Культура  ->  Музыка  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Роль и место музыки в жизни детского сада

Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка, как любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего мира, активному мышлению. .

Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. С первого дня рождения ребенок получает ряд впечатлений, среди которых есть и музыкальные. Это, прежде всего, голос матери с убаюкивающими или оживленными интонациями, звуки детских музыкальных игрушек.

Следовательно, если музыка оказывает такое положительное влияние на ребенка уже в первые годы его жизни, то необходимо ее использовать как средство педагогического воздействия. К тому же музыка представляет богатые возможности общения взрослого с ребенком, создает основу для эмоционального контакта между ними.

Музыкальное воспитание дошкольников осуществляется не только во время занятий, праздников, развлечений, но и в часы досуга, самостоятельных игр, во время прогулок, утренней гимнастики и т. д.

Музыка формирует представление о людях, жизни, воспитывает уважение и любовь к труду, подчеркивает ее эстетическую сторону Таким образом, музыкальная деятельность создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека.

В повседневной жизни детского сада целесообразно использовать музыку. Но современное положение дел таково, что при всем разнообразии дидактических программных средств на образовательном рынке, практически нет программ, предусматривающих использование музыки в повседневной жизни детского сада, а подготовка самого воспитателя в области музыкального образования оставляет желать лучшего. В связи с этим воспитателю необходимо творчески подходить к работе с детьми и самостоятельно включать музыку в повседневные занятия.

Актуальность темы: «Использование музыки на занятиях в детском саду» заключается в том, что данный вопрос недостаточно разработан в методической литературе и дает возможность по-новому посмотреть на роль музыки в повседневной жизни детского сада.

Проблемой исследования является противоречие между недостаточным использованием музыки на занятиях и необходимостью повышения этого уровня.

Решение данной проблемы составило цель исследования.

Объект исследования – учебно-воспитательный процесс.

Предмет исследования – использование музыки на занятиях в детском саду.

Для решения поставленной цели были выделены следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

2. Определить роль и место музыки в жизни детского сада.

3. Раскрыть сущность основных форм работы с детьми в детском саду.

4. Разработать систему исследования по вопросу использования музыки на занятиях.

В процессе исследования использовались следующие методы:

1. Теоретические – анализ методической и педагогической литературы, методы теоретического обобщения;

2. Эмпирические – наблюдение, тестирование, беседы.

3. Математические – количественная и качественная обработка полученных результатов.

Музыка в повседневной жизни детского сада часто звучит во время игр, развлечений, на праздниках, прогулках и экскурсиях. Быт ребенка обеднеет, если исключить музыку. Это еще раз подтверждает большую силу ее воздействия на человека и возлагает особую ответственность на педагога, родителей за правильную постановку музыкального воспитания детей, организацию музыкальной среды для полноценного развития ребенка, становления его личности.

Традиционно в детском саду принято выделять четыре формы организации музыкальной деятельности: музыкальные занятия, самостоятельная музыкальная деятельность детей, музыка в повседневной жизни и на прогулках. При таком подходе музыка в повседневной жизни детского сада объединяет в себе все формы музыкальной деятельности, которые реализуются вне занятий (игры, развлечения, праздники, утренняя гимнастика и т. д. ).

Если музыкальные занятия, как занятия вообще, являются основной формой учебной деятельности в детском саду и воспитательно-образовательный процесс осуществляется путем прямого обучения, то в быту приоритетным становиться косвенное руководство музыкального руководителя, воспитателя, родителей музыкальным воспитанием детей. Прямое обучение в повседневной жизни не исключается совсем, но оно должно быть ограничено. Любое музыкальное общение с ребенком следует строить на совместной деятельности, партнерстве, всячески поощряя его инициативы, что особенно важно при самостоятельных проявлениях детей.

Итак, форма организации музыкального воспитания в повседневной жизни детского сада предусматривает два вида руководства со стороны воспитателя, музыкального руководителя, родителей: прямое и косвенное. Во время игр, упражнений обучающего характера, прогулок музыка может звучать по желанию и детей и взрослого. Но в развлечениях, праздниках, утренней гимнастике это происходит, как правило, по инициативе педагога; при этом он должен, конечно, учитывать возможности, интересы, и пристрастия детей.

Возникновение самостоятельной музыкальной деятельности в детском саду – один из показателей высокого уровня развития детей, характеризующий определенные музыкальные умения и навыки, способность переносить разнообразные музыкальные действия в повседневную жизнь. Ребенок должен уметь принять накопленный музыкальный опыт, сформированные музыкальные умения и навыки в новых условиях, в самостоятельной музыкальной деятельности по своим интересам и желаниям.

Опираясь на многолетние исследования лаборатории эстетического воспитания НИИ дошкольного воспитания, проведенные под руководством Н. А. Ветлугиной, можно сделать вывод, что самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников успешно развивается при правильной постановке музыкального воспитания и в детском саду, и в семье. В его организации рекомендуется придерживаться следующих положений:

- обучение – средство музыкального воспитания, нацеленное на развитие личности ребенка, в частности его музыкальности, учитывающие его возрастные и индивидуальные особенности;

- музыкальные занятия – основная форма организации обучения детей; однако обучение следует осуществлять, используя все подходящие жизненные ситуации, как в детском саду, так и в семье;

- руководство музыкальным воспитанием детей со стороны педагога должно носить характер совместной деятельности (быть рядом, вместе, а не над, сверху), в которой взрослый остается ведущим, но видит в ребенке равноправного участника, партнера.

Ребенок должен, прежде всего, иметь желание выразить свое отношение к близким людям, окружающей действительности с помощью музыки: напевая, танцуя или подбирая простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах. Так, малыш, увидев бойкого воробья, может вспомнить русскую народною попевку «Андрей-воробей» и попытаться передать четкий ритмический рисунок молоточком на металлофоне; ребенок постарше наблюдая за кружением осенних листьев, напевает песню М. Красева на слова М. Ивенсен

Падают, падают листья –

В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Таких примеров можно привести множество, но подобное происходит только тогда, когда у детей воспитан интерес к музыке, желание музицировать и когда они владеют необходимыми музыкальными умениями и навыками: чисто интонируют, пластично, выразительно двигаются под музыку, умеют подбирать простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах и т. д. И, конечно же, ребенок должен иметь необходимые условия для реализации своих замыслов: ему могут понадобиться инструменты, игрушки, различные пособия и, безусловно, помощь руководства взрослого, педагога. Иначе появившиеся желания тут же могут погаснуть, если малыш забыл слова или мелодию, а их некому напомнить, или под рукой не оказалось нужного музыкального инструмента, или нет желающих его послушать (т. е. нет соответствующей ситуации для выполнения замысла).

