Культура  ->  Изобразительные искусства  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Роль акварельной живописи в формировании познавательных интересов у учащихся на уроках изобразительного искусства

В последнее время художественное развитие и творчество детей стало привлекать особое внимание. Интерес к детскому рисунку, детской скульптуре, ко всякому продукту художественному детскому творчества становится всеобщим, и дети как драгоценный материал для формовки будущих носителей новостей, возможно, более удачной и целостной культуры должны являться предметом нашей исключительной заботы.

Богатые возможности для развития личности ребенка заключены в изобразительной деятельности. Занятия акварелью активизируют мысль ребенка, дают ему возможность выразить свое отношение к окружающему миру языком художественных образов.

Основная задача преподавателя – готовить всесторонне развитых, образованных личностей. Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для всестороннего развития человека. Рисование развивает и умственно, эстетически, помогает познать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать форму предметов. Оно развивают зрительную память, пространственное мышление и способность к образному представлению. Оно учит точности расчета, учить познавать красоту природы, учить мыслить и чувствовать.

Учитель ИЗО обязан, эстетически воспитывать детей, развить их художественный вкус. Это воспитание у учащихся способности к полноценному восприятию прекрасного в жизни, природе, в искусстве, науке и обществе. Прекрасное воздействует на ум, душу, волю, обогащает духовный мир человека. Эстетическое воспитание – это приобщение человека не только к искусству, но и ко всем видам и формам прекрасного в жизни. В процессе эстетического воспитания формируются взгляды, чувства, вкусы и идеалы человека.

Обучение рисованию помогает детям познать окружающий мир, развивать их наблюдательность, приручает логически мыслить. На уроках рисования дети должны ближе знакомиться с окружающими предметами, с многообразием их форм, цвета, величины и других особенностей. Это знакомство расширяет круг их зрительных впечатлений и способствует более точному и полному представлению о предметах.

Рисование имеет практическое значение в деле подготовки подрастающего поколения к жизни. Умение рисовать помогает всем: агроному, шоферу, рабочему за станком, хирургу, делающему сложную операцию. И конечно, в еще большей степени – архитектору, конструктору и другим специалистам, чья деятельность непосредственно связана с рисованием.

Учитель ИЗО дает учащимся знание элементарных основ реалистического рисунка. Прививает навыки и умение в изобразительном искусстве, знакомит с основными техническими приемами работы. Прививает любовь к труду, воспитывает аккуратность настойчивость к работе. Технические навыки будут необходимы человеку в его трудовой жизни. Умение видеть цвет и передавать его красками на бумаге имеет большое различие в самых различных отраслях. Занятия изобразительным искусством в школе ставят своей задачей развить в детях и другие качества – организованность, умение обдумывать порядок работы, логически мыслить, сознательно и по плану работать.

На уроках рисования развиваются творческие способности учащихся, дается верное направление их эстетическому восприятию мира. Развивается пространственное мышление, образное представление и воображение. Развивая творческие способности учащихся, педагог должен обратить особое внимание на воображение: от этого во многом зависит результат творческой деятельности. Воображение человека тесно связано с эмоциями, а, как известно, искусство уже само по себе эмоционально.

Необходимо познакомить школьников с выдающимися произведениями русского и мирового изобразительного искусства. Прививать интерес и любовь к изобразительной деятельности.

Для осуществления перечисленных учебно-воспитательных задач преподавателю необходимо придерживаться определенной системы и использовать разнообразную методику с учащимися. Каждый вид занятий требует своей методики, своего специфического подхода к делу. Не менее важно творческое отношение к занятиям, находчивость и мастерство педагога. Для осуществления всех учебно-воспитательных задач на занятиях по изобразительному искусству школьная программа, предусматривает 4 вида занятий: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы об искусстве.

Для того чтобы ученик подошел к выполнению заданий, учитель должен подробно проанализировать цели и задачи урока, объяснить последовательность работы, указать материал, в котором следует выполнять рисунок, заинтересовать ученика заданием. В этом случае процесс познания будет, отличаться активностью, глубиной и последовательностью.

На уроках ИЗО ученик, изображая тот или иной предмет, накапливает зрительные образы, т. е. отображает окружающую действительность через ощущение и восприятие, что в свою очередь выражается чувством отражения. При этом в процессе отражение действительности глубокое всестороннее познание ее возможно лишь при участии мышления, в ходе анализа и синтеза.

Одно из важнейших условий успешного обучения искусству живописи – развитие у школьников наблюдательности. Например, занимаясь рисованием на тему «Натюрморт», школьник проявляет наблюдательность, вспоминает свои впечатления и жизненные наблюдения.

Большую роль в развитии и формировании творческих способностей играет зрительная память. Специфика изобразительной деятельности требует довольно высокого уровня развития зрительной памяти. Внимательное изучение натуры, постоянный анализ и синтез сравниваемых свойств и особенностей, изображаемых объектов, упражнения в рисовании по памяти и по представлению служат той необходимой базой, на основе которой развивается воображение школьника, и особенно творческое воображение.

