Общество  ->  Политика  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Репрессии против крестьян

Еще со времен гражданской войны коммунисты считали кулаков(зажиточных крестьян и сельскую буржуазию) своими главными противниками в деревне и вели с ними борьбу, включавшую террор и разрушение зажиточных хозяев. В итоге в период НЭПа только 3-5% сельских хозяев можно было с полным основанием считать кулацкими,т. е. капиталистическими.

1927 год был отменен падением поставок сельскохозяйственной продукции, что было следствием крестьянской "забастовки", вызванной понижением цен на закупку зерна, слухами о предстоящей войне. В январе 1928 года был обнародован указ <<арестовать спекулянтов, кулаков, других дезорганизаторов", после чего началась <<чистка>> крестьянства. Зажиточным крестьянам предлагалось сдать в кротчайшие сроки сельскохозяйственную продукцию по заниженным в 3-4 раза ценам, были увеличены налоги с кулаков за два года в 10 раз. В октябре 1929 года было объявлено о сплошной коллективизации. В декабре была опубликована статья сталина <<Великий перелом>>, где заявлялось о переходе от "ограничения эксплуатационных тенденций кулака" к "полному уничтожению кулачества как класса".

Комиссия во главе с Молотовым определила три категории кулаков: уличенные в контрреволюционной деятельности, но потенциально готовые к ней являющиеся сверхэксплуататорами (они ссылались вметсе с семьями в отдаленные районы; лояльные к режиму (подлежали высылке в чужеродные земли). Жертвы для раскулачивания определялись на местах коммунистами и бедняками. Четверть конфискованного имущества шла в фонд в колхозы.

Исполнителями акции были действовавшие в каждом округе тройки:секретарь парткома, председатель исполкома местного Совета и местной уполномоченной ОГПУ. Были воссозданы организации бедняков, которые развернули травлю крепких хозяев. Часто кулаками объявляли и неугодных середняков. Насильственное раскулачивание вызвало сопротивление крестьян. К началу 1930 года произошло около трех тысяч массовых выступлений, в которых принято участие свыше 2 миллионов человек. Крестьянские комитеты составляли адресованные правительству списки требований о возвращении средств производства, скота, роспуске колхозов, открытии церквей. Готовая разразиться война затухла, а репрессии развернулись с новой силой. Согласно директиве проведена операция по <<изъятию>> 60 тысяч кулаков первой категории, часть из которых была расстрелена, другая отправлена на Соловки и Западную Сибирь. К концу 1931 года 2 миллиона 800 тысяч человек были раскулачены, члены их семей заселены в непригодные для жизни места в Казахстане, на Урале и в Западную Сибирь, многие умерли в дороге.

<<Вторым раскулачиванием>> считают подавление антиколхозных настроений, последовавшие за Указом от 21 февраля 1948 года. <<О выселении лиц, уклоняющихся от трудовой деятельности в сельскохозяйстве и ведущих антиобщественный, паразитический образ жизни>>. На спецпоселение было отправлено свыше 33 тысяч человек, за которыми последовали и их семьи.

Репрессии против крестьян

Одной из наиболее трагических страниц истории нашей страны являются политические репрессии. Они прокатывались волнами. Первая волна - 1929-1930 гг. ; <<революция сверху>> на селе; вторая - самый пик репрессий - 1937-1938 гг. ; волна третья - начало 50-х годов. Процесс уничтожения <<врагов народа>> в 1937 году достиг своего апогея, унося жизни сотен тысяч людей.

Как свидетельствуют ныне доступные архивы, насильственная коллективизация стала настоящей войной, объявленной Советским государством классу мелких хозяйств. Вот несколько цифр показывающих масштаб человеческой трагедии, которой стало это <<великое наступление>> против крестьянства: более 2 миллионов крестьян было депортированы, из них 1800000 только в 1930-1931гг. 6 миллионов умерло от голода, сотни тысяч - в ссылке. Эта война далеко не закончилась в 1929-1930 годах; Она длилась, по крайней мере, до середины 30-х годов, достигнув кульминации в 1932-1933 гг. , отмечены ужасающим голодом, спровоцированным властями, чтобы сломить сопротивление крестьянства. Учиненное над крестьянами насилие позволило начать эксперимент, приведенной в впоследствии и над другими группами населения, и в этом смысле оно действительно сыграло решающую роль в развитии сталинского террора.

