Дом  ->  Домашние животные  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Птицы Кемеровской области

Наша с вами малая родина носит несколько названий: Кемеровская область, Кузнецкий каменноугольный бассейн, Кузбасский регион, земля Кузнецкая. Мы здесь родились, учимся, трудимся, а часто и проживаем всю жизнь. Можно уехать за границу, сменить гражданство, но Родину, как мать, не выбирают, и заменить её ничем нельзя.

Кемеровская область - это один из красивейших по своей природе и богатых полезными ископаемыми уголков России. В недрах области залегают колоссальные запасы угля. Полысаево, как и любой другой город, имеет свою фауну. Специфичность видового состава животного мира нашего города определяется его ландшафтным окружением, географическим расположением и историей человеческого освоения данной местности. В полной мере это касается орнитофауны. Изучение птиц позволяет понимать взаимоотношения человека с окружающей средой. Из-за несбалансированности хозяйственной деятельности человека в городе происходят подъемы численности одних видов (например, серых ворон, и исчезновения других – редких - ушастой совы).

На сентябрь 2005 г. видовой список птиц, встречающихся в городе Полысаево, по нашим данным, насчитывал 132 вида. Из них в пределах города обитает 68 видов, среди которых хищные птицы составляют 17% (12) по видовому составу. Хищные птицы являются вершиной нескольких пищевых пирамид, поэтому их изучение особенно интересно. Кроме этого большинство хищников занесены в Красную Книгу.

Наблюдения за орнитофауной хищных птиц идут с 1996 г. Мы систематически используем методы маршрутного и точечного учета, а также наблюдения в условиях неволи. В нашей школе в 2004-2005 гг. в зоосаде содержался совенок (Маленькое ушко - ушастая сова). Его раненного ребята принесли в конце мая. Почти целый год он жил у нас. А на следующее лето мы его отпустили. Трудно жить хищной птице в неволе. Мы боялись, что он погибнет.

Красная книга - это книга сигналов, тревог и надежды. В ней даны сведения о редких и исчезающих видах и подвидах флоры и фауны земли, даются рекомендации по их охране. Человек за короткий исторический промежуток времени смог на всегда уничтожить с лица земли многие виды флоры и фауны планеты. С целью координации действий по охране природы нашей планеты в 1948 г. создается организация - международный союз охраны природы и природных ресурсов. В 1963 г. издает первую красную книгу.

Первая красная книга нашей страны издана 1978 г.

В 2000 г. учеными КГПУ издается Красная книга Кемеровской области.

С целью определения и принятия мер по спасению редких видов птиц, члены клуба «Королек» решили создать мини Красную книгу птиц г. Полысаево и Беловского района.

Решали задачи:

1. выявления видов птиц г. Полысаево и Беловского района, нуждающихся в охране;

2. определение мест обитания различных категорий птиц на территории района;

3. подбор материала об особенностях биологии каждого вида редкой птицы;

4. компоновка мини Красной книги;

5. рекомендации по охране редких птиц.

Нами выявлено, что особенно малочисленны птицы отряда Хищные. В большом количестве они уничтожены в 50-60 гг. , их отнесли к категории вредных птиц. Выявлено 11 видов редких дневных хищных птиц.

Семейство Ястребиные: орлан-белохвост, болотный лунь.

Семейство Соколиные: кречет, балобан, сапсан.

В 1990-2000 гг. увеличилась численность степного, лугового луней и кобчика. Их отнесли к птицам - кандидатам в Красную книгу.

Из отряда Ржанкообразные редкими птицами являются: большой веретенник, вальдшнеп, большой кроншнеп, кулик-сорока, бекас, поручейник. Пролетные гаршнеп и турухтан. Основными местами обитания птиц отряда Ржанкообразные являются топкие травянистые берега рек Иня, Начаты, Уроп, Кулдос, и Ведовское водохранилище.

Птицы отряда Пастушковые: камышница, погошш распространены на Беловском водохранилище, г. Полысаево, на р. Начаты близ, города Бедово (озеро Калтайка).

Редкие птицы отряда Гусеобразные: красноголовый нырок, свиесь, серая утка, серый гусь, лебедь-кликун. Серая утка и серый гусь пролетные.

Отряд Куринные представляют: белая куропатка и глухарь. Резки сокращается численность глухаря из-за вырубки сосников и браконьерства. Спородично распространена белая куропатка.

Редкая птица отряда Голенастых-серая цапля, наблюдал у д. Рямовам и у с. Мохово.

Серый журавль отряда Журавлеобразные гнездиться у с. Мохово, н:) р. Бунгарап, р. Уба, у с. Новоросийка, на Кулдосе.

Иу-так, мини Красная книга птиц Беловского района состоит из двух частей. В основную часть включены 23 вида птиц, нуждающихся в охране. В приложении включены 6 видов птиц - кандидатов в мини Красную книгу.

Основным фактором, пагубно влияющим на орнитофауну района являются ныне действующие и вновь открываемые угольные разрезы. Они разрушают ландшафт района, являются фактором беспокойства, сокращают птицам удобные для обитания места.

Природа,— не только природные ресурсы и условия развития хозяйства, но и красота, источник радости и вдохновения, творчества и здоровья.

Человек и природа — тема древняя и новая, тема вечная. Много веков и тысячелетий человек получал от природы все, ничего не давая взамен, разрушал среду, в которой жил. Разрушал по необходимости и по неведению, несознательно и стихийно. И лишь совсем недавно, несколько десятилетий назад, миллионы людей стали понимать, что необходимо изменить отношение к природе, стали сознательно искать пути примирения, сотрудничества с окружающей средой.

Загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов и нарушения экологических связей в экосистемах стали глобальными проблемами. И если человечество будет продолжать идти по нынешнему пути развития, то его гибель, как считают ведущие экологи мира, через два-три поколения неизбежна.

Мы хотим рассказать о одной из хищных птиц – сове.

Сова ушастая.

Отряд СОВЫ (Strigiformes). Это ночные хищные птицы. Надклювье загнутое, с острыми режущими краями и крючковатой вершиной. Основание клюва одето мягкой, голой, часто вздутой кожей (восковицей), прикрытой волосовидными перышками (вибриссами), направленными вперед. Глаза большие, обращенные вперед. Ушные отверстия очень велики и часто снабжены кожистой складкой, нередко асимметричны. Ушастая сова чуть больше вороны, самки больше самцов, на дереве сидят, как столбики, вытянув вверх свое довольно длинное тело. Сложенные крылья с легкостью закрывают хвост, на сравнительно небольшой голове остро торчат высокие ушки. Лицевой диск вытянут до ушей.

Оперение в основном рыжее, перекроенное поперечными и продольными полосками, а также пятнами. У старых сов спина ворсистая, живот светлее, уши почти черные, с желтоватыми краями, глаза ярко-желтые. В России сова очень распространена, на севере - до Финского залива. Углубляться в тайгу не любит. Зимой перелетает к нам, на Украину.

Совы - ночные хищники. Потому глаза у них большие, да еще с повышенной светочувствительностью. В темноте легко заметят мышь, крадущуюся в траве. Полет совы совершенно бесшумен, она всегда неожиданно нападает на свою жертву. Питается грызунами, охотится на опушках, полях. Ушастая сова молчалива, ее голос можно услышать только в период гнездования: слабый, длинный вскрик. Если другие совы селятся и на зданиях, и в скалах, то ушастая связывает свою жизнь с лесами, парками, большими садами. Они чаще всего занимают брошенные вороньи гнезда, очень редко используют дупла. В кладке до 8 круглых, белых яиц, их высиживает самка, самец подменяет ее лишь тогда, когда она питается. Птенцы выклевываются слепыми, хрупкими и находятся в гнезде около месяца. Но даже после выхода из жилища, выводок долгое время находится вместе. Совы очень полезны: ночью, когда большая часть пернатых спит, мыши становятся, довольно активны - выходят из своих укромных норок. Вот совы и ловят их. Мыши редко спасаются, если попадают в поле зрения совы. Совы довольно симпатичные птицы. Люди часто связывают с ними символ мудрости.

Описание Совы Ушастой

От других сов, в частности от болотной, ушастая сова отличается, прежде всего, большими, до шести сантиметров, перьевыми ушками, ярко-оранжевой (у старых птиц даже красноватой) окраской радужины глаз и наличием на каждом пере нижней стороны тела наряду с продольными пестринами тонкого струйчатого поперечного рисунка. Ушастая сова ведет в основном ночкой образ жизни и днем малоактивна. Вес совы едва ли превышает 350 граммов.

Голос: Призыв самца - неторопливый двусложный низкий крик "гу-гуу", повторяемый раз в пять секунд. Весной нередко удается услышать призывные сигналы сразу двух самцов. Получается что-то вроде антифонального пения, когда на крик одного самца как бы отвечает второй. Причем птицы явно подзадоривают друг друга. Это нетрудно проверить, -имитируя их крик. Однако в отличие от песни-дуэта здесь возможна несогласованность и потеря ритма. Настоящая песня-дуэт раздается лишь в разгар тока. Она представляет собой повторение определенной комбинации звуков "иу-гу-гуу", в которой первый звук ("иу")> несколько гнусавый и не столь низкий, издается самкой. Вторая часть песни (глухое "гу-гуу") принадлежит самцу. В целом одна песня-дуэт звучит около четырех секунд, затем следует перерыв в две секунды, и крики в той же последовательности повторяются. В период гнездования можно услышать и другие звуки, воспроизводимые взрослыми птицами. Беспокоясь у гнезда и атакуя противника, оба родителя щелкают клювами, а самка еще и воинственно выкрикивает "уак-куак-куак. ". Возбужденный самец иногда утробно и односложно "гукает". Одиночный сигнал (укороченный призывный крик) издается взрослыми совами при подлете к гнезду или к слеткам.