Формированию творческого воображения и мышления детей способствует и рисование на темы. В процессе тематического рисования учащийся должен самостоятельно раскрыть конкретную тему, сюжет, творчески решить композицию, продумать цвет, освещение. В рисунках на темы ярко проявляется самостоятельность, оригинальность мышления, умения рисовать от себя – выражать изобразительными средствами свои мысли и чувства.

Еще одна из центральных проблем методики изобразительного искусства – развитие творческих способностей учащихся. Развитие способностей возможно лишь в процессе усвоения и практического применения знаний, умения и навыков. Обучение и воспитание служат решающим фактором в формировании способностей. В школьниках необходимо формировать умение образно мыслить. Изобразительное творчество основано на содержании новых художественных образов.

Систематическое, последовательное и прочное усвоение учебного материала по изобразительному искусству в значительной степени определяется тщательным, научно обоснованным планированием учебного материала в каждом классе.

Глава 1.

1. Из истории акварельной живописи

Акварель была известна еще в древние времена, хотя в чистом виде, то есть без примеси плотных, кроющих белил, вряд ли существовала ранее XVIII века. Ее знали древние египтяне, применявшие акварель в цветных изображениях на папирусах. Акварель была знакома также китайцам и этрускам. У китайцев живопись на фарфоре напоминает акварельную раскраску своей легкостью, изяществом цветовой гармонии, свойственной акварельной технике. Полагают, что живопись на стенах римских катакомб первых веков нашей эры производилась водяными красителями, близкими к акварельным краскам.

В средние века как в России, так и в Западной Европе акварель использовали при украшении церковно-служебных книг(орнамент и миниатюра), но это была акварель с применением белил. В XI веке, когда широкое распространение получила миниатюра, иллюстрирующая рукописные книги, появляются трактаты о различных приемах акварельной техники и ее рецептура.

В XV веке, с появлением гравюры на дереве, акварель начинают применять для подцвечивания оттисков, а так же рисунков, пользуясь ее прозрачностью, позволяющей просвечивать контурам гравюры, причем вначале производилось лишь подцвечивание одной черной акварелью или сепией, потом двумя-тремя красками, а с течением времени количество красок постепенно увеличивалось. В эпоху Возрождения акварель привлекает внимание таких художников, как гениальный Дюрер и Ганс Гольбейн Младший.

Заметное совершенствование акварельной техники наблюдается в XVII веке, чему способствует развитие пейзажной живописи. Характерные особенности акварели – ее тонкость, прозрачность и воздушность – оказались очень ценными качествами при изображении природы. Лучшие мастера этого времени – Рембрандт, Рубенс и другие – создали прекрасные акварельные пейзажи. Художники Голландии используют акварель не только в пейзаже, но также в портрете и жанре. Интересны акварельные работы Иорданса, отличающиеся глубиной тонов, прозрачностью и чистотой красок.

Однако в XVII веке акварель в основном все еще была служанкой масляной живописи. Самостоятельной, серьезной живописью она становится лишь в XVIII веке, сначала в Англии, а затем и во Франции, Италии и других странах.

В этот период большое распространение, как в масляной, так и в акварельной живописи получает городской пейзаж. Мастером архитектурного пейзажа во Франции является Гюбер Робер, в Италии – Каналетто, Гаварди, Белотто, гравер и рисовальщик Пиранези и другие художники. Заметная роль в архитектурном пейзаже принадлежит акварельным этюдам и зарисовкам.

Но классической страной акварельной живописи по праву считается Англия. Природа островной Англии с ее обособленным, своеобразным климатом, с ее «цветными туманами», постоянно меняющимися атмосферными явлениями по-своему способствовала развитию акварельной техники, как бы подсказывала способы применения акварели как прозрачной краски.

Уже в XVIII веке английская акварель все больше и больше наделяется живописными качествами и от прозрачной монохромной отмывки, применяемой Гейнсборо и Александром Козенсом, переходит к живописной многоцветной технике. Во главе английской акварельной школы становятся такие превосходные художники, как Джон Козенс. Тернер, Констебль, Ричард Бонингтон, Томас Гертин. Они вырабатывают блестящую технику, овладевают воздушной перспективой, что позволяет передавать и трепетность воздуха, и мерцающее солнечное освещение.

Среди известных мастеров акварельной живописи можно назвать еще таких художников, как Альма-Тадема, Лоуренс, Купер, Варрон,Уистлер и другие. Английская акварель показала художникам других стран заключенные в ней возможности для изображения беспредельного красочного богатства природы. В ее последующем развитии за пределами Англии можно проследить благотворное влияние английской школы акварельной живописи. Соприкосновение с английской акварельной живописью благотворно сказалось на развитии живописного мастерства таких французских художников XIX века, как Жерико и Делакруа. Побывав в последние годы жизни в Англии, Жерико создал целую серию многоцветных акварельных рисунков, отмеченных истинно живописным решением жанровых мотивов. В использовании живописных возможностей акварели еще дальше пошел Делакруа, выдвинувший на первый план живописный подход во всех видах своей графики. Делакруа и целый ряд других художников сделали акварельную живопись модной во Франции и вывели это искусство из-под влияния английской школы, создав свою технику и свой стиль – стиль легких эскизных акварельных изображений, представляющих фиксацию быстро сменяющихся впечатлений художника. Кроме того, во Франции акварель получила широкое применение в художественной промышленности (акварельный рисунок на слоновой кости, веерах, ширмах, шелке, и других тканях).

