Образ кошки в мировой литературе
У людей и кошек отношения особые – простые, честные, лишённые притворства, без сложностей и противоречий. Собака человеку служит, прочих домашних животных он попросту использует, да ещё пренебрежительно называет скотиной И только с кошкой у человека полноценное сотрудничество – они живут вместе, потому что это выгодно им обоим. Для некоторых, особо одиноких людей, она является единственным существом, которому можно излить душу и которое в нашем веке вечной гонки и стресса успокаивает человека так, как это не сделает никакой психоаналитик. Кроме того, люди, часто не понимая самих себя и мотивов своих поступков, ищут объяснения в мире близких нам существ. Взаимоотношения человека и кошки можно рассматривать как явный прототип контакта между двумя цивилизациями. Именно этим обусловлена актуальность выбранной нами темы исследования.
Если обратиться к истории появления кошки рядом с человеком, то вопросов останется больше, чем ответов на них. Как кошка пришла к людям? Что заставило её это сделать? Почему она осталась жить в доме? Учёные до сих пор не нашли ответа на эти вопросы. Иногда шутливо говорят: может быть, не кошка пришла к человеку, а человек пришёл к кошке? Что ж, в это можно поверить, проследив «кошачий след» в литературе разных эпох и народов, начиная с мифологии, и до сегодняшнего дня.
Для того чтобы внимательнее посмотреть на образ кошки и понять её натуру, мы обратились к произведениям мировой литературы. Образ кошки в литературе разных жанров и эпох занимает особое место. Обаяние и тайна, которыми обладают эти изящные, грациозные, ускользающие и вновь являющиеся как ни в чём ни бывало прелестные животные, вдохновляли многих. Под прицелом пристального кошачьего взгляда оказались равны и писатели-классики, и современные нам авторы. Мифопоэтические, фольклорные и художественные тексты, в которых упоминается о кошке, стали предметом нашего изучения. Метод изучения – анализ произведений литературы. Объектом исследования является образ кошки в разных его проявлениях.
Цель исследования: определение специфики образа кошки в мировой литературе.
В работе мы поставили следующие задачи:
1. изучить мифологические, фольклорные и художественные тексты разных эпох и народов, в которых упоминается о кошке;
2. систематизировать изученный материал, проследив эволюцию образа кошки;
3. определить, какие функции выполняет кошка в мифах, сказках, народных верованиях и художественных произведениях.
Структура данного исследования определяется тремя составляющими: образ кошки в системе народных верований, в народных сказках, в литературных произведениях. Каждому из них посвящена отдельная глава.
Литературного материала по данной теме достаточно много. Вопрос о специфике образа кошки был поставлен в статьях Л. Л. Бельской и А. Михальской. В работах прослеживается история проникновения кошки в литературу, случаи упоминания кошек в произведениях разных жанров. Нам близка точка зрения Е. С. Абелюк о понимании образа кошки. Изучив библиографию, мы пришли к выводу о том, что серьёзных исследований в данном направлении не было. Теоретическое значение нашей работы заключается в определении функций кошки в произведениях разных жанров и культур. Этим определяется новизна исследования, хотя работа не претендует на целостное рассмотрение образа кошки. Практическое значение работы мы видим в использовании данного материала при изучении мировой художественной культуры, фольклорных традиций, анализе литературных произведений.
О кошке, казалось бы, человек знает всё. Но понимает ли её? Пристальное рассмотрение специфики образа кошки в мировой литературе, возможно, поможет разобраться и в самих себе.
2. Образ кошки в мировой литературе.
2. 1. Образ кошки в системе народных верований.
Данная глава основана на материале народных поверий, легенд, мифов. На первом этапе нашего исследования мы преследовали следующую цель: выявить функции кошки в мифопоэтических текстах. В ходе исследования мы отметили, что практически все случаи в славянской мифологии, в которых упоминается кошка, можно разделить на 4 основные группы. Все положения проиллюстрированы соответствующими примерами.
Условно первую группу назовём «кошка-демон». В низшей мифологии кошка выступает как воплощение (или помощник, член свиты) чёрта, нечистой силы. Существует поверье об особом кошачьем дьяволе, злом духе, у которого колдуны заимствуют свою силу. В ряде случаев кошка выступает в роли ведьмы. В славянской народной культуре результатом действия чёрной кошки чаще всего становится болезнь, порча, сглаз, смерть. Причиной болезни часто считались укусы и прикосновения этих животных, проникновение в тело человека во время питья, еды кошачьих волос.
Есть белорусское поверье о том, что если кошка (крыса, ласка или мышь) попробуют тёплого коровьего молока, то его у коровы убудет.
Коровья смерть, Чёрная Немочь у русских появляется в виде кошки, чаще всего чёрной. С Коровьей Смертью борются различными обрядами: опахиванием селения, умерщвлением кошки, собаки или иного небольшого животного и петуха (чаще всего путём закапывания живьём). Когда на Курщине и Орловщине при опахивании попадалось навстречу какое-нибудь животное (кошка или собака), то его тотчас убивали, как воплощение Смерти, спешащее укрыться в виде оборотня .
Оборотнические свойства проявляются у мифологических персонажей в периоды особой активности нечистой силы (на святки, в купальскую ночь, в троицкий период и т. д. ). Обнаружив в купальскую ночь в своём хлеву чёрного кота, хозяева старались покалечить животное, чтобы определить, кто из односельчан «ведьмарствует», нанося вред соседям . Ассоциации кошек с силами зла оказались живучими, как сами кошки, и очень устойчивыми. В сценах благовещения кот олицетворяет посрамлённого сатану; кошка служит воплощением похоти, непостоянства, неверности.
