Культура  ->  Изобразительные искусства  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Использование элементов архитектуры барокко русскими архитекторами

На протяжении всей истории человек и искусство были неразрывно связаны. Человеческие качества и чувства запечатлены в произведениях живописи, скульптурных группах. Проблемы бытия, религии, мироощущение нашли свое отражение в произведениях искусства. Осознание человеком самого себя отражается в каменных фигурках, в чертах памятников архитектуры.

В толковом словаре понятие «архитектура» истолковано, как явление производное от конкретной функциональной необходимости, зависящее как от строительных материалов и конструкций, так и от эстетических представлений, которые определяются художественными взглядами и вкусами народа, его творческими представлениями. Например, при восприятии произведений русской архитектуры независимо от времени их возведения и размеров, четко прослеживается соразмерность соотношений между человеком и зданием. Крестьянская изба, городской жилой дом, церковь или другое здание – все они человеческого масштаба, что придает русскому зодчеству гуманистический характер.

В настоящее время современные архитекторы всё чаще стали обращаться к идеям уже известных мастеров, стилей, эпох. Сейчас довольно часто приходится слышать такие термины как «Современное барокко» или «Русское барокко». Действительно ли существуют такие понятия и с чем они связаны? Ответы на эти вопросы мы попытались найти, проведя исследование на тему «Использование элементов архитектуры барокко русскими архитекторами.

Цель работы: Выяснить, использовались ли в русской архитектуре элементы эпохи барокко.

Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:

1. Изучить теоретические данные о стиле барокко и архитектуре барокко.

2. Охарактеризовать архитектурные сооружения советского периода.

3. Провести социологическое опрос по выявлению осведомлённости жителей города об архитектуре барокко.

4. Составить таблицу по результатам сравнительного анализа.

Гипотеза исследования: В архитектурных сооружениях русских архитекторов использовались элементы эпохи барокко.

Описание структуры работы:

Работа состоит из введения, двух глав, описания исследования, заключения, списка литературы, приложения.

В первой главе приведены теоретические данные о стиле и архитектуре барокко, во второй главе дана характеристика современным архитектурным сооружениям.

Теоретическая новизна работы отражается в целенаправленном изучении архитектуры России разных времён и выявлении определённых черт и элементов эпохи барокко, которая берёт своё начало в Италии.

