Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Искусство и современная молодежь

Изучение эстетической культуры населения и его художественных ориентаций было и остается проблемой, привлекающей внимание исследователей. В современной динамичной реальности мы становимся свидетелями и участниками социально-экономических процессов, которые в, свою очередь, влияют на изменения в жизни общества. Усугубляется культурный разрыв как между поколениями, так и между представителями различных социальных групп. Темпы изменений социальной жизни приводят к обострению конфликтов разных уровней: условий, образа жизни, верований и ценностей, норм поведения и знаний. Поэтому исследования процессов развития культуры в различных социальных слоях позволят своевременно разрешать и снимать конфликты и смоделировать социокультурную ситуацию на ближайшие годы.

2009 год был Годом молодежи. В связи с этим нам интересно было выявить отношение молодежи к искусству. Как показывают данные социологических исследований, чем масштабней социальные преобразования, тем интенсивнее процессы самопроизводства молодежных субкультур. И именно молодежь принесет с собой те ценности духовной жизни, которые получит в процессе становления.

1. 1. Искусство как феномен культуры

В «Большом энциклопедическом словаре» можно найти такое определение понятия «искусство».

«ИСКУССТВО, 1) художественное творчество в целом - литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино, и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. 2) в узком смысле - изобразительное искусство. 3) Высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности».

В «Современном толковом словаре русского языка» искусство определяется следующим образом:

«Искусство - 1. Творческое воспроизведение действительности в художественных образах; творческая художественная деятельность. Произведение искусства. Русское искусство серебряного века. 2. Отрасль творческой художественной деятельности. Изобразительное искусство (общее название искусств, воплощающих художественные на плоскости и в пространстве; живопись, графика, скульптура, фотоискусство). Сценическое искусство. 3. Отрасль практической деятельности с присущей ей системой приемов и методов. Военное искусство. Певческое искусство. Искусство врачевания»

Выделяют следующие виды искусства:

Архитектура (зодчество) - вид искусства, связанный с созданием зданий, строений, сооружений.

Графика - вид изобразительного искусства, воспроизводящий действительность в плоскостных формах.

Живопись - вид изобразительного искусства, воспроизводящий действительность в плоскостных формах, с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность.

Скульптура - вид изобразительного искусства, воспроизводящий действительность в объемных, трехмерных застывших формах.

Музыка- вид искусства, воспроизводящий действительность в художественных образах, имеющих звуковую природу.

Театр – вид сценического искусства, воспроизводящий действительность в действии, возникающем в процессе игры актера перед публикой.

Кино (кинематография) – вид искусства, представляющий собой синтез литературы, театра, изобразительного искусства и музыки.

Хореография – вид искусства, представляющий собой синтез музыки и танца.

В современной искусствоведческой литературе сложились определенная схема и система классификации искусств, хотя единой до сих пор нет и все они относительны. Наиболее распространенной схемой является его деление на три группы.

В первую - входят пространственные или пластические виды искусств. Для этой группы искусств существенным является пространственное построение в раскрытии художественного образа - изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, архитектура, фотография.

Ко второй группе относятся временные или динамические виды искусств. В них ключевое значение приобретает развертывающаяся во времени композиция - музыка, литература.

Третью группу представляют пространственно-временные виды, которые называются также синтетическими или зрелищными искусствами - хореография, литература, театральное искусство, киноискусство.

Существование различных видов искусств вызвано тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать художественную всеобъемлющую картину мира. Такую картину может создать только вся художественная культура человечества в целом, состоящая из отдельных видов искусства.

Отдельного рассмотрения требует вопрос о принадлежности литературы к искусству. Некоторые исследователи разграничивают понятия «литература» и «искусство». Однако чаще всего литературу рассматривают как отдельный вид искусства.

1. 2. Характеристика молодежи как социальной общности

Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано в 1968 г. В. Т. Лисовским: «Молодежь—поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет»3. Позднее более полное определение было дано И. С. Коном: «Молодежь— социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации».

Мы считаем, что старшеклассников, учащихся 10-11 классов, которым 16-17 лет, можно отнести к категории «обучающаяся молодежь».