27 ноября 1929 года Сталин объявил о переходе от <<ограничения эксплуатационных тенденций кулаков>> к <<полной ликвидации кулачества как класса>>. На специальную комиссию Политбюро под председательством Молотова было возложено проведение практических мер по этой <<ликвидации>>. Комиссия определила три категории кулаков: первые - это <<те, кто принимал участие в контрреволюционной деятельности>>, они должны были быть репрессированы и отправлены на исправительные работы в лагеря ОГПУ или расстреляны в случае оказания сопротивления, семьи их должны быть высланы, а имущество конфисковано. Кулаки второй категории, <<не проявившие себя как контрреволюционеры, но все-таки являющиеся сверхэксплуататорами, склонными помогать контрреволюции>>, должны быть арестованы и сосланы вместе со своими семьями в отдаленные регионы и страны. Кулаки третьей категории как <<в принципе лояльные к режиму>>, должны быть выселены с прежних мест обитания и устроены на жительство <<вне зон коллективных хозяйств, на худородных землях, требующих возделывания>>.

Был создан специальный государственный механизм репрессий - ВЧК, ГПУ - ОГПУ, УНКВД - НКВД, МГБ, МВД. Особое Совещание при НКВД в центре, <<тройки>>, <<двойки>> на местах. <<Правоохранительные органы, в том числе органы Госбезопасности, были во многом превращены в орудие сталинского произвола. Безжалостный механизм репрессий уничтожил цвет большевистской партии, обескровил все слои советского общества>>. (Правда, 1989, 5 ноября).

В каждом районе действовала <<тройка>> состоявшая из секретаря партийного комитета, председателя исполнительного комитета местного Совета и местного уполномоченного от ОГПУ; операции проводились непосредственно комиссиями и бригадами по раскулачиванию. Список кулаков первой категории был в ведении исключительно органов ОГПУ и включал, согласно <<подлежащему обнародованию плану>> специально предусмотренному в Политбюро - 60 тысяч отцов семейств. Что касается списков кулаков других категорий, они были подготовлены на месте согласно <<рекомендациям>> <<активистов>> деревни. Кто были эти активисты?

Один из близких соратников Сталина Серго Орджоникидзе так говорил об этом: <<Поскольку в деревне нет партийных борцов, мы туда направим по одному молодому коммунисту в село, у него будут двое или трое помощников из бедных крестьян, и вот этот актив и решит все деревенские вопросы: коллективизацию, раскулачивание>>. Главной целью было обобществление как можно большего количества хозяйств и арест сопротивляющихся кулаков.

Подробная практика открыла путь злоупотреблениям, как и при всяком сведении счетов. Как определить, что такое кулак? Что такое кулак второй и, в особенности, третьей категории? В январе - феврале 1930 года уже нельзя использовать критерии определения кулацкого хозяйства. В самом деле, в течение последнего года кулаки заметно обеднели; они с трудом выносили все возрастающее бремя налогов, становящееся все более и более нестерпимым. При отсутствии внешних признаков богатства комиссия должна была прибегнуть к старым фискальным спискам, сохранившимся в деревенских советах к осведомлениям ОГПУ, к разоблачительным выступлениям соседей, привлеченных возможностью разграбить чужое хозяйство. Волна произвола и беззакония не щадило никого.

