Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Старообрядцы в Шаралдае

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине. Любить Родину - значит беречь и охранять её, изучать её историю и культуру.

Знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край – живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма – глубокой любви к Родине. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у человека мировоззрения, в которое включены осознание своей принадлежности к определенной нации и, как следствие – гордость за это.

РодинаРодная сторонау каждого человека есть на свете родной уголок, который ему близок, где он родился или где прошли годы его жизни. И куда бы ни забросила его судьба, он помнит этот уголок, его тянет туда вернуться, посидеть на знакомой лавочке, перепрыгнуть через ручеек, пройти по улице, уходящей в даль, дотронуться до тяжелого валуна на опушке леса или парка, загадать, как в детстве, свое самое заветное желание. На мой взгляд, это и есть истинное проявление любви к своей Родине!

Цель исследовательской работы – осознание своей связи с Отечеством, малой родиной, их прошлым, настоящим и будущим на основе исторических ценностей; проявление национального самосознания, правильное понимание своей роли в развитии села.

Задачи исследовательской работы:

1. Развивать и углублять знания об истории и культуре родного края.

2. Отразить собственную гражданскую позицию через описание исторических фактов.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что исследуя данные о происхождении села Шаралдай, его историю, можно увидеть культурные и духовные ценности народа, исторические события той или иной эпохи, социально-экономические и общественно-политические аспекты жизни народа, тем самым, ощущая свою сопричастность к истории родного края и гордость за Отечество.

Собранный материал о моем крае может быть интересен не только жителям села, но и другим людям, так как они являются частью истории и культуры.

1. Загадка названия села (факты и легенды)

В далекие, далекие древние времена, когда на территории южного Забайкалья, в том числе и Мухоршибирского района проживали племена разных народов, обитал на нашей земле и «шаралдаевский род». На Сухару, где сейчас расположено село Шаралдай, получившее свое название в память о тех прежних шаралдайцев, их род пришел из мест прежнего обитания в долине Куды (Приангарье), откуда их вытеснили более сильные и воинственные сэнэгуты. Но из-за враждебности других племен, ненадолго удалось оставаться здесь шаралдаевскому роду, и они вернулись в ранее обжитые места. После долгих гонений, шаралдайцы осели в верхнем течении реки Иды, в нынешнем Боханском районе, одно из сел в котором тоже носит имя - Шаралдай. Поэтому можно сделать вывод, что название нашего села, происходит именно от шаралдаевского рода. По некоторым расчетам получается, что род человека, по имени Шаралдай, жил в здешних местах не многим более 300 лет назад перед приходом сюда первых поселенцев.

А в селе до сих пор живет легенда, передаваемая из поколения в поколение, о добром буряте Шаралдай, который подружился с русским и, умирая, завещал весь свой скот друзьям. И в память о славном человеке осталось название Шаралдай, что в переводе звучит как «желтые пески». Радостно поднимается солнце, лаская своими лучами безбрежные желтые пески. Яркие краски солнца, сливаясь с золотом песка, освещают широкую долину, уходящие вдаль синеватые горы и леса.

Среди этой живописной природы, безграничных золотисто- желтых песков, невысоких холмов живут люди. Они и село свое назвали так, что оно постоянно напоминает о природе, о песках Шаралдая, а история народов, некогда населявших нынешнюю территорию, уходит глубоко в тысячелетия.

1. 2. Русские в Шаралдае.

Русские стали проникать в Забайкалье в 30-40 годах 17 века. Это были казаки, различные служивые, торговые, промышленные люди и крестьяне. Одни были направлены сюда воеводами, другие бежали от крепостного гнета в поисках вольных земель, пушнины и т. д.

В XVII в. русских в Бурятии, а особенно на территории нашего района было мало. Село Мухоршибирь было основано в начале 1740-х годов. В начале же 30-х годов (а именно в 1732 г) известный ученый и путешественник Г. Ф. Миллер, не зная таких сел и упоминал в своих записях только «урочище Мухоршибирь речки» и однодворку служивого человека Игнатия Завьялова, писал: «За деревней И. Завьялова, примерно в 15 верстах западнее современной Мухоршибири, на речке Цухаре (Сухаре) Миллер упоминает двухдворку селенгинского посадского человека Алексея Чулкова. Вероятно, именно на этом месте было основано село Шаралдай. О том, что речка Сухара стала заселяться русскими только в начале 30-х годов XVIII века, говорит и тот факт, что Миллер знал только бурятское название речки Цухаре.