Во всех фольклорных традициях чёрный окрас означал мистические черты кошки, и поэтому даже видеть такую кошку считалось плохой приметой. Исключение составляла Северная Англия, где чёрная кошка приносила дому огромное счастье. Англичане считали, что если чёрная кошка перебежала дорогу – это добрая примета; если она забежала в дом или в комнату – хозяина ждёт радость; если чихнула недалеко от невесты – молодожёнам обеспечена счастливая семейная жизнь .
Чужая же чёрная кошка всё равно предвещала несчастье. Чертой, выделяющей английскую и шотландскую традиции среди других, является наличие у кошки функции личного демона. Такие личные демоны являлись представителями нечистой силы и несли в себе злое начало и, как правило, они принадлежали ведьмам и были их соучастниками и помощниками.
В средние века существовало поверье о том, что кошка живёт не одну, а девять жизней. С этим поверьем было связано и представление о том, что каждая ведьма могла девять раз в своей жизни превращаться в кошку. Французский монах Пьер Ле Луайе, крупный знаток всякой чертовщины, писал: «Нет такого четвероногого зверя, вида которого не принял бы дьявол». Особенно часто принимает дьявол (а также ведьмы и колдуны) облик кошки. Для этого надо только поесть приготовленные особым способом мозги кошки и потереть себе спину маленьким кусочком пуповины новорождённого ребёнка. В 1503 году папа Юлиус II писал, что ведьмы особенно опасны потому, что умеют превращаться в кошек. Суеверие, будто ведьмы оборачиваются кошками, так как в этом обличье им легче вершить свои тёмные дела, сохранялось вплоть до конца XIX столетия.
Кроме существ, имеющих только кошачий облик, существуют ещё и демоны, сочетающие в себе части разных животных, в том числе и кошки. Например, сербохорватский демон «модрос» имеет облик змеи с головой кота. Как нам кажется, этот фантастический образ имеет архаическое происхождение. Издавна считалось, что нечистая сила принимает зооморфный облик.
В древних славянских культурах кот фигурировал в двойственной роли. Он мог выступать как воплощение героя-змееборца (аналогично, скажем, былинным русским богатырям, борющимся со змеем и побеждающим его), то есть как представитель светлых, добрых сил, существо верхнего мира. Вместе с тем в литовских мифологических текстах кот действует иногда и как противник героя – победителя змея (Перкунаса). Именно в чёрного кота (или кошку) с красными глазами превращается главный враг Перкунаса – чёрт .
В латышском фольклоре чёрный кот с коровьими ногами, поражённый громом – молнией, обращается в чёрного кота, который ищет прибежище и спасение подле человека.
У древних славян стать котом может и сказочный герой, например, Иван Попятов из белорусской сказки. У восточных славян, наших предков, есть цикл сказок об Иване-Кошкине сыне. Кот (иногда – добрый Кот Котович, брат Ивана Царевича) предстаёт в наших сказках так же и в виде страшного, зловещего «Котища-вытращи глазища», угрожающего съесть героя.
Нередко в фольклоре можно встретить мотив превращения кота в человека и обратного превращения человека в кота, как и его следствие – наличие форм, совмещающих элементы кота и человека. Неуловимость границ между кошачьим и человеческим отчасти позволяет объяснить происхождение фольклорных имён типа Кот Котофеич, Котофей Иванович, Котонайло и др. , а также использование «кошачьих» имён в ономастике .
В средневековой Японии существовала легенда о живущей в горах гигантской кошке Некомата, приносящей болезни и смерть. Это суеверие распространилось и на домашних кошек. Считалось, что кошки могут превращаться в женщин, а женщины – особенно молодые и красивые – в кошек. В то время и с кошками, и с женщинами встречались с опаской. Убивающий кошку мог, не подозревая об этом, убить женщину! Мистическая Некомата, по поверью, обладала раздвоенным на конце или от самого корня хвостом, в котором концентрировалась болезнь. Это послужило причиной того, что домашним кошкам начали купировать хвосты, чтобы защитить свой дом от напасти. Эта традиция в ряде мест сохраняется и по сей день .
В ряде мифологических традиций образ кота выступает и как воплощение божественных персонажей высшего уровня. Широко известно обожествление кошек в Древнем Египте. Там Богиня Баст, центром почитания которой был город Бубастис, считалась покровительницей праздников и вообще всего, что связано с радостью и весельем. Она изображалась женщиной с кошачьей головой. Одним из атрибутов богини Баст была эгида (щит) с головой кошки. Древнейшее изображение домашних кошек в Египте относится ко II тысячелетию до нашей эры. О серьёзности отношения к почитанию кошек свидетельствует тот факт, что случайное нанесение ущерба кошкам, посвящённым богине Баст, и даже просто плохой уход за ними, а тем более убийство очень часто карались смертью.
Богиня кошек Баст нередко смешивается с богинями-львицами Тефнут и Сехмет. Баст иногда изображалась с головой львицы, а позже отождествлялась с Исидой (в египетской мифологии богиня плодородия и стихий, символ женской и семейной верности), что обнаруживает связь образа кошки с идеей царственности. В египетской «Книге мёртвых» кот, сражающийся с могущественным змеем Ими-Ухенеф, выступает как одна из ипостасей бога солнца Ра. Недаром одно из восхвалений бога Ра звучит так: «Ты – великий кот, мститель богов!».
Ко второй группе можно отнести те примеры, в которых кошка выступает в роли домового. Все случаи, которые мы относим к этой группе, связаны с устройством дома, с жизнью в нём и с хозяйством.
