Культура  ->  Изобразительные искусства  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

История появления витража

Витраж — одно из самых замечательных явлений декоративно-прикладного искусства. Свое название он получил от французского слова «vitrage» — стекло. Под этим определением понимается орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, перегородке, в виде самостоятельного панно) из стекла или другого материала, пропускающего свет.

По данным ученых, простейшие витражи существовали уже в Древнем Египте со II тысячелетия до н. э. , а с I тысячелетия н. э. — в Древнем Риме.

Во все времена самыми роскошными и нарядными считались окна в виде витражей. «Когда сквозь высокие проемы окон проникают солнечные лучи, витражи-картины, витражи-узоры как будто вспыхивают, загораются ярким цветом, начинают светиться, преображая внутреннее пространство, наполняя его фантастической игрой цветного стекла». Эти слова весьма точно отражают зрительный эффект, достигаемый создателями витражей в восприятии человека. Почувствовав эту великую магию цветного стекла, духовные отцы ввели витражи в оборот церковной жизни как элемент для оформления храмов. Так, выйдя за пределы материальной культуры, витраж становится знаковым носителем определенных духовных ценностей.  В X-XII вв.  в романских соборах Франции появляются витражи с религиозными сюжетами, которые состоят из кусков цветного стекла. Стекла вырезаны по контуру изображений и скреплены свинцовыми полосками.  В эпоху готики витражи обогащаются цветовым набором стекол, усложняются сюжеты.

Постепенно, наряду с религиозными сюжетами, появляются бытовые, и в витражах главное место занимает роспись. Формы мельчают и дробятся.  В эпоху Возрождения витраж чаще предстает как живопись на стекле со светскими сюжетами.  В эпоху классицизма и барокко витраж вырождается в настенные картины на стекле.

В отличие от Западной Европы витражное искусство в России имеет сравнительно недолгую историю. Ученые связывают ее с первой четвертью XIX века, когда в 1820 г.  отечественными фабрикантами были предприняты первые опыты в столь деликатной области стеклоделания. Уже к 1900—1910 гг.  витражное искусство в России достигло расцвета. С момента своего появления в России витражи сразу же стали весьма распространенным украшением в интерьерах богатых русских дворянских особняков. Однако революция 1917 г.  прервала развитие русского витража.

Во второй половине XX века попытки возрождения витража сводятся к декоративной стилизации, не имевшей большого художественного значения. Витраж превращают в перегородки для защиты от ветра перед входом в здание, в панно с подсветом и т. п. Наряду с витражами все чаще появляется имитирующая роспись по стеклу.

Сегодня благодаря новым технологическим возможностям витражное искусство получило свое дальнейшее развитие. Современные материалы позволяют заниматься созданием витражей и росписью в витражной технике не только специалистам, но и любителям и даже детям.

С этим видом декоративно-прикладного творчества могут соприкоснуться, познакомиться и освоить дети разного возраста.

Декорирование стеклянных предметов (посуды, баночек, рамочек и т. п. ), рисование маленьких оконных картинок, создание витражей-панно приводит детей в полный восторг. Творческий процесс способствует прежде всего развитию мелкой моторики и пространственного мышления, художественного вкуса, дети приобретают навык уверенного рисования по контуру, знакомятся с основами дизайна.

Существуют специально разработанные материалы для этого вида декоративно-прикладного творчества. Это и детские витражные краски, которые при высыхании создают пленочное покрытие, и созданную картинку можно использовать многократно как наклейку, это и специальные пластиковые витражики, которые можно просто расписать и сделать цветными. Для декорирования интересно использовать гели с блестками, акриловые или темперные краски, цветной песок и т. п. Витражные миниатюры можно создавать на обычных пласиковых прозрачных крышечках. Для выбора персонажа, или создания сюжета пригодятся любые картинки из детских книжек, или дети могут придумать их сами.

Техника выполнения

Можно взять любую готовую картинку просто срисовать или перевести на бумагу.

Но мы решили пойти по пути настоящих художников. Сами придумали узор, сделали эскиз, подобрали цветовую палитру.  

Этапы работы:

1. Исходные материалы: стекло или пленка 0,4 мм толщиной, А4, витражные краски, ножницы

2. Нарисовать или перевести рисунок на лист белой бумаги.

3. Полученный рисунок обвести черным фломастером

4. Положить рисунок под стекло или пленку, с помощью черной контурной краской для витражной росписи обвести полученный рисунок. Дать краске высохнуть.

5. Пока контурный рисунок на стекле сохнет, нужно продумать и воплотить с помощью фломастеров цветовое решение рисунка.

6. По эскизу раскрасить рисунок на пленке витражными красками.

7. Дайте краске высохнуть и вырежьте модель по контуру.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)