Общество  ->  Политика  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Социально экономическая развитие России в 17 веке

XVII в. вошёл в историю как век постепенного наступления нового времени. Становление абсолютистской монархии сопровождается усилием роли дворянства и городской верхушки, увеличением мощи государственного аппарата, армии, укрепления самодержавной власти монархов.

Многие события, имевшие место в XVII столетии закладывали основу для решительных преобразований эпохи Петра I, коснувшихся практически всех политических и социальных сторон российской жизни. Тем, актуальнее, на ваш взгляд, с позиции оценки сегодняшних дней различить истоки проблемы перехода России к эпохе нового времени и последовавшего за ним двухсотлетнего «дрейфа» страны в сторону Европы, чтобы найти её решение.

Академик А. Н. Сахаров в своей статье «О новых подходах к истории России» отмечает, что «большое значение для современной историографии приобрёл психологически-личностный подход к истории, значимость и роль конкретных лиц в истории, их влияние на её ход»

Также следует отметить, что «Историю внешней политики нельзя отнести к новым темам. Тем не менее в 90-е гг. XX в. она зазвучала в историографии по-иному. Ушла в прошлое привязка её то к феодально-буржуазной, самодержавной государственности, а на первый взгляд вышли геополитические интересы нашего отечества, складывающиеся ещё в глубокой древности и модифицировавшиеся. Но не утратившие своей первоосновы в последующие века. В соответствии с этим по-иному предстают и творцы этой политики – А. Л. Ордин-Нащокин, В. В. Голицын, вся деятельность которых была направлена в одних случаях более, в других менее успешно на защиту геополитических интересов России».

Хронологические рамки настоящей работы определяют начальную дату исследований- 40-е гг. XVII столетия, в которых получил известность и начал активную политическую деятельность А. Л. Ордин-Нащокин. Конечная дата – 1689г. , т. е. год получения Петром I реальной власти после отстранения от престола царевны Софьи и арест с последующим заключением в ссылку В. В. Голицына.

Целью работы является изучение степени влияния на формирование новой России, на осуществление великих преобразований Петра I, взглядов и деятельности А. Л. Ордин-Нащокина и В. В. Голицына.

Отсюда вытекает необходимость решения следующих задач:

- определить степень изучённости проблемы;

- проследить основные этапы социально-экономического, внутри – и внешнеполитического развития России в XVII в. ;

- рассмотреть основные события биографий А. Л. Ордин-Нащокина и В. В. Голицына;

- выявить цели, сущность и практическую выполнимость реформ А. Л. Ордин-Нащокина во внутренней политике России в XVII в.

- рассмотреть позицию и влияние А. Л. Ордин-Нащокина на дипломатические взаимоотношения России с Польшей, Швецией, Украиной, Турцией и Крымским ханством;

- оценить значимость внешнеполитических идей В. В. Голицына и его вклад во внешнюю политику России в XVII в. ;

- дать оценку преобразовательной программы В. В. Голицына с точки зрения её важности для будущих преобразований Петра I;

- обосновать и рассмотреть практическое использование темы работы в курсе истории России 7 класса общеобразовательной школы.

Таким образом, новизна данной работы заключается в акцентуации внимания на проблемах перехода России к периоду нового времени и в выделении личностного аспекта в рассматриваемых вопросах.

Россия в XVII столетии. Основные черты развития.

1. 1. социально-экономическое развитие России в XVII в.

С конца 10-х годов – в начале 20-х годов XVII в. , после Столбовского мира и Деулинского перемирия, изгнания шаек мародёров-интервентов, окончания действий повстанческих отрядов, русские люди приступают в восстановлению нормальной хозяйственной жизни.

Сельское хозяйство восстановилось не скоро, причинами того были маломощность мелких крестьянских хозяйств, низкая урожайность, стихийные бедствия, недороды. В целом развитие этой отрасли хозяйства носили экстенсивный характер. В хозяйственный оборот землевладельцы включают всё больше новых территорий. Быстрыми темпами идёт колонизация окраин. По мере ослабления натиска крымцев русские и украинские крестьяне тянутся к югу. В середине века их поселения появляются по р. Хопру, медведице и других местах.

С конца 50-х - 60-х годов переселенцы во многом числе идут в Поволжье, Башкирию, Сибирь. К концу века в Сибири возделывалось до 100 тыс. десятин пашни, с которых собирали да 4 млн. удов зерна.

В Европейской России господствующей системой землевладения было трёхполье. В лесных районах применялись подсека, перелог, двухполье, пестрополье.

Урожайность была невысокой. Часто повторялись неурожаи, недороды, голод. Причины лежали в характере хозяйства, климатических особенностях (вымерзание, вымокание, засуха и т. п. )

Основой развития животноводства являлось крестьянское хозяйство. Из него феодалы получали тяглых лошадей для работы на своих полях и столовые запасы: мяса, яйца, масло и прочее.

В натуральном хозяйстве господствовало мелкое производство. Но уже тогда рост общественного разделения труда, хозяйственная специализация отдельных районов страны способствовало увеличению товарного обращения.

В отличие от сельского хозяйства с его в основном экстенсивным путём развития (распространение земледелия на новые территории), промышленное производство продвинулось вперёд более заметно. Самое широкое распространение получила домашняя промышленность: по всей стране крестьяне производили холсты, сермяжное сукно, верёвки и канаты, обувь и посуду и многое другое. Через скупщиков эти изделия попадали на рынок. Постепенно домашняя промышленность превращается в мелкое производство.

Ремесленники городских посадов и черносошных волостей выполняли частные заказы или работали на рынок. Ремесло в довольно больших размерах перерастало в товарное производство. Особенно эти тенденции были заметны в деревообработке, металлообработке, кожевенной промышленности. Например, кузнечное дело обнаруживает тенденцию к укрупнению производства и к разделению труда.

Таким образом, промышленность в XVII столетии переживала постепенное, но неуклонное преобразование. Начался переход от примитивной домашней промышленности к работе на рынок, т. е. к мелкому товарному производству, а затем к мануфактуре.

1. 2. Внутренняя и внешняя политика России в XVII в.