Краткая характеристика архитектуры барокко

Существует несколько стилей архитектуры. Мы подробно остановимся на стиле барокко. В начале XVII века основным строительным центром стал Петербург. Сейчас его называют культурной столицей России. И это вполне заслуженно. Для русских Петербург- город-«европеец». Именно в этом городе сосредоточено самое большое количество музеев, парков и памятников архитектуры. Город поражает приезжих своим великолепием. Однако такая роскошь была достигнута высокой ценой. Район, где был, воздвигнут город, очень болотистый, большая влажность почвы не позволяла строить большие каменные сооружения, т. к. они бы просто ушли в землю вследствие ее рыхлости. Однако Петр I не отказался от своей идеи построить крупный порт с выходом в Балтийское море, и начались активные работы по осушению болот. Труд был очень тяжелым, множество крестьян участвовало в осуществлении задачи. И по сей день экскурсоводы, начиная экскурсию, говорят о том, что Петербург стоит на костях людей. Застройка этого замечательного города осуществлялась преимущественно по берегам Невы, ее рукавов и протоков, в силу сильной заболоченности почв и выхода к водным путям. В 1709 году учредилась Канцелярия, ведавшая всеми строительными делами. При ней создается школа для начального изучения зодчества. Рассчитывалось, что более глубокие познания ученики этой школы должны были получить в архитектурных командах в процессе практического сотрудничества опытных архитекторов. Однако школа и команды не могли обеспечить расширяющееся столичное строительство. Уже в 1710 году стали строить только кирпичные дома, а т. к. не хватало квалифицированных архитекторов, Петр I приглашал опытных архитекторов из западных стран, что позволяло почти сразу же вовлечь их в строительство города. Также производился отбор талантливых молодых людей для их командировки в западноевропейские страны для обучения инженерным и архитектурным искусствам. Таким образом, в столице работали зодчие разных национальных школ, но творили они иначе, чем у себя на родине, подчиняясь вкусам и требованиям заказчиков, а так же приспосабливаясь к специфическим условиям строящегося города. В результате их деятельности архитектура Петербурга той поры стала своеобразным сплавом исконно русских художественных традиций и формальных элементов, привнесенных из западноевропейских стран. Мы знаем, что Петербург является ярким примером русского барокко. Русские, итальянские, голландские, немецкие и французские архитекторы возводили в русской столице дворцы, храмы и государственные здания. А что же такое барокко и, какие отличительные художественные черты имеет именно русское барокко? Для начала поясним, что этот архитектурный стиль обычно называют русским барокко XVIII века или Петровским барокко. Самобытность архитектуры русского барокко проявилась в органичном сочетании четкой фундаментальности и простоты плановых решений с живописностью силуэтов и фасадов, щедростью и фантазией декоративных форм, их многоцветием. В середине 18 века возрождается исконно русское пятиглавие при постройке храмов, причем оно обогащается новыми самостоятельными решениями, повсеместно сменяя тип храма начала столетия, увенчанного куполами во флорентийском духе. Стремление архитектурными средствами выразить господство человека над природой и стихией, неиссякаемость его творческих возможностей — находит убедительное выражение в контрастном сочетании геометризма окружающих дворцы регулярных садов и парков с огромной протяженностью пластичных фасадов и пышных анфилад парадных помещений. В интерьерах — обилие проемов, зеркал, орнамента, сплошь покрывающие стены, живописные плафоны. Все это создает иллюзию безграничности пространства. Нельзя не отметить, что расцвет русского барокко связан с именами А. В. Квасова, П. А. Трезини, А. Ф. Виста. Савва Иванович Чевакинский возвел великолепный Никольский морской собор с самой красивой колокольней Петербурга на берегу Крюкова канала, Шуваловский дворец на Итальянской улице, дворец Шереметьевых на Фонтанке. Но, прежде всего русское барокко связано с именем Варфоломея Варфоломеевича Растрелли (Франческо Бартоломео) - создателя роскошного Смольного монастыря, Зимнего, Воронцовского, Строгановского дворцов, перестроенных им дворцов и павильонов в Царском Селе и Петергофе. Именно Растрелли задал тон, масштаб дальнейшей застройке Дворцовой площади и Дворцовой набережной. Грандиозные масштабы зданий, необычайное богатство и пышность декоративного убранства, двух- и трехцветная раскраска фасадов с применением золота – все это поражало воображение зрителей, вызывая их искреннее восхищение. Торжественный, праздничный характер архитектуры Растрелли наложил отпечаток на все искусство середины XVIII века.

Краткая характеристика русской архитектуры

Франческо Бартоломео Растрелли, получивший, в России более привычное для русского уха имя Варфоломей Варфоломеевич был итальянец по происхождению. Вместе с отцом, скульптором Бартоломео Карло Растрелли, он приехал в Петербург в 1716 г. и состоял на службе у русских монархов с 1736 по 1763 г. Важнейшие его проекты осуществлены в царствование Елизаветы. Для неё в 1741—1744 гг. Растрелли построил в Санкт-Петербурге, у слияния рек Мойки и Фонтанки, Летний дворец, но он не сохранился. Растрелли работал и в окрестностях Петербурга. Им был построен и расширен Большой дворец в Петергофе (1747 — 1752 гг. ), а также Екатерининский дворец в Царском Селе (1752—1757 гг. ) — загородной резиденции Елизаветы. Оба фасада этого дворца (один обращен к регулярному парку, а другой — к обширному двору) щедро украшены объёмными архитектурными и скульптурными деталями, которые зрительно уменьшают горизонтальную протяженность, здания длиной триста шесть метров. Особенно наряден парковый фасад, где позолоченные лепные фигуры атлантов поддерживают парадный второй этаж. Сочетание ярких цветов — голубого, белого, золотого — дополняет общее праздничное впечатление от фасада. Возможно, образцом для Растрелли послужил королевский дворец в Версале: у него также два протяжённых главных фасада и система анфилады залов. Растрелли соорудил в Царском Селе и несколько парковых павильонов (“Грот”, “Эрмитаж”). Великолепные церкви и соборы Растрелли соединяют традиции древнерусской архитектуры и европейского барокко. Центральная часть ансамбля Смольного монастыря - грандиозный собор Воскресения (1748—1757 гг. ) играет важную роль в облике Петербурга. Он виден издали с обоих берегов Невы. Здание, подобно древнерусским храмам, увенчано пятиглавием с луковичными куполами. Лично меня с детства восхищает здание Зимнего дворца, хорошо известное не только в Санкт-Петербурге, но и во всем мире. Зимний дворец был построен тоже в период царствования императрицы Елизаветы, однако первая царская резиденция с таким же названием появилась на набережной Большой Невы гораздо раньше, еще при Петре I.