Неясыть (Strix aluco)

Птицы / Совы / Совы нормальные / НЕЯСЫТЬ

Aves / Strigiformes / Strigidae / Strix aluco

НЕЯСЫТЬ (Strix aluco) Неясыти — птицы средней и крупной (для сов) величины, общей длиной от 30 до 70 см, серой или рыжеватой с пестринами окраски; некоторые виды по окраске диморфные. Голова у неясытей относительно большая и круглая, без перьевых ушек, со сжатым сильным клювом; лицевой диск полный. Уши несимметричные, глаза с бурой радужиной (кроме бородатой неясыти). Когти длинные, острые, круто загнутые.

Оперение мягкое и рыхлое, крылья широкие и закругленные, хвост умеренной длины с закругленной вершиной. Ноги оперены до когтей (за редкими исключениями). Лесные птицы, ведущие главным образом ночной образ жизни. Кормятся схватываемой на земле добычей, основу питания составляют грызуны, добывают и птиц мелкой и средней величины, амфибий и рептилий, беспозвоночных (моллюски, черви, членистоногие). Гнездятся в дуплах или в старых гнездах, изредка в норах или расщелинах камней. Кладка у южных видов из 1—3, у птиц умеренной полосы из 2— 4, редко больше, белых яиц. Насиживает самка 28—30 дней, начиная с откладки первого яйца. В возрасте 5—6 недель птенцы становятся на крыло, но всю первую осень держатся вместе с родителями. Неясыти - оседлые птицы, но в северных частях области распространения перемещаются к югу, особенно когда условия погоды (снежный покров, холода) затрудняют для них добывание пищи. В фауне бывшего Советского Союза неясыти представлены тремя видами. Обыкновенная неясыть (S. aluco) - птица средней величины: общая длина 40—45 см, при размахе крыльев 90 – 105см, длине крыла 23—34 см, вес 450—685 г. Самка крупнее самца, оба пола окрашены одинаково. У взрослых птиц два типа (вариации) окраски — серый и рыжий, распределение которых в известной степени связано и с географическим распространением. Общий тон окраски спинной стороны серых птиц серый с охристыми отметинами; наружные опахала плечевых и больших кроющих крыла с крупными белыми пятнами; маховые серовато-бурые с охристым оттенком и светлым поперечным рисунком; рулевые серые с охристыми поперечными полосками и мелкими темными серовато-бурыми крапинками. Брюшная сторона беловатая с буровато-серым темным рисунком из наствольных отметин и поперечных полос.

У птиц рыжей окраски общая окраска спинной стороны рыжая, более однотонная. Имеются и промежуточные между описанными двумя типами окраски особи, а изредка (у нас главным образом на Кавказе) встречаются однообразно окрашенные темные кофейно-бурые неясыти. Радужина темно-бурая, клюв желтоватый, когти черные. Обыкновенная неясыть в своем распространении связана с древесной растительностью. Она населяет леса (южную часть тайги, полосу смешанных и лиственных лесов) и не избегает культурного ландшафта (сады, парки). На севере это главным образом равнинная птица, на юге области распространения (Кавказ, Средняя Азия и т. д. ) встречается и в горах. Оседлая или нерегулярно кочующая птица. В России обыкновенная неясыть распространена от Ленинградской области, южных частей Вологодской области, Кировской области на юг до Крыма и Закавказья; в южных частях Западной Сибири от Тюмени и Тобольска на севере; в горах Средней Азии. Вне СССР широко распространена в Европе, кроме крайнего севера, на запад до Ирландии и Великобритании, на юг до Средиземноморья; в Передней и Центральной Азии, на восток до Китая, на юг до Пакистана и Гималаев; в Северо-Западной Африке к северу от Сахары. Обыкновенная неясыть в умеренной полосе обычная птица, численность которой возрастает после благоприятных в кормовом отношении («мышиных») лет и уменьшается после годов с плохими кормовыми условиями. Хотя неясыть и оседлая птица, но в неблагоприятные годы она вынуждена откочевывать.

Размножается обыкновенная неясыть рано, весеннее оживление в поведении сов наблюдается уже в конце февраля — в марте. Гнездится в дуплах, иногда занимает чужие гнезда (вороновых, хищных птиц), иногда гнездится в строениях. Яйца откладывает главным образом в начале апреля. Обычно в кладке 2—4 белых яйца, но в кормные годы и больше — в Тульской области, например, 7 и даже 8 яиц. Насиживание начинается с откладки первого яйца, птенцы в выводке, поэтому разновозрастные. Самка насиживает около месяца. Подлетки выбираются из гнезда еще в промежуточном полупуховом наряде, в возрасте 30—35 дней птенцы становятся на крыло. Корм неясытей разнообразен, хотя основное место занимают мышевидные грызуны, поэтому неясыть — очень полезная птица. Кроме мелких зверьков, в качестве кормов неясыти в России отмечаются птицы (размерами от голубей и куропаток до воробьев и ласточек), пресмыкающиеся (ужата), земноводные (лягушки), крупные насекомые, очень редко рыбы. Охотится неясыть ночью или поздно в сумерках. Длиннохвостая неясыть (S. uralensis) несколько крупнее обыкновенной: общая длина 50—60 см, длина крыла 32—38 см, вес 700 – 1000 г. Самки крупнее самцов. Спинная сторона взрослых самцов и самок беловато-охристая с бурыми продольными полосками и слабыми поперечными отметинами; малые кроющие крыла бурые; маховые и рулевые буровато-охристые с темно-бурым поперечным рисунком; брюшная сторона белая с бурыми продольными отметинами. Радужина темно-бурая, клюв желтый, когти черные. В СССР в области Карпат отмечена вариация с преобладанием не белого, а темно-бурого цвета. Длиннохвостая неясыть — таежная птица, распространенная в хвойных лесах, как на равнинах, так и в горах (на юге). Гнездовая область ее тянется в Европе от Скандинавии и Финляндии до Альп, Чехословакии и Балкан; в Азии гнездится в Северной Монголии, Китае, Корее и Японии. В СССР от Лапландии да западе до Якутии и Приморья, включая Сахалин, на востоке; в Сибири до Алтая, Саян, Забайкалья, Приморья; в Европейской части Союза — до средней Волги и Южного Урала. Оседлая и кочующая птица. Гнездится длиннохвостая неясыть в дуплах, но чаще в старых гнездах других птиц. Обычно в кладке 3—4, редко (в зависимости от кормовых условий) меньше или больше (2—6) яиц. Насиживает самка, начиная с первого яйца, 27—29 дней. Гнездовой период продолжается около 5 недель. В гнездовое время основной корм длиннохвостой неясыти — грызуны. «Урожай» грызунов определяет и плодовитость сов, и их сезонные перемещения. Нападает сова и на более крупную добычу (зайцы). Вне гнездового времени большое место в питании длиннохвостой неясыти занимают также птицы средней и мелкой величины — от тетерева, вороны и сороки до воробьиных.

Сова белая (Nyctea scandiaca)

Птицы / Совы / Совы нормальные / СОВА БЕЛАЯ Aves / Strigiformes / Strigidae / Nyctea scandiaca

СОВА БЕЛАЯ (Nyctea scandiaca) крупная птица: общая длина 56—65 см, размах крыльев 150—160 см, длина крыла 38,5—46 см, вес 1350—2500 г. Самки превосходят самцов по размерам. Взрослые птицы общей белой окраски с буроватыми пестринами различных размеров или с бурыми поперечными полосками. Самцы обычно светлее самок, иногда совсем белые. Радужина ярко-желтая; клюв, почти до конца прикрытый щетинкоподобными, обращенными вперед перышками, черный; когти черные. В первом годовом наряде эти совы белые с бурым поперечным рисунком и с бурыми крапинками на затылке. Белые совы имеют кругополярное распространение и весьма характерны для Арктики и Субарктики. Они населяют океанические острова, побережья и материковые тундры. Это отчасти оседлые, но преимущественно кочующие птицы. Кочевки нерегулярны и зависят от местных условий — снегового покрова, доступности и обилия корма и т. д. Иногда кочевки принимают массовый характер и захватывают большие пространства. Кочующие совы встречаются главным образом в открытых ландшафтах умеренной полосы северного полушария — лесостепи, степи, а также в культурных ландшафтах. Начинаются кочевки обычно в октябре. На зимовках птицы остаются примерно до апреля. Белая сова на севере обычная птица, но численность ее колеблется по годам в зависимости от кормовых условий, в первую очередь от обилия («урожая») леммингов. Когда леммингов мало, то и плодовитость сов уменьшается (обычно на следующий год после вымирания леммингов) , а при отсутствии леммингов совы и вовсе не гнездятся. Гнезда сов расположены как в высокой, так и в низкой тундре; предпочтение оказывается высоким и сухим местам, так как сова начинает откладывать яйца, когда местность еще покрыта снегом. Собственно гнезда белые совы не строят, их гнездо — это ямка, куда откладываются яйца.