В целях увековечения памяти жертв политических репрессий в соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан от 2 сентября 1933 года <<О сооружении в городе Уфе памятника жертвам политических репрессий>> Кабинет Министров Республики Башкортостан 5 января 1995 года принял постановление <<О мерах по увековечению памяти жертв политических репрессий>>. По предложению администрации г. Уфы памятник будет сооружен на территории бывшего Ивановского кладбища в сквере <<Юбилейный>> Советского района г. Уфы. Этим же постановлением предусмотрены подготовка и издание <<Книги памяти жертв политических репрессий Республики Башкортостан>>. <<Книга памяти жертв политических репрессий Республики Башкортостан>> издается в пяти томах. Фамилии репрессированных расположены в алфавитном порядке.

История моей семьи

В истории нашей страны <<белые>> и <<черные>> дни всегда сменяют друг друга. Невозможно не радоваться в духовную силу в героизм моего народа. И после революции наш народ испытывает разные тяготы жизни. Не урожайность, коллективизация, репрессии - все это сказывается в жизни человека. В 1930-е гг. в стране восторжествовали тоталитарные порядки, уничтожавшие демократические свободы, сделавшие невозможным всякую критику существующего строя. Правящая партия полностью подчинила жизнь общества своим интересам и укрепляла свою власть, опираясь на насилие, массовые репрессии. Недаром 1930-е годы стали кровавой страницей в истории страны, в том числе Башкирской АССР, из-за массовых репрессивных кампаний против кулачества и середняков, <<партийных уклонистов>>, троцкистов, националистов и других.

Сигналом к массовому наступлению на зажиточных крестьян - кулаков стало постановление ЦИК и СНК СССР от 1 февраля 1930 г. По нему в районах сплошной коллективизации отменялось действие закона об аренде земли, запрещалось использование наемного труда в единоличных хозяйствах. А самое страшное заключалось в том, что государство взяло курс на уничтожение целого слоя наиболее развитых в экономическом плане крестьянских хозяйств. Власти узаконили конфискацию средств производства , скота, сельхоз инвентаря, хозяйственных построек, у так называемого кулачества. Об этих <<черных>> днях , взрослея, я стала узнавать все больше и больше. Через кинофильмы, художественную литературу и другие источники, я открываю для себя все новое. В результате меня снова и снова удивляют те испытания, через которые прошел мой народ.

В детстве мне бабушка много рассказывала, как трагично умер ее отец, и часто показывала одну фотографию, которая осталась ей на память от ее родителей {приложение 1}. Она рассказывала все, но я что-то недопонимала. Переписав страницы жизни своей семьи, я узнала, какими они были сильными и отважными людьми. Так я решила написать о жизни своей бабушки. Бабушка, Шайхутдинова (Мигранова по мужу) Нурия Хафизовна родилась 23 июня 1939 года (зарегистрирована 28 июня 1939 года) в Кемеровской области (Челябинская область), {документ 1}

Справки о реабилитации ее отца {документ 2}, матери {документ 3} и моей бабушки {документ 4}, дубликат справки {документ 5}

Отец моей бабушки, Шайхутдинов Хафиз Шайхетдинович, родился в 1904 году в РБ д. Мусино Учалинского района. Его жена, Шайхутдинова Минсафа Зиннуровна родилась в 1908 году в РБ д. Мусино Учалинского района.

Во главе семьи были отец и мать моей бабушки, Шайхутдинов Хафиз Шайхетдинович и Шайхутдинова Минсафа Зиннуровна. Они имели свою землю. Обрабатывали ее, сеяли пшеницу, имели много скота во дворе и занимались пчеловодством. По словам односельчан, отец моей бабушки относился ко всем, как к родне, старался поддержать каждого.

В 1930 году отца и мать моей бабушки репрессировали на основании постановления ЦИК и СНК СССР от 1. 02. 1930 года, как имевший кулацкое хозяйство. Были раскулачены и выселены в специальное поселение в городе Прокопьевск Кемеровской области. В то время у них было 7 детей. Самая старшая сестра моей бабушки - Нажия и ее братья.

