Дом  ->  Домашние животные  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Природа в культуре, в традициях и в верованиях осетин

История любого народа неотделима от созданных им за многие века материальных и духовных ценностей. Она является тем вкладом, без которого наши представления о закономерностях развития нации были бы ущербны. В современных условиях, когда столь возрос интерес к древнейшему прошлому больших и малых наций и народностей, всестороннее изучение их историко-культурного наследия приобрело особую важность. Отсюда и вытекают основные задачи данного проекта.

Осетинский народ, его история и культура – явление уникальное в истории нашего Отечества. Осетины - осколок некогда огромного массива племён, говорившего на различных языках и диалектах североиранской языковой семьи и вошедших в древние письменные источники под именами скифов, сарматов, алан. Слово «осетин» на Западе воспринимается плохо, не принесла его историческая память в сознание живущих там людей. Когда же говоришь слово «аланы»- это воспринимается и вызывает ассоциации с некоторыми историческими моментами.

На всех этапах своего развития, прослеживаемой с древнейших времен от скифов через алан до современных осетин, т. е. на протяжении почти 2500 лет осетины были связаны с окружающей средой - живой и неживой природы. Природные ресурсы были основным поставщиком пищи, тепла, одежды, жилища. Естественно, что природа оказала сильнейшее влияние на его культуру, веру и традиции.

Традиции осетин.

Традиционная осетинская культура, связанная с обычаями, является по существу, визитной карточкой осетинского народа и, так или иначе, неотделима от окружающей его природы. Осетин, в течение жизни получал основательное знакомство со своим краем и окружающей природой. Даже самый маленький ручеёк и скала были обозначены им особыми названиями. Он располагал также целой суммой космогонистических представлений. Небесные светила имели свои названия, по которым он умело ориентировался. В каждом селении имелись свои старики, которые безошибочно, по тем или иным признакам явлений природы, поведению животных, птиц, могли предсказать погоду. Осетинам были известны сотни растений, более того, они дали им свои, местные названия. Заслуживает большого интереса и то, что они могли точно отбирать лекарственные растения. Также осетины располагали довольно значительным запасом знаний о животном мире.

На протяжении многих веков осетины и их предки почитали огонь, солнце и воду, как первооснову всего сущего на земле. Это нашло свое отражение и в некоторых обычаях осетин

Три круглых солнцеподобных пирога - великое изобретение осетин. Такому круглому солнцу наши предки молились тысячелетиями, и теперь эта замечательная традиция не прервалась, потому что они есть каждый день на чьем - либо столе. Три пирога олицетворяют три ипостаси космоса, и воплощают идеальную модель вселенной, состоящей из трех миров: верхнего — обитательница солнца и богов, светлых начал жизни, среднего - землю, и нижнего мира иного подземного, водного. Старший раздвигает три пирога веером, чтобы все три пирога были «видны сверху» и были восприняты высшими силами как символ гармонии жизни, его благополучия. В этом смысл трех пирогов и первого тоста. В поминальном обряде освящаются два пирога, что символизирует нарушение комической гармонии с уходом человека из мира живых.

Верования.

Представления, которые породили веру в существование «души» у человека, были перенесены первобытными людьми на предметы и явления окружающего его мира, одушевляли природу. Так возникло поклонение духам земли, солнца, растительности, воды, рек и животных, а отдельные рощи, поляны, горы превратились в места обитания духов (божеств) в места поклонения и жертвоприношения им. Подобно многим народам древности аланы, а затем осетины, одухотворяли окружающий их мир, обожествляли явления природы, почитали разных богов. Каждый род имел своего дзуара, свое святилище, священные рощи, деревья. Были также святые и святилища, которые почитались всем обществом или же всем народом.

Христианизация предков современных осетин, известных в прошлом под названием алан, началась в V1 в. (по некоторым источникам — в IV в. н. э. ) стараниями византийских миссионеров и завершилась в X в. созданием аланской епархии. Переход в новую веру проходил не очень гладко, но так или иначе формально христианство восторжествовало во всей Алании. Старые языческие божества, образы и мифы удержались только в эпосе, в сказаниях о героях Нартах. Нартовский эпос был той последней цитаделью, куда отступило язычество. Нарт Батрадз, согласно сказаниям, воюет с христианским богом и христианскими «святыми» и гибнет в этой борьбе. Но победа христианства была больше внешней. Под оболочкой христианских имен и терминов продолжал жить целый мир языческих образов и верований, обрядов и празднеств с их ритуалом жертвоприношений и других культовых церемоний, которые и были приурочены к праздникам христианского календаря. Позади христианских святых отчетливо проглядывали их древние прототипы — языческие боги и герои. Приведем христианизированную терминологию осетинских культов и языческую основу, которая за нею скрывается. В ней легко распознаются хорошо известные культы:

1. скотоводческие: Фалвара, Тутыр, Ичына;

1. растительно-аграрные: Атынаг, Саниба-Кардагхассан;

2. медицинские: Аларды;

3. солнечные: Цыппурс, Басилта, Фыдуани, Ойнон;

4. водные: Донбеттыр;

5. грозовые: Уацилла.