Откладка яиц происходит в зависимости от широты местности в середине — конце мая. Обычное число яиц в кладке 5—8, в неблагоприятные по кормовым условиям годы меньше — 3—4, и, наоборот, в оптимальные до 11 и даже 13. Насиживание начинается с первого яйца, поэтому птенцы разновозрастные и обычно младшие не выживают. Самка насиживает кладку в течение 32—34 дней, самец носит ей, а потом и выводку добычу. Птенцы появляются в конце июня (старшие) — начале июля (младшие). На крыло уцелевшие совята становятся в возрасте 51—57 дней. Пищу белых сов составляют главным образом мышевидные грызуны, и в первую очередь норвежский, обский и копытный лемминги.

Как указывалось выше, «урожаи» и «неурожаи» леммингов определяют ход основных периодических явлений в жизни белых сов — размножения, кочевок, сезонного размещения и т. д. Совы питаются также различными полевками, сусликами, в период выкармливания птенцов и птицами, главным образом молодыми, например белыми куропатками, куликами, чайками, гагачатами, даже воробьиными (лапландский подорожник). В не гнездовое время пища белых сов более разнообразна: зайцы, пищухи, мелкие хищные (горностай), птицы средней величины (куриные, утки). Во время охоты белая сова сидит на земле, предпочтительно на каком-либо возвышении, высматривает приближающуюся добычу, взлетает и хватает ее. Иногда охотится и на лету, трепеща при этом на одном месте в воздухе, подобно пустельге. Белая сова, естественно, не строго ночная птица, но все же охотится обычно или ранним утром, или под вечер.

Сова болотная (Asio flammeus)

Птицы / Совы / Совы нормальные / СОВА БОЛОТНАЯ

Aves / Strigiformes / Strigidae / Asio flammeus

СОВА БОЛОТНАЯ (Asio flammeus) имеет общую длину 34—42 см, при размахе крыльев 85—110 см, длине крыла 28—34 см, весит 320—430 г. Самки крупнее самцов. Ушки короткие. Оба пола окрашены одинаково. У взрослых птиц спинная сторона охристая или рыжеватая с бурым продольным рисунком, маховые и рулевые с бурым поперечным рисунком. Брюшная сторона охристая, рыжеватая или беловатая с бурыми продольными пятнами. Радужина желтая, клюв и когти черные. Распространена болотная сова в Европе от тундр до Средиземноморья; в Северной Азии от тундровой полосы на севере на восток до Камчатки, Сахалина, на юг до Палестины, Ирака, Средней Азии и Монголии; в Америке от севера Аляски и реки Маккензи до островов Карибского моря, Бразилии, Боливии, Перу, встречается на Галапагосских, Каролинских и Гавайских островах. В северных частях области распространения болотная сова перелетная, в остальных перелетная и кочующая птица.

Населяет открытые пространства, тундру, культурный ландшафт, степи. Обитает на равнинах, но местами (Алтай, Кавказ) поднимается до высоты 2300 м. Сроки размножения варьируют в зависимости от широты местности. В России откладка яиц на юге происходит около середины апреля, в Сибири — в начале мая и даже позднее. Болотная сова, в отличие от большинства других сов, строит собственное несложное гнездо, расположенное на земле. Число яиц в кладке сильно варьирует, по-видимому, в зависимости от кормовых условий.

В кладке обычно 3—5 яиц, но в «мышиные» годы число их возрастает до 7 и даже 10. В исключительно благоприятные по «урожаю» мышей годы имеются вторые кладки, даже поздней осенью и зимой. Насиживает самка, начиная с откладки первого яйца, поэтому птенцы в выводке разновозрастные. Продолжительность насиживания 24— 30 дней. Из гнезда птенцы выходят еще нелетными, но в месячном возрасте становятся на крыло. Болотная сова в основном кормится грызунами, остальные корма — птицы, насекомые — имеют в ее питании второстепенное значение. Болотная сова не строго ночная птица, она активна и днем.

Сова голоногая (Gymnoglaux lawrencii)

Птицы / Совы / Совы нормальные / СОВА ГОЛОНОГАЯ

Aves / Strigiformes / Strigidae / Gymnoglaux lawrencii

СОВА ГОЛОНОГАЯ (Gymnoglaux lawrencii) в какой-то мере она приближается к роду сычей (Athene). Бурая с белыми пестринами окраски на спинной стороне, белой с бурыми отметинами на брюшной — отличается длинными ногами с голыми цевкой и пальцами. Ее длина 20—22,5 см. Встречается она на островах Куба и Пинос в Карибском море. Населяет густые леса. Ведет сумеречный образ жизни, кормится насекомыми, реже мелкими птицами. Кладка в дуплах или расщелинах, состоит из 2 яиц.

Сова пещерная (Speotyto cunicularia)

Птицы / Совы / Совы нормальные / СОВА ПЕЩЕРНАЯ

Aves / Strigiformes / Strigidae / Speotyto cunicularia

СОВА ПЕЩЕРНАЯ (Speotyto cunicularia) очень близка к домовым сычам. Она распространена на юге Северной Америки и во всей Южной Америке. У нее длинные покрытые щетинками цевки и пальцы, широкие крылья, короткий хвост. Общая длина тела около 20 см.

По окраске похожа на обыкновенного сыча, но на брюхе и боках поперечный рисунок. Обитает она на равнинах и в горах, в Андах до высоты 4000 м. Держится в открытых местностях. Гнездится в норах, естественных или вырытых другими животными, иногда копает норы и сама. В кладке 6—9, иногда до 11 яиц. Насиживают их в течение 28—29 дней оба родителя. Кормятся пещерные совы главным образом насекомыми, но также и мелкими млекопитающими — грызунами и насекомоядными, реже амфибиями, рептилиями и мелкими птицами. Активны и днем. Численность пещерных сов в результате доступности их мест гнездования для хищников и человека заметно сокращается. Акклиматизация мангуст в Вест-Индии привела к тому, что уже в конце прошлого столетия пещерные совы исчезли: на некоторых островах (Мария-Галанте, Антигуа, Невис, Китте).

Сова северная иглоногая (Ninox scutulata)

Птицы / Совы / Совы нормальные / СОВА СЕВЕРНАЯ ИГЛОНОГАЯ

Aves / Strigiformes / Strigidae / Ninox scutulata

СОВА СЕВЕРНАЯ ИГЛОНОГАЯ (Ninox scutulata) единственный представитель этой группы, обитающий в пределах России. Общая длина ее 30—33 см, при размахе крыльев 75—80 см и длине крыла 23—25 см. Общая окраска взрослых самцов и самок на спинной стороне темно-бурая с белыми поперечно вытянутыми пестринами на плечах. Маховые темно-бурые со светлым поперечным рисунком, рулевые бурые с черными поперечными полосами. Брюшная сторона бурая с беловатыми краями перьев, подхвостье белое с бурыми наствольными черточками. Радужина желтая, клюв темно-бурый, ноги желтые с черными когтями. Пальцы покрыты жесткими щетинками. Северная иглоногая сова населяет Южную и Восточную Азию от Индии и Цейлона до Японии, Приморья, Индокитая, Индонезии, в России населяет Приморье, доходя на севере до реки Хунгари, на западе до Хабаровска. Населяет смешанные и лиственные леса и приречные заросли, перемежающиеся с открытыми местами, в частности с культурным ландшафтом. В Японии, России, Маньчжурии, Корее — перелетная птица, в остальных частях гнездовой области оседла. В России образ жизни этой совы не изучен. Как корм ее отмечаются насекомые — жуки (плавунцы, жужелицы, навозники) и бабочки.

Сова является древним символом 3-го лунного месяца (21 марта - 20 апреля).

Птицы / Совы/ Aves / Strigiformes /

Отряд СОВЫ (Strigiformes) Это так называемые ночные хищные птицы. Надклювье загнутое, с острыми режущими краями и крючковатой вершиной. Основание клюва одето мягкой, голой, часто вздутой кожей (восковицей), прикрытой волосовидными перышками (вибриссами), направленными вперед. Глаза большие, обращенные вперед. Ушные отверстия очень велики и часто снабжены кожистой складкой, нередко асимметричны. Оперение лица образует так называемый лицевой диск и отделено от оперения лба, горла и шеи короткими плотными перышками. Нередко на голове торчат 2 пучка перьев — перьевые «ушки». Все это придает голове сов определенную и характерную физиономию.

Самцы и самки у сов окрашены сход но, но самки превышают самцов по величине Совы имеют различные размеры. Самая большая из сов — филин (Bubo bubo) — имеет общую длину 62—72 см, при размахе крыльев 150—180см. Самая мелкая из встречающихся в Советском Союзе сов — воробьиный сычик (Glaucidium passerinum) — длиной 17—20 см, при размахе крыльев 40—45 см. Размножаются совы 1 раз в году. Впрочем, при обилии основных объектов питания у некоторые из них имеют место и повторные циклы размножения, иногда даже поздней осенью. Гнезда помещаются в дуплах, в расщелинах скал, в брошенных гнездах других птиц, нередко на земле, в сооружениях человека.

