Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

История села Каликина

Село занимает огромную долину реки Воронеж, от тёмной гряды леса до пологих склонов, сбегающих с полей. А вокруг привольные луга. В весеннюю пору трудно оторвать от них взгляд. Вся заречная сторона бывает залита водой. Мягкий необозримый водный простор! А поднимешься на взгорье, ты увидишь холмистую степь без конца и края. В ясный день она покрыта голубоватой светлой дымкой, дышит спелым хлебным колосом, зеленеет плантациями свеклы, кукурузы, картофеля.

Пускай история листает страницы легендарные свои,

И память, через годы пролетая,

Нам восстановит памятные дни.

Село Каликино впервые упоминается в летописях приблизительно в XVI - XVII веках. Первые жители нашего села прибыли из местечка Калинкино Московской губернии в 1430 году. Возглавил переселенцев гражданин Кочетов. Первые поселенцы поселились на возвышенности (теперь здесь улица Набережная) и у реки Скромны, где теперь МУП ЖКХ <<Каликинское>> и мост через реку. Первую улицу назвали Московской, теперь она - Павлова. Но название Московская сохранилось до наших дней.

О названии села существует много предположений. По одной из версий оно произошло от распространенного здесь слова "кали" (когда). Говорят, что на этой территории проживало много калик, то есть странников. Предполагают также, что от слова "калинкинских" произошло название села.

О том, что ещё в XVII веке были первые поселенцы, свидетельствуют находки монет петровских времён на берегу Слободки. В селе Каликино на крестьянских огородах был найден "царский клад" - 568 серебряных монет золотоордынских времён. В 1901 году близ села случайно нашли чугунную вазу.

Население и его основные занятия.

Село наше расширялось и превратилось в одно из крупнейших в России. Более 150 лет тому назад в поисках лучшей жизни значительная часть жителей выехала на переселение в Сибирь. В Оренбурской области и поныне живут наши односельчане. Фамилии их совпадают с нашими. Там есть Татариновы, Труновы, Никулины, Звягины, Прилепины.

Уделом каликинских крестьян в царское время были бесправие и унижение, бескультурье и бедность. Крепостные крестьяне села Каликина с утра до вечера трудились на полях Новоспасского монастыря, владением которого они являлись. После отмены крепостного права батрачили на лесопромышленника Вострикова. На 2100 крестьянских дворов было в селе земли всего лишь 5100 десятин. Её давали только на мужчин. "Наши сёла - это сёла, где по дорогам ходило тёмное людское горе," - говорил наш земляк - писатель-демократ Александр Иванович Левитов.

Большая часть жителей была неграмотна. В начальной церковно-приходской школе обучалось всего несколько десятков детей из зажиточных семей. Эта школа была открыта в селе в 1908 году.

В 1917 году в школах было девять учителей, 55 учеников. Занимались все в четырёх классных комнатах.

Первыми учителями были Николай Сидорович Нелюбов, Прасковья Алексеевна Панина, Степан Павлович Недрищев, Софья Николаевна Богданова, Климентова Гликерия Филипповна, Скрижанин Николай Алексеевич, Троицкая Мария Григорьевна.

Из воспоминаний учительницы-пенсионерки

Рыжковой Елизаветы Александровны.

"О дореволюционном прошлом села Каликина я расскажу краткую, но полную горечи историю.

Трудная была жизнь. Бесправие и унижение, бескультурье и бедность были уделом тружеников-крестьян села Каликина в царское время. Примитивными дедовскими способами обрабатывали они поля, обильно поливая потом свои узкие полоски земли, гнули спины на кулаков, батрачили на графа Трубецкого, а из нужды выбиться не могли. Богатели за счёт трудового народа лишь местные кулаки да торговцы. Один только кулак и лесопромышленник М. Востриков скупил у разорившихся бедняков более трёхсот десятин земли.

Всеми общественными делами села заправляла кучка богатеев. Беспросветная нужда, суеверие и предрассудки крепко окутывали быт населения. С раннего возраста девочки вместе с матерями пряли и ткали холсты, чтобы одеться самим и одеть своих братьев, мужей, отцов. Работали по ночам при свете лучины. Люди отказывали себе в самом необходимом, часто не имели самых элементарных предметов домашнего обихода, многие за всю свою жизнь не носили никакой обуви, кроме лаптей. Тяжёлые условия жизни были причиной частых эпидемических заболеваний. Медицинская помощь почти отсутствовала.