Помимо обучения во всех его видах к важным средствам развития самостоятельности нужно отнести музыкальные впечатления, которые дети получают во время праздников, развлечений, слушание радиопередач и просмотры телепередач, детских мульти- и кинофильмов. С детьми необходимо слушать различные по стилям, жанрам музыкальные произведения.

Проблемой роли и места музыки в жизни детского сада занимались такие педагоги и музыканты как: М. Л. Палавандишвили, О. П. Радынова, А. И. Катинене.

Такая эмоциональная насыщенность в жизни ребенка, в которой преобладает добро, хорошее бодрое настроение, положительно влияет и на его музыкальное развитие, формирование потребности слушать музыку, петь, танцевать, играть на детских музыкальных инструментах не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности.

I. 2. Основные формы работы с детьми в детском саду

I. 2. 1. Музыкальное занятие

Основная форма образовательной работы с детьми – музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое целенаправленное и всестороннее воспитание дошкольников, формирование музыкальных способностей каждого ребенка.

Занятия включают чередования различных видов деятельности (пение, ритмика, слушание музыки, игра на детских музыкальных инструментах, ознакомление с элементами музыкальной грамоты) и обеспечивают тем самым разностороннее развитие музыкальных способностей детей. Занятия содействуют воспитанию многих положительных качеств личности ребенка: объединяют детей общими радостями, эстетическими переживаниями, совместными действиями, учат культуре поведения, требуют определенной сосредоточенности, проявления умственных усилий, инициативы и творчества. Занятия оказывают несомненное влияние на другие формы организации детей. Самостоятельная музыкальная деятельность ребят будет активнее на основе знаний, умений, навыков, приобретенных на музыкальных занятиях.

Музыкальные занятия проводятся одновременно со всей группой. Их структура, содержания зависит от учебных заданий и возраста детей

Музыкальные занятия очень насыщенные, и здесь, как и на других занятиях, осуществляется общевоспитательная работа, развиваются специальные способности, формируется творческое, инициативное отношение к учебному материалу. Требование к качеству усвоенных навыков усложняются и повышаются от группы к группе.

Отличительным является то, что ребят обучают сразу нескольким видам музыкальной деятельности (пению, движению и т. д. ) чего нет на занятиях рисования, лепки, математики и других.

Музыкальное воспитание реализуется при условии активности самих детей и правильной организации педагогов в их разнообразной деятельности.

Задачи, которые ставятся на музыкальных занятиях:

- научить ребенка усваивать определенные последовательности в музыке, способы восприятия, исполнительства.

- развить его музыкальные и творческие способности.

- обогатить переживаниями, создать запас ярких впечатлений.

Значение музыкальных занятий многостороннее. Здесь осуществляется систематическое и планомерное развитие каждого ребенка, формируется его эстетическое отношение к окружающему искусству посредством применения и чередования пения, ритмики, слушания музыки, игры на музыкальных инструментах.

На занятиях формируются положительные качества, как отдельной личности, так и коллектива в целом. Следовательно, музыкальные занятия можно считать необходимым компонентом подготовки ребят к школе.

I. 2. 2. Развитие речи и музыка

В дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими способностями умственной деятельности.

В умственном развитии большую роль играет развитие речи, а также знание родного языка. С помощью языка ребенок познает окружающий мир, общается со сверстниками, может делиться своими переживаниями. В развитии речи может применяться музыка, т. к. она помогает и улучшает произношение ребенка.

Умственное развитие – это количественные и качественные изменения, происходящие в мыслительной деятельности ребенка, связанные с обогащением опыта и под влиянием воспитательных воздействий.

Дети трех-четырех лет чаще всего допускают ошибки в произношении «уа, уэ, йэ», не произносят «р» в сочетаниях «пр, тр, др, бр, гр», выговаривают «т» вместо «с» и «ч», «проглатывают» «л» в сочетаниях «пл, бл, кл», не правильно выговаривают звук «р». Чтобы устранить неправильное произношение звуков, нужно подбирать рифмы, скороговорки, считалки, музыкальные игры и песни, в которых произносимые фонемы и комбинации фонем встречаются достаточно часто, так что ребенок при многократном повторении материала легко выделяет их и сосредотачивает на них внимание.

Организуя многократное повторение фонематического материала, учитывается также, что развитию речевого слуха способствуют артикуляционные движения органов речи и что такие упражнения составляют важную часть работы по правильному усвоению языка.

Для развития артикуляционного аппарата, используют музыку, потому что мелодия песни строится так, чтобы в нужное время можно было сделать вдох. Краткая, удобная для ребенка музыкальная фраза позволяет ему дышать естественным образом.

Дети должны запевать песню одновременно, петь в лад, отчетливо, с хорошей дикцией произносить текст.

Плохое произношение, с которым может столкнуться педагог, обучая ребенка пению, проявляется и в обычной речи. Ребенок овладевает звуковой системой языка в раннем возрасте, слушая речь окружающих его взрослых.

Главным методом коррекции плохого произношения было развитие музыкального слуха. С каждым ребенком занимались индивидуально, используя разные наглядные средства: игрушки, предметы обихода, картинки, таким способом можно добиться хорошего произношения звуков и слов.

Развитие речи включает в себя много методик – одна из них, в которой музыка играет немалую роль – художественная литература.

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется: ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего народа. Искусство слова отображает деятельность, через художественные образы показывает реальные жизненные факты – это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественное произведение раскрывает внутренний мир героев, заставляет детей волноваться, переживать, как свои радости и горести героев.

Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями литературы, на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач, нравственного, умственного, эстетического воспитания.

Художественная литература для каждой возрастной группы своя. Чтобы дети запомнили чтение, его нужно сопровождать: показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также учить слушать художественные произведения без наглядного сопровождения

Знакомя детей, например, с русскими народными сказками «Кот, петух и лиса», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Колобок» и другими, воспитатель сопровождает свой рассказ исполнением небольших песенок героев сказок, характеризующих персонажей. Сначала поет песенку воспитатель, а когда сказка будет усвоена, дети исполняют ее самостоятельно – это поможет более ясно, точно представить героев сказки и запомнить их.