Собственных гнезд совы, за редкими исключениями, не строят Совы — моногамы, пары у них постоянные. В кладке от 1—2 до 8, иногда до 10—11 яиц. Насиживают главным образом самки, хотя оба пола принимают участие в выкармливании птенцов. Насиживание продолжается около месяца, начинается с откладки первого яйца. Птенцы поэтому разновозрастные. Развитие птенцов происходит по птенцовому типу: они вылупляются опушенными, но слепыми, с закрытыми ушными отверстиями и глазами. Пуховой наряд сменяется на так называемый мезоптиль, в котором мелкие перья мягкие и пуховидные. После вылета молодых птиц из гнезда мезоптиль заменяется полным нарядом из контурных перьев. У всех сов очень хорошо развиты и слух и зрение. Характерной особенностью сов является из способность к восприятию низкоинтенсивных звуков. При этом они способны с высокой степенью точности определять местонахождение звучащего источника в пространстве. Эти способности сов связаны с их ночным образом жизни и питанием грызунами, которых они лоцируют с точностью до 1°, почти как летучие мыши — насекомых, однако пользуются при этом, в отличие от летучих мышей, не активно-лоцирующим (летучие мыши сами излучают звук, который после отражения от объекта воспринимают), а пассивно-лоцирующим способом, при котором источником звука является сама жертва. Охотящаяся сова либо медленно летает невысоко над травой и кустарниками, внимательно вслушиваясь в шорохи и писки, издаваемые бегающими грызунами, либо подкарауливает их из засады, сидя на сучке или вершине столбика. Первый способ охоты характерен, в частности, для ушастых сов, тогда как с помощью второго охотятся мохноногие сычи и некоторые другие виды сов. Высокочастотным локатором обладают сипухи, широко используя его в охоте на грызунов.

Вокруг обнаруженной совы собираются дрозды, славки, синицы, сороки, вороны, даже ястребы. Птицы атакуют сову, стремятся ее клюнуть, ударить крылом. На этой реакции основаны старинные способы отлова и добычи мелких птиц, некоторые из них употребляются и в настоящее время (например, добывание ворон, слетевшихся на живого филина или его чучело). В Западной Европе существуют фирмы, выпускающие чучела и макеты сычей, приманивающие мелких птиц, в целях отлова. Кормятся совы животной пищей, главным образом мелкими и средними по величине млекопитающими, птицами, насекомыми и т. д. Некоторые виды в отношении питания узкоспециализированы; например, так называемые рыбные совы (Ketupa и Scotopelia) кормятся главным образом рыбой и ракообразными.

Добычу совы хватают и убивают лапами, закалывая ее когтями; мелких животных заглатывают часто целиком, более крупную добычу расчленяют клювом. С хозяйственной точки зрения сов следует считать весьма полезными. Быть может, местами отрицательную роль в охотничьем хозяйстве могут играть некоторые крупные виды, такие, как филин, но они всюду малочисленны и существенного значения для численности дичи иметь не могут. Поэтому в большинстве стран совы охраняются. Распространены совы по всему свету, кроме Антарктики и некоторых океанических островов. Встречаются они в самых разнообразных условиях — в лесах, пустынях, тундрах, на горах (в Тибете до высоты 5000 м) и т. д.

Большинство видов ведет оседлый или полуоседлый образ жизни, за исключением северных и горных форм. Северные формы зимой откочевывают из гнездовой области, а горные формы вне периода размножения опускаются в нижний пояс гор и на равнины. Настоящих перелетных птиц среди сов мало: ушастая сова (Asio otus) из наших сов, некоторые американские виды и т. д. В отряде сов 134 вида. Они подразделяются на 2 семейства: нормальные совы (Strigidae) и сипуховые (Tytonidae).

Сова ушастая (Asio otus)

Птицы / Совы / Совы нормальные / СОВА УШАСТАЯ

Aves / Strigiformes / Strigidae / Asio otus

СОВА УШАСТАЯ (Asio otus) имеет длину 35—39 см, при размахе крыльев 86—100 см, длине крыла 27,5—32 см, весит 240—330 г. Самки крупнее самцов. Самец и самка окрашены одинаково: спинная сторона охристая с темно-бурыми наствольными полосами, с поперечными тонкими пестринами и белыми отметинами на плечевых и кроющих крыла. Маховые желтоватые с бурым поперечным рисунком и сероватыми вершинами, рулевые ржавчато-охристые с темно-бурыми поперечными полосами и мелкими крапинками. Брюшная сторона рыжеватая, охристая или беловатая с широкими продольными и узкими поперечными темно-бурыми полосами. Радужина желтая или оранжевая, клюв и когти черные. Распространена ушастая сова в Европе и Северной Азии, к северу до пределов высокоствольного леса, на восток до Охотского побережья, Приморья и Японии (Хоккайдо), на юг до Ирака, Средней Азии, Гималаев, Китая. Обитает также в Северной Африке, на Канарских островах, в Северной Америке. Держится в лесах, как в горах, так и на равнинах. На севере перелетная, на юге кочующая или оседлая птица. Гнездится в лесах, обычно в старых гнездах, реже в дуплах, еще реже на земле. Число яиц 4—5, а в благоприятные по кормовым условиям годы и до 7—9 (иногда при массовом «урожае» грызунов бывает осеннее размножение). Насиживает самка в течение 27—28 дней. Примерно в четырехнедельном возрасте молодые становятся на крыло и покидают гнездо. На пролетах и зимовках ушастая сова, в отличие от других сов, держится обычно группами или небольшими стаями. Пищу ушастой совы составляют главным образом разные мышевидные грызуны; птицы в кормовом режиме совы занимают небольшое место, а другие позвоночные (лягушки) и насекомые только случайное.

Сова хохочущая (Sceloglaux albifacies)

Птицы / Совы / Совы нормальные / СОВА ХОХОЧУЩАЯ

Aves / Strigiformes / Strigidae / Sceloglaux albifacies

Вид СОВА ХОХОЧУЩАЯ занесён в международную Красную Книгу

СОВА ХОХОЧУЩАЯ (Sceloglaux albifacies) живет на юге Южного острова Новой Зеландии в горах. В какой-то мере она приближается к роду сычей (Athene). Имеет длину 35—38 см. Общая окраска охристо-желтоватая с крупными бурыми отметинами, с полосатыми крыльями и хвостом. Лицевой диск белый с мелкими бурыми черточками. Цевки оперены, пальцы покрыты щетинками. Эта птица — один из самых редких эндемиков новозеландской фауны. Европейские колонисты, завезшие с собой кошек и крыс, довели сову почти до полного исчезновения.

Сова ястребиная (Surnia ulula)

Птицы / Совы / Совы нормальные / СОВА ЯСТРЕБИНАЯ

Aves / Strigiformes / Strigidae / Surnia ulula

СОВА ЯСТРЕБИНАЯ (Surnia ulula) несколько обособленный от других сов вид. Она имеет средние размеры, круглую небольшую голову, неполный лицевой диск, относительно маленькие глаза, длинные острые крылья, длинный резко ступенчатый хвост, густооперенные цевки и пальцы. Общая длина ястребиной совы 35—40 см, при размахе крыльев 70—80 см, длина крыла 22— 25 см, вес 250—370 г. Самки крупнее, чем самцы. Общая окраска взрослых самцов и самок на спинной стороне шоколадно - бурая с белыми крапинами, особенно развитыми на темени, шее и плечевых; маховые и рулевые темно-бурые с беловатым поперечным рисунком; брюшная сторона белая с правильными поперечными черновато-бурыми полосками. Радужина желтая; клюв желтовато-бурый; когти черные. Ястребиная сова особенно характерна для пояса тайги Северной Америки, Европы и Азии.

На севере ее ареал доходит до границы леса, на юге до средней части Скандинавии, центральных частей Европейской части России, южной окраины тайги в Сибири — Тюмени и Алтая. Ястребиная сова встречается также на Тарбагатае, в Тянь-Шане, Северной Монголии, Маньчжурии, в Приморье и на Сахалине. Оседлая птица, связанная в распространении с древесной растительностью, главным образом хвойной. Впрочем, временами ястребиная сова совершает нерегулярные кочевки, появляясь тогда к югу от гнездовой области; более правильные кочевки наблюдаются у сибирских сов. Обычная птица, но численность ее колеблется по годам, в основном в зависимости от «урожая» или «неурожая» кормов — мышевидных грызунов. Численность грызунов определяет и плодовитость, и масштабы кочевок ястребиных сов. Гнездится главным образом на деревьях с обломанными вершинами, иногда в дуплах (осины) или в старых гнездах птиц (вороновые, хищные). Откладывание яиц происходит обычно в апреле. Кладка чаще всего состоит из 3—4 белых яиц, но в «мышиные» годы значительно больше — из 7, 9, даже' 10, в исключительных случаях из 13 яиц. Насиживает самка, начиная с откладки первого яйца, иногда при некотором участии самца. Продолжительность насиживания точно не установлена, вероятно, около 4 недель. Птенцы-подлетки встречаются обычно во второй половине июня, вполне выросшие летные молодые— в разные числа июля. Пищу ястребиной совы составляют в первую очередь грызуны (лемминги и другие полевки). Нападает сова и на птиц — на белых куропаток и на разных воробьиных. Ястребиная сова — дневная птица, она охотится в светлое время дня, в особенности рано утром или под вечер.