Лечились у "бабок" и знахарей. В результате сотни людей преждевременно сходили в могилу. Особенно велика была смертность среди детей.

Несколько кабаков, две церкви возвышались на фоне дореволюционного села Каликина. Так, почти без всяких изменений, влачили своё существование каликинцы в течение нескольких столетий. Но и в этой беспросветной жизни русская душа находила место, чтобы излить, проявить себя. Всё это сказалось в одежде, песне, пляске.

Женщины в нашем селе до революции пряли и ткали холсты, как и все женщины России. По праздникам одевались нарядно: на голове - кокошник, у замужних - поскромнее, а у девушек - поярче - "дорогой платок", то есть шелковый платок с замысловатым рисунком, купленный дорого. На ногах - полусапожки на каблуках. Старались показать себя не только в праздники, но и в жаркую трудовую пору: в сенокос и на уборке хлебов. Женщины надевали несколько понев

(очень тонких шерстяных домотканных юбок с "китайкой" из хлопчатобумажной ткани) и несколько кофточек. Это было признаком хорошего благосостояния. Конечно, это было смешно, потому что человек становился толстым, неповоротливым. Как у нас говорят, что вдоль, что поперёк. Мужчины носили холщовые порты и рубахи, в праздники порты были суконными, сапоги хромовые со скрипом. Верхней одеждой зимой были шубы и полушубок, а весной и осенью - шушпан и поддевка. Обувью в будни служили лапти с онучами. Весной и осенью лапти носили на колодочках, чтобы не промочить ноги.

Предметы домашнего обихода были самыми непритязательными: самодельные деревянные ложки, миски, горшки. Пища как у всех крестьян тогдашней России, особенно вкусен был очень густой кисель из ржаной муки с калиной, сваренный на свекольном соке. В избе, топившейся по-чёрному, стол, две лавки: коник и передняя, печь с полатями, окна затянуты пузырём, позже появилось стекло, светец с лоханью для лучины и лохань с кормом для скота. Избы были небольшими: всего одна жилая комната, в которую зимой помещали телят, свинью с поросятами, ягнят.

В поле - соха с бороною, коса с граблями и вилами, серп, цеп на гумне.

В этой беспросветной жизни единственной отрадой после тяжких трудов были праздники. Их ждали с нетерпением. Задолго до них готовились к этому торжеству.

Начинали Новый Год Святки. На них было много веселья, парни и девушки гадали: бросали за ворота валенки, лапти, стучали в соседские избы, спрашивали имя суженого, а девушки на выданье строили из лучинок на ночь под подушкой колодец. Кто воды придёт испить, с тем тебе всю жизнь и жить. Святки-колядки, так у нас называют предновогодние дни, т. е. в это время колядовали, ну а если по-нашему - чудили: могли перенести дрова и сено в другое место. Но никто не обижался - таков обычай. Особенно любим был молодёжью Новый год (14 января), он у нас теперь зовётся старым Новым Годом. С утра 13 числа начиналось веселье: детвора ходила кликать Овсень - это крестьянское счастье. Считалось, что если пришли кликать Овсень, то счастье посетит этих хозяев: все будут живы и здоровы, получат хороший приплод скота, богатый урожай. Детей одаривали угощением. А ребятишки были неспесивыми, они и сами спрашивали: "Открывай сундучок - доставай пятачок", "Подавай пышку, а то уведём быка за лодыжку".

7 января праздновали Рождество Христово, в церкви шла служба, после ходили по домам и славили Христа. В доме к празднику делали уборку: мыли и скоблили полы, стены, потолок, пол устилали свежей соломой, так как Иисус родился в яслях. Готовили праздничные кушанья: пекли коровайцы, варили щи с мясом, холодец.

19 января - Крещенье. Ночью ходили на речку, освещали воду, набирали её ровно в 12 часов, когда вода в проруби колыхнётся, старались сломать веточку вербы, которая на несколько мгновений в эту ночь распускает свои серёжки. Всё это хранилось целый год, а святой крещенской водой лечили от всяких болезней и сглаза.

Потом наступала весёлая Масленица - целая неделя перед великим постом после мясоеда. Это были весёлые русские гулянья, заканчивающиеся Прощеным воскресеньем.