На Руси кошка издавна почиталась как хранительница домашнего очага, символ уюта. Не случайно во многих странах была примета: прежде чем войти в новое жилище, надо впереди себя пустить «хозяйку» - кошку. Она обеспечит благополучие. Там, где она ложилась, ставили кровать. Во Владимирской области издавна в этот обряд вкладывали ещё один смысл: тот, кто переступает порог нового дома первым, тот первым и умирает. А поскольку кошка имеет девять жизней, а не одну, как человек, её и пускали в первую очередь – она возродится к жизни ещё раз.
Часто кошек клали под порог дома или под двери хлева, надеясь этим оградить дом от заразных заболеваний и эпидемий. Но если болезнь всё же заглядывала в дом, кошкам приходилось расплачиваться за это жизнью.
В средние века во многих странах существовал обычай «строительных жертв». Смысл его заключался в том, что при постройке здания в его фундамент замуровывали живую кошку или её труп. Жертва должна была отвращать от живущих в доме болезни, смерть, удары молнии и иные несчастья. В новейшее время чаще всего в Англии эти жертвенные трупики находят при сносе старых зданий. Например, при разборке Тауэра в Лондоне в одной из каменных кладок был обнаружен высохший труп кошки, жившей в XVII столетии и едва ли случайно попавший в стену.
С давних времён существовало поверье, будто кошки приносят счастье морским судам и даже могут предсказывать шторм. Если на корабле имеется кошка – это верный признак того, что корабль во время плавания избежит всех опасностей. Если же кошка «подводила» и корабль терпел бедствия, моряки тем не менее в первую очередь спасали всё-таки кошку. Поэтому моряки охотно держали кошек. Эти-то корабли и разнесли кошек по всему свету.
Кошка настолько связана со своим хозяином, что сама может выполнять некоторые его обязанности, а именно: играть роль покровителя дома и скота. В этом ей могут помогать и другие животные. По поверьям, домовой мог превращаться в кошку. В записях из Вологодской губернии домовой – «небольшой старик тело, кроме рук с длинными когтями и лица, покрыто шерстью». В этом описании сочетаются демонические и человеческие элементы зрительного образа домового, однако антропоморфные черты и в этом случае явно преобладают .
По белорусскому поверью , чёрная собака, чёрный кот и чёрный петух, мирно живущие друг с другом, оберегают дом от всякой нечистой силы. И людьми нередко совершаются действия, направленные на то, чтобы уберечь дом и хозяйство.
На Украине перед первым укладыванием младенца в колыбель кладут туда кота, чтобы ребёнок хорошо спал. В Шотландии, напротив, считалось, что кошка не должна спать около новорождённого ребёнка, потому что она может нанести ему вред, высосав его жизнь. В Курской области дети мяукают при появлении первого родничка во время копания колодца, чтобы приманить его и заставить посильнее пробиться.
Фигура кошки всегда казалась загадочной и мистической. Образ кошки двойственен. Такая двойственность, скорее всего, происходит от реального характера животного. Свободолюбивая и независимая, кошка всё же относится к разряду домашних животных. Хитрая, как лиса, она, чаще всего, всецело предана своей хозяйке (хозяину), поэтому местом обитания кошки считалось обитаемое человеком пространство.
В народных приметах отразились и наблюдения за поведением домашнего животного: если кошки носятся и кувыркаются, это значит, что собирается ветер; когда моют уши – собирается дождь; кошка моется, лижет лапу – к вёдру (когда моется лапкой к себе – быть гостям); усаживается спиной к очагу – можно ожидать мороза и бури; крепко спит, лежит брюхом или рыльцем вверх – к теплу. Многие гадания были основаны на толковании поведения кошек.
Особую функцию имеют кошки, о которых рассказывается в легендах. Образ кошки в славянских легендах достаточно специфичен – это кошка-творец и кошка-разрушитель (третья группа). Так, существует польская легенда о том, что с тех пор, как коты перевернули возок с ласточкой и поломали ей ножки, ласточка не умеет ходить, а только летает. Кашубская легенда рассказывает , что дьявол сотворил крысу, а Господь Бог снял рукавицу, бросил её, и из неё появилась кошка. В Вятской губернии существовала легенда о том, что во время всемирного потопа мышь прогрызла дыру в Ноевом ковчеге, которую заткнула своим хвостом кошка. В первом случае она несёт разрушительную функцию. В двух других легендах, которые, скорее всего, являются гораздо более поздними, видно божественное происхождение кошки и её положительная функция. Несмотря на разные роли животного, можно выделить одну функцию, общую для всех примеров: кошка участвует в творении мира.
В различных мифопоэтических традициях распространены мотивы учёного кота. Пушкинский учёный кот, ходящий «по цепи кругом» - милое и безобидное существо по сравнению с его фольклорным прототипом – чудовищным Котом-баюном, который сказывает сказки, сидя на столбе, но при этом напускает сон и «побивает весь люд». Мудрость издавна приписывалась кошке, и это нашло отражение в образах сказочных учёных и сообразительных котов. О ценности кошки свидетельствует и то, что она часто бывает наградой герою сказки за труд или полезным помощником, подсказывающим в беде и избавляющим от несчастий; например, в одной из сказок, собранных Афанасьевым, кот даже научает героя добывать огонь. Интересно, что у русских старообрядцев кот служил сатирическим изображением Петра I (народная сатира «Как мыши Кота хоронили»).