В XVII столетии во главе государства стоял царь. Считалось, что царь правит страной вместе с Боярской думой. В неё входили представители четырёх думских чинов: бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки. В первый чин, самый важный и престижный, назначались царями лица из представителей более двух десятков наиболее знатных фамилий – Рюриковичей и Гедиминовечей, т. е. потомков правящих домов Древней Руси и Великого княжества Литовского, а также старых московских боярских родов. Княжеские фамилии давали почти четыре пятых членов Боярской думы. Чин думского дворянина получали рядовые дворяне, выбившиеся «в люди» благодаря личным заслугам, долгой и верной службой государю. Иногда, но очень редко, в среду думского дворянства входили и представители «третьего сословия», например, знаменитый Кузьма Минин, нижегородский торговец мясом.

Царь заседал с Думой во дворце или, в случае отъезда в подмосковные сёла и монастыри, вне столицы, поскольку думные члены его сопровождали. Обычно по указанию царя обсуждали и решали наиболее важные государственные дела: объявление войны, заключение мира, сбор чрезвычайных налогов, принятие нового закона и т. д. , спорные или сложные вопросы по представлению приказов. Решение Думы становилось законом или его разъяснением. Особое значение в думской практике придавалось делам дипломатическим и военным. В Думе обсуждались вопросы, связанные с отношениями со странами Запада и Востока; она контролировала дипломатическую переписку, создавала временные «ответные» комиссии из бояр для переговоров с иностранными послами. А дьяк, возглавлявший посольский приказ, исполнял обязанности секретаря Думы по внешним связям.

Постепенно роль боярской думы уменьшается. На ряду с ней существует при царе так называемая «ближняя» из особо доверенных лиц, подававших советы верховному правителю.

Многих историков привлекали, прежде всего, вопросы изменений в структуре и в функциях думы. Являлась ли она институтом, обладающим собственными правами или же это было лишь собрание необходимых царю доверенных лиц без институционного статуса? Участие в Думе означало принадлежность к правящей элите Московского государства. Но боярская аристократия после смуты по большей части утратила влияние, в то время как рядовое дворянство и лица, находившиеся на царской службе («служиные люди»), напротив выиграли в этом отношении. Перемены в составе думы явились результатом социально-экономических изменений, среди прочего возросшим влиянием купеческого сословия и процессом нивелирования боярской и мелкодворянской социальных построек.

Таким образом, на протяжении XVII столетия дума утратила возможность оказывать какое-либо реальное политическое влияние и превратилась в церемониальную, формальную «приправу» к окрепшему авторитету царской власти. Практические решения вырабатывались лишь теми боярами, которые принадлежали к интимному окружению царя.

В XVII в. продолжает свою деятельность Земские соборы. Земские соборы в России как орган сословного представительства не стали законодательным учреждением и имели, только совещательное или осведомительное значение: депутаты высказывали мнение, а решение, носившее законодательный характер, принимали царь и боярская дума. Лишь иногда Земский собор составлял приговор, который имел силу закона, и только в том случае, если в его работе принимали участие дума во главе с царём. После 1653 года, когда Земской собор вынес решение о принятии левобережной Украины и Киева в российское подданство, деятельность этого сословно-представительного учреждения, по сути дела прекращается.

Для контроля над приказами при царе Алексее Михайловиче был сознан Приказ тайных дел, ведавший и политическим сыском. Через него царь сосредоточил в своих руках контроль за деятельностью государственных служащих сверху донизу.

Одним из самых важных мероприятий правительства Алексея Михайловича стало принятие Соборного уложения 1649 г. , которое представляло собой основу законодательства России.

Таким образом, на протяжении XVII столетия сословно-представительная монархия постепенно превратилась в абсолютную.

С становлением абсолютизма связаны и изменения в военной сфере. С 1630 г. началось создание полков регулярного строя - солдатских, рейтарских и драгунских; два десятилетия спустя для этого стали проводить наборы из крестьян и посадских людей. Постепенно росла численность солдат и стрельцов, а роль поместной конницы падала. Вооружение полков стала единообразным: мушкеты и карабины вместо тяжёлых пищалей, ручные гранаты, полковая артиллерия, нарезное оружие.

Перемены затронули и духовную жизнь общества. Церковная реформы и раскол явились крупным социальным и духовным переворотом, который отразил тенденции к централизации и определённой унификации церковной жизни, но и повлёк за собой определённые социокультурные последствия. Он всколыхнул сознание миллионов светской и духовной властью и значительной частью общества. Нарушив некоторые традиционные устои духовной жизни, раскол дал толчок общественной мысли и подготовил почву для грядущих преобразований.

Внешнеполитический курс России в XVII столетии был направлен на решение трёх основных задач: восстановлению с братскими украинским и белорусским народом, обеспечению выхода к Балтийским и Чёрным морям (в начале века Россия имела только один порт для внешней торговли - Архангельск) и достижение безопасности южных границ от разбойничьих набегов.

Смоленская война закончилась для России неудачно. По Поляновскому мирному договору 1634 г. полякам были возвращены все города, которыми владели русские на начальном этапе войны : Невель, Стародуб, Почеп, Себеж и Смоленск.

Перестройка внутренних отношений московского государства – под державой царя Алексея Михайловича совершалась в связи с огромной затратой сил на борьбу с внешним врагом. Её результаты тесно сплелись с новыми тенденциями московской жизни, т. к. выводили её государственность из рамок великорусской племенной замкнутости на более широкое поприще «всероссийской политики». Поднялась борьба за западную и южную Русь, подготовленная великой традицией русско-литовских отношений и, в свою очередь, подготовивший основные черты политики XVII и XVIII вв. , до её завершения императрицей Екатериной II.

Глава 2. А. Л. Ордин-Нащокин – «самый замечательный из государственных деятелей XVII века».

2. 1. Биография А. Л. Ордин-Нащокина.

Рассмотрев основные черты биографии А. Л. Ордин-Нащокина, сделаем попытку определить: можно ли его действительно назвать человеком «нового времени».

