Культура  ->  Изобразительные искусства  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Творчество Эшера

Возможно. Вы никогда не слышали этого имени. Но в любом случае вы обязательно видели его картины. И я увидел.

Художники, математики, естествоиспытатели – все, кто знаком с творчеством Эшера, были очарованы его картинами. Я не исключенье.

Морис Корнелис Эшер, нидерландский художник-график. Правильное произношение имени и фамилии Мауриц Корнелис Эсхер используется редко, отчасти ввиду неблагозвучности, отчасти из-за того, что нормы чтения голландского языка мало кому известны за пределами Нидерландов.

Морис родился 17 июля 1898 года в городе Леувардеке в семье инженера. Его родителей звали Джордж Арнолд Эшер и Сара Адриана Глейхман-Эшер. Морис был их младшим сыном (у него было четыре старших брата).

С 1912 по 1918 годы учился в средней школе. Хотя с раннего возраста он проявил способности к рисованию, его успехи в школе были весьма посредственными.

Голландский мальчик Морис Корнелис Эшер с детства был немного странным. Бесцветный, замкнутый и заикающийся, он плохо учился и был подвержен двум маниям.

Первую манию можно назвать «тягой к падению» - все вертикальные, устремляющиеся ввысь, формы, имели для парня пугающую и одновременно восхитительную притягательность. Многие картины пронизаны этой тягой к высоте и падению – к вертикали: «Вавилонская башня», «Относительность».

И вторая мания тоже преследовавшая его всю жизнь – это построение «безупречного бутерброда». Один из однокашников будущего художника вспоминал, как тщательно укладывал Морис на хлеб кусочки сыра и колбасы с целью получить «идеальное покрытие». Именно в необычные мозаики Эшера заложена эта тяга к идеальности – чтоб без просвета.

Все эти геометрические мании закончились тем, что отец Мориса однажды обнаружил рисунок своего сына, на котором был изображен квадратный круг.

И в 1918-1919 годах Эшера отправили учиться в Технический колледж в голландском городке Дельфт, но из-за плохого здоровья Морис не справился с учебным планом и был отчислен. В результате Эшер не получил высшее образование. Все еще в надежде получить диплом архитектора юный Эшер учится в школе архитектуры и орнамента в городе Гарлеме. Там он берет уроки рисования у Самюэля Джесерена де Месквита, оказавшего формирующее влияние на жизнь и творчество Эшера.

Как говорил сам художник: «Я так ни разу и не смог получить хорошей оценки по математике. Забавно, что я неожиданно оказался связанным с этой наукой. Поверьте, в школе я был очень плохим учеником. И вот теперь математики используют мои рисунки для иллюстрации своих книг. Представьте себе, эти учение люди принимают меня в свою компанию как потерянного и вновь обретенного брата! Они, кажется, не подозревают, что математически я абсолютно безграмотен». Это говорит человек, написавший одни парадоксы. Человек «абсолютно математически безграмотен», как он себя называет, жонглирует Платоновыми телами как жонглер булавами.

Правильные геометрические тела – многогранники – имели особое очарование для Эшера. В его многих работах многогранники являются главной фигурой и в еще большем количестве работ они встречаются в качестве вспомогательных элементов. Посмотрите на картину Эшера «Рептилии». Рептилии, выползающие из двумерного пространства, превращаются в трехмерные фигуры, переползающие через додекаэдр, и опять вползают в плоскость. В реалии невозможное явление, но за превращением каждого крокодильчика следишь, как завороженный.

На гравюре Мориса Эшера «Порядок и хаос» звездчатый додекаэдр, символ математической красоты и порядка, окружен прозрачной сферой. В ней отражена бессмысленная коллекция бесполезных вещей.

Наиболее интересными геометрическими работами являются гравюры «Звезды» и «Четыре тела». Эшер изобразил пересечение основных правильных многогранников, расположенных на одной оси симметрии, кроме этого многогранники выглядят полупрозрачными и сквозь любой из них можно увидеть остальные. Гравюры и литографии Эшера - парадоксы из тематики «Этого не может быть никогда». Но это есть. Эшер сам заворожен и нас завораживает парадоксами. Он был очарован «невозможными фигурами».

Классической и одной из самых простых фигур является невозможный треугольник. В невозможном треугольнике каждый угол сам по себе является возможным, но парадокс возникает, когда мы рассматриваем его целиком. Стороны треугольника направлены одновременно и к зрителю, и от него, поэтому отдельные его части не могут образовать реальный трехмерный объект.

Эшер создал свою невозможную фигуру – это квадрат. И использует его в своих картинах для создания большей загадочности и абсурда.

Художник и, как настойчиво считают многие, математик Эшер прожил долгую и внешне достаточно спокойную, по большей части, жизнь. У него была любящая супруга, дети Но жил он не только этим миром. Большая часть сознания Эшера была отдана другим, невозможным в нашей реальности, мирам, единственное воплощение которых – его картины. Неправильно думать, что замысел картин рождался в голове гения. В процессе работы художник брал идеи из математических статей, в которых рассказывалось о мозаичном разбиении плоскости, проецировании трехмерных фигур на плоскость, «невозможных фигурах», логике трехмерного пространства. Парадокс и абсурдность невозможных фигур художник использует в своих работах. Невозможная лестница была первым невозможным объектом, который использовал Эшер в своем творчестве.

