Медведь на гербе Хабаровского края
В 2008 году Хабаровский край отмечает 70-летие. Хабаровский край знал разные времена, сегодня это современный, быстро развивающийся регион, представляющий на Дальнем Востоке нашу Родину - Россию.
Сегодня часто слышно, что современные подростки мало интересуются историей своего государства. Но для того, чтобы чем - то интересоваться, надо вначале с этим познакомиться.
Поэтому мы хотели бы исследовать тему: «Медведь на гербе Хабаровского края», ведь герб – это визитная карточка нашей малой Родины, территории, на которой проживают многие народы: как русские, так и ненцы, эвенки, нанайцы и другие.
Цель нашего исследования: выяснить одну из особенностей герба Хабаровского края, которая отражает народные верования, культ белогрудого медведя, являющегося эндемиком Дальневосточных лесов.
Перед нами стоят задачи:
1. Изучить нормативные документы, литературу по данной теме, отразить это в своей работе;
2. Провести опрос среди учащихся школы на знание символики Хабаровского края.
Мы изучили источники, на которые будем опираться в своей работе: «Символика Хабаровского края», авторы И. И. Кондауров и О. Ю. Стрелова, нормативные документы: «Положение о гербе Хабаровского края- субъекта Российской Федерации» от 14 июля 1994 г. № 352, которые определяют порядок использования символики.
В Интернете нашли материалы о культе медведя у народов Дальнего Востока и славянских народов, а также литературу, о медведе как ярком представителе дальневосточной природы.
Провели тестирование, которое показало, что знают ученики нашей школы о символике края.
1. 1. Герб Хабаровского края в нормативных документах
Каждое самостоятельное государство, территориальное образование стремится иметь свою символику, в которой отражены его особенности, его история. Не является исключением и Хабаровский край. В 1994 году решением Думы Хабаровского края было утверждено Положение о флаге и гербе нашего края.
Обращаясь к нормативным документам, мы узнали, что в принятом 28 июля 1994 года краевой Думой Положении о гербе сказано: «Герб Хабаровского края – субъекта РФ является символом государственно-правового статуса Хабаровского края- субъекта РФ. Он должен возрождать и воспитывать у жителей края патриотические и земляческие чувства, краеведческие устремления, создавать престиж Хабаровскому краю, как в России, так и за её пределами.
Герб Хабаровского края выполнен под девизом: « У России нет окраин». (Лозунг русских патриотов)».
Рассмотрим герб Хабаровского края.
“Герб выполнен на щите французской геральдической формы. В центре щита, цвета серебра (белого), на почетном месте, изображена мощная естественная фигура сидящего на задних лапах черного цвета, белогрудого медведя, который передними лапами бережно удерживает (прижимает к груди) исторический герб Хабаровска — административного центра Хабаровского края.
«При исполнении герба применены три геральдических цвета (финифти) и два цвета металла (драгоценного и благородного):
- красный (червлень), символизирует храбрость, мужество, неустрашимость;
-голубой (лазурь), символ красоты, мягкости и величия;
-черный (чернь), символизирует благоразумие, смирение, печаль;
-золото – символ богатства, справедливости, великодушия;
-серебро-символ чистоты, добра независимости».
«Голова медведя с раскрытой пастью (вооружен), червлеными (красными) глазами и языком повернута к восходу “самого лучезарного солнца” на Восток (в зеркальном отражении).
В геральдике медведь олицетворяет силу, предусмотрительность. Он хранитель древнейшей истории наших предков, из которых и вышли первые русские «землепроходцы» осваивающие Амуро-Уссурийский край. Белогрудый медведь является сугубо дальневосточным представителем этого семейства млекопитающих, хозяином тайги. Раскрытая пасть, острые клыки, червленые глаза и язык подчеркивают мощь зверя, его способность быть надежным стражем и хранителем дальневосточных рубежей России, обеспечивать их неприкосновенность. Ведь не случайно медведь бережно держит в лапах герб Хабаровска, говоря тем самым, что охраняет город и вместе с ним Дальневосточный регион».
Описание герба заинтересовало нас. Наверное, не просто так символом нашего края выбран Медведь. А материалы о верованиях и обычаях различных народов подтвердили это.
1. 2. Отражение национальных верований, связанных с культом Медведя в Гербе Хабаровского края.
Вот, что говориться о медведе в мифологической энциклопедии.