Зимний дворец представлял собой целый город, не покидая которого можно было и молиться, и смотреть театральные представления, и принимать иностранных послов. Это величественное, роскошное здание символизировало славу и могущество империи. Его фасады украшены колоннами, которые то теснятся, образуя пучки, то более равномерно распределяются между оконными и дверными проёмами. Колонны объединяют второй и третий этажи и зрительно делят фасад на два яруса: нижний, более приземистый, и верхний, более легкий и парадный. На крыше располагаются декоративные вазы и статуи, продолжающие вертикали колонн на фоне неба. Дворец неповторим в своей красоте, как внутренней, так и внешней, но трудно судить о сочетании этой красоты в нем. Конечно, каждый архитектор, который перестраивал дворец, старался сохранить его в едином стиле, но все же сейчас это здание превратилось в нечто действительно неповторимое и стили, которые кажется, не могут сочетаться – сочетаются, говоря о Зимнем дворце надо понять что, это не стиль формирует Зимний дворец, а дворец сам формирует некий свой особенный стиль – именно стиль Зимнего дворца. Конечно, надо добавить, что изначально Зимний дворец возводился в стиле, который присущ русской архитектуре, это сочетание мощи и размаха с неисчерпаемой жизнерадостностью. Внутреннее убранство соответствовало же пожеланиям каждого императора в отдельности.

Интерьеры Зимнего дворца не только создавались в различное время, они беспрестанно перестраивались и переделывались, получая различные назначения. Большинство залов приняли свой современный вид в 30 - 60 годах XIX века. В настоящее время в декоре интерьеров встречаются только отдельные черты, по которым можно воспроизвести характер убранства, присущий работам Растрелли. Внутренняя планировка дворца отличалась ясностью и логичностью. Замысел Растрелли в основном сводился к следующему. По всему нижнему этажу проходили галереи с арками. Галереи соединяли все части дворца. Помещения по сторонам галерей носили служебный характер. Здесь находились кладовые, караульное помещение, жили служащие дворца. Парадные помещения располагались во втором этаже. Потоки золоченого орнамента охватывали простенки, окна и двери, взбегали на рамы высоких зеркал, как бы стремясь не только скрыть, но и преодолеть конструктивные основные формы, разбить впечатление плоскости и преграды, создать ощущение неограниченного пространства. Именно эти приемы составляли богатство образного языка Растрелли.

Из-за того, что Зимний дворец постоянно изменялся и перепланировался, в нем есть сочетание множества стилей. Но почти все архитекторы, что строили дворец, старались придерживаться единого стиля заложенного Растрелли. Зимний дворец это памятник архитектуры мирового масштаба. Он содержит столько информации о культуре нашей страны и мира, что ее достаточно не на одну сотню экскурсий.

Описание архитектуры современности

Мы не можем поверить, что было такое время, когда архитектура в целом не получила собственного стилевого определения. Архитектуру 30-х годов, периода ВОВ и послевоенную архитектуру 2-ой половины ХХ века принято выделять в эпоху "сталинской архитектуры" иногда "тоталитарной архитектуры". Также она получила название "архитектуры 50-х годов",по периоду ее основного расцвета.

Весь этот период можно еще назвать - Социалистическая Утопия как архитектурная реальность. Граница этой архитектурной эпохи определяется политическим курсом государства, который в лозунгах звучал как "построение социализма в отдельно взятой стране". Эта - архитектура, лишенная логики, естественности. Кажется, здание возводится лишь ради своих гипертрофированных карнизов, арочных проемов, порталов, колоннад. Эта архитектура отличается парадоксальной непоследовательностью и противоречивостью. Но при ближайшем рассмотрении она оказывается удивительно обдуманно, преследующей в своем содержании сугубо практические, а не отвлеченные цели.

Едва ли какая из архитектурных эпох была столь же функционально устремленной, как "сталинская", во всяком случае, в своей попытке непосредственно воздействовать на поведение и образ жизни человека эта архитектура не уступает предшествующему ей конструктивизму. Говоря об этой архитектуре, нужно учитывать ее мифогенную природу, как некую реальность и безусловность - вне зависимости от того, являются ли объекты реальными сооружениями или только проектами. Более того, архитектурные проекты обладают даже большей степенью действительности, чем реальные сооружения.

Курс на "построение социализма в отдельно взятой стране" был взят пленумами ЦК ВКП (б) 1928 года. Результатом этого стал небывало разросшийся контроль государства над всеми процессами в стране. Государство становится всевидящим, всезнающим. Социализм из "общего будущего" трансформируется в образ "государственного". Государство теперь стремится приобрести образно-эмблематическую наглядность. Такой эмблемой становится его столица. На Москву возложена миссия, изображать строительство новой жизни.