Гораздо быстрее и интереснее сказка будет восприниматься детьми, если при первоначальном ее пересказе педагог использует разные музыкальные инструменты. Например, знакомя детей с русской народной сказкой «Колобок», он может изобразить на металлофоне, как «покатился колобок» как «скачет» заяц; с помощью цитры изобразить мягкие, изящные движения хитрой лисы.

Дети очень любят сказку «Три поросенка» С. Михалкова, ее чтение хорошо сопровождать музыкальными фрагментами, исполнение песенки веселых поросят и волка из музыкальной инсценировки этой сказки, записанной на пластинке.

Знакомя детей со стихотворением А. Барто «Лошадка», будет интересно прослушать в грамзаписи одноименную музыкальную пьесу, Н. Потоловского. Музыка помогает детям увидеть художественные образы, она обогащает впечатления детей, с помощью произведения ребенок хорошо видит героев и их характер.

I. 2. 3. Праздники, развлечения и музыка

Праздники и развлечения – яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. Многие педагоги считали, что надо помочь ребенку, через искусство, глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать

Подготовка и проведение праздников, развлечений способствует нравственному воспитанию детей, они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового об окружающем их мире.

Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступления детей – все это важные факторы эстетического воспитания.

К вопросу праздники, развлечения и музыка, в своих работах обращались педагоги и музыканты В. И. Ядэшко, В. А. Сохин, Т. А. Ильина, О. П. Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишвили и другие.

Музыка, как ведущий компонент праздника и развлечения, соединяет в себе все виды искусства, создает эмоциональный настрой в соответствии с основной темой, она должна вызывать у ребят сопереживание. Так, веселая, задорная, шутливая музыка на новогоднем празднике настраивает детей на радостное ожидание сюрприза; задушевные, лирические мелодии, звучащие в день Восьмого марта, передают нежные и теплые чувства, обращенные к мамам и бабушкам.

Создание соответствующего эмоционального настроя на тот или иной праздник во многом зависит от тщательно составленной программы. Педагог продумывает тему, форму программы, подбирает музыкально-литературный материал, уделяет внимание сюрпризным моментам, художественному оформлению.

Структура праздника может быть различной. Например, в начале выступают дети, а затем проводятся общие пляски, хороводы, игры и аттракционы. Допускается другой вариант, когда все эти номера чередуются, вполне возможно в начале показать небольшой спектакль или концерт, в котором участвуют взрослые, а после него предложить выступить детям. Музыкальные номера помогают воспитать у детей: эстетические, нравственные качества, расширяют круг знаний, а также формируют музыкальные способности каждого ребенка.

Грамотное исполнение музыкального репертуара взрослыми и детьми – необходимое условие воспитательного воздействия праздника на ребёнка. Это становится возможным при творческом и зрелищном проведении постановок, аттракционов и сюрпризных моментов.

Хорошей традицией в детском саду стали так называемые проводы праздника, когда в музыкальном зале оставляют оформление, костюмы и атрибуты для игр, инсценировок. Дети по желанию могут повторить песни, хороводы, аттракционы, которые им понравились. Это позволяет закрепить праздничные впечатления, и еще раз получить удовольствие от выступления. На празднике дети показывают свои достижения, и, кроме того, праздники являются источником новых приятных и радостных впечатлений для ребенка, стимулом его дальнейшего развития.

I. 2. 4. Изобразительная деятельность и музыка

Рисование, лепка – вид изобразительной деятельности, основное назначение которых – образное отражение действительности. Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста форм деятельности. Ведь не случайно ребенок очень рано начинает стремиться самыми разнообразными способами выражать полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать возможность ребенку расширить область выражения складывающихся у него образов.

Как правило, дети любят рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, конструировать. Тем самым они получают возможность передавать то, что их волнует, что им нравится, что вызывает у них интерес. А это, в свою очередь, создает условия для всестороннего воспитания и развития детей.

Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей. Дети воспроизводят в рисунке, что восприняли ранее, с чем уже знакомы. .

Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них, и также эстетических и нравственных качеств. .

Взаимосвязь изобразительной деятельности с музыкой очень много дает детям в их эстетическом творческом развитии. Предложения отразить в рисунке образы музыкальных произведений, как правило, вызывает положительный эмоциональный отклик у детей. Дошкольники могут рисовать на темы песен, программной и не программной музыки. При этом содержание рисунков по одному и тому же музыкальному произведению бывают различными: каждый ребенок может найти свою тему, композицию изображения.

Основа взаимосвязи различных видов художественной деятельности заключается в понимании выразительных средств: сначала дети с помощью воспитателя выделяют выразительные средства в одном виде художественной деятельности (с той, которую они воспринимают и которая определяет содержание будущего изображения), например, в музыке. Затем происходит процесс осмысления того, как образы одного вида искусства можно передать средствами выразительности другого вида искусства. Например, как ритм музыки или ее динамику передать средствами рисунка. В этом педагог должен помочь детям, предложив им вспомнить, какое настроение передавала та или иная музыка, и подумать, как это можно изобразить в рисунке.

Очень важна связь детской изобразительной деятельности с работой по ознакомлению их с произведениями изобразительного искусства. Рассматривая картины или репродукции в книгах, скульптурные изображения, произведения народного декоративно-прикладного искусства, дети получают представление о том, как художник отбирает объекты для своего произведения, какими средствами пользуется для передачи образа предмета или явления, как может быть решена та или иная тема разными художниками.

Таким образом, взаимосвязь занятий изобразительной деятельностью с другими занятиями и различными видами деятельности в детском саду обогащает жизнь детей, повышает эффективность воспитательного процесса.

1. 2. 5. Прогулка и музыка

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно простудным заболеваниям.

На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Прогулка способствует умственному воспитанию и решает задачи нравственного воспитания. .

Музыка оказывает свое воспитательное воздействие во время прогулок детей, стимулируя их активность, самостоятельность, вызывая различные эмоциональные переживания, создавая хорошее настроение, оживляя накопленные впечатления.

Наиболее подходящим для музыкальных проявлений детей на прогулках является летний период. В это время на участке организуются интересные игры. Дети могут самостоятельно или вместе с воспитателем петь любимые песни, водить хороводы: («Мы на лугу ходили» А. Филиппенко, «Землюшка-чернозем» – русская народная песня в обработке Е. Тиличеевой и др. ). Многие песни можно интересно инсценировать, например: «Пошла млада за водой» – русская народная песня в обработке В. Агафонникова, «На мосточке» А. Филиппенко и др.

На прогулке воспитатель помогает организовать подвижные игры с пением («У медведя во бору», «Теремок» и другие).