7 апреля - Благовещенье. В этот день не работали. В хорошую погоду все выходили на улицу, думали о будущем урожае, назначали пастухов, ходили в центр села, на Базар, гуляли.

19 апреля - Вербное воскресенье. Этот праздник посвящали богослужению. С вербами ходили в церковь, там их освящали, окропляя святой водой. Вербушки приносили домой, клали рядом с иконами. А когда приходит время выгонять скот на пастбище, то вербами сгоняли скот со двора. Ещё ими прикасались к детям, слегка похлёстывая их и приговаривая: "Верба- хлёст, бей до слёз, вставай раньше, беги дальше". Считалось, что после этого дети будут здоровыми, работящими и весёлыми.

Пасха. К этому дню красили яйца, ходили на ночь в церковь святить кулич (паску), после службы до восхода ходили на кладбище, катали по могилам яйца, посыпали на могильные камни пшено, пели над могилами молитву " Христос воскрес". При встрече говорят: " Христос воскрес!", отвечают: " Воистину воскрес" и троекратно целуются. Этот праздник длится целую неделю. Через неделю от Пасхи - Красная горка. На этой неделе справляли свадьбы. Вознесенье (оно в мае, не в числе 12 праздников). В этот день гуляли по лугу, на берегу реки. Троица - через полторы недели после Вознесенья. На Троицу освящали в церкви веточки берёз, зарю, до восхода солнца посещали кладбище, куда носили освещённую зелень и украшали ею могилы. В доме полы перед Троицей застилали свежескошенной травой, снаружи и изнутри дом украшали зеленью. На Троицу ходили в Толы на гулянье. Этот праздник праздновали три дня. Следующий праздник - Русалка - через 6 недель после Троицы. Одевались посмешнее - русалками, с песнями и плясками ходили по улицам, шутя обливали водой, могли отхлестать и крапивой.

2 августа праздновали Ильин день, ходили на площадь перед церковью гулять, торговали ягодами, фруктами.

На Успенье (28 августа) подводили итог урожая зерновых, ходят на кладбище, отдыхают после уборки урожая. Как подведение всего итога за год - Покров (14 октября). Закончены все полевые работы. Идёт богослужение в церкви, гуляния на площади. Интересно было смотреть на наших односельчан во время этих гуляний. Разнаряженные люди парами и группами ходят по площади, грызут семечки, которые носят в носовых платках. Все праздники и работа в поле и на сенокосе немыслимы были без шутки, пляски, песни. Пели русские народные песни, но частушки и пляски были своими. "Страдания"- протяжные двустишия:

Хорошо страдать на печке:

Ножки в тепленьком местечке.

Плясали "Матаню", "Русскую", "Барыню", "Канарейку".

Люди радовались новой жизни. Кипела, спорилась работа. Тугим зерном наливались колосья хлебов, вспыхивали лампочки Ильича. Труд в нашем селе стал счастьем, будущее радовало. Каждый день делал всё чудесней нашу жизнь. Но над землёй чужой страны к чистому небу мира поднялся едкий дым фашистского пожара.

22 июня 1941 года мирный труд был прерван. По призыву партии всё перестроилось на военный лад, на спасение Родины. Сколько вынесли и перенесли горя наши люди за эти годы: сожженные города и сёла, почерневшие лица женщин, потерявших мужей, братьев, отцов, детей, израненная земля, горящий хлеб. И вот за то, чтобы на прекрасной нашей земле не шлялась ни одна гадина, чтобы народ наш никто не смел называть рабом, шли на борьбу с врагом солдаты, готовые умереть за Родину.

Ушли на фронт и наши односельчане, пожилые и совсем юные, и среди них те, кто ушёл и не вернулся. Героически сражались с фашистами каликинцы: И. А. Татаринов, Н. А. Звягин, Дьяконов, В. П. Мещеряков, С. Н. Кузнецов, С. Т. Трунов, А. И. Кузнецов. Вместе с мужьями и братьями на фронтах сражались и женщины: М. И. Звягина, А. М. Бабкина, Ф. М. Троицкая, М. М. Материкина и многие другие.

По трудной фронтовой дороге прошли наши односельчане. Из них много человек не вернулись домой. Среди них - Герой Советского Союза Михаил Никифорович Быков.

В память о них в центре села в 1985 году воздвигнут памятник>>.