В Германию влияние английской акварельной школы проникает через посредство французских художников. Из выдающихся немецких акварелистов можно назвать Эдуарда Гильдебрандта, Каспара Фридриха, Франца Крюгера, Адольфа Менцеля. Для немецких акварелистов и риг-вальщиков XIX века характерна рассудочность; дотошный натурализм соседствует с романтической условностью. Исключение представляют акварели, рисунки и живопись Адольфа Менделя, возглавлявшего некоторое время группу художников-акварелистов, работавших в Вене. Примером виртуозного владения средствами акварельной техники могут служить многие работы Эдуарда Гильденбрандта.

Обладая способностью мгновенно фиксировать необычные явления в природе, художник любил, по словам В. В. Стасова, «ослепить воображение зрителей» эффектными очертаниями, феерическими красками.

В Италии XIX века акварель также достигает большого совершенства, а по законченности, богатству мотивов и легкости техники итальянская акварель иногда превосходит английскую. Такие пейзажисты, как Джиганти, Корроди, сочно и ярко передавали природу Италии. Глубоким реализмом и живописной виртуозностью отличаются акварельные жанры испанца Мариано Фортуни, творчество которого ценил В. Д. Поленов, да и другие русские художники.

В России акварельная живопись начала развиваться с XVIII века, совершенствуя и обогащая свою технику под воздействием общего развития реалистической живописи, в особенности пейзажной. Постепенно техника акварели вбирает в себя живописные качества.

Акварельный рисунок (монохромный, а затем и многокрасочный), получивший широкое распространение в XIX веке, облегчал переход от графического эскиза к картине, к живописи маслом. Достижения акварели не только сблизили ее с живописью, но и позволили обособить ее в самостоятельный вид искусства, в котором проявила себя целая плеяда блестящих мастеров. Рядом с подготовительными, эскизными и композиционными набросками возникают станковые акварели. Пейзаж, портрет, интерьер выполненные акварелью, начинают цениться наравне с завершенными картинами. Развивается и иллюстрационная акварельная графика.

В настоящее время мы видим картины, исполненные акварелью, которые только размерами уступают картинам, написанным масляными красками. Тем не менее все еще бытует пренебрежительное отношение к акварельной живописи , в особенности среди молодых художников. Некоторые из них считают, что акварельные произведения не предназначены для длительного существования. А между тем акварельные работы, хранящиеся в наших музеях, в Третьяковской галерее, свидетельствуют об обратном, например произведения К. П. Брюллова или П. Ф. Соколова, сохранившие весь первоначальный блеск и яркость красок. **

Из русских акварелистов мы назовем наиболее известных художников, начиная с середины XIX века.

Блестящий живописец и рисовальщик К. П. Брюллов (1799-1852) – «Великий Карл», как его называли еще при жизни, - оставил после себя большое количество блестящих по технике, изящных и ярких по колориту акварельных работ. «Портрет неизвестного», «Возвращение римского пастуха домой», «Всадники», серия итальянских жанровых сцен, пейзажи Греции и Турции и другие работы, находящиеся в Третьяковской галерее и Русском музее, свидетельствуют о достижениях Брюллова-акварелиста.

Родоначальник русской бытовой живописи П. А. Федотов (18151852) вначале писал по преимуществу акварелью, изображая сатирические сцены. Его творчество широко представлено в Третьяковской галерее и в Русском музее (Санкт-Петербург).

А. А. Иванов (1806-1858), автор знаменитой картины «Явление Христа народу», создал ряд жанровых акварелей, посвященных уличной жизни Рима, - «Жених, выбирающий серьги для невесты»(1838, Третьяковская галерея), «Аве Мария»(1839, Русский музей) и другие. В 1842 году появилась новая серия таких же превосходных акварелей на тему «Октябрьский праздник в Риме» - «Сцена в лоджии», «У Монте Тестаччо», «У Понте Молле». В конце 1840-х годов Иванов задумал создать цикл стенных росписей на библейские темы. В акварельных эскизах к этим росписям нас поражают вдохновенность исполнения, монументальность замысла, убедительность в изображении библейских сцен, словно сам художник был их очевидцем. Эскизы отличаются прекрасным рисунком, блеском колорита и четкостью композиций.

Первоклассным акварелистом был П. П. Соколов (1821-1898), широко известный как художник-иллюстратор и изобразитель охотничьих сцен. Иллюстрации Петра Соколова, выполненные большей частью акварелью, появлялись на выставках как станковые произведения и издавались альбомами. Например, к «Запискам охотника» Тургенева.

Одна из лучших работ П. Соколова – большая акварель «Конная ярмарка в Лебедяни» (1886, Третьяковская галерея) – дает меткую характеристику провинциального быта, перекликаясь с рассказом Тургенева «Лебедянь».

Ф. А. Васильев (1850-1873) за двадцать три года своей жизни успел проявить себя как самобытный талантливый художник. Крамской сказал о картинах Васильева, что «у него нет красок, а сама живая природа». Эти слова Крамского относятся и к акварелям Васильева, которые говорят зрителю о любви художника к неброской прелести русской природы.

