Образ кошки в русской литературе
Кошка – удивительное животное, которое живёт рядом с человеком более пяти тысяч лет. У людей и кошек сложились особые отношения – простые, честные, лишённые притворства, без сложностей и противоречий. С кошкой у человека полноценное сотрудничество – они живут вместе, потому что это выгодно им обоим. Для некоторых, особо одиноких людей, она является единственным существом, которому можно излить душу и которое в нашем веке вечной гонки и стресса успокаивает человека так, как это не сделает никакой психоаналитик.
Если обратиться к истории появления кошки рядом с человеком, то вопросов останется больше, чем ответов на них. Как кошка пришла к людям? Что заставило её это сделать? Почему она осталась жить в доме? Учёные до сих пор не нашли ответа на эти вопросы. Иногда шутливо говорят: может быть, не кошка пришла к человеку, а человек пришёл к кошке? Что ж, в это можно поверить, проследив «кошачий след» в литературе разных эпох и народов, начиная с мифологии, и до сегодняшнего дня.
Образ кошки в литературе разных жанров и эпох занимает особое место. Обаяние и тайна, которыми обладают эти изящные, грациозные, ускользающие и вновь являющиеся как ни в чём ни бывало прелестные животные, вдохновляли многих. Под прицелом пристального кошачьего взгляда оказались равны и писатели-классики, и современные нам авторы. Для того чтобы внимательнее посмотреть на образ кошки и понять её натуру, в этом исследовании мы обратились к славянской мифологии, русскому фольклору и русской литературе.
Цель исследования - определение специфики образа кошки в славянской мифологии, русском фольклоре и русской литературе.
Раскрывая данную цель, мы будем решать следующие задачи:
1. Изучить тексты - мифологические, фольклорные и художественные – русского народа, в которых упоминается о кошке.
2. Систематизировать изученный материал, проследив эволюцию образа кошки.
3. Определить, какие функции выполняет кошка в мифах, сказках, народных верованиях и художественных произведениях.
Структура данного исследования определяется тремя составляющими: образ кошки в системе народных верований, в фольклоре, в литературных произведениях. Каждому из них посвящена отдельная глава.
Литературного материала по данной теме достаточно много. Вопрос о специфике образа кошки был поставлен в статьях Л. Л. Бельской и А. Михальской. В работах прослеживается история проникновения кошки в литературу, случаи упоминания кошек в произведениях разных жанров. Изучив литературу по данной теме, мы пришли к выводу о том, что серьёзных исследований в данном направлении не было. Теоретическое значение нашей работы заключается в определении функций кошки в произведениях разных жанров. Этим определяется новизна исследования, хотя работа не претендует на целостное рассмотрение образа кошки. Практическое значение работы мы видим в использовании данного материала при изучении мировой художественной культуры, фольклорных традиций, анализе литературных произведений.
О кошке, казалось бы, человек знает всё. Но понимает ли её? Пристальное рассмотрение специфики образа кошки в русской литературе, возможно, поможет разобраться и в самих себе.
Образ кошки в системе народных верований
Кошка в русской мифологии – одно из самых загадочных животных. По уральским поверьям, таинственная земляная кошка охраняет клады. Ее можно узнать по горящим ушам, которые торчат из-под земли, тогда как саму кошку не видно. Земляную кошку боятся волки, когда она показывает уши, а людям она не страшна, хотя может напугать. Кошки в уральской и сибирской мифологии выступают как помощники Хозяйки Медной Горы. С кошкой связано множество суеверий: черная кошка перебежала дорогу – иди другим путем, трехцветная кошка отгоняет нечистую силу, ведьмы могут превращаться в чисто белых или черных кошек.
Попробуем же определить, какие функции выполняет кошка в мифах, сказках, народных верованиях и художественных произведениях.
Все случаи в славянской мифологии, в которых упоминается кошка, можно разделить на 4 основные группы: «кошка-демон»; «кошка-домовой»; «кошка-творец» и «кошка-разрушитель»; «кошка-проводник».
В мифологии кошка выступает как воплощение (или помощник, член свиты) чёрта, нечистой силы. Существует поверье об особом кошачьем дьяволе, злом духе, у которого колдуны заимствуют свою силу . В ряде случаев кошка выступает в роли ведьмы. В славянской народной культуре результатом действия чёрной кошки чаще всего становится болезнь, порча, сглаз, смерть. Причиной болезни часто считались укусы и прикосновения этих животных, проникновение кошачьих волос в тело человека во время питья, еды.
Есть белорусское поверье о том, что если кошка (крыса, ласка или мышь) попробуют тёплого коровьего молока, то его у коровы убудет.
Коровья смерть, Чёрная Немочь у русских появляется в виде кошки, чаще всего чёрной. С Коровьей Смертью борются различными обрядами: опахиванием селения, умерщвлением кошки, собаки или иного небольшого животного и петуха (чаще всего путём закапывания живьём). Когда на Курщине и Орловщине при опахивании попадалось навстречу какое-нибудь животное (кошка или собака), то его тотчас убивали, как воплощение Смерти, спешащее укрыться в виде оборотня .
Оборотнические свойства проявляются у мифологических персонажей в периоды особой активности нечистой силы (на святки, в купальскую ночь и т. д. ). Обнаружив в купальскую ночь в своём хлеву чёрного кота, хозяева старались покалечить животное, чтобы определить, кто из односельчан «ведьмарствует», нанося вред соседям. Ассоциации кошек с силами зла оказались живучими, как сами кошки, и очень устойчивыми. В сценах благовещения кот олицетворяет посрамлённого сатану; кошка служит воплощением похоти, непостоянства, неверности.