Шли годы, население росло и умножалось из-за того, что к ним подселялись разного рода сосланные сюда жители Европейской части России.

В первые годы они нанимались у местных бурят пасти скот, живя в таких же войлочных юртах, как и они. Впоследствии они женились на бурятах. Между тем женитьба русских поселенцев на бурятских крестьянках была характерным явлением для того времени, так как русских женщин в крае было очень мало.

Неудивительно, что многие потомки старожилов местных сел до сих пор отличаются от других русских природной смуглостью, узким разрезом темных глаз и прочими характерными для восточных народов чертами лица. Данное явление мы можем наблюдать у жителей нашего села.

Также все еще бытуют семейные прозвища, которые из поколения в поколение обычно «величают» тех или иных односельчан прочие жители, указывая на их происхождение.

В с. Шаралдай до сих пор имеются свои «Сонголы» - семьи Калашниковых, «Тугуты» - семьи Яковлевых и распространенные по Забайкалью «Карымы» - семьи Носковых.

Глава 2. Прибытие старообрядцев.

В марте 1767 г. на 25 подводах прибывает партия старообрядцев под конвоем одного унтер-офицера и троих рядовых солдат в «Заганские деревни». Из 453 поселыщиков, часть была определена в с Шаралдай.

Совершивший в 1722 году путешествие по Забайкалью ученый — академик петербургской Академии наук П. С. Паллас, в своих описаниях рассказывает, что к тому времени по правой стороне реки Тугнуй раскинулась «новая слобода» Мухоршибирь и села Шаралдай. В селе к приходу семейских было всего 7 дворов. Семейские же построили в 1772 году еще 12 дворов. Как пишет Паллас ,произошло обоснование «польских семей».

В селе появились новые фамилии: Павлуцкие, Бельские, Красинские, Гороховские, Архиповы.

Глава 3. Село Шаралдай в истории России.

3. 1. В 1882 г. В селе Шаралдай насчитывалось населения: православных 215 человек (114 мужского пола и 101 женского пола), имеющих 37 домов. ' Они селились в «верхнем конце» Большой улицы и имели свою головню. Улица Большая - самая старая в селе. На ней до сих пор находятся дома первого года постройки. Много испытаний выпало на эту улицу. Она горела, два раза. Первый раз от неосторожности девочки, которой было поручено истопить баню к вечеру. Всё работоспособное население было в поле, спички являлись большим дефицитом, чтобы растопить баню, она несла угли из дома, а один из угольков сдуло, начался пожар. Тушить пожар было некому, и вся улица сгорела, остался только один дом Павлуцкого.

Второй раз, когда пришли японцы. Им приказали сжечь четвертую улицу в Шаралдае, на которой располагался партизанский штаб, но просчитались и сожгли не четвертую, а пятую. Четвертую позже назовут Партизанской. Большой улице от первого найденного мною упоминания, уже более 150 лет.

3. 2. Старообрядцы Куналея из окрестных сел Феофан Черных и Ануфрий Горбатых собирали деньги на постройку церкви Михаила Архангела в селе Шаралдайском Мухоршибирского ведомства. Из разных сел от доходов было собрано более 800 рублей. В государственном архиве Иркутской области находятся эти документы. Была построена часовня. Но церковь так и не была построена. Были построены часовня и молебный дом. В часовне службу вёл поп, а в молебных домах - уставщики.

До сих пор в селе сохранены традиции, различающие представителей веры: православных (сибиряков) и семейских. «Щепоть» и «двуеперстие» во время осенения себя крестом на молитве, обряд крещения, в обряде похорон и помина, небольшие, но отличия на нательном и обрядовом кресте Господне.

С приходом Советской власти в с. Шаралдай начинаются притеснения верующих, жгут иконы, книги, сочиняют презрительные частушки.

Из воспоминаний Гороховской Агнии Ивановны 1918 г. р. «Отец у меня был в то время комсомольцем, однажды придя, домой, развел во дворе костер и начал выносить иконы с «красного угла» и жечь их. Мама не смогла остановить отца. Было непривычно видеть угол дома пустым, «голым»; как называла его мать».