Властители ночи

Совы принадлежат, наверное, к наиболее таинственным и загадочным птицам.

Скрытный ночной образ жизни, «умный» взгляд, бесшумный полет, пугающий голос поражали человеческое воображение. Сов почитали, посвящали богам и героям, они стали символом мудрости.

Во многих сказках и легендах совы выступают советниками, проницательными птицами, вестниками, носителями необычных знаний.

Сове славяне приписывают роль хранительницы подземных богатств. Эти птицы играли значительную роль в верованиях и культуре человека с древнейших времен. На стене одной из пещер во Франции обнаружено изображение полярной совы, датированное еще ранним палеолитом (Armstrong, 1958). Наскальные изображения сов находят в самых разных местах земного шара — в Европе, Австралии, Америке.

У древних майя сова была символом власти, ее изображения встречаются на барельефах правителей. С давних пор сова считалась символом мудрости и знаний.

У древних греков она была священной птицей богини мудрости Афины (а именно — домовый сыч). По одной из христианских традиций, сова символизирует мудрость Христа, которая проявляется среди первозданной тьмы (Saunders, 1995).

Считалось, что совы владеют силами, которые недоступны другим животным. Это одна из причин того, что они были неотъемлемыми спутниками волшебников и знахарей. Так, волшебник Мерлин, персонаж легенд о короле Артуре, всегда изображался с совой на плече.

У многих африканских народов сова также считается птицей волшебников и колдунов.

В Лотарингии старые девы ходили в лес и просили сову найти мужа. Сова - наверное самый знаменитый «прорицатель» среди птиц. И не обязательно она предвещает плохое, как это часто считается.

Во Франции верили, что если беременная женщина услышит крик совы, у нее родится девочка.

Жители Южной Индии, услышав совиный «концерт», считали количество криков. Если один предвещал приближающуюся смерть, то два — успех в деле, которое вскоре будет начато, три — кто-то в семье женится, пять — человека ждет путешествие, шесть — следует ждать гостей и т. д.

На Ньюфаундленде (Канада) крик виргинского филина предсказывал приближение непогоды, в Англии перемену погоды предвещал крик сипухи.

В культурах многих племен американских индейцев сова олицетворяла сверхъестественное знание, пророчество, магическую силу. У пауни она была символом защиты, у оджибве — символизировала высокий статус духовных лидеров племени, у пуэбло — ассоциировалась с божеством плодородия. Ленапы верили, что увиденная во сне сова становилась духом-защитником человека.

В священных преданиях некоторых племен полярная сова олицетворяла север и северный ветер. Оглала сиу почитали полярную сову, и воины, отличившиеся в битве, награждались ее перьями.

В древности у сиу было особое общество, которое называлось «Совиная Ложа». Его члены верили, что силы природы будут благоволить тому, кто заслужит больше совиных перьев.

У некоторых племен перо совы считалось магическим талисманом.

У индейцев зуни матери клали возле ребенка совиное перо, чтобы ему было легче уснуть.

У дакота кроличий сыч считался духом-защитником храбрых воинов.

У племени якама сова была тотемом.

Индейцы хопи считали, что кроличий сыч, являясь божеством подземного царства, присматривает за всеми подземными вещами, включая проростки растений. По их представлениям, виргинский филин помогал расти фруктам.

Индейцы квакиютль верили, что совы - это души людей. Если убить сову, погибнет и тот, кому принадлежала душа.

Очень почитали сов тлинкиты. Их воины мчались в битву, завывая по-совиному.

Невуки верили, что храбрые и добродетельные люди после смерти становятся виргинскими филинами. Инки благоговели перед совами благодаря их прекрасным глазам.

Сова почиталась у ирокезов. Калифорнийские индейцы верят, что сова является божеством и хранителем больших деревьев.

В мифах некоторых народов Центральной Америки Уитака - обольстительная женщина, покровительница женского плодородия и плодородия полей. За ее чрезмерную чувственность и пьяные оргии боги превратили Уитаку в сову.

Одна из причин особого отношения людей к совам — их таинственные ночные крики. «Голос филина — одно из чудес ночи, — писал орнитолог Ю. Б. Пукинский - По силе, глубине и производимому им в ночном лесу впечатлению нет равного ему звука». Интересно, что крики филина поражают не только людей, но и животных. Ученым нередко приходилось слышать, как в ответ на его голос начинали выть волки, шакалы и другие звери. Названия многих видов сов у самых разных народов мира являются звукоподражательными.

Многие примитивные народы видели в сове почитаемое, доброе существо, ее зловещая репутация возникла позже. Тунгусы верят в покровительство сов, считают сову защитницей от злых духов и полагают, что она охотится за духами и поедает их. Белая (полярная) сова у калмыков считалась святой птицей. Ее называли предвещающей и относились с большим почтением.

Буряты и сейчас уважают филина. Они говорят, что раньше филин был «невестой царя птиц». По данным В. В. Рябцева (2000), все найденные в 1999 г. гнезда филина в прибайкальских степях находились возле бурятских деревень. У айнов филин считался добрым богом, который предупреждал людей об опасностях и защищал от них. Он был божественным посредником между людьми и творцом. Айны окружали птицу любовью, доверием и божественным поклонением. Филина называли «возлюбленным богом» и «дорогим маленьким божеством» (Фрэзер, 1980). Айны на о. Хоккайдо очень почитали рыбного филина. Он назывался богом деревни. Особая совиная церемония проводилась вплоть до 1930-х гг. Филин почитался как вестник богов и предок жрецов. Перед тем, как отправиться на охоту, айны выпивали тост за филина. Филин у вогулов — тотем рода, энцы его не убивают, у нганасанов он помощник в борьбе со злыми духами. Сову и филина гольды любят; поймав их, кормят дома, считая, что эти птицы охраняют их малолетних детей.

На острове Самоа член клана совы, найдя мертвую птицу, плачет и бьет себя по лбу камнем, пока не потечет кровь, а затем хоронит сову как сородича. В бывшей ГДР стилизованное изображение филина было на знаке «Охрана природы».

Поскольку у древних греков сова была птицей Афины, ночной полет сов означал благосклонность этой богини. Как трогательно пишет о домовом сыче Д. Кайгородов: «В его взгляде заметно что-то хитрое, лукавое, но не злое, а даже привлекательное. «Тот, кто знает эту совку, — говорит Брем, — тот поймет, что греки могли видеть в ней любимую птицу богини мудрости Афины-Паллады».

У итальянцев домовые сычики являются истинными домашними друзьями, часто ходят с подрезанными крыльями по дому, двору и саду, и ловят повсюду мышей».

Греки изображали домового сыча на серебряных монетах в 4 драхмы — тетрадрахмах, чеканившихся в Афинах еще в V в. до н. э. , на различных измерительных сосудах как птицу Афины, покровительницы города. Раньше она была богиней темноты, видимо поэтому возникла связь с ночными птицами. Отсюда, кстати, современное научное название рода домовых сычей — Athene. Афина помогала в работе и сражениях, олицетворяла мудрость. Такой же силой наделялась и ее священная птица. Понятна радость грека, если он встречал сову — значит, к нему придет толковая мысль. Домовые сычи находились под строгой охраной, они в большом количестве населяли Акрополь. Считалось, что магический «внутренний свет» дает птице ночное видение. Если сова пролетала над греческой армией перед битвой, это воспринималось как предзнаменование победы.

У этрусков сова также была атрибутом бога темноты.

У римлян богиней мудрости считалась Минерва. Сову чаще всего изображали сидящей у ее ног. «Сова Минервы летает по ночам», — говорили римляне. Это означало, что хорошие идеи приходят чаще всего ночью. Филина почитали многие азиатские народы. Причины этого во многом сходны с обожествлением орла — крупная сильная птица с «огнем» в глазах. Он тоже «царь птиц», только ночных.

Сова часто выступает помощником шамана, помогает ему установить связь с миром духов, дает силу видеть ночью, находить утраченные предметы и т. п. На северо-западном побережье Аляски племя юпик в конце зимы проводило особую магическую церемонию. Для нее под руководством шамана изготавливались специальные маски, через которые проявляли себя духи животных, как опасных, так и дружественных. Помогающий дух часто выступал в роли совы. Большинство масок содержали перья полярной совы.

В Афганистане считалось, что сова дала человеку кремень и железо для добывания огня.

В Индии считалось, что на сове летает Лакшми — богиня богатства. Поэтому некоторые индийские народности, прежде всего бенгальцы, до сих пор верят, что если в дом залетит белая сова, это хороший знак, значит в дом придет достаток. В Китае сов связывали с громом и летним солнцестоянием. Считалось, что помещенные в каждом углу дома изображения сов, защищали его от удара молнии. Сова была одним из символов мужского начала ян. Китайцы считали сову символом благополучия.