Сразу обнаружилось, что "современная архитектура" - конструктивизм – так называли первое в строю современных архитектурных движений – функционализм, для этой роли не годится. Он возник в начале 20-х годов и увлек за собой архитекторов многих стран мира, не взирая на их политическую ориентацию. Они решили реализовать следующий принцип: эстетические качества искусства должны быть всецело подчинены пользе для человека. "То, что хорошо функционирует, не может плохо выглядеть", – заявляли апологеты новой архитектуры.

У конструктивизма тяга к городам на рессорах и неспособность решать нечеловеческие задачи. Он объявил современное ему состояние архитектуры смертельной болезнью и отрицал всякое творческое наследие прошлых эпох. Однако цели его были благородны: оздоровить города и улучшить жизнь людей, используя достижения научно-технического прогресса. Функционализм демократичен, не требует больших материальных затрат и позволяет создать "больше жилплощади за те же деньги".

Архитекторы этого направления проектируют дома таким образом, чтобы обеспечить людям необходимые условия для комфортного проживания (или работы). Функционалисты задают ученым массу вопросов: сколько человеку требуется солнечного света, тепла, воздуха, жилой площади, какой должна быть оптимальная температура и влажность в помещении и т. д. И мы должны отдать должное этому направлению в архитектуре. Научно обоснованная регламентация параметров среды обитания человека значительно улучшила жизнь широких слоев общества и ныне законодательно закреплена во многих странах мира. Однако, нельзя не упомянуть и том, что функционализм был тесно связан с зарождавшимися диктаторскими режимами – в Италии, Германии, СССР: он предполагал, что "человек должен быть как все". Увы, уж слишком мало личного, персонального в раннем функционализме.

Город социализма, создан не для отдельного человека, а для организованных масс. Архитектура, словно сценическая декорация, осеняющая непрерывную, живую пластику народных масс, демонстрирующих свой коллективизм и жизнеутверждающую безразличность.

Сталинскую архитектуру иногда называют первым проявлением постмодернизма, но это неверно, в силу того, что постмодернизм - это исключительное и эксклюзивное искусство, которое развивалось по собственным законам. Также и "сталинская архитектура" столь же принципиально эксклюзивна. Отношение этой архитектуры к основополагающим категориям: земле, небу, воздуху позволяет сделать вывод, что она - утопия в самом прямом смысле этого слова.

После такого давящего направления, как социальная утопия, в архитектуре жилых домов постепенно остается лишь функциональная сторона. Начинают застраиваться окраины Москвы, теперь дома не имеют своей индивидуальности, которую можно было встретить раньше.

Но всему когда-то приходит конец. Стремление к отказу от стандартных форм, типичных для массового жилищного строительства советского периода. И к расширению диапазона выразительных средств проявилось в творчестве некоторых питерских архитекторов еще в 1970-80-х гг. : Морской вокзал (арх. В. А. Сохин, 1973-83), гостиница "Прибалтийская" (арх. Н. Н. Баранов, 1976-78), застройка города Пушкин и (арх. Н. М. Захарьина). Однако в условиях жесткой централизации градостроительства оригинальные решения с трудом пробивали себе дорогу. В новых социально- экономических условиях 1990-х гг. расширились возможности индивидуального проектирования, сменились инвестиционные приоритеты. Значительно сократились объемы строительства в новых районах города, идет интенсивное освоение существовавших "пятен застройки", что создает проблемы сохранения Санкт-Петербурга как архитектурного памятника. Строятся гостиницы, банковские офисы, жилые дома с дорогими квартирами, загородные частные особняки. Новым явлением стали кондоминиумы с полным набором коммунально-бытовых услуг для состоятельных владельцев квартир.

Описание исследования

Ни у кого не вызывает сомнения, что стиль барокко был очень популярен в свое время. Но знакомы ли с этим художественным стилем наши современники? Чтобы получить ответ на этот вопрос мы решили провести социологический опрос. Нами была опрошена группа из ста человек. Для проведения опроса мы выбрали людей разных возрастных групп, видов деятельности и интересов. Естественно, что старшее поколение было наиболее информировано в этой области.

1. Слышали ли о стиле барокко?

2. К какой эпохе относится этот архитектурный стиль?

Из тех людей, кто слышал о стиле барокко, «верно» ответили на второй вопрос лишь 29%.