Во всех фольклорных традициях чёрный окрас означал мистические черты кошки, и поэтому даже видеть такую кошку считалось плохой приметой. Исключение составляла Северная Англия, где чёрная кошка приносила дому огромное счастье. Англичане считали, что если чёрная кошка перебежала дорогу – это добрая примета; если она забежала в дом или в комнату – хозяина ждёт радость; если чихнула недалеко от невесты – молодожёнам обеспечена счастливая семейная жизнь .
Чужая же чёрная кошка всё равно предвещала несчастье.
В средние века существовало поверье о том, что кошка живёт не одну, а девять жизней. С этим поверьем было связано и представление о том, что каждая ведьма могла девять раз в своей жизни превращаться в кошку. Французский монах Пьер Ле Луайе, крупный знаток всякой чертовщины, писал: «Нет такого четвероногого зверя, вида которого не принял бы дьявол». Особенно часто принимает дьявол (а также ведьмы и колдуны) облик кошки. Для этого надо только поесть приготовленные особым способом мозги кошки и потереть себе спину маленьким кусочком пуповины новорождённого ребёнка. В 1503 году папа Юлиус II писал, что ведьмы особенно опасны потому, что умеют превращаться в кошек. Суеверие, будто ведьмы оборачиваются кошками, так как в этом обличье им легче вершить свои тёмные дела, сохранялось вплоть до конца XIX столетия.
В древних славянских культурах кот фигурировал в двойственной роли. Он мог выступать как воплощение героя-змееборца (аналогично, скажем, былинным русским богатырям, борющимся со змеем и побеждающим его), то есть как представитель светлых, добрых сил, существо верхнего мира.
У древних славян стать котом может и сказочный герой, например, Иван Попятов из белорусской сказки. У восточных славян, наших предков, есть цикл сказок об Иване-Кошкине сыне. Кот (иногда – добрый Кот Котович, брат Ивана Царевича) предстаёт в наших сказках так же и в виде страшного, зловещего «Котища-вытращи глазища», угрожающего съесть героя.
Нередко в фольклоре можно встретить мотив превращения кота в человека и обратного превращения человека в кота, как и его следствие – наличие форм, совмещающих элементы кота и человека. Неуловимость границ между кошачьим и человеческим отчасти позволяет объяснить происхождение фольклорных имён типа Кот Котофеич, Котофей Иванович, Котонайло и др. , а также использование «кошачьих» имён в ономастике.
Кошка-домовой
Все случаи, которые мы относим к этой группе, связаны с устройством дома, с жизнью в нём и с хозяйством.
На Руси образ мохнатого кота – спутника Велеса – ассоциировался с домовым. Домовые, по вере предков, были разного звания, и каждый отвечал за свой участок: кто за дом или за баню, кто за конюшню, за хлев. Главного домового называли порой хранильником.
Кошка на Руси издавна почиталась как хранительница домашнего очага, символ уюта. Не случайно во многих странах была примета: прежде чем войти в новое жилище, надо впереди себя пустить «хозяйку» - кошку. Она обеспечит благополучие. Там, где она ложилась, ставили кровать. Во Владимирской области издавна в этот обряд вкладывали ещё один смысл: тот, кто переступает порог нового дома первым, тот первым и умирает. А поскольку кошка имеет девять жизней, а не одну, как человек, её и пускали в первую очередь – она возродится к жизни ещё раз.
Часто кошек клали под порог дома или под двери хлева, надеясь этим оградить дом от заразных заболеваний и эпидемий. Но если болезнь всё же заглядывала в дом, кошкам приходилось расплачиваться за это жизнью.
В средние века во многих странах существовал обычай «строительных жертв». Смысл его заключался в том, что при постройке здания в его фундамент замуровывали живую кошку или её труп. Жертва должна была отвращать от живущих в доме болезни, смерть, удары молнии и иные несчастья. В новейшее время чаще всего в Англии эти жертвенные трупики находят при сносе старых зданий. Например, при разборке Тауэра в Лондоне в одной из каменных кладок был обнаружен высохший труп кошки, жившей в XVII столетии и едва ли случайно попавший в стену .
С давних времён существовало поверье, будто кошки приносят счастье морским судам и даже могут предсказывать шторм. Если на корабле имеется кошка – это верный признак того, что корабль во время плавания избежит всех опасностей. Если же кошка «подводила» и корабль терпел бедствия, моряки тем не менее в первую очередь спасали всё-таки кошку. Поэтому моряки охотно держали кошек. Эти-то корабли и разнесли кошек по всему свету.
Кошка настолько связана со своим хозяином, что сама может выполнять некоторые его обязанности, а именно: играть роль покровителя дома и скота. В этом ей могут помогать и другие животные. По поверьям, домовой мог превращаться в кошку. В записях из Вологодской губернии домовой – «небольшой старик тело, кроме рук с длинными когтями и лица, покрыто шерстью». В этом описании сочетаются демонические и человеческие элементы зрительного образа домового, однако антропоморфные черты и в этом случае явно преобладают .
По белорусскому поверью чёрная собака, чёрный кот и чёрный петух, мирно живущие друг с другом, оберегают дом от всякой нечистой силы. И людьми нередко совершаются действия, направленные на то, чтобы уберечь дом и хозяйство.