В следующей, четвёртой, группе кошка играет роль проводника между миром людей и потусторонним миром. Иногда эта функция совмещается у кошки с функцией жертвенного животного. По поверью крестьян Владимирской губернии, лесного духа «боровика», имеющего медвежий облик, можно вызвать, если принести с собой в лес кошку и душить её. По польскому поверью, чтобы добыть кость, которая способна сделать человека невидимым, нужно варить живьём чёрного кота. В Лужице для задабривания водяного мельник бросает в реку чёрного кота. Из приведённых примеров видно, что кошка используется для связи с потусторонним миром. Считалось, что «кошачьи зрачки – узкие щелки днём и сверкающие жёлтые шары ночью – подразумевают связь с луной и подчёркивают умение кошки заглядывать в будущее» .
К этой же группе можно отнести и «медицинские» функции кошки. В дальние времена, когда врачи и аптекари предлагали пациентам сушёных кротов, жжёных мышей, куриные желудки и другие потроха, шарлатаны приготовляли из мяса, жира, крови и мочи кошек экстракты, мази и пластыри, которые применялись при всех хворях – от эпилепсии до геморроя. В качестве чудодейственного средства от прострела или ревматизма прописывали припарки на спину из разогретого мяса кошки. Позднее вместо мяса стали использовать мех, причём лечебным считались его магнетические силы. Их использовали и для удаления бородавок, с которыми издавна были связаны суеверия о кошках. К примеру, девятикратное прикосновение к хвосту дохлой кошки гарантировало успех дела, если это происходило под молодым месяцем. Особенно в деревне люди, подобно Тому Сойеру и Геку Финну, верили в эффективность такого способа. Говорят, некоторые верят и сейчас. В 1981 году в США в списке бестселлеров 21 неделю держалась книга «101 практический совет по применению дохлой кошки». Она разошлась тиражом 2,1 миллиона экземпляров! .
Кошка является и связующим звеном между мирами, и одновременно жертвой. На Руси существовало поверье, что на молодых можно навести порчу, если подложить им в брачную постель кошачью шерсть. Здесь кошка уже не является жертвой: ей не наносится никакого вреда, просто её шерстью пользуются для вызова магических сил. Таким образом, кошка тоже выступает как проводник между двумя мирами. Считается, что злого духа видят все слепорождённые животные. К этой категории, безусловно, относится и кошка. Не видя и не ощущая вокруг нас злых духов, мы никак не связаны с иным миром, в отличие от кошки, которая стоит на границе этих миров и приводит в «наш» мир существ из «иного» мира.
Слово «Мао» - звуковое подражание голосу кошки – по-китайски означает «зерно» (в Древнем Египте кошек называли «мяу»). Иероглиф «Мао» состоит из иероглифа «тьен» (поле), «цзао» (трава) и «чао» (монстр). Всё это сложное сочетание означает, что кошка уничтожает чудовищ на поле, находясь на защите границы между мирами.
По словам А. Н. Афанасьева, «в настоящее время уже понятно всё важное значение тех исторических материалов, которые сохраняются в народных преданиях, обычаях и поверьях Народ не выдумывал, он рассказывал только о том, чему верил» .
Таким образом, изучив мифы, поверья, легенды, в которых упоминается о кошке, мы выделили её 4 основные функции: «кошка-демон», «кошка-домовой», «кошка-участница творения мира» и «кошка-проводник между двумя мирами». Мы не ставили перед собой задачу сопоставить эти «роли». Для нас было важно определить традиционные функции кошки в системе народных верований, приняв их за точку отсчёта в рассмотрении этого образа. Мы увидели её двойственность. В зависимости от функций кошки меняется и отношение к ней. Иногда люди считают её домашним и «своим» существом, которое помогает и приносит пользу. Иногда же кошка, наоборот, считается «чужой». Эти знания могут служить источником «для определения моральных убеждений человека, так точно, как и для уяснения различных сторон его жизни современной и прошедшей».
2. Образ кошки в народных сказках.
Прослеживая эволюцию образа кошки в литературе, мы обратились к текстам народных сказок. Основная цель, которую мы ставили при изучении фольклорных произведений, - выявить, изменяются ли традиционные функции кошки в зависимости от жанра литературы и эпохи.
Сказки о животных любят дети и взрослые. В репертуаре каждой матери есть непременно несколько таких сказок. Бесхитростные сюжеты легко запоминаются, знакомые образы кота, петуха, зайца вызывают живое восприятие и эмоциональный отклик. Поэтизация привычного заставляет ребенка по-новому смотреть на мир.
Мир зверей может быть интересен и сам по себе, но в сказках он «одухотворён и домыслен человеческим воображением. Мир зверей предстаёт в них как форма выражения мыслей и чувств человека, его взглядов на жизнь. Говорящие животные, рассуждающие и ведущие себя, как люди, становятся поэтической условностью, которая помогает более точному выражению миропонимания» .
В сказке отражена история доверия человека к домашнему животному. Одновременно с архаическим взглядом на животное формируется и сюжет семейного счастья, воплощённого в цветочках на подоконнике, уюте, тепле и мурлыкании домашнего зверя.
В отличие от русских, в сказках других народов, кошка часто фигурирует как обычное животное, т. е. не совершает никаких человеческих поступков, не говорит по-человечески и т. п. Но иногда образ кошки-животного оказывается обманчивым. Например, в английской сказке «Кошачий король» хозяева всю жизнь считали своего чёрного кота самым обычным животным. Но однажды уже состарившийся кот узнаёт из рассказа хозяина о странных кошачьих похоронах в лесу. Тогда кот убегает, произнося перед этим фразу: «О небо! Значит, старый Питер преставился и теперь я – кошачий король».