Особенно остро проблема молодежи и ее роли в общественной жизни стоит в постперестроечной России. Системный кризис, затронувший социальную структуру общества с началом перестройки и усугубившийся в связи с распадом СССР и переходом к рыночной экономике, закономерно привел к смене социальных ориентиров, переоценке традиционных ценностей. Конкуренция на уровне массового сознания советских, национальных и так называемых «западных» ценностей не могла не привести население в состояние растерянности, непосредственным образом повлиявшее на ценностный мир молодежи, крайне противоречивый и хаотичный. Поиск своего пути в новых социально-экономических условиях, ориентация на ускоренное статусное продвижение и в то же время прогрессирующая социальная неадаптивность—все это обусловило специфический характер культурной самореализации молодого человека.

Противопоставление образа «мы» и «они» традиционна, достаточно вспомнить хотя бы хрестоматийный роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». Однако сегодня у молодого поколения нередко выливается в полное отрицание всех «папиных» ценностей, включая историю собственного государства. Эта позиция особенно уязвима, если иметь в виду собственную аполитичность молодых людей, их устраненность от участия в решении социальных проблем для общества, а не только групповых или корпоративных (сотрудничество)— для себя.

Особенно явственно это противопоставление прослеживается на уровне собственно культурных (в узком смысле) стереотипов молодежи: есть «наша» мода, «наша» музыка, «наше» общение, а есть—«папино», которое предлагается институциональными средствами гуманитарной социализации. И здесь обнаруживается третий (наряду с социальным и межгенерационным) аспект отчуждения молодежной субкультуры— культурное отчуждение.

Именно на этом уровне субкультура молодого поколения приобретает заметные контркультурные элементы: досуг, особенно юношеством, воспринимается как основная сфера жизнедеятельности, и от удовлетворенности им зависит общая удовлетворенность жизнью молодого человека. Общее образование для школьника и профессиональное для студента как бы отходят на другой план перед реализацией экономических («зарабатывать деньги») и досуговых («интересно провести свободное время») потребностей.

Наряду с коммуникативной (общение с друзьями) досуг выполняет в основном рекреативную функцию (около одной трети старшеклассников отмечают, что их любимое занятие на досуге — «ничего неделание»), в то время как познавательная, креативная и эвристическая функции не реализуются вовсе или реализуются недостаточно

Групповые стереотипы и престижная иерархия ценностей обусловлены половой принадлежностью, уровнем образования, в определенной мере местожительством и национальностью реципиента, однако в любом случае суть их одна: культурный конформизм в рамках неформальной группы общения и неприятие других ценностей и стереотипов, от более мягкого в среде студенческой молодежи до более агрессивного в среде учащихся средней школы. Крайним направлением этой тенденции молодежной субкультуры являются так называемые «команды» с жесткой регламентацией ролей и статусов их членов.

Молодежная субкультура есть искаженное зеркало взрослого мира вещей, отношений и ценностей. Рассчитывать на эффективную культурную самореализацию молодого поколения в больном обществе не приходится, тем более что и культурный уровень других возрастных и социально-демографических групп населения России также постоянно снижается.

1. 3. Анализ социокультурной ситуации

Современная российская культура находится в кризисном состоянии, как и само общество. С одной стороны, значимость культурного развития населения для успешной реализации социальных проектов и выхода из кризиса не в полной мере осознается органами управления, с другой—коммерциализация культурного процесса, все более заметней отходит от норм и ценностей «высокой» культуры к усредненным образцам агрессивной массовой культуры, наиболее явственно проявляющейся в электронных средствах массовой информации, также не может не отразиться на системе установок, ориентации и культурных идеалов молодого человека.

Сегодня единая система гуманитарного воспитания практически отсутствует, а частные инициативы в этой сфере, осуществляемые в экспериментальных или негосударственных учебных заведениях, охватывают лишь немногочисленные группы молодежи крупных российских городов. В большинстве же школ гуманитарная социализация ограничивается стандартным набором гуманитарных дисциплин и так называемой «внеучебной работой», которая не столько приобщает молодых людей к культурным ценностям, сколько отвращает от них в пользу развлекательной самореализации. Нередко гуманитарная социализация носит коммерческий характер (так называемое «элитное образование»), и характер гуманитарной социализации все заметнее обусловлены уровнем доходов родителей школьника или самого молодого человека.

Данные исследований показывают, что досуговая самореализация молодежи осуществляется вне учреждений культуры и относительно заметно обусловлена воздействием одного лишь телевидения — наиболее влиятельного институционального источника не только эстетического, но и в целом социализирующего воздействия. Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т. п. ) большинством молодых людей воспринимается как анахронизм.