Этнограф А. В. Гура считает, что у славян положительная оценка птиц семейства совиных в народных поверьях характерна лишь для части южных славян и связана, по-видимому, с позднейшим мусульманским влиянием. Это и представление о филине как доброй, «святой» птице у мусульман Герцеговины, и сочувственное отношение к сычу, наказанному разлукой с сестрой-кукушкой, у кюстендильских болгар, и родство сыча или совы с падшим ангелом в некоторых сербских и болгарских легендах. В фольклорных текстах Герцеговины сыч выступает как царь птиц. Известна также мусульманская легенда, как сова спасла всех птиц от истребления, за что получила от мудрого Сулеймана божье поощрение.

Во многих местностях России к сове относились радушно. В сказках ее звали «совушкой-вдовушкой», белокурой, разумной головушкой, залесской барыней Ульяной Степановной. Д. Кайгородов (1906) рассказывал, как в начале XX века «птичьи фабрики» стали направлять своих заготовителей в область Войска Донского заготавливать сов. Первые два года агентам никто не мешал, сов стреляли, а на третий год донцы встретили их чуть ли не с дрекольями: из-за сильного уменьшения численности сов развелось много мышей.

В Украине бытует поверье, что сова кричит к появлению ребенка.

Ласковое отношение к филину слышится в украинской народной песне «Ой не пугай, пугаченьку». Пугач в ней говорит: «Як же менi не пугати: хотять байрак вирубати, нiде менi гнiзда звити, малих дiток прогодувати». Один раз, рассказывают, сова встретилась с соколом и стали спорить, чьи птенцы лучше. Сокол говорит — давай соберем их вместе и посмотрим. Собрали. Увидела сова, что ее дети хуже, а сокол еще и плюнул на них.

- Хоть мои и хуже, - сказала сова, — но мне их больше жаль, чем твоих, ведь они — мои дети. Так не плюй на них, а если тебе так уж хочется плеваться, то плюй на землю.

Известны такие поговорки о сове: днем слепа, ночью зряча, мышей ловит, а не кот; всю ночь летает — мышей добывает, а станет светло — спать летит в дупло; если много сов — урожай будет хороший; сыч кричит ночью перед дождем и холодом; филин кричит на оттепель; сова в дупле — на ветер, в сушняке - к дождю; сова кричит — на холод.

Койот и Сова (Мифы Индейцев Северной Америки)

Было это в одном селении. Маленький ребенок все время плакал. Ему говорили: "Не плачь, а то тебя заберет Сова!" А он все плакал. Сова и забрала его. Она унесла ребенка в корзине из бересты. Так и не стало больше детей в том селении. Койот сказал: "Я буду плакать этой ночью". И стал плакать. Ему говорили: "Не плачь, а то и тебя заберет Сова!" Но Койот громко плакал. Появилась Сова. Она сказала: "Дайте мне этого ребенка". Ей отдали Койота.

Сова положила его в корзину из бересты и унесла к себе. Она прилетела в свой вигвам. Койот увидел там много детей. Он взял кусок смолы, втер смолу в совиные глаза, и Сова ослепла. Койот швырнул ее в огонь. Сова сгорела без остатка. Все дети вернулись обратно в вигвамы своих родителей. Вот и все.

Мифы и совы

Сова является амбивалентным символом. Это птица мудрости, но также мрака и смерти. Являясь атрибутом богини Афины, сова символизирует мудрость, познание. Совы обладают способностью видеть ночью, видеть все вокруг себя, не двигаясь с места, а только поворачивая голову, у них мудрый проницательный взгляд. Бесшумный ночной полет, светящиеся глаза и жуткие крики повлияли на то, что сову связывали со смертью и оккультными силами. Ее считали птицей смерти в Древнем Египте, Индии, Центральной и Северной Америке, Китае и Японии.

Как ночная птица сова - символ грусти, ностальгии и одиночества. Кроме того, она олицетворяет опустошение и несчастье, темноту, ночь, дождь. Во многих традициях совы несут угрозу, пророчат беду. В сов могут обращаться ведьмы, колдуны, злые духи. Ей приписывали дар пророчества, возможно, из-за способности видеть в темноте. Некогда сова была символом способности не испытывать страха перед темнотой, то есть знать тайны, обычно скрытые для смертных. Но со временем, в поздней античности и в средние века, суеверие придало сове демоническое значение. В настоящее время это эмблема проницательности и книжной эрудиции. В египетской системе иероглифов сова символизирует смерть, ночь, холод и пассивность. Она принадлежит царству ночного солнца, спустившегося за горизонт и пересекающего озеро или море тьмы.

В индуизме это эмблема Ямы, владыки царства мертвых. В Индии сову почитали как покровителя ночи и посланца загробного мира, призванного провожать души в царство мертвых. Кроме того, сова служит верховым животным богини Дурги, супруги Шивы в одной из ее грозных ипостасей. В Китае сова относилась к принципу «ян» и считалась эмблемой «желтого предка», культурного героя Хуан-Ди. Она ассоциировалась с молнией и громом, летним солнцестоянием. С другой стороны, ее связывали с жестокостью, злом, преступлением, смертью, неблагодарными детьми. Сова посвящена кузнецам; в древние времена она была покровительницей дней, когда кузнецы ковали мечи и волшебные зеркала.

Для индейцев Северной Америки сова символизировала мудрость и пророчество, считалось, что она может прийти на помощь. Перья совы в головном уборе выполняли функции защиты. В Древней Мексике богиня дождя почиталась в виде священной совы. У ацтеков и майя сова символизировала некое демоническое ночное существо, злые предзнаменования и являлась атрибутом бога подземного мира, вестником смерти или проводником душ в потустороннем мире. В Перу встречаются изображения жертвенного ножа в форме полумесяца, на котором можно видеть божество с клювом совы или филина. Таким образом, символ совы или филина связывается со смертью и жертвой.

В греко-римской традиции сова символизировала мудрость и была спутницей и атрибутом богини Афины (Минервы). Сова Афины - птица ночная, птица тьмы и леса. Сова встречается в качестве атрибута аллегорических фигур Ночи и Сна. С совой связана одна из мойр - Атропос («неотвратимая»), прерывающая нить жизни.

От афинской традиции ведет свое происхождение и мудрая сова европейских сказок и басен, и сова, сидящая на стопке книг, - эмблема мудрости.

В христианстве сова символизировала силы тьмы, запустение, уединение, скорбь, дурные вести. Крик совы – это «песня смерти». Как существо, ведущее ночной образ жизни и вообще загадочное, сова стала символом нечисти и колдовства. Кроме того, сова символизирует одиночество, она фигурирует в сценах, изображающих молящихся отшельников. Однако издревле считается, что сова наделена мудростью, в этом качестве она присутствует на изображениях св. Иеронима. Есть у совы и другое значение, в котором она выступает как атрибут Христа, который пожертвовал собой ради Человечества. Именно этим объясняется присутствие совы в сценах распятия.

Сова в славянстве относилась к группе нечистых птиц и наделялась демоническими свойствами. По поверьям, появление совы возле дома предвещало смерть или пожар. В брачной символике она выступает как символ вдовы или старой девы. Символ совы использовался и в качестве оберега. Сове также приписывается роль хранительницы подземных богатств, кладов, разрыв-травы, помогающей отмыкать любые замки.

Неоднозначность символа совы

Сова, птица, издавна считающаяся подручным ведьм и колдунов наряду с кошкой, жабой, змеей и вороном. В древнем Риме сова являлась символом смерти. Ее зловещий крик в ночной темноте предвещал всяческие несчастья тому, кто его услышит.

В то же время в Древней Греции сова являлась символом наук, философии и мудрости. В греческой мифологии сова - обязательный атрибут изображений богини Афины, а также символ афинской Академии. В мифологии валлийских кельтов фигурирует Квм-Кавлвидская сова, которая обладает даром всеведения. Аналогично представлена сова и в славянской мифологии, где, правда, чаще упоминается мудрый филин, живущий тысячу лет, носитель тайных знаний, недоступных обычным смертным. В то же время и здесь сова часто связывалась с ведьмами и колдовством. Недаром сова всегда сопровождает такой персонаж традиционного русского фольклора, как Баба Яга. Считалось также, что ведьмы сами могут превращаться в сов.

Символика Совы

Сова - это очень интересное существо, и не только для изучения магических животных, но и для символики. Сама по себе сова - символ мудрости, но также мрака и смерти. Но каждый народ характеризует сову вроде бы одинаково, и но и по-разному. К примеру, у американских индейцев - это символ пророчества, а в Китае - наоборот, зла смерти, ужаса, также как и в Христианстве, где сова - это символ Сатаны, уединения, скорби, запустения, дурной вести. А крик совы - для христиан - "песнь смерти". Для Египта - это ночь и холодность. А Египетской и Римской мифологии филин символизировал мудрость и был посвящен Афине (Минерве). У евреев сова означала слепоту, а в Японии смерть, дурное предзнаменование. Иносказательное значение сов двойственно.

В народных же поверьях сова часто имели негативный смысл, особенно вследствие того, что они ведут ночной образ жизни. Тем самым они представляют отвращение к духовному свету Поэт эпохи барокко Хохберг рассказывает об удачном бое дневных птиц при нападении ночных тварей: "Замеченного в птичнике сычонка. Весь птичник драл дрекольями, вопя. Кто рвется за церковную заслонку, Того ждет тоже схожая судьба".