В отличие от сказок о животных, в волшебных сказках кошка обладает ещё и чудодейственной силой. Наряду с другими животными: «сивкой-буркой», «уткой с золотым яйцом», щукой, вороном, собакой и др. , она часто выполняет функцию помощника . Кошка помогает своим друзьям или хозяину спастись от смерти или избежать каких-либо других неприятностей, нередко вмешиваясь в ход событий и управляя им. Например, в английской сказке «Как Джек ходил счастье искать» кот в компании с другими животными помогает герою спастись от разбойников, пугая их своими криками.
Но это не мешает кошке иметь в разных сказках различный характер и облик. Иногда кошка совершает поступки бескорыстно, а иногда старается извлечь выгоду и для себя. Например, в сказке «Волшебное кольцо» кот Васька так хочет выслужиться перед хозяином и быть им более любимым, чем собака, что обманывает эту собаку и вступает с ней в ссору. Но что бы ни делала кошка, она всё равно старается помочь хозяину. В качестве примера бескорыстной помощи можно привести сказку «Мудрая жена», где человек продаёт кошку на корабль, отправляющийся в далёкую страну, где кошки не водятся. Там она помогает «корабельнику», к которому успела привязаться, убив угрожающих ему крыс только из чувства преданности, не руководствуясь корыстными соображениями. Потом новый хозяин – «корабельник» - продаёт кошку за большую сумму денег. Эта сказка отличается ещё и тем, что здесь кошка не говорит по-человечески, а является просто животным, в то время как в большинстве других сказок она действует как человек.
Плутовские свойства кошки сближают её с лисой. В сказке «Кот и лиса» кот даже женится на лисе, что делает эту пару очень значительной и сильной среди других животных. В данном случае мотив помощи кошки кому-либо отсутствует. Какой бы ни была кошка, она совершает все свои поступки обдуманно. Она очень хитра и подстраивает всё так, как ей удобно. И это вновь сближает её с лисой. Но иногда лиса становится врагом кошки. Это видно из сказки «Кот, петух и лиса», где лиса всё время пытается украсть и съесть петушка, а кот всё время спасает его и в конце концов наказывает лису, «заколотив» её насмерть.
В сказке «Баба-яга» кот, принадлежащий самой бабе-яге, помогает героине, попавшей в беду, за её доброту. Несмотря на это, он всё же является личным демоном хозяйки, что в славянской культуре не встречается нигде, кроме сказок.
Среди рассмотренных нами сказок не было найдено ни одной, где кошка, в отличие от лисы, являлась бы однозначно отрицательным персонажем. Тем не менее, фигура кошки двойственна, что ясно видно из приведённых нами народных поверий и примет. Кошка может принадлежать злым существам (например, ведьме, бабе-яге), красть что-либо у хозяев, врать, но она всё равно будет помогать или совершать разные другие положительные поступки. Цвет кошки в сказках может быть любым, но если предпочтение оказывается чёрному окрасу, то это свидетельствует о мистических чертах кошки.
В разных сказках образ кошки часто имеет черты других сказочных персонажей. Мы уже говорили о сходстве кошки с лисой. Она также может иметь и черты собаки – преданность и верность. Кроме того, кошка и собака соотносятся с парой диких животных – медведем и волком. Иногда кошка выполняет и функции этих животных. В Восточнославянских сказках нечистая сила (чёрт, кикимора и т. д. ) называет медведя «кошкой». Существует сказка, где медведь изгоняет из избы чёрта, который потом спрашивает: «Жива ли ещё большая кошка?» Сходный сюжет встречается в лужицкой быличке, где водяной, изгнанный медведем с мельницы, спрашивает у мельника, нет ли у него на мельнице «страшной кошки».
Таким образом, мы приходим к выводу о том, что сказки, продолжая мифопоэтическую традицию изображения кошки как зооморфного существа, наделяют этот образ ещё и своим характером, напоминающим характер человека. Действует и говорит она соответственно эпохе и нравам той страны, где живёт. Кроме того, кошка приобретает ещё одну, свойственную ей функцию – «кошка-помощник». Несмотря на это, кошка продолжает оставаться таинственной, непостижимой, так как мотивы её поступков далеко не всегда ясны.
3. Образ кошки в литературных произведениях.
Мифопоэтические ассоциации, связанные с образом кошки, получают развитие в художественной литературе. О них писали, и будут писать. Нас интересовали вопросы: изменяются ли функции, а вместе с ними и образ кошки, в произведениях классической и современной литературы разных народов? стал ли ближе человеку образ кошки? Поэтому целью нашего исследования на данном этапе стало выявление традиционных и определение новых функций кошки в произведениях мировой литературы.
Древнейший литературный жанр, в котором издавна «поселились» кошки, - это басня, начиная с Эзопа («Кот и мыши»). В России басни приобрели популярность со второй половины XVIII века. Басенные коты олицетворяли такие людские пороки, как хитрость, жадность, коварство: «Свирепый тот мучитель-кот!» (А. Сумароков. «Кот и Мышь»), «под видом кротости он враг наш» (И. Дмитриев. «Петух, Кот и Мышонок»), «коты и все умны, но только лицемерны» (А. Измайлов. «Чёрный Кот»), «Что тягостно уму, того не нужно знать» (В. Жуковский. «Кот и зеркало»), «Известных я врагов всегда предпочитаю Друзьям, которые царапать мастера» (В. Пушкин. «Кот и Моська»), «Худые песни соловью в когтях у кошки» и «А Васька слушает да ест» (И. Крылов. «Кошка и Соловей», «Кот и Повар»). Возможно, первое появление не аллегорического кота встречается в «Карикатуре» (1791 г. ) И. Дмитриева: «Всё тихо! Лишь на кровле мяучит тощий кот».