Выходец из скромной помещичьей семьи, Афанасий Лаврентьевич родился в начале XVII в. , примерно в 1606 или 1607 г. Фамильное гнездо Нащокиных издавна располагалось на северо-западе России – их немногочисленные и небогатые владения лежали во Псковском и Торопецком уездах.

Семейное родословное предание, древние родословцы говорят, что дворянский род Нащокиных пошёл от герцога Велички, выехавшего будто бы из Италии на Русь служить великому князю тверскому Александру Михайловичу. Он крестился, получил имя Дмитрия и прозвище Красный. Сын его, тверской боярин Дмитрий Дмитриевич, был участником знаменитого тверского восстания 1327г. против ордынского полка Шевкала (Щелкана по древнерусским песням), его ранили во время боя в щёку: отсюда пошло прозвище Нащокина, которое, как исстари водилось довольно часто, стало его фамилией. Нащокин вскоре выехал из Твери в Москву к великому князю Симеону Ивановичу Гордому. От него, первого Нащокина, впоследствии пошли роды Ордин-Нащокиных, Безниных, Олферьевых. Появление двойной фамилии у первого из них связано с прозвищем Орда у Андрея Филипповича Нащокина, убитого в сражении под Оршей.

Думских чинов Ордин-Нащокины не достигали: эта честь выпала только одному из Нащокиных:

Афанасию. Он стал боярином, а его двоюродный брат Богдан Иванович- думным дворянином. Но после них род совсем захудал и к концу следующего столетия угас.

Близость нащокинских владений к западной границе естественно приводила к общению с иноземцами, знакомству с западными идеями, и отец будущего дипломата изыскал возможности для обучения сына не только простой грамоте, но и языкам латинскому и немецкому, математике. Впоследствии Афанасий обучился польскому и молдавскому наречиям. «От младых ногтей юноша отличался любознательностью и упорством, столь необходимым для пополнения знаний. До конца воих дней любил он книги, эти, по его словам, «сокровища очищающие душу»; знаком был не только с церковными произведениями, но и, например, по истории, философии. Ко всему этому следует добавить острую наблюдательность, тягу к восприятию нового, неизвестного, стремление узнать и внедрить то лучшее, что имелось в передовых странах Запада. Некоторые из современников говорили о нём, что он- «человек умный, знает немецкое дело и немецкие нравы знает же», а пишет «слагательно». И друзья и враги отдавали дань его уму и государственным способностям. Он был «говорун и бойкое перо», обладал тонким, острым умом.

А. Л. Ордин-Нащокин упорно стремился к усовершенствованию московских порядков, надеясь на царское заступничество, ссылаясь на свою правоту и желание делать то, что нужно государю и Отечеству.

2. 2. Реформаторская деятельность А. Л. Ордин-Нащокина.

Необходимость серьёзных реформ явственно ощущались многими русскими государственными деятелями XVII века. Очевидно было и то, что западный опыт может стать существенным подспорьем в деле преобразований.

Первая идея, на которой упорно стоит Нащокин, заключалась в том, чтобы во всём брать образец с Запада, всё делать «с примеру сторонних чужих земель».

Наблюдения над жизнью Западной Европы привели А. Л. Ордин-Нащокина к созданию главного недостатка московского управления. Который заключался в том, что это управление направлено было единственно на эксплуатацию труда народа, а не на развитие производственных сил страны.

Народнохозяйственные интересы приносились в жертву фискальным целям и ценились правительством лишь как вспомогательные средства казны. А. Л. Ордин-Нащокин впервые усвоил мысль, что народное хозяйство само по себе один из главнейших предметов государственного управления. Но чтобы промышленный класс мог действовать производительнее, надо было освободить его от гнёта приказной администрации. Управляя Псковом, А. Л. Ордин-Нащокин попытался применить здесь свой проект городского самоуправления, взятый из Западной Европы. Приехав в Псков в марте 1665 г. , новый воевода застал в родном городе страшную неурядицу: вражду между посадскими людьми, ущемление прав «маломочных» торговцев, засилье иностранных купцов, несостоятельность городского общественного управления.

А. Л. Ордин-Нащокин вскоре по приезду предложил псковскому посадскому обществу ряд мер, которые земские старосты на «всенародном совете» в «земской избе» обсудили под его руководством.

Важнейшие статьи положения касались преобразования посадского общественного управления и суда, и упорядочения внешней торговли.

Предполагалось, что посадское общество выбирает из своей среды на 3 года 15 человек, из коих пятеро по очереди в продолжении года ведут городские дела в земской избе. В ведении этих «земских выборных людей» сосредоточивается городское хозяйственное управление, надзор за питейной продажей, таможенным сборам и торговыми сношениями псковичей с иностранцами; они же и судят посадских людей в торговых и других делах; только важнейшие уголовные преступления (измена, разбой и душегубство) остаются подсудны воеводам. В особо важных городских делах очередная треть выборных совещается с остаточными и даже призывает на совет лучших людей из посадского общества.

Афанасий Ордин-Нащокин видел главные недостатки русской торговли в том, что «русские люди в торговле слабы друг перед другом», неустойчивы, не привыкли действовать дружно и легко попадают в зависимость от иностранцев. Главные причины этой неустойчивости -недостаток капиталов, взаимное недоверие и отсутствие удобного кредита.

На устранение этих недостатков и были направлены статьи псковского положения о торговле с иностранцами:

- маломочные торговцы распределяются по «свойству и знакомству» между крупными капиталистами, которые наблюдают за их промыслами;

- земская изба выдаёт им из городских сумм ссуды для покупки русских вводных товаров;

- для торговли с иноземцами учреждаются под Псковском две двухнедельные ярмарки с беспошлинным торгом, от 6 января и от 9 мая.

Такое устройство торгового класса должно было сосредоточить обороты внешней торговли в немногих крепких руках, которые были бы в состоянии держать на надлежащей высоте цены туземных товаров.

Такие своеобразные торговые товарищества рассчитаны были на возможность дружного сближения верхнего слоя с посадской массой. Расчёт мог быть основан на обоюдных выгодах обоих сторон: сильные капиталисты доставляли хорошую прибыль маломочным компанейщикам, а последние не портили цен сильным. Важно и то, что эти товарищества состояли при городской управе, которая становилась ссудным банком для маломочных и контролем для их патронов.