Играя в такие игры, как «прятки», «салочки», перед началом дети обязательно выбирают водящего. Поэтому с ними хорошо заранее выучить несколько несложных считалок, например, «Конь ретивый», «Цынцы-брынцы балалайка», «Зайка белый куда бегал» и другие. Дети с удовольствием будут использовать их в своих играх.

Летом на прогулке можно использовать детские музыкальные инструменты, предоставив детям возможность импровизировать, исполняя несложные мелодии, при наличии определенных навыков игры на музыкальных инструментах, объединяться в ансамбль.

Музыкально-дидактические игры во время прогулок также имеют место, здесь большее предпочтение следует отдавать подвижным играм, таким как «Узнай по голосу», «Тише-громче в бубен бей» Е. Тиличеевой и другие. Можно интересно провести игру на различение тембра музыкальных инструментов («На чем играем?» Е. Тиличеевой). Эти игры развивают у детей чувство ритма, ладовое чувство, музыкальный слух..

I. 2. 6. Физкультура и музыка

Роль физического воспитания детей в детском саду очень велика, потому что ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связанно так тесно с общим воспитанием, как в первые шесть лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Программа воспитания в детском саду предусматривает умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие.

Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, память. Эта общая слабость вызывает и самые различные расстройства в деятельности организма, ведет не только к понижению способностей, но и расшатывает волю ребенка. Недаром выдающийся педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому крайне важно правильно организовать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности

Задачи утренней гимнастики и физкультурных занятий – способствовать укреплению детского организма, формировать двигательные умения и навыки, развивать физические качества: выносливость, быстроту реакции, ловкость и т. д.

Для эмоционального настроя, бодрого заряда активной деятельности ребенка на физических занятиях и утренней гимнастике используют музыку.

Известно, что звучание музыкальных произведений повышает работоспособность сердечно-сосудистой, мышечной, дыхательной систем организма. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений.

В то же время можно говорить о развитии у детей музыкальности, основных ее компонентов – эмоциональной отзывчивости, слуха. Ребенок и здесь учится воспринимать музыку, двигаться в соответствии с ее характером, средствами выразительности

Музыкальное сопровождение физических упражнений должно отвечать определенным требованиям: ведущая роль отводится двигательным задачам; характер музыки соответствует характеру движения. Музыкальное сопровождение подчиняется выполнению этих задач. Наиболее целесообразно проводить под музыку некоторые основные движения (ходьба, бег, подпрыгивания), строевые и общеразвивающие упражнения с элементами художественной гимнастики. Если физические упражнения выполняются с достаточным напряжением, в индивидуальном ритме (упражнения в равновесии, лазанье, метание в цель, прыжки в высоту, длину и др. ), использовать музыку не следует.

Каждое движение имеет своеобразный характер, поэтому необходимо найти для него соответствующее музыкальное сопровождение. Например, четкие взмахи флажками требуют бодрой, энергичной музыки; отрывистые подскоки, притопы – легкой, игривой; помахивание лентами – нежной, напевной и т. п.

Вместе с тем один и тот же вид движения может носить разный характер. Например, ходьба в начале физкультурного занятия или утренней гимнастики, должна быть бодрой и жизнерадостной, поэтому марш подбирается энергичный, умеренно быстрого темпа. В конце занятия ходьба выполняет другую функцию, снижает физиологическую нагрузку, соответственно маршевая музыка будет спокойной, умеренной. Но на физкультурных праздниках ходьба и музыка носят торжественный, приподнятый характер.

Подбирая музыку для физических упражнений, необходимо учитывать возраст детей, поскольку у малышей физиологические возможности достаточно ограничены (короткий шаг, относительно умеренный темп передвижения и т. д. ). Музыкальные произведения для ходьбы, бега, подпрыгиваний должны быть яркими, выразительными, умеренного темпа, с четкой фразировкой контрастного характера. Например, в «Марше» В. Агофонникова спокойная мелодия, удобный умеренный темп, продолжительное вступление, дающее возможность подготовиться к ходьбе. Поэтому его можно использовать в работе с малышами. Марш В. Соловьева-Седого «Стой, кто идет», имеет более сложное построение, короткое вступление, звучащее как сигнал, быстрый темп, и применяется только в работе со старшими дошкольниками

Когда утренняя гимнастика проводится на воздухе, то использование музыки имеет некоторые особенности. Звуки на воздухе распространяются неравномерно и могут быть не всеми услышаны. Необходимо продумать расположение звукового источника (проигрыватель, магнитофон, аккордеон, баян).

В прохладное утро надо слегка ускорить темп выполнения физических упражнений, и, наоборот, в жаркое – снизить его. В этом случае гимнастику делать без сопровождения музыки

На физкультурном занятии музыка должна звучать эпизодически: во время ходьбы, бега, подпрыгиваний, перестроений некоторых общеразвивающих упражнений. Основная часть занятия, как правило, проводится без музыки, хотя отдельные подвижные игры, могут включать музыкальное сопровождение. Занятия обычно заканчиваются маршем. Песня на физкультурном занятии и утренней гимнастике звучать не должна (исключения составляют некоторые подвижные игры) так как это требует дополнительных усилий от ребенка, не дает полного восстановления дыхания.

Выполнение разнообразных физических упражнений под музыку возможно в тех детских садах, где хорошо поставлена работа по физическому и музыкальному воспитанию, т. е. большинство детей успешно справляются с программными требованиями.

Применение музыкального сопровождения в процессе обучения физическим упражнениям зависит от этапов их разучивания. При ознакомлении с движением, его показом музыка облегчает восприятие. После показа упражнения дается музыкальная характеристика.

Например, воспитатель показывает упражнение с обручем в сопровождении «Вальса» Б. Асафьева, затем говорит: «Музыка спокойная, певучая, негромкая, и движения должны быть мягкими, неторопливыми, плавными.

Разучивание отдельных элементов движений проводятся без музыки, т. к. ее восприятие на этом этапе снижает сознательное управление двигательными навыками и может привести к механическому их воспроизведению. Когда упражнение освоено, его вновь проводят с музыкальным сопровождением. Такая методика обучения повышает точность, четкость выполнения движения, выразительность.

В качестве музыкального сопровождения упражнений в основных видах движений используются народно-классическая музыка, сочинения отечественных и зарубежных авторов

Исполнение произведений должно быть качественным, правильным, нельзя допускать акцентированных сильных долей и тактов, произвольного повторения отдельных фраз, введение лишних пауз, синкоп и т. п. Все это искажает замысел композитора, нарушает содержание сочинения и снижает его художественные качества.