В документах ПП ОГПУ от 1 апреля 1932 г. по ст. 58 -2 и 58 -2УК РСФСР были осуждены к 10 годам лишения в числе прочих - уставщик — Фетисов Михаил Яковлевич 1886 г. р. , и к 5 годам — Захаров Е. А.

17 мая 1936 г. председателем Мухоршибирского РИКА тов. Фроловым были отправлены в Шаралдайский сельский совет выписки из протокола заседания президиума ЦИКАБ АССР за ЗГ 61 п. 21 и п. 22 об удовлетворении ходатайства о закрытии часовни.

22. 09. 193 8 г. в Шаралдае на общем собрании жителей под председательством Пескова О. И. секретаря Иванова Анисима был поставлен вопрос о закрытии молебных домов.

Все присутствующие проголосовали «за» и подписали документы о закрытии культовых зданий.

3. 3. Великая Октябрьская социалистическая революция.

Великая Октябрьская социалистическая революция эхом отозвалась в нашем селе. Вот что рассказывал Родионов Емельян Стефанович :«Японцы наше село захватили в январе 1918г. Во главе партизан нашего села стоял Трофим Спиридонович Калашников. Партизаны ушли из села, а что они могли сделать с охотничьим ружьями против хорошо вооруженных японцев. Японцы были в Шаралдае всего один день, но что они наделали. Жгли хозяйства резали свиней, издевались над людьми. У Суменкова Ивана Матвеевича сожгли дом, а его самого поставили во дворе и начали стрелять по ногам». Из воспоминаний Соловьевой Матрены Ильиничны «Через дорогу от нашего дома было гумно, там, в складах (скирдах) хлеб, японцы его сожгли. У моей невестки Любы японец весь дом исколол штыком, искал партизан. Весь день их отряд грабил жителей, у деда Анатолия Антонова стали забирать сало, а он не хотел отдать, так они его «пырнули» штыком. Жгли сало, резали кабанов и тоже жгли, дым шел черный, густой. У Соловьевой Елены месячного ребенка подняли на штыки и смеялись. Сколько всего пережили за этот день. Из воспоминаний Братеньковой Раисы Павловны «Павла Константиновича Степных, который спас многих красноармейцев, избили, возили по селу, а потом повесили на воротах в с. Шаралдай, а вместе с ним повесили за отца 17летнего Веню Павлуцкого. По приказу сожгли одну из улиц — Большую. Многие, тогда молодые ребята, ушли в партизаны.

Наш односельчанин (не выяснили его фамилию) сражался в отряде Сергея Лазо и дошёл с ним до Дальнего Востока (из воспоминаний Архиповой Веры Фёдоровны, 1926г. р. ).

Вот такие страшные события коснулись моего села.

Глава 4. Новое время и Шаралдай.

4. 1. Народное хозяйство и социально — культурное развитие села. После изгнания с территории Забайкалья белогвардейцев, семеновских банд и иностранных интервентов трудящиеся с Шаралдай приступили к восстановлению разрушенного хозяйства.

Население села уже составляет 3100 человек (из 470 домов — 70 -православных).

В 1919 году создаётся партийная ячейка из 3-х человек: Володин Г. Ф. — секретарь и два члена ячейки Ребягин Д. И. и Антонов О. И.

В 1920 г. зарождается комсомол. Первыми активистами становятся Захаров Демьян Федорович и

Калашников, Демьян Фомич.

Став комсомольцем, Захаров д. Ф. открыл в селе первый красный уголок, он был зачинщиком спектаклей, организатором хора.

В 1922 г. проходят первые выборы в местные Советы, где председателем избран Михайлов Михаил Иванович. Особое внимание сельский Совет уделял сельскому хозяйству, основные производители хлеба: середняцкие и бедняцкие крестьянские хозяйства.

В 1928 -1929 гг. с возникает вопрос о коллективизации хозяйств. В 1930 г. создается коммуна «Борец», в общей сложности в нее вошло около 50 семей. Руководило коммуной правление, избранное на общем собрании во главе с председателем Яковлевым Малофеем Матвеевичем. Кроме коммуны в селе были созданы две сельхозартели «Красный ударник» и «Пятилетка». До 1941 г. произошло объединение хозяйств, и образовался колхоз «Ворошилов», на пост председателя был избран Павлуцкий Елифер, который руководил хозяйством более 10 лет.

