Культура  ->  Музыка  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Русский язык — богатейший язык мира

Богатство и выразительность русского языка, его огромную роль в истории цивилизации, отмечали писатели и деятели культуры. Русские писатели, мастера слова, те, кто оценивает не только смысл слова, но и его звучание, выразительные возможности, восхищались русским языком, отмечали его неповторимые особенности, своеобразие. Так, Н. В. Гоголь с восторгом отзывался о русском языке: «дивишься драгоценностями нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг». Как бы продолжая слова Н. В. Гоголя, великий критик В. Г. Белинский отмечал: «Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых естественных понятий». Мастер художественного слова К. Г. Паустовский, обращаясь к современникам, писал:

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». И мы обязаны это всегда помнить. Своеобразным заветом всем последующим поколениям звучат слова И. С. Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять — таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!».

Писатели отмечают не только богатство лексической стороны языка, но обращают внимание на звуковое оформление слова.

Мне захотелось узнать, как звуки влияют на наше восприятие слова, на воображение, на наши чувства. Чтобы это определить, я решила сделать фонетический анализ некоторых стихотворений русских поэтов. Но прежде чем начать эту работу, необходимо четко и точно знать, что же такое звук. Как взаимосвязаны звуки между собой, как они способны влиять на наше подсознание. Почему, читая стихотворение А. С. Пушкина «Зимний вечер», мы ощущаем печаль, тоску, а когда читаем стихотворение М. Ю. Лермонтова «Русалка», мы обретаем покой? Связано ли это со звуковым оформлением слова?

Звук – это колебание воздуха, но когда мы говорим о словах, то имее в виду не любой звук, а звуки речи. Это особые звуки, и изучением их занимается фонетика.

Фонетика — это наука о звуковой системе языка (термин происходит от греч. Рhопе — «звук»).

Фонетика изучает образование звуков речи, их акустические и артикуляционные свойства, фонетические чередования в словах и во фразах, интонацию и некоторые другие вопросы, относящиеся к звуковой стороне языка.

Звуки речи характеризуются в трех аспектах: физическом, физиологическом и собственно лингвистическом аспекте, представляют собой фонему.

Акустически звук речи — это колебательные движения воздушной среды: воздушная струя, идущая из легких, передает колебания голосовых связок и колебания, вызванные трением воздушной струи о стенки органов речи (например, языка и нёба при образовании звука [т)). Акустические свойства звука определяются характером колебаний: ритмические колебания образуют тоны, а неритмические — шумы (чисто тональными в русском языке являются гласные, преобладает тон в образовании сонорных согласных (л, м, н, р, i), все остальные согласные являются шумными); колебания могут быть простыми и сложными, состоящими из основного тона и добавочных. Все звуки речи производятся сложными колебаниями, но лишь гласные звуки различаются только по тембру. К акустическим признакам звука относится также высота или частота звука, его сила и громкость.

Физиологический аспект звука речи обусловлен тем, что звук речи есть результат работы речевого аппарата человека; движения органов речи, необходимые для образования звука, называются артикуляцией, поэтому физиологический аспект может быть понят как артикуляционный.

По своей роли в образовании звуков речи органы речи делятся на активные и пассивные. Активными называются подвижные органы речи: голосовые связки, нёбная занавеска, язык и губы. Пассивными называются неподвижные органы речи: твердое нёбо, зубы.

Лингвистический аспект звука речи имеет в виду, что звуки речи выполняют в языке определенные функции. Они являются не только материальной оболочкой слов, но различают слова и формы слов. Например, слова «дом» и «дам» различаются гласными «о» и «а»; «дом» и «том» — согласными «д» и «т». Звук речи в лингвистическом аспекте, т. е. фонема, является основной единицей звуковой системы языка. Лингвистический аспект отличает звуки человеческой речи от всех других звуков, встречающихся в природе, так как только звуки речи способны выполнять социальную функцию, разграничивая значимые единицы языка в процессе общения.

Слоги и ударения.

Слог — это звук или несколько звуков, произносимых одним толчком вдыхаемого воздуха.

Ударный слог — это отрезок речи, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью в сравнении с соседними — предшествующим и последующим. По степени звучности на первом месте стоят гласные, за ними сонорные согласные, потом звонкие и глухие согласные. Каждый слог должен включать в себя самый звучный элемент, который и оказывается слогообразующим. В большинстве случаев слогообразующими звуками являются гласные. Но могут быть и сонорные согласные (жи-знь, те-а-тр, ко-ра-бль).

Ударение — это выделение одного из слогов в слове силой звука или другими фонетическими средствами.