3. Знаете ли вы главного архитектора Зимнего дворца в Петербурге?

Некоторые опрошенные назвали кроме Франческо Бартоломео Растрелли такие имена как В. П. Стасов, Г. Боссе, А. П. Брюллов т. к. эти архитекторы также трудились над отделкой императорских чертогов.

4. Нравится ли вам «архитектура 50-х годов»? Только 7% из опрошенных нравятся типичные серые здания.

Проведя исследование, можно сделать вывод, что в настоящее время не многим известно о стиле барокко. Конечно, данные, приведённые нами, не могут в полной мере отражать мнения и знания всех пластов населения, ведь опрошена нами была лишь небольшая часть жителей нашего города. Но не смотря на это, всё же мы имеем некоторую картину осведомлённости наших граждан об архитектуре.

Сравнительная характеристика архитектуры барокко и современной архитектуры.

Архитектура барокко «Архитектура 50-х»

1. Высота зданий В основном трехэтажные здания. Встречаются пятиэтажные и девятиэтажные дома.

2. Использование элементов декора В то время существовали мощные декоративные Разве, что на балконах жилых домов можно было формы, которые определяли пластическую встретить немного элементов декора.

выразительность здания, придавали ему подлинно имперское великолепие.

3. Типы сооружений К каждому зданию был индивидуальный подход. Создавались типичные здания.

4. Цель постройки Дома в стиле барокко могли себе позволить Дома же в стиле "сталинской архитектуры"

только состоятельные помещики. создавались для всех слоев населения.

5. Эфективность С 1955 по 1964 г. городской жилищный фонд увеличился на 80%, т. е. 54 млн. человек получили жилье (каждый четвертый житель страны).

По результатам сравнительной характеристики можно сказать, что перед архитектурой барокко стояла цель сделать красивыми дома людей, а перед «архитектурой 50-х» - удобными.

В начале работы нами была поставлена гипотеза, которая нашла своё подтверждение в результате исследования, ведь мы выяснили, что элементы архитектуры барокко широко использовались во времена правления Петра Первого и Екатерины, но, к сожалению, во времена Советского союза на первый план вышли однотипные сооружения. Но мы с уверенностью можем сказать о том, что России свойственно тяга к прекрасному и может быть уже в ближайшем будущем нас снова ждёт эпоха выдающихся мастеров и архитектурных шедевров.

Заключение

К середине XX века обстановка в мире изменилась, изменилось и мировоззрение вследствие резкого скачка вперед технического прогресса. Появились новые формы искусств, остатки старины обратились же в бесценные реликвии. Во время перестройки произошло раскрепощение общественного сознания. Решающее влияние на это оказала политика гласности, ослабившая идеологический контроль и цензуру за всеми духовными и культурными явлениями. Антисталинский и истинно социалистический потенциал перерастал в антикоммунистический заряд. Говорилось уже не о деформациях социализма, а о порочности самой системы. Вместе с тем изменения в сфере международных контактов СССР, ровно, как и ослабленные цензуры, привели к тому, что массовая западная культура бурным потоком хлынула на наше культурное пространство и стала его интенсивно осваивать со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.

В наше время изменились взаимоотношения власти и культуры. Не стало партийно-государственного диктата, исчезла единая система управления культурой, и многое ее процессы развиваются сейчас автономно. Кстати, государство в постсоветской России сохранило функцию «регулятора» культурных процессов, поддержки образования и науки, а также обеспечения доступности культурных учреждений. Но средств на это катастрофически не хватает, что приводит к проникновению чуждых компонентов массовой западной культуры.

Мне очень грустно становится от мысли, что в русской культуре не будет больше построено таких же ярких, изящных архитектурных зданий какие были построены при Петре Великом, оттого, что может, не родится тот истинно русский архитектор, который мог и хотел бы создавать здания только в русском стиле, который бы не использовал в своем творчестве заимствованные зарубежные элементы. Мне очень нравятся постройки Петровского барокко, я уважаю зодчих, которые трудились в эту эпоху. Когда я была в Петербурге, на меня большое впечатление, кроме Зимнего дворца, произвел «Спас на крови», он возводился в эпоху «романского стиля». В то время основной архитектурной задачей было создание каменного, по большей части монастырского храма, отвечающего требованиям церковной службы. Главным его типом является тип базилики. В общем, суровость и мощь романских храмов были порождены заботами об их прочности. Для меня этот храм олицетворение именно исконно русской архитектуры.

Если бы меня спросили, предпочту ли я «архитектуре 50-х годов» архитектуру барокко, я бы ответила «да».

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)