Успешно работал акварелью И. Е. репин (1844-1930). Многие его замечательные акварельные работы находятся в Третьяковской галере: «Портрет В. А. Шевцовой»(1881), портреты Д. И. Менделеева (1885), Льва Толстого (1887), Е. В. Лавровой(1890), Н. Б. Нордман-Северовой (1910). Много репинских акварелей хранится в других галереях и музеях России и зарубежных стран, а также у частных лиц. Кроме портретов и эскизных подготовительных работ к картинам Репин сделал в акварельной технике множество иллюстраций.

В. И. Суриков (1848-1916) также оставил нам не только замечательные картины исторического содержания, но и множество акварельных этюдов к ним и акварельных набросков. Сокровищница нашего отечественного искусства – Третьяковская галерея – владеет такими отличными акварелями В. И. Сурикова, как «Дилижанс»(1871), «Кремль зимой», «Натурщица» (1882), «Портрет С. А. Кропоткиной» (1882), «Флоренция» (1884), «Севилья» (1910), «Бой быков» (1910), «Автопортрет» (1913).

Произведения М. А. Врубеля (1856-1910), выполненные акварелью, составляют значительный раздел в творчестве этого своеобразнейшего художника. Во многом именно в акварели определился характер «врубелевский», тревожно мерцающий колорит. Особенно ясным это становится, когда знакомишься с его акварельными эскизами к иконам и церковным росписям в Киеве (1884-1887) или с эскизом картины «Восточная сказка», уничтоженной самим художником (1885-1886). Сохранилось много акварельных рисунков художника, созданных во время путешествий в Италию. Венецианские маленькие альбомы сплошь заполнены фигурами гондольеров, молодых венецианок, деталями архитектуры, интерьерами – всем, что привлекало глаз художника. Цветовой строй врубелевских акварелей, начиная с его ранних произведений отражающих тяготение художника к светящимся краскам, в слиянию воедино фантастического начала с реальностью бытия. Недаром В. М. Васнецов говорил, что врубелевская живопись сделана «редкостными по красоте, истинно сказочными красками». .

2. Методика преподавания изобразительного искусства

Методика преподавания изобразительного искусства как наука теоретически обобщает практический опыт работы, формулирует законы и правила обучения, выделяет технологию наиболее эффективных методов, предлагает их для внедрения. Методика основывается на научных данных педагогики, психологии, эстетики и искусствознания.

Конечно, в живом процессе преподавания у каждого педагога складывается своя методика работы, однако она должна строиться в соответствии с общими целями и задачами современного преподавания изобразительного искусства, которые были выработаны не сразу, до этого методика прошла сложный путь развития. Методы преподавания менялись в результате борьбы взглядов, идеи, смены художественных направлений, принципов и подходов к обучению.

Методика преподавания изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях в настоящее время развивается очень интенсивно. Много интересных разработок у таких авторов как Э. Я. Кубышкина, В. С. Кузин, Т. С. Комарова, Б. Н. Неменский, Е. Е. Рожкова, Н. Н. Ростовцев, Н. М. Сокольникова, Е. В. Шорохов, А. С. Хворостов, Т. Я. Шпикалова и др. Ими созданы учебно-методические и наглядные пособия по рисунку, живописи, композиции, народному и декоративно-прикладному искусству. Впервые за многие годы вышли учебники по изобразительному искусству для начальной и средней школы .

На уроках изобразительного искусства дети приобретут опыт:

- работы с цветом, тоном, линией, пространством, формой при выполнении графических, живописных работ, а также заданий по лепке и конструированию;

- работы с такими художественными материалами, как: гуашь, акварель с белилами, пастель (мелки), уголь, карандаш, кисть, аппликация (вырезанная и рваная), пластилин (глина), бумага для моделирования, картон для гравюры и др. ;

- коллективной творческой работы.

Обучение изобразительному искусству позволяет применять творческий опыт в практической работе по оформлению класса, школы, при создании изделий декоративно-прикладного искусства из доступных материалов.

Необходимые учащимся сведения по рисунку, живописи, композиции, система их теоретического изучения и практического освоения представлены в разработанных нами программах, тетрадях по «Изобразительному искусству» в 3-х частях для 1 класса, в учебнике по «Изобразительному искусству» для V-VIII классов в 4-х частях и других учебных пособиях.

Комплект тетрадей включает веселые стихотворения, занимательные практические задания и угадайки, что позволяет создать у детей определенный эмоциональный настрой и желание выполнить работу.

Эти тетради отличает разнообразие иллюстрированного материала: слайды объектов природы, репродукции произведений разных художников и детские рисунки. Все это обогащает зрительную и эмоциональную сферу ребенка, позволяет выстраивать интересные взаимосвязи. Большинство графических и живописных заданий дети выполняют в рабочих тетрадях, что очень удобно.

Комплект тетрадей в трех частях можно использовать в 1 классе как трехлетней, так и четырехлетней школы. Учебный материал первой и второй частей в яркой и образной форме раскрывает возможности изображения природы во все времена года и особенности разнообразных художественных материалов. Третья часть знакомит учащихся с основами цветоведения, особенностями работы акварелью и гуашью. Полученные знания предлагается закрепить в процессе выполнения практических заданий, кроме этого, учащимся предлагается собрать коллекцию репродукций, открыток и фотографий по определенным темам. Учитель, организуя работу с этими тетрадями, может использовать вариативное планирование.