В иудаизме ночной демон женского пола Лилит изображается в обществе ночной птицы - совы; Там же сова служит верховым животным для страшной темной богини Дурги в той форме ее проявления, когда ее именуют "Камунда". В Китае сова является отрицательным подобием феникса и считается причиняющей болезни из-за того, что большие неподвижные совьи глаза представляются "демоническими"; такое отношение к совам объясняется также существованием поверья, будто молодые совы научаются летать только после того, как беспощадно выцарапывают глаза своим родителям. В культуре Древней Мексики богиня дождя почиталась в виде священной совы, но у ацтеков сова символизировала некое демоническое ночное существо и злые предзнаменования. Все эти двусмысленности можно проиллюстрировать поговоркой: "Что одному сова поет, другому - соловей".

В настоящее время - эмблема знаний и ума, сова имела зловещий, даже ужасающий символизм в некоторых древних культурах, особенно в Китае. Бесшумный ночной полет, светящиеся глаза и жуткие крики повлияли на то, что сову связывали со смертью и оккультными силами. Ей приписывали дар пророчества, возможно из-за способности видеть в темноте. Ее считали птицей смерти в Древнем Египте, Индии, Центральной Америке, Северной Америке, Китае, и Японии, а в некоторых традициях сову почитали как покровителя ночи и посланца загробного мира, призванного провожать души в царство мертвых, например, в Индии.

Ассоциации же совы с мудростью ведут свое начало из древних Афин, где сова считалась спутницей и атрибутом богини мудрости и учебы Афины. Именно в этом качестве изображение совы часто встречается на греческих монетах. От афинской традиции ведет свое происхождение и мудрая сова в европейских сказках и баснях, и эмблематическое изображение мудрости - сова, сидящая на стопке книг, и идиома "ученая сова" в отношении ученых, мигающих, подобно этим птицам, за толстыми стеклами очков.

В общем, не старайтесь быть совами, а то может некоторое время вас и будут почитать, как умного мага, а потом съездят в Китай, и не жить вам теперь в хорошем духовном мире. Вот для этого и надо знать символику, к тому же если она двойственна.

Сова — символ мудрости, а также мрака и смерти

В Древней Мексике богиня дождя почиталась в виде священной совы. У ацтеков и майя сова символизировала некое демоническое ночное существо, злые предзнаменования и являлась атрибутом бога подземного мира, вестником смерти или проводником душ в потустороннем мире.

В греко-римской традиции сова символизировала мудрость и была спутницей и атрибутом богини Афины (Минервы). Сова Афины — птица ночная, птица тьмы и леса. От афинской традиции ведет свое происхождение и мудрая сова европейских сказок и басен, и сова, сидящая на стопке книг, — эмблематическое изображение мудрости.

В христианстве сова символизировала силы тьмы, запустение, уединение, скорбь, дурные вести. Крик совы — это «песня смерти». Как существо, загадочное, ведущее ночной образ жизни, сова стала символом нечисти и колдовства. Кроме того, сова символизирует одиночество, она фигурирует в сценах, изображающих молящихся отшельников.

Славяне считали сову нечистой птицей и наделяли ее демоническими свойствами. По поверьям, появление совы возле дома предвещало смерть или пожар. В брачной символике она выступает как символ вдовы или старой девы. Символ совы использовался и в качестве оберега. Сове также приписывается роль хранительницы подземных богатств, кладов, разрыв-травы, помогающей отмыкать любые замки.

Сова в фен-шуй

Сова – один из самых мощных и эффективных символов мудрости. Помогает преуспеть в учёбе. Тем, кто уже закончил учиться, помогает правильно и эффективно распорядиться своими знаниями. Располагают Сову в северо-восточной части дома, кабинета, офиса, в комнате того, кто должен обогатиться знаниями или сам учит кого-то. Кроме того, можно поставить на письменном столе. Цыгане, кочевавшие по Бургундии и Савойе, имели предание, что перо совы носят люди, "которые шастают по ночам и хотят избавиться от страха перед тьмой. "Черные мысли, как мухи, весь день не дают мне покоя": проблемы напоминают о себе, не давая возможности спокойно работать. Но сова — это и символ мудрости: ваши размышления не бесплодны, они помогают вам лучше понять самого себя, а тем самым и взглянуть на свои проблемы с новой, более духовной стороны.  

Совы - спутники ведьм, магов и колдунов

Животные-Спутники ведьм в книгах Роулинг собрано Fleur

Фольклор и суеверия, окружающие сов, прошли сквозь века, со времен Древней Греции до настоящего времени. Парадоксальность восприятия сов в том, что они воплощают две противоположности – являясь символом интеллекта с одной стороны и символом зла или смерти – с другой. Сова - эмблема мудрости со времен античности. В Древней Греции сова считалась священной птицей, ей приписывали способность к волшебству, ибо она видела ночью, что казалось таинственным и фантастичным. Поэтому сову посвятили Афине Палладе, покровительнице наук и искусств, сделали атрибутом Афины, изображая богиню с совой, сидящей у ее ног или на руке. Гомер называет Афину "совоокой" (glaycopis). В греческом искусстве сова часто была символом Афины, ее изображение было на " tetradrachm " – греческой монете в четыре драхма. Греческие воины считали, что сова, появившаяся над полем битвы, принесет им победу. Сов охраняли, и им было позволено жить в греческом Акрополе. В Древнем Риме изображали Минерву с совой - и в таком случае считали ее богиней мудрости (по атрибуту - сове) - или со змеей - и в этом случае трактовали Минерву как богиню медицины, врачевания. Постепенно и самостоятельное изображение совы превратилось в эмблему мудрости. Конец марта, когда просыпаются от спячки совы, был объявлен в Древнем Риме временем оплаты учителей за обучение детей в течение года. К периоду около 4-го века до н. э. Относится создание басен Эзопа – небольших нравоучительных текстов, популярных до сих пор. Сам Эзоп, как полагают историки, был рабом или солдатом, и реальное авторство его ставится под сомнение. Басни Эзопа, как компилят народных текстов, часто заключают упоминание о мудрых старых совах, к которых другие животные приходят за советом. Изображения сов используются в качестве декоративных элементов в искусстве различных цивилизаций, начиная с наскальных рисунков пещерного человека. На территории Франции в знаменитых пещерах Chauvet археологи обнаружили ряд изображений сов, возраст которых (изображений) исчисляется в 32-34 тысячи лет. Головной убор в виде совы изображен на рисунках цивилизации древних майя. Люди, носящие такие головные уборы, были предположительно жрецами, а сова – символом власти. В других примитивных культурах совы также являются наперсниками потусторонних сил: у индейцев Северной Америки совы связаны с душами умерших. В некоторых индейских племенах Северной Америки воины носили перья белой совы, как признак мужества. Как некая разновидность идеи связи сов с потусторонним миром – поверья североамериканских индейцев о том, что совы помогают шаманам связываться с миром мертвых. В Средней Азии полагают, что перья совы защищают детей и скот от злых духов. В Индии и Непале одна из разновидностей сов тоже соотносится с душами умерших. Сов там боятся. В некоторых культурах совам приписывают свойства предотвращать катастрофы и отражать зло. В Японии статуэтки сов помещают дома, чтобы избежать голода и эпидемий. Связь сов и смерти присутствует не только в примитивных, но и в среднеевропейских культурах: в сказках России, Украины и Армении.

В Легендах о короле Артуре волшебника Мерлина часто описывают с совой на плече.

На этапе зарождения христианства совы связывались с Христом, который проник через «тьму» и просветил неверующих. Но позднее совы, как ночные птицы, связывались с темными силами, потому что тьма в Библии издавна соотносилась с дьяволом. Ассоциация сов с ведьмами очень давняя, ранние упоминания об этом датируются V-м веком н. э. В то время, и позднее, люди считали, что совы и другие животные, связанные с ведьмами, приносят зло. В западноевропейском искусстве совы долгое время изображались в связи с темными ритуалами и ведьмовством. Поверье, что совы – ведьминские животные, продолжается в Европе до периода Ренессанса. В то время в основном завершились тотальные гонения на науку, и наука была разделена с суевериями и мифологией. В средневековой геральдике сова стала эмблемой всех научных (алхимических, схоластических), учебных и просветительских учреждений, обществ, стала применяться в гербах или печатях университетов, а позднее - библиотек, музеев и т. п. В XVIII-XIX веках сова как эмблема стала использоваться в торговых марках издательств, типографий, на экслибрисах отдельных ученых и т. д. Когда в начале 19-го века басни Эзопа были переведены, перед читателями, в том числе перед детьми, предстал образ мудрой птицы. Позже, образ Совы популяризировал британский автор А. Милн, создавший бессмертного Винни-Пуха и его наперсницу, флегматичную, рассудительную Сову. Пабло Пикассо в 40-50 годы был очарован их символизмом и использовал изображения сов в своем творчестве. Существовало поверье, что ведьма часто имеет “familiar” – существо, которое не просто является домашним животным, но еще и близким другом и компаньоном - "спутником". Таким животным часто бывает кошка, жаба, собака, мышь (крыса) или сова. Совы, при этом, обычно выполняли у ведьм различные поручения. Это обстоятельство могло послужить Роулинг источником идеи сделать сов почтальонами в магическом мире по аналогии с голубиной почтой. Как отзвук этих легенд, юным магам в Хогвартсе также дозволено иметь с собой “familiar”.