За 8 месяцев своего воеводства во Пскове А. Л. Ордин-Нащокин успел обдумать и большей частью реализовать реформу, но общественная рознь помешала успеху этого невиданного доселе дела. В этой реформе усмотрели дерзкое посягательство на исконные права и привычки воевод и дьяков в угоду тяглого посадского мужичья.

В Москве, где Афанасий Ордин-Нащокин занимался составлением Новоторгового указа, он не оставил своих «псковских торговых идей». В 1667г. появился Новоторговый устав, в котором он проводит идеи псковской реформы – о значении торговли (свободных и прибыльных торгов, вольностях относительно пошлин в интересах народного богатства), ограждении интересов русских купцов, говорит о правах и обязанностях выборных из «лучших людей» купцов, ведавших в Архангельске торговыми и таможенными делами и доходами; регулирует порядок торговли, унифицирует сбор пошлин, (множество мелких пошлин заменяет одним сбором с рубля). Для защиты их интересов организуется специальный Приказ купецких дел, ведавший судом и расправой в купеческом сословии. В Новоторговом уставе Нащокин провёл мысль об особом приказе, который ведал бы купецких людей и служил бы им в пограничных городах обороной от других государств и во всех городах защитой и управой от воеводских притеснений.

Итак, рассмотрев преобразовательные планы Ордин-Нащокина, можно подивиться широте и новизне его замыслов, разнообразию его деятельности: это был плодовитый ум с прямым и простым взглядом на вещи. В какую бы сферу государственного управления ни попал Афанасий Ордин-Нащокин, он подвергался суровой критике установившиеся в ней порядки и давал более или менее ясный план её преобразования.

Его преобразовательная программа сводилась к трём основным требованиям: к улучшению правительственных учреждений и служебной дисциплины, к выбору добросовестных и умных правителей и к увеличению казённой прибыли, государственных доходов посредством подъёма народного богатства путём развития промышленности и торговли.

Являясь сторонником протекционистских мер, Ордин-Нащокин считал необходимым развивать частную инициативу, создавать условия для процветания народного хозяйства.

2. 3. Дипломатическая деятельность А. Л. Ордин-Нащокина

Ордин-Нащокин прославился, не только своими преобразовательными программами разных сторон государственной жизни, но и своими успехами на дипломатическом поприще. Можно даже сказать, что его деятельность как дипломата принесла ему гораздо большее удовлетворение и была общепризнанна.

«Дипломат первой величины» - так оценил этого виднейшего русского дипломата XVII столетия В. О. Ключевский. В активной деятельности Ордин-Нащокина, продолжавшейся около трёх десятков лет, главное место занимали дела дипломатические, внешнеполитические. Именно в этой сфере государственной деятельности с наибольшей яркостью проявились его таланты и способности.

Дипломатическая карьера Афанасия Ордин-Нащокина начиналась в январе 1642г. Молодой Афанасий Лаврентьевич впервые принял участие в переговорах со шведскими уполномоченными по пограничным вопросам. Дело было в том, что шведы, в нарушение условий Столбовского договора 1617г. , захватили некоторые земли в районе пограничной линии по рекам Меузице и Пижве. В результате работы пограничной комиссии спорные земли удалось вернуть России. Причём Нащокин очень основательно подошёл к делу – опросил местных жителей, внимательно прочитал допросы «обыскных людей», говоривших о шведских захватчиках, привлёк данные писцовых и переписных книг, содержавших описание спорного района. Шведские комиссары, оценившие обходительность и любезность русского уполномоченного, убедились в том, что имеют дело с подготовленным и серьёзным, настойчивым дипломатом.

В том же 1642г. ему поручают более важную миссию, он едет послом в Молдавию. Обстановка на южных границах России к этому времени сложилась весьма напряжённо. До крайности обострились отношения с Турцией и Крымом. Уже пятый год донские казаки удерживали Азов – город – крепость в устье Дона, принадлежавший тогда туркам. Ожидалось нашествие по указанию султана большой армии на Россию. Для войны с Турцией страна не располагала достаточными силами, и земский собор высказался за уход казаков из Азова. Те покинули крепость. Однако положение оставалось угрожающим – пошли слухи о совместном выступлении Турции (вместе с крымцами) и Польши против России. Руководители Речи Посполитой проводили враждебную линию по отношению к Москве – её дипломаты искажали царский титул, т. е. по существу нарушали суверенные права русской государственной власти: вопреки Поляновскому договору (1634г. ) шляхтичи захватывали обширные земли в Путивльском уезде, польские правители настойчиво требовали возвращения украинских казаков, перебиравшихся в Россию после подавления крестьянско-казахских восстаний. Переговоры не имели успеха. Московским властям было крайне необходимо выяснить намерения Турции и Польши, а Ордин-Нащокину поручили сделать это. Царский посланник и его спутник выдавали себя за паломников, которых тогда немало шло к святым местам в Константинополе. Располагаясь Молдавия на стыке границ России, Турции, Крыма.

Тайный посланник вёл переговоры с молдавским правителем Василе Лупу и его советниками. Тактичность, обходительность, красноречие, искреннее убеждение А. Л. Ордин-Нащокина в необходимости укрепления традиционных дружественных отношений молдавского и русского народов быстро привели к завоеванию доверия В. Лупу. Он сопровождал Афанасия в поездке, по стране, в том числе вдоль её границ с Турцией и Крымом. Ордин-Нащокин внимательно следил за действиями правителей Турции, Крыма, речи Посполитой.

Весной 1643г. по предложению А. Л. Ордин-Нащокина в Константинополь направилось посольство во главе с Милославским. Был заключён мирный договор между Россией и Турцией, который снимал угрозу с юга. Ордин-Нащокин теперь уже хорошо осведомлённый о мирных настроениях правящей верхушки Речи Посполитой (т. к. ей теперь угрожал крымский хан) ставится перед правительством царя Михаила вопрос о спорных землях, и весной 1644г. в Польшу прибывает князь А. М. Львов. Ему удаётся договориться (частично) по спорным пограничным делам и о соблюдении титула русского государя. Посланник выполнил своё поручение очень удачно. Это имело следствием заключение соглашения с Турцией и Польшей устранила угрозу войны с их стороны, укрепило связи с Молдавией, которая 15 лет спустя приняла русское подданство.