Различные музыкальные произведения также могут быть с успехом использованы в качестве сопровождения на утренней гимнастике и физкультурном занятии.

1. 3. Роль воспитателя в проведении занятий с использованием музыки

Функции воспитателя и музыкального руководителя могут быть рассмотрены в опоре на общепедагогические функции. Педагог-ученый А. И. Щербаков называет восемь функций: информационную, развивающую, мобилизационную, ориентационную, конструктивную, организаторскую, коммуникативную, исследовательскую, разделяя их на две группы. Первые четыре функции педагогические, остальные общетрудовые (относятся к любым видам квалифицированного труда). Выполняя педагогические функции, воспитатель передает детям знания, развивает их способности, мобилизует внимание, формирует систему ценностных ориентаций. Общетрудовые функции направлены на создание материальных и дидактических условий для творческого решения педагогических задач.

Успех учебно-воспитательной деятельности педагога зависит, как подчеркивает А. И. Щербаков, от его готовности выполнять свои функции и от умения устанавливать внутренние связи между ними, определять содержание своих действий и метода их реализации.

Рассматривая деятельность музыкального руководителя и воспитателя, мы видим, что, выполняя информационную функцию, они должны иметь глубокие знания своего предмета, уметь преподнести их детям, обладать культурой речи.

Знания, умения музыкального руководителя, имеющего специальное музыкальное образование и воспитателя, отличаются по качественному уровню. Воспитатель должен постоянно повышать свою музыкальную культуру – слушать музыку, совершенствовать свои исполнительские умения, быть в курсе новинок методической литературы. Многие знания и умения воспитатель приобретает с помощью музыкального руководителя.

Развивающая функция. Педагог любого профиля, обучая детей, должен развивать их способности, учить самостоятельно мыслить, стимулировать творческие проявления. В деятельности воспитателя эта функция выполняется в тесном контакте с музыкальным руководителем, под его руководством. Воспитатель должен знать методы диагностики, помогать музыкальному руководителю в ее проведении. Участие в этом позволяет воспитателю узнать сильные и слабые стороны развития каждого ребенка в соответствии с этим строить свою работу.

Реальное участие воспитателя в музыкальном развитии детей определяется уровнем его музыкальной культуры, музыкальными способностями. Качества личности, необходимые для выполнения этой функции: способность к творчеству, инициативность, музыкальная культура, увлеченность – сходны у воспитателя и музыкального руководителя.

Мобилизационная функция педагога предполагает умение воздействовать на эмоционально-волевую сферу личности ребенка, наиболее рациональным путем. Мобилизовать внимание можно и с помощью строгих указаний, но обучение будет носить развивающий характер только тогда, когда педагог заинтересует детей, увлечет их.

В деятельности воспитателя эта функция также предполагает увлеченность самого педагога музыкой, знания музыкального репертуара, интересных сведений о музыке, умения в увлекательной форме организовать слушание произведений, самостоятельную музыкальную деятельность детей, находить индивидуальный подход к каждому ребенку.

Ориентационная функция. Она предлагает формирование устойчивой системы ценностных ориентаций личности. Ориентация человека на определенные ценности может возникнуть только в результате их предварительного признания (положительной оценки – рациональной или эмоциональной).

Музыкальный руководитель и воспитатель формируют у детей представления о системе музыкальных ценностей, с помощью художественного языка музыкального искусства, с помощью образного слова, и других методов и приемов, развивают музыкальные способности, мобилизуют внимание, формируют положительное отношение к музыке, ценностные ориентации личности. Эти педагогические функции музыкальный руководитель и воспитатель могут успешно выполнить, если они обладают определенными качествами личности, знаниями и умениями.

В конструктивной функции педагога выделяются три компонента: конструктивно-содержательный (отбор и композиция учебно-воспитательного материала), конструктивно-оперативный (планирование структуры собственных действий и действий детей) и конструктивно-материальный (планирование учебно-материальной базы для проведения работы).

Музыкальный руководитель и воспитатель составляют перспективный план (годовой, квартальный), в котором определяют задачи музыкального воспитания, форму организации музыкальной деятельности детей (виды занятий, праздников, развлечений), намечают основной репертуар, темы бесед с родителями, аспекты работы с педагогическим коллективом.

Организаторская функция. Музыкальный руководитель и воспитатель должны знать теорию и методику музыкального воспитания на современном уровне их развития, внедрять новые достижения науки и практики в педагогический процесс, продумывать различные формы включения музыки в деятельность дошкольников, учитывая их индивидуальные проявления, склонности.

Для выполнения этой функции музыкальный руководитель и воспитатель должны быть организованными, инициативными, ответственными способными к творческому поиску.

Коммуникативная функция. Для осуществления этой функции важно владеть коммуникативными умениями – находить подход к каждому воспитаннику, учитывая его склонности, интересы, уровень развития музыкальных способностей; оказывать внимание каждому ребенку; быть доброжелательным, заботливым; сохранять чувство юмора; уметь переключать внимание детей, когда возникают конфликтные ситуации.

Исследовательская функция предлагает творческое отношение музыкального руководителя и воспитателя к своей работе, стремление к самосовершенствованию, постоянное пополнение профессиональных знаний и умений. .

Таким образом, выполнение общетрудовых функций требует от музыкального руководителя и воспитателя знаний, умений, качеств личности, традиционных для педагогической деятельности и в тоже время специфичных.

Выводы по главе

В данной главе были рассмотрены вопросы: роли и места музыки в жизни детского сада, основные формы работы с детьми в которых можно использовать музыку и личность воспитателя в подобных занятиях. Выявлена значимость использования музыки в различных видах работы с детьми.

В первом пункте были рассмотрены общеметодические подходы к использованию музыки в повседневных занятиях, виды и средства руководства такими занятиями. В результате были выявлены основные положения в организации самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников в повседневной жизни детского сада.

Во втором пункте рассматривались формы работы с детьми, в которых можно использовать музыку как дополнительное средство в развитии и воспитании ребенка.

Изученная методическая литература показала, что введение музыки в такие виды работы как праздники и развлечения, физкультура достаточно хорошо рассмотрены. А в таких формах как развитие речи, прогулка, изобразительная деятельность, в методической литературе раскрыты в недостаточной степени, то есть, не даны методические рекомендации, не определены цели и задачи работы.