Фронту помогал тыл. От зари до зари трудились колхозники. В годы войны полеводом был Т. З. Трунов. Ежедневно обходил пешком поля по 18-20 километров в один конец и столько же обратно. Смотрел за качеством работ, учил подростков пахать и сеять. Особенно трудно было женщинам. Они пахали и сеяли, косили и молотили. Это П. Г. Шахова, А. Г. Панина, Е. В. Никулина, Е. В. Трунова. А какое мужество и стойкость проявили Анастасия Алексеевна Чеснокова и Анна Петровна Сладкова. Они работали механизаторами в годы войны. Жители села оказывали большую помощь фронту из личных сбережений.

Герой Советского Союза

Михаил Никифорович Быков.

М. Н. Быков рос таким же мальчишкой как и все: озорным, вихрастым, любознательным. У Быкова была большая семья. Поэтому после окончания семи классов Каликинской школы Михаил работал в колхозе, помогал отцу пахать землю, сеять и убирать хлеб. Несмотря на материальные трудности, он после окончания 10 классов поступает в Тамбовское пехотное училище. В 1940 году молодой офицер работал в Добровском военкомате, обучал военному делу призывников. Война его застала в возрасте 27 лет. За проявленную отвагу и мужество в сентябре 1941 года приказом Президиума Верховного Совета награждён орденом Великой Отечественной войны. Михаил Никифорович участвовал в обороне Сталинграда в 1942 году, где был ранен. За проявленный героизм получает вторую награду- орден Красной Звезды.

В марте 1943 года Михаила Никифоровича Быкова назначили помощником начальника штаба по разведке танковой бригады. В мае того же года он - командир второго мотострелкового батальона. Шли яростные бои за Варшаву. Пасмурный день 3 сентября 1944 года. Шесть атак было отбито стрелковым батальоном М. Н. Быкова. Враг собрал отборные силы и перешёл в седьмую атаку. Но и она была отбита. Майор М. Н. Быков первый поднимается в атаку на врага с возгласом: "За нашу Советскую Родину!" Солдаты последовали примеру командира. В этом бою враги потеряли полторы сотни солдат и десятки танков. А всего за время наступательных боёв солдаты батальона, которым командовал Быков, уничтожили более 1200 фашистов, 60 танков и много другой техники.

В этом последнем бою под Варшавой, под местечком Минск-Мазовецкий, Михаил Никифорович был смертельно ранен.

За боевые заслуги он шесть раз награждался высокими правительственными наградами: орденами, медалями, седьмой была Золотая Звезда Героя.

26 сентября 1944 года Президиум Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик присвоил Быкову Михаилу Никифоровичу посмертно звание Героя Советского Союза.

Из воспоминаний С. А. Позднякова.

"Я свято чту светлую память о своем друге Мише Овчинникове. Миша учился замечательно, был заботлив, всегда помогал отстающим, активно участвовал в общественной работе. Миша и сейчас стоит перед моими глазами: небольшого роста, подвижный, весёлый. В те годы в 1-4 классах учились не семилетние, а дети разных возрастов. Начинали учиться в разваленных школах, где не хватало парт, учебников, не было дров, света. Учебники обычно давали на несколько человек (мне дали вместе с Мишей). Он всегда вовремя возвращал их, я часто обращался к своему другу за помощью.

После окончания школы Миша уехал учиться в техникум. После учёбы вернулся в Каликино и стал секретарём первой комсомольской организации. В 1932 году развёртывается борьба с кулаками, идет организация колхозов. Миша - в первых рядах борцов. Ему поручают отправить группу арестованных кулаков из сельского совета в село Доброе. Среди них - бандит Н. Трунов, на счету которого уже были убийства. В лесу, по дороге в Доброе, их встретил брат бандита - В. Трунов, который скомандовал ложиться Мише и ещё двум исполнителям. Но Миша не сдался, он решил встретить бандита огнём. Выстрелить он не успел. Пуля попала ему прямо в лицо. Так погиб мой друг, комсомолец-активист Миша Овчинников.

Бандиты не ушли от возмездия>>.

Нет, не праздное любопытство заставляет нас взглянуть на историю села, а гордость за дела наших отцов и дедов.