В 1644г. А. Л. Ордин-Нащокину поручают выяснить обстановку на западных границах, настроения Речи Посполитой, где снова как будто оживились антирусские тенденции. Он направился к литовской границе, поездил по ряду уездов, успокоил пребывавших в панике перед посольской опасностью местных жителей. Выяснил, что слухи о военных приготовлениях Речи Посполитой готовы идти на уступки о спорных территориях. Правящие лица в столице успокоились и заняли более твёрдую позицию в переговорах с польским послом Г. Стемпковским.

Деятельность Ордин-Нащокина на этот раз снискала одобрение царя Михаила и его сына Алексея, сменившего в 1645г. умершего отца на московском престоле.

В 1654г. началась война с Польшей из-за Украины, Левобережья, которой в январе этого года, по приказу Переяславской рады, вошло в состав России. С этого времени началось возвышение А. Л. Ордин-Нащокина. Алексей Михайлович после принятия Афанасия с докладом о переговорах со шведами, отправляет его в войско воеводы Шереметева с воззванием к жителям Витебска. Прибыв туда, Нащокин ведёт переговоры в качестве парламентёра с его жителями, обещает шляхте и мещанам в случае капитуляции города сохранить имущество и вольности. Те не согласились, и Витебск пришлось брать штурмом.

В 1665г. правительство вынесло решение о начале войны со Швецией. Ордин-Нащокин энергично включается в подготовку военного наступления. Он был убеждённым сторонником борьбы за балтийские берега, где в своё время располагались древнерусские земли. Как и другие русские политики, помещики и купцы, он думал об удобных морских гаванях и землях, которые могли бы отойти к России в случае военного успеха. Решительные военные действия Ордин-Нащокина привели к захвату штурмом укреплённого монастыря в имении П. Сапеги, а его переговоры – к выводу шведских войск из района Друи. Афанасий ведёт переговоры с Иаковым – герцогом Курляндии – о союзе, с жителями Риги – о переходе в русское подданство, организует разведку, намечает пути продвижения русских войск, жителей Литвы убеждает в необходимости совместной борьбы со шведами. В переговорах с герцогом он добивается согласия помогать России.

Царь высоко оценил энергию, храбрость и распорядительность Ордин-Нащокина, его способность дипломата. Весной 1658г. царь жалует его в думные дворяне – третий думный чин.

В конце апреля 1658г. Афанасий Лаврентьевич в ранге думного дворянина и наместника шацкого назначают в посольство для переговоров о заключении соглашения со Швецией. 1 Сентября 1658г. было заключено Валиесарское перемирие. Восстанавливалась свободная торговля между обеими странами, гарантировались проезд, безопасность дипломатических представителей, свобода вероисповедания, взаимное возвращение перебежчиков, наказание участников антифеодальных движений. Шведы согласились с почётным титулом русского царя, но главное достижение перемирия заключалось в том, что Россия и Швеция согласились: «На обе стороны войне и задорам не быть, а быть тишине и покою».

Валиесарское перемирие, хотя и временно, возвращало России выход к Балтийскому морю. Царь хотел заключения со Швецией «вечного мира», надеясь, что Ордин-Нащокин сделает это. В сентябре 1659г. Афанасий встречается со шведским послом, они договорились о начале в октябре «вечного мира». Но после смерти короля Карла X Швеция отказалась от идеи «вечного мира» с Россией; более того в мае 1660г. заключила в Оливе мир с Польшей.

Снова страна лишалась выхода к Балтийскому морю, которого так настойчиво добивался Ордин-Нащокин. После нескольких переговорах с Польшей дипломат вернулся в Москву. Царь пожаловал Ордин-Нащокина в окольничие.

Андрусовский договор 1667г. установил перемирие между двумя странами на 13,5 лет. К России отходили Смоленская, Черниговская, северная земли, Стародубский повет, Левобережная Украина, Киев с небольшой территорией вокруг него передавались России на 2 года. Заключение Андрусовского перемирия – важный этап в истории русской внешней политики, дипломатии, подготовивший заключение «вечного мира» с Польшей 1686 года.

Выдающиеся способности А. Л. Ордин-Нащокина как дипломата привели к блестящему внешнеполитическому успеху. Царь высоко оценил заслуги Ордин-Нащокина, вскоре пожаловал его в бояре.

Так закончил свой путь один из талантливых русских дипломатов, выдающийся государственный деятель, по выражению С. М. Соловьёва «предшественник, предтеча Петра Великого». Усилиями, талантом, умом многих людей, в том числе А. Л. Ордин-Нащокина, внешняя и внутренняя политика России входила в сложное и беспокойное время, на новые рубежи, опираясь на которые, его приёмники и последователи вывели страну ведущих мировых держав.

Глава 3. В. В. Голицын – «прямой продолжатель А. Л. Ордин-Нащокина».

3. 1. Основные события жизни В. В. Голицына.

Василий Васильевич Голицын (1643-1714гг) принадлежал к княжескому роду, возводившему свою родословную к Гедимину. Правнук Гедимина князь Патрикей Наремунтовия, выехавший на службу к великим князьям московским в 1408 г. , положил начало ряду новых княжеских фамилий – Патрикеевых, Хованских, Булгаковых. Родоначальником собственно Голицыных считался правнук Патрикея князь Михаил Иванович Булгаков – Голица («голица – значит перчатка»), а Василий Васильевич не был первым в роду, носившем такое сочетание имени и отчества. Боярин князь В. В. Голицын, прозванный «столпом», один из виднейших деятелей смутного времени, какое-то время рассматривался в качестве претендента на российский престол. Родители Василия Васильевича – младшего, князь Василий Андреевич и княгиня Татьяна Ивановна, учитывали это при выборе имени для своего третьего сына.