В третьем пункте говориться о тесной взаимосвязи работы воспитателя и музыкального работника, об их профессиональных качествах и раскрываются основные общепедагогические функции, которые должны выполнять педагоги в совместной деятельности.

Таким образом, для формирования знаний, умений и навыков ребенка, его духовного и эстетического развития, воспитатель должен владеть определенным набором знаний, умений и навыков, не только общепедагогических, но и музыкальных. Проводить работу под своим прямым и опосредованным влиянием на ребенка через определенную систему учебных знаний и при этом знать психологические особенности своих воспитанников в разные возрастные периоды.

Использование музыки в повседневной жизни детского сада является важной темой, которой в дошкольной педагогике необходимо уделить большее внимание.

Глава II. Система работы по использованию музыки на занятиях в детском саду

II. 1. Экспериментальная работа по изучению возможностей использования музыки на занятиях в детском саду

В ходе прохождения преддипломной педагогической практики была проведена экспериментально-исследовательская работа по определению значимости использования музыки на занятиях в детском саду.

Экспериментально-исследовательская работа проводилась на базе МДОУ №57 г. Майкопа.

Цели исследования: изучить возможность использования воспитателями музыки на занятиях в детском саду.

Исследование было организовано в три этапа:

─ на первом проводилось анкетирование, тестирование и наблюдение за работой воспитателей;

─ на втором этапе была произведена обработка и анализ полученных эмпирических данных;

─ на третьем этапе были разработаны и проведены занятия по использованию музыки в повседневной жизни детского сада.

На первом этапе в ходе наблюдений выяснилось, какую музыку и как часто используют воспитатели в ходе занятий. В результате этого были зафиксированы занятия, на которых часто используется музыка, а также частота ее появления.

1. Частота использования музыки на занятиях

2. Народная или композиторская.

3. Жанровая принадлежность музыки.

4. Исполнение музыки самим воспитателем.

5. Музыка, звучащая в ином исполнении (музработником, приглашенным специалистом, детьми).

6. Оправданность использования музыки на занятиях.

Результаты наблюдения отражены в таблице №1. Данные таблицы позволяют сделать предположение об особенностях подхода воспитателя к выбору музыки на занятиях.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что лидирующее место занимает музыкальное занятие, прогулка и физвоспитание, что говорит о специфике педагогического труда, а так же об использовании музыки в качестве сопровождения движений.

На второй план выходят занятия, в которых музыка звучала эпизодически или не использовалась вовсе, тем не менее, эпизодическое использование музыки говорит о желании ряда воспитателей работать с комплексным материалом.

Использование музыки на таких занятиях как рисование, лепка, занятиях в послеобеденное время заслуживает особого внимания, т. к. данные занятия входят в группу искусств и их взаимопроникновение играет немаловажную роль в формировании эстетической стороны личности ребенка.

Воспитатели чаще всего используют звучание музыки в записи, что говорит об отсутствии достаточного музыкального образования. Данное положение свидетельствует о большой неуверенности в использовании музыки воспитателями на занятиях.

В противопоставление этому выступают занятия по физвоспитанию, где в качестве концертмейстера выступает музыкальный руководитель, который тонко ощущает ритм, скорость, пульсацию движений и соответственно подбирает звучащую музыку.

Музыкальный работник, свободно владея инструментом, может замедлить или ускорить звучащую музыку, выделить сильные доли для чёткого выполнения движений детьми и т. д.

Полученные в ходе наблюдения результаты обсуждались с воспитателями после занятий. Затем им предлагалось ответить на вопросы анкеты и теста .

Целью анкетирования было выяснение того, планирует ли воспитатель использование музыки на занятиях, понимает ли он музыку, имеются ли у него соответствующие пособия, методическая литература, осознает ли он особенности музыки и способы её использования, как оценивает свои музыкальные предпочтения, музыкальную подготовку.

Для обработки анкеты использовалась следующая шкала баллов: ответ «а» – 3 балла, ответ «б» – 2 балла, ответ «в» – 1 балл, ответ «г» – 0 баллов.

Результаты анкетирования зафиксированы в таблице 2.

Из таблицы 2 видно, что большинство воспитателей (а это, как правило, опытные педагоги с большим стажем работы), редко планируют использование музыки на занятиях.

Некоторые из них отмечают, что это необходимо, но в то же время делают это редко, непланомерно и неохотно, а пятая часть опрошенных утверждает, что не хотят иметь информацию о методике использования музыки на занятиях.

Однако многие воспитатели хорошо осознают особенности своей работы и специфику музыкального искусства – они четко обозначают свои предпочтения, уместность той или иной музыки в занятиях, а также недостаточность музыкального образования и методической обоснованности приемов.

После проведения анкетирования был выявлен коэффициент представления воспитателя об уровне использования музыки на занятиях.

Уровень представлений

Наивысший – коэффициент 0,91 – 1,00

Высокий – коэффициент 0,81 – 0,9

Хороший – коэффициент– 0,71– 0,8

Средний – коэффициент– 0,61– 0,7

Низкий – коэффициент– 0,51– 0,6

Низший – коэффициент– 0,5

Определение коэффициента проводилось по формуле

К – коэффициент представления воспитателя об уровне использования музыки на занятиях.

n – количество баллов, набранных воспитателем при ответах на вопросы

N – максимально возможное число баллов анкеты, высший уровень представления об особенностях использования музыки на занятиях.

Результаты вычислений представлены в таблице 3.

Таблица 1.

№ Вид занятий Кол-во занятий Виды музыкальных фрагментов Способ использования музыки п/п

К= 17/33=0,51 Низкий

К= 21/33=0,63 Средний

К= 21/33=0,63 Средний

К= 21/33=0,63 Средний

К= 22/33=0,63 Средний

К= 19/33=0,57 Низкий

К= 27/33=0,81 Высокий

К= 19/33=0,57 Низкий

К= 19/33=0,57 Низкий

К= 21/33=0,63 Средний

К= 21/33=0,63 Средний

К= 20/33=0,63 Средний

К= 22/33=0,63 Средний

К= 15/33=0,51 Низкий

К= 25/33=0,63 Хороший

Таким образом, выяснилось, что в основном представления воспитателей о своих музыкальных возможностях находятся на среднем уровне.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Целью тестирования было выяснение того, какое место занимает музыка в работе воспитателя, есть ли у него музыкальные предпочтения, музыкальное образование, не жалеет ли он о том, что у него нет глубоких знаний в области музыки, прилагает ли он усилия для самообразования в данной области.