На Украине перед первым укладыванием младенца в колыбель кладут туда кота, чтобы ребёнок хорошо спал. В Шотландии, напротив, считалось, что кошка не должна спать около новорождённого ребёнка, потому что она может нанести ему вред, высосав его жизнь. В Курской области дети мяукают при появлении первого родничка во время копания колодца, чтобы приманить его и заставить посильнее пробиться.
Фигура кошки всегда казалась загадочной и мистической. Образ кошки двойственен. Такая двойственность, скорее всего, происходит от реального характера животного. Свободолюбивая и независимая, кошка всё же относится к разряду домашних животных. Хитрая, как лиса, она, чаще всего, всецело предана своей хозяйке (хозяину), поэтому местом обитания кошки считалось обитаемое человеком пространство.
В народных приметах отразились и наблюдения за поведением домашнего животного: если кошки носятся и кувыркаются, это значит, что собирается ветер; когда моют уши – собирается дождь; кошка моется, лижет лапу – к вёдру (когда моется лапкой к себе – быть гостям); усаживается спиной к очагу – можно ожидать мороза и бури; крепко спит, лежит брюхом или рыльцем вверх – к теплу; кошка на человеке тянется – к обнове; кота убить – семь лет ни в чем удачи не видать; кошка крепко спит – к теплу; кошка морду хоронит – к морозу или к ненастью; кошка скребет пол – на ветер, на метель: кошка стену дерет – к непогоде. А еще почему-то в XIX веке русские считали, что если кошка поест вареного гороху, то оглохнет. Многие гадания были основаны на толковании поведения кошек.
За причастность к магии подземного мира на голову кота падало много бед. По славянским поверьям, если грянет мор или эпидемия, надо хутор или деревню опахать, охранительную черту провести. Потом – для крепости колдовства – живого кота в борозду закопать.
Кошка-творец и кошка-разрушитель
Особую функцию имеют кошки, о которых рассказывается в легендах. Образ кошки в славянских легендах достаточно специфичен – это кошка-творец и кошка-разрушитель. Так, существует польская легенда о том, что с тех пор, как коты перевернули возок с ласточкой и поломали ей ножки, ласточка не умеет ходить, а только летает. Кашубская легенда рассказывает, что дьявол сотворил крысу, а Господь Бог снял рукавицу, бросил её, и из неё появилась кошка. В Вятской губернии существовала легенда о том, что во время всемирного потопа мышь прогрызла дыру в Ноевом ковчеге, которую заткнула своим хвостом кошка. В первом случае она несёт разрушительную функцию. В двух других легендах, которые, скорее всего, являются гораздо более поздними, видно божественное происхождение кошки и её положительная функция. Несмотря на разные роли животного, можно выделить одну функцию, общую для всех примеров: кошка участвует в творении мира.
В различных мифопоэтических традициях распространены мотивы учёного кота. Пушкинский учёный кот, ходящий «по цепи кругом» - милое и безобидное существо по сравнению с его фольклорным прототипом – чудовищным котом Баюном, который сказывает сказки, сидя на столбе, но при этом напускает сон и «побивает весь люд». Кот Баюн – персонаж русских волшебных сказок. В образе кота Баюна соединились черты сказочного чудовища и птицы, обладающей волшебным голосом. В сказках говорится о том, что Баюн сидит на высоком железном столбе. Он обессиливает каждого, кто пытается подойти к нему, с помощью песен и заклинаний.
Мудрость издавна приписывалась кошке, и это нашло отражение в образах сказочных учёных и сообразительных котов. О ценности кошки свидетельствует и то, что она часто бывает наградой герою сказки за труд или полезным помощником, подсказывающим в беде и избавляющим от несчастий; например, в одной из сказок, собранных Афанасьевым, кот даже научает героя добывать огонь. Интересно, что у русских старообрядцев кот служил сатирическим изображением Петра I (народная сатира «Как мыши Кота хоронили»).
Кошка-проводник
Кошка может играть роль проводника между миром людей и потусторонним миром. Иногда эта функция совмещается у кошки с функцией жертвенного животного. По поверью крестьян Владимирской губернии, лесного духа «боровика», имеющего медвежий облик, можно вызвать, если принести с собой в лес кошку и душить её. По польскому поверью, чтобы добыть кость, которая способна сделать человека невидимым, нужно варить живьём чёрного кота. В Лужице для задабривания водяного мельник бросает в реку чёрного кота. Из приведённых примеров видно, что кошка используется для связи с потусторонним миром. Считалось, что «кошачьи зрачки – узкие щелки днём и сверкающие жёлтые шары ночью – подразумевают связь с луной и подчёркивают умение кошки заглядывать в будущее» .
К этой же группе можно отнести и «медицинские» функции кошки. В дальние времена, когда врачи и аптекари предлагали пациентам сушёных кротов, жжёных мышей, куриные желудки и другие потроха, шарлатаны приготовляли из мяса, жира, крови и мочи кошек экстракты, мази и пластыри, которые применялись при всех хворях – от эпилепсии до геморроя. В качестве чудодейственного средства от прострела или ревматизма прописывали припарки на спину из разогретого мяса кошки. Позднее вместо мяса стали использовать мех, причём лечебным считались его магнетические силы. Их использовали и для удаления бородавок, с которыми издавна были связаны суеверия о кошках. К примеру, девятикратное прикосновение к хвосту дохлой кошки гарантировало успех дела, если это происходило под молодым месяцем.