Княжичу Василию было 9 лет, когда его отца не стало. Большая роль в становлении будущего государственного деятеля принадлежала матери. Татьяна Ивановна была рода князей Ромодановских.

Вполне предопределена была для младшего Голицына служба при дворе. Он появился там примерно в 1660 г. в качестве стольника и до 35 лет нёс исключительно придворные обязанности, успев побывать при Алексее Михайловиче чашником и возницей. Но истинная дорога к власти открылась Василию только при Фёдоре Алексеевиче. Тогда вокруг 16-ти летнего царя сплотились представители нового поколения знати – Лихочёвы, Языковы. Ими был подготовлен ряд реформ, образцом для которых избрали Речь Посполитую. Первым, кто получил боярство в новое царствование стал В. В. Голицын.

В Москве Голицына ждало новое назначение. Он уже высказывал царю мысли о необходимости реформы. Василия Голицына назначают главой Ответной палаты, которой предстояло наметить черты будущего военно-сословного строя.

Деятельность Ответной палаты прервалась со смертью царя Фёдора Алексеевича 27 апреля 1682 года. 17 мая 1682 г. , на третий день после подавления стрелецкого бунта, Голицын был назначен главой Посольского приказы.

В сентябре 1682 года – он уже руководитель дворянского ополчения, собиравшегося у стен Троице – Сергиева монастыря. Вскоре произошло ещё одно важнейшее событие в жизни В. В. Голицына – сближение с царевной Софьей Алексеевной. Софья уже в годы правления её брата обратила внимание на Василия, как на человека, способного возглавить её дворцовую партию. Личные же отношения царевны с ним продолжались не позже 1678г. , что не было секретом для современников. Этот факт явился дерзким вызовом тогдашним нравам. В силу традиции, запрещающие царским дочерям менять веру и сочетаться браком с инославным, никакой возможности выдать их за представителя европейских владетельных домов не имелось. Им оставался вечный терем, либо монастырь. Политическая роль царевен ограничивалась влиянием на братьев или отца.

И вот его следующий шаг на пути к высокой власти. Вступление во главе ополчения в Москву сделало его авторитетнейшим деятелем регентства Софьи Алексеевны. 19 октября Василия Голицына пожаловали титулом – Царственные большие печати и государственных великих посольских дел оберегателем, который до него носил только Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин, и который был равнозначен титулу канцлера. Именно канцлером называли потом Голицына иностранцы.

Но некоторые предпочитали слово «временщик». «Временщиком», или «временным министром государства» называл Голицына Невилль.

В. В. Голицын сумел усвоить отсутствующие у многих его современников светские матеры и приобрести определённый лоск, который весьма ценили в нём его современники. На первое место среди мотивов, побуждающих В. В. Голицына действовать датский посол Горн ставил «любовь и долг», на второе – честолюбие, тот «великий кумир, из-за которого в мире столь много шума».

Но нельзя обойти такую черту Голицына, как корыстолюбие. Малохарактерная для русских дипломатов XVII века практика получения «пенсиона» от союзной державы бурно расцветает в конце столетия. Но она была в высшей степени характерна именно для Голицына. Здесь, как и во многом остальном, он опередил правы своего времени. Как «человека очень скупого и корыстного», характеризуется его французский дипломат, составивший донесение о пребывании посольства боярина Б. П. Шереметева в Вене. А датский посланник Горн был уверен, что заключение русско-шведского мира в 1684г. произошло исключительно благодаря подкупу Василия Голицына шведским дипломатам.

Трудно сказать что либо о религиозном мире Голицына. Характеризуя его как человека, «терпимого к польско-латинскому влиянию» можно сказать, что в основном он оставался в рамках православия. Об этом свидетельствует внесение икон и крестов во время Крымских походах, и собственно поездки князя по церквям и монастырям.

Боярская аристократия, к которой принадлежал В. В. Голицын, была той частью общества, которая наиболее подвергалась светской западно - европейской культуре. Голицын был горячий поклонник Запада. Подобно Ордин-Нащокину он бегло говорил по-латыни и по-польски. Этот европейский образованный человек и жил по-иному, в совершенно европейской обстановке. Его дом в Охотном ряду, по словам современников, был одним из великолепнейших в Европе.

Дом Голицына был местом для образованных иностранцев, попадавших в Москву, и в гостеприимстве к ним хозяин шёл дальше других московских любителей иноземного, принимая даже иезуитов, с которыми те не могли мириться. Разумеется, такой человек мог стоять только на стороне преобразовательного движения в западно - европейском направлении.

Василий Голицын не был одинок. В его время были в России и другие европейски образованные люди, например, Артамон Сергеевич Матвеев. В его доме выросла и воспиталась Наталья Кирилловна Нарышкина, которая впервые отварила двери царского тереме, вышла сама на волю и вывела свою падчерицу Софью.

О жизни Голицына в ссылке мало известно. Первоначально местом ссылки избран Каргополь, куда отец и сын Голицыны поехали сразу из Строицы. В Ярославле к ним присоединились их жёны и младший князь Михаил Васильевич. Каргополь представлял собой приемлемое место ссылки. Но пока князья находились в пути, приговор ужесточили: им назначили Пустозерский острог. Ехать предстояло зимой. В дороге умерла внучка В. В. Голицына. Не позднее 1696г. , не без заступничества князя Б. А. Голицына, их перевели на Пинежский волок, по пути от Холмогор к Архангельску. Согласно предания, Василий Васильевич Голицын занимался тем разведением лошадей и учил местных девушек петь московские песни. На Пенеге Голицыны пробыли почти 20 лет.

В мае 1714г. Петру I послано было с Пинежского волока письмо, в котором вдова Евдокия сообщила о смерти Василия Голицына. В. В. Голицына похоронили в Красногорском монастыре.

3. 2. Внешнеполитические идеи В. В. Голицына и его вклад во внешнюю политику России конца XVIIв.

Наибольшим весом отличается всё сделанное В. В. Голицыным в дипломатической деятельности.

Попав в кресло руководителя внешнеполитической службы, В. В. Голицын быстро освоил азы дипломатического искусства своего времени. Правда, он унаследовал традиционное для московской дипломатии несколько мелочное внимание к ошибкам противоположной стороны по части протокола. За этим фактом стояла своеобразное представление о престиже государства и о государственных интересах.

