Дом  ->  Мода и красота  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Исследование особенностей народного русского костюма и использования элементов народной одежды в современном костюме

Русский костюм имеет богатую историю. На протяжении длительного периода, со времен Древней Руси до начала XVIII века, он не претерпевал резких перемен в своих основных формах, эволюционировал в рамках устойчивых традиций. Поворотной вехой в его развитии стал XVIII век. Это время значительных социально-экономических и культурных преобразований в России было ознаменовано законодательной деятельностью Петра I, регламентирующей различные сферы жизни общества и направленной на коренную ломку привычных устоев. Реформы широко затронули русский быт, в том числе - одежду. В 1700 году были изданы указы об обязательном ношении костюма западноевропейского образца. Исключение составляли лишь духовные лица и крестьянство.

Таким образом, костюм в России с XVIII века получает два направления: в дворянском костюме господствуют западноевропейские формы; самобытные русские формы - в народном костюме. Наряду с крестьянством, городское купечество и мещане в XVIII, а отчасти и на протяжении XIX века, остаются приверженцами русского платья, неохотно принимают европейские новшества. Традиционная крестьянская одежда, не затронутая официальным законодательством, сохраняет отработанные веками устойчивые формы, определяющие ее своеобразие, до начало XX века. И с этой точки зрения крестьянский костюм интересен как русский национальный. Он сконцентрировал наиболее типичные черты древнерусского костюма: крой, приемы декора, способ ношения и многое другое. И наиболее ярко эти черты просматривались именно в женском народном костюме.

Многие великие модельеры успешно используют в своем творчестве традиции национального костюма Руси. Вышивку или кружево они стараются повторить по старинной технологии или создают стилизованные орнаменты.

Интересно и оригинально проектируют модели современной одежды с национальным колоритом модельеры французских фирм: <<Кристиан Диор>>, <<Нина Риччи>>, <<Пьер Карден>>, <<Ив Сен Лоран>>, <<Луи Ферро>> и др. Наиболее ярко используются французскими модельерами мотивы покроя, декора и других черт русского сарафана, русской народной рубахи, верхней одежды.

Наиболее ярко влияние народного костюма проявляется в коллекциях Зайцева В. М. Работа этого художника характеризуется серьезным поиском, самобытностью почерка, построенного, как правило, на серьезном отборе исходного материала. Основной принцип его работы - современное озвучивание всего лучшего, что есть у народного искусства, в костюме сегодняшнего дня.

На вопрос Вячеславу Зайцеву, перспективны ли сегодня для моды традиции народного костюма, художник-модельер отвечает так: <<. Народный и исторический костюмы являются главными источниками развития современной моды. Сомневаться в этом не приходится: взгляните на мировой подиум - лучшие коллекции говорят именно об этом. Народный костюм комфортен, утилитарен, логичен, индивидуален. Сейчас я чувствую, как у людей появляется желание подчеркнуть свою самобытность, самость через костюм. В Париже самые смелые и экстравагантные включают в свой гардероб детали национального костюма: длинные юбки с кружевными подъюбниками, большие шали с вышивкой, шапочки, передники. Среди бесконечно скучной, унылой, беспросветно ширпотребовской одежды это выглядит потрясающе!>> Традиционная женская рубаха сегодня изменилась в первую очередь в длине. Дизайнеры экспериментируют с фольклорным стилем, заимствуют из народного костюма элементы кроя, аксессуары, отделки. В современных моделях рубах, выполненных в фольклорном стиле из традиционной русской рубахи заимствованы такие элементы: щелевидный разрез у горловины, туникообразный крой, вышивка на участке груди, низу рукава, низу рубахи. Рубашка может подпоясываться широким или узким поясом.

Важным элементом Орловского костюма была понева. В современном костюме поневу может заменить юбка. Предложения дизайнеров настолько разнообразны, что только диву даешься.

Очевидно, великая польза народного наследия в искусстве будет проявляться только тогда, когда мы будем постоянно изучать его как историю материальной культуры, вне зависимости от направления моды.

Пока же происходит так: народное искусство подробно изучается художниками-проектировщиками, учениками, в учебном процессе. Теоретический и практический запас знаний о народном костюме действует от случая к случаю: включаясь в модную ситуацию, расцветая вместе с нею и умирая, когда она исчерпает себя.

Чтобы не было случайностей в складывающихся модных ситуациях, надо намеренно создавать их для органического соединения прошлого и настоящего. Мода - это то, что определяется сегодняшним днем: ритмом жизни, материальными и духовными потребностями людей, возможностями промышленности.

Проведенный социологический опрос подтвердил правильность выбранной нами темы. На вопрос - решитесь ли Вы на покупку моделей из разрабатываемой коллекции в фольклорном стиле,44 % дали отрицательный ответ. Отсюда можно сделать вывод, что данная проблема является актуальной в современном мире.

Были проанализированы направления моды по данной ассортиментной группе. На основании результатов маркетинговых исследований и анализа направлений моды была обоснована выбранная тема работы.

После обоснования выбранной темы изучили особенности народного костюма основные потребительские и технико-экономические требования к проектируемым изделиям и материалам.

Во втором разделе научной работы были созданы эскизы для будущей коллекции, из которых выбраны две модели для разработки.

В техническом проекте выполнены технические расчеты и конструкторско-технологическая проработка проектируемых изделий.

В рабочем проекте были выбраны оборудование, методы обработки изделий, разработаны лекала на два изделия и выполнены раскладки. На этом этапе были изготовлены изделия.

Таким образом, поставленные задачи при проектировании коллекции <<Дуновение времен>> выполнены и цель достигнута.

Выводы:

1. Анализ опроса знакомы ли вы с культурой русского народа показал, 42 % знакомы, 58 % не знакомы.

2. Анализ показал, что цветовая гамма может быть различной, но обязательно присутствие красного цвета 82 % ответили верно.

3. 62% встречались в современной жизни элементы народного костюма, 38 % не встречались.

4. Исходя из анализа можно отметить, что у 48% нет одежды с элементами народного костюма, но у 52% опрошенным нравятся вещи с элементами народного костюма, поэтому можно сделать вывод о потребности опрошенных в одежде фольклорного стиля.

5. По опросу, кокой материал вы предпочитаете относительно коллекции в фольклорном стиле, все ответы верны.

6. Опрошенных, 44 % не решаются приобрести модели из разрабатываемой коллекции по специальному предложению, 56 %, согласны, поэтому следует провести рекламную акцию по коллекции в современном виде с использованием народных элементов.

Анализируя историю народного костюма, рассматривая современный костюм, можно сделать вывод, что в современном костюме должны проявляться черты народного, национального, традиционного, что делает костюм органичнее, самобытнее, роднее, ближе, дороже. При этом следует всегда принимать во внимание и тот факт, что костюм, мода - явление интернациональное; поэтому было бы несправедливым исключать взаимовлияние костюмов, моды всех стран мира. Достижение единства в многообразии и многообразия в единстве - путь развития и обновления современного костюма.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)