Кошка является и связующим звеном между мирами, и одновременно жертвой. На Руси существовало поверье, что на молодых можно навести порчу, если подложить им в брачную постель кошачью шерсть. Здесь кошка уже не является жертвой: ей не наносится никакого вреда, просто её шерстью пользуются для вызова магических сил. Таким образом, кошка тоже выступает как проводник между двумя мирами. Считается, что злого духа видят все слепорождённые животные. К этой категории, безусловно, относится и кошка. Не видя и не ощущая вокруг нас злых духов, мы никак не связаны с иным миром, в отличие от кошки, которая стоит на границе этих миров и приводит в «наш» мир существ из «иного» мира.
Образ кошки в русских народных сказках
Сказки о животных любят дети и взрослые. В репертуаре каждой матери есть непременно несколько таких сказок. Бесхитростные сюжеты легко запоминаются, знакомые образы кота, петуха, зайца вызывают живое восприятие и эмоциональный отклик. Поэтизация привычного заставляет ребенка по-новому смотреть на мир.
Мир зверей может быть интересен и сам по себе, но в сказках он «одухотворён и домыслен человеческим воображением. Мир зверей предстаёт в них как форма выражения мыслей и чувств человека, его взглядов на жизнь. Говорящие животные, рассуждающие и ведущие себя, как люди, становятся поэтической условностью, которая помогает более точному выражению миропонимания».
В сказке отражена история доверия человека к домашнему животному. Одновременно с архаическим взглядом на животное формируется и сюжет семейного счастья, воплощённого в цветочках на подоконнике, уюте, тепле и мурлыкании домашнего зверя.
В отличие от сказок о животных, в волшебных сказках кошка обладает ещё и чудодейственной силой. Наряду с другими животными: «сивкой-буркой», «уткой с золотым яйцом», щукой, вороном, собакой и др. , она часто выполняет функцию помощника. Кошка помогает своим друзьям или хозяину спастись от смерти или избежать каких-либо других неприятностей, нередко вмешиваясь в ход событий и управляя им.
Но это не мешает кошке иметь в разных сказках различный характер и облик. Иногда кошка совершает поступки бескорыстно, а иногда старается извлечь выгоду и для себя. Например, в сказке «Волшебное кольцо» кот Васька так хочет выслужиться перед хозяином и быть им более любимым, чем собака, что обманывает эту собаку и вступает с ней в ссору. Но что бы ни делала кошка, она всё равно старается помочь хозяину. В качестве примера бескорыстной помощи можно привести сказку «Мудрая жена», где человек продаёт кошку на корабль, отправляющийся в далёкую страну, где кошки не водятся. Там она помогает корабельщику, к которому успела привязаться, убив угрожающих ему крыс только из чувства преданности, не руководствуясь корыстными соображениями. Потом новый хозяин – корабельщик - продаёт кошку за большую сумму денег. Эта сказка отличается ещё и тем, что здесь кошка не говорит по-человечески, а является просто животным, в то время как в большинстве других сказок она действует как человек.
Плутовские свойства кошки сближают её с лисой. В сказке «Кот и лиса» кот даже женится на лисе, что делает эту пару очень значительной и сильной среди других животных. В данном случае мотив помощи кошки кому-либо отсутствует. Какой бы ни была кошка, она совершает все свои поступки обдуманно. Она очень хитра и подстраивает всё так, как ей удобно. И это вновь сближает её с лисой. Но иногда лиса становится врагом кошки. Это видно из сказки «Кот, петух и лиса» , где лиса всё время пытается украсть и съесть петушка, а кот всё время спасает его и в конце концов наказывает лису, «заколотив» её насмерть.
В сказке «Баба-яга» кот, принадлежащий самой Бабе-яге, помогает героине, попавшей в беду, за её доброту. Несмотря на это, он всё же является личным демоном хозяйки, что в славянской культуре не встречается нигде, кроме сказок.
Среди рассмотренных нами сказок не было найдено ни одной, где кошка, в отличие от лисы, являлась бы однозначно отрицательным персонажем. Тем не менее, фигура кошки двойственна, что ясно видно из приведённых нами народных поверий и примет. Кошка может принадлежать злым существам (например, ведьме, Бабе-яге), красть что-либо у хозяев, врать, но она всё равно будет помогать или совершать разные другие положительные поступки. Цвет кошки в сказках может быть любым, но если предпочтение оказывается чёрному окрасу, то это свидетельствует о мистических чертах кошки.
В разных сказках образ кошки часто имеет черты других сказочных персонажей. Мы уже говорили о сходстве кошки с лисой. Она также может иметь и черты собаки – преданность и верность. Кроме того, кошка и собака соотносятся с парой диких животных – медведем и волком. Иногда кошка выполняет и функции этих животных. В восточнославянских сказках нечистая сила (чёрт, кикимора и т. д. ) называет медведя «кошкой». Существует сказка, где медведь изгоняет из избы чёрта, который потом спрашивает: «Жива ли ещё большая кошка?»
Таким образом, мы приходим к выводу о том, что сказки, продолжая мифопоэтическую традицию изображения кошки как зооморфного существа, наделяют этот образ ещё и своим характером, напоминающим характер человека. Действует и говорит она соответственно эпохе и нравам той страны, где живёт. Кроме того, кошка приобретает ещё одну, свойственную ей функцию – «кошка-помощник». Несмотря на это, кошка продолжает оставаться таинственной, непостижимой, так как мотивы её поступков далеко не всегда ясны.