А. С. Пушкин «впустил» кошек в дружеские послания: «Мурлыча, в келье дремлет спесивый старый кот» («Послание Галичу»), в сатирические и юмористические стихи и поэмы «Гусар», «Тень Фонвизина», «Домик в Коломне». Мы сегодня не представляем себе поэмы «Руслан и Людмила» без учёного кота, что «ходит по цепи кругом». После А. С. Пушкина, который «ввёл в русскую поэзию образы животных в обыденности», кошка прочно «поселяется» в литературе XIX века, особенно в романтических произведениях.
В 1825 году появилась повесть Антония Погорельского «Лафертовская маковница», которого по праву считают зачинателем русской фантастики. Природа фантастики в повести представляет собой слияние двух традиций: народной сказки и гофмановских мотивов. Сюжет повести основан на народных суевериях, предрассудках, чертах народной сказки и представлениях простого человека о добре и зле.
Читатель тех лет не мог не вспомнить сказку «Золотой горшок» и Луизу Рауерин, совмещавшую колдовство с продажей яблок, и её чёрного кота, способного, как и кот старухи из «Лафертовской маковницы», к перевоплощениям. «Бросив нечаянно взгляд на чёрного кота, она <Маша> увидела, что на нём зелёный мундирный сюртук; а на место прежней котовой круглой головки показалось ей человеческое лицо, которое, вытараща глаза, устремляло взоры прямо на неё». «Она отворила дверь и оцепенела!. На скамье сидел мужчина небольшого росту, в зелёном мундирном сюртуке; то самое лицо устремило на неё взор, которое некогда видела она у чёрного кота». Здесь явственно прослеживается роль кота-помощника колдуньи.
В повестях Н. В. Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала» и «Майская ночь, или Утопленница» нечистая сила сама перевоплощается в кошку для нанесения вреда другим. «Страшная чёрная кошка крадётся к ней; шерсть на ней горит, и железные когти стучат по полу. В испуге вскочила она на лавку, - кошка за нею. Перепрыгнула на лежанку, - кошка и туда, и вдруг бросилась к ней на шею и душит её. С криком оторвавши от себя, кинула её на пол; опять крадётся страшная кошка. На стене висела отцовская сабля. Схватила её и бряк по полу – лапа с железными когтями отскочила, и кошка с визгом пропала в тёмном углу. Целый день не выходила из светлицы своей молодая жена; на третий день вышла с перевязанной рукой. Угадала бедная панночка, что мачеха её ведьма и что она ей перерубила руку». («Майская ночь, или Утопленница». )
«Басаврюк ударил кулаком, и стена зашаталась. Большая чёрная собака выбежала навстречу и с визгом, оборотившись в кошку, кинулась в глаза им. «Не бесись, не бесись, старая чертовка!» - проговорил Басаврюк Глядь, вместо кошки старуха, с лицом, сморщившимся как печёное яблоко, вся согнутая в дугу; нос с подбородком словно щипцы, которыми щёлкают орехи». («Вечер накануне Ивана Купала». )
В другой гоголевской повести «Старосветские помещики» кошка не является самостоятельным носителем зла, но она предвещает смерть тем, кто привязан к ней. Идиллическая картина поместного быта, споры Пульхерии Ивановны и Афанасия Ивановича о достоинствах животных, казалось бы, не предвещают драмы. Н. В. Гоголь подытоживает спор стариков развёрнутой справкой о хищниках-котах, заманивших серенькую кошечку. Возвратившись к старушке, «бегляночка» уже «набралась романтических правил», и недолго остаётся при хозяйке. Символическое значение кошечки связано с мотивом смерти. «В мифопоэтике Гоголя приход – уход животного означает космологическое преобразование, раздел мира на живое и мёртвое» .
«Кошачья» тема естественным образом вписывается и в литературную сказку. В анималистической литературе кошки всё больше утверждаются как существа особенные, со своим внутренним миром, с чувством собственного достоинства и удивительной проницательностью. Такова «Кошка, которая гуляла сама по себе» Р. Киплинга. По мнению писателя, природное начало, объединяющее мир в единое целое, торжествует над всеми другими законами. Союз Женщин и Кошек с незапамятных времён привлекал всеобщее внимание. Что же их объединяет? Наверное, красота, грация и умение чувствовать. Самой природой обусловлено стремление Женщины нравиться всему миру. Вот тут-то и появляется из-за туманного горизонта, под полной луной, неясный и таинственный силуэт Кошки. Она становится союзницей женщины и одновременно отстранённым наблюдателем того, что происходит вокруг в этом непростом мире.
Кошки, видимо, появились неслучайно среди людей и стоят так близко к женщинам. Считается, что кошка живёт с человеком уже несколько тысячелетий. Первые её изображения и первые скульптуры относится к древности. В Турции, близ селения Хацилар, найдены статуэтки, которые датируются шестым тысячелетием до нашей эры. Основной сюжет: женщина играет с кошками.
Женщина стала инициатором приглашения Кошки в дом, причём, едва ли не основной причиной являлись мыши, которых боялась Женщина. Во все времена ловля мышей была для кошек как бы спортом, игрой, а не основным источником пропитания. С большим основанием можно предположить, что главную роль всегда играла особая кошачья эстетика, близкая женщинам. Именно это привело к тому, что кошка оказалась в Доме Человека на привилегированном положении – она единственная из всех животных уютно располагалась на коленях хозяйки около очага, ласкаемая и всегда накормленная не за что-то конкретно сделанное, а просто за то, что она есть. Женщине удалось отстоять перед мужчиной, считающим Кошку бесполезным животным, кошкины и, конечно, свои интересы. Кошка же, выступая в роли помощника, не лишается свободы и независимости, она оставляет за собой право жить так, как ей хочется: «Я, Кошка, хожу где вздумается и гуляю сама по себе» .