Первая часть учебника «Учись рисовать» в 1-2 и 3-4 классах посвящена практической стороне обучения школьников основа изобразительной грамоты, включая рисунок, живопись, композицию, аппликацию. Детям объясняется, как надлежит обращаться с самыми простыми изобразительными художественными материалами – карандашом, акварелью, гуашевыми красками, каковы приемы и техника работы ими.

Описаны способы и методика выполнения рисунков и этюдов в живописи с натуры, т. е. с различных реальных предметов. Среди предлагаемых школьникам объектов изображения – животные, птицы, бабочки, цветы, плоды (фрукты и овощи), предметы быта и образцы декоративно-прикладного искусства. В 3-4 классах дети учатся изображать с натуры фигуру человека и натюрморты. При этом описание приемов выполнения рисунков сопровождается сравнительным анализом подобных предлагаемым объектам фрагментов рисунков и полотен известных художников.

В разделе «Живопись» содержание обучения направлено на развитие у детей восприятия цветовой гармонии и основано на рисовании с натуры, по памяти и по представлению акварельными или гуашевыми красками, фломастерами, цветными мелками.

Давая учащимся возможность почувствовать всю цветовую прелесть окружающего мира через свое личное восприятие, занятия живописью помогает им становиться духовно богаче, щедрее душой, развивают художественный вкус.

Одним из самых интересных разделов учебной программы и , соответственно, учебно-творческой работы детей является рисование на темы, то есть рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование литературных произведений (стихотворений, сказок, басен, рассказов), которое ведется по памяти, на основе наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, освещенности, цвета предметов. Большое значение приобретает выработка у детей умения выразительно выполнять рисунки.

К учебнику также выпускаются два альбома раскрасок. Их назначение – помочь школьнику изучить основы цветоведения и овладеть приемами работы цветными карандашами, фломастерами, акварельными и гуашевыми красками. Первый альбом раскрасок содержит пять тематических серий в соответствии с основными разделами учебника. Среди них – «В мире цветов, овощей, грибов и фруктов», «В мире птиц, рыб и животных», «Природа и времена года», «Красота народных игрушек», «Мы рисуем в цирке», «Мы рисуем сказку».

Во втором альбоме раскрасок внимание детей направлено на расширение и закрепление умений подбирать холодные и теплые цвета, изображать фронтальную и угловую перспективу, использовать штриховку как средство выявления объема, пространства и т. д.

В учебнике представлены и детские рисунки, не только являющиеся образцами детского творчества, но и демонстрирующие уровень развития художественных способностей детей этого возраста, а также возможности овладения ими основами изобразительной грамоты.

Вторая часть «Волшебный мир» в соответствии с программой по изобразительному искусству для 1-2 и 3-4 классов раскрывает содержание учебного курса для данной возрастной группы учащихся по основам изобразительного искусства как одного из видов искусств. По мере изучения ребята узнают о его видах и жанрах, об общих законах и отличительных способностях воплощения понятия прекрасного в произведениях изобразительного искусства, о крупнейших художественных музеях страны и замечательных русских художниках – И. Репине, В. Сурикове, И. Шишкине, И. Левитане, В. Серове, Б. Кустодиеве. О важнейших аспектах творчества корифеев мирового искусства, и, прежде всего – о воплощении ими образа Родины и темы материнской любви и нежности. .

Подробно рассматривается ряд наиболее значимых для усвоения курса понятий: «художник как личность», «живопись», «графика», «скульптура», «архитектура», «творчество художников-анималистов», «Наша Родина – Россия в произведениях изобразительного искусства» (3-4 классы), «Тема материнской любви и нежности в творчестве художников»(3-4 классы).

Учебник не только даст возможность школьникам увидеть замечательные, всемирно известные произведения изобразительного искусства, работы выдающихся мастеров, но и пополнит из знания полезными сведениями о тех или иных явлениях природы, фактах истории, расширяет кругозор. Дети узнают, что такое жанры изобразительного искусства. Получат представление о творчестве русских художников-портретистов И. Репина, И. Крамского, В. Серова и др. , творческой манере изображения жизни природы художников-пейзажистов И. Шишкина, И. Левитана, В. Поленова, К. Юона, К. Коровина, И. Грабаря, о жанровой живописи – полотнах, запечатлевших предметное разнообразие окружающего нас мира, наш быт, народные праздники и гуляния.

Рекомендуемые учебные задания и предлагаемые репродукции произведений художников несколько расширяют соответствующие задания, предусмотренные учебной программой, но соответствуют современным образовательным стандартам по изобразительному искусству. Учитывают особенности психологии детей конкретной возрастной группы. Учебная программа учитывает возможность проведения уроков изобразительного искусства по одному и по два часа в неделю, в зависимости от выбранного для работы варианта учебного плана. Кроме того, как рекомендует программа, учитель может воспользоваться перечисленными примерными заданиями и составить из них свой вариант планирования на год или работать по примерному тематическому плану, который предложен в программе.