Часть старых языческих культов избежала христианизации и сохранила свои наименования: «Курдалагон» — «бог кузнечного дела», Барастыр — «владыка загробного мира» Афсати — «бог охоты», Охота - одно из древнейших занятий осетин. О том, что охотой они занимались издревле, говорит тот факт, что у осетин охотничья мифология представлена очень широко. Афсати посвящено много песен, он также является героем различных сказаний. Охоту осетины считали не только необходимым, но и священным занятием. Объектом охоты служили туры, серны, косули, медведи, олени. Но из всех животных на первом месте были олени. Это объясняет и тот факт, что древние осетинские святилища были переполнены рогами оленей.

Но, даже выступая грозной стихией, природа, никогда не воспринималась негативно, как сила, враждебная человеку, как нечто противоположное добру и красоте. Из материальных потребностей выросла духовная, из «энергии жизни» рождалась энергия творчества. Идея одушевленности всего в мире получила отражения в мифах.

Так, Миллер приводит следующее осетинское предание: «Один из предков Атаевых пошел в лес за дровами. Замахнулся на одно дерево, как вдруг раздался голос: «Не руби». Подошел разбить другое дерево и голос опять повторился: «Не руби». Наделяя дерево речью, и рассматривая его как живое существо, древние осетины создали своеобразное представления об организме дерева. Как далее повествует эта легенда, он ударил по третьей сосне, и из нее потекло молоко и кровь. Атаев заключил отсюда, что это дерево - дух богатства, и взял с собою отрубленный чурбан, которому и поклонились Атаевы».

Священные леса, рощи и деревья, являют нам еще один живой пример того, как традиционное для осетин, уходящее истоками в толщу веков, очень живое язычество не только успешно противостоит, но и прикрывает христианство».

Дикому (первобытному) состоянию они обязаны суеверному почитанию населением. В них не рубят, и дров не берут, скот не пасут, вокруг луга не косят.

Н. А. Троицкий (1830г. ) писал, что в священной роще в верховьях Арагви лес берут только на постройку смываемого моста, и то со специальными обрядами и культом.

Когда-то поля от нынешнего леса, что на склоне Предгорного хребта селения Кадгарон, были сплошным лесом. Переселенцы с гор образовали селения Хаталдон, Суадаг, Ногкау, Кадгарон и др. Находящийся вблизи рощи Хетага лес вырубался для строительства, на топливо. В те далекие времена нашлись люди, которые понимали важную роль леса в жизни человека. Для его охраны и служили мудрые легенды, благодаря которым и сохранилась эта роща - роща Хетага . Под угрозой смерти, несчастья, слепоты из нее даже веточку нельзя вынести, никто не осмеливается там охотиться, а если кто-нибудь случайно убьет зверья в роще Хетага, то, не вынося его, должен собрать других жителей, они варят мяса зверя и съедают ее тут же. Эта роща стоит особняком среди безлесной местности. Вероятно, такая обособленность рощи и явилось одной из причин, побудившей людей прийти к мысли о необычном ее происхождении.

К дереву (и к растительности вообще) у осетин было весьма почтительное отношение. В нартовском эпосе неоднократно упоминается волшебное дерево Аза , исцелявшее от любых недугов. Говорится в сказаниях и об обычных испокон веков знакомых осетином деревьях - березе, ольхе, орехе и других.

Миф о священном дереве – матери, источнике жизни и ее вечности был распространен у всех индоевропейских народов, включая индоиранцев, и нашел отражение в их изобразительном искусстве и религии. Не потому ли наш народ так упорно держится, не отказывается, и по сей день от исконных верований, ибо они - не просто поклонение, а выражение более высоких духовных ценностей привлекательных для людей.

Культура.

Вершиной народной культуры скифской древности и аланского средневековья является известный всему миру Нартовский эпос, источники которого восходят к эпохе арийской общности. Сказание о героях нартах художественно-образной форме отразили огромный период в жизни народа — от родового строя и военной демократии до катастрофы восьмых и девятых веков Нарты - поэтический псевдоним самих создателей эпоса, запечатлевших в героических сказаниях мифологию, общественные отношения в мировоззрение народа

Анализ термина Нарта образован по типу фамильных имен и обозначает "дети Солнца". Таким образом, традиция приписывает героям солнечное происхождение.