Наряду с развитием колхозного движения, открываются школы, в 1930 г. в селе развернулось движение за ликвидацию неграмотности. В 1940 г. школа размещалась в купеческом доме, т. к. классных комнат не хватало, к зданию были сделаны пристройки. Занимались дети и в бывшей часовне. Всего было 5 классных комнат, шестая разделена на 2 части. Учителем приходилось работать в 2 смены и вести по 2 класса.

В 1940-194 1 гг. директором школы был В. М. Акинин, завучем М. М. Кулешов. Существовало две школы: для детей семейских (называлась Шаралдайская неполная школа) и для сибиряков (Сухаринская). На восьмой сессии Шаралдайского с/совета Мухоршибирского района БМ АССР состоявшийся 25. 11. 1955 г. было принято решение о строительстве новой школы. Вести строительство было решено методом народной стройки. В октябре 1959 г. Шаралдайская средняя школа была пущена в эксплуатацию. В 1032 году создается Гашейский МТС, которая располагается на конце деревни и занимается ремонтом техники. Многие шаралдайцы трудились в ее цехах.

За годы Советской власти в селе произошли значительные перемены. Ушли на фронт и не вернулись 138 односельчан, горе коснулось почти каждой семьи. Отец, брат или сын, а то и сразу несколько человек не вернулись в семью. После войны с трудом приходилось поднимать хозяйство, не хватало рабочих рук, не хватало машин, но люди выстояли, перешагнули трудности и начали новую «светлую жизнь». Образованный в 1950 г колхоз «Гигант» в 1959 г. объединился с совхозом «Калинин» в один крупный колхоз «Забайкалец». Позже колхоз был преобразован в совхоз «Забайкалец» и включен в состав треста «Птицепром». К 50-летию Советской власти совхоз запустил 2-х этажное здание дома культуры на 300 мест, здесь будет библиотека, спортивный зал, продолжается строительство индивидуального жилья, в 1975 г. открывается детский сад на 90 мест. В 1980 г. введено в эксплуатацию новое здание Шаралдайской средней школы на 480 мест, открывается памятник погибшим войнам. В 1992 г. в день 60- летия рождения И. К. Калашникова проходит открытие музея - усадьбы писателя — земляка.

4. 2 Люди –наше богатство.

Тугнуйская долина богата и известна не только плодородными землями, высокими урожаями хлеба, овощей и картофеля, но героями войны, трудолюбивыми, знающими свое дело хлеборобами, животноводами, строителями, работниками образования, здравоохранения, культуры и тд.

Орденом «Трудового Красного Знамени» был награжден Павлуцкий Михаил Гурьянович — овощевод совхоза «Забайкалец», получавший много лет высокий урожай овощей; медалью «За освоение целинных и залежных земель» - награждён Захаров Родион Елупович, медалью «За доблестный труд в годы ВОВ 1941-1945 годов» - Короткова Александра Ивановна — фельдшер — акушер и многие другие. Из среды интеллигенции вышли знаменитый писатель Исай Калашников, автор романов «Жестокий век», «Последнее отступление», «Разрыв — трава» и других, Виктор Носков, автор повести «Макар Нелюбин — хозяин собаки» и других произведений, Олег Захаров — член Союза художников Бурятии, Е. С. Павлуцкая — автор сборников «Земляки писателя И. Калашникова», Галина Калашникова — юная поэтесса, Иван Кузнецов — автор Гимна Шаралдай.

Имеются в с. Шаралдай заслуженные работники Бурятии, России — это Петров К. В. —механизатор; Калашникова А. Ф. , Шаманов Ин. Ив — заслуженный агроном РСФСР, Фетисова Е. С. и другие. Боевыми медалями и орденами Красной звезды и боевой славы было награждено 20 человек, в числе которых Фетисов Л. И. , Маковеев М. Я. , Аносов И. А. , Шадрин А. К. , Кравцов Ф. П. , Павлуцкий И. Г. , Носков Ф. К.

Люди - это самое главное богатство нашего села, и я по праву горжусь тем, что живу на земле героев, талантливых и трудолюбивых людей.

Взрастила Шаралдайская земля министра лесного хозяйства Носкова Петра Лукича, Носкова Владимира Тимофеевича -, Евдокимова Петра Ивановича — заслуженного ветеринарного врача России, Евдокимова Сергея Ивановича — полковника, профессора технических наук и многих других.