В книгах о Гарри Поттере встречаются упоминания, по крайней мере восьми различных подвидов сов.

Сова Гарри Поттера – Хедвига – полярная сова (Snowy Owl - Nyctea scandiaca).

Эррол – старая сова семейства Уизли, описанная, как большая серая птица, – большая серая сова (Great Gray Owl - Strix nebulosa). После того, как Рону пришлось расстаться со Скабберсом, он получил в подарок от Сириуса Блека маленькую серую сову, названную Pigwidgeon. По описанию Роулинг – это маленькая, шумная и легковозбудимая птица.

Скорее всего, это воробьиный сыч (Eurasian pymgy owl - Glaucidium passerinum). Именно таким образом характеризуется поведение птиц этого подотряда. Хотя, встречаются предположения, что птица Рона – это сычик-эльф (Elf owl - Micrathene whitneyi). В этом предположении сомнительным кажется то, что птицы эти распространены в США и Мексике, но не встречаются в Европе.

В семье Малфоев, склонных к проявлениям роскоши и высокомерия, используют в качестве почтальона филина (Eagle Owl - Bubo bubo). Это – одна их самых крупных живущих в Европе птиц отряда совиных.

На совятне Хогвартса используются сипухи (Barn Owl - Tyto alba).

Именно такой птицей пришлось воспользоваться Гарри в четвертой книге для связи со своим крестным. В Хогсмеде, на совиной почте, Гарри и Рон видят маленьких сплюшек ( Scops owl - Otus scops). И именно эта сова принесла Гарри Нимбус-2000.

В описании магазина Eeylops Owl Emporium упоминается желтовато-коричневая сова серая неясыть (Tawny Owl - Strix aluco) – которая очень распространена в Великобритании. И, наконец, в пятой книге "Гарри Поттер и Орден Феникса" упоминается ушастая сова (Screech Owl - Otus asio) - это одна из самых маленьких сов. Такая сова принесла Гарри экземпляр "Экивокера" с его интервью.

И, наконец, в пятой книге "Гарри Поттер и Орден Феникса" упоминается ушастая сова (Screech Owl - Otus asio) - это одна из самых маленьких сов. Такая сова принесла Гарри экземпляр "Экивокера" с его интервью.

 Сова в мифологии и символах разных народов

"Сова - амбивалентный символ. Птица мудрости, но также мрака и смерти. Американские индейцы: мудрость, пророчество.

Кельты: хтонический символ, «ночная ведьма», «трупная птица».

Китай: зло, преступление, смерть, ужас, неблагодарные дети. На погребальных урнах символизирует смерть.

Христианство: Сатана, силы тьмы, уединение, скорбь, запустение, дурная весть.

Крик совы – это «песня смерти». Сова символизировала также евреев, предпочетших тьму свету Евангелия.

Египет: смерть, ночь, холодность.

Греко-римская традиция: филин символизировал мудрость и был посвящен Афице (Минерве). Сова была атрибутом бога тьмы и ночи у этрусков.

Еврейская традиция: слепота.

Индуизм: эмблема Ямы, бога мертвых.

Япония: смерть, дурное предзнаменование.

Мексика: ночь, смерть.

Известная в Европе символическая птица, атрибут, Афины Паллады ("доставлять в Афины сов" - делать что-то излишнее).

Иносказательное значение сов двойственно.

церковную заслонку, Того ждет тоже схожая судьба".

В иудаизме ночной демон женского пола Лилит изображается в обществе ночной птицы - совы;

В индуизме сова служит верховым животным для страшной темной богини Дурги в той форме ее проявления, когда ее именуют "Камунда"; у юкатанских майя бог смерти Гунхау часто носит при себе голову совы.

В Китае сова является отрицательным подобием феникса и считается причиняющей болезни из-за того, что большие неподвижные совьи глаза представляются "демоническими"; такое отношение к совам объясняется также существованием поверья, будто молодые совы научаются летать только после того, как беспощадно выцарапывают глаза своим родителям. Однако во времена династии Шан совы приобрели положительное осмысление, о чем свидетельствуют многочисленные бронзовые статуэтки, относящиеся к тому времени. В предацтекской культуре Древней Мексики (Теотиуакан) богиня дождя почиталась в виде священной совы, но у ацтеков сова символизировала некое демоническое ночное существо и злые предзнаменования. Все эти двусмысленности можно проиллюстрировать поговоркой: "Что одному сова поет, другому - соловей". Сова как душа животного. Деревянный медальон в виде сердечка.

Индейцы цимшиан. Северо-западный берег Северной Америки - Сова на краснофигурном аттическом скифском сосуде, ок. 470 г. до н. э. Сыч, атакуемый птицами. В. X. фон Хохберг, 1675 г. //Расудительность ценнее красноречия. символ мудрости. посвящена Минерве "не столько за сладость своего голоса, сколько за серьезность взгляда и благородство внешности. С другой стороны, являясь птицей ночи, она символизирует время суток, когда нас окружает тишина, и мы можем сосредоточиться, переварить и привести в порядок наши мысли. " Битва совы с вороной Мудрость не персносит шума. Сова, как показано ранее, будучи птицей Минервы, является символом мудрости, а ворона - неприятная и шумная птица - символом глупости и дерзости, и между ними, как между шумным безрассудством и мудростью, всегда имеются разногласия, сопровождающиеся битвами и схватками.Ночь - лучший советчик. символ зрелого размышления, необходимости "подумать и поразмыслить над этим ночью на нашей подушке. символночи. "Прежде, чем вынести свои труды на яркий свет, Хорошо обдумай их ночью.

В христианстве Из-за того, что сова прячется в темноте и боится света, она стала символом сатаны, князя тьмы. Говорят, что сова обманывает других птиц, заманивая их в сети птицеловов, точно так же, как сатана обманывает людей. Кроме того, сова символизирует одиночество, и именно в этом смысле она фигурирует в сценах, изображающих молящихся отшельников. Однако издревле считается, что сова наделена мудростью, и именно в этом значении она присутствует на изображениях Св. Иеронима.

Есть у совы и другое значение, в котором она выступает как атрибут Христа, который пожертвовал Себя ради спасения человечества: «Просветить сидящих во тьме и тени смертной. » (Лука 1:79). Именно этим объясняется присутствие совы в сценах распятия.

У равнинных индейцев Северной Америки перья совы в головном уборе имели по этой же причине защитное символическое значение.

В Китае молодым совам приписывали привычку выклевывать глаза своим матерям. Также сова относилась к символу «ян», имеющему скорее негативную, разрушительную окраску, сову связывали с громом и июньским солнцестоянием. Как существо, ведущее ночной образ жизн и и вообще весьма загадочное, сова стала в христианстве символом нечисти и колдовства, ее изображения в христианской традиции — символ слепоты безверия.

Ассоциации же совы с мудростью ведут свое начало из древних Афин, где сова считалась спутницей и атрибутом богини мудрости и учебы Афины Пронойи (Провидящей). Именно в этом качестве изображение совы часто встречается на греческих монетах. От афинской традиции ведет свое происхождение и мудрая сова в европейских сказках и баснях, и эмблематическое изображени е мудрости — сова, сидящая на стопке книг, и идиома «ученая сова» в отношении ученых, мигающих, подобно этим птицам, за толстыми стеклами очков.

Сова также может встречаться в качестве атрибута аллегорических фигур Ночи и Сна. "

Было это в одном селении. Маленький ребенок все время плакал. Ему говорили: "Не плачь, а то тебя заберет Сова!" А он все плакал. Сова и забрала его. Она унесла ребенка в корзине из бересты. Так и не стало больше детей в том селении.

Койот сказал: "Я буду плакать этой ночью". И стал плакать. Ему говорили: "Не плачь, а то и тебя заберет Сова!" Но Койот громко плакал. Появилась Сова. Она сказала: "Дайте мне этого ребенка". Ей отдали Койота.

Сова положила его в корзину из бересты и унесла к себе. Она прилетела в свой вигвам. Койот увидел там много детей. Он взял кусок смолы, втер смолу в совиные глаза, и Сова ослепла. Койот швырнул ее в огонь. Сова сгорела без остатка. Все дети вернулись обратно в вигвамы своих родителей. Вот и все.

Загадки

1. Это птица не простая: днем его не встретишь ты, Из дупла он вылетает С наступлением темноты. Днем любой его обидит: Он при свете плохо видит, А во тьме пугает сам, Пролетая по лесам. Опоздавших замечает У гнезда и у норы, И глаза его сверкают, Как зеленные шары (Филин)

2. Ночь как смоль черным – черна Серой птице не до сна! Меж кустов как тень скользит Караулит кто не спит. Ловит каждый шорох чутко, А как крикнет, станет жутко. Вздрогнет спящая трава Это ухает (Сова)

3. Всю ночь- Мышей добывает. А станет светло – Спать летит в дупло. (Филин)

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)