Сами нарты произошли от дочери водного божества, Дзерассы. Сатана - великая женщина, мать народа. Она может вызывать снег и бурю, понимать язык птиц. Имя родоначальника Нартов Уархаг не что иное, как старое, осетинское слово, означавшее "волк".

Осетин верил, что некоторые виды животных стоят во многих отношениях выше человека. В зооморфном виде его герой обретал такие чудесные силы, каких не имел в человеческом облике. В кабардинском варианте нарты тщетно пытаются овладеть крепостью бесов - испов. Победу приносит свинопас Горгоныж. Он облачается в шкуру кабана, и в таком виде врывается в крепость. В абхазской версии в аналогичной ситуации нарт Батраз облачается в шкуру коровы. В осетинском - Нарт Сослан в шкуру быка. Во всех этих случаях временная зооморфность героя служит как бы магическим средством, обеспечивающим победу.

Если с одной стороны, Нарты дружат с богами, то с другой, они являются большими друзьями природы, зверей, птиц, растений. Мир богов, мир людей, мир природы - три мира, между которыми со временем воздвигнутся китайские стены, во времена Нартов дышат одной жизнью и понимают язык друг друга. Мы помним, какое чудное действие оказало на всю природу игра Ацамаза; звери пускались в пляс, птицы пели, травы и цветы являлись во всей пышной красе, ледники таяли, реки выходили из берегов. Преследуя колесо Баласага, Сослан, ведет разговор со всеми деревьями и благословляет березу и хмель за оказанную услугу. К умирающему Сослану сбегают все звери и слетаются птицы, и он дружески беседует с ними, предлагает им отведать его мясо. С трогательным благородством, даже такие хищники, как ворон и волк, отказываются от предложения Сослана. Любимица Нартов ласточка служит постоянным посредником между ними и небожителями. Она же по некоторым вариантам летит к Сослану вестницей об опасности его смерти. Много и других чёрточек, рисующих близость взаимопонимания между Нартами и природой рассыпана в Нартовских сказаниях.

Происходя в тотемическом плане от волка, в космическом плане - от солнца, Нарты остаются, верны своей двоякой природе. Как дети волка они больше всего любят охоту, войны, как дети солнца они любят буйную радость жизни, пиры, песни и пляски. Мир Нартов - это мир суровых воителей и беспечных плясунов "детей Волка" и, "детей Солнца", жестоких с врагом и беспечно щедрых дома, друзей богов и друзей природы.

Искусство.

Шедевры скифского изобразительного искусства, хранящиеся в лучших музеях, давно вошли в сокровищницу мировой культуры. Любой образованный человек узнает вещь, выполненную в скифском, зверином стиле. Именно звериный стиль составляет самую оригинальную черту искусства скифского мира. Излюбленные "герои" произведений звериного стиля:: олень, горный козел, лось, барс, пантера, волк, орел. Но изображались не конкретные животные, а носители определенной идеи. Так баран - это не просто баран, а носитель фарна (счастья, благополучия) плодородия. Олень или конь - олицетворения солнца, силы, быстроты и 'красоты. На фасадах башен, склепах, надгробных плитах можно увидеть изображения всадников . Здесь коню принадлежит видное место. Он был не только атрибутом богов, солнца небо, жертвенным животным , но и посредником между небом и землей. В осетинском нартовском эпосе кони наделены сверх естественными силами говорят человеческим языком помогают хозяину в битве с врагами

Животные изображались как символы мироздания, как средство объяснения и понимания мира. Известно, что в скифской картине мира:

➢ птицы были связаны с небом (верхним миром),

➢ копытные животные - с землей (средним миром),

➢ а хищные звери с подземным царством (нижним миром).

Кошачий хищник с древнейших времён был символом североиранских народов- скифов, сарматов, алан и изображался на геральдических знаках. Барс был и остаётся сейчас символом (гербом) осетинского царства представителем которого являлся Давид – Сослан, и ношение шкуры барса –-естественной формой облачения. Вспоминается поэма Шота Руставели « Витязь в тигровой шкуре». Но заметим, что витязь был одет в барсовую шкуру, тигров на Кавказе не было. Как показали многолетние изыскания, в поэме Руставели образы главных героев персонифицируются с именами царицы Тамары и её венценосного сопроводителя Давида- Сослана. Но шкура барса это не только атрибут царской власти, но и символ высшей, божественной силы и справедливости- каковую власть и олицетворяла. Царь- воин- барс были в культуре осетинского народа символом защиты миропорядка, гарантом защиты мироздания – Мирового древа