Образ кошки в литературных произведениях
Мифопоэтические ассоциации, связанные с образом кошки, получают развитие в художественной литературе. О них писали и будут писать. Нас интересовали вопросы: изменяются ли функции, а вместе с ними и образ кошки, в произведениях классической и современной русской литературы? стал ли ближе человеку образ кошки?
Древнейший литературный жанр, в котором издавна «поселились» кошки, - это басня, начиная с Эзопа («Кот и мыши»). В России басни приобрели популярность со второй половины XVIII века. Басенные коты олицетворяли такие людские пороки, как хитрость, жадность, коварство: «Свирепый тот мучитель-кот!» (А. Сумароков. «Кот и Мышь»), «под видом кротости он враг наш» (И. Дмитриев. «Петух, Кот и Мышонок»), «коты и все умны, но только лицемерны» (А. Измайлов. «Чёрный Кот»), «Что тягостно уму, того не нужно знать» (В. Жуковский. «Кот и зеркало»), «Известных я врагов всегда предпочитаю Друзьям, которые царапать мастера» (В. Пушкин. «Кот и Моська»), «Худые песни соловью в когтях у кошки» и «А Васька слушает да ест» (И. Крылов. «Кошка и Соловей», «Кот и Повар»). Возможно, первое появление не аллегорического кота встречается в «Карикатуре» (1791 г. ) И. Дмитриева: «Всё тихо! Лишь на кровле мяучит тощий кот».
А. С. Пушкин «впустил» кошек в дружеские послания: «Мурлыча, в келье дремлет спесивый старый кот» («Послание Галичу»), в сатирические и юмористические стихи и поэмы «Гусар», «Тень Фонвизина», «Домик в Коломне». Мы сегодня не представляем себе поэмы «Руслан и Людмила» без учёного кота, что «ходит по цепи кругом». После А. С. Пушкина, который «ввёл в русскую поэзию образы животных в обыденности», кошка прочно «поселяется» в литературе XIX века, особенно в романтических произведениях.
В 1825 году появилась повесть Антония Погорельского «Лафертовская маковница», которого по праву считают зачинателем русской фантастики. Природа фантастики в повести представляет собой слияние двух традиций: народной сказки и гофмановских мотивов. Сюжет повести основан на народных суевериях, предрассудках, чертах народной сказки и представлениях простого человека о добре и зле.
Читатель тех лет не мог не вспомнить сказку «Золотой горшок» и Луизу Рауерин, совмещавшую колдовство с продажей яблок, и её чёрного кота, способного, как и кот старухи из «Лафертовской маковницы», к перевоплощениям. «Бросив нечаянно взгляд на чёрного кота, она <Маша> увидела, что на нём зелёный мундирный сюртук; а на место прежней котовой круглой головки показалось ей человеческое лицо, которое, вытараща глаза, устремляло взоры прямо на неё». «Она отворила дверь и оцепенела!. На скамье сидел мужчина небольшого росту, в зелёном мундирном сюртуке; то самое лицо устремило на неё взор, которое некогда видела она у чёрного кота». Здесь явственно прослеживается роль кота-помощника колдуньи.
В повестях Н. В. Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала» и «Майская ночь, или Утопленница» нечистая сила сама перевоплощается в кошку для нанесения вреда другим. «Страшная чёрная кошка крадётся к ней; шерсть на ней горит, и железные когти стучат по полу. В испуге вскочила она на лавку, - кошка за нею. Перепрыгнула на лежанку, - кошка и туда, и вдруг бросилась к ней на шею и душит её. С криком оторвавши от себя, кинула её на пол; опять крадётся страшная кошка. На стене висела отцовская сабля. Схватила её и бряк по полу – лапа с железными когтями отскочила, и кошка с визгом пропала в тёмном углу. Целый день не выходила из светлицы своей молодая жена; на третий день вышла с перевязанной рукой. Угадала бедная панночка, что мачеха её ведьма и что она ей перерубила руку». («Майская ночь, или Утопленница». )
«Басаврюк ударил кулаком, и стена зашаталась. Большая чёрная собака выбежала навстречу и с визгом, оборотившись в кошку, кинулась в глаза им. «Не бесись, не бесись, старая чертовка!» - проговорил Басаврюк Глядь, вместо кошки старуха, с лицом, сморщившимся как печёное яблоко, вся согнутая в дугу; нос с подбородком словно щипцы, которыми щёлкают орехи». («Вечер накануне Ивана Купала». )
В другой гоголевской повести «Старосветские помещики» кошка не является самостоятельным носителем зла, но она предвещает смерть тем, кто привязан к ней. Идиллическая картина поместного быта, споры Пульхерии Ивановны и Афанасия Ивановича о достоинствах животных, казалось бы, не предвещают драмы. Н. В. Гоголь подытоживает спор стариков развёрнутой справкой о хищниках-котах, заманивших серенькую кошечку. Возвратившись к старушке, «бегляночка» уже «набралась романтических правил», и недолго остаётся при хозяйке. Символическое значение кошечки связано с мотивом смерти. «В мифопоэтике Гоголя приход – уход животного означает космологическое преобразование, раздел мира на живое и мёртвое».
Кошка может свободно становиться оборотнем-женщиной, сохраняя при этом и свою природную красоту, и грацию, и свою кошачью натуру. Об этом, например, басня Александра Измайлова «Кошка, превращенная в женщину».