Особенно важно учителю проявить творческий подход к программе и, естественно, к учебнику. Определить оптимальное количество часов для выполнения задания. Знакомить детей с искусством родного края, памятниками архитектуры. То есть учитель может самостоятельно отбирать в каждом разделе наиболее важный материал, опускать некоторые проблемы и дополнительно включать другие в зависимости от уровня подготовки класса, не нарушая при этом логику изучения курса, ориентируясь на раздел программы «Знания и умения» у учащихся, учитывая особенности национальной культуры.

Знакомя детей с азами изобразительной грамоты, обратите их внимание на соответствующие иллюстрации, которые помогут им постичь закономерности строения формы, цветоведения , композиции, построения орнамента , правила и приемы использования различных художественных средств. Этой же цели служат вопросы и задания , которые предложены учащимися. В зависимости от их индивидуальных особенностей и уровня развития вопросы и задания можно варьировать. Большинство их вы можете предложить ребятам в качестве домашних заданий для закрепления учебного материала, пройденного на уроке. Как правило , младшие школьники любят заниматься рисованием и в свободное время с удовольствием рисуют дома, что как нельзя кстати, поскольку количество уроков изобразительного искусства в школьном расписании, к сожалению, мизерное. Но вряд ли стоит забывать о том, что эмоциональный заряд, получаемый детьми в результате этих занятий поистине огромен.

Дети могут сами составлять предварительный план наблюдений. Он будет складываться у них уже под влиянием самого объекта – непосредственно в процессе его рассматривания, а в дальнейшем только в уме.

Исследования Л. С. Выготского и его учеников показывают, что в младшем школьном возрасте все психологические процессы и функции начинают приобретать внешне опосредованный характер. Для того чтобы владеть этими процессами , сознательно управлять ими, ребенку еще нужны некоторые внешние средства. Поэтому младшие школьники способны более последовательно и целенаправленно мыслить, рассуждая вслух. Речь и является здесь тем внешним средством, которое организует мышление. Это доказывает важность такого метода как словесное рисование при обучении детей младшего школьного возраста изобразительному искусству.

Как известно, младшие школьники в процессе рисования часто общаются с увлекающими их образами, рассказывают о них. Но эта активность еще не регулируется в достаточной мере определенным замыслом, замысел еще неустойчив и часто изменяется в процессе рисования. Процесс изображения у младшего школьника можно охарактеризовать следующим образом : ребенок сразу приступает к работе, может продолжительное время трудиться, не отрываясь от рисунка, редко его исправляет, лишь иногда вносит дополнения, обычно проявляет эмоциональность, интенсивность в работе. Исчерпав свои возможности, он решительно бросает рисовать. По своей инициативе обычно не возвращается к прерванному занятию.

В младшем школьном возрасте большое значение имеет способность ребенка к подражанию. Важно то, что ребенок использует в рисунке, кроме наблюдений за окружающей действительностью, средства художественной выразительности, которые изучил, рассматривая иллюстрации и картины художников.

От класса к классу, наряду с усложнением изображения, меняются и эстетические требования ребенка к своему рисунку. Он все больше стремится к правдоподобности изображения, а значит, к передаче объема, перспективы, конструктивных особенностей предмета и т. п. Однако передача пространства в рисунке для младшего школьника представляет достаточную сложность, так как перспективные сокращения предметов неузнаваемо меняют знакомые детям формы. Но примерно к III-IV классу ребенок способен сознательно усваивать наглядную перспективу и пространственные отношения предметов на плоскости листа. Дети уже могут выполнить эскизы композиций, что помогает добиться наилучшего воплощения замысла.

Активное отношение младших школьников к характеристике предмета, позволяет достигнуть большой образности изображения. Как известно, средства графической выразительности рисунка – это, в основном, контур, цвет, пятно, раскрашенный силуэт. Ребенок старается нарисовать предмет, выявляя его характерные особенности формы и строения. Поэтому он стремится расположить предметы в фас или профиль.

В начальной школе освоение каждого вида художественной деятельности (изобразительной, декоративной и дизайнерской) заключается в следующем: учащихся знакомят с разнообразными материалами и техниками, а затем через систему творческих заданий у детей формируется умение самостоятельно выбирать наиболее подходящий художественный материал или технику для воплощения замысла. Ребенок, создавая художественно-творческую работу, выбирает сюжет, решает композиционные и другие изобразительные задачи, добивается образной выразительности работы.

Младшие школьники узнают, что цвет – это не краска из баночки, цвет предмета должен быть найден на палитре. Цветовое решение всей композиции может строится в теплом или холодном колорите, на сочетании нежных или ярких цветов, с преобладанием цветовых контрастов или нюансов. Для достижения цветовой цельности композиции полезно предложить учащимся поработать двумя или тремя цветами. Это поможет им избежать пестроты и дробности в работе.

Характер темы определяет цветовое решение композиции – многоцветное или лаконичное. В композиции одним только цветом можно передать ощущение радости и тревоги, покоя и беспокойства, праздника и бури. Колористическое решение темы создает то или иное звучание образа.

Существует много способов нанесения красок на плоскость. Учащиеся начальных классов осваивают следующие приемы: лессировка (нанесение тонких прозрачных слоев краски поверх высохшего красочного слоя), аллаприма (достижение нужного цветового решения сразу за одно покрытие), раздельные мазки .