В реальности не существует лестницы, по которой можно подниматься, спускаться, как на его литографии «Восхождение и спуск». Прямоугольник внутреннего двора замкнут стенами здания, у которого вместо крыши бесконечная лестница, по которой идут на встречу друг другу люди

Если двигаться по лестнице по часовой стрелке, то мы будем постоянно подниматься, а если будем двигаться против часовой стрелки, то спускаться. Схема слева внизу показывает парадокс подъема.

Хотя может показаться, что такая конструкция невозможна в реальном мире, на самом деле невозможную лестницу можно представить в виде реальной модели. Секрет здесь кроется в том, что в реальной модели невозможной лестницы должен быть разрыв в районе правого угла, которого не видно, т. к. точка обзора выбрана намеренно, чтобы скрыть этот разрыв. Невозможные фигуры продолжают свое шествие по гравюрам художника-иллюзиониста Эшера.

«Водопад» - литография была напечатана в октябре 1961 года. В этой работе Эшера изображен парадокс – падающая вода водопада управляется колесом, которое направляет воду на вершину водопада. Водопад имеет структуру «невозможного» треугольника Пенроуза.

Рассмотрим упрощенную компьютерную модель. Конструкция составлена из трех перекладин, положенных друг на друга под прямым углом. Водопад работает как вечный двигатель. Перед нами картина, изображающая чертеж вечного двигателя! Но, как известно из школьного курса физики, вечный двигатель невозможен. Как же Эшеру удалось с такими подробностями изобразить то, чего в природе вообще не может быть?! При попытке соорудить двигатель согласно чертежу «обман» всплывает сразу – в трехмерном пространстве такие конструкции геометрически противоречивы и могут существовать только на бумаге, т. е. на плоскости, а иллюзия объема создается лишь за счет признаков перспективы (в данном случае – умышленно искаженных).

Развенчаем иллюзии и загадки Эшера. Так выглядит водопад в реальном мире. Совсем не завораживающе и не привлекательно. Нужны ли не интересные реалии. Они нас окружают. Любой парадокс, обман, иллюзию Эшера можно развенчать и объяснить, но интересно ли это. В познавательном смысле – да! Все в детстве хотели узнать, чем ходит будильник, и лезли его разбирать. Кроме разочарования этот разгром ничего не приносил. И все-таки иллюзия, как и надежда, - двигатель прогресса и красоты.

«Бельведер» Эшером был создан в реальном мире. На литографии изображен средневековый математик; мальчик, изучающий невозможный куб, люди, поднимающиеся по лестнице изнутри в наружу. Да, Бельведер выстроен в абсурдном стиле. А надо ли нам знать как правильно. Пусть Бельведер останется Бельведером Эшера, непознанный и загадочный с прямыми углами и параллельными колонами.

Вот он в реалии. Все соединено не по правилам геометрии трехмерного пространства или почти все. Эшер в своих работах все меняет, это выливается в метаморфозы. Постепенные качественные изменения приводят к изменению образа. Обыкновенному человеку сложно отследить эти изменения – переплетения, выливающиеся во что-то абсолютно новое и непредсказуемое.

Общепринято мнение, что математическое начало доминирует в творчестве Эшера. Он сам говорил: «Хотя я абсолютно несведущ в точных науках, мне иногда кажется, что я ближе к математикам, чем к моим коллегам – художникам». Мастер иллюзии интересовался всеми видами мозаик – регулярными и нерегулярными (периодическими и квазипериодическими), а также ввел собственный вид, который назвал «метаморфозами», где фигуры изменяются и взаимодействуют друг с другом. Во всех работах Эшера используется ассиметричная геометрия. Он один из немногих умел на холсте изобразить «метаморфозы», применяя к ним трансформации, которые в геометрии называются симметрия, отражение, смещение, параллельный перенос и другие.

Это самая большая картина художника размером 19 см на 39 м. В ней представлены 10 трансформаций. В них он ничего не доказывал, он выплетал орнамент, не задумываясь о теории относительности и кристаллографии. Его увлекало перетекание одной формы в другую: плоской – в объемную, неживой – в живую. «Оживающие орнаменты» Эшера дают полное представление о замысле художника: орнамент (кристаллическая решетка) постепенно нарушает свою строгую упорядоченность, превращаясь в живые существа. В отличие от реального физического процесса, в котором нарушение порядка увеличивает молекулярный хаос, у Эшера старый «неодушевлённый» порядок переходит в новый «одушевлённый».

Творчество Эшера проникло во многие сферы жизни: его произведения используют в качестве наглядных пособий ученые и психологи, его работы часто становятся иллюстрациями сложных модернистских романов, красуются на обложках пластинок популярных рок-групп, став неотъемлемой принадлежностью современности. Эшер не много не дожил до компьютерной революции (он умел 27 марта 1972 г. ), но сейчас многие компьютерные дизайнеры говорят, что Эшер предвидел компьютерную графику. Этому мастеру принадлежит особое место в истории мировой художественной культуры. Эшеру в своём творчестве удалось выявить связь искусства и науки. Художник рисовал те образы, которые возникали у него в голове, не задавая себе вопроса: «А зачем это? Для чего?». Мне кажется, он и сам не знал ответы на эти вопросы. Мало того, что это все математически корректно, это все еще и очень красиво.

Об Эшере можно говорить бесконечно, об его фракталах, которые он рисовал вручную, о его мозаиках, гравюрах, литографиях. Сам художник утверждал: «Все мои произведения – это игры. Серьезные игры».

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)