Наблюдается тенденция к дегуманизации и деморализации в содержании искусства, что проявляется прежде всего в принижении, деформации и разрушении образа человека. В частности, это фиксируется в нарастании сцен и эпизодов насилия и секса, в усилении их жестокости, натуралистичности (кинематограф, театр, рок-музыка, литература, изобразительное искусство), что противоречит народной нравственности и оказывает негативное воздействие на молодежную аудиторию. На телевизионном экране все чаще также демонстрируются насилие и эротика, особенно в связи с распространением негосударственного местного и кабельного телевидения, по которому обычно идут все те же западные малохудожественные фильмы.

Современное образование становится все более технократичным, в нем нет места предметам эстетического цикла. Исследователи отмечают, что «к сожалению, в современных условиях настоящее искусство часто становится не востребованным, не понятым, "не престижным" в молодежной среде или в лучшем случае рассматривается только как форма содержательного проведения досуга, культурного отдыха, рекреации. В рамках образовательной системы учителя и родители, а вслед за ними и дети отдают предпочтение более "прагматичным" дисциплинам: математике, информатике, иностранным языкам, забывая о важности для личностного развития подростка предметов художественно-эстетического цикла. Следует отметить, что на дисциплины художественно-эстетического цикла в базовых общеобразовательных программах отводится 1 - 2 часа в неделю. Музыка, изобразительное искусство, реже декоративно-прикладное искусство входят в школьную программу лишь до 7 класса. В старших классах преподается, как правило, только теоретический курс мировой художественной культуры. Таким образом, огромные возможности искусства, художественной деятельности в развитии личности на этапе подросткового и юношеского возраста практически не используются». Так, например, МХК, единственный предмет, который знакомит учащихся с искусством, считается предметом по выбору. Было отменено обязательное сочинение по литературе, поэтому литературу для экзамена выбирают только те, кто поступает в гуманитарные вузы.

Что касается Республики Саха (Якутия), то в столице республики Якутске, который находится близко от Намцев, работают одни музыкальный – Государственный Театр оперы и балета имени Суорун Омоллоона, три драматических – Саха академический драматический театр имени П. А. Ойунского, Государственный академический русский драматический театр имени А. С. Пушкина, Театр юного зрителя, художественные галереи – Национальный художественный музей, арт-галерея «Ургэл». В Намском улусе есть Детская школа искусств, филиал НХМ в Детской школе искусств, Центр культуры имени А. Ф. Шестакова, работает Намский педагогический колледж технологии и дизайна имени И. Е. Винокурова. Можно сказать, что культурная среда есть, у молодежи есть возможность посещать учреждения культуры и в селе, и в городе, однако нет потребности.

Глава II. Анкетирование «Искусство и сельские школьники»

2. 1. Принципы составления анкеты

Анкетный лист состоит из тематических частей, посвященных музыке, изобразительному искусству, скульптуре, архитектуре, кино, театру, литературе и обобщающей части. Вопросы ориентированы на выявление личностного отношения респондентов к каждому из видов искусств, на знание теоретических сведений в области искусства, на выявление их собственных умений. Составной частью анкеты являются вопросы по национально-региональному компоненту: вопросы о якутском искусстве, учреждениях культуры республики.

2. 2. Контингент респондентов

Адресатом нашей анкеты стали учащиеся 10-11 классов Намской средней общеобразовательной школы № 2 и Намской улусной гимназии, которых условно можно отнести к категории «обучающаяся молодежь»

Намская средняя школа № 2 относится к числу общеобразовательных школ. Классы условно делятся на три профиля: гуманитарный, математический, естественный.

В нашем исследовании приняли участие 10 «А», 10 «Б», 11 «А», 11 «Б» - всего 70 учащихся. Ответственная за обработку данных – Охлопкова Надежда. Мировая художественная культура преподается во всех классах.

Намская улусная гимназия относится к числу образовательных учреждений повышенного уровня. Имеет следующие профили: гуманитарный, политехнический, естественнонаучный. Мировая художественная культура преподается только в гуманитарных классах. В нашем исследовании принял участие 81 учащийся.

