимодействии.

«Виртуозность без стереотипных форм виртуозности, выработанных фортепианной музыкой романтического направления, живопись как средство образной конкретизации и выявления внутренней душевной сути изображаемого, выражающей себя через интонацию внешнего поведения и жеста, — так можно было бы сформулировать то новое в области фортепианной стилистики, что пришло вместе с «Картинками с выставки» в культуру русского и мирового пианизма».

«Картинки с выставки» стали одним из популярнейших произведений. Композиторов-симфонистов постоянно привлекало в них богатство красок. Одно из оркестровых переложений цикла осуществил Морис Равель. Он автор прекрасной оркестровой транскрипции.

В. Гартман – основоположник «русского стиля». Следует отметить стремление автора введение в проекты русские национальные мотивы. Художником выбран определенный вид искусства – живопись. Но разнообразные жанры – пейзаж, анималистический, исторический, сказочный. Во всех работах прослеживается динамичность, что указывает на особое настроение образов в художественных произведениях.

Не все работы Гартмана найдены. Работа требует продолжения.

Материалы исследования станут основой уроков музыки, изобразительного искусства и мировой художественной культуры.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)