Признаки словесных ударений:

• Силовые, т. е. ударный слог произносится с большей силой.

• Количественное, т. е. гласные ударного слога произносятся с большей длительностью, чем гласные безударных.

• Качественное, т. е. ударные гласные могут отличаться от безударных по — своему качеству [л’эс] — [л’иса].

Ударение бывает:

• Разноместное (в русском языке ударение может стоять на любом слоге в двухсложных и многосложных словах. ) Разноместность русского ударения не означает, что слово можно произносить с ударением на любом слоге. Существуют определенные акцентологические нормы: правильно говорить: положИть, красИвее, звонИшь и неправильно: полОжить, красивЕе, звОнишь.

• Фиксированные (неподвижное — сохраняется в одном и том же слоге во всех формах слова — стУл, стУла, стУлу, стУлом, и т. д. )

• Подвижное (ударение перемещается со слога на слог в разных формах слова — стОл, но столА, окнО, но Окна).

Функции ударения:

• Разграничивают омографы ( зАмок и замОк).

• Помогает различать разные формы одного и того же слова( окнА и Окна).

• Основная функция - это организация звуковой оболочки слова.

Интонация.

Интонация — это ритмико-мелодичная сторона речи, служащая в предложении средством выражения синтаксических отношений и эмоциональной окраски. Интонация зависит от фонетических факторов:

1. Мелодика речи - повышение и понижение тона во фразе.

2. Ритм речи - чередование ударных и безударных слогов, долгих и кратких слогов.

3. Тембр речи - звуковая окраска речи.

4. Темп речи - скорость протекания речи во времени.

5. Паузы - перерыв в речи.

6. Интенсивность - сила произношения, связанная с усилением или ослаблением выдыхания.

7. Фразовое и логическое ударение - ударения, которые выделяют слова, важные в смысловом отношении.

Гласные звуки.

Все звуки речи делятся на две группы: гласные и согласные. Гласные и согласные отличаются акустическими и артикуляционными признаками.

1. Гласные — тональные звуки, которые образуются без участия преграды на пути воздушной струи (все согласные образуются с помощью преграды и с участием шума).

2. При образовании гласных, органы речи напряжены равномерно (при образовании согласных более напряжены органы речи в том месте, где имеется преграда).

3. Воздушная струя при произношении гласных слабая, а при произношении согласных сильная, т. к. ей необходимо преодолеть преграду.

4. Все гласные являются слогообразующими, согласные (кроме сонорных) не могут самостоятельно образовать слога.

Гласных звуков в русском языке шесть: [и], [ы], [у], [э], [о], [а], но обозначаются они десятью буквами: а, о, у, э, и, ы, я, ю, ё.

Согласные звуки.

Согласных звуков в современном русском языке 37. Их образование и классификация сложнее, чем гласных.

1. Качество согласного звука зависит от характера преграды. Характером преграды определяется способ образования согласных звуков. По способу образования согласные делятся:

1. Смычные (активный орган смыкается с пассивным, и воздушная струя преодолевает преграду, либо силой размыкает смычку, образуя хлопок, либо обходит по бокам через носовые полости).

2. Щелевые (активный орган речи не смыкается, а сближается с пассивным, образуя щель, что вызывает характерные шумы).

3. Слитные (совмещение смычки и щели; сначала сомкнуты, а после плавно размыкаются).

4. Дрожащие (кончик языка загибается к верху и под воздействием воздушной струи дрожит, создавая характерный шум).

II. Качество согласных звуков зависит от места образования преграды, от того, какие активные или пассивные органы образуют преграду.

Активные:

1. Губные (активное участие принимает нижняя подвижная губа, которая может смыкаться с верхней губой и верхними зубами. [б, п, ф, м]).

2. Язычные: переднеязычные [д, т, ц, ч, з, с, ж, ш, н, п, р,], заднеязычные(г. к, х].

Пассивные:

1. Губные [б, п, м].

2. Зубные [в, ф, д, т, з, с, н, п]

З. Нёбные [ж, ш, ч, р, г, к, х]

Ш. Качество согласных зависит от работы голосовых связок, т. е. от участия тона и шума в образовании звуков.

Все звуки можно разделить:

1. Сонорные [м, н, л, р,]]

2. Шумные, которые делятся на звонкие [б, д, г, в, з, ж] и глухие [п, т, к, ф, с, ш]. Звонкие отличаются от глухих тем, что в их образовании участвует тон, а глухие согласные состоят из одного шума. Качество согласных звуков зависит от положения средней части языка. Если она приподнимается к нёбу, что является дополнительным движением по отношению к другим органам речи, то образуется мягкий согласный, т. е. разница между [д] и [д’] только в том, что средняя часть спинки языка совершает дополнительное движение, приподнимается к верхнему нёбу.