Кошка легко становится и оборотнем-мужчиной. Речь идет о коте Бегемоте из романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Образ Бегемота – библейский, он появляется в Книге Иова в качестве чудовища, воплощающего Материю. Булгаков дает понять, что за образом сравнительно невинного шута стоит сила, куда более могущественная.
Вообще, образ шута в литературной традиции – фигура непростая и довольно страшная, восходящая к средневековому изображению сатаны. Шут не имеет смысла существовать, поскольку у него нет собственного «Я», нет личности. Он старается продлить свою жизнь за счет пародирования (подражания) другим, но на деле его самость – это только ворох масок.
Собственно, Бегемот (в конце романа он и заявлен как паж, развлекающий Воланда) в «Мастере и Маргарите» только шутит, паясничает, скоморошничает.
Этот кот-оборотень и любимый шут сатаны, пожалуй, самый забавный и запоминающийся из свиты Воланда.
Стихия Бегемота – огонь. В сцене перестрелки в квартире №5 0 автор ярко указывает на магические умения кота: он вводит в заблуждение сотрудников НКВД, притворяясь мертвым, перед этим Бегемот предостерегает их: «Сижу, никого не трогаю, починяю примус», когда же они его не слушают, устраивает скоморошью перестрелку, после чего, по стандартной схеме, пожар.
Отдельного разговора заслуживают взаимоотношения Геллы и Маргариты с котом. Издавна русская мистическая мысль приписывает ведьме обладание черным котом как обязательным магическим агентом: кот помогает готовить отвары, охраняет пленников (как и в русских народных сказках; иногда кот помогает пленнице вырваться), добывает нужные травы и грибы.
Бегемот постоянно крутится вокруг Геллы, а на балу – вокруг Маргариты. Булгаков не отходит от русского фольклора в этом вопросе, то есть используется древний тип «Ведьма с Черной Кошкой».
В последнем полёте перевоплощение этого весельчака-балагура очень необычно (как и большинство сюжетных ходов в этом фантастическом романе): «Ночь оторвала и пушистый хвост у Бегемота, содрала с него шерсть и расшвыряла её клочья по болотам. Тот, кто был котом, потешавшим князя тьмы, теперь оказался худеньким юношей, демоном-пажом, лучшим шутом, какой существовал когда-либо в мире».
По-прежнему сохраняют русские писатели мистическую функцию кошки-проводника, связывающего потусторонний мир с миром реальным, кошки – хранительницы сна. Например, как в колыбельной Иннокентия Анненского «Без конца и без начала»
Кошка не только может быть проводником, связывающим реальный и ирреальный миры, но и голосом совести героя, голосом его прошлого, когда он был ещё не таким злым и чёрствым человеком. В рассказе Виктории Токаревой «Кошка на дороге» главный герой Климов, отдыхающий в санатории и мучающийся тем, что невероятно толст и не может себе отказать в еде, живущий по привычке «раз плачено – нужно есть», чувствующий себя одиноким в толпе людей, однажды отправляется на прогулку в лес, где у него пропадает чувство одиночества и он ощущает душевное спокойствие и умиротворение. Бредя без цели, он встречает кошку: «Возле высокой сосны дорога разветвлялась на три рукава. Климов остановился, как русский богатырь, раздумывая, какую из трех дорог ему выбрать, и в это время из-за деревьев вышла кошка. Она была такая тощая и злая, что просто потеряла кошачий вид. За лесом стоял дачный поселок. Может быть, эта кошка всю зиму просидела в пустой даче, ожидая хозяев, а теперь обиделась и отчаялась и вышла на дорогу, прихватив все свое отчаяние и возмущение. Кошка подняла на Климова огромные глаза, еле умещающиеся на треугольнике морды, и принялась орать. Не мяукать, а именно орать, делая короткие передышки, чтобы набрать воздух и орать дальше. Глаза у нее были желтые, цвета древесных опилок, с продолговатыми прорезями зрачков». Климов, поражённый худобой кошки, зовёт её с собой в санаторий, покупает для неё объедки и наблюдает за тем, как она ест: «Климов вернулся к кошке, поставил перед ней кастрюлю, волнуясь и одновременно ликуя от предстоящей кошкиной радости. Но кошка никакой радости не обнаружила. Она деловито опустила морду в кастрюлю и не подняла ее до тех пор, пока все не съела и не вылизала кастрюлю до стерильной чистоты. Живот у нее постепенно набухал, как у комара, севшего на руку и пьющего кровь. Наконец кошка извлекла морду из кастрюли и посмотрела на Климова. Зрачки ее из продолговатых стали круглыми». Это существо ему понравилось, но держать кошку в корпусе санатория было запрещено.
Климов решает отнести кошку на то место, где её нашёл. Но кошка не хочет расставаться со своим благодетелем и идёт за ним. Климов свирепеет и гонит кошку от себя, а когда терпение заканчивается он берёт с земли небольшой черный сук и бросает в кошку. «Кошка отскочила, давая дорогу летящему предмету. Посмотрела на сук, потом на Климова, и в ее глазах легко было прочитать: "Какой же ты подлец!"»
Климов совсем забыл о своей кошке, но однажды за столом соседка поинтересовалась, куда же он дел кошку и вознегодовала, узнав, что Климов её бросил. Она сказала: «- Если вы начали принимать участие в другой судьбе, то вы должны участвовать до конца. Или не участвовать совсем. <.>Кошка - очень личностный зверь. Вы даже не представляете себе, что такое кошка. Она связана с Луной. Как море.