«Медведь — один из главных героев животного эпоса, сказок, быличек, песен, загадок, поверий, заговоров и др В мифологических представлениях и ритуалах, Медведь может выступать как божество (в частности, умирающее и возрождающееся), культурный герой, основатель традиции, предок, родоначальник, тотем, дух-охранитель, дух-целитель, хозяин нижнего мира, священное и (или) жертвенное животное, звериный двойник человека.
Значение Медведя определяется, прежде всего, его подобием человеку. Нашим предкам казалось, что это указывает на общее их происхождение или происхождение друг от друга». Жители Аркадии считали себя потомками внука медведицы.
В греческой традиции Медведь являлся культовым животным (наряду с ланью) Артемиды (аркадская Артемида и сама сохраняла черты медведицы). В Аттике жрицы Артемиды во время праздника облачались в медвежьи шкуры и исполняли культовую пляску в её честь. Артемиде приносили в жертву медведя, а при её храме находился приручённый медведь.
У многих народов распространено представление, что Медведь прежде был небесным существом, наделённым божественными качествами. Позже спущен небесным богом на землю за ослушание (у хантов), за попытку испугать бога (у бурят), в ряде традиций считалось, что задранный медведем человек— грешник; когда убитым оказывался медведь, верили, что он прогневил небесного бога, который и покарал его). Нередко бог и сам мог принимать образ Медведя, когда хотел показаться людям на земле (поволжские легенды о Керемете).
Символическое значение Медведя в разных системах связано с силой, смелостью, стойкостью, выносливостью, но также с жестокостью, яростью, леностью.
У ряда сибирских народностей и индейцев Северной Америки известны разные типы «медвежьей пляски», совершаемой в связи с предстоящей охотой или при удачном её завершении, во время врачевательного обряда. Иногда такая пляска в медвежьих масках и костюмах, сопровождаемая «медвежьими песнями», является прерогативой членов особых — медвежьих — обществ и приурочивается к главному празднику племени. Частично медвежьи обряды отражены и в народной медицине. У некоторых индейских племён именно Медведь выступает основным и наиболее могущественным «лекарем», в необходимых случаях его вызывают с помощью специальных ритуалов. В Сибири и Северной Америке произошло выделение особого класса медве- жьих шаманов, которые не только представляли себя Медведем, но и во многих случаях «омедвеживали» участников ритуала — заказчиков (например, одевались сами и облачали заказчиков в медвежьи наряды).
Изучив эти документы, мы увидели, что большинство народов на ранних ступенях развития, видели в медведе какое-то сверхъестественное существо, которое, тем не менее, очень тесно было связано с человеком.
Особое отношение к медведю было свойственно всем народам северного полушария, жившим в тайге и тундре. Многие народы и сегодня, проживающие на Дальнем Востоке (эвенки, эвены, нивхи) верили, что медведь является предком людей. Тогда становится понятным не только представление о Медведе как некоем духе — хозяине леса, гор, зверей, покровителе охоты, но и связь Медведя с человеческим родом: Медведь — предок людей, их старший родственник, наконец, тотем. Культ Медведя у этих народов, нередко объясняется его защитной функцией. С этим кругом представлений связана трактовка Медведя как родственника в мифе, ритуале. Тему родства (хозяина леса) отражают названия Медведя — «отец», «дед», «дедушка», «старик», «дядя», «отчим», «мать», «бабушка», «старуха», «лесовой человек», «зверь», «хозяин (леса, гор)», «владыка», «князь зверей» и т. п. Известны и другие принципы табуирования названий Медведя: русское - «медведь», т. е. «едящий мёд»; немецкое. «Вег», английское « bеаr», т. е. «бурый».
Особенно ярко и своеобразно выражался культ медведя в обычае проведения «медвежьего праздника». Этот обычай был одинаков у всех северных народов.
Изначально Медведя почитали как предка, тотема, которого нельзя убивать и есть. Постепенно этот запрет ослаб. Но после охоты и поедания мяса, медведя надо было умилостивить и обеспечить его «возрождение». Этому были посвящены основные обряды праздника, которые сохранялись в неизменном виде до середины ХХ столетия.
Новорожденного медвежонка из тайги приносили в селение, где три - четыре года вся община заботилась о нем. Местом его обитания была специально построенная бревенчатая клеть.
Кульминацией праздника становился ритуал - «отправления» медведя к горному духу-хозяину и вкушение мяса. Молодые люди, держа взрослого медведя на цепях, проводили его по селению, на реку. На главном месте, украшенном ритуальными лиственницами и стружками инау, опытный охотник из лука стрелял в животное. В последний раз ритуальные угощения «мос» подавали убитому зверю как жертвоприношение от мира людей миру «горных людей-духов».