В 1939 году в Кемеровской области и рождается моя бабушка. Когда ей исполняется 9 месяцев, на ее отца, во время работы, обваливается шахта, и он остается инвалидом. В Кемеровской области умирают 5 братьев моей бабушки. В то время ей исполняется 1 год и 9 месяцев. Живыми возвращаются родители, сестра, брат и моя бабушка. Но через 3 месяца умирает ее отец. Когда моей бабушке исполняется 5-6 лет, умирает ее последний брат, которому было примерно 17 лет. Мама моей бабушки с утра до ночи работает в колхозе, поэтому она жила со своей бабушкой до 10 лет. Позже она живет со своей сестрой, [фотография сестры моей бабушки {приложение 2}, фотография моей бабушки {приложение 3}]. Когда ей исполняется 18 лет, она выходит замуж за моего дедушку, Мигранова Шарифуллу Мухаметовича. Они воспитали двух дочерей и трех сыновей, которые сейчас имеют свои семьи.

Наш дедушка, Мигранов Шарифулла Мухаметович, покидает нас в 1999 году, но его светлая память всегда живет в нас.

Бабушке Нурие сейчас 70 лет, в 1991 году она получает медаль за долголетний добросовестный труд от имени Президиума Верховного Совета СССР Указом Президиума Верховного Совета Башкирской ССР <<Ветеран труда>>, {документ 6, 7}. Но, не смотря на преклонный возраст, она ведет большое хозяйство. Имеет - 1 корову, 1 теленка и занимается пчеловодством. Она часто дает нам мясо, молочные продукты, мед, вяжет шерстяные носки.

Старший сын, Мигранов Фанус Шарифуллович, окончив гимназию-интернат №1 имени Рами Гарипова, работает во Владивостоке в Военном Морском Флоте, путешествует по странам. Прожив Большую часть жизни во Владивостоке, он оставляет своему сыну все наследство и приезжает в родные края. Приехав обратно, он хорошо помогает своей матери по домашнему хозяйству.

Второй сын, Мигранов Лутфулла Шарифуллович, проживает в п. Инзер Белорецкого района. В его хозяйстве имеются коровы и овцы. Его сын учится в Самаре, а дочь работает в санатории <<Ассы>>.

А самый младший сын, Мигранов Марс Шарифуллович, окончив гимназию-интернат №1 имени Рами Гарипова, поступает в УГАТУ. Позже он заканчивает аспирантуру и защищает докторскую диссертацию. Таким образом, он остается преподавать в университете. Сейчас, проживая в Уфе, он вместе со своей женой воспитывают двоих детей. Часто навещает свою маму.

Самая старшая дочь, Мигранова (Хусаенова по мужу) Физа Шарифулловна, окончив Белорецкий Медицинский колледж, долгое время работает медсестрой. Позже становится главным врачом. В 2008 году переехав в Уфу, так же работает медсестрой и воспитывает двоих детей. Ее сын учится в Московском Государственном Университете имени Ломоносова в химическом факультете. Самая младшая дочь, Мигранова (Махмутова по мужу) Алия Шарифулловна, моя мама, окончив школу, поступает в БГПУ имена Мифтахетдина Акмуллы. Выйдя замуж, первое время проживает в п. Инзер Белорецкого района. В 1999 году переезжает в Уфу. В данное время, она работает в Башкирской Республиканской гимназии-интернат №1 имени Рами Гарипова. Одна воспитывает двух дочерей.

Я горжусь своей семьей, предками, родственниками и стараюсь оправдать их надежды. Уверена в том, что буду изучать историю, чтобы не разрывать нить между поколениями.

Заключение

Процесс реабилитации невинно пострадавших приобрел огромное политическое значение и расценивается как восстановление исторической и юридической справедливости. В целом, по данным Министерства безопасности республики за период 30-х начала 50-х годов в республике по обвинению в политических преступлениях по 58-й статье Уголовного Кодекса РСФСР были репрессированы более 50 тысяч человек.

Сегодня мы должны знать правдивую историю государства, родного края. Забывчивость и незнание истории чреваты повторением пройденной трагедии. Это особенно ясно проявляется в судьбах отдельных лиц.

Трагедия, пережитая членами нашей семьи, республики была трагедией всего нашего народа.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)