Таким образом, если брать наиболее часто повторяющийся ответ «раз в месяц» ответы распределились следующим образом: литература-50%, музыка -0, изобразительное искусство -4%, театр- 0,5%, кино-38%. Таким образом, чаще всего обращаются к литературе и кино. Отрицательный ответ «не читаю, не посещаю» - литература-16%, музыка – 78,5%, изобразительное искусство -44%, театр-66,5%, кино-8%. Эти ответы говорят о том, что школьники почти не посещают театры, художественные музеи.

Некоторые вопросы были направлены на знание школьниками учреждений культуры республики и на выявление художественного вкуса (вопросы об архитектурных и скульптурных памятниках села и улуса, якутских кинофильмах, вопрос о любимом фильме). В ответах на вопрос «Какие художественные музеи, галереи есть в Якутске?» названы все музеи. Учащиеся также плохо разграничивают понятия музыкальный и драматический театр. Скульптурные памятники, названные школьниками, - это чаще всего памятники, расположенные на центральных площадях села и улуса. Среди архитектурных памятников называют чаще всего новые здания села и Якутска, т. е. можно сделать вывод, что школьникам ближе современная архитектура. В результатах анкетирования нашел место и феномен современного якутского кино, названо 33 фильма, среди наиболее повторяющихся – молодежные фильмы. Лидирует молодежная лента «Кэскил» и в ответах на вопрос о любимом фильме наряду с фильмами «Сумерки» и «Шаг вперед» - также молодежными фильмами. Мы не стали делать отдельные таблицы по школам, так в основном вкусы учащихся совпадают.

Ответы на вопрос «Произведение какого искусства способно произвести на вас большее впечатление?» ответы распределились следующим образом: книга-44, картина-31, музыкальное произведение-56, скульптура-7, архитектура-14, спектакль-12, фильм-86. Лидируют кино, музыка и литература.

Ответы на вопрос «Если бы вам предложили попробовать свои силы в искусстве, что это было бы?» ответы распределились следующим образом: литература -22, изобразительное искусство -19, музыка-44, скульптура-5, архитектура-12, театр-15, кино-53. Опять в лидерах кино, музыка, литература.

Ответы на вопрос «Занимались ли вы в детстве?» распределились следующим образом: музыкальная школа -54, художественная школа-30, театральная студия-4, литературный кружок-2. В селе есть Детская школа искусств, которую посещают многие школьники.

Заключение

Таким образом, по итогам анкетирования можно сделать вывод, что у молодежи есть свое представление об искусстве. Они не очень разбираются в классическом искусстве. Ближе им современное искусство, причем грань между искусством и неискусством не очень четка.

1. Анализ ответов на теоретические вопросы, показал, что школьники хорошо знают историю литературы, изобразительного искусства, архитектуры. Ниже процент правильных ответов по музыке, театру и кино. В целом, объем знаний школьников базируется на школьной программе.

2. Вопрос о частотности обращения к тому или иному виду искусства показал, что чаще обращаются к литературе и кино. Школьнику легче прочитать книгу, чем сходить на выставку, посетить театр, что, конечно, еще обуславливается материальной стороной вопроса. Литература более демократична, нежели другие виды искусства. С другой стороны, нельзя утверждать, что читаемые школьниками книги и просмотренные фильмы относятся именно к искусству.

3. Анализ названных фамилий деятелей искусства опять же вывил, что больше школьники знают поэтов и писателей и деятелей кино. Если разделять зарубежное и российское искусство, то можно сказать, что школьники хорошо знают российских поэтов и писателей и зарубежных художников, скульпторов, архитекторов. Плохо разбираются респонденты в якутском искусстве, кроме якутского кино.

4. Ответы на вопросы об учреждениях культуры республики показали, что учащиеся путают понятия «драматический театр», «музыкальный театр», «художественный музей».

5. Вопросы на выявление художественного вкуса учащихся обнаружили, что, например, больше нравится им современная архитектура, чаще называют скульптурные памятники, расположенные на центральных площадях села и Якутска, где часто собирается молодежь, среди фильмов преобладают молодежные фильмы. Это подтверждает высказанную ранее мысль, что молодежь разграничивает «наше - не наше» искусство.

6. Обобщающая часть также выявила, что преобладают ответы «кино», «музыка», «литература».

7. Если сравнивать ответы учащихся НСОШ № 2 и НУГ, то правильных ответов больше у гимназистов. Ответы глубже и шире у учащихся гуманитарных классов. Ответы 11–классников лучше, чем у 10-классников. Правильных ответов больше в тех классах, где больше девушек.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)