Эту женско-кошачью тему своеобразно раскрывает наш современник Виктор Пелевин в рассказе «Ника». Здесь кошка выступает в качестве образа сравнения с женщиной. Автор мастерски осуществляет их подмену, которую читатель обнаруживает только в конце повествования: загадочная и необъяснимая Ника оказывается сиамской кошкой. «Я неизменно удивлялся - почти все книги, почти все стихи были посвящены, если разобраться Нике – как бы её ни звали и какой бы облик она ни принимала» Герой рассказа – скептик, «несчастный скиталец в родной земле», героиня противопоставлена ему. Живя в чувственно-созерцательном мире, она оказывается выше и цельнее героя. Он или пытается проникнуть в её особенный духовный мир, чуждый для него, в надежде обновления и возрождения души, или оказывается неспособным воспользоваться тем шансом, который сама судьба посылает ему, и не слышит или не хочет услышать зов женской души, не может до конца понять её чувства. «Такая трактовка взаимоотношений литературного героя и героини идёт от <Пушкина, Толстого> и Достоевского и продолжается в литературно-критической традиции середины XIX века (Статья Чернышевского «Русский человек на rendez-vous», «тургеневские девушки» и т. п. )» .
В национальной литературной традиции героиня – натура духовная, способная на героическое действие. Будучи неповторимой индивидуальностью, она обладает способностью страдать и жертвовать собой. Смысл её жизни – любовь.
Одухотворённость Ники, которая ввела в заблуждение героя, так и остаётся для него загадкой. Он начинает понимать, что имеет дело «не с реально существующей Никой, а с набором собственных мыслей о ней». «Единственным чувством, которое я испытывал, была моя обычная зависть по поводу того, что от меня опять ускользают какие-то грани мира» Ника же не просто видит, она способна разрешить эту мировую загадку, так как живёт «умом сердца».
Наряду с «женской», наверное, можно говорить и о «мужской кошачьей» теме. В особую группу можно выделить сказку Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес», роман Э. Т. А. Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра» и повесть Сосэки Нацумэ «Ваш покорный слуга кот». О героях этих произведений можно сказать словами В. Ходасевича: «в забавах был так мудр и в мудрости забавен» . Эти животные философски оценивают мир и всё, что в нём происходит. Порой коты рассуждают логически и мыслят лучше, чем люди; дают им советы, заставляют о многом задуматься и найти ответы на множество вопросов.
Вы задаётесь вопросом «куда идти»? Чеширский кот (Л. Кэрролл. «Алиса в стране чудес») ответит вам: «Смотря куда ты хочешь попасть Куда-нибудь ты обязательно попадёшь. Нужно только достаточно долго идти». «Если не знаешь, что сказать, говори по-французски! Когда идёшь, носки ставь врозь! И помни, кто ты такая!» - это всё советы, к которым и сегодня будет не вредно прислушаться.
«Джон Кемени ставит вопрос Алисы и знаменитый совет Кота эпиграфом к главе о науке и нравственных ценностях в своей книге «Философ смотрит на науку». Ответ кота чрезвычайно точно выражает извечный конфликт между наукой и этикой. Как указывает Кемени, наука не может сказать нам, в каком направлении следует идти, однако, после того как решение будет принято, она может указать наилучший путь к достижению цели».
Загадка улыбки Чеширского кота не менее привлекательна, чем улыбка Моны Лизы. Во времена Л. Кэрролла часто говорили: «улыбается, как чеширский кот». Существуют две теории, пытающиеся это объяснить. Согласно первой из них: в графстве Чешир, где родился Кэрролл, некий неизвестный маляр рисовал ухмыляющихся львов над дверьми таверн. Согласно второй, чеширским сырам придавали одно время вид улыбающихся котов. «Это особенно в стиле Кэрролла, - утверждает доктор Филлис Гринейкер, автор психоаналитической работы о Кэрролле, - ибо в таком случае можно принять фантастическую идею, что кот из сыра может съесть крысу, которая съела бы сыр!».
Если вы ребёнок или сохранили в себе крупицу детства, то без труда заметите сказочную улыбку на усатой рожице своего кота, а если вы повнимательнее присмотритесь к своему любимцу, то, вероятно, заметите не просто улыбку, а усмешку, которая становится реакцией на окружающий мир.
Литература, заставившая говорить животных, опирается на фольклорные и басенные мотивы. Она обращается к формам повествования, которые обходились без фантастических элементов, но не менее убеждали читателя в истинности художественной условности. Т. Э. А. Гофман выбирает героем своего произведения кота «как воплощение идеи рутины и успокоенности». В «Житейских воззрениях кота Мурра» учёный кот пишет свои глубокомысленные размышления на бумаге из дневниковых записей своего хозяина, композитора Крейслера. Автор сталкивает разные взгляды своих героев: реалистический и идеалистический (животного и человека). Если бы на месте животного-рассказчика был человек, то история при всей её гротескности не была бы такой эффектной. «Разумный, высокопросвещённый, философический и поэтический кот Мурр» выступает обличителем жизненного уклада, примитивности повседневности. Он знает, как надо «правильно» жить, но человек его не спрашивает, а кот не отвечает на вопросы, которые ему не задают. «Так ещё раз подтвердилась та истина, что с преждевременно созревшими гениями дело на лад не идёт. Они или увядают, коснея в безличной и бездушной холодности, и теряются в толпе посредственностей, или же слишком рано уходят из жизни. Бедный Мурр!».