Медвежье мясо ели вся община и гости. Все кости возвращали главе рода вместе с искупительной собакой, которую приносили в жертву «горным духам». От «горных духов» – зависит благополучие общины, так как они посылают людям «дары» – животных, ягоды, растения, и сородичи не голодают.
Таким образом, у народов Дальнего востока, Медведь был важным составляющим представлений о гармоничном мире.
Выше мы уже говорили о том, что Медведь с незапамятных времен символизирует Россию. Он соседствовал с русичами, пользовался их уважением за силу и сноровку, стал одним из главных персонажей русских народных сказок.
Исследуя документы, мы увидели, что, живя рядом с этим большим и сильным животным, народы Дальнего востока уважали его силу, смелость, считали, что являются потомками этого зверя, наделяли его качествами, которые помогают выжить в непростых условиях северных лесов.
1. 3. Белогрудый медведь- эндемик дальневосточных лесов.
Мы хотели бы рассказать о белогрудом медведе, о его образе жизни, о мерах, предпринимаемых для его охраны в Дальневосточном регионе. В России белогрудый медведь является эндемиком дальневосточных лесов.
Этот медведь распространен в хвойно-широколиственных лесах Амуро-Уссурийского региона, объединяющего Приморский край, южные районы Хабаровского края и Амурской области.
Белогрудого медведя называют по-разному: гималайский, черный и тибетский. Он отличается от бурого более стройным телом, никогда не имеет горба и сутулости. Туловище и конечности у него менее массивные, но идеально развиты для лазания по деревьям. Ноги не столько длинные, когти сравнительно небольшие, сильно изогнутые и постоянно острые. У него особая остроносая короткая морда, крупные округлые торчащие уши и плоский лоб. Бурые медведи больше белогрудых, окраска - от песочного до темно- бурого и черного цветов. У белогрудых окраска всегда блестяще-черная. Белогрудки явно красивее бурых. Но главной отличительной особенностью их является наличие на груди ярко выраженного большого белого пятна серповидной формы.
Характерной чертой белогрудого медведя является его полудревесный образ жизни. На деревьях он добывает корм, спасается от врагов и кровососущих насекомых, в дуплах устраивает берлоги и проводит в них всю зиму. Продолжительность жизни медведей в природе - 12-14 лет. В неволе при хороших условиях содержания и уходе они живут до 22-25 лет.
В Хабаровском крае белогрудый медведь охраняется в трех заповедниках и шести заказниках. В охотничьем хозяйстве он является объектом лицензионной охоты. При отсутствии преследования со стороны крупных хищников и браконьерской охоты быстро восстанавливает свою численность. По последним данным общая численность в Хабаровском крае оценивается в 2 тыс. особей. Большая часть поголовья зверей обитает в хвойно-широколиственных лесах района им. Лазо и в Нанайском районе. В Хабаровском районе медведь обычен в широколиственных лесах бассейна рек Кур и Урми, а также в Большехехцирском государственном природном заповеднике.
Сегодня принимаются меры, чтобы Белогрудый медведь жил и хорошо чувствовал себя в нашем регионе, чтобы не случилось так, что его изображение осталось только на гербе края.
2. Социологический опрос на знание символики Хабаровского края.
Для того чтобы выяснить, что знают ученики нашей школы о символике Хабаровского края, мы провели социологический опрос , который показал, что подросткам не безразлична символика его Родины. Но видно, что знаний по символики недостаточно. Для того, чтобы ребята лучше разбирались в этом вопросе, мы подготовили презентацию «Символика Хабаровского края», которую можно использовать при подготовке и проведении мероприятий.
Заключение
Герб нашего края имеет свою собственную историю, глубокие национальные корни народов, проживающих на его территории.
Народы Дальнего востока верили, что медведь является их предком, для них он имел тотемное значение, т. е. защитную функцию. Культ Медведя широко известный у народов Севера и Дальнего Востока подтверждает это.
Не менее уважительно относились к медведю русские землепроходцы, пришедшие на эти земли.
И, конечно, для автора символики нашего края С. Логинова, было важно выбрать такой символ, который будет узнаваем и понятен везде. Поэтому ясен выбор художника, им стал Белогрудый медведь - эндемик наших дальневосточных лесов.
Исследуя материалы по теме, мы поняли, что важно не просто знать, как выглядит герб твоей малой родины, необходимо понимать его символику, тот глубокий смысл, который был заложен автором.
Комментарии