Влияние согласных на гласные звуки.

Влияние согласных на соседние гласные звуки или гласных на согласные называется аккомодацией, т. е. приспособлением произношения одного звука к произношению другого звука. Аккомодация объясняется тем, что органы речи не успевают завершить произношения одного звука, не успевают возвратиться в исходное положение, как начинают артикуляцию следующего звука. Поэтому наибольшее воздействие на гласные звуки оказывает предшествующий согласный.

Твердый согласный не может стоять перед гласным [и], но в тех случаях, где такое сочетание возникает, гласный [и] под воздействием предшествующего твердого согласного получает заднее образование и изменяется в [ы]. Это наблюдается:

1. На стыке приставки, оканчивающийся на твердый согласный, и корня, начинающегося со звука [и]: [падыскат’], [разыграт’].

2. В словосочетаниях, в которых первое слово кончается твердым согласным, а второе начинается с гласного [и]: [ход-ыгры].

3. После предлогов на твердый согласный: [пад-ываj].

4. На стыке частей сложносокращенных слов: [п ‘эдынститут].

5. При соединении в произношении двух самостоятельных слов, связанных союзом и: [п л‘эс-ы-дол].

При мягких согласных гласные не переднего ряда получают переднее образование, [лук] — [л ‘ук]; [мал] — [м ‘ал].

Поскольку звук – это колебание органов речи, то, создавая вибрацию, оказывается, звуки влияют на наше подсознание. Хотим мы этого или не хотим, но звуковая оболочка определяет наше отношение к незнакомому слову. Поэтому благодаря подбору звуков в названии магазина может зависеть успех начатого дела. Сейчас появляется много магазинов с иноязычными наименованиями: Benetton, Formoza, Хуафу, но они, как правило, вызывают негативные ассоциации у жителей и гостей областного центра или вообще не вызывают никаких реакций. Люди, как правило, не знают значения иностранного названия, следовательно, подсознательно они извлекают его из фонетического звучания чужого слова, что не всегда реализуется в положительных ассоциациях. Взять, к примеру, респектабельный магазин фирмы «С1аssiс»: дорогие вывески, богато оформленные витрины, зеркала и блестки внутри и снаружи, однако, само слово «Сlassic» вызывает впечатление чего-то угловатого, резкого, неудобного — реакции, прямо противоположной имиджу и роду деятельности фирмы. А сколько еще неудачных решений в выборе названия учреждениям, магазинам, кафе. Чтобы был успех в деле, названия должны отвечать трем требованиям:

1. Название должно отражать признаки, соответствующие учреждению.

2. Должно быть легко запоминаемым и удобно произносимым, а значит достаточно коротким.

3. Должно привлекать внимание и интерес людей, вызывать положительные впечатления, т. е. выполнять рекламную роль.

А еще учеными доказано, что звуками можно лечиться, т. к. разные звуки влияют на разные органы человеческого типа (см. приложение).

Изучив теоретический материал по фонетике, я решила использовать свои знания при анализе поэтических произведений и занялась фонетическим анализом стихов, чтобы посмотреть, как звуки могут влиять на наше восприятие художественного образа. Начала я со стихотворения Ф. И. Тютчева.

Люблю грозу в начале мая, [лбл грз внчл м]

Когда весенний первый гром, [кгд всн прв грм]

Как бы резвяся и играя, [ккб рзвс гр]

Грохочет в небе голубом. [грхчт в нб глбм].

В каждой строчке этого стихотворения присутствуют звуки [гр]. Благодаря этим звукам, мы и слышим раскаты грома. Стихотворение звучит весело, шумно, громко, помогает как бы услышать, почувствовать саму грозу. Благодаря этому, стихотворение привлекает внимание читателя, легко запоминается.

А вот в стихотворении Лермонтова «Русалка» обилие звука [л], и мы видим плавные движения плывущей русалки.

Русалка плыла по реке голубой, [рслк плл прк глб]

Озаряема полной луной; [зрм плн лн]

И старалась она доплеснуть до луны [стрлс н дплснт длн]

Серебристую пену волны. [србрст пн влн].

Стихотворение получилось мягкое, нежное, будто серебристые переливы маленького колокольчика.