Если говорить о внешнеполитических идеях Голицына, то следует назвать воздействием на него теории вечного мира. Вместе с тем на постоянный выбор В. В. Голицына мирных решений споров с соседями России влияло и понимание им того, что в стране, где формируется два центра власти, война привела бы к хаосу к крушению возглавляемого им же правительства.

В 1684г. , когда встал вопрос о подтверждении Кардисского мира со Швецией, В. В. Голицын желает лишь мира, тогда как приверженцы Нарышкиных открыто желают войны против неё.

Ситуация повторилась в 1686г. Против заключения мира с Речью Посполитой выступила думская оппозиция во главе с боярином Ф. П. Салтыковым и князем П. И. Прозоровским. Только благодаря совместным усилиям Софьи и В. В. Голицына мир был заключён. Однако мир с Речью Посполитой одновременно означал войну в союзе с ней против Порты и её вассала – Крымского ханства. Эта война, ставшая роковой для Софьиного регентства, не являлась сама по себе целью В. В. Голицына, ибо он не был сторонником активизации исключительно южного направления русской внешней политики.

Ещё в 1682 г. В. В. Голицын показал себя сторонником русско-датского союза против Швеции. Впоследствии логика внешнеполитического развития заставила его отказаться от этого плана, и в 1684г. шотландец на русской службе генерал П. Гордон застал его довольно склонным к нападению на Крым.

Активизация южного направления в политике существенно отразилась на В. В. Голицыне, как государственном деятеле. Если борьба за выход к Балтике была связана с овладением торговыми путями, то борьба за Крым была тогда связана с упрочнением русского влияния на Украине, с надёжной на высвобождение православных славянских народов из-под власти турок. Эти цели разделяла русская православная церковь, оформляемая патриархом Иоакимом. Отсюда – союз Голицына с патриархом, влиявшим на взгляды первого. Но рост влияния церкви в обстановки войны с «неверными арагянами» косвенно помогал Нарышкиным, традиционно связанными с предстоятелем церкви.

Так, сама логика решения внешне - политических задач, с которыми столкнулся Голицын, оказалось неблагоприятной для его личной власти.

Вторая война с Османской империей и Крымским ханством (1672-1681гг) – одна из первых страниц военной карьеры В. В. Голицына. Она началась под знаком прекрасной идеи оборонительного союза славянских государств против османско - крымского наступления на Европу, которая была своевременно реализована в русско-польском союзном договоре весной 1672г. , на кануне вторжения неприятель в Речь Посполитую.

Не дожидаясь помощи от европейских государств Россия и Левобережная Украина начала военные действия против опаснейшего врага, имея в лице Речи Посполитой крайне ненадёжного союзника.

Турецкий султан лично командовал наступлением на Правобережье. А крымский хан пытался прорвать укреплённую границу России. В свою очередь русские полки открыли путь к Азовскому морю, который впервые вышел под командой Г. И. Косагова построенный на воронежских верфях современный военно-морской флот.

4 Мая 1676г. князь Голицын, которого Алексей Михайлович 18 лет продержал в стольниках, был первым при новом царе пожалован боярством и с чрезвычайными секретными полномочиями направлен на Украину.

Итак, по Бахчисарайскому миру Киев был признан российским, а земли между Днепром и Бугом объявлены нейтральными. А события войны с Турцией и Крымом за Правобережную Украину характеризует князя Голицына как талантливого дипломата, но совершенно бездарного военачальника.

Итог внешнеполитической биографии В. В. Голицына подвели крымские походы 1687-1689гг. Он вынужден был, не очень желая, выполнить роль главнокомандующего.

В1687годурусское войско вышло в степи поздно, страдая от безводья и южной жары. Не добившись успеха, В. В Голицын повернул назад. На обратном пути, в военном лагере на р. Коломак, был смещён гетман И. С. Самойлович, а на его место «избран» И. С. Мазепа. Самойлович, настороженно настроенный по отношению к Речи Посполитой и склонный договориться с татарами, был не лучшим союзником в войне с последними. Однако его смещение повлекло за собой избрание Мазепы, как раз под нажимом В. В. Голицына. Мазепа орие6нтировался на «польскую линию». Если для великоросса такая ориентация была сравнительно нейтральной, то для украинца она ознаменована собой сепаратистские устремления, вот и получилось, что, подбирая себе союзников в военных действиях, В. В. Голицын исходя из сиюминутных интересов, сделав ставку на ту силу, которая была самая опасная, - на сепаратизм.

В целом поход Василия Голицына на Крым оказался практически безрезультатным.

Не менее бесцельным был его второй крымский поход. Василий шёл к Перекопи и в половине мая встретил хана с ордами. Варвары по своему обыкновению стремительно ударили на русское войско, но обданные из пушек, ушли и не возобновляли более нападений, только на краю горизонта, спереди и сзади виднелись их толпы: хищники кружились над добычею, скифы заманивали врага в свои безвыходные степи. Когда В. В. Голицын дал знать Софье о своём возвращении с перекопа, то получил от неё письмо. Ослеплённая любовью Софья была в восторге, что он избежал опасности и возвратился здоровым из слепого похода. Но современники тех событий смотрели иначе на это дело, и были возмущены прославлениями, наградами за поход, не достигший своей цели. К тому же это был второй такой поход.

Софья постаралась изобразить оба похода как великие победы своего фаворита. На него посыпались награды: драгоценные каменья и кубки, шубы и кафтаны, торжественные встречи и триумфальные чествования.

Манифест о наградах участникам похода должны были утвердить цари, но Пётр I отказался это сделать. С большим трудом его убедили уступить. Когда же Голицын приехал в Преображенское благодарить Петра за награды, тот даже не принял его. Софья Алексеевна пришла в ярость. И после переворота, учинённого Петром, Голицын был арестован и сослан в Каргополь.

Таким образом, оба крымских похода ещё раз убедительно показали, что В. В. Голицын высокообразованный человек своей эпохи и блестящий дипломат, весьма талантливый кавалер, вновь оказался несостоятельным военачальником.