- Откуда вы знаете?
- Знаю. Я сама при первом рождении была кошка, - старушка улыбнулась, как бы вышучивая свою фразу».
Климов отправляется ночью - впервые за 22 года - на поиски кошки. Вот она уже мерещится ему на том месте, где он её нашёл. Но оказывается, что за кошку он принимает сук, который в неё же и бросил. Герой чувствует в своей душе полное опустошение.
Союз Женщин и Кошек с незапамятных времён привлекал всеобщее внимание. Что же их объединяет? Наверное, красота, грация и умение чувствовать. Самой природой обусловлено стремление Женщины нравиться всему миру. Вот тут-то и появляется из-за туманного горизонта, под полной луной, неясный и таинственный силуэт Кошки. Она становится союзницей женщины и одновременно отстранённым наблюдателем того, что происходит вокруг в этом непростом мире.
Кошки, видимо, появились неслучайно среди людей и стоят так близко к женщинам. Считается, что кошка живёт с человеком уже несколько тысячелетий. Первые её изображения и первые скульптуры относится к древности. В Турции, близ селения Хацилар, найдены статуэтки, которые датируются шестым тысячелетием до нашей эры. Основной сюжет: женщина играет с кошками.
Женщина стала инициатором приглашения Кошки в дом, причём, едва ли не основной причиной являлись мыши, которых боялась Женщина. Во все времена ловля мышей была для кошек как бы спортом, игрой, а не основным источником пропитания. С большим основанием можно предположить, что главную роль всегда играла особая кошачья эстетика, близкая женщинам. Именно это привело к тому, что кошка оказалась в Доме Человека на привилегированном положении – она единственная из всех животных уютно располагалась на коленях хозяйки около очага, ласкаемая и всегда накормленная не за что-то конкретно сделанное, а просто за то, что она есть. Женщине удалось отстоять перед мужчиной, считающим Кошку бесполезным животным, кошкины и, конечно, свои интересы. Кошка же, выступая в роли помощника, не лишается свободы и независимости, она оставляет за собой право жить так, как ей хочется: «Я, Кошка, хожу, где вздумается и гуляю сама по себе» .
Об особых взаимоотношениях женщины и кошки говорится и в стихотворении Татьяны Суриковой «Маленький паркетный кот»
Женско-кошачью тему своеобразно раскрывает наш современник Виктор Пелевин в рассказе «Ника». Здесь кошка выступает в качестве образа сравнения с женщиной. Автор мастерски осуществляет их подмену, которую читатель обнаруживает только в конце повествования: загадочная и необъяснимая Ника оказывается сиамской кошкой. «Я неизменно удивлялся - почти все книги, почти все стихи были посвящены, если разобраться Нике – как бы её ни звали и какой бы облик она ни принимала» Герой рассказа – скептик, «несчастный скиталец в родной земле», героиня противопоставлена ему. Живя в чувственно-созерцательном мире, она оказывается выше и цельнее героя. Он или пытается проникнуть в её особенный духовный мир, чуждый для него, в надежде обновления и возрождения души, или оказывается неспособным воспользоваться тем шансом, который сама судьба посылает ему, и не слышит или не хочет услышать зов женской души, не может до конца понять её чувства. «Такая трактовка взаимоотношений литературного героя и героини идёт от <Пушкина, Толстого> и Достоевского и продолжается в литературно-критической традиции середины XIX века (Статья Чернышевского «Русский человек на rendez-vous», «тургеневские девушки» и т. п. )».
В национальной литературной традиции героиня – натура духовная, способная на героическое действие. Будучи неповторимой индивидуальностью, она обладает способностью страдать и жертвовать собой. Смысл её жизни – любовь.
Одухотворённость Ники, которая ввела в заблуждение героя, так и остаётся для него загадкой. Он начинает понимать, что имеет дело «не с реально существующей Никой, а с набором собственных мыслей о ней». «Единственным чувством, которое я испытывал, была моя обычная зависть по поводу того, что от меня опять ускользают какие-то грани мира» Ника же не просто видит, она способна разрешить эту мировую загадку, так как живёт «умом сердца».
В рассказе Тэффи «Кошки», героиня приезжает в гости к своей подруге, у которой живут два огромных сиамских кота – Николай и Франц. Героиня не любит кошек и вынуждена их терпеть из уважения к хозяйке дома. Коты были очень разные. Кот Франц был обыкновенным котом «не обращал на меня ни малейшего внимания и даже подчеркивал, что я для него не существую. Он нарочно ложился на пороге, когда видел, что я иду из комнаты, шагал через меня, если ему так было удобнее пробраться в угол дивана. Когда я писала, он садился прямо на бумагу, причем, для пущего презрения, спиной ко мне. Сдвинуть его, тяжелого и толстого, было трудно, и я писала письма вокруг его хвоста.
Иногда неслышным диким прыжком он отделялся от пола и взлетал под самый потолок на кафельную печку и там, подняв хвост дугой, вертелся, как тигр на скале.
Но главное его занятие, наиболее выражающее презрение ко мне, заключалось именно в том, чтобы не давать мне проходу. Здесь он даже шел на известный риск, потому что сплошь и рядом впотьмах я наступала ему на лапу, и он с визгом бежал на меня жаловаться хозяйке. Но системы своей он не бросал. Может быть, надеялся, что в конце концов удастся свалить меня на пол?». Этот кот явно чувствовал отношение героини к котам, поэтому и презирал её.