4. 3. Шаралдай и современность.

1 января 2006 г. Шаралдайская сельская администрация на основании федерального закона 131 ФЗ преобразована в муниципальное образование сельское поселение «Шаралдайское». На территории сельского поселения находятся два села: Шаралдай и Куготы с общим населением 2019 человек.

Несколько учреждений и организаций: СПК «Шаралдай», участковая больница, отдел почтовой связи, электросвязь, отделение сберегательного банка, общеобразовательная школа им. И. Калашникова, детский сад «Березка», дом культуры, две сельские библиотеки, музей — усадьба И. К. Калашникова, ПМК-2 «Мухоршибирское», дом ветеранов, магазины. У

В настоящее время в с. Шаралдай проживает 1577 человек, в с. Куготы 402 человека. По национальному составу: русские, буряты, татары, молдаване, мордовцы, якуты.

Работоспособное население составляет 46%, школьники 128.

Улучшение жизни населения заключается в развитии личного подсобного хозяйства. По переписи на 01. 12. 2010г. в с. Шаралдай содержатся 1446 КРС, 728 свиней, 676 овец, 175 лошадей, 40 пчелосемей. В пользовании населения находятся 2190 га земли.

Уровень занятости работоспособного населения составляет 52 %. Время внесло печальные коррективы: закрыта Сельхозтехника, произошло огромное сокращение хозяйства и людей совхоза. Все чаще люди трудоспособного возраста выезжают за пределы села, района, а то и республики.

Все это отрицательно сказывается на демографической ситуации. По данным МО СП «Шаралдайское» в 2010. г. родилось 19 человек, а умерло 27ч.

В Шаралдае на 01. 011. 2010 г. проживает 6 ветеранов ВОВ, тружеников тыла 20 человек, многие из них орденоносцы, более 30 односельчан удостоены званий и наград в той или иной области. Многие наши земляки являются знатными людьми села, района, республики, страны.

В 60—х годах наш Шаралдай одним из передовых не только в районе В основном все, что есть в нашем селе, было построено в это же время. К сожалению, трудности, которые сейчас проживает вся страна, не могли коснуться и нашего села.

Люди уезжают в поисках лучшей доли, работы, жизни, особенно молодежь. Из 100 студентов в село возвращается 1-2 %.

Село переживает не лучшие времена, перед всем народом стоит труднейшая задача по выводу села из кризиса. Важную роль в решении этой задачи должно сыграть осознание всем народом ответственности за будущее сел.

Заключение.

Шаралдай является одним из центральных сел, имеющих важное значение в экономическом и социальном развитии Мухоршибирского района.

Село Шаралдай — третье по своей площади (числу жителей). Оно известно как житница района с богатыми, плодородными землями, хорошими человеческими устоями нравственности, высокими порывами души, живущих на ней людей.

Люди - основа жизни села. В любые времена народ Шаралдая не терял духа патриотизма, вкладывая душу и сердце в развитие родного села. Здесь живут трудолюбивые и настойчивые люди , и я хочу, чтобы мое село становилось еще красивей и богаче, люди жили еще более полноценной жизнью.

Если 300 лет назад шаралдайцы из одного двора могли выстроить большое, красивое село, то думаю, мое поколение и лично я, сможем приложить усилие для того, чтобы мое село в очередной виток его проверки на прочность выстояло, выжило и поднялось к намеченным и задуманным вершинам.

Время движется вперед, открывает новые горизонты, сменяются понятия и представления о жизни. Но мы не можем возвращаться к прожитому нашего старшего поколения; не зная прошлого, не понимая до конца всей важности и значимости тех событий, которые произошли, нельзя уяснить себе бурливое течение современности, нельзя представить будущее.

Многие сведения из истории нашего села взяты из архивных источников, из публикаций печати, литературных источников, рассказов старожилов.

Я думаю совместными усилиями шаралдайцев и людей, интересующихся истории села и проживающие на нашей земле в разные моменты его становления, мы сможем написать более полную историю села Шаралдай.

Узнав историю своего села, я еще больше привязалась к своей малой родине, проследила интенсивное развитие своего края на протяжении многих веков. Исследование прошлого и настоящего села побуждает к непосредственному участию в его преобразовании, поскольку родной край – «живая, деятельная частица великого мира. Я с гордостью могу сказать: «Я - патриот своей страны и своей малой родины!»

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)