Закончилась гражданская война. Перед страной встали грандиозные задачи. Шла жаркая битва за новую жизнь. Отцы видели её только в колхозах. За создание первой сельскохозяйственной артели в селе Каликино сражалась беднота.

Вспоминает один из первых председателей колхоза -

Шахов Филипп Гаврилович.

<<Я родился в 1902 году в семье крестьянина- бедняка. Мне удалось закончить 5 классов церковно- приходской школы. Несколько лет я работал батраком, пас скот. Жилось очень тяжело. Только после Великой Октябрьской революции жизнь в корне изменилась. Были созданы Советы, партийные и комсомольские ячейки. С 1926 года я работал на железнодорожной станции Павлово-Посад. В 1929 году, согласно постановлению советского правительства, я в числе 25 тысяч рабочих был направлен в своё родное село для организации колхоза. В ноябре 1929 года у нас был создан колхоз. На общем собрании колхозников ему решено было присвоить имя Ильича. Но полностью завершить коллективизацию удалось только в 1932 году. В 1935 году первый колхоз был разделён на четыре колхоза: " Имени Ильича", "Путь Ленина", имени Калинина, имени Буденного. Я был избран председателем колхоза "Имени Буденного". В феврале 1941 года колхозы укрупнили в один колхоз - имени Калинина. Колхозники избрали меня его председателем. Но недолго мне пришлось руководить колхозом. В июне 1941 года я ушёл защищать нашу Родину. В 1942 году по причине ранения вернулся в Каликино, вновь был избран председателем колхоза. Скота не было, скотные дворы разрушены, не было тракторов, семян. К тому же в селе остались одни женщины и подростки. Всё пришлось начинать с самого начала. Землю пахали на коровах и копали вручную, но люди трудились на совесть. Все понимали, что фронту нужен хлеб, молоко, шерсть. Женщины собирали тёплые вещи, вязали варежки, носки, собирали деньги. Осенью мы собрали с таким трудом выращенный урожай, колхозникам выдали по 200 граммов зерна на трудодень. После войны только появились трактора, лошади, сельскохозяйственная техника. Колхоз окреп, увеличился урожай, выросло поголовье скота, были построены животноводческие помещения. В 1951 году наш колхоз был удостоен диплома первой степени на областной сельскохозяйственной выставке, награждён автомашинами "ГАЗ-51" за выведение знаменитой каликинской породы свиней. Правительство наградило меня орденом "Знак Почёта" и денежной премией. Руководил я колхозом имени Калинина до 1961 года. В этом году колхозники проводили меня на пенсию, избрали почётным председателем колхоза имени Калинина и заслуженным колхозником. Липецкий облисполком вынес решение назначить мне персональную пенсию за 45 - летний трудовой стаж в колхозе. Но и на пенсии я работал в течение 5 лет председателем сельсовета, председателем группы народного контроля. На моих глазах изменялся облик села Каликина.

Оно стало неузнаваемым: построено 2 школы, здание правления колхоза, современные магазины, детский сад, квартиры для специалистов, дом культуры. Но мне никогда не забыть того времени, когда люди ходили в лаптях, гнули спины на богачей, пряли при лучине, время, когда дети рождались и умирали в нищете.

Сейчас, как никогда, я понимаю, как прекрасна наша жизнь, и я верю в народ, который способен преодолеть любые трудности>>.

Село сегодня.

Современное село Каликино красиво и величаво. Необыкновенное восхищение вызывает родная природа. Сколько чарующей красоты в голубом разливе реки, хороводе зеленокосых берез, разноцветном ковре лугов! Здесь живут самые добрые люди, которые в трудную минуту всегда готовы прийти на помощь. Они славятся не только душевными качествами, но и своим чудесным рукоделием. Гостей поражают вышивка полотенец и вязание салфеток. В центре села находится красивая аллея, где можно отдохнуть и помечтать. Также мы можем увидеть большое количество магазинов, снабжающих людей продуктами питания и продовольственными товарами. В нашем селе есть места, где молодежь может провести свободное время. По выходным дням юноши и девушки ходят в Дом культуры, где отдыхают, обмениваются впечатлениями и просто веселятся. Для малышей есть уютные уголки - это зеленые полянки и луга, на которых детвора может поиграть в различные игры.

Самая главная достопримечательность села - это церковь с позолоченным куполом. Душевный, мелодичный звон колокола слышен в любом отдаленном уголке Каликина.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)