Для обработки теста использовались те же методы, что и для обработки анкеты.

Результаты зафиксированы в таблице 4.

Таблица 4.

Уровень представления воспитателя об использовании музыки на занятиях

№ Варианты ответов Баллы

К=8/10=0,8 Высший

К=2/10=0,2 Низший

К=5/10=0,5 Низший

К=6/10=0,6 Средний

К=6/10=0,6 Средний

К=6/10=0,6 Средний

К=5/10=0,5 Низший

К=9/10=0,9 Высший

К=2/10=0,2 Низший

К=4/10=0,4 Низший

К=7/10=0,7 Средний

К=6/10=0,6 Средний

К=8/10=0,8 Высший

К=7/10=0,7 Средний

К=6/10=0,6 Средний

Таким образом выяснилось, что в основном представления воспитателей о собственной музыкальной компетенции находятся на среднем уровне.

Результаты наблюдений, анкетирования, тестирования и их анализ позволяют сделать следующие выводы: опытными воспитателями часто планируется использование музыки на занятиях, многие фрагменты чётко продумываются заранее; большинство воспитателей недостаточно хорошо осознают особенности музыкального искусства в раскрытии той или иной темы занятия: результаты ранжирования использования музыки свидетельствуют о проявлении значительной неуверенности большинства воспитателей при использовании музыки на занятиях, о наличии поверхностного отношения к данному вопросу.

2. 2. Методика работы по использованию музыки в быту дошкольного образовательного учреждения

Жизнь ребенка становится красочнее, полнее, радостнее, если не только на музыкальных занятиях, но и в остальное время в детском саду создаются условия для проявления его музыкальных склонностей, интересов, способностей.

Умения, полученные в на занятиях, обязательно должны закрепляться и развиваться вне их. В разнообразных играх, на прогулках, в часы, отведенные для самостоятельной деятельности, дети по собственной инициативе могут петь песни, водить хороводы, слушать грампластинки, подбирать простейшие мелодии на металлофоне. Таким образом, музыка входит в быт ребенка, музыкальная деятельность становится любимым занятием.

Игра, безусловно является основной деятельностью ребенка вне занятий. В играх дети отражают свои впечатления об окружающей жизни, переживают события, доступные их пониманию. Воспитатель использует игру как могучее воспитательно-образовательное средство, являясь её организатором, создавая условия для игры или активного участия в ней, он руководит взаимоотношениями детей, реализует их замыслы, регулирует процесс общения с музыкальным искусством. Включение музыки в игру делает её более эмоциональной, интересной, привлекательной. .

Возможны различные варианты применения музыки в играх. В одних случаях она является как бы иллюстрацией к действиям игры. В других случаях дети отражают в играх впечатления, полученные на музыкальных занятиях, праздниках. Игры, связанные с музыкальной деятельностью, проводятся во всех группах детского сада, в том числе и мелодией.

Проведение сюжетно-ролевых игр с музыкой требует очень осторожного и глубокого руководства воспитателя. Он, наблюдая ход игры, может побуждать детей к пению, например, укладывает девочка куклу спать, воспитатель предлагает ей спеть песню «Баю-Баю», музыка М. Красева. Он следит за динамикой исполнения. Например, играя в пароход, дети запели песню очень громко, воспитатель говорит им: «Пароход уходит всё дальше и дальше, поэтому песня едва слышна». Воспитатель может предложить построить часть игры или всю её на основе музыки.

Если помочь детям в исполнении музыкальных номеров, не нарушая ход игры, то в какой-то степени будет преодолён разрыв между их игровым замыслом и возможностями в области музыкальной деятельности.

Музыка может входить как составная часть и в разные занятия: по развитию речи, ознакомлению детей с природой, окружающим. Эстетическое восприятие природы порождает у детей любовь к Родине. Музыка же помогает им более глубоко, эмоционально воспринимать образы природы, её отдельные явления. В то же время наблюдения за природой углубляют восприятие музыки. Она становится более понятной и доступной. Например, если, идя на прогулку в парк или в лес, дети обратят внимание на красивую стройную березку, то воспитатель должен предложить детям внимательно её рассмотреть, вспомнить о ней стихотворение, а еще лучше спеть песню или водить вокруг нее хоровод, который они разучивали на музыкальном занятии («Во поле береза стояла», русская народная песня «Ай, да березка», музыка Т. Попатенко и др). Таким образом, воспитатель закрепляет детские впечатления, полученные от непосредственного восприятия природы, при помощи музыкального произведения. Кроме того, воспитатель может проводить летом на прогулках игры с пением. Это придаёт прогулкам содержательность. Заранее разученный на музыкальных занятиях материал, связанный с темой природы, позволяет детям быть более внимательными при наблюдениях. Дети начинают понимать, что каждое время года, явление природы по-своему прекрасно.

Музыка, в зависимости от задач, которые ставит воспитатель, или предшествует наблюдению, или закрепляет детские впечатления. В результате ребенок учится не только наблюдать, но и чувствовать красоту природы, сопоставлять её явления с музыкальными образами

Музыку целесообразно включать и в занятие по развитию речи, например, при рассказывании сказки. Но при этом необходимо позаботиться о том, чтобы инструментальное произведение или песня не нарушали целостности сказочного образа, а наоборот, дополняли его. Так, при прочтении детям сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» можно дать прослушать фрагменты одноименной оперы Н. Островского-Корсакова, характеризующие три чуда: богатырей, царевну-лебедь, белку. Рассказывая русскую народную сказку «Теремок», желательно спеть песни зверей (лягушки, зайца, мышки и др. ) из детской оперы-сказки М. Красева «Теремок», рассказывая сказку «Гуси-лебеди» − спеть песню маши, яблоньки, печки, речки (музыка Ю. Вейсберга).

Исполнение песни по ходу сказок придаёт им особую эмоциональность .

Музыка может быть использована и при проведении на разные темы (о временах года, наступающем празднике, о Родине, детском саде и т. д. )

В тесной связи с музыкальным воспитанием находится работа над речью. Пение улучшает произношение слов и способствует устранению дефектов речи. Музыка расширяет круг представлений детей, способствует развитию внимания. Если ребенок слушает внимательно, то он усваивает и правильное произношение слов, и обогащает свой словарный запас. Во время беседы о музыке дети знакомятся с новыми понятиями, связанными с её содержанием.

Дети дошкольного возраста часто неправильно произносят звуки, а так же их сочетания, затрудняются в произношении тех или иных слов.