На занятиях живописью мы используем две методические системы. В одном случае дети работают от общего к частному, постепенно нанося основной цвет предметов и следя за моделировкой объема. Затем уточняют нюансы цвета, цветовые рефлексы, общий колорит картины. На последнем этапе опять переходят к обобщению. Ради достижения цельности произведения можно убрать лишние детали, ослабить контрасты, выделить главное.

В другом случае предлагается одновременно работать над рисунком, композицией, лепкой формы, передачей пространства и колоритом. Это очень трудная задача. Надо обладать развитой зрительной памятью, композиционным мышлением, чувством цвета, чтобы успешно ее выполнить.

Для обучения основам живописи в общеобразовательных учреждениях рекомендуется использовать гуашь и акварель, а в лицейских классах и в классах с углубленным изучением искусства можно использовать темперу и масляные краски.

Важно объяснить детям и дать им почувствовать, что движение может быть различного характера. Полезно проводить парные работы. Например, в одной передать медленное движение, используя спокойные ритмы, гармоничные отношения, плавные линии, а в другой – передать резкое быстрое движение, основанное на столкновении, пересечении форм, используя ломанные линии и дисгармонию.

Есть еще одно средство художественной выразительности, о котором не следует забывать, это – контраст. Необходимо использовать в работе контраст форм, размеров, цветовых сочетаний, темного и светлого и т. п. Динамичность одних предметов можно подчеркнуть статичностью других.

Все богатство форм и красок окружающего мира, живой и неживой природы можно использовать для создания композиции. На занятиях изобразительным искусством учащиеся осваивают разные выразительные возможности симметричной и асимметричной композиций, способы выделения композиционного, способы выделения композиционного центра.

Выполнение каждого конкретного задания не предусматривает обязательной работы над этюдами с натуры. Зрительные представления детей постоянно обогащаются. Образное решение темы может возникнуть на основе ассоциаций. Постоянное обогащение художественно-творческого опыта в процессе выполнения различных программных заданий помогает учащемуся создавать композиции

Самостоятельные работы дети могут выполнять под соответствующее теме урока музыкальное сопровождение.

В процессе обучения изобразительному искусству дети овладевают умением анализировать художественное произведение. Как правило , сначала рекомендуется разглядеть сюжет картины, то, что на ней изображено, кто является героем, когда это было, а затем перейти к рассмотрению того, как он накладывает краски, какой выбирает колорит, далее необходимо вернуться к общей образной и эмоциональной оценке полотна.

Теоретические основы обучения школьников рисунку, живописи и композиции базируются на традициях реалистического и абстрактного искусства, на их лучших образцах зарубежной и русской школ. Это способствует развитию у учащихся изобразительных способностей, художественного вкуса, эстетического восприятия, фантазии, творческой индивидуальности.

Обучение изобразительному искусству активизирует творческую познавательную деятельность учащихся и ,следовательно, оказывает положительное влияние на формирование их эстетической культуры в целом.

Глава II.

2. 1. Практическая работа

Тема : «Красота вокруг нас» - рисование бабочки по представлению.

Задачи урока :

* развивать у детей эстетические чувства, эмоциональную отзывчивость на прекрасное;

* развивать образное восприятие объектов действительности;

* продолжать формировать умение последовательно проводить работу над рисунком по представлению,

* использовать линию симметрии в построении рисунка, изображать характерные очертания бабочек.

Оборудование урока:

* листы бумаги, карандаш, резинка, акварель и гуашь, кисти; грамзапись «Мотылек» (С. Майкапар), комплект открыток «Бабочки».

Ход урока

1. Проверка организации рабочих мест.

2. Беседа о богатстве цветовой окраски различных бабочек.

1) Рассматривание цветовой окраски различных бабочек (махаон, адмирал, лимонница и т. д. ) из комплекта открыток «Бабочки».

2) Для углубления впечатлений детей прослушивание грамзаписи «Мотылек» (С. Майкапар)

3) Рассматривание картины Ф. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка».

Радостное впечатление остается надолго от увиденного. Прекрасные цветы , веселая птичка и бабочка, примостившееся на кувшине, создают детям замечательный настрой для рисования.

3. Тренировочные упражнения «Веселые краски»

Упражнения на палитре по составлению светлых оттенков цвета (розовый, голубой, светло-серый) с использованием акварели вместе с белилами.

4. Объяснение последовательности работы над рисунком в цвете.

Работа акварелью ведется последовательно, учитывается симметричная окраска крыльев бабочки. Легкий тон нужного цвета наносят сначала на определенные участки другого крыла.

После подсыхания первого слоя краски наносят второй слой. Работу заканчивают утонченным концом кисти цветом узора на крыльях, брюшке, грудке, рисуются усики. Особое внимание обращается на гармоничное сочетание цветовых оттенков на крыльях бабочки.

Тема : «Красота вокруг нас» (продолжение темы) – рисование с натуры простых по форме цветов – одуванчиков, тюльпанов, ромашек, фиалок и т. п. Ознакомление с произведениями изобразительного искусства (А. Пластов «Колокольчики и ромашки», «Сенокос», А. Герасимов «Полевой букет», И. Шишкин «Лесные дали») и беседа о красоте вокруг нас.