А вот второй кот - Николай - не просто кот, он обладал всеми качествами настоящего ловеласа, пытающего соблазнить понравившуюся ему девушку: «Этот садился передо мной на стол и глазел на меня, как говорится, во все глаза. Глаза у него были огромные, бледно-голубые, с большими черными зрачками. Смотрели они неподвижно, не мигая, были почти белые, и оттого казалось, что смотрит кот в ужасе.
Он медленно, мягко переставляя лапы, насторожившись, словно прислушиваясь, шел к моему лицу. Я прищурила глаза. Он вытянул морду, подул мне носом на брови, на ресницы, на рот. Щекотно, смешно. Я открыла глаза. Он отодвинулся, прилег и зажмурился. Спит. Я тоже зажмурилась, будто сплю, и исподтишка через ресницы наблюдаю. Кот спит. Однако вижу, один глазок чуть-чуть поблескивает щелкой. Подлец подсматривает! Какое нечестное животное! Собака никогда бы. Положим, я сама тоже зажмурилась и подсматриваю. Но ведь я человек, царь природы, я произвожу наблюдения над животным. Одним словом, мало ли что.
Кот поднялся, подул мне прямо в нос, вытянул лапу и, втянув поглубже когти, вдруг потрепал меня по подбородку. Потрепал снисходительно, свысока и очень оскорбительно, как какой-нибудь старый жуир понравившуюся ему горничную». Застигнутый врасплох героиней, кот ужасно смутился и пропал на три дня. Потом он неожиданно вернулся. Но снова оконфузился, свалившись с забора на глазах у своей «возлюбленной». Так кончился их роман. Женщина в этом поединке одержала верх.
Наряду с «женской», наверное, можно говорить и о «мужской кошачьей» теме. Кошки философски оценивают мир и всё, что в нём происходит. Порой коты рассуждают логически и мыслят лучше, чем люди; дают им советы, заставляют о многом задуматься и найти ответы на множество вопросов. Таков кот Мурр в стихотворении Владислава Ходасевича «Памяти кота Мурра»
Заключение
«Экологическая этика» нашего времени требует от людей осознания своих взаимоотношений с природой и умения ставить себя на место другого. Как отмечает М. Эпштейн, «современный уровень развития цивилизации выявил в животных поразительную уязвимость, неприспособленность» . И, всматриваясь пристально в образ кошки, человек теперь видит в ней свою собственную участь. В работе мы попытались увидеть этот кошачий образ с помощью функций, которые она выполняет.
Исследовав долгий путь кошки в литературе от мифов, поверий, легенд – к сказкам – пословицам и поговоркам – басням – авторским произведениям разных жанров, мы пришли к выводу, что она «научилась играть» разные роли: «кошка-демон», «кошка-домовой», «кошка-участница творения мира», «кошка-проводник между мирами». Мы не ставили перед собой задачу сопоставить эти «роли». Для нас было важно определить традиционные функции кошки в системе народных верований, приняв их за точку отсчёта в рассмотрении этого образа. Мы увидели её двойственность. В зависимости от функций кошки меняется и отношение к ней. Иногда люди считают её домашним и «своим» существом, которое помогает и приносит пользу. Иногда же кошка, наоборот, считается «чужой». Эти знания могут служить источником «для определения моральных убеждений человека, так точно, как и для уяснения различных сторон его жизни современной и прошедшей».
Следует отметить, что, помимо традиционных, образ кошки приобретает и новые функции: «кошка-помощник», «кошка-предвестник смерти хозяина», «кошка-философ», «кошка-проводник человека в жизни».
В художественном произведении кошка становится не просто объектом изображения, она – наравне с человеком – одно из главных действующих лиц.
Сказки, продолжая мифопоэтическую традицию изображения кошки как зооморфного существа, наделяют этот образ ещё и своим характером, напоминающим характер человека.
Мы увидели, что образы кошек в русской литературе наполнены многообразным смыслом. Этот образ постоянно меняется, так как практически всегда кошка ведёт двойную жизнь. Именно поэтому невозможно раз и навсегда запечатлеть неизменный, устоявшийся образ этого животного. Кошка всегда разная, как человек и весь постоянно изменяющийся мир. Параллелизм кошачьего и человеческого миров очевиден. Тем самым кошка заставляет нас задуматься о самих себе. По словам Б. Чичибабина, «Под плач кошачий думаю: кто мы? Так недобры и так неблагодарны».
О кошке, казалось бы, мы знаем всё, но понимаем ли её, а значит, и себя? Выполненная работа помогла нам по-новому посмотреть на проблему взаимоотношений человека с окружающим миром.
Осмыслив роль образа кошки в художественной литературе, приходим к выводу о том, что он не только повторяет известные мифологические и сказочные функции, но и приобретает новую, более значимую, так как становится для человека проводником в жизни, указывающим верный путь. Ни одному другому животному такая роль до сих пор не отводилась. Кошка, выступая в произведениях русской и мировой литературы как олицетворение уюта, тепла и покоя домашнего очага, как воплощение игривости, мудрости или коварства, заставляет нас задуматься о самих себе.
Всмотревшись в образ кошки внимательнее, мы обнаруживаем сходство с человеческим миром.
Поэтому становится понятно, почему в литературе появляются женская и мужская «кошачья» темы. Тем не менее, образ самой кошки всё-таки остаётся таинственным и загадочным.
Ценность этого животного настолько велика, что её невозможно измерить привычными мерками.
Комментарии