Исполнение распевных песен помогает исправить отдельные недостатки речи. Пение быстрых, чётких песен способствует выработке правильной артикуляции. Произношение слов улучшается и при пении различных народных потешек и прибауток с чётко ритмизированным текстом, таких как «Андрей-Воробей», «Дождик», «Скок-поскок», «Дедушка Егор», «Огурчик», «Две тетери».

Использование музыки в физкультурной деятельности придаёт увлекательность, способствует её эффективности. Музыка поднимает настроение детей, организует их движения, способствует улучшению осанки, придает движениям выразительность, способствует их более точному и скоординированному выполнению. Музыка также помогает детям усвоить различные построения и перестроения, которые обычно проводятся в начале или в конце занятия.

Начать занятия можно ходьбой под музыку бодрого характера или под пение, например: «Петя-барабанщик», музыка М. Красева; «Мы веселые ребята», музыка М. Раухвергера; «Ножками затопали», музыка М. Раухвергера: «Вот как мы умеем», музыка Е. Тиличеевой: «Бравые солдаты», музыка А. Филиппенко. Пение организует ходьбу, придает ей ритмичность, а так же является лучшим способом дыхательной гимнастики. Построения, перестроения, бег, проводимые в сопровождении музыки приобретают большую четкость. Заключительную ходьбу целесообразно сопровождать ударами в бубен или исполнением на фортепиано, в грамзаписи произведений спокойного характера, так как дети должны закончить занятие в состоянии нормализованного дыхания, кровообращения, при снижении физической нагрузки.

Комплекс упражнений для упражнений гимнастики предварительно разучивается с детьми на занятиях по физкультуре без музыкального сопровождения. Воспитатель может подключить музыку только тогда, когда дети усвоили способ выполнения движений и способны согласовать их с музыкой. Если на занятии не присутствует музыкальный руководитель, то воспитатель может использовать бубен, барабан, грамзапись, какой-либо народный инструмент.

Одна из целей гимнастики с музыкой − создать у детей бодрое настроение на весь день, способствовать их активности в труде, играх, занятиях. Поэтому музыка может быть применена тогда, когда она не снижает темпа движений, не создает излишних пауз между упражнениями. При подборе музыкального материала для гимнастических упражнений необходимо помнить о том, чтобы движения соответствовали характеру музыкального произведения, его форме. Например, под «Вальс» А. Гречанинова подходят плавные движения: удобно спокойно поднимать руки вверх, разводить их в стороны, опускать вниз. А под музыку русских народных мелодий «Ах вы сени», «Полянка», с акцентированными сильными долями, можно выполнять чёткие взмахи рук, прыжки, наклоны туловища, махи и сгибания ног.

Упражнения в лёгком беге на носках

Народная прибаутка «Огуречик»:

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик.

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

Упражнения в ходьбе, беге, галопе

Народная потешка «Дедушка Егор»

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор,

Сам на лошадке,

Жена на коровке,

Внуки на телятах,

Гоп-гоп, гоп-гоп!

Упражнения в прыжках на двух ногах с продвижением вперед, сужения и расширения круга.

Народная прибаутка «Скок-поскок»

Скок, поскок молодой дроздок,

По водичку пошел, молодичку нашел.

Молодиченька-невеличенька

Сама с вершок, голова с горшок.

Упражнения в подготовке к переменному шагу.

Народная прибаутка «Андрей-воробей»

Андрей-воробей

Не гоняй голубей!

Гоняй галочек

Из-под палочек.

Между музыкальным воспитанием и изобразительной деятельностью также легко наладить взаимосвязь. С одной стороны, музыка углубляет те впечатления, которые дети выразили в рисунке или лепке . Музыка углубляет впечатления, выраженные в лепке и рисунке. Таким образом, объединение музыкальной и изобразительной деятельности помогает ребенку в восприятии каждого вида искусства.

Музыка, включаемая воспитателем в различные моменты повседневной жизни детей, вызывает у них положительные эмоции, радостные чувства, создает приподнятое настроение. Если малый боится воды, можно пропеть, умывая его, попевку «Водичка, водичка, умой моё личико» или куплет песни «В лодке» музыка М. Раухвергера.

Многие дети спокойно засыпают, когда мама по вечерам поет им колыбельную песню. Желательно это сделать и воспитателю перед дневным сном детей. Пение колыбельной песни создает домашнюю обстановку, успокаивает, навевает сон. Рекомендуется почаще использовать народные песни, прибаутки. Их тонкий юмор, яркая образность обладают гораздо большей силой воздействия на поведение ребенка, чем нравоучение или прямое указание.

Заключение

Влияние музыки на быт детского сада огромно. Использование её в повседневной жизни детей в условиях детского сада определяется чётким руководством со стороны воспитателя, который, учитывая цели и задачи воспитания, а также возможности, склонности и интересы детей, с помощью музыкального руководителя и самостоятельно подбирает музыкальный репертуар, предлагая включение его в разные моменты жизни ребёнка.

Использование музыкальных произведений в часы досуга, на прогулке, на занятиях обогащает детей новыми впечатлениями, способствует развитию самостоятельной творческой инициативе, в организации этой работы большую помощь воспитателю оказывает музыкальный руководитель.

В последние годы представления об использовании музыки в различных видах деятельности дошкольников как способом ускорения учебно-воспитательного процесса претерпевают значительные изменения. Это происходит благодаря попыткам педагогов-музыкантов создать теоретическую базу, описывающую особенности и способы использования музыки в различных видах дошкольной деятельности.

Очень важно каждому воспитателю заниматься самообразованием в этой области, оттачивать свое мастерство, доводя его до совершенства.

Одним из условий, которое обеспечивает грамотное использование музыки в повседневной жизни детского сада, является умение педагога использовать музыкальный репертуар на занятиях. Ведь этот материал по тематике, технике исполнения должен быть доступен и привлекателен для ребенка. Такая эмоциональная насыщенность жизни ребенка, в которой преобладает добро, хорошее, бодрое настроение, положительно влияет и на его музыкальное развитие, формирование потребности слушать музыку, петь, танцевать, играть на детских музыкальных инструментах не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности.

Занятия в повседневной жизни детского сада являются важной формой организации детей, помогают созданию радостной атмосферы, способствуют формированию у детей положительных эмоций, расширяют сферу их чувств, приобщают к коллективным переживаниям, развивают инициативу, творческую выдумку. Организация в повседневной жизни детского сада является важной педагогической задачей.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)