На боевых топорах, пластичных пряжках и мужских поясах есть изображение собак, оленей, рыб. Отдельные рисунки носят символический характер. По нему можно судить о религиозных верованиях народа. Так сильно был развит скотоводческий культ, о чем говорят многочисленные скульптуры домашних животных, найденные в кобанских погребениях. В частности осетины унаследовали от кобанцев культ барана и стилизацию бараньих рогов в изобразительном искусстве. У осетин козел является исключительно жертвенным животным. Осетинские святилища увешивались рогами жертвенных животных, преимущественно туров, козлов, диких оленей . Олень наиболее почитаемое животное, более того он окружён ореолом святости. Эпитеты наподобие «сахъ гуырд» «саджы хуызан» (как олень) служили и служат для осетин характеристикой человека обладающего необычайной силой, отвагой, здоровьем. Одно из скифских племён-саки- именовали себя так по своему тотемному животному оленю- саг. Очевидно, прямую связь с этим имеет тот факт, что предметы скифского «звериного стиля» изобилуют изображениями оленя .

Символом неразрывного единства человека и природы, всего живого на Земле представляется «Цыкурайы Фардыг» - чудесный камень, самоцвет по преданию доставляющий счастье тем, у кого он окажется в результате благородного промысла. Он, его происхождение связаны с небесами и со змеёй. Легенды объясняют, что он доставляется из зева змеи, что змеи охраняют своё сокровище, и когда он становится достоянием человека, семье его большое счастье, а самого талисман охраняет от всех бед. Змея в осетинской народной философии играет особую роль, и этому не мешает плохая репутация в христианском мире (Георгий Победоносец убивает копьём змею-символ врага, нечистой силы).

Осетинские легенды исходят из другой жизненной философии «Туккаевская болезнь да унесёт тебя»- говорят о том случае, когда змея заползла в бурдюк с брагой и 12 лучших из одной семьи погибли от отравления. А Туккаевы после этого объявили табу на змей, запрещающих их убивать. Народное сознание осетин, древняя мудрость приписывают змее охранительную функцию. Поэтому так часто можно видеть изображения змей на скифских, кобанских и даже современных предметах: топорах, украшениях.

Заключение.

Цивилизация, на первый взгляд неискушенного наблюдателя, дала возможность оторваться от природы стать над ней и переделывать ее в угодном направлении. Разнообразных ресурсов планеты, опыт человечества, отсутствие экологической культуры - дорога к экологическим кризисам. Отсюда необходимость в процессе формирования личности нового поколения, обладающей экологическим сознанием опираться на многовековой опыт взаимодействия с природой национальной культуры народа.

Национальная культура осетин, как и многих других народов, сформировалась в связи человек - природа. Экстремальные условия жизни осетин приучили подчиняться тем законам среды, в которых они жили. Именно поэтому, национальная культура строилась на бережном отношении человека к природе, разумном природопользовании. Природа, находясь на страже человека, наделила его разумом, чтобы его действия всегда были обоснованы и тогда она дает благополучие. Не строй свое жилье под обвалами, не нарушай гармонии природных сил, не оскверняй колодец, из которого ты пьешь чистую воду, а одним словом: не навреди, чтобы не стать источником вредности, предметом ревности природных и иных сил. Символом этого мироощущения в осетинском сознании служит и Цыкуырайы фардыг, вынашиваемый как божественный дар и подносимый человеку тоже змеей, как и ее целительный яд. Как в меру нужно использовать этот яд, также в меру нужно пользоваться природой. Другими словами, быть с нею в единстве слиться с нею и осознать, что это твой дом, твое жилье, где себя надо вести достойно, по-человечески.

Как было бы замечательно, если бы человечество все это крепко усвоило, запомнило, и явило как способ существования и деятельности и тем самым восстановило добрую традицию, заложенную еще на заре человеческой истории: быть в природе, брать у нее, но не разрушать, не угнетать ее.

Народная мудрость, помогавшая человеку выжить в среде суровой природы, нашла отражение в разных формах народного творчества в праздниках, обрядах, обычаях, народных промыслах, сохранившихся до наших дней. Все это составляет духовно - нравственную основу для сохранения национальной культуры и содержит определённый потенциал для образования ориентированного на формирование экологической культуры личности.

Мы надеемся, что сохранившиеся в течение нескольких тысячелетий обычаи и традиции осетин не угаснут, не пропадут. И, соблюдая их ,потомки Алан и великих Нартов будут помнить об их истоках и гармонии с природой.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)