3. 3. Преобразовательная программа В. В. Голицына.

Голицын задавался вопросом об осуществлении целого плана социальных реформ. В вопросах внутренней политики князь В. В. Голицын задавался вопросом князь В. В Голицын шёл впереди всех прогрессивно настроенных деятелей того времени.

На рубеже 70-х и 80-х гг. XVIIв. в стране начинаются преобразования. Основной круг задач, стоящих перед Фёдором Алексеевичем, определялся внутриполитическими заботами, это была, прежде всего борьба за укрепление самодержавной власти царя. В. В. Голицына назначают председателем комиссии, которой поручено было составить план преобразования московского военного строя. По указу царя было подписано князю Василию Васильевичу «с товарищи ведать ратные дела для лучшего своего государевых ратей устроения и управления»Результатами деятельности новой «комиссии»стало создание «приказа ратных дел»,то есть широкого военного совещания, которое должно было устранить конкретные недостатки русского воинства.

Военная реформа в мыслях Голицына соединялась с переворотом социально-экономическим.

Преобразования государства В. В. Голицын думал начать с освобождения крестьян, представив им обрабатываемые земли с выгодой для царя. Владельческих крестьян он предлагал отпустить на волю с землёй, которую они обрабатывали на момент освобождения. В этом проекте была интересна еще одна точка зрения: отдать обрабатываемые земли крестьянам ,а в виде вознаграждения за землю Голицын предлагал обложить крестьянское население оброком, который шёл бы на увеличение денежного жалованья служилым людям.

Осенью 1681г. «ближняя бума» царя при деятельном участии В. В. Голицына подготовила проект общей реформы, затронувшей вопросы чиновной структуры сословия, административного управления, судопроизводства и частично церковных дел. Одобренный царем проект был явно антидумским, антипатриаршим, являлся первым шагом к отмене местничества, тормозившего продвижение способных людей по служебной и чиновной лестнице. Понятия «чести» определялось здесь не по родовитости служилого человека, а в зависимости от его служебных заслуг. Предлагалось учредить специальное судебно-административное учреждение, подчинённое непосредственно царю, что существенно сузило бы компетенцию Боярской думы.

Но осуществил в реальности Голицын лишь меры, касающиеся развития просвещения. Оборотной стороной стали послабления в сфере веротерпимости. Отнесём туда и такую одиозную меру, как допущение в Россию иезуитов, которые немедленно развернули преподавательскую деятельность среди младшего поколения знати. Но одновременно Голицын оказывал покровительство принципиальным противникам иезуитов – греческим богословам братьям Ионникию и Софронию Лихудам. Когда им удалось занять ведущее положение в открытой в 1687г. славяно-греко-латинской академии, Голицын взял её под свой патронат. Это доказывает, что им двигали не конфессиональные, а просветительские мотивы. Тем более, что он покровительствовал не только католикам.

Таким образом, мы видим, что замыслы В. В. Голицына, переданные иноземцам отрывочно без внутренней связи, показывают однако, что в основании их лежал широкий и по, видимому, довольно обдуманный план реформ, касавшийся не только административного и экономического порядка, но и сословного устройства государства и народного просвещения. Он собирался создать регулярное войско, установить постоянные дипломатические представительства за границей, заставить дворянство путешествовать за рубежом и учиться военному делу, отдавать своих детей в специальные училища, предоставить свободу вероисповедания, отменить откупа и монополии, улучшить положение крестьян вплоть до отмены крепостного права. Личные отношения князя В. В. Голицына не дали ему возможности даже начать практическую разработку своих преобразовательных замыслов; связав свою судьбу с царевной Софьей, он пал вместе с ней и не принимал участия в преобразовательной деятельности Петра I, хотя был ближайшим его предшественником и мог бы быть его хорошим помощником, если не лучшим.

Тем не менее, следует отметить реальные достижения в переустройстве внутриполитической жизни России XVII столетия. Это деятельность Голицына в должности главы Ответной палаты, которой был представлен широчайший план преобразований военно-сословного строя. Этот преобразовательный план представляет собой частично декларации, но частично перечень конкретных действий: изменение командного состава войска, восстановление дворянского самоуправления на местах, отказ выдачи паспортов купцам, которые не ведут значительной торговли. При его активном участии заключён «Вечный мир» с Польшей в 1686году. К не менее важным его заслугам можно смело отнести: поддержку отечественных торговли и ремёсел, отмену смертной казни за оскорбительные слова в адрес правящих сословий, активную поддержку просвещения и открытие Славяно-греко-латинской академии.

Ордин-Нащокин Афанасий Лаврентьевич

Заключение:

Таким образом, тема моей работы вызывает интерес исследователей, которые задаются вопросом: «Был ли Пётр 1 основателем Нового времени в России или реформы периода Нового времени были подготовлены в более ранний период.

По мнению В. О. Ключевского, представители двух смежных поколений А. Л. Ордин-Нащокин и В. В Голицын, оба они были родоначальниками двух типов государственных людей, выступающих уже в 18 веке. Все эти люди либо Нащокинского, либо Голицынского пошиба: А. Л. Ордин-Нащокин – родоначальник практических дельцов Петрова времени, в В. В. Голицыне заметны черты либерального екатерининского вельможи.

Далее В. О. Ключевский отмечает что благодаря усилиям А. Л. Ордин-Нащокин, смутные порывы и преобразовательные помыслы приобрели вид простых отчётливых и убедительных планов. Князь В. В Голицын дополнил эту программу. Впервые из предположений и опытов стало складываться цельная преобразовательная программа: административная, военная, хозяйственная.

Таким образом, вторая половина 17 века была эпохой подготовившей преобразования Петра Великого.

Мы ясно видим, что совокупность этих преобразовательных задач и есть реформаторская программа Петра 1.

И не будь таких ярких политических деятелей предпетровской эпохи как А. Л. Ордин-Нащокин и В. В. Голицын, которые первые ощутили и донесли до других необходимость серьёзных реформ, и по сути подготовивших их, не было бы Петра Великого

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)