Уже в самом названии повести Сосэки Нацумэ «Ваш покорный слуга кот» скрыт тонкий юмор. Эта короткая фраза звучит так по-старомодному учтиво, будто читателям представляется грамотей, искушённый в книжной премудрости. И не удивительно: заговорил кот школьного учителя. Наслушавшись в доме своего хозяина умных разговоров об идее «сверхчеловека», он возомнил себя существом необыкновенным. Комизм ситуации состоит в том, что кот начинает мерить мир меркой своего маленького мирка с полным чувством собственного превосходства. Хозяин кажется ему «придурковатым», выходки, чудачества хозяина – верх нелепости. Наивные суждения кота не только забавляют, они дают почувствовать нелепость окружающей жизни. Повесть начинается в тонах мягкого юмора и перерастает в гневную сатиру. Недаром это произведение часто сравнивают с «Путешествием Гулливера» Дж. Свифта. Шутка больше не в силах замаскировать трагедию, скрыть гнев и отчаяние. Главный герой повести учитель Кусями, человек большого ума и сердца, задыхается в душном «кошачьем» мирке. Герои повести – коты и люди. Они говорят серьёзно о несерьёзных вещах и наоборот. Читатель должен это помнить, иначе он может уподобиться простодушному коту. Коты в повести – это маленькие человечки в масках. Среди них сохраняются те же социальные различия, что и среди людей, ведь они живут в мире, где служанка часто расценивается ниже кошки. В повести они на роли клоунов: разыгрывают интермедии между основными номерами. Но если коты похожи на людей, то верно и обратное: многие люди напоминают животных. Если человек таков, как кот Сосэки Нацумэ, то можно только повторить вслед за Н. В. Гоголем: «Скучно на этом свете, господа!».
90-е годы XX века принесли новую волну литературной любви к кошкам, и Кадзуси Хосака – один из наиболее ярких представителей «кошкофилии».
В рассказе «Радость жить» главный герой не просто ценит и любит кошку. Для него она является смыслом жизни, чем-то ценным и незаменимым. Человек редко задумывается над тем, что такое жизнь и как он живёт. Маленький слепой котёнок помогает герою осознать, что жизнь значима, если знаешь, для кого (чего) живёшь. «Люди говорят о радостях жизни или о её печалях, но сам я предпочитаю говорить о радости жить». Традиционный образ кошки-помощника приобретает более глубокое звучание: маленький котёнок – символ новой жизни – помогает герою осознать своё жизненное предназначение, смысл жизни как таковой.
Осмысляя роль образа кошки в художественной литературе разных жанров, эпох и народов, приходим к выводу о том, что он не только повторяет известные мифологические и сказочные функции, но и приобретает новую, более значимую, так как становится для человека проводником в жизни, указывающим верный путь. Ни одному другому животному такая роль до сих пор не отводилась. Кошка, выступая в произведениях мировой литературы как олицетворение уюта, тепла и покоя домашнего очага, как воплощение игривости, мудрости или коварства, заставляет нас задуматься о самих себе. Всмотревшись в образ кошки внимательнее, мы обнаруживаем сходство с человеческим миром. Поэтому становится понятно, почему в литературе появляются женская и мужская «кошачья» темы. Тем не менее, образ самой кошки всё-таки остаётся таинственным и загадочным.
2. Заключение.
«Экологическая этика» нашего времени требует от людей осознания своих взаимоотношений с природой и умения ставить себя на место другого. Как отмечает М. Эпштейн, «современный уровень развития цивилизации выявил в животных поразительную уязвимость, неприспособленность» . И, всматриваясь пристально в образ кошки, человек теперь видит в ней свою собственную участь. В работе мы попытались увидеть этот кошачий образ с помощью функций, которые она выполняет.
Исследовав долгий путь кошки в литературе от мифов, поверий, легенд – к сказкам – пословицам и поговоркам – басням – авторским произведениям разных жанров и культур, мы пришли к выводу, что она «научилась играть» разные роли: «кошка-демон», «кошка-домовой», «кошка-участница творения мира», «кошка-проводник между мирами». Следует отметить, что, помимо традиционных, она приобретает и новые функции: «кошка-помощник», «кошка-предвестник смерти хозяина», «кошка-философ», «кошка-проводник человека в жизни».
Ценность этого животного настолько велика, что её невозможно измерить привычными мерками.
Существующие народные предания, обычаи и поверья о таинственном животном помогают человеку уяснить особенности различных сторон его прошлой и настоящей жизни.
Сказки, продолжая мифопоэтическую традицию изображения кошки как зооморфного существа, наделяют этот образ ещё и своим характером, напоминающим характер человека.
В художественном произведении кошка становится не просто объектом изображения, она – наравне с человеком – одно из главных действующих лиц.
Мы увидели, что образы кошек в мировой литературе наполнены многообразным смыслом. Этот образ постоянно меняется, так как практически всегда кошка ведёт двойную жизнь. Именно поэтому невозможно раз и навсегда запечатлеть неизменный, устоявшийся образ этого животного. Кошка всегда разная, как человек и весь постоянно изменяющийся мир. Параллелизм кошачьего и человеческого миров очевиден. Тем самым кошка заставляет нас задуматься о самих себе. По словам Б. Чичибабина, «Под плач кошачий думаю: кто мы? Так недобры и так неблагодарны».
О кошке, казалось бы, мы знаем всё, но понимаем ли её, а значит, и себя? Выполненная работа помогла нам по-новому посмотреть на проблему взаимоотношений человека с окружающим миром. Исследовательская работа не претендует на полноту освещения проблемы. Нам представляется возможным в будущем рассмотреть вопрос, касающийся мотивов поступков кошки в литературных произведениях.
Комментарии