Задачи уроков :

- воспитывать любовь к окружающей природе,

- развивать способность чувствовать красоту цветов, их роль в создании настроения человека;

- углублять чувство сопереживания при восприятии цветов и чтении стихотворения о природе;

- продолжать развивать умение рисовать с натуры разнообразные цветы (анализ и изображение формы, пропорции, очертаний);

- осуществлять межпредметные связи связи изобразительного искусства и литературы.

Оборудование уроков:

Лист бумаги, акварель, кисти, баночка с водой, палитра, тряпочка и подстава для кистей; цветы – одуванчики, тюльпаны, ромашки, репродукции с картин А. Пластова «Колокольчики и ромашки», «Сенокос», А. Герасимова «Полевой букет», И. Шишкина «Лесные дали».

Ход урока

1. проверка организации рабочих мест.

2. беседа о цветах

Цветы создают красоту вокруг нас. Бесчисленное множество цветов (полевые, садовые, комнатные) украшают природу, быт человека, украшают глаз. Художники часто изображают цветы: Гуго Ван де Рус «Натюрморт», К. Купецио «Анютины глазки», Ф. Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка», А. Пластов «Колокольчики и ромашки».

3. На картине Пластова А. – буйное цветение трав - колокольчиков, ромашек, васильков в яркий день.

- А какое сейчас время года?

- Назовите приметы мая. Что расцветает в мае в садах и лугах?

Звучит стихотворение И. Сурикова «Полдень»:

Ярко солнце светит

В воздухе тепло

И куда не взглянешь,

Все кругом светло.

По лугу пестреют

Яркие цветы

- Мы будем рисовать с натуры первые весенние цветы – одуванчики с листиком. Посмотрите на букет желтых одуванчиков, стоящих на столе.

- На что похожи желтые цветы?

- Почему их называют золотыми?

Рассматривание 1-2 цветков: ровный стебель, резной листок, форма цветка как солнышко.

3. проводится быстрое тренировочное упражнение «Веселые краски».

4. На палитре делается проба красок разных оттенков (все желтые, синие, имеющиеся в наборе), смешать желтый с синим, чтобы получить зеленый.

Проба краски делается разными приемами : отдельными мазками, прижимая кисть к бумаге (примакивание), прямыми и изогнутыми линиями. Все эти приемы могут быть использованы при рисовании цветов для передачи характерной формы и поверхности лепестков и листьев. Пробу красок на палитре сравниваем с цветовой окраской стоящих перед нами цветов.

Показ и объяснение последовательности рисования цветов проводится сразу кистью, без пометки карандашом.

5. Самостоятельная работа – рисование кистью с натуры одуванчика с листилом.

6. Подведение итогов урока.

Выставка рисунков «Наша поляна с одуванчиками».

Заключение

Методика занятий по живописи важнейший компонент системы обучения изобразительному искусству в школе. Хотелось бы подчеркнуть многогранность и динамичность занятий акварельной живописью, зависимость заданий от непрерывности развивающейся жизни, того окружения, в котором находится школа. Роль учителя в организации учебного процесса, в выборе задания и его конкретном преломлении очень велика, так как отражение мира – это познание и оценка его формирование мировоззрения средствами искусства. Большую роль в выполнении задач, в эффективности работы с детьми играет творческая подготовка урока. Очень важное значение в работе имеет темы выполнений заданий. В младших классах дети еще не умеют целенаправленно наблюдать – характер процесса работы у них импульсивен, поэтому быстрота выполнения заданий почти везде является нормой.

Первые уроки красоты и добра , связанные с художественным творчеством могут остаться в памяти ребенка на всю жизнь. Бережное отношение к детскому творчеству и одновременно тактичное руководство этим процессом – основные слагаемые успеха.

Прежде всего надо создать условия для творческого развития ребенка – научить работать разнообразными художественными материалами, научить понимать язык изобразительного искусства, использовать средства художественной выразительности. При этом необходимо постоянно обогащать зрительные представления детей и актуализировать имеющийся у них опыт.

Затем постепенно через освоение изобразительной грамоты в интересной и доступной, порой игровой форме ребенок подготавливается к решению творческих задач. Такое обучение с использованием учебника по изобразительному искусству, для начальной общеобразовательной школы помогает каждому раскрыться наилучшим образом. Каждый ребенок вырабатывает свой особый стиль работы, одни более склонны к многослойной живописи, другие используют письмо на влажной поверхности. Важно, что и тем и другим предоставляется возможность совершенствовать мастерство.

Цвет в акварельной живописи говорит зрительно о многом. Он передает раскраску предметов, выражает живое чувство художника и меру его понимания прекрасного. Умение пользоваться светом, понимание формы, мастерства и передаче вещественности, материальности и фактуры, раскрывают перед живописцем возможность прикоснуться к правде жизни, приобщиться к природе, передавать ее естественное трепетное бытие.

Изобразительное искусство в школе, это во многом игра, импровизирующая детские рисунки так выразительны , ярки. Основная цель занятий по изобразительному искусству в общеобразовательной школе – духовное и творческое развитие личности, воспитание грамотного зрителя, любящего искусство.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)