Оказалось, что иногда звуки как бы помогают нам «услышать» происходящее. Так в стихотворении В. Приходько обилие звука [ш] создает ощущение шуршания мышей:

Пешком шагали мышки по узенькой дорожке [пшкм шгл мшк пзнк дршк]

От деревушки Пешки до деревушки Ложки. [тдрвшк пшк ддрвшк лшк]

А в деревушке Ложки у них устали ножки. [в дрвшк лжк нх стл нжш]

Обратно в Пешки мышки приехали на кошке. [бртн в пшк мшк прхл нкшк].

Обилием звука [ш] — Приходько показал, что мышки очень маленькие , они тихо и медленно передвигаются, мы будто слышим, как эти мышки шуршат в траве на лесных или садовых дорожках.

Или вот взять стихотворение Пушкина «Узник».

Сижу за решеткой в темнице сырой [иу а иоъ ииъ ыо]

Вскормленный в неволе, орел молодой [алы еоь ао ъао]

Мой грустный товарищ, махая крылом, [о уы ааи аая ыо]

Кровавую пищу клюет под окном [аауу иу уо ъао]

.> Мы вольные птицы; пора брат, пора! [ы оыь иы аа а а а]

Туда, где за тучей белеет гора, [уа э ъ уь иэ аа]

Туда, где синеют морские края, [уа э иэу аиь аа]

Туда, где гуляем лишь ветер. да я. [уа э уаи и эь а а].

Уже заметно, что в первом столбике этого стихотворения доминируют звуки [и, о, у], эти звуки несут стесненность, скованность, и даже если встречается звук [а], его заглушают эти звуки. Благодаря этим звукам, мы чувствуем, насколько грустно орлу за решеткой. А вот в третьем столбике преобладает звук [а, ] — именно тот звук, который произносится на полном свободном выдохе без всяких преград, поэтому он несет ощущение свободы, произносится с такой легкостью, что ощущается полет, легкость.

В результате проделанной работы, я пришла к следующим выводам: звуки окружают нас и влияют на наше подсознание, независимо от наших желаний, каждый звук выполняет свою функцию, и эти функции совершенно разные, в зависимости от того, как проходит воздух через наш организм, какие органы задействованы. Это помогло мне лучше понять стихотворения и авторов, понять их чувства. Теперь мне стало легче анализировать стихи, легче готовить выразительное чтение, т. к. я стала понимать, как правильно произносить звуки и брать дыхание.

Приложение.

Много веков назад восточные эскулапы выяснили, что звук «А» снимает боли различного происхождения, лечит сердце и верхние доли легких, помогает при параличе и респираторных заболеваниях, оказывает мощное действие на весь организм, способствуя насыщению тканей кислородом.

Звук «Е» называют «чистильщиком» организма. Считается, что этот звук помогает нам освободиться от отрицательной энергии. Особенно благотворно он влияет на мозг и эндокринные железы.

«И» помогает при заболеваниях глаз и ушей, при насморке и почечной недостаточности.

«О» называют «звуком легких»: он вызывает в груди целительную вибрацию, которая лечит кашель, бронхит, трахеит, воспаление легких, снимает спазмы и боли, облегчает течение такого тяжелого заболевания, как туберкулез легких. Звук «У» лечит горло и голосовые связки, а также все органы, расположенные в области живота.

Гласный «Ю» полезен при заболеваниях костей, почек и мочевого пузыря. Целебное действие усиливается, если, произнося этот звук, прижать левую руку к области пупка и накрыть ее правой рукой.

«Э» исцеляет сердечно — сосудистую систему, укрепляет связки, активизирует работу головного мозга.

«Я» гармонизирует работу всего организма, избавляет от боли, врачует нервную систему.

Согласный звук «В» оказывает положительное действие на нервную систему, спинной и головной мозг.

Звук «З» помогает справиться с заболеваниями гортани, щитовидной и паращитовидной желез.

Звук «М» уникален: он воздействует на весь организм в целом и восстанавливает равновесие всех органов и систем, исцеляет сердечные заболевания и положительно влияет на сосуды головного мозга. «Н» исцеляет болезни правого полушария головного мозга, активизирует интуицию и творческие способности.

«С» полезен для сердца, сосудов, гормональной системы.

«Х» гармонизирует весь организм и восстанавливает нервную систему, помогает при стрессах и депрессии.

«Ч» лечит бессонницу и неврозы. Хотите всегда быть здоровыми?

Тогда один — два раза в день делайте следующие упражнения: глубоко вдохните, а затем произнесите тот звук, который вам наиболее подходит, мысленно направляя его на больной орган. Тяните звук как можно дольше — до тех пор, пока хватит воздуха.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)